Рыбный Мурман. 1970 г. Март.

Ц«ВМ»В**В 1 ■тишаяпммдотяпимшмямвшвашмямяшяпяяшвшквшышв т « тт в* to * sn * *s в il ft JB s г 8 : За право быть отмеченными юби л е йными м е д а л я м и БЕСПОКОЙНОЙ ДУШИ ЧЕЛОВЕК : ■ ■ 1 || ;й сЛД 1 , , Щ I S в ■ S ш S . Ш S . . * т I •» .. я ! г • М Я «9 £ В ЧИСЛЕ девяноста двух рабочих и инженерно- технических работни- ков первого судоремонтно­ го завода Мурманской судо­ верфи, представленных ад­ министрацией к награжде­ нию юбилейными медалями в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, зна­ чится слесарь-инструмен- талыцик коммунист Р. А. Быстроумов. Хорошо знают на заводе этого скромного труженика, работающего здесь 17-й год. Тут он начинал свою трудо­ вую жизнь, придя к слесар­ ному верстаку со школьной скамьи. Тут вступил в ряды ленинской партии, стал ударником коммунистиче­ ского труда, мастером свое­ го дела. Высокое сознание своего долга, творческое отношение к труду — вот отличитель­ ная черта передового рабо­ чего. Это в его бригаде бы­ ли сделаны передвижные на­ сосы для опрессовки котлов на судах. Модель клапанного корпуса такого насоса разра­ ботал и предложил Быстроу­ мов. По этой модели была сделана отливка. Ему же принадлежит при­ способление для сверловки отверстий в лопатках венти­ лятора электрогенератора. Получилось очень удачно. А сколько было других пред­ ложений! Вместе со своими товари­ щами Р. А. Быстроумов вы­ полняет новую сложную ра­ боту — изготовляет специ­ альную ванну для промывки якорей электромоторов. Труд коммуниста Быстроу- мова по достоинству оценен. Он награжден значком от­ личника социалистического соревнования и орденом Л «Знак Почета», многими По- 5 четными грамотами. Сейчас коллектив участка, К на котором трудится Быст- " роумов, несет юбилейную I вахту. Слесари-инструмсн- £ тальщики аысоко держат £ честь своей марки, и можно £ не сомеваться — юбилей Ильича они ознаменуют но- 5 выми производственными 5 успехами. S • Г. ДУБИНИН. Ж АРКО, открываем дверь, и каюта напол­ няется привычным шумом порта. Виз­ жит стамповая лебедка, гудит насос, от­ качивающий из бункера рыбную муку. Вик­ тор Иванович Востриков закурил папиросу, стряхнул пальцем в жестяную банку из-под консервов пепел и принялся не торопясь рас­ сказывать о своей жизни. Нелегким было у него детство. Рано остался без отца, мать уехала, оставила сына на вос­ питание у людей, потому его трудовая жизнь началась, когда мальчишке только- только исполнилось семь лет. Он отчетливо помнит, как, утопая босыми ногами в дорож­ ной пыли, бегал с перекинутым через плечо кнутом за коровами. Краюха хлеба в пару­ синовой сумке, солдатская алюминиевая кружка и учебник по арифметике — вот и все его пожитки. * С утра до вечера он пас коров, а потом приходил в сельскую школу, садился за пар­ ту, учился писать и считать. И так пять, лет к р я д у . Тяга к знаниям была огромна, отлич­ но работала память, в школе он был одним из лучших учеников. С пятерками и четвер­ ками окончил начальную'сельскую школу и поступил в фабрично-заводское училище на слесарное отделение, а затем пришел работать на авторемонтный завод, где его и отыскал родной дядя, служивший на Северном флоте. Он привез парня в Мурманск, устроил иа ле­ докол «Красин» к старшему механику Орлову учеником машиниста. Через полгода Востри­ ков уже плавал машинистом второго класса, много раз ему доводилось ходить по Северно­ му морскому пути. Затем он перешел работать на суда тралово­ го флота. Учился на курсах. С получением диплома Востриков получил направление на РТ-123. На этом судне он вырос до старшего механика. Как одного из опытнейших произ­ водственников, его в 1958 году направили на РТ-143. который в то время считался одним из худших. * , _ Пришел он на этот корабль и ужаснулся. Бесхозяйственным и безответственным чело­ веком оказался работавший до него здесь старший механик. Виктор Иванович никак не мог понять, как умудрился человек вверенную ему технику довести, что говорится, до ручки. Плохое техническое состояние машины ме­ шало экипажу РТ-143 добиваться хороших уловов. Не откладывая в долгий ящик, Вост­ риков взялся за дело. Познакомившись с ма­ шинной командой, он увидел, что все пережи­ вали за свое судно, все хотели видеть его в передовиках и все смирились с тем, что до ре­ монта как-нибудь доходят и так. «Как-нибудь» Виктора Ивановича не уст­ рашало. С этим он решил покончить раз и навсегда, поднять людей на ударный труд, зажечь их на собственном примере. Вместе с механиками он убирал грязь из машинного отделения, отрегулировал насосы, перебрал лебедку, подремонтировал машину. Хороший ход судну на промысле был обеспечен. Ос­ тальное решали опыт капитана и сплочен­ ность матросов. Экипаж стал из рейса в рейс перевыполнять задания. РТ-61 «Водник» уже довольно старенькое, известное почти всем морякам тралового фло­ та судно. На нем воспиталось целое поколе­ ние рыбаков, и хотя два года назад оно долж­ но было отправляться нз базу «Вторчермет», до сих пор продолжает выходить в море. И все благодаря Виктору Ивановичу Вострико­ ву, который вот уже на протяжении десяти л е т печется о хорошем состоянии механизмов. Под стать «деду» и другие члены машинной команды — второй механик Владимир Зо- симович Антонов, старший кочегар Георгий Фатахов и кочегар первого класса Василий Щербина. Они делают все для того, чтобы эти судовые механизмы работали бесперебойно как в порту, так и на промысле. Виктор Иванович всегда в поиске. То что-то изменит, то где-то усовершенствует. Беспокой­ ным человеком называют его родные, близ­ кие, друзья, знакомые удивляются его энер­ гии. А в этом нет ничего удивительного. У че­ ловека к своей работе должна быть безгра­ ничная любовь, только тогда он будет рабо­ тать с полной отдачей сил, с творческим под­ ходом к делу. Вот. за эту безграничную ^лю­ бовь к профессии, кораблям старший механик ударник коммунистического труда Виктор Иванович Востриков представлен к награжде­ нию юбилейной медалью. О. ДАНИЛОВ. Фото автора. Г Д Е ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ: llil!llil!!i!il!llIIDIIt!lll!!!!l!!!!!ll!I»!!lll!ll УЧЕНЫЙ С МИРОВЫМ На морских и географических картах часто встречается имя Юлия Михайловича Шокальского. Хотелось бы, что­ бы ваша газета рассказала об этом человеке подробнее. В. ГЛАЗКОВ, моторист тралового флата. Ш ОКАЛЬСКИЙ Ю л и й Михайлович родился 5 октября 1856 года. Юношей поступил в Пе­ тербургское Военно-морское училище, закончив которое, получил Нахимовскую пре­ мию. В 1878 году поступил в Военно-морскую академию, по окончании которой нача­ лась самостоятельная рабо­ та на посту заведующего от­ делением морской метеоро­ логии и предупреждений о штормах а Главной геофи­ зической обсерватории. Блестящие педагогические способности Ю. М. Шокаль­ ского проявились в морском училище, куда он перешел преподавать математику, на­ вигацию и физическую гео­ графию, В дальнейшем он занимался педагогической и научной деятельностью, бу­ дучи профессором в Военно- морской академии и в Ле­ нинградском университете. Когда встал вопрос о сое­ динении водным путем Си­ бири с Европейской частью России, Шокальский совер­ шает в 1890 году экспедици­ онную поездку для изыска­ ния водного речного пути из Архангельска в Сибирь по Северной Двине, Вычегде, Тавде и по притокам рек Камы и Оби. В 1917 году вышел в свет классический капитальный труд Шокальского «Океано­ графия», в котором были обобщены многолетние на­ учные работы по изучению морей. Этот труд не потерял своего значения до настоя­ щего времени, в нем показа­ на причинная связь явлений, происходящих в Мировом океане. В 1925 году под руководст­ вом Ю. М. Шокальского бы­ ла создана Комиссия по изучению Карело-Мурман­ ского -края в целях планово­ го его изучения в физико- географическом, обществен­ но-экономическом и этногра­ фическом отношениях. Велика заслуга ученого и в области картографии. При его участии составлен ряд общегеографических и спе­ циальных карт и атласов. Шокальским много сделано для изучения Северного мор­ ского пути и Арктики. Он был связан с крупнейшими исследователями полярных областей. Именем Ю. М. Шокальско­ го названы 12 географиче­ ских объектов, в том числе пролив между островами Северной Земли, остров.;при входе в Обскую, губу, театров в Карском проливе. Т Ы , пишпи 1 inm mm iiив |ri|i* вахтенный? He ток давно работники ох­ раны рыбного порта побывали на нескольких судах, стоя­ щих у причала. Результаты проверил были разные. На­ пример, на РТ-273 «Смоленска у трапа вас встретил ия-.чтон­ ный матрос я проводил к вах­ тенному штурману. Узнав цель проверки, штурман про­ вел нас но всем помещениям судна. Везде, был порядок» посторонних людей не было, чувствовалось, что пахтлшаая служба относится к своим обязанностям добросовестно. Так же хорошо была органи­ зована служба да РТ-177 «Су­ лив» в на многих других траулерах. Первые яеяорядкв мы встретили на БМРТ-Й'Л «Свердловск». Вахтенного*-- матроса у трапа не оказалось. Лишь с помощью вахтенного штурмана Киселева его уда­ лось отыскать в каюте помощ­ ников тралмейстера. Николай Смирнов, который обязан был стоять у трапа, расишшл сппртпые напитки. На наш вопрос, почему допускав*^ такое безобразие, чдазгрмач Киселев ничего вразумитель­ ного не ответил, лишь пообе­ щал снять Смирнова с вахты. Не понравился нам поря­ док и на СМВ «Капитан Hos- рин». Здесь, ’ закрывшись: па ключ в каюте, третий помощ­ ник капитана Свиридов и электрик Давыдов распвва^га спиртное. На борт ПР* «Со­ ветск» проникла некая граж­ данка Козырева без опреде­ ленных занятий и места жи­ тельства. Причем все вахтен­ ные утверждали, что они ни­ чего не видели и ничего не энают. В петрезвом состоянии на РТ-171 «Лот» была задержана гражданка Савина; чозке г«о имеющая местожнпянгС'вв* « работы. Из приведенных фак­ тов видно, что па многих су­ дах совсем забыли,; пак-пра­ вильно вести -'вахтенпую службу. Отсюда и случаи кра­ жи личных вещей моряков а судового имущества. Пора на­ конец строго спрашивать с_^ тех, кто не выполняет своих прямых служебных обязанно­ стей. Н. ИЛЬЯ111ЕНКО, внештатный корр. \ г " ' • - ' • - г V w • наш Ю. М. Шокальский сэл около 140 научных • ра­ бот по метеорологии, океано- грэфии, озероведению, кар­ тографии, В качестве пред­ ставителя СССР участ­ вовал во .многих меж­ дународных географических конгрессах, съездах, сессиях, где выступал с обстоятель­ ными докладами об успехах отечественной науки. Он был почетным членом 17 иност­ ранных академий -и науч­ ных обществ. Отличаясь широтой науч­ ного кругозора, Ю. М. Шо­ кальский не ограничил с е о ю деятельность рамкам» геог­ рафа, он проявил себя как видный ученый в ряде смеж­ ным областей науки. Умер Ю. М. Шокальский 28 марта» 1940 года. Восаятанкое им поколение моло/дагх созс-тских ученых и моряков с успехом продол­ жает развивать научное на­ следие Шокальского. B.WSEB*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz