Рыбный Мурман. 1970 г. Март.

КАК У В Е Л И Ч И Т Ь ВЫЛОВ О З Ё Р Н О Й Р Ы Б Ы Г 5 s | 5 S з х Челябинский автомеханический — Завод поставляет детали для авто* — мобильных двигателей Московско* = го и Горьковского автозаводов. — На предприятии многое делается для механизации и автоматизации — производственных процессов. В = прошлом году пущено 7 новых «в- X тематических линий, а всего их — сейчас действует 14. “ На снимне: новая автоматиче- — скал линия «6Л-37В», недавно вве- X денная в действие. — Фото Б. Клипиницера. — Фотохроника ТАСС. = А н а л и з деятельности Нарьяп-марского меж­ колхозного производст­ венного объединения и Печор­ ского рыбокомбината показы­ вает, что в условиях Ненец­ кого национального округа имеются большие перспекти­ вы для дальнейшего развития высокорентабельной отрасли хозяйства — рыболовства. В настоящее время богатей­ шего водоемы Ненецкого на­ ционального округа исполь­ зуются далеко не полностью. Есть возможность в пред­ стоящем десятилетии в полто­ ра раза увеличить добычу ры­ бы в них без значительных капитальных затрат. Основной причиной, сдер­ живающей развитие рыболов­ ства в этом районе, является отсутствие достаточной рабо­ чей силы (рыбаков). А объяс­ няется оно нарушением опти­ мальных пропорций в форми­ ровании трудовых ресурсов и структуры рыболовецких кол­ хозов. Сейчас в рыболовецких кол­ хозах более 70 процентов трудоспособного населения ваиято в сельском и подсоб­ ном хозяйствах я менее 30 процентов — на добыче рыбы. И это в то время, ногда сред­ негодовой чистый доход на одного работника, занятого на рыбном промысле, значитель­ но выше по сравнению с дру­ гими видами производства. В 1968 году, например, чистый доход от рыбного промысла на одного работника был бо­ лее чем в два раза выше по сравнению с доходами от сельского хозяйства. При этом необходимо учесть, что из членов семей, занятых в сельском хозяйст­ ве, более половияы — квали­ фицированные рыбаки. Они могут успешно заниматься новый ПЕЛАГИЧЕСКИМ ТРАЛ Двухлетний опыт эксплуатации БМРТ на пелагическом про­ мысле в районах восточной части Центральной Атлантики, Северо- Западной, Северо-Восточной Атлантики тралами 38,5 м конструк­ ции СЭКБ АтлантНДРО выявил ряд недостатков, существенно ска­ зывающихся на вылове. Недостаточная мощность главного двига­ теля, не позволяющая увеличивать скорость траления свыше 4,2—* 4,3 узла, и малая мощность траловой лебедки не позволяют выво­ дить трал иа нужный горизонт. Снижается скорость хода с тра­ лом, а это особенно важно при облове сардинеллы, скумбрии, став­ риды, сельди и других видов рыб. Кроме того, в трале 38,5 м отме­ чается ряд конструктивных недостатков, в частности, из-за раз­ ных циклов боковых кромок пластин возникают разные напряже­ ния, ведущие к перекосам и выносу пластин. Из опыта работы этими тралами на БМРТ, а также на ос­ нове последних научных данных по взаимодействию рыбы и ору­ дий лова инженерами отдела добычи Калининградской базы тра« лового флота В. В. Мироновым, В. Н. Исаковым, Ю. А. Шкутовым, В. В. Галаган была разработана конструкция трала 38,5 м «Нутассу». В новой конструкции при сохранении основных габаритов рабо­ чего трала 38,5 м значительно уменьшено сопротивление сетной части и оснастки, за счет чего увеличена скорость траления до 5—5,2 узла, мощность траловой лебедки позволяет выбирать вае­ ра при тралении на полном ходу. Уменьшение сопротивления произошло за счет увеличения ша­ га ячеи в крыльях и сквере до 200 мм вместо 100 мм в обычных тралах. - Сшивка пластин по способу «ячея в ячею» улучшила формы трала и упростила постройку и ремонт. С целью уменьшения вы­ хода рыбы через ячею в том райопе, где по данным подводных наблюдений происходит выход рыбы, в конструкции трала увели­ чено количество мелконченных делен, что позволило уменьшить нотери. На БМРТ «Малахит» в декабре 1969 года инженсром-наставни- ком В. Н. Исаковым были проведены испытания этого трала. При неудовлетворительной промысловой обстановке подъемы им до­ стигали 10 тони, в то время как обычпым тралом суда типа «Ат- лантик» имели уловы 3—4 тонны, на БМРТ — 1,5 тонны за трале­ ние. После окончания рейса БМРТ «Малахит» трал «Путассу» был передан на РТМ «Надир», где он тоже показал хорошие эксплуа­ тационные и промысловые качества. По сообщению капитана РТМ «Надир» В. А. Изюмова, первую декаду январи они работали им на лове серого карася, уловы 10—25 тонн за 3—4 траления. Таким образом, с созданием этого трала значительно улучши­ лись возможности пелагического лова с БМРТ и РТМ. Даль­ нейшая проверка и промысловая эксплуатация будут проводиться во всех районах промысла. «МАЯК». рыбным промыслом и по раз высказывали об этом свои по­ желания. Одпако правления колхозов не удовлетворяют их просьб из-за большого объема работ по сельскому и подсоб­ ному хозяйствам. Между тем, объемы производимой молоч­ ной продукции ужо вышли за пределы удовлетворения по­ требностей рыбацких сел, в которых проживает 2126 че­ ловек (из них трудоспособных 1641). Вот о чем свидетельствуют итоги работы Нарьян-марско­ го головного маслозавода за циоиальяого округа является более эффективной отраслью хозяйства. Среднегодовой объ­ ем производственной продук­ ции на одного рыбака состав­ ляет 6—6,5 тысячи рублей, в то время как на одного работ­ ника подсобного (сельского) хозяйства — лишь 2—2,5 ты­ сячи рублей. Среднегодовые отчисления в неделимые фоп- ды колхозов от рыбодобычи определяются в 300—320 ты­ сяч рублей, а от подсобного (сельского) хозяйства лишь 100—130 тысяч рублей. Нарушение оптимальных tlllllllllllllllllllllllflllllllllllllllllllllllllllllfllllllllllltllllllllllllllllllllflllllli # ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ. 0 ДОХОДЫ ОТ РЫБОЛОВСТВА ВДВОЕ ВЫШЕ. ф РАЗУМНО ЛИ ДАЛЬШЕ РАЗВИВАТЬ ЖИВОТНОВОДСТВО В РЫБОЛОВЕЦКИХ КОЛХОЗАХ! # УЛОВЫ МОГУТ ВОЗРАСТИ В ПОЛТОРА—ДВА РАЗА. iiiiiiiiiiiiittiiiiitiiiifiiiiiiiiiiimiiiiiitiiiiiiiiiiHiiiiiiiHiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiu 1968 год. В этом году, кроме "27212 центнеров цельномолоч­ ной продукции, выработано масла животного 1599 центне­ ров, в том числе масла соле­ ного — 1080 центнеров. На каждый рубль произведенной товарной продукции прихо­ дятся 33,8 копейки убытка. Наряду с этим торможение развития рыболовного про­ мысла в Ненецком националь­ ном округе негативно отран{а- ется на объемах вылова рыбы н миграции трудоспособного населения рыболовецких кол­ хозов. За последпие пять лет объем добычи рыбы (при­ брежный, речной и озерный промысел) не возрос и сохра­ нился на уровпе 1965 года. Зто в большей степени вызвано неправильным использовани­ ем трудовых ресурсов и теку­ честью рыболовецких кадров. Люди, отстраненные от рыб­ ного промысла и переведенные на сельскохозяйственные ра­ боты, как правило, выбывают из рыболовецких колхозов. Численность колхозников в 1968 году уменьшилась по сравнению с базисным перио­ дом на 10,5 процента. Это в определенной степени обус­ ловлено тем, что среднегодо­ вая заработная плата рыбака вдвое больше, чем работника, занятого сельским хозяйством. Рыболовство в рыболовец­ ких колхозах Ненецкого на- соотношений в использовании трудовых ресурсов рыболовец­ ких колхозов Ненецкого на­ ционального округа приводит к орыву договорных обяза­ тельств, поскольку отдельные речные, прибрежные участки н многие озера яе облавлива­ ются. При возможном вылове озерной рыбы до 7 тысяч центнеров в год добывается лишь 800—900 центнеров. На некоторых озерах ценные по­ роды рыб вылавливаются браконьерами. Все это приво­ дит к недовыполнению зада­ ний рыболовецкими колхоза­ ми по вылову ценных пород, б результате значительно недо­ используются производствен­ ные мощности Печорского ры­ бокомбината, недовыполня­ ются плановые задания по вы­ пуску деликатесной рыбной продукции. Дополнительный завоз по­ купных полуфабрикатов (в основном, трески) водным и авиационным транспортом из Архангельска и Мурманска е целью наиболее полного ис­ пользования производствен­ ных мощностей Печорского рыбокомбината является чрез­ мерно убыточным. Оп прино­ сит экономический ущерб го­ сударству от 500 до 800 тысяч рублей в год. Экономические расчеты по­ казывают, что в будущем максимум трудовых ресурсов надо использовать па рыбном промысле, это позволит укре­ пить экономику рыболовец­ ких колхозов, поднять жиз­ ненный уровень колхозников, закрепить рыболовецкие кад­ ры, значительно увеличить вылов ценных пофод рыб и выпуск деликатесной рыбной продукции, которая очень нужна для населения нашей страны. Рост производства молока л молочной продукции на пер­ спективный период в Ненец­ ком национальном округе це лесообразнее обеспечивать за счет увеличения объемов жи­ вотноводства в специализиро­ ванных оленеводческих нелхо- аах и совхозах. Рыболовецким же колхоза* следует стабилизировать ебъе мы животноводства с учетов использования трудовых ре­ сурсов на уровне, полностьк удовлетворяющем потребностт населения рыбацких сел i молоке и молочной про-дук ции, а высвобождающихся ра­ ботников из подсобных отрас­ лей, а также прибывших п< оргнабору использовать на вы­ сокорентабельном рыбном ■промысле. Доведение численности ры­ баков до 60 процентов к обще­ му числу трудоспособных кол­ хозников даст возможность рыболовецким колхозам уве­ личить объем добычи рыбы более чем в 1,5 раза и зна­ чительно повысить чистый до­ ход. Оптимальное использование трудовых ресурсов обеспечит рост добычи рыбы до полной загрузки производственных мощностей Печорского рыбо­ комбината и увеличение чи­ стого дохода рыболовецких колхозов более чем на 300 ты^яч рублей. Наряду с этим, целесообраз­ но рассмотреть вопрос о пе­ редаче (продаже) основных и оборотных фондов Печорского рыбокомбината Нарьяп-мар- скому межколхозному объеди­ нению, что в значительной мере способствовало бы сни­ жению издержек по организа­ ции производства и управле­ ния, а также оптимальному использованию трудовых ре­ сурсов рыболовецких колхозов. А. АКСЕНЕНКО, началь­ ник сектора совершенство­ вания планирования и ана­ лиза ППНРО, кандидат экономических наук. tllllllllllilttllllllllillllllinilllllllllinnillllllllllllllllllllllilllllllllllllltllttlllir.jlllllllllllllllllilillilllillilllllliillliiiitlllit Е Д И Н А Я С И С Т Е М А КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЙ В пашей стране с 1 янва­ ря 1971 года вводится единая система конструкторской до­ кументации (ЕСКД). А разве ее до сих пор не было? Разве действующие в настоящее время правила создания чертежей и веде­ ния чертежного хозяйства — не система? Е СЛИ рассматривать ма­ шиностроение изоли­ рованно от других от­ раслей народного хозяйства, то можно сказать, что два комплекса государственных стандартов «Чертежи в ма­ шиностроении» и «Система чертежного хозяйства» пред­ ставляют собой систему. Но единой системы все-таки нет, так как в ряде отраслей промышленности до настоя­ щего времени действуют свои правила создания чер­ тежей и ведения чертежного хозяйства. А это затрудняет межотраслевые связи, сдер­ живает технический прог­ ресс. Постановлением Совета Министров СССР Комитету стандартов, мер и измери­ тельных приборов было по­ ручено разработать Единую систему конструкторской до­ кументации. К созданию ее было привлечено около двухсот специалистов из тридцати научно-исследова­ тельских и проектно-конст­ рукторских организаций. Они разработали свыше ста государственных стандартов, которые определяют единые правила разработки и оформления конструктор­ ской документации, ведения чертежного хозяйства, пра­ вила разработки и оформле­ ния эксплуатационной и ре­ монтной документации, ос­ новные положения нормали- зационного контроля техни­ ческих документов. ЕСКД значительно упро­ стила правила создания чер­ тежа, что облегчит труд кон­ структора, инженера, чер­ тежника, повысит произво­ дительность их труда. Проектно - констр у к т о р- ским, научно-исследователь­ ским организациям и техни­ ческим службам предприя­ тий необходимо приобрести стандарты ЕСКД, организо­ вать их изучение, чтобы к моменту ввода в действие системы все знали, как ее применять. В этой связи хочется от?ле- тить, что коллектив Поляр­ ного научно-исследователь­ ского института рыбного хо­ зяйства и океанографии опе­ ративно внедряет ЕСКД. Из­ дан приказ по институту о внедрении этой системы на трех объектах проектирова­ ния, переходящих на -1971 год, и в настоящее время институт уже применяет ее. Особая роль в подготовке к внедрению ЕСКД принад­ лежит службам стандартиза­ ции. Они должны организо­ вать изучение ЕСКД, разра­ ботать мероприятия по ее внедрению и взять под контроль их выполнение. Успешное внедрение Еди­ ной системы конструктор­ ской документации будет способствовать росту произ­ водительности труда в сфе­ рах проектирования и про­ изводства и явится новым шагом по пути технического прогресса. Т. ЛЬГОВА, старший ин­ женер Мурманской лабора­ тории гомюдзора за стан­ дартами и измерительно» техникой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz