Рыбный Мурман. 1970 г. Ноябрь.

/ с т а л о т р а д и ц и е и Т РЕТИЙ год подряд экипаж тра­ улера «Могилев» добивается успехов на промысле. В 1968 году мы раньше срока справились с государственным планом по добыче рыбы, в следующем — с честью вы- . полнили социалистическое обяза­ тельство. А оно было высокое. Мо­ ряки тогда поставили перед собой задачу: выработать за год 31 тысячу центнеров полуфабриката трески, окуня, зубатки. И вот ныне коллек­ тив судна по итогам деятельности за 9 месяцев вышел на третье место среди экипажей с однотипных кораб­ лей Естественно, может возникнуть во­ прос: что составляет основу этих ус­ пехов? Какими «секретами» облада­ ют наши моряки? Тут не может быть однозначных ответов, и мой рассказ лишь о вкладе палубной команды в добрые дела экипажа. За полувековую историю флота промысловики накопили большой опыт промыслового судовождения, эксплуатации, техники, работы с орудиями лова. И этот опыт досту­ пен каждому, было бы только жела­ ние использовать его. Так и посту­ пают большинство 'Кнастеров по до­ быче. «Могилев» вновь вошел в состав флота три года назад после ремонта в Польше. С тех пор я на нем воз­ главляю палубную команду, отлуча­ ясь только на время отпусков или на отгулы выходных дней. И вот тут надо четко определить, в какой мере следует доверять своему преемнику. У меня нет повода быть недоволь-. ным теми специалистами, которые приходили взамен. Но тем не менее при приеме дела я тщательно прове­ ряю орудия лова. Это необходимо хотя бы для того, чтобы быть уве­ ренным в их исправности; зримо представлять их состояние. И, ко­ нечно, при проверке сразу устраня­ ем недостатки, если они бывают. Каждый мастер по добыче в во­ просах вооружения, оснастки трала придерживается тех рекомендаций, которые дает промысловый отдел. Это и правильно. Однако с^чается , что в зависимости от опытности на практике некоторые вносят и что-то свое. Например, за все время работы на «Могилеве» используем подбЬру, на­ битую по общепринятой схеме, но с некоторыми изменениями. Суть их вот в чем. На каждом грунтзропе мы уменьшили груз примерно на 20 ки­ лограммов, и подбора оказалась об­ легченной в общей сложности на 60 килограммов. Оправдано ли такое отступление? Результаты промысла говорят сами за себя, И потому резонно ответить: да, облегченная подбора нас вполне устраивает почти в любых условиях. Почти потому, что при работе в квадратах с задевистым грунтом ис­ пользуем уже иную подбору, наби­ тую по центру 500-миллиметровыми бобинцами (обычно — «четырехсот- ки»). IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIUIIIIIlllllllllllll Так работают мастераподобычерыбы натраулере «Могилев» llllIlllllllllllllillilllllllllllllllllllM in illlllllllll Вообще, в таких квадратах всегда промышлять трудно. Тут нужна своя тактика, особенности промыслового судовождения, вооружения орудий лова. Помимо изменений в набивке подборы, мы „практикуем укорочен­ ные кабели — до 60 метров. Видимо, и на других судах идут по этому пути. Может, только с той разницей что обычно-то мы применяем 120- метровые кабели. Некоторые масте­ ра по добыче, капитаны предпочита­ ют меньшей длины. На 45-суточный рейс отдел снаб­ жения отпускает нам шесть пар ка­ бельного троса по 60 метров и столь­ ко же — по 90. Сориентируясь с обстановкой, и комбинируем их. Ес­ ли условия промысла тяжелые, ста­ вим готовые кабели, по 60 метров, на хороших грунтах приходится их на­ ращивать. Но так поступаем только вначале. Спустя некоторое время принцип комбинирования несколько иной Известно, что кабельный трос из­ нашивается от трения о грунт. При­ чем износу особенно подвержена та его часть, которая идет от клячевки. Другой же конец, соединенный с траловой доской, примерно на длину до 24 метров всегда остается пригод­ ным. Поэтому, когда кабели выходят из строя, мы отрубаем эту часть, со­ единяем с помощью гужиков с но­ вым 90-метровым концом. Таким об­ разом получаем нужной длины ка­ бель без ущерба полученному в пор­ ту запасу. Разумеется, иногда сэкономленный кусок троса идет не только на до­ полнение к кабелю. Из него делаем и подсобные изделия вроде лапок, пе­ реходных и так далее. Факт тот, он не пропадает. Еще хотелось бы затронуть один вопрос, связанный с использованием удлиненных кабелей, оправдывают себя, и жи убедились в этом. Увеличенный расход кабельного троса вполне оку­ пается дополнительным выловом рыбы. Но не так-то просто получить со склада лишнюю пару Видимо, руководители отдела жения должны в этом идти чу морякам, тем более, что ихпрось ба экономически оправдана. Сейчас на многих судах работают одними кабелями с обоих бортов. То же практикуем и мы. Выгода от этого большая, а самое главное экономим время при переходе с тра­ ла на трал. У нас эта операция нимает минут десять — меньше нор­ матива. При условии, конечно, что не будет никаких заеданий. Ведь иногда случается: чтобы отдать по­ врежденную скобу, надо затратить больше времени, чем на всю опера­ цию. А избегаем мы этого благодаря постоянному контролю за состояни­ ем вертлюгов, чекелей, скоб. При подъеме трала заметишь в чем-либо непорядок и выкраиваешь минутку (может, предстоит заход на ветер, механики попросили остановить ход и т. д.) на замену того же чекеля. Одним словом, за палубным хозяй­ ством нужен глаз да глаз. Таким качеством отличаются не только мастера по добыче, а и наши матросы. Мне бы хотелось назвать старшин вахт Виктора Осина, Яфа- ра Юсупова, Александра Квасоваро- ва. В траловом деле они нам хоро­ шие помощники. Иногда поднимешь трал, где-то дырочку обнаружишь. Пока мастер по добыче завязывает мешок, они — иглицу в руки и уже «штопают». А о их профессиональ­ ном мастерстве можно судить хотя бы по такому факту. В минувшем рейсе на несколько дней пришлось мне оставить работу. Так с обязан­ ностями мастера по добыче отлично справлялся Александр Квасоваров. И. ГОЛОВАЩЕНКО, старший мастер по добыче. НА СНИМКАХ: капитан Е. В. Ку­ лагин, старший мастер по добыче И. П. Головащенко, помощник кон­ сервного мастера М. Глушков. П О Б Е Д И Л Б О Е В О Й Н А С Т Р О Й С ВОИ последний рейс экипаж БМРТ «Илья Катуннн» посвящал ;>3-й годовщине Октября'. Тланировалось нам вырабо- ■ать 1200 тонн рыбопродук­ ции. Когда же пришла пора Зрать курс к родным бере­ гам, выяснилось, что экипаж де только с честью выполнил юязательства ко дню зна­ менательной даты, но и пе- эекрыл их, выработав 1620 тонн рыбопродукции. За • этой цифрой стоят дни на­ пряженного труда. Каждый моряк на своем рабочем ме­ сте сделал все для того, 1 тобы вклад его был весо­ мым. Треть экипажа составля­ ли в этом рейсе комсомоль­ цы. Сложность была в том, по половина из них только фишла на флот. Перед ком- ;омольской организацией (стала задача за минималь- ю сжатый срок привить но- уччкам навыки работы на ;роизводственных участках :удна. Всех молодых- моря- ов распределили на рабо- /их местах так, чтобы ря- (ом работал опытный това­ рищ. На комсомольском со­ брании руководители служб объяснили молодежи, в ка­ ких условиях будет работать судно, какую рыбу ловить и как нужно ее обрабатывать. К подъему первого трала комсомольцы были настрое­ ны по-5оевому и, образно го­ воря, «рвались в бой» за большую рыбу. • Рыбацкий дебют молодых моряков удался. Из нович­ ков особо хочется отметить комсомольцев матросов Вик­ тора Горячева, Юрия Де­ вяткина, Анатолия Тибина. Отлично работали и всегда приходили на помощь своим товарищам более опытные комсомольцы электрик Ни­ колай Татаринов, консерв­ ный мастер Борис Хворо­ стин, механик-наладчик Александр Сухинин, стар­ ший мастер по добыче рыбы Дмитрий Воро­ нец. Так, взаимовыруч­ ка, сплоченность и то­ варищество вписали в летопись судна новую трудовую победу. 53-я годовщина Великой Ок­ тябрьской социалистической революции экипажем «Ильи Катунина» встречена достой­ но. Г. ЕГОРОВ, электрик БМРТ «Илья Катунин», секретарь ком­ сомольской организации. ЕСТЬ ГОДОВОЙ! Экипаж МГ-0165 в канун 53-й годовщины Октября вы­ полнил годовой план по до­ быче рыбы. Это уже третья трудовая победа наших мо­ ряков в юбилейном году. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина коллектив ко­ рабля завершил свою пяти­ летку. Выполнено принятое обязательство. Н. БАЖАЖИН, первый помощник капи­ тана. I lll lll ll lll lll lll lll lll lll ll lll lll lll lll lll lt l l l l l l l l l l l l l l l l l l l lf l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА В СЕВЕРО - ВОСТОЧНОЙ АТЛАНТИКЕ лов сельди в запретные периоды не должен превышать пв весу 10 процентов всей выгруженной рыбы. Комиссия запретила с 1 января 1971 года по 31 декабря 1972 года любой промысел тралами и неводами в двух райо­ нах Бискайского залива. Первый ограничивается линией, со* единяющий точки: 47°15' с. ш., Зэ56 ' з. д., 47°15' с. ш., 4С47' з. д., 46°28' с. ш„ 3°00' з. д., 46°28' с. ш., 3°51' з. д. Второй расположен между точками: 44°10' с. ш., 1°34' з. д.1 44°10' с. ш., 1°42' з. д., 43°46' с. ш., 1°37' з. д.: 43е 46' с. ш.*, 1°42' з. д. В. РОССОВ, вав. отделом международного рыболовства ПИНРО. В МАЕ 1970 года в Лондоне состоялась VIII сессия НЕАФК (Комиссия по рыболовству в Северо-Восточ­ ной Атлантике), на которой присутствовали делегации 14 европейских стран — членов НЕАФК, а также наблюда­ тели от США, Канады и ряда международных организаций. Внесено предложение — ограничить океанический про­ мысел атлантического лосося, который в последние годы по­ лучил большое развитие в Норвегии и Исландии. Введены также ограничения на промысел сельди в Се­ верном море и Скагерраке, где в 1971 году запрещается ее лов весь май и с 20 августа по 30 сентября. Случайный при* I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz