Рыбный Мурман. 1970 г. Май.

На РТ-274 «Вильнюс» плавает матро­ сом второго класса Виктор Николаевич Сидак. Этот парень сравнительно недав­ но стал рыбаком, но уже успел постичь в совершенстве премудрости нелегкого рыбацкого труда. За нороткий срок он зарекомендовал себя к а к один из луч. ших производственников, имя его неод­ нократно заносилось на судовую Доску почета. Работая рубщиком , он ни на ми­ нуту не задерживает своих товарищей по труду. Фото С. Данилова. « Вот уже полтора года работает в Мур­ манском траловом флоте комсомолец Игорь Новиков (снимок слева). Послед­ нее время он плавает на РТ-293 *А о те к * матросом-юнгой. Должность, надо сназать, не очень привлекательная,, но Игорь не сдается. В тралоеом флоте работает его отец. Он тоже не сразу стал настоящим мат­ росом, тоже был юнгой. Игорь это зиа- ет, потому внимательно относится и со­ ветам старших , старается подражать им. Большей частью ему удается рабо­ тать иа •отлично». Напитан судна Нико­ лай Васильевич Бурак верит, что из комсомольца выйдет настоящий рыбак. Фото С. Данилова. НА ОКУНЕВОЙ ПУТИНЕ Е Е ЖДАЛИ, к ней гото­ вятся каждую весну. Окуневая путина, хотя и временное явление, но, ес­ ли год урожайный, может быть очень эффективной. Поэтому не поскупились в траловом флоте на поиско­ вые суда, направив в Копы­ товский район три корабля. O jih -to и караулили появле­ ние косяков окуня. Первые сигналы об обна­ руженных концентрациях болотистого окуня поступили С траулера «Шексна». По удивительное дело: через трое суток они исчезли, и как ни старались поискови­ ки, а найти их не удалось. Было очень жаль. И не только потому, что лиши­ лись двух-трехтонных уло­ вов за полуторачасовое тра­ ление, а и из-за того, что ассортимент был убористый, ка к говорят промысловики. Это мы особенно ощутили, когда перешли на скопление окуня-клювача, который держался на глубинах 400— 500 метров. Правда, подъемы здесь отличались величиной, но много хлопот доставляла шкерка. За рыбодел станови­ лись все: штурманы, меха­ ники, машинисты, не говоря уже о палубной команде. Даже наш «дед» Евгений Филиппович Жерко и то не чурался этой работы. Шел в рыбный ящик и помогал матросам. Мне особенно приятно от­ метить, что люди выходили на подвахту без лишних на­ поминаний. Все понимали: как хлебороба в летний день год кормит, так и на окуне­ вой путине при ее «пике» дорога каждая минута. Именно добросовестность всех членов экипажа позво­ ляла за сутки вырабатывать до пятнадцати тонн полу­ фабриката. Окунь ловился отменно. Иногда засыпали им оба борта и- даже вынуждены были ложитьсяв дрейф, что­ бы обработать улов. Такой промысел не мог не радо­ вать. Вот только много мо­ роки испытывали при де­ лежке уловов. Иногда трале­ ние производили в течение часа и столько же времени тратили на эту операцию. На мой взгляд, целесообраз­ но те корабли, которые бу­ дут посланы на окуневую путину, снабжать более ши­ рокими траловыми мешка­ ми. Они позволят сократить потери времени. Добыча окуня имеет свою специфику. Ловится он в ос­ новном днем, но при ясной погоде до двух тонн подни­ мали и ночью. При густой облачности, когда рыбы не было, переходили на евлл глубин, где по 700—1000 ки ­ лограммов имели палтуса. Перебежка занимала не бо­ лее часа, и она, понятно, оп­ равдывалась. Вообще стоит отметить, что наш капитан Василий Александрович Враиди весьма оперативно перестраивал работу, учиты­ вая обстановку. В Копытовском районе, промысловики это знают, очень затруднено определе­ ние места судна. Но мы не сходили с косяка только по­ тому, что выручал постав­ ленный нами буй с отража­ телем. Стояли буи и других судов. Лучших ориентиров не надо. И это еще раз дока­ зывает, списывать со счета «дедушку* — буй рано. Минувший рейс нашего экипажа был полногрузным, закончился он на пять дней раньше срока. Это факты го­ ворят сами за себя. Каждый работал с полной отдачей. Разве не заслуживает похва­ лы машинная команда? За все плавание мы не потеряли ни одной минуты из-за неис­ правностей механизмов. Вместе со всеми механики, машинисты выходили на уборку рыбы. В этом деле не отставал и боцман Рафаил Филитиро- вич Устинов. Под угрозой срыва внача­ ле было задание по выра­ ботке консервов. Консерв­ ный мастер Михаил Горо- жанкин и его помощник де­ лали консервы из печени зо­ лотистого окуня, а когда пе­ решли на промысел клюва- ча, то сырья для них не ока­ залось. Без ропота они нача­ ли помогать матросам, а буквально за последние два- три дня сумели исправить положение по своему цеху. По пути домой мы напали на концентрации трески. В. ВЕТРОВ, старший по­ мощник канвтаиа траулера «Лавна». У ПРАВЛЕНИЕ активного морского рыболовстпа Нриморыбпрома главка «Дальрыба» — одно из веду­ щих рыбодобывающих пред­ приятий па Дальнем Востоке. За четыре года пятилетки коллектив его увеличил объем добычи рыбы и морепродук­ тов на 31 процент, а выработ- ку продукции па 13 процен­ тов. В ренультате внедрения новой техники на судах типа БМРТ численность плавсоста­ ва сокращена на 15 процентов. Сверх плана минувшего го­ да реализовано продукции на 10 миллионов рублей, получе­ но 8 миллионов рублей при­ были. Коллектив этого управления а завершающем году пятилет­ ки поставил своей целью: Обеспечить вылов 3,3 мил­ лиона центнера рыбы — на 455 тысяч центнеров больше, чем в 1969 году; выработать 2 миллиона центнеров пищевой продук­ ции или на 430 тысяч центне­ ров больше, чем в 1969 году; обеспечить рост реализации продукции на 27 процептов иротив достигнутого уровня прошлого года; снизить себестоимость вы­ пускаемой продукции на 4. миллиона рублей; увеличить прибыль но срав­ нению с 1969 годом на 6 мил­ лионов рублей; сократить сроки нахожде­ ния судов в ремонте па 150 судо-суток; освоить выпуск 20 новых видов продукции. Коллектив управления ак­ тивного морского рыболовства МОДЕРНИЗАЦИЯ ХОЛОДИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ О СНАЩЕНИЕ рыболовных судов современной хо­ лодильной техникой оп­ ределяется необходимостью сохранения товарности про­ дукта, целесообразностью строительства более круиных судов дальнего радиуса дей­ ствия и большими производ­ ственными возможностями су­ дов с механическим охлажде­ нием по сравнению с судами, использующими лед. При при­ менении холодильной техни­ ки, холодильные системы должны быть частью всего су­ дового оборудования. Выбор холодильного оборудования зависит от вида промысла н методов лова. Наиболее целе­ сообразно применение метода иммерсионного заморажива­ ния а глазирования. Темпера­ тура храпенля рекомендуется в пределах от —23 до —29° С. В трюмах необходима цирку­ ляция воздуха. При лове в южных широ­ тах необходимы сборные танки для предварительного охлаждения рыбы до того, как она поступит на замора­ живание, Иммерсионное замо­ раживание — один иэ наибо­ лее быстрых методов замора­ живания. Продукт погружает­ ся в холодопоситель, состоя­ щий из рассола и кукурузной патоки, при температуре —18° С. Рассол при этом не­ прерывно - перемешивается. После помещения заморожен­ ного продукта в трюм (темпе­ ратура —29° С) глазурь за­ мерзает и становится невиди­ мой. Поело рейсов длительно­ стью до 90 су-гок глазирован­ ные таким образом рыбопро­ дукты не имели следов порчи и но потеряли в весе. Для иммерсионного заморажива­ ния продукт затаривается в сетные мешки. По сравнению с ранее при­ менявшейся загрузкой нава­ лом, когда креветка доставля­ лась в виде замороженных блоков весом до 4500 кг, поте­ ри уменьшились до 1 процен­ та (вместо 20 процентов) и разгрузка производится за не­ сколько часов. Идеальный хо­ лодопоситель должен иметь низкую температуру замерза­ ния и низкую вязкость, боль­ шой удельный вес и большую теплоемкость, низкое давле­ ние паров, должен быть мало- токсичным и не коррозиро­ вать металл. Большое распро­ странение нолучила смесь гликоль-алкоголь—вода с температурой замерзания -4 3 ° С. Трюмпое оборудование должно легко сниматься, что­ бы не затруднять мытья об­ шивки. Обшивка должна оги­ бать все части трюма так, чтобы ограничить возмож­ ность образования трещин и сохранения острых углов, где могут развиваться бактерии, плесень и т. п. Большинство судов имеет железобетонную обпшвку толщиной изоляции 25—30 мм. В последнее время усиленно внедряется обпшвка иэ стекловолокна, имеющая чистую рабочую поверхность и требующая минимального ухода. В качестве изоляции ус­ пешно используются уретано- вые плиты, которые легко ре­ жутся и подгоняются по ме­ сту. В течение последних двух лет делались попытки разбрызгивать уретав или за­ ливать им изолируемые по­ верхности, однако они не да­ ли положительных результа­ тов. Толщина изоляции ме­ няется в зависимости от того, что находится по другую сто­ рону изолированной поверх­ ности. При изоляции пере­ бора между трюмом и ма­ шинным отделением следует помнить, что температура в последнем в некоторых райо­ нах может достигать 51—57°С. Иммерсиоппые морозильпыо установки и охлаждаемые та­ нки могут быть использованы для аккумуляции холода в виде льда. Хорошо переме­ шиваемый рассол с кукуруз- пой патокой с точкой затвер­ девания —21° С образует мас­ су мелких ледяных кристал­ лов, быстро отводящих теплэ от рыбы. При ярусном лове морского окуня, судака, тун­ ца, лосося и других рыб тре­ буются сборные танки с тем­ пературой воды —1 до 1,7° С. При сейнерном лове сельдь менхеден может храниться в трюме, заполненном морской водой с температурой 0—1,7°С. Я. ШНЕЙДЕР. ЦЕЛИ РЫБАКОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ооратился с призывом ка всем труженикам рыбной про­ мышленности страны актив* нее включиться в соревнова­ ние за досрочное выполнение нятилетнего плана, за дости­ жение высокой экономической эффективности общественного производства. V Первый квартал 1970 года моряки этого управления за- ? вершили успешно. План «ере-. выполнен по всем показате­ лям. Дальневосточники уве­ ренно штурмуют намеченные: рубежи. * ЛЕНИНГРАД. Большую тру ­ довую победу одержали метал­ лурги Ижорсного завода. Здесь достигнута проектная мощ­ ность уникальной печи ва ку ­ умно-дугового переплава. Сли­ то к особо чистой стали, вы­ плавленной на зтом агрегате, весит более 37 тонн. На снимке: слиток особо чи­ стой стали весом бопее *37 тонн , выплавленный в печи ва­ куумно-дугового переплава. Фото О. Пороховникова. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz