Рыбный Мурман. 1970 г. Март.
Ц«ВМ»В**В 1 ■тишаяпммдотяпимшмямвшвашмямяшяпяяшвшквшышв т « тт в* to * sn * *s в il ft JB s г 8 : За право быть отмеченными юби л е йными м е д а л я м и БЕСПОКОЙНОЙ ДУШИ ЧЕЛОВЕК : ■ ■ 1 || ;й сЛД 1 , , Щ I S в ■ S ш S . Ш S . . * т I •» .. я ! г • М Я «9 £ В ЧИСЛЕ девяноста двух рабочих и инженерно- технических работни- ков первого судоремонтно го завода Мурманской судо верфи, представленных ад министрацией к награжде нию юбилейными медалями в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, зна чится слесарь-инструмен- талыцик коммунист Р. А. Быстроумов. Хорошо знают на заводе этого скромного труженика, работающего здесь 17-й год. Тут он начинал свою трудо вую жизнь, придя к слесар ному верстаку со школьной скамьи. Тут вступил в ряды ленинской партии, стал ударником коммунистиче ского труда, мастером свое го дела. Высокое сознание своего долга, творческое отношение к труду — вот отличитель ная черта передового рабо чего. Это в его бригаде бы ли сделаны передвижные на сосы для опрессовки котлов на судах. Модель клапанного корпуса такого насоса разра ботал и предложил Быстроу мов. По этой модели была сделана отливка. Ему же принадлежит при способление для сверловки отверстий в лопатках венти лятора электрогенератора. Получилось очень удачно. А сколько было других пред ложений! Вместе со своими товари щами Р. А. Быстроумов вы полняет новую сложную ра боту — изготовляет специ альную ванну для промывки якорей электромоторов. Труд коммуниста Быстроу- мова по достоинству оценен. Он награжден значком от личника социалистического соревнования и орденом Л «Знак Почета», многими По- 5 четными грамотами. Сейчас коллектив участка, К на котором трудится Быст- " роумов, несет юбилейную I вахту. Слесари-инструмсн- £ тальщики аысоко держат £ честь своей марки, и можно £ не сомеваться — юбилей Ильича они ознаменуют но- 5 выми производственными 5 успехами. S • Г. ДУБИНИН. Ж АРКО, открываем дверь, и каюта напол няется привычным шумом порта. Виз жит стамповая лебедка, гудит насос, от качивающий из бункера рыбную муку. Вик тор Иванович Востриков закурил папиросу, стряхнул пальцем в жестяную банку из-под консервов пепел и принялся не торопясь рас сказывать о своей жизни. Нелегким было у него детство. Рано остался без отца, мать уехала, оставила сына на вос питание у людей, потому его трудовая жизнь началась, когда мальчишке только- только исполнилось семь лет. Он отчетливо помнит, как, утопая босыми ногами в дорож ной пыли, бегал с перекинутым через плечо кнутом за коровами. Краюха хлеба в пару синовой сумке, солдатская алюминиевая кружка и учебник по арифметике — вот и все его пожитки. * С утра до вечера он пас коров, а потом приходил в сельскую школу, садился за пар ту, учился писать и считать. И так пять, лет к р я д у . Тяга к знаниям была огромна, отлич но работала память, в школе он был одним из лучших учеников. С пятерками и четвер ками окончил начальную'сельскую школу и поступил в фабрично-заводское училище на слесарное отделение, а затем пришел работать на авторемонтный завод, где его и отыскал родной дядя, служивший на Северном флоте. Он привез парня в Мурманск, устроил иа ле докол «Красин» к старшему механику Орлову учеником машиниста. Через полгода Востри ков уже плавал машинистом второго класса, много раз ему доводилось ходить по Северно му морскому пути. Затем он перешел работать на суда тралово го флота. Учился на курсах. С получением диплома Востриков получил направление на РТ-123. На этом судне он вырос до старшего механика. Как одного из опытнейших произ водственников, его в 1958 году направили на РТ-143. который в то время считался одним из худших. * , _ Пришел он на этот корабль и ужаснулся. Бесхозяйственным и безответственным чело веком оказался работавший до него здесь старший механик. Виктор Иванович никак не мог понять, как умудрился человек вверенную ему технику довести, что говорится, до ручки. Плохое техническое состояние машины ме шало экипажу РТ-143 добиваться хороших уловов. Не откладывая в долгий ящик, Вост риков взялся за дело. Познакомившись с ма шинной командой, он увидел, что все пережи вали за свое судно, все хотели видеть его в передовиках и все смирились с тем, что до ре монта как-нибудь доходят и так. «Как-нибудь» Виктора Ивановича не уст рашало. С этим он решил покончить раз и навсегда, поднять людей на ударный труд, зажечь их на собственном примере. Вместе с механиками он убирал грязь из машинного отделения, отрегулировал насосы, перебрал лебедку, подремонтировал машину. Хороший ход судну на промысле был обеспечен. Ос тальное решали опыт капитана и сплочен ность матросов. Экипаж стал из рейса в рейс перевыполнять задания. РТ-61 «Водник» уже довольно старенькое, известное почти всем морякам тралового фло та судно. На нем воспиталось целое поколе ние рыбаков, и хотя два года назад оно долж но было отправляться нз базу «Вторчермет», до сих пор продолжает выходить в море. И все благодаря Виктору Ивановичу Вострико ву, который вот уже на протяжении десяти л е т печется о хорошем состоянии механизмов. Под стать «деду» и другие члены машинной команды — второй механик Владимир Зо- симович Антонов, старший кочегар Георгий Фатахов и кочегар первого класса Василий Щербина. Они делают все для того, чтобы эти судовые механизмы работали бесперебойно как в порту, так и на промысле. Виктор Иванович всегда в поиске. То что-то изменит, то где-то усовершенствует. Беспокой ным человеком называют его родные, близ кие, друзья, знакомые удивляются его энер гии. А в этом нет ничего удивительного. У че ловека к своей работе должна быть безгра ничная любовь, только тогда он будет рабо тать с полной отдачей сил, с творческим под ходом к делу. Вот. за эту безграничную ^лю бовь к профессии, кораблям старший механик ударник коммунистического труда Виктор Иванович Востриков представлен к награжде нию юбилейной медалью. О. ДАНИЛОВ. Фото автора. Г Д Е ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ: llil!llil!!i!il!llIIDIIt!lll!!!!l!!!!!ll!I»!!lll!ll УЧЕНЫЙ С МИРОВЫМ На морских и географических картах часто встречается имя Юлия Михайловича Шокальского. Хотелось бы, что бы ваша газета рассказала об этом человеке подробнее. В. ГЛАЗКОВ, моторист тралового флата. Ш ОКАЛЬСКИЙ Ю л и й Михайлович родился 5 октября 1856 года. Юношей поступил в Пе тербургское Военно-морское училище, закончив которое, получил Нахимовскую пре мию. В 1878 году поступил в Военно-морскую академию, по окончании которой нача лась самостоятельная рабо та на посту заведующего от делением морской метеоро логии и предупреждений о штормах а Главной геофи зической обсерватории. Блестящие педагогические способности Ю. М. Шокаль ского проявились в морском училище, куда он перешел преподавать математику, на вигацию и физическую гео графию, В дальнейшем он занимался педагогической и научной деятельностью, бу дучи профессором в Военно- морской академии и в Ле нинградском университете. Когда встал вопрос о сое динении водным путем Си бири с Европейской частью России, Шокальский совер шает в 1890 году экспедици онную поездку для изыска ния водного речного пути из Архангельска в Сибирь по Северной Двине, Вычегде, Тавде и по притокам рек Камы и Оби. В 1917 году вышел в свет классический капитальный труд Шокальского «Океано графия», в котором были обобщены многолетние на учные работы по изучению морей. Этот труд не потерял своего значения до настоя щего времени, в нем показа на причинная связь явлений, происходящих в Мировом океане. В 1925 году под руководст вом Ю. М. Шокальского бы ла создана Комиссия по изучению Карело-Мурман ского -края в целях планово го его изучения в физико- географическом, обществен но-экономическом и этногра фическом отношениях. Велика заслуга ученого и в области картографии. При его участии составлен ряд общегеографических и спе циальных карт и атласов. Шокальским много сделано для изучения Северного мор ского пути и Арктики. Он был связан с крупнейшими исследователями полярных областей. Именем Ю. М. Шокальско го названы 12 географиче ских объектов, в том числе пролив между островами Северной Земли, остров.;при входе в Обскую, губу, театров в Карском проливе. Т Ы , пишпи 1 inm mm iiив |ri|i* вахтенный? He ток давно работники ох раны рыбного порта побывали на нескольких судах, стоя щих у причала. Результаты проверил были разные. На пример, на РТ-273 «Смоленска у трапа вас встретил ия-.чтон ный матрос я проводил к вах тенному штурману. Узнав цель проверки, штурман про вел нас но всем помещениям судна. Везде, был порядок» посторонних людей не было, чувствовалось, что пахтлшаая служба относится к своим обязанностям добросовестно. Так же хорошо была органи зована служба да РТ-177 «Су лив» в на многих других траулерах. Первые яеяорядкв мы встретили на БМРТ-Й'Л «Свердловск». Вахтенного*-- матроса у трапа не оказалось. Лишь с помощью вахтенного штурмана Киселева его уда лось отыскать в каюте помощ ников тралмейстера. Николай Смирнов, который обязан был стоять у трапа, расишшл сппртпые напитки. На наш вопрос, почему допускав*^ такое безобразие, чдазгрмач Киселев ничего вразумитель ного не ответил, лишь пообе щал снять Смирнова с вахты. Не понравился нам поря док и на СМВ «Капитан Hos- рин». Здесь, ’ закрывшись: па ключ в каюте, третий помощ ник капитана Свиридов и электрик Давыдов распвва^га спиртное. На борт ПР* «Со ветск» проникла некая граж данка Козырева без опреде ленных занятий и места жи тельства. Причем все вахтен ные утверждали, что они ни чего не видели и ничего не энают. В петрезвом состоянии на РТ-171 «Лот» была задержана гражданка Савина; чозке г«о имеющая местожнпянгС'вв* « работы. Из приведенных фак тов видно, что па многих су дах совсем забыли,; пак-пра вильно вести -'вахтенпую службу. Отсюда и случаи кра жи личных вещей моряков а судового имущества. Пора на конец строго спрашивать с_^ тех, кто не выполняет своих прямых служебных обязанно стей. Н. ИЛЬЯ111ЕНКО, внештатный корр. \ г " ' • - ' • - г V w • наш Ю. М. Шокальский сэл около 140 научных • ра бот по метеорологии, океано- грэфии, озероведению, кар тографии, В качестве пред ставителя СССР участ вовал во .многих меж дународных географических конгрессах, съездах, сессиях, где выступал с обстоятель ными докладами об успехах отечественной науки. Он был почетным членом 17 иност ранных академий -и науч ных обществ. Отличаясь широтой науч ного кругозора, Ю. М. Шо кальский не ограничил с е о ю деятельность рамкам» геог рафа, он проявил себя как видный ученый в ряде смеж ным областей науки. Умер Ю. М. Шокальский 28 марта» 1940 года. Восаятанкое им поколение моло/дагх созс-тских ученых и моряков с успехом продол жает развивать научное на следие Шокальского. B.WSEB*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz