Рыбный Мурман. 1970 г. Май.
/N AAAAAAAA /VN AAA ^ /XA /VVVA /VVVN A /N /N /VVVN /VVVVVV /VVVV /VVVVVN AAAAAA /VNA /VVVVVVV j ■Й;. ' В ТОРОГО апреля и норг пришел рыболовный траулер «Кубань», треть его моряки его сдали на рыбо комбинат последние центнеры улова, ушли на берег отды хать» а на судне полновлас г- вьш хозяином остался коллек тив подменного экипажа но мер 12 управления тралового флота. Матросы аеели вахту, повар Мария Денисовна Ар сеньева гремела на камбузе кастрюлями и сковородками, ва раскаленной плите что-то жарилось и варилось, в ма шинном отделении етучалц ключами и молотками меха ники. У кого-кого, а у них дел хоть отбавляй. Дел много, а дней очень ма ло — всего четыре. И аа ага четыре дня необходимо было произвести переборку порш невого движения главной ма шины, вскрыть золотниковые коробки, проверить ва порт* пях исправность уплотнитель ных колец, произвести чист ку огневого пространства па* рового котла и так далее. Ра- , боты набиралось на еотни нормо-часов, и все необходимо было сделать в срок, а глав но*? —надежно, чтобы ушедшие на промысел рыбы моряки не поминали в рейсе недобрым словом. Как видите, ответст венность на плечах машинной команды подменного экипажа номер 12 лежит большая. О ■-: •; . w < коллективе механикой и ион дет разговор. Й МАШИННОЙ команде подменного экипажа но мер 12 вместе со стар шим механиком Зосвмом Ни колаевичем Алешковым две надцать человек. Все это уже пожилые люди, которым в си лу возраста и пошатнувшегося здоровья выходить в моро а принимать участие в облове рыбы тяжело. Но они нужны флоту, им это известно. Никто не забыл их былых трудовых подвигов, потому, оставаясь на берегу, они стараются сде лать для флота все, что толь ко ш их силах. Они дотошны, когда принимают от верпув- шнхся с мора механиков судо вые механизмы, ворчливы, когда эта механизмы в запу щенном состоянии, их упорст ву можно позавидовать, когда они принимаются за ремонт, зачастую не прибегая даже я помощи судоремонтников. Опыт у этих двенадцати на коплен немалый. Случается так, что они за время евеег» пребывания на промысловом судне успевают полюбить его и тогда, когда приходит пора уходить судну вновь на про- мыеел, они перепоручают главный двигатель, насосы, лебедку судовым механикам как что-то свое, дают отре монтированному механизму полную производственную ха- ШХШШ И ! ! . РЫВАЯПРОМЫШЛЕНОСТЬ В 1969 году выгрузка рыбы в Норво Т Т П П П Т Т П Т Т Т Т гии составила 2203 тыс. т., ва 389 тыс. §1 I I Р К Н I И И тонн меньше, чем в предыдущем году. НII I И I I I If f t В связи с переловом выгрузка сельди и шпрота в 1969 году была меньше на i млн. т., чем в 1968 году. Уловы трески в 1969 году в Баренцевом и Норвежском морях но сравнению с предыдущими годами были рекордными. Выгруз ка составила 288494 т. Увеличение добычи трески ироизошло 9 основном за счет расширения промысла в открытом море моро зильными и другими траулерами, а также крупными судами, ве дущими лов трески ярусами. Уловы пикши, как и в 1968 году, составили 48 тыс. т. Выгрузка сайды несколько увеличилась по сравнению е 1968 р. и составила 88 тыс. т, а выгрузка колючей акулы возросла до 22 тыс. т. Важным источником сырья для рыбомучпой промышленности Норвегии является скуморая, которой в 1969 г. было выгружено 690 тыс. т., из них 30 тыс. т. было реализовано для пищевых це лей. С целью сохранения запасов неполовозрелой рыбы были при няты новые меры регулирования промысла скумбрии, согласно которым минимальная промысловая длина скумбрии, используе мой для переработки на муку, была увеличена с 20 до 30 см с 25- процентным допуском. Увеличивается выгрузка мойвы, являющейся сырьем для рыбо мучной промышленности, которая составила в 1969 году 678 тыо* т. В 19G9 году также начался промысел полярной трески кошель ковым неводом и разноглубинным тралом в восточной части Ба ренцева моря. Улов составил 18 тыс. т. Таким образом, были предприняты все попытки для того, чтобы ваменить сельдь в качестве источника сырья для рыбомучной промышленности. Однако обеспечение ее сырьем в 1969 году со ставило лишь 1569 тыс. т. по сравнению с 1944 тыс. т. в 1968 году. Положение, сложившееся в рыбной промышленности Норвегии, вызвало значительную заинтересованность в рыбомучных плапза- водах. Под такой плавзавод уже переделана бывшая китобойная матка, отправившаяся с 10 сейнерами в свой первый рейс к бере гам Западной Африки, В. НИКОЛАЕЗ. рактеристику, подсказывают, при каких условиях он может закапризничать, а при каких будет работать, словно часы, с грустью в глазах проводят тральщик, а сами после корот кого отдыха примут очередной РТ. Вот так они и живут, встре чая и провожая корабли и яа каждом таком морском паха ре оставляют частицу своего труда и души. И на каком бы судне ни работал этот друж ный коллектив, полностью ис ключены жалобы, а вот зато благодарностей десятки. Пять из них механики подменного бкипажа номер 12 получили только за первый квартал юбилейного года. В ОЗЬМЕМ РТ-269, на кото» ром береговую вахту нес ли механики, возглавляе мые Зосимом Николаевичем Алешковым, который не один десяток лет плавал механи ком, затем старшим механи ком, который отлично знает паровые силовые установки, умеет распознавать людей, найти каждому из них заня тие не только по душе, но н по силам, который, принимая механизмы очередного кораб ля, будьте уверены, не прой дет мимо беспорядка, не оста вит его неотмеченным, пе за несенным для памятки в евой видавший виды блокнот. На судне, о котором идет речь, работы были примерно те же самые, что и яа преды дущих кораблях, только с разницей в том, что РТ-269 должен был уйти в море не через педелю — две, а через четыре дня. Промысловая об становка на море складыва лась в пользу моряков, и они очень торопились обратно на Нордкинскую банку, где до этого взяли богатый улов и в которым вернулись в порт, ра портовав о досрочном завер шении рейсового н кварталь ного планов. О том, что судно работает хорошо, опережая график промысла, 9 том, что моряки его взяли на себя высокие со циалистические обязательства, механики подменного экипажа узнали из судовой стенной га зеты, которая случайно оста лась висеть в салоне. Прочи тав заметки матросов и комаз- диров, помещенные в ней, ме ханики решили уложиться о ремонтом механизмов в столь малый срок во что бы то ни стало. Работу они распределили так. Самые сложные опера ции, связанные с разборкой и сборкой главной машины, поручили выполнять более опытным товарищам во главе С коммунистом ударником коммунистического труда Кнестяпяным. Более мелкую работу — снятие, разборка, притирка седел я сборка паро вых клапанов — должны были выполнять все остальные чле ны команды. Наладить евязь в заводом поручалось механику Соколову. В первый же день несения вахты Кнестяпин, Рычихпн, Кочнов, Бахвалов разобрали основные узлы главной маши ны, произвели предвари тельный осмотр, выявили ряд неполадок, которые, останься незамеченными, могли бы • рейсе заметно снизить работо способность машины и в край* нем случав привести к ее вы ходу из строя. На другой день группа Кнестяпина занима лась устранением обнаружен ных дефектов, на третий д:шь К группе присоединились в те, кто работал на более мел ких операциях, а на четвер тый день главная машина и гее другие механизмы были переданы пришедшим с отды ха еудовым механикам. Точпо так же трудились они на РТ №№ 130, 322, 293, 222. Эти корабли уходят в море, ловят рьтбу, а двенадцать че ловек остаются на берегу, но они сердцем всегда вместе в кораблями, вместе е тема людьми, которые на них рабо тают. С. ДАНИЛОВ. Ва снимках: ремонтный ме хашш Кнестяпин (eeepxyf, старший механик Алешкой я механик Соколов. Г • % г! КАК ЖЕ НАЗЫВАЕТСЯ Книги • рыбах иметь в биб лиотеке рыбака на промысло вом судне — это не прихоть. Однако где их взять: В на ших магазинах, если имеется, те В основном литература по океанологии внутренних или смежных бассейнов. Но ведь советские рыбаки промышля ют сейчас во всех океанах в сплошь и рядом стал киваются с совершенно новы ми, неизвестными нам объек тами. И некоторые из этих объек тов заслуживают пристально го промыслового внимания. Причем в оперативные сроки. А что получается на деле? Уже несколько лет по неведе нию нашим промыслом не ис- яольэуется в пищевых целях вкусная рыба птеротрисса, по падающаяся в достаточных ко личествах при донных трале ниях в районе Средней Ат- лавтики* Э Т А Когда в 1969 году мне дове лось попасть гуда, никто из промышлявших соседей не мот оказать даже названия этой рыбы, оно выяснилось лишь потом, когда прочитали етатыо К. Константинова в «Рыбном хозяйстве». Наверно, можно привести еще не один подобный факт ущерба из-за отсутствия у нас местной ры бохозяйственной информации. А вместе с тем есть выход из положения. Он очевиден и доступен. Просто при заходе наших траулеров в иностран ные норты необходимо уде лять хотя бы минимальное внимание ознакомлению с местной литературой но рыб ному делу. Будь то Сент- Джонс, Лас-Пальмас, Дакар или Кейптаун. Ведь экономи ка побережья везде неизбеж но связана с морским промыс- Р Ы Б А ? лом, н в портах всегда можно найти литературу о рыбе. Осо бенно в таких, как Дакар, где имеется рыбохозяйственный исследовательский центр, пуб ликующий даже периодику по рыбному делу. На каждом пашем корабле достаточный культфонд, чтобы приобрести в еудовую библиотеку пару нужных, полезных кшгг по рыболовству. Больше того, пора на каж дом траулере иметь собствен ную стационарную библиотеч» ку из книг и справочных пб- собий по рыболовству. Без пе$ сегодня на современном ры боловном судне дальнего пла вания работать с максималь ной отдачей невозможно, что и подтверждает наша практи ка промысла. В. ШАРОШКИН, технолог ППР «Прилуки». ПРОТЕИН ИЗ ТРЕСКИ Ученые всех стран заняты поисками новых путей резно го увеличения производства продуктов питания и повыше ния их биологической ценно сти, Одним из та ки х путей американские ученые счита ют использование протеино вого концентрата. Министерство внутренних дел США выдало заказ на соо ружение первой в стране про мышленной установки по вы работке рыбного протеинового концентрата (РПК), В установке будет применен технологический процесс из влечения протеина из рыбы с помощью сильного раствори теля (изопропила алкоголя). Конечный продукт РКП, полу чаемый главным образом из рыб тресковых пород, пред ставляет собой светло-корич невый порошок, содержащий более 80 процентов протеина и некоторые- необходимые для организма человека минераль ные вещества. Для получения 1 к г концентрата требуется б к г рыбы. . бактериологически и био химически устойчивый про д у кт РПК ус требует специаль ны х условий для хранения. Добавляемый в пищу, он не придает ей специфического запаха или привкуса . Для удовлетворения суточной notv ребности организма в белках достаточно всего 10 г РПК. По заключению Националь ной академии наук США Й Управления по контролю з§ качеством пищевых продук» тов, РПК является полезным питательным продуктом И вполне может быть рекомен* дован для массового употреб ления в пищу. Первая экспериментальная установка по выработке РПИ будет сооружена в 1970 г. » АСердине (штат Вашингтон),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz