Рыбный Мурман. 1970 г. Ноябрь.

С Л Е Т УДАРНИКОВ 20 ноября ■ кинозале ДМО проходил яторой слет ударни­ ков коммунистического труда сельдяного флота. 144 делега­ та представляли ка этом см* те почти двухтысячную армию разведчиков будущего. На слете работало три секции: по вопросам производства, тех* ники безопасности, культурно' му обслуживанию моряков. 0 НОРВЕЖСКОМ ПРОМЫСЛЕ СЕЛЬДИ летом 1970 года Л ЕТОМ 1970 года научно исследовательские и промысло­ вые суда Норвегии усилили поисковые работы в Орк­ нейско-Шетландском, Гебридском районах и в приле­ гающих к ним водах. По мнению норвежских ученых, запасы сельди в водах Западной Англии находятся в удовлетворитель­ ном состоянии и менее истощены по сравнению с другими райо­ нами. В сентябре 1970 года на борту НИС «Саре» планировались расширенные исследования сельди и скумбрии в районах Орк­ нейском, Гебридском, в вода? Ирландии и далее на запад до банки Роккол. По выражению газеты «Фискарен», богатые уловы сельди летом 1970 года к западу от Шетландских островов и к северу от Гебрид (остров Рона) явились неожиданностью чдля норвеж­ ских промысловиков. Ранее в отчетах промысловой разведки Норвегии об этих скоплениях сельди не сообщалось. За период с начала года до середины сентября в основном в северо-западной части Северного моря и в водах западнее Шотландйи кошельковым флотом Норвегии было выловлено 2,2 миллиона гектолитров сельди. Например, в августе в Орк­ нейско-Шетландском районе группой кошельковистов в соста- ве 70 единиц было добыто 135705 гектолитров сельди, что со­ ставило шесть тонн на сутки промысла. Наряду с сельдью в этом районе облавливалась и скумбрия. В отдельные дни в конце августа средние уловы составляли до 50 тонн сельди и 50 тонн скумбрии. В середине сентября промысел был приостановлен в Гебридском районе, несмотря на хорошие запасы сельди. Су­ да перешли на прибрежный промысел жирной сельди у побе­ режья Гельголанда (Северное море). В связи с сокращением запасов сельди в традиционные районах лова норвежские научно-исследовательские суда нача­ ли исследования сельди также в водах Лабрадора, Ньюфаунд­ ленда и вблизи залива Св. Лаврентия. А. КЛИ1ИЕНКОВ, сотрудник Северной промразведки. Р Б 3 Е Р В Ы Е С Т Ь И НА ХОРОШЕМ КИПАЖ тра у л е р а «Мета* успешно ра­ ботает в завершаю­ щем году пятилетки. Он до- сгодао справился е задани­ ем одиннадцати месяцев по заготовке рыбного полуфаб­ риката и сейчас прилагает все силы к тому, чтобы вы­ полнить обязательство, взя­ тое в честь XXIV съезда КПСС. Недавно хозрасчетная ко­ миссия управления тралово­ го флота рассмотрела итоги финансово - хозяйствен н о й деятельности экипажа за де­ вять месяцев. Они свидетель­ ствуют, что моряки «Меты» (капитан Толстов В. А.) ста­ раются хозяйствовать рас­ четливо и бережливо, делом о т в е ч а ю т на Письмо ЦК КПСС, Совета Минист­ ров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ об улучшении ис- нользования резервов произ­ водства и усилении режима экономии. За десять месяцев коллек­ тив корабля в ы р а б о т а л 15.720 центнеров полуфаб­ риката при плане 13700 центнеров. Следует отме­ тить, что план перевыпол­ нялся ежеквартально. Эки­ паж заготовил охлаждённого полуфабриката значительно больше, чем предусматрива­ лось заданием. Клипфиска за девять месяцев выработа­ но 262 центнера при плане 180, рыбьего жира 308 цент­ неров при плане 165, рыбной муки 1480 центнеров ври плане 1065 центнеров и кон­ сервов 110.325 банок (план 98.300). За счет сверхпланового выпуска, продукции, . повы­ шения сортности доходы от реализации увеличены но сравнений с планом на 155 тысяч рублей. Получено i3 2 тысячи рублей сверхплано­ вой прибыли. Моряки сэкономили зна­ чительное количество топли­ ва н смазочных материалов, сократили расход орудий ло­ ва. Себестоимость центнера обезличенной продукции сни­ жена против плана на 91 ко­ пейку. Цифры эти не могут не радовать. Но, как показал разбор финансово-хозяйст­ венной деятельности, коман­ дованию корабля, партийной ©рганизации, профсоюзным и комсомольским активис­ там есть еще над чем пора­ ботать. Резервы повышения эффективности производства имеются и довольно значи­ тельные. По трем статьям _ сметы (вспомогательные материа­ лы, расход соли, охрана тру­ да) допущен перерасход бо­ лее чем в 6 тысяч рублей. А это свидетельствует о не­ дооценке моряками эконо­ мии по этим видам затрат и о елабо налаженном, учете материальных ценностей. Факт" более значительного перевыполнения задания по Выгреву рыбьего жира по сравнению с выработкой кон­ сервов также должен заста­ вить задуматься моряков. Ведь если бы больше пече­ ни направлялось на выпуск консервов, то реализация, а следовательно, и прибыль, были бы выше. Немалые резервы повы­ шения эффективности произ­ водства заключены в повы­ шении экономического уров­ ня знаний моряков. Но эко­ номической учебой на судне охвачены не все моряки. И на это члены хозрасчетной комиссии указали капитану и его старшему помощнику тов. Кукушкину И. И, XXIII съезд КПСС отме­ чал, что в новых условиях хозяйствования необходимо усилить внимание к матери- ЗА ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА • альным и моральным стиму­ лам производства, к органи­ ческому сочетанию их, ук­ реплению трудовой дисцип­ лины. И в этом отношении предстоит еще многое улуч­ шать и совершенствовать. По итогам работы в чет­ вертом рейсе экипаж полу­ чил 1082 рубля премии из фонда материального поощ­ рения. ' Котельный машинист Кавалир П. С. за нарушения дисциплины был лишен пя­ тидесяти процентов премии из фонда заработной платы. Но вот премию из фонда ма^ териального поощрения он получил полностью. Спраши­ вается, для чего нужно бы­ ло поощрять нерадивого мо­ ряка и принижать тем са­ мым значение материального стимула? Командованию корабля, партийным, профсоюзным и комсомольским активистам следует проанализировать свои успехи и упущения с тем, чтобы к XXIV съезду КПСС придти с еще более высокими производственно- финансовыми показателями. А. САВИН, экономист планового отдела управ­ ления тралового флота. хая, и хоть с часовыми так­ же разделались быстро, но были замечены. Хорошо, что операция была спланирова­ на четко. Катера уже ждали разведчиков, и когда те е •языками» были на берегу, моряки быстро приняли всю jppynny на борт и быстро ото­ шли. Вражеский артилле­ рийский огонь не причинил никакого вреда. Здесь стоит вспомнить, что Михаил Дмитриевич служил действительную в 1930—33 гг. в Краснознаменной дивизии, в которой комсостав был еще времен гражданской войны. Люди были закален­ ными, преданными, способ­ ными в любое время на под­ виг. Молодежь училась у них стойкости. А разведчи­ кам Отечественной было не­ легко. Даже физически. До­ статочно сказать, что неред­ ко катера не могли подойти ■плотную к суше и трапы приходилось держать людям, стоящим по грудь в ледяной воде. Однажды и Михаилу Дмитриевичу .довелось там поступить. В 1943 году он стал кандидатом партии пе­ ред самой операцией. И сни­ мок военных лет, который мы здесь публикуем, сделан именно в это время. В числе других разведчиков Михаил Дмитриевич награжден орде­ ном Красной Звезды. Его »рудь украшают также ме­ дали «За победу над Герма­ нией», «За оборону Совет­ ского Заполярья». Память о тех временах — и значок «Отличник Военно-Морско­ го Флота». Наши судоремонтники в годы войны базировались на Трех _ Ручьях — там было Спокойнее под защитой со­ пок, а главное — зенитных батарей. К концу 1945 года, мастерские снова были от­ крыты в порту. Сюда и при­ шел после демобилизации Михаил Дмитриевич. Быстро начал расти рыболовный флот: возвращались с «воен- ки» старые суда, поступали трофейные и из новостроя. Особенно много появилось средних траулеров, которые составляли основу нового до­ бывающего предприятия — «Мурмансельди». А новые корабли мы заказывали в странах Скандинавии и Гер­ мании, в Бельгии и Англии. Флот рос и качественно: в строй встали рефрижератор­ ные траулеры кормового траления, современные ди­ зельные суда. Судоремонт­ никам работы прибавилось. Об этом подробно говорить не стоит — перед нашими глазами огромные заводские корпуса, современная погру­ зочная техника, у причалов корабли — последнее слово промысловой техники. Важнее сказать о другом — о том, как изменился сам характер судоремонта. Было время, когда каждую деталь, требующую ремонта, прихо­ дилось делать на ходу — по эскизам, а иной раз, как го­ ворится, «по месту», по не­ посредственному указанию механика или штурмана. Сейчас судоремонтник чаще ванят разборочно-сборочны- ми работами, стали широко применяться запчасти. Раз­ борка многих узлов делает­ ся с помощью различных приспособлений. И эти изме­ нения также прошли при не­ посредственном участии Ми­ хаила Дмитриевича Наумо­ ва, который прошел путь от слесаря до начальника цеха. После объединения двух крупнейших участков — слесарного и механического — он стал старшим масте­ ром. Много лет отдал вете­ ран любимому делу, знает его досконально. От его уме­ ния и опыта зависит чет­ кость в осуществлении меж­ дурейсового ремонта, кото­ рый, как известно, проводит­ ся в сжатые сроки. На заво­ де много молодежи и о ней — особая ; забота. Михаил Дмитриевич не раз был в со­ ставе партбюро и завкома профсоюза, так что имеет до­ статочный опыт и воспита­ тельной работы. Старый коммунист прояв­ ляет заботу и о росте пар­ тии. Буквально в эти дни за успехи в соревновании был вручен переходящий вымпел бригаде, которой руководит Юрий Васильевич Репин­ ский. Рекомендацию в пар­ тию этому передовому про­ изводственнику давал в свое время Михаил Дмитриевич. И таких воспитанников у него немало. Не без влияния старшего мастера поднялась до больших высот бригада слесарей Василия Николае­ вича Михайлова. Это первая бригада коммунистического труда, она носит звание «Имени 50-летия Советской власти». Во всех бригадах есть но­ вички. Вот комсомолец Же­ ня Клементьев. Он впервые стал агитатором. А Михаил Дмитриевич — старший аги­ татор. Он отвечает за подго­ товку к выборам в народные суды. Ветеран, конечно, не мог не побеседовать с Же­ ней. Он подсказал ему, в чем заключаются обязанности агитатора, что надо знать о судах, как вести себя с изби­ рателями чтри знакомстве и Т. д. В агитколлективе цеха - г 31 человек. Работы стар­ шему агитатору хватает. А ведь этот производственник не молод — на днях ему ис­ полнится 61 год. Но кто зна­ ет Михаила Дмитриевича, видит его — подвижного, от­ зывчивого, заботливого — скажет, как мы говорим обычно об уважаемых лю­ дях: «Молод душой, годы — не помеха». Вот почему и хочется высказать ему доб­ рые пожелания: «Успехов в труде вам, Михаил Дмитрие­ вич, крепкого здоровья!» ...Имя Михаила Дмитрие­ вича — в «Золотой книге». Но портрет ветерана был бы неполным, если бы его не украсить заслуженными на­ градами: М. Д. Наумов на­ гражден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Он отличник социалистического соревнования в рыбной про­ мышленности, ударник ком­ мунистического труда. П. ВЫСТРОУМОВ. I I I I I I I I I I I I I I НОВОСТИ МИРОВОГО СУДОСТРОЕНИИ ПЛАВУЧИЙ ИНСТИТУТ В апреле нынешнего года ъ Польше начато строительства первого в истории судостроения! страны научно-исследователь­ ского судна «Профессор Сед- лецкий». По существу это бу­ дет универсальный плавучий^ научно-исследовательский ин­ ститут. Коллектив ученых на борту сможет заниматься изы­ сканиями в области морской флоры и фауны, планктона, гид­ ролокации косяков рыб, мето­ дами их лова, технологией пе­ реработки рыбы. В круг зада»* плавучего института входят так­ же исследования в области хи­ мии моря, ихтиологии, метеоро­ логии. Для обработки результа­ тов наблюдений и эксперимен­ тов будет оборудована цент­ ральная вычислительная лабо­ ратория. Проектом предусмотрена установка бесшумно работаю­ щей дизель-электрической уста­ новки. Она будет размещена в специальной шумопоглощающей камере так же„ как и другие «шумные» корабельные меха­ низмы. Оригинально решены проблемы регулирования ско­ рости судна и маневренности ЖЕЛЕЗОБЕТОН ДЕШЕВЛЕ $ f. • { ь Канаде спущены на воду две плоскодонные баржи с же­ лезобетонными корпусами для перевозки рыбы к консервным заводам. Длина каждой из них — 24,4 метра, а ширина чуть больше шести метров. Баржи оборудв- ваны рефрижераторными уста­ новками с охлаждающим раст­ вором. В трех танках каждого судна, которые могут загру­ жаться индивидуально или од­ новременно, можно перевозить до 90 тонн рыбы, Днище, палу­ ба, бортовые стенки и перебор­ ки изготовлены из железобетон­ ных элементов. Стоимость баржи ‘составляет две трети от стоимости метал­ лического судна такого типа. НЕТОНУЩИЕ РАДИОПЕРЕДАТЧИКИ Специалисты английской фирмы «Маркони Марин» соз­ дали оригинальный тип порта­ тивного переносного радиотеле­ фонного передатчика-приемни­ ка. Он предназначен для снаб­ жения судовых спасательных плотов. Аппарат обладает пла­ вучестью, а его конструкция та­ кова, что при сбрасывании за борт он не повреждается. Че­ ловек. оказавшийся за бортом» может, держась одной рукой за плавающий радиотелефон, уста­ новить связь со спасателями. Оригинальной конструкцией* предназначенной для подачи сигналов бедствия, является радиопередатчик, помещенный в плавучей емкости. Он также может быть сброшен в воду или всплыть с тонущего судна* Оказавшись в воде, передатчик начинает автоматически пода­ вать радиосигналы на частотах, которыми обычно пользуются спасательные еуда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz