Рыбный Мурман. 1970 г. Май.
На РТ-274 «Вильнюс» плавает матро сом второго класса Виктор Николаевич Сидак. Этот парень сравнительно недав но стал рыбаком, но уже успел постичь в совершенстве премудрости нелегкого рыбацкого труда. За нороткий срок он зарекомендовал себя к а к один из луч. ших производственников, имя его неод нократно заносилось на судовую Доску почета. Работая рубщиком , он ни на ми нуту не задерживает своих товарищей по труду. Фото С. Данилова. « Вот уже полтора года работает в Мур манском траловом флоте комсомолец Игорь Новиков (снимок слева). Послед нее время он плавает на РТ-293 *А о те к * матросом-юнгой. Должность, надо сназать, не очень привлекательная,, но Игорь не сдается. В тралоеом флоте работает его отец. Он тоже не сразу стал настоящим мат росом, тоже был юнгой. Игорь это зиа- ет, потому внимательно относится и со ветам старших , старается подражать им. Большей частью ему удается рабо тать иа •отлично». Напитан судна Нико лай Васильевич Бурак верит, что из комсомольца выйдет настоящий рыбак. Фото С. Данилова. НА ОКУНЕВОЙ ПУТИНЕ Е Е ЖДАЛИ, к ней гото вятся каждую весну. Окуневая путина, хотя и временное явление, но, ес ли год урожайный, может быть очень эффективной. Поэтому не поскупились в траловом флоте на поиско вые суда, направив в Копы товский район три корабля. O jih -to и караулили появле ние косяков окуня. Первые сигналы об обна руженных концентрациях болотистого окуня поступили С траулера «Шексна». По удивительное дело: через трое суток они исчезли, и как ни старались поискови ки, а найти их не удалось. Было очень жаль. И не только потому, что лиши лись двух-трехтонных уло вов за полуторачасовое тра ление, а и из-за того, что ассортимент был убористый, ка к говорят промысловики. Это мы особенно ощутили, когда перешли на скопление окуня-клювача, который держался на глубинах 400— 500 метров. Правда, подъемы здесь отличались величиной, но много хлопот доставляла шкерка. За рыбодел станови лись все: штурманы, меха ники, машинисты, не говоря уже о палубной команде. Даже наш «дед» Евгений Филиппович Жерко и то не чурался этой работы. Шел в рыбный ящик и помогал матросам. Мне особенно приятно от метить, что люди выходили на подвахту без лишних на поминаний. Все понимали: как хлебороба в летний день год кормит, так и на окуне вой путине при ее «пике» дорога каждая минута. Именно добросовестность всех членов экипажа позво ляла за сутки вырабатывать до пятнадцати тонн полу фабриката. Окунь ловился отменно. Иногда засыпали им оба борта и- даже вынуждены были ложитьсяв дрейф, что бы обработать улов. Такой промысел не мог не радо вать. Вот только много мо роки испытывали при де лежке уловов. Иногда трале ние производили в течение часа и столько же времени тратили на эту операцию. На мой взгляд, целесообраз но те корабли, которые бу дут посланы на окуневую путину, снабжать более ши рокими траловыми мешка ми. Они позволят сократить потери времени. Добыча окуня имеет свою специфику. Ловится он в ос новном днем, но при ясной погоде до двух тонн подни мали и ночью. При густой облачности, когда рыбы не было, переходили на евлл глубин, где по 700—1000 ки лограммов имели палтуса. Перебежка занимала не бо лее часа, и она, понятно, оп равдывалась. Вообще стоит отметить, что наш капитан Василий Александрович Враиди весьма оперативно перестраивал работу, учиты вая обстановку. В Копытовском районе, промысловики это знают, очень затруднено определе ние места судна. Но мы не сходили с косяка только по тому, что выручал постав ленный нами буй с отража телем. Стояли буи и других судов. Лучших ориентиров не надо. И это еще раз дока зывает, списывать со счета «дедушку* — буй рано. Минувший рейс нашего экипажа был полногрузным, закончился он на пять дней раньше срока. Это факты го ворят сами за себя. Каждый работал с полной отдачей. Разве не заслуживает похва лы машинная команда? За все плавание мы не потеряли ни одной минуты из-за неис правностей механизмов. Вместе со всеми механики, машинисты выходили на уборку рыбы. В этом деле не отставал и боцман Рафаил Филитиро- вич Устинов. Под угрозой срыва внача ле было задание по выра ботке консервов. Консерв ный мастер Михаил Горо- жанкин и его помощник де лали консервы из печени зо лотистого окуня, а когда пе решли на промысел клюва- ча, то сырья для них не ока залось. Без ропота они нача ли помогать матросам, а буквально за последние два- три дня сумели исправить положение по своему цеху. По пути домой мы напали на концентрации трески. В. ВЕТРОВ, старший по мощник канвтаиа траулера «Лавна». У ПРАВЛЕНИЕ активного морского рыболовстпа Нриморыбпрома главка «Дальрыба» — одно из веду щих рыбодобывающих пред приятий па Дальнем Востоке. За четыре года пятилетки коллектив его увеличил объем добычи рыбы и морепродук тов на 31 процент, а выработ- ку продукции па 13 процен тов. В ренультате внедрения новой техники на судах типа БМРТ численность плавсоста ва сокращена на 15 процентов. Сверх плана минувшего го да реализовано продукции на 10 миллионов рублей, получе но 8 миллионов рублей при были. Коллектив этого управления а завершающем году пятилет ки поставил своей целью: Обеспечить вылов 3,3 мил лиона центнера рыбы — на 455 тысяч центнеров больше, чем в 1969 году; выработать 2 миллиона центнеров пищевой продук ции или на 430 тысяч центне ров больше, чем в 1969 году; обеспечить рост реализации продукции на 27 процептов иротив достигнутого уровня прошлого года; снизить себестоимость вы пускаемой продукции на 4. миллиона рублей; увеличить прибыль но срав нению с 1969 годом на 6 мил лионов рублей; сократить сроки нахожде ния судов в ремонте па 150 судо-суток; освоить выпуск 20 новых видов продукции. Коллектив управления ак тивного морского рыболовства МОДЕРНИЗАЦИЯ ХОЛОДИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ О СНАЩЕНИЕ рыболовных судов современной хо лодильной техникой оп ределяется необходимостью сохранения товарности про дукта, целесообразностью строительства более круиных судов дальнего радиуса дей ствия и большими производ ственными возможностями су дов с механическим охлажде нием по сравнению с судами, использующими лед. При при менении холодильной техни ки, холодильные системы должны быть частью всего су дового оборудования. Выбор холодильного оборудования зависит от вида промысла н методов лова. Наиболее целе сообразно применение метода иммерсионного заморажива ния а глазирования. Темпера тура храпенля рекомендуется в пределах от —23 до —29° С. В трюмах необходима цирку ляция воздуха. При лове в южных широ тах необходимы сборные танки для предварительного охлаждения рыбы до того, как она поступит на замора живание, Иммерсионное замо раживание — один иэ наибо лее быстрых методов замора живания. Продукт погружает ся в холодопоситель, состоя щий из рассола и кукурузной патоки, при температуре —18° С. Рассол при этом не прерывно - перемешивается. После помещения заморожен ного продукта в трюм (темпе ратура —29° С) глазурь за мерзает и становится невиди мой. Поело рейсов длительно стью до 90 су-гок глазирован ные таким образом рыбопро дукты не имели следов порчи и но потеряли в весе. Для иммерсионного заморажива ния продукт затаривается в сетные мешки. По сравнению с ранее при менявшейся загрузкой нава лом, когда креветка доставля лась в виде замороженных блоков весом до 4500 кг, поте ри уменьшились до 1 процен та (вместо 20 процентов) и разгрузка производится за не сколько часов. Идеальный хо лодопоситель должен иметь низкую температуру замерза ния и низкую вязкость, боль шой удельный вес и большую теплоемкость, низкое давле ние паров, должен быть мало- токсичным и не коррозиро вать металл. Большое распро странение нолучила смесь гликоль-алкоголь—вода с температурой замерзания -4 3 ° С. Трюмпое оборудование должно легко сниматься, что бы не затруднять мытья об шивки. Обшивка должна оги бать все части трюма так, чтобы ограничить возмож ность образования трещин и сохранения острых углов, где могут развиваться бактерии, плесень и т. п. Большинство судов имеет железобетонную обпшвку толщиной изоляции 25—30 мм. В последнее время усиленно внедряется обпшвка иэ стекловолокна, имеющая чистую рабочую поверхность и требующая минимального ухода. В качестве изоляции ус пешно используются уретано- вые плиты, которые легко ре жутся и подгоняются по ме сту. В течение последних двух лет делались попытки разбрызгивать уретав или за ливать им изолируемые по верхности, однако они не да ли положительных результа тов. Толщина изоляции ме няется в зависимости от того, что находится по другую сто рону изолированной поверх ности. При изоляции пере бора между трюмом и ма шинным отделением следует помнить, что температура в последнем в некоторых райо нах может достигать 51—57°С. Иммерсиоппые морозильпыо установки и охлаждаемые та нки могут быть использованы для аккумуляции холода в виде льда. Хорошо переме шиваемый рассол с кукуруз- пой патокой с точкой затвер девания —21° С образует мас су мелких ледяных кристал лов, быстро отводящих теплэ от рыбы. При ярусном лове морского окуня, судака, тун ца, лосося и других рыб тре буются сборные танки с тем пературой воды —1 до 1,7° С. При сейнерном лове сельдь менхеден может храниться в трюме, заполненном морской водой с температурой 0—1,7°С. Я. ШНЕЙДЕР. ЦЕЛИ РЫБАКОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ооратился с призывом ка всем труженикам рыбной про мышленности страны актив* нее включиться в соревнова ние за досрочное выполнение нятилетнего плана, за дости жение высокой экономической эффективности общественного производства. V Первый квартал 1970 года моряки этого управления за- ? вершили успешно. План «ере-. выполнен по всем показате лям. Дальневосточники уве ренно штурмуют намеченные: рубежи. * ЛЕНИНГРАД. Большую тру довую победу одержали метал лурги Ижорсного завода. Здесь достигнута проектная мощ ность уникальной печи ва ку умно-дугового переплава. Сли то к особо чистой стали, вы плавленной на зтом агрегате, весит более 37 тонн. На снимке: слиток особо чи стой стали весом бопее *37 тонн , выплавленный в печи ва куумно-дугового переплава. Фото О. Пороховникова. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz