Рыбный Мурман. 1970 г. Май.

'4 f кso л е т и ю М у р м а н с к о г о ТРАЛОВОГОФЯОТД траловый флот в первой пятилетке I 1 (Продолжение . Начало а №№ 45— 47, 50f 51, 55). В апреле 1932 года Народный Комис­ сариат снабжения издал приказ № 216, согласно котором у заработная плата рыбаков повышалась на 25 процентов. В траловом флоте устанавливалась сдельная оплата труда. Кроме гаранти­ рованного оклада, любой член экипажа получал надбавку за каждый центнер добытой, переработанной и сданной рыбы. Была введена и премиальная оплата за досрочное выполнение квар­ тальных, полугодовых и годовых пла­ нов д обы ч * рыбы. Устанавливались до­ полнительные льготы за продолжитель­ ный й непрерывный стаж работы на од­ ном траулере. Капитанам рыболовных судов предоставлялось право с разре ­ шения управления флота устанавливать повышенные должностные оклады спе­ циалистам и лучшим промысловикам . С весны 1932 года в траловом флоте была введена форменная одежда. Раз­ м ер столовых денег для плавсостава возрос с 30 до 35 рублей. Тогда же , в апреле 1932 года, СНК и ЦИК СССР приняли постановление «О дополни­ тельных льготах для рабочих и служа­ щих, работающих в М урманском о кр у ­ ге». М оря ки тралфлота вместе со все­ м и трудящимися Мурмана получили право на увеличенный ежегодный от­ пуск с бесплатным проездом туда и об­ ратно один раз в три года, право на полярные надбавки в размере 10 про ­ центов к должностному окладу через полгода работы. Большое внимание траловому флоту М урмана уделяла Ленинградская пар­ тийная организация (Мурманский о кр у г до 1938 года входил в состав Ленин­ градской области). Ленинград давал флоту суда, оборудование, приборы , одеж д у и обувь, присыла* кадры спе­ циалистов*, оказывал научно-техниче­ с кую помощь. Бюро Ленинградского об кома ВКП(б) не раз обсуждало на своих заседаниях вопросы развития тралового флота М урмана . С лета 1931 года в тралфлот был назначен парторг ЦК ВКП(б), кото ­ рый, имея штет партийных инструкто­ ров, руководил всей работой на фло­ те, партячейками, профсоюзом , ком ­ сомольскими организациями. Одним из первых парторганизаторов, работа ко торо го оставила заметный след и д обр ую память, был в тралфлоте К. К. Созин. Вопросы деятельности тралового флота не раз обсуждались в Ленин­ градском об ком е ВКП(б). Весной 1932 года на М урмане побывала специаль­ ная комиссия во главе с нар ком ом снабжения СССР А . И. М икояном и секретарем Ленинградского обкома партии П. А. Ирклисом . В июне того ж е года в М урманске побывал первый секретарь Ленинградского об кома ВКП(б) Сергей Миронович Киров. Эти посещения не прошли бесслед­ н о : Ленинградский об ком партии и Нар­ комат приняли ряд мер для улучшения тралового промысла. В частности, об­ ком партии решил заблаговременно на­ правлять на верфи, где достраивались отечественные траулеры, капитанов и старших механиков. Они должны были наблюдать эа окончанием постройки , при необходимости вмешиваться в ра­ боту судостроителей, не допускать брака. О б ком установил строгий конт­ роль за сроками выпуска траулеров для М урманска . В соответствии с гра­ ф иком во второй половине 1932 года Северная верфь сдала тралфлоту РТ-62 «Ворошилов», «РТ-63 «Северный», РТ-64 «Северный полюс» , РТ-65 «Революция» н дру гие суда. Когда С. М . Киров был в М урман­ ске , он обратил внимание на несовер­ шенство методов обработки улова, и 26 августа 1932 года секретариат Ленин­ градско го об кома ВКП(б) принял спе­ циальное постановление «О качестве обработки и транспортировке рыбы на Мурмане». Севтралтресту поручалось построить новый коптильный завод, а на старом заводе — увеличить выра­ ботку продукции до 10 тонн в сутки. О б ком партии взял под контроль обес­ печение тралбазы вагонетками, транс­ портерами, тельферами, электролебед­ ками . Были сделаны первые серьезные ша­ ги по механизации работ на тралбазе. На каж д ом из пяти причалов были по­ ставлены по два стеллинга. Это нехит­ рое приспособление инженера Я. С. Томаса освободило десятки рабочих от тяжело го физического труда при раз­ гр у з ке траулеров н значительно сокра ­ щало время стоянки судов у причала. Применение моечных барабанов конст­ р у кци и изобретателя Образцова и транспортеров ликвидировало другое у з кое место на тралбазе. К концу 1932 года тралфлот насчиты­ вал в своем составе 54 промысловых судна. Они добыли за год 542 тысячи центнеров рыбы» История М урм ан с ко го тралового флота в годы первой и второй пятиле­ ток тесно связана с именем р уководи ­ теля ленинградских большевиков Сер­ гея Мироновича Кирова. Он хорошо знал нужды рыбаков М урмана и всяче­ ски помогая им. Киров трижды приез­ жал на Кольским полуостров и всегда одним из первых е го вопросов был «Как работает траловый флот?». С. М . Киров помогал* решать впросы за креп ­ ления кадров, ходатайствовал в М оскве О льготах для рыбаков, следил эа по­ ставками судов. В Смольный, к С. М . Кирову часто приезжали мурманчане со своими делами и всегда . встречали понимание. Он интересовался Севером, знал многое о М урмане . Сотни людей- — капитанов и геологов, рядовых ком ­ мунистов и руководителей шли к нему с неразрешимыми , казалось, проблема­ ми, трудностями, с тысячами вопросов, с неудачами, с радостями, с победами, с новыми открытиями... И всегда М иро - ныч принимал и внимательно выслуши­ вал их, всем успевал ответить, помочь, посоветовать. С. М . Киров внимательно следил за работой тралового флота. Первый секретарь М урм анско го о к - руж ком а партии А. И. Абрамов расска­ зывает: «Помню заседание бю ро Ленинград­ ско го обкома в 1931 году . С оттенком некоторого волнения люди слушали доклад о работе Севтралтреста. Резуль­ таты этой работы были незавидные. М еж д у тем, Ленинград и другие кр у п ­ ные пролетарские центры страны, всту­ пившей в реорганизационный период сельского хозяйства, испытывали неко ­ торые затруднения в продовольствии, особенно в жирах и мясе. И то и дру ­ гое могли* с успехом заменить несмет­ ные рыбные богатства Баренцева и Бе­ лого морей . Но рыба сама не давалась. Она казалась «умнее» некоторых хозяй­ ственников. Руководители треста (да и не только они) оправдывали огромный недолов {план был выполнен всего иа 36 про ­ центов) ссылками на постоянные штор­ мы в Баренцевом море , но трудности работы в условиях длительной поляр­ ной ночи, на «диспропорции» и т . д. Сергей Миронович, внимательно слу­ шавший доклад , вдру г прервал е го вопросом : «А рыбу-то вы все-таки да- . дите?Ь> и, улыбнувшись, предупреждаю^ ще добавил: «Если вы там дело не на­ ладите, поедем в М урманск сами. И промысел двинем обязательно. Ей-ей, двинем». С. М . Киров помогал мурманчанам не словом — делом. Там, где сейчас стоит в М урманске Д ворец культуры имени С. М . Кирова, в июне 1932 года Сергей Миронович Киров проводил летучку строителей, на которой обсуждался вопрос, ка к ус­ корить строительство Даорца культуры рыбаков с большим зрительным залом, кинотеатром , спортивным комплексом , помещениями для к р уж ко в художест­ венной самодеятельности. Вернувшись в Ленинград, С. М . Ки­ ров не забыл о просьбе мурманчан по­ мочь строительству Дворца культуры . Через некоторое время он с о о бщ и * м ур ­ манчанам, что на достройку Дворца культуры отпущено 200 тысяч рублей н поставил задачу сдать дворец в экс­ плуатацию к XV годовщине Октября. Это задание строители выполнили. Когда летом 1933 года С. М . Киров вместе с И. В. Сталиным и К. Е. В оро ­ шиловым осматривал Кольский залив, он познакомился с капитаном спаса­ тельного буксира «Буревестник» Андре ­ ем Чукчиным. А весной следующего года Чукчину о с кол ком стали поранило глаз, возникла угроза потери зрения. Капитана направили в глазную клинику Ленинграда. Когда об этом узнал С. М , Киров , он нашел время, чтобы органи­ зовать консилиум врачей, а затем по ­ стоянно интересовался ходом лечения. Смерть С. М, Кирова была тяжелой утратой для всего советского народа и для всех трудящихся Мурмана. Вот одна из радиограмм тех дней: «Мы, м оряки 20 траулеров, находя­ щихся в эти дни на рыбном промысле в Баренцевом море , клянемся все, ка к один, что на гнусный удар врагов рабо­ чего класса мы ответим сплоченностью и перевыполнением производственных планов». В конце первой пятилетки М урм а» с т а * давать сельдь. Несметные кося ки этой рыбы подошли к берегам , был» заперты в губах, и М урманский госрыб - трест не м о г справиться с доставкой и обработкой сельди. Тралфлоту прика­ зали идти на выручку . Траулеры сни­ мались с промысла и становились из­ возчиками : доставляли сельдь из бухт* побережья в порт. В пору сельдяной лутинь» тралбаэа превращалась в мура-» вейник. Здесь почти ежедневно прово ­ дились авралы, на которые выходили все комсомольцы и коммунисты , то и дело организовывались воскресники и субботники . Эшелон за эшелоном рыба шла на юг. 63 процента этой рыбы о 1932 году дал траловый флот» РАВНЕНИЕ НА ЛУЧШИХ! V :1 (Окончание. Начало иа 1-й стр.). Выработав 12843 центнера полуфабриката, завоевал второе место экипаж опорно -показательного СРТ-р-702 «Бежица» (капитан А. Н. Лишневский, секретарь партийной организации И. М. Овчаренко, председатель судового комитета проф сою ­ за Е. X. Ершов, секретарь ком сомольской организации А . Я . Белый). 12539 центнеров полуфабриката имеет на своем счету за­ нявший третье место экипаж коммунистического труда СРТ-р- 720 «Пингвин» (капитан А, В. Стесько, секретарь партийной организации А. П. Овчинников, председатель судового ком и ­ тета профсоюза Н. А. Свириденко , секретарь ком сомольской организации В. А. Николаев). В группе средних траулеров лидирует экипаж СРТ-4214 «Изумруд» (капитан В. И. Мацин, секретарь партийной орга* низации П. А. Глебов, председатель судового комитета проф ­ союза Н. П. Воронин, секретарь комсомольской организации В. В. Никитин). Его результат — 3831 центнер рыбного полу­ фабриката. На второе место вышел экипаж СРТ-682 «Ю кагир» (капитан А. П. Ефимов, председатель судового комитета профсоюза Ю . И. Евстифеев). Он заготовил за четыре месяца 3442 цент­ нера рыбы в полуфабрикате. Всего на 22 центнера отстает от него занявший третье место экипаж СРТ-4274 «Богун» (капитан Ю. И. Екимов, председа­ тель судового комитета профсоюза С. Н. Дегтярев, се кре ­ тарь комсомольской организации Н. Н. Дунаев). К О Л Х О ЗНЫ Й Ф Л О Т В группе средних траулеров М урм анско го рыбакколхозсою - §а по -прежнем у первым идет экипаж СРТ-4167 «Фестиваль­ ный» из колхоза «Энергия» (капитан К. Н. Ш кадов , секретарь Партийной организации В. М. Вичкасов, председатель судово­ го комитета профсоюза С ..А . Интельман). Он заготовил 2409 центнеров рыбного полуфабриката. Л^тшь на 56 центнеров полуфабриката меньше на счету эки­ пажа СРТ-439 «Мирный» из колхоза «Ударник» (капитан Л. С. Лебедев, председатель судового комитета профсоюза В. .Ф. Федосов). С результатом — 1356 центнеров рыбы в полуфабрикате — вышзл на третье место экипаж СРТ-849 «Всадник» из колхо ­ за «Северная звезда» (капитан Ю . Б. Гугулян, председатель судово го комитета профсоюза А. А. Гасанов). В группе рыболовных сейнеров на первом месте экипаж РС-5289 «Терчанин» из колхоза «Энергия» (капитан П. Д . О р ­ лов, проф групор г В. И. Пермяков). За четыре .месяца он за­ готовил 1515 центнеров рыбного полуфабриката. 1462 центнера полуфабриката — с таким результатом занял 9 соревновании второе место экипаж РС-5301 «Ара» из кол ­ хоза имени XXI съезда КПСС (капитан В. М . Евдокименко, проф групорг А. И. Сотников). 44 В группе производственных рефрижераторов уверенно ли­ дирует экипаж ПР «Феликс Кон» (капитан-директор Г. А. Кли- махин, секретарь партийной организации А. М. Зимовейсков, председатель судового комитета профсоюза 3. С. Куц, се кре ­ тарь ком сом ольской организации Ю . И. Чернов). Он вырабо­ тал за четыре месяца 82270 центнеров свежемороженой рыб­ ной продукции . С результатом 76610 центнеров продукции удерживает вто­ рое место экипаж ПР «Рыбный Мурмаи» (капитан-директор Г. М . Ефимов, секретарь партийной организации А. В. Надеж­ дин, председатель судового комитета профсоюза В. Г. Кали- ков, секретарь ком сомольской организации В. В. Ефимчев). На третьем месте — 71780 центнеров продукции — за кре ­ пился экипаж ПР «Профессор Баранов» (капитан-директор Н. М . Рузов, секретарь партийной организации В. Ф . Пустовой, председатель судового комитета профсоюза Л. А. Петухова, секретарь комсомольской организации А. М. Меламуд). Первое место в группе транспортных рефрижераторов удерживает экипаж ТР «Космонавт Гагарин» (капитан-директор А. Г. Мельник, секретарь партийной организации М . М . Кра­ сильников, председатель судового комитета профсоюза Н. М . Цветков, секретарь ком сомольской организации В. В. Ищук). Он принял дня доставки в порт 112530 центнеров рыбной продукции . Второе место с результатом 106.260 центнеров продукции завоевал экипаж ТР «Василий Суриков» (капитан-директор А. И. Вилков, секретарь партийной организации А. С. С удоро - гин, председатель судового комитета профсоюза А. А. Заб- родкин , секретарь ком сомольской организации В. И. Савин). На третье место вышел экипаж ТР «Иркутск» (капитан-ди­ ректор Ф . И. Чернявский, секретарь партийной организации Р. О. Слозин, председатель судового комитета профсоюза А. М. Малинин, секретарь ком сомольской организации В. В. Галич). С начала года он принял для транспортировки 103850 центнеров свеж ем ороженой ры б но й продукции . КИЕВ. На заводе «Точэлект* ронрибор» освоено производств^ настольной электронной клавши* ной вычислительной машины <<Рось». Это результат «зов* местной работы коллектива завода и Института киберве* тики АН УССР. «Рось» выполняй ет четыре арифметических fteiict* вия, извлекает корень, возводи# в степень. ;; т., В нынешнем году предприа* тие выпустит сотни этих машго» На снимке: настройщики е б о * рочного цеха Валентина Наз&* ренко и Александр Клименко проверяют машины «Рось». Фото А. Поддубноод Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz