Рыбный Мурман. 1970 г. Май.
« КАПРИЗНЫЙ НЕПТУН С ВЕСНОЙ рыбаки связывают самые главные свои надеж ды: наконец-то кончатся свирепые штормы. Если и загу ляет волна, то не больше трех баллов. Погода что ни на есть промысловая. Пойдет большая рыба плюс солнышко над головой — тогда и за рыбоделом на подвахте стоять удовольст вие. На это надеются каждый год, потому что, наверное, и но вичку, проплававшему всего несколько рейсов, ясно: весной начинается рыбацкая страда. Моряки РТ-273 «Смо ленск», выходившие в рейс в конце марта, тоже мечтали о богатых уловах и спокой ной воде, чтобы поправить неважное положение, в кото ром оказались после первого плавания. Задания тогда не выполнили, оказались долж никами. Теперь надо было наверстывать упущенное и, кроме того, не с пустыми ру ками встретить ленинский юбилей. Обязательство взяли к этой дате: сверх рейсового плана (330 тонн) выработал» 400 центнеров рыбного полу фабриката. Этим все жили, к этому все стремились. И каждый делал все, что было в его си лах. Аккуратно через поло женное время уходил в воду трал, и поднимали его на борт, по заданному режиму работала главная машина, и судно шло туда, куда на правляли его штурманы. Но рыбы не было. Нептун капризничал, слов но доказывал: весна весной, а вот как я захочу, так и бу дет по-моему. Доказывал Еесьма убедительно. Иногда за сутки отпускал из своих кладовых всего по полторы тонны трески. С самого на чала рейса бугрил море ше- сти-восьмибалльным ветром, гнал снежные «заряды» — полубака не видно. Ко всему прочему мудрил с передви жением косяка. Днем он поднимался в средние слон — уловы сотни килограммов. В ночное время — побольше. А время шло. Трюмы суд на почти оставались пусты ми. Капризы своевольного Нептуна усугублялись отсут ствием на промысле плав баз. Большую группу судов обслуживала одна «Даурия». Потому «Смоленск» вообще не прикрепили к ней. При ходилось все сырье пускать под соль. И только спустя восемь суток, после прихода «Феликса Кона» появилась возможность заготовлять свежье. Но было потеряно уже почти полрейса. И не долов составлял 640 центне ров. Рыбацкое счастье морякам «Смоленска» изменяло. СЧАСТЬЕ РЫБАЦКОЕ illlllltllllllllllllllllllllilllllllllllllllllllllllllllilllllllliltillllllllllllllllllllllllllllilttlllltlliliiiiiiiHiiiHiiii НА НЕПТУНА НАДЕЙСЯ, А.а Нет, капитан Яков Гри горьевич Булковский мень ше всего надеялся на ми лость морского царя. Как по известной пословице. Боль ше верил в себя, своих по мощников, в мастеров, мат росов. И знал: должна в конце концов быть рыба. Где? Опыт подсказывал! 9 апреле треска подойдет и Медвежке, на большие глу бины. Здесь десять лет назад впервые в траловом флоте на РТ-319 «Могилев», кото» рым командовал Н. М. Ко* тов, осваивал скоростное траление на таких глубинах. И потом не раз приходилось бывать здесь. Потому еще В порту учел: не исключено, что придется опускаться на 500—800 метров. Распорядил ся взять дополнительно вае- ров. Первые сигналы о появле нии концентраций рыбы у Медвежки поступили от по искового судна. Это был ме стный косяк, судя по ассор тименту улова и глубинам — «мелякам» — до 350 метров. Побежали туда. Сделали од но траление, другое — и опять начали крутить «ко леса». Треска, ка к говорится, только хвостом вильнула. Снова четыре дня пролова. Но теперь уже все кинулись в поиск за пропавшим кося ком. И наконец получилось, ка к и ожидал капитан Бул- ковский. Траулер «Красно- гвардейск» сообщил радост ную весть: северо-западнее Медвежки обнаружен новый косяк. Рыба крупная, глу бины, правда, большие. На «Смоленске», не меш кая, сменили верхнюю под бору. Вместо обычных к у х - тылей поставили глубоко водные. Они хранились еще е прошлого года, готовые к употреблению. На каждый трал по подборе. Вот когда оправдалась предусмотри тельность ведущих специа листов судна. Тут уж не мог помешать никакой Нептун. Уловы были отменные. По пять—десять тонн, по пол ному тралу. За сутки — 15—20 тонн. Всего четыре — шесть кораблей работали е таким успехом. Кто имел глубоководное снаряжение и умел держаться на кон центрациях. Но об этом ни зке. На палубе от полубака до лебедки переливалась зеле новато-синим цветом треска. За рыбоделами—все, кто сво боден. Вахта, подвахта, ав рал. Идет и идет обработан ная рыба в сетные контей неры. Частично ее приходит ся солить и укладывать в трюм. «Феликс Кон» ограни чивает сдачу. По восемь тонн, не больше. Ках жаль. И все равно радуется сердце, видя полными рыбные ящи ки . СКВОЗЬ ШТОРМ И «ЗАРЯДЫ» Трудно доставались моря кам авральные тонны. Осо бенно судоводителям. Косяк узкий, подвижный, мигриру ет, куда ему вздумается. Ка жется, наметилось движение на норд, ка к вдруг он исче зал. Расходились веером, но его нет и нет. На «Смоленске» приноро вились. Исчезал косяк уходили на свал глубин, где до полутора—двух тонн пал туса ловили. Сделают там несколько тралений, а за зто время траулеры, на которых недостаточно было ваероц для глубоководного промыс ла и которые вынуждены ' были оставаться на более мелких местах, вновь нахо дили его. И все опять пере ключались. Удержаться на концентра ции было очень сложно. И не только потому, что треска постоянно двигалась. У Мед вежки совершенно не пред ставлялось возможным оп ределить место судна. Един ственный маяк давал боль шую ошибку, а астрономиче ские обсервации исключа лись: весь период работы здесь то ветер гнал снежные «заряды», то непробиваемой стеной закрывал все вокруг туман. Какие тут могут быть определения. Так, на ощупь и ходили. По глубине да по счислению. Искусство боль шое надо, чтобы не потерять рыбу. И не теряли. — Вторую половину рейса на одном косяке промышля ли. Молодцы судоводители, — с гордостью отзывался о своих помощниках Яков Григорьевич Булковский. Точному счислению пути мешало течение. Хотя м на- НОВИНКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Мурманский магазин «Тех ническая книга» пополнился новыми книгами, представля ющими интерес для моряков рыбопромысловых флотов. «Судовая сигнализация н знаки судоходной обстанов ки» — иллюстрированной по собие авторов Д. И. Рулькова и В. Ф. Саратова. Пособие да ет наглядное представление о виде судовых сигналов и их звуковом характере. Дается описание’ порядка примене ния средств переговорной сиг- НЗЛИЗАЦЯН. Издательство ...«Транспорт» выпустило книгу «Эксплуата ция .эдектронавигационцых приборов на морских судах»* Авторы М. А. Блинов ж дру гие. Книга предназначена для судоводительского состава транспортных к промысловых флотов. В вей наложены принципы действия элементов автоматических устройств, применяемых в электрорадио» навигационных приборах. В настоящее время ваша судостроительная промышлен ность выпускает суда, обла дающие высокими скоростя ми. Издательство «Судострое ние» предлагает новую книгу' Д. Д. Межрицкого, Ю. Н. Ми- тюшенко и других авторов «Газотурбинные установки быстроходных-судов»).- Книга рассчитана на инженеров, конструкторов и специалистов но энергетическим установ кам судов на подводных крыльях и на воздушной по душке. А для инженерно-техниче ских работников, производя щих работы по проектирова нию, постройке, эксплуатации н ремонту судовых дизельных установок, издательством «Судостроение» выпущена книга Б. Д. Блинова и JI. Г. Галперовича «Монтаж . судо вых дизельных установок». Ее тоже можно приобрести в нашем магазине. Т ТРОПИПА, директор ма газина «Техническая кни га». правление его известно, и Скорость, но трудно учесть эти элементы при сложном промысловом маневрирова нии. Брали во внимание са мый главный фактор: если по течению делали одно тра ление, то против — два. Ино гда при мелком ремонте трала полным ходом заходи ли на течение, чтобы не про скочить косяк. Оно и понят но. Бывало, е тралом шли по полтора часа и столько же времени делили улов. Значит, судно сносило па довольно большое расстоя ние. И еще штурманы учли. Когда шли по течению, дава ли минимальные обороты гребного винта, против — максимальные. Регулируя скорость, добивались не только больших уловов, но и избегали попадания губки. С этой целью и траления делали короткие — но 1 час 20 минут — 1 час 30 минут. Для большего раскрытия трала пользовались 120-мет ровыми кабелями. ПРАЗДНИЧНЫЕ ПИРОГИ Федор Викторович Гурья нов, матрос первого класса, перед заступлением на ноч ную вахту приятно удивил ся, когда пришел на чай в салон и увидел «молнию»: «Экипаж траулера «Смо ленск» сердечно поздравляет Вас с днем рождения...» «Молнию» специально выпу стили в честь именинника. Но еще сюрприз ждал Федо ра Викторовича днем. Ма стер своего дела шеф-повар Герман Петрович Заблотский преподнес ему собственного приготовления пирог, на котором были выложены слова поздравления. Прихо дили в салон моряки, от ду ши желали юбиляру (Ф. В. Гурьянову исполнилось со рок) успехов, здоровья, сча стья и угощались вкусным пирогом. А потом специаль но для именинника по судо вому радио транслировали концерт. На «Смоленске» стало тра дицией по-праздничному от мечать дни рождения. В ми нувшем рейсе сердечность дружеских рукопожатий, по желаний испытали помощ ник повара Семен Полозов, помощник мастера по обра ботке рыбы Владимир Бере зин. И для каждого был ис печен традиционный пирог, и каждый мог услышать свои любимые песни. Особым праздником для экипажа «Смоленска» был день, когда в трюмы уложи ли последние тонны продук ции в счет рейсового зада ния. Этот день особенно при мечателен, потому что успе ха добились при больших трудностях, когда уже, каза лось, не было никаких на дежд на него. Но моряки не пали духом, работали все С таким упорством, что в конце рейса капитан оказал ся в затруднении, кого отме тить особенно. В честь первой победы шеф тоже испек пирог. По том еще: выполнили обяза тельство. Вообще, минувший рейс «Смоленска» отличался бо гатством праздников. Один из них — ленинский суббот ник — провели у борта плав базы, на которую сдавали рыбу. Моряки единодушно решили тогда: деньги, зара ботанные в ближайшее к Субботнику воскресенье, пе речислить в фонд пятилетки. ЛЮДИ и СУДНО Экипаж «Смоленска» еще в апреле прошлого года вы полнил план пятилетки. В то время и по сегодняшний день судном командует Я. Г. Булковский, молодой капи тан, сделавший до этого два рейса на «угольщиках». Но, видно, хорошую закалку прошел Яков Григорьевич, если в том же году смог вы вести траулер на третье ме сто среди однотипных кораб лей. В августе «Смоленск» по ставили в ремонт, связанный со слипованием. Во время елипования можно было «подлечить» и механизмы, но машинная команда, кото рой в то время руководил Андрей Михайлович Руие- вич, отказалась от какого- либо ремонта. Механики, ма шинисты дали слово обой тись без него еще два года и е честью выполняют свое обещание. Пример тому — минувший рейс. За 45 суток команда не потеряла ни од ного часа из-за неисправ ности судовых систем, меха низмов. Если и приходилось что-то ремонтировать, то ис пользовали короткую стоян ку у базы. Перед снятием с промысла машинные специалисты сво ими силами взялись испра вить поломку одного бараба на РМУ. Работали весь пере ход, и еще по приходе в порт слесарь Петр Котов, маши нисты Петр Матвейчук, Лео нид Задерей не уходили пол дня из отделения рыбомуч ной установки. Эти факты ка к нельзя лучше характе ризуют трудолюбие машин ной команды. В течение прошлого года РТ-273 прочно удерживал второе место по выработке консервов. Т ут сказалась не только старательность ма стеров, но и хозяйственный подход к делу капитана. Па «Смоленске» сразу же после издания приказа начальника флота в штат консервных мастеров взяли еще одного помощника. Бригада в-таком составе сохраняется и поны не. Поэтому не мудрено, что план минувшего рейса по выпуску консервов перевы полнен более чем в два раза. Потребитель получил 41 ты сячу условных банок «Пече ни трески натуральной». На 200 процентов Павел Ивано вич Ю кин, Федор Ананье вич Кирсанов, Борис Серге евич Колпаков выполнили задание и по выгреву рыбь его жира. В. СЕРГЕЕВ. ‘ ш"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz