Рыбный Мурман. 1970 г. Май.
НА СТРАЖЕ МИРНОГО ТРУДА За 25 лет, прошедших после Дня Победы, мощь Сойотской Армии неизмеримо возросла. На снимках: слепа — ракеты смотрят в небо. Справа — вахтенный офицер старший лейтенапт •В. Голубев определяет местонахождение корабля в море. Краснознаменный Северный флот. Фото И. Никишова и Н. Акимова. Фотохроника ТАСС. П ИСЬМА по адресу: Мур манск, проспект Лени на, дом 7, Андрею Анд реевичу Гунину, идут аз раз ных мест страны. Капитан второго ранга в отставке Анатолий Иванович Кокотов пишет из Севастопо ля, капитан второго ранга в отставке Валентин Николае вич Коковкин — из Архан гельска, пенсионер Степан Се менович Федосеев—из Риги... Письма боевых друзей вся кий раз глубоко трогают ка питана ремонтирующихся су дов тралового флота Авдрея Андреевича .Гуиииа. Высо-. кий, статный, подтянутый, он выглядит моложе своих «пяти десятков с хвостиком». — Не забывают друзья быв шего командира, подают вре мя от времен» вести о себе. А с иными и переписываться не надо — в Мурманске встречаемся. Например, с бывшим комиссаром нашего тральщика, позднее — комен дантом освобожденного Кир- кенеса, ныне директором Мурманской мебельной фаб рики Иваном Михайловичем Кузгиповым. ...Намять сердца. Она не ржавеет и прочно сохраняет все из того, что связано е грозными событиями военных лет. В том числе и тех, кто не вернулся домой после Вели кой Победы. ТЩ-39 Северного флота, ко торым в годы войны команде- , 1 " (Окончание. Нач. на 1 стр.) Областным комитетом Коммунистической партии перед портовиками была по ставлена задача любой це лой сохранить все коммуни кации и гидротехнические сооружения порта. День и ночь на портов- екие железнодорожные пути подавались составы для по грузки оборудования, е этих 'же путей каждый день гото вили и отправляли составы с населением: женщинами, детьми и стариками, подле жащими эвакуации из Мур манска. Котельная № 2 прекратила работу. Котельная № 1, ра ботавшая на древесных от ходах, только обеспечивала подачу тепла в магистрали 3^ 4, 5 и 6 причалов. Чтобы не допустить раз морозки водопровода по ма гистрали второго причала, тепло подавалось через шланги и трубы с буксиров «Портовик» и «Норд-вест». Отопление помещений прекратилось. На голодный топливный паек переведены все вспомогательные суда порта и несамоходный флот. Своими силами стали изго товлять и устанавливать в С 1942 года у причалов порта -развернулась напря женная работа по выгрузке боеприпасов и вооружения из транспортов; на причалах были установлены два пор- ? тальных и два железнодо рожных крана. Чтобы осуществлять гру зовые операции по прямому варианту борт—судно—вагон, представитель ставки Вер ховного командования И. Д. Папанин поручил срочно построить железнодорожные пути для подачи подвижно го состава к борту выгру жаемых судов. Работы шли и днем и ночью. Не хватало В П О Р Т У SVM п р и ф р о н т о в о м В конце августа порт поч ти опустел. У причалов ос тались несамоходные и ре монтные корабли. Дейст вующий флот был рассредо точен в разных местах Кольского залива, на побе режье, а часть ушла в Ар хангельск. Центральный Комитет Коммунистической партии и Советское правительство призвали рыбаков, не взи рая на трудные условия во енного времени и возник шую опасность в районе промысла, добычу рыбы не прекращать. Рыба нужна была флоту и стране. До декабря вся выловлен ная рыба промысловыми су дами доставлялась в Архан гельск. Декабрьские морозы за крыли доступ в Архангель ский порт, и корабли с на ступлением нового, 1942 гола из промысловых районов снова взяли курс на Мур манск. 31 декабря 1941 года город снова подвергся бомбарди ровке с воздуха. Разрушены гкелезнодорожные пути око ло центрального въезда в порт. Н о е ы й год принес новые ©горчения. С наступлением холодов кончился уголь. помещениях цехов и на ре монтных судах временные печи и камельки, котельную № з также начали переде лывать на дровяное отопле ние. Участились бомбежки го- 1 юда и порта. На восстано вительные работы в помощь - аварийно-восстанови т е л ь- ным командам пришлось снимать экипажи с кораб лей, стоящих у причалов и на рейде. Для защиты порта Северным Военно-Морским флотом был направлен с по стоянным базированием у причалов военный .корабль «Гроза». Экипаж этого ко рабля, под командованием капитан-лейтенанта Моля М. Н., своей огневой мощью иногда расстраивал боевые порядки «юнкерсов», но от дельные самолеты, проры ваясь сквозь его загради тельный огонь, причиняли порту много вреда. Железнодорожная аварий но-восстановительная ко манда, насчитывая 28 чело век, в том числе две трети женщин, не только справля лась с восстановлением раз рушенных путей, но и стро ила новые пути, формиро вания и своевременно от правляла из порта груженые составы, рельсов, не хватало крепле ний, стыки рельсов не были полностью скреплены бол тами, отсутствовал балласт, и не было транспорта для его подвоза. Не было шпал. Ремонтные рабочие: Роза- ков, Бикинеев, Золотавин, Лыков, переездники Юрье ва, Патцина, Гастева, Сил- кова, Борисова и другие под руководством . мастера Сулякаева проявили боль шую изобретательность в строительстве путей. Они разбирали концы тупиков в порту и ненужные тупики но 46 километре и материал использовали на новые пу ти. Рельсы, шпалы таскали вручную. Груженые составы с бое припасами должны были немедленно убираться с тер ритории порта, так ка к ма лейшее промедление могло во время налетов вражеской авиации вызвать катастро фу. Одних путей не хватало. Пришлось строить вторые и третьи пути. На одних при нимали и грузили порож няк, на вторых выполнялись маневровые работы, а тре тьи были резервом для по грузки и отправки груже ных состэеов танками и са молетами. Бомбежки, недостаток продовольствия, ’ холод, тем нота, нехватка материалов и продовольствия, другие ли шения, а также народ ное горе, вызванное войной, еще больше закаля ли рабочих, превращая их в народных мстителей на тру довом фронте. Чувствуя, что Мурманск не взять, фашистские извер ги еще больше усилили на леты авиации, весь город и порт неоднократно пылали в огне. Прямым попаданием бомб были разрушены два прича ла, и у причалов потоплены два корабля — «Водник» и ♦Семга», один , из которых был с рыбой. Разрушена по ловина здания управления порта. Погибло шесть пор товых рабочих. У причалов, где выгружались транспор ты, бомба разорвалась около железнодорожного крана № 1 5 . Поврежден причал. Кран упал в залив. Прямым попаданием бом бы был разбит и подожжен базисный магазин по снаб жению кораблей продоволь ствием. От зажигательных бомб загорались материаль ные склады и деревянные ограждения порта. В нес кольких местах разбиты во допровод и железнодорож ные пути. Разрушена столо вая портовиков. Разрушена связь и электросеть. Вспоминая военные годы, трудно поверить, что ма ленький коллектив портови ков делал поистине титани ческую работу. Это был на стоящий патриотизм, пре данность партии Ленина, Еера в торжество победы, ве ра в светлое будущее. Оглядываясь назад, мы стали дальше видеть вперед. Рыбный порт из 3-го раз ряда превратился во внераз- рядный, крупнейший рыб ный порт мира. Портовики гордятся, что многие иностранные делега ции приезжают к нам не только посмотреть, ка к мы работаем, но и поучиться у нас кое-чему хорошему, а хорошего у нас много, и прежде всего хорошие, му жественные люди. Я. БУРГУТТО, начальник Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта. вал вчерашним промысловая А. А. Гунан, нее службу щ» тралению фарватера, конвои- рованию десантов — словом, выполнял универсальную ра боту но приказам командова ния. А был он до воины обык новеннейшим РТ-16 тралового флота. Правда, название ко сил такое, которым моряки гордились перед веема: «Ле нин». Корабль ц экипаж в войну долго щадили превратности боевой службы. ~ Но 9 мая 1944 года, ровно за год до Победы, вырвались из-за сопок фашистские «Фокке-Вульфы», цронеслясь над судном, полоснули но не му кинжальным иулеметио-» нушечиым огнем я скрылись. А на палубе остался лежать бездыханным командир отде лении сигнальщиков Паздеров и несколько раненых. — Это была единственная пата потеря за весь период Великой Отечественной, —• говорит Андрей Адреевич. Но все равно приходи лось трудно, даже и без по терь. Тогда всем приходилось трудно. Только жалоб не слышал. Все исполняли свой долг. О том, как исполнял его еам А. А. Гуиин, говорят его боевые награды: ордена Оте чественной воины первой и второй степени. Красной Зве зды, медали. ...Идут письма н Мурманск от старых .боевых друзей, сно ва и снова напоминают о том великом времени, -когда со ветские люди, отвлечейпые от мирного труда, стали воэнамв и выиграли величайшую бизг- в \ веех времен в народов. а .тюпиа Редактор в. в. м и х а й л о в с к и й . СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ- ПРИ ХОД: РТ-147 «Прут», РТ-187 «Со ловецкий», РТ-197 «Мелитоиоль», СРТ-4239, СРТ-4122. ЗАВТРА: РТ-159 «Моршанск», РТ-174 «Благовещенск», БМРТ- 421 «Полярное сияние», плавбаз «Северодвинск» и «Антарктика», (шмдшвшнигавдивившизившшш Э4с/э&ме ПЯТНИЦА, 8 МАЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА ; 10.00 — Программа передам* 10.05 — Новости. 10.15 —Д л я де тей. ♦Часовые природы», «Огнен ная дуга». 10:45 — Цветное теле видение. «Девочка ищет отца». Художественный фильм. 12.15 Заключительный концерт фести валя самодеятельного -искусства профсоюзов г. Москвы. 13.10 — Новости. 13.15 — 16.55 *— Пере рыв. 16.55 —• Торжественное засе дание, посвященное 25-летию со дня Победы советского народа а Великой Отечественной войне. Праздничный концерт. Трансля ция из Кремлевского Дворца съез дов. В перерыве — «Эстафета но востей». 21.00 — «Операция «Дви на». Телевизионный документаль ный фильм. 21.45 -г «На пути в Берлин». Художественный фильм. 23.15 — Цветное телевидение. «Песни военных лет». Концерт. 23.50 — Международный турнир по спортивной гимнастике. Пере дача из Софии. 00.20 — Новости* ВТОРАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБЛАСТИ 10.00 — 12.15 — Передачи пер вой программы. 12.15 — 16.55 — Перерыв. 16.55 — 00.20 — Переда чи первой программы. ДЛЯ МУРМАНСКА 19.00 — * Программа передач. 19.05 — * Телевизионные изве стия. 19.20 — * «Человек Яван Чижикоз» . Телефильм. 20.10 — * «Им было восемнадцать». Худо жественный фильм. «♦Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цепа 1 экз.—2 коп. Мурманская областная типогра фия. г. Мурманск. Зак. 1135. ПН-03140.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz