Рыбный Мурман. 1970 г. Май.

НА СТРАЖЕ МИРНОГО ТРУДА За 25 лет, прошедших после Дня Победы, мощь Сойотской Армии неизмеримо возросла. На снимках: слепа — ракеты смотрят в небо. Справа — вахтенный офицер старший лейтенапт •В. Голубев определяет местонахождение корабля в море. Краснознаменный Северный флот. Фото И. Никишова и Н. Акимова. Фотохроника ТАСС. П ИСЬМА по адресу: Мур­ манск, проспект Лени­ на, дом 7, Андрею Анд­ реевичу Гунину, идут аз раз­ ных мест страны. Капитан второго ранга в отставке Анатолий Иванович Кокотов пишет из Севастопо­ ля, капитан второго ранга в отставке Валентин Николае­ вич Коковкин — из Архан­ гельска, пенсионер Степан Се­ менович Федосеев—из Риги... Письма боевых друзей вся­ кий раз глубоко трогают ка­ питана ремонтирующихся су­ дов тралового флота Авдрея Андреевича .Гуиииа. Высо-. кий, статный, подтянутый, он выглядит моложе своих «пяти десятков с хвостиком». — Не забывают друзья быв­ шего командира, подают вре­ мя от времен» вести о себе. А с иными и переписываться не надо — в Мурманске встречаемся. Например, с бывшим комиссаром нашего тральщика, позднее — комен­ дантом освобожденного Кир- кенеса, ныне директором Мурманской мебельной фаб­ рики Иваном Михайловичем Кузгиповым. ...Намять сердца. Она не ржавеет и прочно сохраняет все из того, что связано е грозными событиями военных лет. В том числе и тех, кто не вернулся домой после Вели­ кой Победы. ТЩ-39 Северного флота, ко­ торым в годы войны команде- , 1 " (Окончание. Нач. на 1 стр.) Областным комитетом Коммунистической партии перед портовиками была по­ ставлена задача любой це­ лой сохранить все коммуни­ кации и гидротехнические сооружения порта. День и ночь на портов- екие железнодорожные пути подавались составы для по­ грузки оборудования, е этих 'же путей каждый день гото­ вили и отправляли составы с населением: женщинами, детьми и стариками, подле­ жащими эвакуации из Мур­ манска. Котельная № 2 прекратила работу. Котельная № 1, ра­ ботавшая на древесных от­ ходах, только обеспечивала подачу тепла в магистрали 3^ 4, 5 и 6 причалов. Чтобы не допустить раз­ морозки водопровода по ма­ гистрали второго причала, тепло подавалось через шланги и трубы с буксиров «Портовик» и «Норд-вест». Отопление помещений прекратилось. На голодный топливный паек переведены все вспомогательные суда порта и несамоходный флот. Своими силами стали изго­ товлять и устанавливать в С 1942 года у причалов порта -развернулась напря­ женная работа по выгрузке боеприпасов и вооружения из транспортов; на причалах были установлены два пор- ? тальных и два железнодо­ рожных крана. Чтобы осуществлять гру­ зовые операции по прямому варианту борт—судно—вагон, представитель ставки Вер­ ховного командования И. Д. Папанин поручил срочно построить железнодорожные пути для подачи подвижно­ го состава к борту выгру­ жаемых судов. Работы шли и днем и ночью. Не хватало В П О Р Т У SVM п р и ф р о н т о в о м В конце августа порт поч­ ти опустел. У причалов ос­ тались несамоходные и ре­ монтные корабли. Дейст­ вующий флот был рассредо­ точен в разных местах Кольского залива, на побе­ режье, а часть ушла в Ар­ хангельск. Центральный Комитет Коммунистической партии и Советское правительство призвали рыбаков, не взи­ рая на трудные условия во­ енного времени и возник­ шую опасность в районе промысла, добычу рыбы не прекращать. Рыба нужна была флоту и стране. До декабря вся выловлен­ ная рыба промысловыми су­ дами доставлялась в Архан­ гельск. Декабрьские морозы за­ крыли доступ в Архангель­ ский порт, и корабли с на­ ступлением нового, 1942 гола из промысловых районов снова взяли курс на Мур­ манск. 31 декабря 1941 года город снова подвергся бомбарди­ ровке с воздуха. Разрушены гкелезнодорожные пути око­ ло центрального въезда в порт. Н о е ы й год принес новые ©горчения. С наступлением холодов кончился уголь. помещениях цехов и на ре­ монтных судах временные печи и камельки, котельную № з также начали переде­ лывать на дровяное отопле­ ние. Участились бомбежки го- 1 юда и порта. На восстано­ вительные работы в помощь - аварийно-восстанови т е л ь- ным командам пришлось снимать экипажи с кораб­ лей, стоящих у причалов и на рейде. Для защиты порта Северным Военно-Морским флотом был направлен с по­ стоянным базированием у причалов военный .корабль «Гроза». Экипаж этого ко ­ рабля, под командованием капитан-лейтенанта Моля М. Н., своей огневой мощью иногда расстраивал боевые порядки «юнкерсов», но от­ дельные самолеты, проры­ ваясь сквозь его загради­ тельный огонь, причиняли порту много вреда. Железнодорожная аварий­ но-восстановительная ко­ манда, насчитывая 28 чело­ век, в том числе две трети женщин, не только справля­ лась с восстановлением раз­ рушенных путей, но и стро­ ила новые пути, формиро­ вания и своевременно от­ правляла из порта груженые составы, рельсов, не хватало крепле­ ний, стыки рельсов не были полностью скреплены бол­ тами, отсутствовал балласт, и не было транспорта для его подвоза. Не было шпал. Ремонтные рабочие: Роза- ков, Бикинеев, Золотавин, Лыков, переездники Юрье­ ва, Патцина, Гастева, Сил- кова, Борисова и другие под руководством . мастера Сулякаева проявили боль­ шую изобретательность в строительстве путей. Они разбирали концы тупиков в порту и ненужные тупики но 46 километре и материал использовали на новые пу­ ти. Рельсы, шпалы таскали вручную. Груженые составы с бое­ припасами должны были немедленно убираться с тер­ ритории порта, так ка к ма­ лейшее промедление могло во время налетов вражеской авиации вызвать катастро­ фу. Одних путей не хватало. Пришлось строить вторые и третьи пути. На одних при­ нимали и грузили порож­ няк, на вторых выполнялись маневровые работы, а тре­ тьи были резервом для по­ грузки и отправки груже­ ных состэеов танками и са­ молетами. Бомбежки, недостаток продовольствия, ’ холод, тем­ нота, нехватка материалов и продовольствия, другие ли­ шения, а также народ­ ное горе, вызванное войной, еще больше закаля­ ли рабочих, превращая их в народных мстителей на тру­ довом фронте. Чувствуя, что Мурманск не взять, фашистские извер­ ги еще больше усилили на­ леты авиации, весь город и порт неоднократно пылали в огне. Прямым попаданием бомб были разрушены два прича­ ла, и у причалов потоплены два корабля — «Водник» и ♦Семга», один , из которых был с рыбой. Разрушена по­ ловина здания управления порта. Погибло шесть пор­ товых рабочих. У причалов, где выгружались транспор­ ты, бомба разорвалась около железнодорожного крана № 1 5 . Поврежден причал. Кран упал в залив. Прямым попаданием бом­ бы был разбит и подожжен базисный магазин по снаб­ жению кораблей продоволь­ ствием. От зажигательных бомб загорались материаль­ ные склады и деревянные ограждения порта. В нес­ кольких местах разбиты во­ допровод и железнодорож­ ные пути. Разрушена столо­ вая портовиков. Разрушена связь и электросеть. Вспоминая военные годы, трудно поверить, что ма­ ленький коллектив портови­ ков делал поистине титани­ ческую работу. Это был на­ стоящий патриотизм, пре­ данность партии Ленина, Еера в торжество победы, ве­ ра в светлое будущее. Оглядываясь назад, мы стали дальше видеть вперед. Рыбный порт из 3-го раз­ ряда превратился во внераз- рядный, крупнейший рыб­ ный порт мира. Портовики гордятся, что многие иностранные делега­ ции приезжают к нам не только посмотреть, ка к мы работаем, но и поучиться у нас кое-чему хорошему, а хорошего у нас много, и прежде всего хорошие, му­ жественные люди. Я. БУРГУТТО, начальник Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта. вал вчерашним промысловая А. А. Гунан, нее службу щ» тралению фарватера, конвои- рованию десантов — словом, выполнял универсальную ра­ боту но приказам командова­ ния. А был он до воины обык­ новеннейшим РТ-16 тралового флота. Правда, название ко­ сил такое, которым моряки гордились перед веема: «Ле­ нин». Корабль ц экипаж в войну долго щадили превратности боевой службы. ~ Но 9 мая 1944 года, ровно за год до Победы, вырвались из-за сопок фашистские «Фокке-Вульфы», цронеслясь над судном, полоснули но не­ му кинжальным иулеметио-» нушечиым огнем я скрылись. А на палубе остался лежать бездыханным командир отде­ лении сигнальщиков Паздеров и несколько раненых. — Это была единственная пата потеря за весь период Великой Отечественной, —• говорит Андрей Адреевич. Но все равно приходи­ лось трудно, даже и без по­ терь. Тогда всем приходилось трудно. Только жалоб не слышал. Все исполняли свой долг. О том, как исполнял его еам А. А. Гуиин, говорят его боевые награды: ордена Оте­ чественной воины первой и второй степени. Красной Зве­ зды, медали. ...Идут письма н Мурманск от старых .боевых друзей, сно­ ва и снова напоминают о том великом времени, -когда со­ ветские люди, отвлечейпые от мирного труда, стали воэнамв и выиграли величайшую бизг- в \ веех времен в народов. а .тюпиа Редактор в. в. м и х а й л о в с к и й . СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ- ПРИ­ ХОД: РТ-147 «Прут», РТ-187 «Со­ ловецкий», РТ-197 «Мелитоиоль», СРТ-4239, СРТ-4122. ЗАВТРА: РТ-159 «Моршанск», РТ-174 «Благовещенск», БМРТ- 421 «Полярное сияние», плавбаз «Северодвинск» и «Антарктика», (шмдшвшнигавдивившизившшш Э4с/э&ме ПЯТНИЦА, 8 МАЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА ; 10.00 — Программа передам* 10.05 — Новости. 10.15 —Д л я де­ тей. ♦Часовые природы», «Огнен­ ная дуга». 10:45 — Цветное теле­ видение. «Девочка ищет отца». Художественный фильм. 12.15 Заключительный концерт фести­ валя самодеятельного -искусства профсоюзов г. Москвы. 13.10 — Новости. 13.15 — 16.55 *— Пере­ рыв. 16.55 —• Торжественное засе­ дание, посвященное 25-летию со дня Победы советского народа а Великой Отечественной войне. Праздничный концерт. Трансля­ ция из Кремлевского Дворца съез­ дов. В перерыве — «Эстафета но­ востей». 21.00 — «Операция «Дви­ на». Телевизионный документаль­ ный фильм. 21.45 -г «На пути в Берлин». Художественный фильм. 23.15 — Цветное телевидение. «Песни военных лет». Концерт. 23.50 — Международный турнир по спортивной гимнастике. Пере­ дача из Софии. 00.20 — Новости* ВТОРАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБЛАСТИ 10.00 — 12.15 — Передачи пер­ вой программы. 12.15 — 16.55 — Перерыв. 16.55 — 00.20 — Переда­ чи первой программы. ДЛЯ МУРМАНСКА 19.00 — * Программа передач. 19.05 — * Телевизионные изве­ стия. 19.20 — * «Человек Яван Чижикоз» . Телефильм. 20.10 — * «Им было восемнадцать». Худо­ жественный фильм. «♦Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цепа 1 экз.—2 коп. Мурманская областная типогра­ фия. г. Мурманск. Зак. 1135. ПН-03140.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz