Рыбный Мурман. 1970 г. Март.
Знакомьтесь: передовые моряки про* мыедово-проидводственного рефрижера тора «Гейзер» (слева направо) рефри жераторный механик Евгений Шарден, старший мастер по добыче Лев Еры* щук, рефрижераторный машшшет Дмитрий Федоров, рыбмастер Анатолий Плисов, токарь Владимир Вяткии, мат рос Степан Опанасюк. О ни работают на разных корабель ных участках, но все силы отдают об щему делу. В прошлом году экипаж «Гейзера» вплотную подошел к ре корду коллектива «Перемышля» — вы работал почти сто тысяч центнеров готовой продукции. В • ^ ' Л Л Л Л Л ^ Л Л ^ Л Л Л ^ Л ^ Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Д Л Л Л Л Л А Л Л Л Л Л Л А А Л Л Л А Л Л Л Л А А Л А Л Л Л / t / V N A A /W N A A A A A A A A A A A /W W y W W W W V A A /W V A /W W N A A / N ^ S A A A A A A A A A A / V W V ' I III ти !КИ Т р а л п л ю с электричество 1111Н1111Ш№11!1Ш1111111Ш11111111!1111111111Ш111Н1(Ш11!!1 М ОРЯКИ старшего поколе ния хорошо помнят те не столь уж отдаленные времена, когда лов сельди се тями в Северной Атлантике представлял собой едва ли не единственный метод добычи рыбы. Затем, с повсеместным освоением новых районов Ат лантики, на смену дрифтерно му промыслу пришел трало вый и за короткий срок занял ведущее место. В последую щие годы, в связи с бурным развитием технического про гресса в рыбной промышлен- «ести, традиционные сети н тралы стали дополняться мовымв, более эффективными, б**ее уловистыми и пронзво- ^ртельными орудиями — яру сами для добычи тунцов в тропических широтах Атлан тики, кошельковыми невода ми, хорошо зарекомендовав шими себя при лове сельди. Лов рыбы на свет издавна практиковался в наших внуг- ■ ренних водоемах — Азовском I» Каспийском морях. Сейчас бтот прогрессивный метод до бычи, благодаря уенлшш лучевых я Конструкторов Ат- яяитНИРО, е успехом приме няется н восточной части Центральной Атлантики. К ОРОЧЕ говоря, инженер ная мысль не стоит на месте. Орудия лова ры бы попрежнему привлекают Пристальное внимание. С од- стороны, идет напряжен* м я работа над конструирова нием принципиально новых орудий лова, с другой — уси лия добытчиков , направлены на совершенствование, модер низацию старых орудий лова, s частности, ■тралов. Так, в начале 1968-.года в восточной части Центральной Атлантики каучно-п-окаковый БМРТ «Ри- жига» впервые в практике отечественного рыболовства применил новый пелагиче ский трал, изготовлеяный ин женерами, конструкторами и добытчиками непосредственно на промысле. Уловы «Гижи- ш», по сравнению с промыс ловыми судами, работающими обычными донными тралами, возросли почти в два раза. Продолжай совершенство вать конструкцию тралов и параллельно проводя много численные подводные наблю дения за их работой, специа листы обратили впимание на. то, что значительная часть рыбы, попадая в устье трала, начинает энергично уходить из этой опасной зоны. Й тогда ученые и добытчики, анализи руя поведение рыбы, надума лись над тем, как заставить ее не «бояться» приближаю щейся сетной ловушки. На помощь пришла • энергетика. Так возникла идея создания электрифицированного трала. Н ЕСКОЛЬКО лет специали сты Клайпедского • отде ления «Гиирорыбфлотз» поевцтилв разработке и во площению. в^жизнь аггой идеи. Принцип - добычи .рыбы элек трифицированным тралом сводвтсн к следующему. Во круг раскрытия трала мощ вый генератор, вырабатывая имнульсы заданной формы н частоты — в за меямеета от вида рыбы, — создаёт силь нее электрическое поле. По падая в него, рыба как бы оглушается, теряет ориента цию и уже не может уйти от 1 рала. Первые экспериментальные работы, проведенные на на учно-исследовательских су дах СЭКБ АтлантНИРО СРТР* 9048 и клайпедском СРТ «Не рпига», блестяще подтвердили предположения ученых. В об щей сложности на этих судах было сделано около десяти рейсов в Балтийское, Северное н Баренцево моря, а также в районы Северо-Западной Ат- лантики. Экспериментальныо работы по выявлению эффек тивности электрифицирован ного трала проходили по мето ду сравнения его уловисгости с обычными донными и пела- гичес-кими тралами. Многочи сленные эксперименты пока зали, что уловы электрифици рованного трала по всем рай- ; оиазд неизменно возрастали от 30 до. 80 процентов. Кроме то- то, была замечена очень важ ная закономерность: заданные электрические импульсы не только позволяют облавли вать рыбу определенных ви дов, к тому же они еще отпу гивающе воздействуют на мо лодь основных промысловых рыб. Таким образом, новый трал, помимо явных произ водственных достоинств, обла дает селективной избиратель ностью. С о в м е с т н о к " нашими учеными и инженерами в - экспериментальных рейсах по испытанию элек трифицированных тралов не однократно участвовали спе циалисты Германской Демо кратической Республики и Польской Народной Респуб лики — стран — участниц на учно-технического содруже ства в области морского рыбо ловства. Одновременно значительные работы по конструкции элек трифицированного трала про водились .и в ГДР, где была сконструирована новейшая электрорыболовная установка. Он3 демонстрировалась на ве сенней Лейпцигской ярмарке л 1969 году и получила высо кую оценку специалистов. Пользуясь этой установкой, несколько рыбодобывающих траулеров ГДР взяли стабиль ные уловы, превышавшие в среднем на 30 процентов до бычу- траулеров, промышляв- - игих обычным тралом. Таким образом, в результа те усилий инжеяерою и уче ных трех стран была подго товлена прочная техническая база для проведения Дальней ших совместных эксперимен тов по злектротраловому лову рыбы в более широких мас штабах. И ВОТ нее работы но пе реоборудованию трауле ра для электролова ры бы — позади. Недавно РТМ «Козерог», укомплектованный большим штатом инженеров Клайнедского отделения «Гипрорыбфлот» и опытными ипженерами-добытчиками на шей базы экспедиционного флота, вышел из Калинин града в ' экспериментально- промысловый рейс; _ ' По пути, в основной район промысла «Козерог» зайдет в порт Гдыня, где на него бу дут доставлены приборы для контроля хода трала и сред ства нОдводного наблюдения, а экипаж пополнится специа листами Польши и Болгарии. Затем судно посетит Росток. Здесь на его борт взойдут ин женеры Германской Демокра тической . Республики. После монтажа оборудования для злектротрида , И снабжения . судна промвооруженнем ,«КЬ- aqpor» пройдет береговые и морские’ испытания приборов_ и механизмов и возьмет гене-,. ральный курс в восточную' часть Центральной Атланти ки. По мнению специалистов, принимавших активное уча стие в подготовке рейса, предстоящий эксперименталь ный рейс «Козерога» будет иметь большое народнохозяй ственное значение. С. НИКОЛЬСКИЙ. «Калининградская правда». В добрый у т ь ! п В Мурманском мореходной училище им. профессора И. И. Месяцева напряженная нора. Идут государственные экзамены на заочном отделении. Несколь ко дней назад дипломы специа листов получила большая груп па судомехаников, а вчера на чальник училища В. А. Ильин вручил п торжественной обста новке квалификационные дипло мы электромеханикам. Все выпускники — работники промысловых флотов, пароход ства и судоремонтных предприя тий. С хорошими успехами за вершили учебу электромонтаж ник Мурманской судоверфи Ни колай Максимкин, электрики «Севрыбхолодфлота» Владимир Гладков и Алексей Удовенко, работники тралового флота Ни колай Иванченко и Аркадий Ку стов. Достойно представлял на государственных экзаменах кол хоз «Эпергия» электромеханик Михаил Закоптелой. Все хорошо сейчас у бывших заочников. И настроение, и пер спектива. Этому немало способствовала забота о курсантах зам. началь ника училища по заочному обу чению А. Л. Кауфмана, методи ста электромеханического отде ления Н. И. Севостьяновой, пре подавателей Ю. И. Сорокина, Н. В. Ионова. Остается пожелать всем вы пускникам дальнейших успехов в работе. В добрый путь, моряки! И. ТЮРИН, староста группы электромехаников. КОНФЕРЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ •■' ‘ * * 160 специалистов всех от раслей рыбной промышлен ности ГДР приняли участие в конференции, носяященгной дальнейшему развитию этого важнейшего участка народно го хозяйства республики. Ра бота конференции проходила по секциям. (Оконяан&е, Нач, па 1 -й стр.)« Северном Лабрадоре, где сосре доточится крупная и ровная преднерестовая и нерестовая ры ба. Предполагаемая производитель ность ^промысла БМРТ в целом по району Лабрадора при благо приятной ледовой обстановке будет 32 ц на час траления, на Сутки лова — 425 ц. При ухудшении ледовой обста новки у Лабрадора промысловый флот сможет работать в приле тающих квадратах Северной Ньюфаундлендской банки, где концентрации трески будут ме нее плотными. Ожидаемый сред ний улов на час траления у про мысловых БМРТ составит 25 ц, на сутки лова — 350 ц . ' На' материковом склоне Южно го Лабрадора и Северной Нью фаундлендской банки на глуби нах 550—650 м возможен промы сел преднерестовой и нерестовой длинной камбалы с приловом морского окуня. Эти резервные объекты промысловый флот смо жет использовать в период ухуд шения ледовой обстановки. В районе Западной Гренландии промысловые концентрации пред нерестовой и верестооой ровной трески будут сосредоточиваться на западных склонах централь ных банок — от Банан на севе ре до Фредериксхоб на юге. Воз могшая производительность про мысла для БМРТ — 22 ц на час траления, 330 ц па сутки лона. Резервным районом промысла может быть юго-западный склон банки Флемиш-Кап, где на глу бинах 250—350 м создадутся не большие по площади концентра ции преднерестовой и нерестовой крупной и ровной трески. Ожидаемый улов на час трале ния — 18 ц, на суши лова — 270 ц. Неустойчивые концентрации ровной и мелкой зимующей трески с приловом камбалы-ерша и морского окуня удержатся на южных склонах Большой Нью фаундлендской банки. НИНРО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz