Рыбный Мурман. 1970 г. Март.

Знакомьтесь: передовые моряки про* мыедово-проидводственного рефрижера­ тора «Гейзер» (слева направо) рефри­ жераторный механик Евгений Шарден, старший мастер по добыче Лев Еры* щук, рефрижераторный машшшет Дмитрий Федоров, рыбмастер Анатолий Плисов, токарь Владимир Вяткии, мат­ рос Степан Опанасюк. О ни работают на разных корабель­ ных участках, но все силы отдают об­ щему делу. В прошлом году экипаж «Гейзера» вплотную подошел к ре­ корду коллектива «Перемышля» — вы­ работал почти сто тысяч центнеров готовой продукции. В • ^ ' Л Л Л Л Л ^ Л Л ^ Л Л Л ^ Л ^ Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Д Л Л Л Л Л А Л Л Л Л Л Л А А Л Л Л А Л Л Л Л А А Л А Л Л Л / t / V N A A /W N A A A A A A A A A A A /W W y W W W W V A A /W V A /W W N A A / N ^ S A A A A A A A A A A / V W V ' I III ти !КИ Т р а л п л ю с электричество 1111Н1111Ш№11!1Ш1111111Ш11111111!1111111111Ш111Н1(Ш11!!1 М ОРЯКИ старшего поколе­ ния хорошо помнят те не столь уж отдаленные времена, когда лов сельди се­ тями в Северной Атлантике представлял собой едва ли не единственный метод добычи рыбы. Затем, с повсеместным освоением новых районов Ат­ лантики, на смену дрифтерно­ му промыслу пришел трало­ вый и за короткий срок занял ведущее место. В последую­ щие годы, в связи с бурным развитием технического про­ гресса в рыбной промышлен- «ести, традиционные сети н тралы стали дополняться мовымв, более эффективными, б**ее уловистыми и пронзво- ^ртельными орудиями — яру­ сами для добычи тунцов в тропических широтах Атлан­ тики, кошельковыми невода­ ми, хорошо зарекомендовав­ шими себя при лове сельди. Лов рыбы на свет издавна практиковался в наших внуг- ■ ренних водоемах — Азовском I» Каспийском морях. Сейчас бтот прогрессивный метод до­ бычи, благодаря уенлшш лучевых я Конструкторов Ат- яяитНИРО, е успехом приме­ няется н восточной части Центральной Атлантики. К ОРОЧЕ говоря, инженер­ ная мысль не стоит на месте. Орудия лова ры­ бы попрежнему привлекают Пристальное внимание. С од- стороны, идет напряжен* м я работа над конструирова­ нием принципиально новых орудий лова, с другой — уси­ лия добытчиков , направлены на совершенствование, модер­ низацию старых орудий лова, s частности, ■тралов. Так, в начале 1968-.года в восточной части Центральной Атлантики каучно-п-окаковый БМРТ «Ри- жига» впервые в практике отечественного рыболовства применил новый пелагиче­ ский трал, изготовлеяный ин­ женерами, конструкторами и добытчиками непосредственно на промысле. Уловы «Гижи- ш», по сравнению с промыс­ ловыми судами, работающими обычными донными тралами, возросли почти в два раза. Продолжай совершенство­ вать конструкцию тралов и параллельно проводя много­ численные подводные наблю­ дения за их работой, специа­ листы обратили впимание на. то, что значительная часть рыбы, попадая в устье трала, начинает энергично уходить из этой опасной зоны. Й тогда ученые и добытчики, анализи­ руя поведение рыбы, надума­ лись над тем, как заставить ее не «бояться» приближаю­ щейся сетной ловушки. На помощь пришла • энергетика. Так возникла идея создания электрифицированного трала. Н ЕСКОЛЬКО лет специали­ сты Клайпедского • отде­ ления «Гиирорыбфлотз» поевцтилв разработке и во­ площению. в^жизнь аггой идеи. Принцип - добычи .рыбы элек­ трифицированным тралом сводвтсн к следующему. Во­ круг раскрытия трала мощ вый генератор, вырабатывая имнульсы заданной формы н частоты — в за меямеета от вида рыбы, — создаёт силь­ нее электрическое поле. По­ падая в него, рыба как бы оглушается, теряет ориента­ цию и уже не может уйти от 1 рала. Первые экспериментальные работы, проведенные на на­ учно-исследовательских су­ дах СЭКБ АтлантНИРО СРТР* 9048 и клайпедском СРТ «Не­ рпига», блестяще подтвердили предположения ученых. В об­ щей сложности на этих судах было сделано около десяти рейсов в Балтийское, Северное н Баренцево моря, а также в районы Северо-Западной Ат- лантики. Экспериментальныо работы по выявлению эффек­ тивности электрифицирован­ ного трала проходили по мето­ ду сравнения его уловисгости с обычными донными и пела- гичес-кими тралами. Многочи­ сленные эксперименты пока­ зали, что уловы электрифици­ рованного трала по всем рай- ; оиазд неизменно возрастали от 30 до. 80 процентов. Кроме то- то, была замечена очень важ­ ная закономерность: заданные электрические импульсы не только позволяют облавли­ вать рыбу определенных ви­ дов, к тому же они еще отпу­ гивающе воздействуют на мо­ лодь основных промысловых рыб. Таким образом, новый трал, помимо явных произ­ водственных достоинств, обла­ дает селективной избиратель­ ностью. С о в м е с т н о к " нашими учеными и инженерами в - экспериментальных рейсах по испытанию элек­ трифицированных тралов не­ однократно участвовали спе­ циалисты Германской Демо­ кратической Республики и Польской Народной Респуб­ лики — стран — участниц на­ учно-технического содруже­ ства в области морского рыбо­ ловства. Одновременно значительные работы по конструкции элек­ трифицированного трала про­ водились .и в ГДР, где была сконструирована новейшая электрорыболовная установка. Он3 демонстрировалась на ве­ сенней Лейпцигской ярмарке л 1969 году и получила высо­ кую оценку специалистов. Пользуясь этой установкой, несколько рыбодобывающих траулеров ГДР взяли стабиль­ ные уловы, превышавшие в среднем на 30 процентов до­ бычу- траулеров, промышляв- - игих обычным тралом. Таким образом, в результа­ те усилий инжеяерою и уче­ ных трех стран была подго­ товлена прочная техническая база для проведения Дальней­ ших совместных эксперимен­ тов по злектротраловому лову рыбы в более широких мас­ штабах. И ВОТ нее работы но пе­ реоборудованию трауле­ ра для электролова ры­ бы — позади. Недавно РТМ «Козерог», укомплектованный большим штатом инженеров Клайнедского отделения «Гипрорыбфлот» и опытными ипженерами-добытчиками на­ шей базы экспедиционного флота, вышел из Калинин­ града в ' экспериментально- промысловый рейс; _ ' По пути, в основной район промысла «Козерог» зайдет в порт Гдыня, где на него бу­ дут доставлены приборы для контроля хода трала и сред­ ства нОдводного наблюдения, а экипаж пополнится специа­ листами Польши и Болгарии. Затем судно посетит Росток. Здесь на его борт взойдут ин­ женеры Германской Демокра­ тической . Республики. После монтажа оборудования для злектротрида , И снабжения . судна промвооруженнем ,«КЬ- aqpor» пройдет береговые и морские’ испытания приборов_ и механизмов и возьмет гене-,. ральный курс в восточную' часть Центральной Атланти­ ки. По мнению специалистов, принимавших активное уча­ стие в подготовке рейса, предстоящий эксперименталь­ ный рейс «Козерога» будет иметь большое народнохозяй­ ственное значение. С. НИКОЛЬСКИЙ. «Калининградская правда». В добрый у т ь ! п В Мурманском мореходной училище им. профессора И. И. Месяцева напряженная нора. Идут государственные экзамены на заочном отделении. Несколь­ ко дней назад дипломы специа­ листов получила большая груп­ па судомехаников, а вчера на­ чальник училища В. А. Ильин вручил п торжественной обста­ новке квалификационные дипло­ мы электромеханикам. Все выпускники — работники промысловых флотов, пароход­ ства и судоремонтных предприя­ тий. С хорошими успехами за­ вершили учебу электромонтаж­ ник Мурманской судоверфи Ни­ колай Максимкин, электрики «Севрыбхолодфлота» Владимир Гладков и Алексей Удовенко, работники тралового флота Ни­ колай Иванченко и Аркадий Ку­ стов. Достойно представлял на государственных экзаменах кол­ хоз «Эпергия» электромеханик Михаил Закоптелой. Все хорошо сейчас у бывших заочников. И настроение, и пер­ спектива. Этому немало способствовала забота о курсантах зам. началь­ ника училища по заочному обу­ чению А. Л. Кауфмана, методи­ ста электромеханического отде­ ления Н. И. Севостьяновой, пре­ подавателей Ю. И. Сорокина, Н. В. Ионова. Остается пожелать всем вы­ пускникам дальнейших успехов в работе. В добрый путь, моряки! И. ТЮРИН, староста группы электромехаников. КОНФЕРЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ •■' ‘ * * 160 специалистов всех от раслей рыбной промышлен­ ности ГДР приняли участие в конференции, носяященгной дальнейшему развитию этого важнейшего участка народно­ го хозяйства республики. Ра­ бота конференции проходила по секциям. (Оконяан&е, Нач, па 1 -й стр.)« Северном Лабрадоре, где сосре­ доточится крупная и ровная преднерестовая и нерестовая ры­ ба. Предполагаемая производитель­ ность ^промысла БМРТ в целом по району Лабрадора при благо­ приятной ледовой обстановке будет 32 ц на час траления, на Сутки лова — 425 ц. При ухудшении ледовой обста­ новки у Лабрадора промысловый флот сможет работать в приле­ тающих квадратах Северной Ньюфаундлендской банки, где концентрации трески будут ме­ нее плотными. Ожидаемый сред­ ний улов на час траления у про­ мысловых БМРТ составит 25 ц, на сутки лова — 350 ц . ' На' материковом склоне Южно­ го Лабрадора и Северной Нью­ фаундлендской банки на глуби­ нах 550—650 м возможен промы­ сел преднерестовой и нерестовой длинной камбалы с приловом морского окуня. Эти резервные объекты промысловый флот смо­ жет использовать в период ухуд­ шения ледовой обстановки. В районе Западной Гренландии промысловые концентрации пред­ нерестовой и верестооой ровной трески будут сосредоточиваться на западных склонах централь­ ных банок — от Банан на севе­ ре до Фредериксхоб на юге. Воз­ могшая производительность про­ мысла для БМРТ — 22 ц на час траления, 330 ц па сутки лона. Резервным районом промысла может быть юго-западный склон банки Флемиш-Кап, где на глу­ бинах 250—350 м создадутся не­ большие по площади концентра­ ции преднерестовой и нерестовой крупной и ровной трески. Ожидаемый улов на час трале­ ния — 18 ц, на суши лова — 270 ц. Неустойчивые концентрации ровной и мелкой зимующей трески с приловом камбалы-ерша и морского окуня удержатся на южных склонах Большой Нью­ фаундлендской банки. НИНРО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz