Рыбный Мурман. 1970 г. Май.

« КАПРИЗНЫЙ НЕПТУН С ВЕСНОЙ рыбаки связывают самые главные свои надеж­ ды: наконец-то кончатся свирепые штормы. Если и загу­ ляет волна, то не больше трех баллов. Погода что ни на есть промысловая. Пойдет большая рыба плюс солнышко над головой — тогда и за рыбоделом на подвахте стоять удовольст­ вие. На это надеются каждый год, потому что, наверное, и но­ вичку, проплававшему всего несколько рейсов, ясно: весной начинается рыбацкая страда. Моряки РТ-273 «Смо­ ленск», выходившие в рейс в конце марта, тоже мечтали о богатых уловах и спокой­ ной воде, чтобы поправить неважное положение, в кото­ ром оказались после первого плавания. Задания тогда не выполнили, оказались долж­ никами. Теперь надо было наверстывать упущенное и, кроме того, не с пустыми ру­ ками встретить ленинский юбилей. Обязательство взяли к этой дате: сверх рейсового плана (330 тонн) выработал» 400 центнеров рыбного полу­ фабриката. Этим все жили, к этому все стремились. И каждый делал все, что было в его си­ лах. Аккуратно через поло­ женное время уходил в воду трал, и поднимали его на борт, по заданному режиму работала главная машина, и судно шло туда, куда на­ правляли его штурманы. Но рыбы не было. Нептун капризничал, слов­ но доказывал: весна весной, а вот как я захочу, так и бу­ дет по-моему. Доказывал Еесьма убедительно. Иногда за сутки отпускал из своих кладовых всего по полторы тонны трески. С самого на­ чала рейса бугрил море ше- сти-восьмибалльным ветром, гнал снежные «заряды» — полубака не видно. Ко всему прочему мудрил с передви­ жением косяка. Днем он поднимался в средние слон — уловы сотни килограммов. В ночное время — побольше. А время шло. Трюмы суд­ на почти оставались пусты­ ми. Капризы своевольного Нептуна усугублялись отсут­ ствием на промысле плав­ баз. Большую группу судов обслуживала одна «Даурия». Потому «Смоленск» вообще не прикрепили к ней. При­ ходилось все сырье пускать под соль. И только спустя восемь суток, после прихода «Феликса Кона» появилась возможность заготовлять свежье. Но было потеряно уже почти полрейса. И не­ долов составлял 640 центне­ ров. Рыбацкое счастье морякам «Смоленска» изменяло. СЧАСТЬЕ РЫБАЦКОЕ illlllltllllllllllllllllllllilllllllllllllllllllllllllllilllllllliltillllllllllllllllllllllllllllilttlllltlliliiiiiiiHiiiHiiii НА НЕПТУНА НАДЕЙСЯ, А.а Нет, капитан Яков Гри­ горьевич Булковский мень­ ше всего надеялся на ми­ лость морского царя. Как по известной пословице. Боль­ ше верил в себя, своих по­ мощников, в мастеров, мат­ росов. И знал: должна в конце концов быть рыба. Где? Опыт подсказывал! 9 апреле треска подойдет и Медвежке, на большие глу­ бины. Здесь десять лет назад впервые в траловом флоте на РТ-319 «Могилев», кото» рым командовал Н. М. Ко* тов, осваивал скоростное траление на таких глубинах. И потом не раз приходилось бывать здесь. Потому еще В порту учел: не исключено, что придется опускаться на 500—800 метров. Распорядил­ ся взять дополнительно вае- ров. Первые сигналы о появле­ нии концентраций рыбы у Медвежки поступили от по­ искового судна. Это был ме­ стный косяк, судя по ассор­ тименту улова и глубинам — «мелякам» — до 350 метров. Побежали туда. Сделали од­ но траление, другое — и опять начали крутить «ко­ леса». Треска, ка к говорится, только хвостом вильнула. Снова четыре дня пролова. Но теперь уже все кинулись в поиск за пропавшим кося­ ком. И наконец получилось, ка к и ожидал капитан Бул- ковский. Траулер «Красно- гвардейск» сообщил радост­ ную весть: северо-западнее Медвежки обнаружен новый косяк. Рыба крупная, глу­ бины, правда, большие. На «Смоленске», не меш­ кая, сменили верхнюю под­ бору. Вместо обычных к у х - тылей поставили глубоко­ водные. Они хранились еще е прошлого года, готовые к употреблению. На каждый трал по подборе. Вот когда оправдалась предусмотри­ тельность ведущих специа­ листов судна. Тут уж не мог помешать никакой Нептун. Уловы были отменные. По пять—десять тонн, по пол­ ному тралу. За сутки — 15—20 тонн. Всего четыре — шесть кораблей работали е таким успехом. Кто имел глубоководное снаряжение и умел держаться на кон­ центрациях. Но об этом ни­ зке. На палубе от полубака до лебедки переливалась зеле­ новато-синим цветом треска. За рыбоделами—все, кто сво­ боден. Вахта, подвахта, ав­ рал. Идет и идет обработан­ ная рыба в сетные контей­ неры. Частично ее приходит­ ся солить и укладывать в трюм. «Феликс Кон» ограни­ чивает сдачу. По восемь тонн, не больше. Ках жаль. И все равно радуется сердце, видя полными рыбные ящи­ ки . СКВОЗЬ ШТОРМ И «ЗАРЯДЫ» Трудно доставались моря­ кам авральные тонны. Осо­ бенно судоводителям. Косяк узкий, подвижный, мигриру­ ет, куда ему вздумается. Ка ­ жется, наметилось движение на норд, ка к вдруг он исче­ зал. Расходились веером, но его нет и нет. На «Смоленске» приноро­ вились. Исчезал косяк уходили на свал глубин, где до полутора—двух тонн пал­ туса ловили. Сделают там несколько тралений, а за зто время траулеры, на которых недостаточно было ваероц для глубоководного промыс­ ла и которые вынуждены ' были оставаться на более мелких местах, вновь нахо­ дили его. И все опять пере­ ключались. Удержаться на концентра­ ции было очень сложно. И не только потому, что треска постоянно двигалась. У Мед­ вежки совершенно не пред­ ставлялось возможным оп­ ределить место судна. Един­ ственный маяк давал боль­ шую ошибку, а астрономиче­ ские обсервации исключа­ лись: весь период работы здесь то ветер гнал снежные «заряды», то непробиваемой стеной закрывал все вокруг туман. Какие тут могут быть определения. Так, на ощупь и ходили. По глубине да по счислению. Искусство боль­ шое надо, чтобы не потерять рыбу. И не теряли. — Вторую половину рейса на одном косяке промышля­ ли. Молодцы судоводители, — с гордостью отзывался о своих помощниках Яков Григорьевич Булковский. Точному счислению пути мешало течение. Хотя м на- НОВИНКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Мурманский магазин «Тех­ ническая книга» пополнился новыми книгами, представля­ ющими интерес для моряков рыбопромысловых флотов. «Судовая сигнализация н знаки судоходной обстанов­ ки» — иллюстрированной по­ собие авторов Д. И. Рулькова и В. Ф. Саратова. Пособие да­ ет наглядное представление о виде судовых сигналов и их звуковом характере. Дается описание’ порядка примене­ ния средств переговорной сиг- НЗЛИЗАЦЯН. Издательство ...«Транспорт» выпустило книгу «Эксплуата­ ция .эдектронавигационцых приборов на морских судах»* Авторы М. А. Блинов ж дру­ гие. Книга предназначена для судоводительского состава транспортных к промысловых флотов. В вей наложены принципы действия элементов автоматических устройств, применяемых в электрорадио» навигационных приборах. В настоящее время ваша судостроительная промышлен­ ность выпускает суда, обла­ дающие высокими скоростя­ ми. Издательство «Судострое­ ние» предлагает новую книгу' Д. Д. Межрицкого, Ю. Н. Ми- тюшенко и других авторов «Газотурбинные установки быстроходных-судов»).- Книга рассчитана на инженеров, конструкторов и специалистов но энергетическим установ­ кам судов на подводных крыльях и на воздушной по­ душке. А для инженерно-техниче­ ских работников, производя­ щих работы по проектирова­ нию, постройке, эксплуатации н ремонту судовых дизельных установок, издательством «Судостроение» выпущена книга Б. Д. Блинова и JI. Г. Галперовича «Монтаж . судо­ вых дизельных установок». Ее тоже можно приобрести в нашем магазине. Т ТРОПИПА, директор ма­ газина «Техническая кни­ га». правление его известно, и Скорость, но трудно учесть эти элементы при сложном промысловом маневрирова­ нии. Брали во внимание са­ мый главный фактор: если по течению делали одно тра­ ление, то против — два. Ино­ гда при мелком ремонте трала полным ходом заходи­ ли на течение, чтобы не про­ скочить косяк. Оно и понят­ но. Бывало, е тралом шли по полтора часа и столько же времени делили улов. Значит, судно сносило па довольно большое расстоя­ ние. И еще штурманы учли. Когда шли по течению, дава­ ли минимальные обороты гребного винта, против — максимальные. Регулируя скорость, добивались не только больших уловов, но и избегали попадания губки. С этой целью и траления делали короткие — но 1 час 20 минут — 1 час 30 минут. Для большего раскрытия трала пользовались 120-мет­ ровыми кабелями. ПРАЗДНИЧНЫЕ ПИРОГИ Федор Викторович Гурья­ нов, матрос первого класса, перед заступлением на ноч­ ную вахту приятно удивил­ ся, когда пришел на чай в салон и увидел «молнию»: «Экипаж траулера «Смо­ ленск» сердечно поздравляет Вас с днем рождения...» «Молнию» специально выпу­ стили в честь именинника. Но еще сюрприз ждал Федо­ ра Викторовича днем. Ма­ стер своего дела шеф-повар Герман Петрович Заблотский преподнес ему собственного приготовления пирог, на котором были выложены слова поздравления. Прихо­ дили в салон моряки, от ду­ ши желали юбиляру (Ф. В. Гурьянову исполнилось со­ рок) успехов, здоровья, сча­ стья и угощались вкусным пирогом. А потом специаль­ но для именинника по судо­ вому радио транслировали концерт. На «Смоленске» стало тра­ дицией по-праздничному от­ мечать дни рождения. В ми­ нувшем рейсе сердечность дружеских рукопожатий, по­ желаний испытали помощ­ ник повара Семен Полозов, помощник мастера по обра­ ботке рыбы Владимир Бере­ зин. И для каждого был ис­ печен традиционный пирог, и каждый мог услышать свои любимые песни. Особым праздником для экипажа «Смоленска» был день, когда в трюмы уложи­ ли последние тонны продук­ ции в счет рейсового зада­ ния. Этот день особенно при­ мечателен, потому что успе­ ха добились при больших трудностях, когда уже, каза­ лось, не было никаких на­ дежд на него. Но моряки не пали духом, работали все С таким упорством, что в конце рейса капитан оказал­ ся в затруднении, кого отме­ тить особенно. В честь первой победы шеф тоже испек пирог. По­ том еще: выполнили обяза­ тельство. Вообще, минувший рейс «Смоленска» отличался бо­ гатством праздников. Один из них — ленинский суббот­ ник — провели у борта плав­ базы, на которую сдавали рыбу. Моряки единодушно решили тогда: деньги, зара­ ботанные в ближайшее к Субботнику воскресенье, пе­ речислить в фонд пятилетки. ЛЮДИ и СУДНО Экипаж «Смоленска» еще в апреле прошлого года вы­ полнил план пятилетки. В то время и по сегодняшний день судном командует Я. Г. Булковский, молодой капи­ тан, сделавший до этого два рейса на «угольщиках». Но, видно, хорошую закалку прошел Яков Григорьевич, если в том же году смог вы­ вести траулер на третье ме­ сто среди однотипных кораб­ лей. В августе «Смоленск» по­ ставили в ремонт, связанный со слипованием. Во время елипования можно было «подлечить» и механизмы, но машинная команда, кото­ рой в то время руководил Андрей Михайлович Руие- вич, отказалась от какого- либо ремонта. Механики, ма­ шинисты дали слово обой тись без него еще два года и е честью выполняют свое обещание. Пример тому — минувший рейс. За 45 суток команда не потеряла ни од­ ного часа из-за неисправ­ ности судовых систем, меха­ низмов. Если и приходилось что-то ремонтировать, то ис­ пользовали короткую стоян­ ку у базы. Перед снятием с промысла машинные специалисты сво­ ими силами взялись испра­ вить поломку одного бараба­ на РМУ. Работали весь пере­ ход, и еще по приходе в порт слесарь Петр Котов, маши­ нисты Петр Матвейчук, Лео­ нид Задерей не уходили пол­ дня из отделения рыбомуч­ ной установки. Эти факты ка к нельзя лучше характе­ ризуют трудолюбие машин­ ной команды. В течение прошлого года РТ-273 прочно удерживал второе место по выработке консервов. Т ут сказалась не только старательность ма­ стеров, но и хозяйственный подход к делу капитана. Па «Смоленске» сразу же после издания приказа начальника флота в штат консервных мастеров взяли еще одного помощника. Бригада в-таком составе сохраняется и поны­ не. Поэтому не мудрено, что план минувшего рейса по выпуску консервов перевы­ полнен более чем в два раза. Потребитель получил 41 ты­ сячу условных банок «Пече­ ни трески натуральной». На 200 процентов Павел Ивано­ вич Ю кин, Федор Ананье­ вич Кирсанов, Борис Серге­ евич Колпаков выполнили задание и по выгреву рыбь­ его жира. В. СЕРГЕЕВ. ‘ ш"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz