Рыбный Мурман. 1970 г. Май.

! T. ; •• • i-lW-i.. V* * э к и п т р у д о л ю б и в ы х жа килограммом, центнером дополнительно выловленной (Окончйпж’.Ш ч г .и з t-X trrp.) -V выпускник мореходного учи­ лища комсомолец Виктор Настин, который работает на СРТ-13 «Пеша» третьим помощником капитана всего один рейс, трудился отлично. На Рыбачьей банке преиму­ щественно пользовались ко­ роткими тралениями, это требовало от капитана быть хорошо информированным о перемещении рыбы, быстро, а, главное, точно выбирать курс траления. По результа­ там работы за рейс ясно, что капитану Николаю Иванови­ чу Сивашову в полной мере удалось сделать все от него зависящее, чтобы обеспечить экипажу победу. И всякий раз в любую трудную мину­ ту верными помощниками и опорой ему, были Николай Тихонович Баранов и его помощники Михаил Ива­ нович Ильин и Нико­ лай Антонович Димит- ришин, которые, экономя на спусках и подъемах трала минуты, знали, что каждая из них обернется для экипа- На снимке: водолазы рыбно- > го порта ведут осмотр свай 5 причалов. . 5 рыбы, И ка к всегда, в рейсе от дичилась машинная коман­ да. Коллектив ее брал иа се­ бя социалистическое обяза­ тельство в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ле нина обслужить главную машину в течение четырех дней апреля сэкономленны­ ми горючим и машинным маслом. Механики судна с честью справились с обяза­ тельством. Машина корабля работала на сэкономленных горюче-смазочных материа­ лах шесть дней кряду. За последние три рейса коллективу, который воз­ главляет секретарь партий­ ной организации судна стар­ ший механик Тимофей Ти­ мофеевич Родионов, удалось сэкономить 8 тонн горючего, 550 килограммов машинного масла. И все за счет хоро­ шего технического состояния машины, топливной аппара­ туры, сепаратора. Механики добились того, что в трубопроводах горюче­ го и маслопроводе нет ни од­ ного подтека, и это в то вре­ мя, когда главный двига­ тель отработал без ремонта ■1700 нормо-часов. Механики много сделали для того, чтобы и Есе в сп о ­ могательные механизмы ра­ ботали так ж е ритмично, ка к и главный двигатель. Взвизгивает блочок стам- пы, она поднимает из трюма крупную рыбу. Все хорошо. Рыба принималась плановой сортностью, а на судовой , Доске почета можно про­ честь имена тех, кто ее.об­ рабатывал. Это матросы Юрий Бутусов, Вален тин Бутаков, Владимир Вутдуев. — Трудолюбивый экипаж подобрался на СРТ-13 «Пе- ша», — сказал капитан Си- пашов, — с такими людьми любые задачи по плечу. е Д а н и л о в . «ПРОКОПЬЕВСК» ПРОДОЛЖАЕТ ЭКСПЕРИМЕНТ t r s r С целью развития и дальнейшего со­ вершенствования кошелькового промысла ры­ бы, освоения нового на промыслово- производственном рефрижераторе лова на электросвет при помощи • бортовой ловушки наш ППР «Прокопьевск» 5 ноября прошлого года вышел в промыслово-экспериментальный рейс в районы Северного моря и Восточной Атлантики. Согласно заданию, предусматривалось три этапа работ: вначале экипаж судна должен был вести промысел донкых рыб в Северном море трала­ ми. Затем опробовать бортовую ловушку, пред­ назначенную для лова , на. электросвет. На третьем этапе — продолжить освоение техники, лова поверхностных косяков тунца кошельковым неводом. В течение плавания задание изменилось: после выполнения первого и частично второго этапов «Прокопьевск» перевели на промысловую рабо­ ту, а эксперименты с кошельковым неводом бы­ ли перенесены на конец рейса. *Не останавлива­ ясь на освещении того перйода, когда мы зани­ мались промыслом донных рыб я Северном мо­ ре, расскажу о новом для.тралового флота лова на электросвет и скажу несколько слов о ко- •S шельковом промысле на ППР. С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОСВЕТА Оборудование судна для лова рыбы на электро­ свет сетной ловушкой состоит из следующих основ­ ных элементов. Во-первых, оборудовали саму сет­ ную ловушку, представляющую собой плоскую сеть трапецеидальной формы размером 27x24x37 метров. Устройство для постановки ее состоит из двух выстрелов длиной по 11 метров, двух завали­ вающихся дуг, на которые опираются шпоры выст­ релов, топенантов, служащих для удержания их в вертикальной плоскости, топрика, оттяжек, талей оттяжек и канифас-блока. Подводное освещение обеспечивается за счет концентрирующей лампы синего света типа РА-110-500 напряжением ПО вольт, мощностью 0,5 квт, 16 ламп типа СЦ-102 М белого света напряжением 110 вольт, мощностью полтора киловатта каждая, 4 выстрела длиной по 3 метра, топрика, оттяжек и талей. Управление лампами осуществляется со щита промыслового освещения. Для включения и отключения ламп на щите установлены пакетные включатели типа ЦБМ-2-20 и предохранители типа ПР. Регулирова­ ние напряжения концентрирующей лампы в про­ цессе работы осуществлялось реостатом РВЗ-11Б. Выливку улова планируется производить рыбона­ сосом фирмы «РАПП». 16- яы*вря «Прокопьевска вышел в район, где по данным экспедиции СРТ-М «Волгодонск» возмож­ ны концентрации макрелещуки, » мы сделали пер­ вую пробную световую станцию при поверхностной ^температуре плюс 18 градусов. В зоне, удаленной от света, наблюдались штуч- *аие экземпляры .рыб, визуально породный состав определить ие удалось, так ка к рыба не подходила п-тету. Поеле перехода в южном направлении на ■ ..ленте. прибора «Элаг-Лодар» появились рыбные, записи в виде, дорожки на горизонте 30— 80 метров.' Через два часа записи приподнйлйеь до 15-г20 . метров. При включении подводного освеще­ ния белого света они несколько опустились и удер живались на протяжении времени -световой стан-. ции на горизонте 30—80 метров. Через час в зоне света, больше на границе света иятеяи, начала появляться рыба размером 18—20 сантиметров, г » внешним признакам напоминаю­ щая макрелещуку или саргана. На синий свет рыба не реагировала, в зоне белого света совершала бес­ порядочные движения и уходила в теневую сторо­ ну. На границе света и тени она создавала мелкие стайки из трех-пяти экземпляров. За период свето­ вой станции наблюдалось не более нескольких де­ сятков рыб, обловить которые с целью установле­ ния видовой принадлежности не удалось из-за их большой подвижности. К границе света подходил крупный кальмар, избегая освещенного участка. В предрассветные часы рыбы в освещенных участках не наблюдалось. Поверхностная температура воды в этом районе была плюс 18 градусов. 28 января «Прокопьевск» пришел в район Фри­ тауна, где промысловые суда Калининградской флотилии облавливали сардинеллу и ставриду дон­ ными и пелагическими тралами. Лов на свет эки­ пажи калининградских судов прекратили за 7—10 суток до нашего прихода, то есть с наступлением полнолуния, когда уловов на свет нет. До этого про­ мысловые корабли‘ за ночь добывали ловушками \ до 15—20 тонн рыбы. Работа калининградцев вновь подтвердила зависимость эффективности светолова от фаз Луны. За 3—4 суток до полнолуния и 2—3 суток после него добыча сардинеллы на свет невоз­ можна. v Дальнейшие эксперименты провели в районе при поверхностной температуре воды плюс 27—29 градусов Здесь сделали три световые станции с выметкой ловушки. В зоне света наблюдали еди­ ничные экземпляры летучей рыбы, сардинеллы и ставриды. В уловах штучно была молодь круглой сардинеллы размером 6—12 сантиметров и круг­ лой ставриды — 6—10 сантиметров. На границе света ходили дельфины, питаясь сардинеллой. Пе­ ред рассветом всякое движение к зоне света пре­ кращалось. Недостатком этого района при светолове является сильное течение, достигающее трех узлов. Дрейфуя, судно имеет сильный снос, лампы вытягиваются вдоль борта, ловушка отходит в корму. Приходи­ лось удерживать ее между выстрелами с помощью носового топенанта и оттяжек. При этом больше половины верхней подборы, начиная с носовой ча­ сти, поднимается над водой на полтора—два метра, центр подборы приближается к борту. По рекомендации руководителя промысла Кали­ нинградской флотилии мы начали швартоваться непосредственно к косяку, обнаруженному гидроло­ катором. В косяке становились на якорь и заведен­ ный к нему с кормы шпринг. Длиной якорь-цепи устанавливали судно лагом к течению. При якор­ ной стоянке вдоль обращенного к течению правого борта образуется небольшое волнение, что затрудняет визуальное наблюдение за скоплением рыбы у ламп. В утренние часы в этом районе наблюдали боль­ шое количество поверхностных косяков сардинел­ лы, которые удерживались до 12 часов дня. Йри подходе судна рыба опускалась,-а затем снова под­ нималась на поверхность по корме. Днем рыбные записи отмечались на грунте. Два полуторачасовых траления, выполненные по глубинам 18—30 метров тралом чертежа № 326, приносили не более одной тонны. • - - ‘ Ихтиофауна в районе Фритауна разнообразна и представлена 20-ю видами рыб, относящихся к 19 семействам. Промысловый' интерес представляют сельдевые, представленные двумя видами сардин, сардинеллой круглой и плоской. В уловах круглая сардинелла размером 15—21 сантиметр с вершиной размерного ряда 18 сантиметров составляла 60 процентов,..,- Семейство ставридовых представлено единичны­ ми экземплярами круглой ставриды и десятипе­ рой, составляющей до половины улова. Кроме того, попадал в трал преднерестовый малоперый ка - ранкс размером 12—25 сантиметров. В конце янва­ ря район Фритауна является местом откорма пос- ленерестовой пеламиды, которая интенсивно' от­ кармливается сардинеллой. Ее улов тралом состав­ лял до 30 процентов. Первые пробы промысла на электросвет позво­ лили .нашему экипажу полностью освоить технику работы с бортовой ловушкой по ее постановке и вы­ борке. Однако рекомендаций по технике лова рыбы на электросвет пока дать нельзя, так ка к в период эксперимента реакция рыбы на свет была отрица­ тельной в-евяэи-с полнолунием. * ЗА ТУНЦОМ С «КОШЕЛЬКОМ» Следуя на промысел в Южную Атлантику в конце января в открытой часта океана над глу­ бинами 1850—2000 метров при поверхностной темпе­ ратуре воды плюс 29 градусов, мы наблюдали по­ верхностные косяки тунца. Его стаи отмечались после 16 часов, были очень подвижны и перемеща­ лись в северном — северо-восточном направлении. Большинство стай придерживалось стыка глубин­ ных вод, выходящих на поверхность и хорошо про­ сматривающихся с борта судна. Ка к правило, все движущиеся косяки тунца сопровождались стаями птиц. За время перехода невод был приведен в полную готовность для выметки. Забегая вперед, скажу, что нам удалось сделать только один замет, но он ока­ зался аварийным. Поэтому судить по нему об эф­ фективности промысла тунца кошельковым неио- дом нельзя. Для окончательного выявления воз­ можностей лова «кошельком» по кормовой схеме судов типа ППР необходимо продолжить испытания на чистой воде для отработки каждой операции ко­ шелькового лова. 8 апреля «Прокопьевск» пришел в район работы испанских судов, облавливавших тунца кошелько­ выми неводами. Группа состояла из десято кораб­ лей. Характерной особенностью является их раз­ бивка на поисковые и ловцы. Поисковый пред­ ставляет собой сейнер исландского типа, вооружен­ ный ловушкой, сейнерной лебедкой и силовым бло­ ком. По бортам установлены водяные брызгораепы- лительные установки. На вооружении судов-ловцов — сейнеров канадского типа — имеется тунцелов- ный кошельковый невод, сейнерная лебедка,, сиго­ вой блок и мотобот. Обнаружив KQCKK. поисковое судно приближается а нему и ложится в дрейф. Затем включают брыз- гораспылительную установку, а в воду с борта бро­ сают приманку (мелкая рыба, которой питается ту­ нец. Запасы ее поисковый сейнер пополняет с по­ мойные ловушки). На шум брызг и приманку скап­ ливается тунец. Таким образом поисковик удержи­ вает стаю до подхода сейнера-ловца. Он обметыва­ ет косяк вместе с поисковым судном, используя катер. По завершении циркуляции поисковик выхо­ дит из невода. Во время кольцевания, выборки, подсушки «кошелька» и выливки улова вспомога­ тельный мотобот постоянно удерживает сейнер от втягивания в невод, так ка к кошельковый промы­ сел в этом районе производился, ка к правило, в штилевую погоду. Сейнеры-ловцы работают по бор­ товой схеме. Подсушку дели производят вручную и стропами, выливают рыбу каплером. Один из к о ­ раблей имел улов поимерно 8—12 тонн длинноперо­ го тунца оарм е^ом с~?гттте метра. Г. БЕРДЫШЕВСКИЙ, капитан-директор ПНР «Прокопьевск».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz