Рыбный Мурман. 1970 г. Ноябрь.
К О Г Д А Р ЫБ А К В МОР Е РАССКАЗЫВАЕТ ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУК Ю. М СТЕНЬКО. На закончившемся недавно в Калининграде Всесоюз ном совещании работников рыбной промышленности большой интерес у собравшихся вызвало внеочередное сообщение доктора медицинских наук, заместителя ди ректора научно-исследовательского института гигиены водного транспорта Ю. М. Стенько, возвратившегося из Варны, где проходил четвертый международный симпо зиум по морской медицине. П РЕДСТАВ И Т Е Л И мировой морской ме дицины в последнее время очень интересуются психо - физическим состоя нием рыбаков на промысле, последствиями их пребыва ния в длительных рейсах. Проблема весьма актуальна, ибо связана со здоровьем человека, с приобщением его ко всему тому, чем живут люди на берегу. В основу медицинских ис следований положен прин цип изучения основных фаз развития компенсаторных изменений организма рыба ков при длительных плава ниях. Есть приказ министра рыбного хозяйства СССР, ограничивающий сроки пре бывания рыбака в море. Приказ основан на рекомен дациях медицинских работ ников и не подлежит реви зии. Однако иногда медики обнаруживают «храбрых» рыбаков, которым море по колено — по восемь меся цев подряд плавают иные... Какие же изменения в психике рыбака происходят даже в нормальном рейсе? Только к концу второго месяца пребывания в море в коллективе вырабатывается hjf /КпЬШ ритм СуДОЬиП ЛС1*о ни. На третий месяц идет адаптация, то есть рыбак входит в норму, привыкает к работе, а дальше развива ются процессы декомпенса ции, до поры до времени скрытые от окружающих. Функции организма напряга ются, и это может привести к предболезненному состоя нию. Подобное перенапряжение чревато серьезными послед ствиями, Поэтому ограниче ние сроков пребывания ры бака в море приобретает первостепенное значение. Медики ставят задачу по высить устойчивость челове ка к воздействию внешних факторов. Главным, так ска зать, укрепляющим момен том является сон. Спать на до не менее восьми часов в сутки, в одно и то же вре мя. Поэтому применяемый на наших судах скользящий график работы не обеспечи вает нормальный отдых че ловека. Что предлагают медики? Дело идет к тому, чтобы ор ганизовать работу судовых экипажей на промысле по- новому. На помощь должна прийти автоматизация про изводственных процессов. Например, ставится задача полностью вывести людей во время работы двигателя из машинного отделения, что бы они не подвергались воз действию шумов и вредных запахов. Один из факторов, отри цательно влияющий на здо ровье, — ограниченность двигательных возможностей рыбака, что приводит к обез движенности — гиподина мии нижних конечностей. Такое состояние чревато сни- WP41I0*? T^prvrrrrtror'o дррпрция, В районе экватора и сороко вых широт кровяное давле ние порой падает до 80/40— 70/35, что предрасполагает к возникновению сердечных болезней. Поэтому в таких условиях большое значение приобре тает специальный комплекс упражнений, компенсирую щий недостаток движения. Кроме того, для снятия пси- хо-физических напряжений медики рекомендуют преры вать каждый рейс двухднев ным заходом в иностранные порты для отдыха экипажа. Установлено, что отпус каемый ныне в море рацион питания ведет к медленно му, но неуклонному ожире нию, Сейчас в институте пи тания заканчиваются рабо ты по сбалансированию ра циона для моряков, находя щихся в тропиках. Установ лено, что дневной рацион в 7,5 тысячи калорий не обяза телен для всех категорий моряков. Для уменьшения ожирения рекомендовано принимать пищу через каж дые 3—4 часа. Перевозка пресной воды на промысел — дело хло потное. На ее расход прихо дится устанавливать жест кие нормы. Не за горами время, когда на всех судах будут установлены опресни тели. На новых судах теперь не будет танков для воды. Норма ее расхода повысит ся до 200—250 литров на человека в сутки. В связи с переходом ры баков на восьмичасовой ра бочий день возникает про блема, чем занять их в сво бодное время — минимум четыре часа в сутки. Над этим предстоит подумать ТТЙПТ- И культработникам, учителям, библиотекарям и т. д. Очень интересный опыт проводится у моряков тор гового флота в Риге. Здесь создаются постоянные эки пажи: примерно на сто су дов 130 экипажей. Этим упорядочивается система от пусков, создаются стабиль ные коллективы наподобие цеховых. В конце концов мы при дем к тому, что рыбак бу дет находиться на промысле только полгода, а остальное время — на берегу, чтобы человек мог заниматься чис то «земными» делами, в ча стности, принимать весомое участие в воспитании детей, приобщаться к кул ь т у р е и т. п. Но это не значит, что ры бак должен полгода отды хать. Болгарские медики ус тановили, что уже на грани двадцатого дня отпуска че ловеку требуются активные нагрузки. Ведь наши рыба ки, получая два месяца от дыха (вместе с отгульными днями), зачастую через ме сяц сами просятся на рабо ту. По-видимомуг во время полугодового пребывания рыбака на^ берегу он должен будет работать по сходной специальности (машинная команда — на ремонте су дов) или овладеть второй профессией. Таковы первичные реко мендации, вырабатываемые, представителями морской медицины, — во имя чело века, для блага человека. Нелегкий труд рыбака в ближайшем будущем дол жен существенно изменить ся. l l l i l l l l l l l l i l l l l l i l l l l l l l i l l l l l l lt l i l l l l l lH i ifH l l ll lif i il ll l ll llf l ll lf llf l ll l ll il ll l ll il llH I I I ll ll lIt l ll ll l ll ll ll l ll ll lH l llt ll ll l llU f l lf il l l ВЫСТУПЛЕНИИ «САМЫЙ ТРУДНЫЙ РЕЙС» Управление трал о в о г о флота сообщает, что факты, изложенные в этой коррес понденции («Рыбный Мур- мая» № 122 за 16 октября) нмелн место. По возвращении с про мысла рыбмастер тов. Ива- лов переведен на должность матроса. Рыбмастером на корабль направлен тов. Ре венко, имеющий стаж рабо ты по этой специальности три года. В настоящее время на БМРТ «Гоголь» возвращен тов. Фнногенов, который за креплен за этим кораблем в должности капитан-дирек тора. / В. РЕВНИВЦЕВ, зам. на чальника управления тра лового флота но кадрам. Четырнадцать лет назад АнатО* лий Родни приехал в Мурманск Через год перевез сюда семью» потому что пришелся по душё бывшему работнику калужского хлебозавода труд рыбака. Сиама* па плавал засолыциком, потомК стал мастером по обработке ры*> бы. Л На траулере «Сулин» никогда не возникало неприятностей из-за сдаваемого на плавбазы и в пор ту полуфабриката. Будь то окунь, треска, палтус — качество засол ки всегда высокое. Еще в 1965 году Анатолию Ивановичу было присвоено звание ударника ком* мунистического труда. Из года 9 год он его подтверждает. За от» личный труд удостоен медалей «За доблестный труд», «За трудо вое отличие». С. ДАНИЛОВ, Фото автора. Ш И В Ш И i "i- . -*r новый УПАКОВОЧНЫЙ АВТОМАТ Калининградским обье- , дине ни ем «Техрыбпром» разработана новая модель автомата для упаковки фи ле сельди в банки. Автомат, заменяющий труд десяти че ловек, успешно прошел ис пытания и получил путевку в жизнь. Заметки участника Ш междуна родной конференции но технике про мышленного рыболовства. РЫБОЛОВНОМУ ПРОМЫСЛУ —СОВЕРШЕННУЮ ТЕХНИКУ В ПОСЛЕДНИЕ годы в нашей стране, а также за рубежом стремительно развивается техника рыболовного промысла с ис пользованием новейших достижений физики, химии, математики, бионики и многих других наук. В числе основных проблем, над ко торыми работают специалисты про мышленного рыболовства, — совер шенствование методики и аппарату ры для поиска рыбы, а также слож ные проблемы прицельного траления и кошелькового лова в пелагиале. Именно эти вопросы были основны ми на трётьей международной кон ференции по технике промышленно го рыболовства, проведенной в ны нешнем году в столице Исландии — Рейкьявике. Непосредственное общение и воз можности дискуссий но актуальным проблемам с учеными- многих стран позволили нам, членам советской де легации, лучше оценить состояние мировой техники промышленного ры боловства, ее новейшие достижения и идеи дальнейшего развития. При обсуждении проблемы поиска рыбы большое внимание уделялось организационным аспектам промыс ловой разведки, как специализиро ванной службы рыбной промышлен ности. Причем специалисты некото рых стран высказывались за созда ние кооперированной 1 нгернацио- нальной поисковой службы с тем, чтобы исключить дублирование поис ков и таким образом снизить необхо димые затраты. В качестве положи тельного примера при этом отмеча лось сотрудничество поисковых су дов СССР, Исландии, Норвегии и Да нии по организации разведки исланд ской и норвежской сельди. В числе технических средств для целей поиска рассматривались воз можности эхолотов, гидролокаторов, телевизионных и фотосистем, спек* трофотометрии и лазеров, подводных телеметрических систем, самоле тов, вертолетов, искусственных спут ников Земли, буйковых морских станций н многих других устройств, приборов и методов. Среди интерес ных достижений в этой области сле дует отметить безикерционную «гре беночную» запись для эхолотов, изо бретенную в Японии, узконаправлен ный стабилизированный эхолот, бес- кабельные нетцзонды, эхосчетчики для определения количества рыбы, гидро локаторы для обнаружения тунца. Большое значение имеет создание в Англии секторного сканирующего гидролокатора для - наблюдения за процессом лова. При дальности дей ствия до 400 м и глубине трала до 90 м поле обследования имеет раз меры от 100 до 200 метров, что по зволяет видеть на экране весь трал от распорных досок до кутка, рас сматривая его с другого судна (свер ху, спереди, сзади, сбоку). Вопросы кошелькового лова каса лись промыслового опыта различных стран в этой области в разных райо нах Мирового океана и для разных объектов, особенно тунцов. Рассмат ривались проблемы проектирования и моделирования неводов, совершен ствование их конструкции, материа* лы для постройки неводов и их осна стки, приборы контроля за процессом лова, тактика лова. Интересные дан ные приводились, в частности, об ис пытаниях модели японского кошель кового невода, который автоматиче ски всплывает к поверхности моря после кошелькования. Развитие прицельного разноглу бинного тралового лова поставило перед специалистами целый ряд но вых задач, причем некоторые требо вания, как это часто бывает, оказа лись противоречивыми. Так, необхо димо увеличивать размеры тралов и скорость их буксировки. Но это огра ничивается мощностью судов. Значи тельный процент «пустых» тралений потребовал создания новой аппарату ры для слежения за рыбой и новой тактики прицельного лова. В дискуссии о канале связи с под водными системами телеметрическо го контроля за процессом лова неко торые специалисты отстаивали ка бельный канал, в то время как дру гие, и в частности японские, утверж дают, что акустический канал доста точно надежен. Для обучения и тренировки добыт чиков в береговых условиях в Анг лии, США и Норвегии ведутся рабо ты по созданию тренажеров на осно ве ЭВМ, которые моделируют реаль ную ситуацию на судне и окружаю щую обстановку в море. Отмечался повышенный интерес к вопросам под готовки кадров. Обсуждая в ходе конференции со временное состояние техники лова, участники ее в своих докладах и дис куссиях неизбежно касались и про блем будущего. Особо острое значе ние имеет проблема загрязнения оке ана промышленными отходами, что может вызвать в океане необрати мые, пагубные для рыболовства про цессы. Вместе с тем оценка возмож ного вылова рыбы в Мировом океане пересмотрена некоторыми специалис тами в сторону повышения и состав ляет, например, по данным специа листов США, 120—200 млн. тонне год. Подытоживая развитие основных направлений техники промышленно го рыболовства за последние годы, конференция указала на необходи мость ускорить процесс в деле созда ния электронного оборудования для поиска рыбы, количественной и ка чественной оценки ее скоплений; те леметрических систем контроля, мо делирующих тренажеров, широкого использования ЭВМ непосредственно на судах в целях совершенствования техники лова и управления флотом. Должны быть развернуты работы по автоматизации процессов лова. А. ФРИДМАН, доктор технических наук, профессор.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz