Рыбный Мурман. 1970 г. Май.

/N AAAAAAAA /VN AAA ^ /XA /VVVA /VVVN A /N /N /VVVN /VVVVVV /VVVV /VVVVVN AAAAAA /VNA /VVVVVVV j ■Й;. ' В ТОРОГО апреля и норг пришел рыболовный траулер «Кубань», треть­ его моряки его сдали на рыбо­ комбинат последние центнеры улова, ушли на берег отды­ хать» а на судне полновлас г- вьш хозяином остался коллек­ тив подменного экипажа но­ мер 12 управления тралового флота. Матросы аеели вахту, повар Мария Денисовна Ар­ сеньева гремела на камбузе кастрюлями и сковородками, ва раскаленной плите что-то жарилось и варилось, в ма­ шинном отделении етучалц ключами и молотками меха­ ники. У кого-кого, а у них дел хоть отбавляй. Дел много, а дней очень ма­ ло — всего четыре. И аа ага четыре дня необходимо было произвести переборку порш­ невого движения главной ма­ шины, вскрыть золотниковые коробки, проверить ва порт* пях исправность уплотнитель­ ных колец, произвести чист­ ку огневого пространства па* рового котла и так далее. Ра- , боты набиралось на еотни нормо-часов, и все необходимо было сделать в срок, а глав­ но*? —надежно, чтобы ушедшие на промысел рыбы моряки не поминали в рейсе недобрым словом. Как видите, ответст­ венность на плечах машинной команды подменного экипажа номер 12 лежит большая. О ■-: •; . w < коллективе механикой и ион дет разговор. Й МАШИННОЙ команде подменного экипажа но­ мер 12 вместе со стар­ шим механиком Зосвмом Ни­ колаевичем Алешковым две­ надцать человек. Все это уже пожилые люди, которым в си­ лу возраста и пошатнувшегося здоровья выходить в моро а принимать участие в облове рыбы тяжело. Но они нужны флоту, им это известно. Никто не забыл их былых трудовых подвигов, потому, оставаясь на берегу, они стараются сде­ лать для флота все, что толь­ ко ш их силах. Они дотошны, когда принимают от верпув- шнхся с мора механиков судо­ вые механизмы, ворчливы, когда эта механизмы в запу­ щенном состоянии, их упорст­ ву можно позавидовать, когда они принимаются за ремонт, зачастую не прибегая даже я помощи судоремонтников. Опыт у этих двенадцати на­ коплен немалый. Случается так, что они за время евеег» пребывания на промысловом судне успевают полюбить его и тогда, когда приходит пора уходить судну вновь на про- мыеел, они перепоручают главный двигатель, насосы, лебедку судовым механикам как что-то свое, дают отре­ монтированному механизму полную производственную ха- ШХШШ И ! ! . РЫВАЯПРОМЫШЛЕНОСТЬ В 1969 году выгрузка рыбы в Норво Т Т П П П Т Т П Т Т Т Т гии составила 2203 тыс. т., ва 389 тыс. §1 I I Р К Н I И И тонн меньше, чем в предыдущем году. НII I И I I I If f t В связи с переловом выгрузка сельди и шпрота в 1969 году была меньше на i млн. т., чем в 1968 году. Уловы трески в 1969 году в Баренцевом и Норвежском морях но сравнению с предыдущими годами были рекордными. Выгруз­ ка составила 288494 т. Увеличение добычи трески ироизошло 9 основном за счет расширения промысла в открытом море моро­ зильными и другими траулерами, а также крупными судами, ве­ дущими лов трески ярусами. Уловы пикши, как и в 1968 году, составили 48 тыс. т. Выгрузка сайды несколько увеличилась по сравнению е 1968 р. и составила 88 тыс. т, а выгрузка колючей акулы возросла до 22 тыс. т. Важным источником сырья для рыбомучпой промышленности Норвегии является скуморая, которой в 1969 г. было выгружено 690 тыс. т., из них 30 тыс. т. было реализовано для пищевых це­ лей. С целью сохранения запасов неполовозрелой рыбы были при­ няты новые меры регулирования промысла скумбрии, согласно которым минимальная промысловая длина скумбрии, используе­ мой для переработки на муку, была увеличена с 20 до 30 см с 25- процентным допуском. Увеличивается выгрузка мойвы, являющейся сырьем для рыбо­ мучной промышленности, которая составила в 1969 году 678 тыо* т. В 19G9 году также начался промысел полярной трески кошель­ ковым неводом и разноглубинным тралом в восточной части Ба­ ренцева моря. Улов составил 18 тыс. т. Таким образом, были предприняты все попытки для того, чтобы ваменить сельдь в качестве источника сырья для рыбомучной промышленности. Однако обеспечение ее сырьем в 1969 году со­ ставило лишь 1569 тыс. т. по сравнению с 1944 тыс. т. в 1968 году. Положение, сложившееся в рыбной промышленности Норвегии, вызвало значительную заинтересованность в рыбомучных плапза- водах. Под такой плавзавод уже переделана бывшая китобойная матка, отправившаяся с 10 сейнерами в свой первый рейс к бере­ гам Западной Африки, В. НИКОЛАЕЗ. рактеристику, подсказывают, при каких условиях он может закапризничать, а при каких будет работать, словно часы, с грустью в глазах проводят тральщик, а сами после корот­ кого отдыха примут очередной РТ. Вот так они и живут, встре­ чая и провожая корабли и яа каждом таком морском паха­ ре оставляют частицу своего труда и души. И на каком бы судне ни работал этот друж­ ный коллектив, полностью ис­ ключены жалобы, а вот зато благодарностей десятки. Пять из них механики подменного бкипажа номер 12 получили только за первый квартал юбилейного года. В ОЗЬМЕМ РТ-269, на кото» ром береговую вахту нес­ ли механики, возглавляе­ мые Зосимом Николаевичем Алешковым, который не один десяток лет плавал механи­ ком, затем старшим механи­ ком, который отлично знает паровые силовые установки, умеет распознавать людей, найти каждому из них заня­ тие не только по душе, но н по силам, который, принимая механизмы очередного кораб­ ля, будьте уверены, не прой­ дет мимо беспорядка, не оста­ вит его неотмеченным, пе за­ несенным для памятки в евой видавший виды блокнот. На судне, о котором идет речь, работы были примерно те же самые, что и яа преды­ дущих кораблях, только с разницей в том, что РТ-269 должен был уйти в море не через педелю — две, а через четыре дня. Промысловая об­ становка на море складыва­ лась в пользу моряков, и они очень торопились обратно на Нордкинскую банку, где до этого взяли богатый улов и в которым вернулись в порт, ра­ портовав о досрочном завер­ шении рейсового н кварталь­ ного планов. О том, что судно работает хорошо, опережая график промысла, 9 том, что моряки его взяли на себя высокие со­ циалистические обязательства, механики подменного экипажа узнали из судовой стенной га­ зеты, которая случайно оста­ лась висеть в салоне. Прочи­ тав заметки матросов и комаз- диров, помещенные в ней, ме­ ханики решили уложиться о ремонтом механизмов в столь малый срок во что бы то ни стало. Работу они распределили так. Самые сложные опера­ ции, связанные с разборкой и сборкой главной машины, поручили выполнять более опытным товарищам во главе С коммунистом ударником коммунистического труда Кнестяпяным. Более мелкую работу — снятие, разборка, притирка седел я сборка паро­ вых клапанов — должны были выполнять все остальные чле­ ны команды. Наладить евязь в заводом поручалось механику Соколову. В первый же день несения вахты Кнестяпин, Рычихпн, Кочнов, Бахвалов разобрали основные узлы главной маши­ ны, произвели предвари­ тельный осмотр, выявили ряд неполадок, которые, останься незамеченными, могли бы • рейсе заметно снизить работо­ способность машины и в край* нем случав привести к ее вы­ ходу из строя. На другой день группа Кнестяпина занима­ лась устранением обнаружен­ ных дефектов, на третий д:шь К группе присоединились в те, кто работал на более мел­ ких операциях, а на четвер­ тый день главная машина и гее другие механизмы были переданы пришедшим с отды­ ха еудовым механикам. Точпо так же трудились они на РТ №№ 130, 322, 293, 222. Эти корабли уходят в море, ловят рьтбу, а двенадцать че­ ловек остаются на берегу, но они сердцем всегда вместе в кораблями, вместе е тема людьми, которые на них рабо­ тают. С. ДАНИЛОВ. Ва снимках: ремонтный ме­ хашш Кнестяпин (eeepxyf, старший механик Алешкой я механик Соколов. Г • % г! КАК ЖЕ НАЗЫВАЕТСЯ Книги • рыбах иметь в биб­ лиотеке рыбака на промысло­ вом судне — это не прихоть. Однако где их взять: В на­ ших магазинах, если имеется, те В основном литература по океанологии внутренних или смежных бассейнов. Но ведь советские рыбаки промышля­ ют сейчас во всех океанах в сплошь и рядом стал­ киваются с совершенно новы­ ми, неизвестными нам объек­ тами. И некоторые из этих объек­ тов заслуживают пристально­ го промыслового внимания. Причем в оперативные сроки. А что получается на деле? Уже несколько лет по неведе­ нию нашим промыслом не ис- яольэуется в пищевых целях вкусная рыба птеротрисса, по­ падающаяся в достаточных ко­ личествах при донных трале­ ниях в районе Средней Ат- лавтики* Э Т А Когда в 1969 году мне дове­ лось попасть гуда, никто из промышлявших соседей не мот оказать даже названия этой рыбы, оно выяснилось лишь потом, когда прочитали етатыо К. Константинова в «Рыбном хозяйстве». Наверно, можно привести еще не один подобный факт ущерба из-за отсутствия у нас местной ры­ бохозяйственной информации. А вместе с тем есть выход из положения. Он очевиден и доступен. Просто при заходе наших траулеров в иностран­ ные норты необходимо уде­ лять хотя бы минимальное внимание ознакомлению с местной литературой но рыб­ ному делу. Будь то Сент- Джонс, Лас-Пальмас, Дакар или Кейптаун. Ведь экономи­ ка побережья везде неизбеж­ но связана с морским промыс- Р Ы Б А ? лом, н в портах всегда можно найти литературу о рыбе. Осо­ бенно в таких, как Дакар, где имеется рыбохозяйственный исследовательский центр, пуб­ ликующий даже периодику по рыбному делу. На каждом пашем корабле достаточный культфонд, чтобы приобрести в еудовую библиотеку пару нужных, полезных кшгг по рыболовству. Больше того, пора на каж­ дом траулере иметь собствен­ ную стационарную библиотеч» ку из книг и справочных пб- собий по рыболовству. Без пе$ сегодня на современном ры­ боловном судне дальнего пла­ вания работать с максималь­ ной отдачей невозможно, что и подтверждает наша практи­ ка промысла. В. ШАРОШКИН, технолог ППР «Прилуки». ПРОТЕИН ИЗ ТРЕСКИ Ученые всех стран заняты поисками новых путей резно­ го увеличения производства продуктов питания и повыше­ ния их биологической ценно­ сти, Одним из та ки х путей американские ученые счита­ ют использование протеино­ вого концентрата. Министерство внутренних дел США выдало заказ на соо­ ружение первой в стране про­ мышленной установки по вы­ работке рыбного протеинового концентрата (РПК), В установке будет применен технологический процесс из­ влечения протеина из рыбы с помощью сильного раствори­ теля (изопропила алкоголя). Конечный продукт РКП, полу­ чаемый главным образом из рыб тресковых пород, пред­ ставляет собой светло-корич­ невый порошок, содержащий более 80 процентов протеина и некоторые- необходимые для организма человека минераль­ ные вещества. Для получения 1 к г концентрата требуется б к г рыбы. . бактериологически и био­ химически устойчивый про­ д у кт РПК ус требует специаль­ ны х условий для хранения. Добавляемый в пищу, он не придает ей специфического запаха или привкуса . Для удовлетворения суточной notv ребности организма в белках достаточно всего 10 г РПК. По заключению Националь­ ной академии наук США Й Управления по контролю з§ качеством пищевых продук» тов, РПК является полезным питательным продуктом И вполне может быть рекомен* дован для массового употреб­ ления в пищу. Первая экспериментальная установка по выработке РПИ будет сооружена в 1970 г. » АСердине (штат Вашингтон),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz