Рыбный Мурман. 1970 г. Ноябрь.

К О Г Д А Р ЫБ А К В МОР Е РАССКАЗЫВАЕТ ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУК Ю. М СТЕНЬКО. На закончившемся недавно в Калининграде Всесоюз­ ном совещании работников рыбной промышленности большой интерес у собравшихся вызвало внеочередное сообщение доктора медицинских наук, заместителя ди­ ректора научно-исследовательского института гигиены водного транспорта Ю. М. Стенько, возвратившегося из Варны, где проходил четвертый международный симпо­ зиум по морской медицине. П РЕДСТАВ И Т Е Л И мировой морской ме­ дицины в последнее время очень интересуются психо - физическим состоя­ нием рыбаков на промысле, последствиями их пребыва­ ния в длительных рейсах. Проблема весьма актуальна, ибо связана со здоровьем человека, с приобщением его ко всему тому, чем живут люди на берегу. В основу медицинских ис­ следований положен прин­ цип изучения основных фаз развития компенсаторных изменений организма рыба­ ков при длительных плава­ ниях. Есть приказ министра рыбного хозяйства СССР, ограничивающий сроки пре­ бывания рыбака в море. Приказ основан на рекомен­ дациях медицинских работ­ ников и не подлежит реви­ зии. Однако иногда медики обнаруживают «храбрых» рыбаков, которым море по колено — по восемь меся­ цев подряд плавают иные... Какие же изменения в психике рыбака происходят даже в нормальном рейсе? Только к концу второго месяца пребывания в море в коллективе вырабатывается hjf /КпЬШ ритм СуДОЬиП ЛС1*о ни. На третий месяц идет адаптация, то есть рыбак входит в норму, привыкает к работе, а дальше развива­ ются процессы декомпенса­ ции, до поры до времени скрытые от окружающих. Функции организма напряга­ ются, и это может привести к предболезненному состоя­ нию. Подобное перенапряжение чревато серьезными послед­ ствиями, Поэтому ограниче­ ние сроков пребывания ры­ бака в море приобретает первостепенное значение. Медики ставят задачу по­ высить устойчивость челове­ ка к воздействию внешних факторов. Главным, так ска­ зать, укрепляющим момен­ том является сон. Спать на­ до не менее восьми часов в сутки, в одно и то же вре­ мя. Поэтому применяемый на наших судах скользящий график работы не обеспечи­ вает нормальный отдых че­ ловека. Что предлагают медики? Дело идет к тому, чтобы ор­ ганизовать работу судовых экипажей на промысле по- новому. На помощь должна прийти автоматизация про­ изводственных процессов. Например, ставится задача полностью вывести людей во время работы двигателя из машинного отделения, что­ бы они не подвергались воз­ действию шумов и вредных запахов. Один из факторов, отри­ цательно влияющий на здо­ ровье, — ограниченность двигательных возможностей рыбака, что приводит к обез­ движенности — гиподина­ мии нижних конечностей. Такое состояние чревато сни- WP41I0*? T^prvrrrrtror'o дррпрция, В районе экватора и сороко­ вых широт кровяное давле­ ние порой падает до 80/40— 70/35, что предрасполагает к возникновению сердечных болезней. Поэтому в таких условиях большое значение приобре­ тает специальный комплекс упражнений, компенсирую­ щий недостаток движения. Кроме того, для снятия пси- хо-физических напряжений медики рекомендуют преры­ вать каждый рейс двухднев­ ным заходом в иностранные порты для отдыха экипажа. Установлено, что отпус­ каемый ныне в море рацион питания ведет к медленно­ му, но неуклонному ожире­ нию, Сейчас в институте пи­ тания заканчиваются рабо­ ты по сбалансированию ра­ циона для моряков, находя­ щихся в тропиках. Установ­ лено, что дневной рацион в 7,5 тысячи калорий не обяза­ телен для всех категорий моряков. Для уменьшения ожирения рекомендовано принимать пищу через каж­ дые 3—4 часа. Перевозка пресной воды на промысел — дело хло­ потное. На ее расход прихо­ дится устанавливать жест­ кие нормы. Не за горами время, когда на всех судах будут установлены опресни­ тели. На новых судах теперь не будет танков для воды. Норма ее расхода повысит­ ся до 200—250 литров на человека в сутки. В связи с переходом ры­ баков на восьмичасовой ра­ бочий день возникает про­ блема, чем занять их в сво­ бодное время — минимум четыре часа в сутки. Над этим предстоит подумать ТТЙПТ- И культработникам, учителям, библиотекарям и т. д. Очень интересный опыт проводится у моряков тор­ гового флота в Риге. Здесь создаются постоянные эки­ пажи: примерно на сто су­ дов 130 экипажей. Этим упорядочивается система от­ пусков, создаются стабиль­ ные коллективы наподобие цеховых. В конце концов мы при­ дем к тому, что рыбак бу­ дет находиться на промысле только полгода, а остальное время — на берегу, чтобы человек мог заниматься чис­ то «земными» делами, в ча­ стности, принимать весомое участие в воспитании детей, приобщаться к кул ь т у р е и т. п. Но это не значит, что ры­ бак должен полгода отды­ хать. Болгарские медики ус­ тановили, что уже на грани двадцатого дня отпуска че­ ловеку требуются активные нагрузки. Ведь наши рыба­ ки, получая два месяца от­ дыха (вместе с отгульными днями), зачастую через ме­ сяц сами просятся на рабо­ ту. По-видимомуг во время полугодового пребывания рыбака на^ берегу он должен будет работать по сходной специальности (машинная команда — на ремонте су­ дов) или овладеть второй профессией. Таковы первичные реко­ мендации, вырабатываемые, представителями морской медицины, — во имя чело­ века, для блага человека. Нелегкий труд рыбака в ближайшем будущем дол­ жен существенно изменить­ ся. l l l i l l l l l l l l i l l l l l i l l l l l l l i l l l l l l lt l i l l l l l lH i ifH l l ll lif i il ll l ll llf l ll lf llf l ll l ll il ll l ll il llH I I I ll ll lIt l ll ll l ll ll ll l ll ll lH l llt ll ll l llU f l lf il l l ВЫСТУПЛЕНИИ «САМЫЙ ТРУДНЫЙ РЕЙС» Управление трал о в о г о флота сообщает, что факты, изложенные в этой коррес­ понденции («Рыбный Мур- мая» № 122 за 16 октября) нмелн место. По возвращении с про­ мысла рыбмастер тов. Ива- лов переведен на должность матроса. Рыбмастером на корабль направлен тов. Ре­ венко, имеющий стаж рабо­ ты по этой специальности три года. В настоящее время на БМРТ «Гоголь» возвращен тов. Фнногенов, который за­ креплен за этим кораблем в должности капитан-дирек­ тора. / В. РЕВНИВЦЕВ, зам. на­ чальника управления тра­ лового флота но кадрам. Четырнадцать лет назад АнатО* лий Родни приехал в Мурманск Через год перевез сюда семью» потому что пришелся по душё бывшему работнику калужского хлебозавода труд рыбака. Сиама* па плавал засолыциком, потомК стал мастером по обработке ры*> бы. Л На траулере «Сулин» никогда не возникало неприятностей из-за сдаваемого на плавбазы и в пор­ ту полуфабриката. Будь то окунь, треска, палтус — качество засол­ ки всегда высокое. Еще в 1965 году Анатолию Ивановичу было присвоено звание ударника ком* мунистического труда. Из года 9 год он его подтверждает. За от» личный труд удостоен медалей «За доблестный труд», «За трудо­ вое отличие». С. ДАНИЛОВ, Фото автора. Ш И В Ш И i "i- . -*r новый УПАКОВОЧНЫЙ АВТОМАТ Калининградским обье- , дине ни ем «Техрыбпром» разработана новая модель автомата для упаковки фи­ ле сельди в банки. Автомат, заменяющий труд десяти че­ ловек, успешно прошел ис­ пытания и получил путевку в жизнь. Заметки участника Ш междуна­ родной конференции но технике про­ мышленного рыболовства. РЫБОЛОВНОМУ ПРОМЫСЛУ —СОВЕРШЕННУЮ ТЕХНИКУ В ПОСЛЕДНИЕ годы в нашей стране, а также за рубежом стремительно развивается техника рыболовного промысла с ис­ пользованием новейших достижений физики, химии, математики, бионики и многих других наук. В числе основных проблем, над ко­ торыми работают специалисты про­ мышленного рыболовства, — совер­ шенствование методики и аппарату­ ры для поиска рыбы, а также слож­ ные проблемы прицельного траления и кошелькового лова в пелагиале. Именно эти вопросы были основны­ ми на трётьей международной кон­ ференции по технике промышленно­ го рыболовства, проведенной в ны­ нешнем году в столице Исландии — Рейкьявике. Непосредственное общение и воз­ можности дискуссий но актуальным проблемам с учеными- многих стран позволили нам, членам советской де­ легации, лучше оценить состояние мировой техники промышленного ры­ боловства, ее новейшие достижения и идеи дальнейшего развития. При обсуждении проблемы поиска рыбы большое внимание уделялось организационным аспектам промыс­ ловой разведки, как специализиро­ ванной службы рыбной промышлен­ ности. Причем специалисты некото­ рых стран высказывались за созда­ ние кооперированной 1 нгернацио- нальной поисковой службы с тем, чтобы исключить дублирование поис­ ков и таким образом снизить необхо­ димые затраты. В качестве положи­ тельного примера при этом отмеча­ лось сотрудничество поисковых су­ дов СССР, Исландии, Норвегии и Да­ нии по организации разведки исланд­ ской и норвежской сельди. В числе технических средств для целей поиска рассматривались воз­ можности эхолотов, гидролокаторов, телевизионных и фотосистем, спек* трофотометрии и лазеров, подводных телеметрических систем, самоле­ тов, вертолетов, искусственных спут­ ников Земли, буйковых морских станций н многих других устройств, приборов и методов. Среди интерес­ ных достижений в этой области сле­ дует отметить безикерционную «гре­ беночную» запись для эхолотов, изо­ бретенную в Японии, узконаправлен­ ный стабилизированный эхолот, бес- кабельные нетцзонды, эхосчетчики для определения количества рыбы, гидро­ локаторы для обнаружения тунца. Большое значение имеет создание в Англии секторного сканирующего гидролокатора для - наблюдения за процессом лова. При дальности дей­ ствия до 400 м и глубине трала до 90 м поле обследования имеет раз­ меры от 100 до 200 метров, что по­ зволяет видеть на экране весь трал от распорных досок до кутка, рас­ сматривая его с другого судна (свер­ ху, спереди, сзади, сбоку). Вопросы кошелькового лова каса­ лись промыслового опыта различных стран в этой области в разных райо­ нах Мирового океана и для разных объектов, особенно тунцов. Рассмат­ ривались проблемы проектирования и моделирования неводов, совершен­ ствование их конструкции, материа* лы для постройки неводов и их осна­ стки, приборы контроля за процессом лова, тактика лова. Интересные дан­ ные приводились, в частности, об ис­ пытаниях модели японского кошель­ кового невода, который автоматиче­ ски всплывает к поверхности моря после кошелькования. Развитие прицельного разноглу­ бинного тралового лова поставило перед специалистами целый ряд но­ вых задач, причем некоторые требо­ вания, как это часто бывает, оказа­ лись противоречивыми. Так, необхо­ димо увеличивать размеры тралов и скорость их буксировки. Но это огра­ ничивается мощностью судов. Значи­ тельный процент «пустых» тралений потребовал создания новой аппарату­ ры для слежения за рыбой и новой тактики прицельного лова. В дискуссии о канале связи с под­ водными системами телеметрическо­ го контроля за процессом лова неко­ торые специалисты отстаивали ка­ бельный канал, в то время как дру­ гие, и в частности японские, утверж­ дают, что акустический канал доста­ точно надежен. Для обучения и тренировки добыт­ чиков в береговых условиях в Анг­ лии, США и Норвегии ведутся рабо­ ты по созданию тренажеров на осно­ ве ЭВМ, которые моделируют реаль­ ную ситуацию на судне и окружаю­ щую обстановку в море. Отмечался повышенный интерес к вопросам под­ готовки кадров. Обсуждая в ходе конференции со­ временное состояние техники лова, участники ее в своих докладах и дис­ куссиях неизбежно касались и про­ блем будущего. Особо острое значе­ ние имеет проблема загрязнения оке­ ана промышленными отходами, что может вызвать в океане необрати­ мые, пагубные для рыболовства про­ цессы. Вместе с тем оценка возмож­ ного вылова рыбы в Мировом океане пересмотрена некоторыми специалис­ тами в сторону повышения и состав­ ляет, например, по данным специа­ листов США, 120—200 млн. тонне год. Подытоживая развитие основных направлений техники промышленно­ го рыболовства за последние годы, конференция указала на необходи­ мость ускорить процесс в деле созда­ ния электронного оборудования для поиска рыбы, количественной и ка­ чественной оценки ее скоплений; те­ леметрических систем контроля, мо­ делирующих тренажеров, широкого использования ЭВМ непосредственно на судах в целях совершенствования техники лова и управления флотом. Должны быть развернуты работы по автоматизации процессов лова. А. ФРИДМАН, доктор технических наук, профессор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz