Рыбный Мурман. 1970 г. Ноябрь.
/ с т а л о т р а д и ц и е и Т РЕТИЙ год подряд экипаж тра улера «Могилев» добивается успехов на промысле. В 1968 году мы раньше срока справились с государственным планом по добыче рыбы, в следующем — с честью вы- . полнили социалистическое обяза тельство. А оно было высокое. Мо ряки тогда поставили перед собой задачу: выработать за год 31 тысячу центнеров полуфабриката трески, окуня, зубатки. И вот ныне коллек тив судна по итогам деятельности за 9 месяцев вышел на третье место среди экипажей с однотипных кораб лей Естественно, может возникнуть во прос: что составляет основу этих ус пехов? Какими «секретами» облада ют наши моряки? Тут не может быть однозначных ответов, и мой рассказ лишь о вкладе палубной команды в добрые дела экипажа. За полувековую историю флота промысловики накопили большой опыт промыслового судовождения, эксплуатации, техники, работы с орудиями лова. И этот опыт досту пен каждому, было бы только жела ние использовать его. Так и посту пают большинство 'Кнастеров по до быче. «Могилев» вновь вошел в состав флота три года назад после ремонта в Польше. С тех пор я на нем воз главляю палубную команду, отлуча ясь только на время отпусков или на отгулы выходных дней. И вот тут надо четко определить, в какой мере следует доверять своему преемнику. У меня нет повода быть недоволь-. ным теми специалистами, которые приходили взамен. Но тем не менее при приеме дела я тщательно прове ряю орудия лова. Это необходимо хотя бы для того, чтобы быть уве ренным в их исправности; зримо представлять их состояние. И, ко нечно, при проверке сразу устраня ем недостатки, если они бывают. Каждый мастер по добыче в во просах вооружения, оснастки трала придерживается тех рекомендаций, которые дает промысловый отдел. Это и правильно. Однако с^чается , что в зависимости от опытности на практике некоторые вносят и что-то свое. Например, за все время работы на «Могилеве» используем подбЬру, на битую по общепринятой схеме, но с некоторыми изменениями. Суть их вот в чем. На каждом грунтзропе мы уменьшили груз примерно на 20 ки лограммов, и подбора оказалась об легченной в общей сложности на 60 килограммов. Оправдано ли такое отступление? Результаты промысла говорят сами за себя, И потому резонно ответить: да, облегченная подбора нас вполне устраивает почти в любых условиях. Почти потому, что при работе в квадратах с задевистым грунтом ис пользуем уже иную подбору, наби тую по центру 500-миллиметровыми бобинцами (обычно — «четырехсот- ки»). IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIUIIIIIlllllllllllll Так работают мастераподобычерыбы натраулере «Могилев» llllIlllllllllllllillilllllllllllllllllllM in illlllllllll Вообще, в таких квадратах всегда промышлять трудно. Тут нужна своя тактика, особенности промыслового судовождения, вооружения орудий лова. Помимо изменений в набивке подборы, мы „практикуем укорочен ные кабели — до 60 метров. Видимо, и на других судах идут по этому пути. Может, только с той разницей что обычно-то мы применяем 120- метровые кабели. Некоторые масте ра по добыче, капитаны предпочита ют меньшей длины. На 45-суточный рейс отдел снаб жения отпускает нам шесть пар ка бельного троса по 60 метров и столь ко же — по 90. Сориентируясь с обстановкой, и комбинируем их. Ес ли условия промысла тяжелые, ста вим готовые кабели, по 60 метров, на хороших грунтах приходится их на ращивать. Но так поступаем только вначале. Спустя некоторое время принцип комбинирования несколько иной Известно, что кабельный трос из нашивается от трения о грунт. При чем износу особенно подвержена та его часть, которая идет от клячевки. Другой же конец, соединенный с траловой доской, примерно на длину до 24 метров всегда остается пригод ным. Поэтому, когда кабели выходят из строя, мы отрубаем эту часть, со единяем с помощью гужиков с но вым 90-метровым концом. Таким об разом получаем нужной длины ка бель без ущерба полученному в пор ту запасу. Разумеется, иногда сэкономленный кусок троса идет не только на до полнение к кабелю. Из него делаем и подсобные изделия вроде лапок, пе реходных и так далее. Факт тот, он не пропадает. Еще хотелось бы затронуть один вопрос, связанный с использованием удлиненных кабелей, оправдывают себя, и жи убедились в этом. Увеличенный расход кабельного троса вполне оку пается дополнительным выловом рыбы. Но не так-то просто получить со склада лишнюю пару Видимо, руководители отдела жения должны в этом идти чу морякам, тем более, что ихпрось ба экономически оправдана. Сейчас на многих судах работают одними кабелями с обоих бортов. То же практикуем и мы. Выгода от этого большая, а самое главное экономим время при переходе с тра ла на трал. У нас эта операция нимает минут десять — меньше нор матива. При условии, конечно, что не будет никаких заеданий. Ведь иногда случается: чтобы отдать по врежденную скобу, надо затратить больше времени, чем на всю опера цию. А избегаем мы этого благодаря постоянному контролю за состояни ем вертлюгов, чекелей, скоб. При подъеме трала заметишь в чем-либо непорядок и выкраиваешь минутку (может, предстоит заход на ветер, механики попросили остановить ход и т. д.) на замену того же чекеля. Одним словом, за палубным хозяй ством нужен глаз да глаз. Таким качеством отличаются не только мастера по добыче, а и наши матросы. Мне бы хотелось назвать старшин вахт Виктора Осина, Яфа- ра Юсупова, Александра Квасоваро- ва. В траловом деле они нам хоро шие помощники. Иногда поднимешь трал, где-то дырочку обнаружишь. Пока мастер по добыче завязывает мешок, они — иглицу в руки и уже «штопают». А о их профессиональ ном мастерстве можно судить хотя бы по такому факту. В минувшем рейсе на несколько дней пришлось мне оставить работу. Так с обязан ностями мастера по добыче отлично справлялся Александр Квасоваров. И. ГОЛОВАЩЕНКО, старший мастер по добыче. НА СНИМКАХ: капитан Е. В. Ку лагин, старший мастер по добыче И. П. Головащенко, помощник кон сервного мастера М. Глушков. П О Б Е Д И Л Б О Е В О Й Н А С Т Р О Й С ВОИ последний рейс экипаж БМРТ «Илья Катуннн» посвящал ;>3-й годовщине Октября'. Тланировалось нам вырабо- ■ать 1200 тонн рыбопродук ции. Когда же пришла пора Зрать курс к родным бере гам, выяснилось, что экипаж де только с честью выполнил юязательства ко дню зна менательной даты, но и пе- эекрыл их, выработав 1620 тонн рыбопродукции. За • этой цифрой стоят дни на пряженного труда. Каждый моряк на своем рабочем ме сте сделал все для того, 1 тобы вклад его был весо мым. Треть экипажа составля ли в этом рейсе комсомоль цы. Сложность была в том, по половина из них только фишла на флот. Перед ком- ;омольской организацией (стала задача за минималь- ю сжатый срок привить но- уччкам навыки работы на ;роизводственных участках :удна. Всех молодых- моря- ов распределили на рабо- /их местах так, чтобы ря- (ом работал опытный това рищ. На комсомольском со брании руководители служб объяснили молодежи, в ка ких условиях будет работать судно, какую рыбу ловить и как нужно ее обрабатывать. К подъему первого трала комсомольцы были настрое ны по-5оевому и, образно го воря, «рвались в бой» за большую рыбу. • Рыбацкий дебют молодых моряков удался. Из нович ков особо хочется отметить комсомольцев матросов Вик тора Горячева, Юрия Де вяткина, Анатолия Тибина. Отлично работали и всегда приходили на помощь своим товарищам более опытные комсомольцы электрик Ни колай Татаринов, консерв ный мастер Борис Хворо стин, механик-наладчик Александр Сухинин, стар ший мастер по добыче рыбы Дмитрий Воро нец. Так, взаимовыруч ка, сплоченность и то варищество вписали в летопись судна новую трудовую победу. 53-я годовщина Великой Ок тябрьской социалистической революции экипажем «Ильи Катунина» встречена достой но. Г. ЕГОРОВ, электрик БМРТ «Илья Катунин», секретарь ком сомольской организации. ЕСТЬ ГОДОВОЙ! Экипаж МГ-0165 в канун 53-й годовщины Октября вы полнил годовой план по до быче рыбы. Это уже третья трудовая победа наших мо ряков в юбилейном году. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина коллектив ко рабля завершил свою пяти летку. Выполнено принятое обязательство. Н. БАЖАЖИН, первый помощник капи тана. I lll lll ll lll lll lll lll lll lll ll lll lll lll lll lll lt l l l l l l l l l l l l l l l l l l l lf l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА В СЕВЕРО - ВОСТОЧНОЙ АТЛАНТИКЕ лов сельди в запретные периоды не должен превышать пв весу 10 процентов всей выгруженной рыбы. Комиссия запретила с 1 января 1971 года по 31 декабря 1972 года любой промысел тралами и неводами в двух райо нах Бискайского залива. Первый ограничивается линией, со* единяющий точки: 47°15' с. ш., Зэ56 ' з. д., 47°15' с. ш., 4С47' з. д., 46°28' с. ш„ 3°00' з. д., 46°28' с. ш., 3°51' з. д. Второй расположен между точками: 44°10' с. ш., 1°34' з. д.1 44°10' с. ш., 1°42' з. д., 43°46' с. ш., 1°37' з. д.: 43е 46' с. ш.*, 1°42' з. д. В. РОССОВ, вав. отделом международного рыболовства ПИНРО. В МАЕ 1970 года в Лондоне состоялась VIII сессия НЕАФК (Комиссия по рыболовству в Северо-Восточ ной Атлантике), на которой присутствовали делегации 14 европейских стран — членов НЕАФК, а также наблюда тели от США, Канады и ряда международных организаций. Внесено предложение — ограничить океанический про мысел атлантического лосося, который в последние годы по лучил большое развитие в Норвегии и Исландии. Введены также ограничения на промысел сельди в Се верном море и Скагерраке, где в 1971 году запрещается ее лов весь май и с 20 августа по 30 сентября. Случайный при* I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz