Рыбный Мурман. 1970 г. Март.
КАК У В Е Л И Ч И Т Ь ВЫЛОВ О З Ё Р Н О Й Р Ы Б Ы Г 5 s | 5 S з х Челябинский автомеханический — Завод поставляет детали для авто* — мобильных двигателей Московско* = го и Горьковского автозаводов. — На предприятии многое делается для механизации и автоматизации — производственных процессов. В = прошлом году пущено 7 новых «в- X тематических линий, а всего их — сейчас действует 14. “ На снимне: новая автоматиче- — скал линия «6Л-37В», недавно вве- X денная в действие. — Фото Б. Клипиницера. — Фотохроника ТАСС. = А н а л и з деятельности Нарьяп-марского меж колхозного производст венного объединения и Печор ского рыбокомбината показы вает, что в условиях Ненец кого национального округа имеются большие перспекти вы для дальнейшего развития высокорентабельной отрасли хозяйства — рыболовства. В настоящее время богатей шего водоемы Ненецкого на ционального округа исполь зуются далеко не полностью. Есть возможность в пред стоящем десятилетии в полто ра раза увеличить добычу ры бы в них без значительных капитальных затрат. Основной причиной, сдер живающей развитие рыболов ства в этом районе, является отсутствие достаточной рабо чей силы (рыбаков). А объяс няется оно нарушением опти мальных пропорций в форми ровании трудовых ресурсов и структуры рыболовецких кол хозов. Сейчас в рыболовецких кол хозах более 70 процентов трудоспособного населения ваиято в сельском и подсоб ном хозяйствах я менее 30 процентов — на добыче рыбы. И это в то время, ногда сред негодовой чистый доход на одного работника, занятого на рыбном промысле, значитель но выше по сравнению с дру гими видами производства. В 1968 году, например, чистый доход от рыбного промысла на одного работника был бо лее чем в два раза выше по сравнению с доходами от сельского хозяйства. При этом необходимо учесть, что из членов семей, занятых в сельском хозяйст ве, более половияы — квали фицированные рыбаки. Они могут успешно заниматься новый ПЕЛАГИЧЕСКИМ ТРАЛ Двухлетний опыт эксплуатации БМРТ на пелагическом про мысле в районах восточной части Центральной Атлантики, Северо- Западной, Северо-Восточной Атлантики тралами 38,5 м конструк ции СЭКБ АтлантНДРО выявил ряд недостатков, существенно ска зывающихся на вылове. Недостаточная мощность главного двига теля, не позволяющая увеличивать скорость траления свыше 4,2—* 4,3 узла, и малая мощность траловой лебедки не позволяют выво дить трал иа нужный горизонт. Снижается скорость хода с тра лом, а это особенно важно при облове сардинеллы, скумбрии, став риды, сельди и других видов рыб. Кроме того, в трале 38,5 м отме чается ряд конструктивных недостатков, в частности, из-за раз ных циклов боковых кромок пластин возникают разные напряже ния, ведущие к перекосам и выносу пластин. Из опыта работы этими тралами на БМРТ, а также на ос нове последних научных данных по взаимодействию рыбы и ору дий лова инженерами отдела добычи Калининградской базы тра« лового флота В. В. Мироновым, В. Н. Исаковым, Ю. А. Шкутовым, В. В. Галаган была разработана конструкция трала 38,5 м «Нутассу». В новой конструкции при сохранении основных габаритов рабо чего трала 38,5 м значительно уменьшено сопротивление сетной части и оснастки, за счет чего увеличена скорость траления до 5—5,2 узла, мощность траловой лебедки позволяет выбирать вае ра при тралении на полном ходу. Уменьшение сопротивления произошло за счет увеличения ша га ячеи в крыльях и сквере до 200 мм вместо 100 мм в обычных тралах. - Сшивка пластин по способу «ячея в ячею» улучшила формы трала и упростила постройку и ремонт. С целью уменьшения вы хода рыбы через ячею в том райопе, где по данным подводных наблюдений происходит выход рыбы, в конструкции трала увели чено количество мелконченных делен, что позволило уменьшить нотери. На БМРТ «Малахит» в декабре 1969 года инженсром-наставни- ком В. Н. Исаковым были проведены испытания этого трала. При неудовлетворительной промысловой обстановке подъемы им до стигали 10 тони, в то время как обычпым тралом суда типа «Ат- лантик» имели уловы 3—4 тонны, на БМРТ — 1,5 тонны за трале ние. После окончания рейса БМРТ «Малахит» трал «Путассу» был передан на РТМ «Надир», где он тоже показал хорошие эксплуа тационные и промысловые качества. По сообщению капитана РТМ «Надир» В. А. Изюмова, первую декаду январи они работали им на лове серого карася, уловы 10—25 тонн за 3—4 траления. Таким образом, с созданием этого трала значительно улучши лись возможности пелагического лова с БМРТ и РТМ. Даль нейшая проверка и промысловая эксплуатация будут проводиться во всех районах промысла. «МАЯК». рыбным промыслом и по раз высказывали об этом свои по желания. Одпако правления колхозов не удовлетворяют их просьб из-за большого объема работ по сельскому и подсоб ному хозяйствам. Между тем, объемы производимой молоч ной продукции ужо вышли за пределы удовлетворения по требностей рыбацких сел, в которых проживает 2126 че ловек (из них трудоспособных 1641). Вот о чем свидетельствуют итоги работы Нарьян-марско го головного маслозавода за циоиальяого округа является более эффективной отраслью хозяйства. Среднегодовой объ ем производственной продук ции на одного рыбака состав ляет 6—6,5 тысячи рублей, в то время как на одного работ ника подсобного (сельского) хозяйства — лишь 2—2,5 ты сячи рублей. Среднегодовые отчисления в неделимые фоп- ды колхозов от рыбодобычи определяются в 300—320 ты сяч рублей, а от подсобного (сельского) хозяйства лишь 100—130 тысяч рублей. Нарушение оптимальных tlllllllllllllllllllllllflllllllllllllllllllllllllllllfllllllllllltllllllllllllllllllllflllllli # ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ. 0 ДОХОДЫ ОТ РЫБОЛОВСТВА ВДВОЕ ВЫШЕ. ф РАЗУМНО ЛИ ДАЛЬШЕ РАЗВИВАТЬ ЖИВОТНОВОДСТВО В РЫБОЛОВЕЦКИХ КОЛХОЗАХ! # УЛОВЫ МОГУТ ВОЗРАСТИ В ПОЛТОРА—ДВА РАЗА. iiiiiiiiiiiiittiiiiitiiiifiiiiiiiiiiimiiiiiitiiiiiiiiiiHiiiiiiiHiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiu 1968 год. В этом году, кроме "27212 центнеров цельномолоч ной продукции, выработано масла животного 1599 центне ров, в том числе масла соле ного — 1080 центнеров. На каждый рубль произведенной товарной продукции прихо дятся 33,8 копейки убытка. Наряду с этим торможение развития рыболовного про мысла в Ненецком националь ном округе негативно отран{а- ется на объемах вылова рыбы н миграции трудоспособного населения рыболовецких кол хозов. За последпие пять лет объем добычи рыбы (при брежный, речной и озерный промысел) не возрос и сохра нился на уровпе 1965 года. Зто в большей степени вызвано неправильным использовани ем трудовых ресурсов и теку честью рыболовецких кадров. Люди, отстраненные от рыб ного промысла и переведенные на сельскохозяйственные ра боты, как правило, выбывают из рыболовецких колхозов. Численность колхозников в 1968 году уменьшилась по сравнению с базисным перио дом на 10,5 процента. Это в определенной степени обус ловлено тем, что среднегодо вая заработная плата рыбака вдвое больше, чем работника, занятого сельским хозяйством. Рыболовство в рыболовец ких колхозах Ненецкого на- соотношений в использовании трудовых ресурсов рыболовец ких колхозов Ненецкого на ционального округа приводит к орыву договорных обяза тельств, поскольку отдельные речные, прибрежные участки н многие озера яе облавлива ются. При возможном вылове озерной рыбы до 7 тысяч центнеров в год добывается лишь 800—900 центнеров. На некоторых озерах ценные по роды рыб вылавливаются браконьерами. Все это приво дит к недовыполнению зада ний рыболовецкими колхоза ми по вылову ценных пород, б результате значительно недо используются производствен ные мощности Печорского ры бокомбината, недовыполня ются плановые задания по вы пуску деликатесной рыбной продукции. Дополнительный завоз по купных полуфабрикатов (в основном, трески) водным и авиационным транспортом из Архангельска и Мурманска е целью наиболее полного ис пользования производствен ных мощностей Печорского рыбокомбината является чрез мерно убыточным. Оп прино сит экономический ущерб го сударству от 500 до 800 тысяч рублей в год. Экономические расчеты по казывают, что в будущем максимум трудовых ресурсов надо использовать па рыбном промысле, это позволит укре пить экономику рыболовец ких колхозов, поднять жиз ненный уровень колхозников, закрепить рыболовецкие кад ры, значительно увеличить вылов ценных пофод рыб и выпуск деликатесной рыбной продукции, которая очень нужна для населения нашей страны. Рост производства молока л молочной продукции на пер спективный период в Ненец ком национальном округе це лесообразнее обеспечивать за счет увеличения объемов жи вотноводства в специализиро ванных оленеводческих нелхо- аах и совхозах. Рыболовецким же колхоза* следует стабилизировать ебъе мы животноводства с учетов использования трудовых ре сурсов на уровне, полностьк удовлетворяющем потребностт населения рыбацких сел i молоке и молочной про-дук ции, а высвобождающихся ра ботников из подсобных отрас лей, а также прибывших п< оргнабору использовать на вы сокорентабельном рыбном ■промысле. Доведение численности ры баков до 60 процентов к обще му числу трудоспособных кол хозников даст возможность рыболовецким колхозам уве личить объем добычи рыбы более чем в 1,5 раза и зна чительно повысить чистый до ход. Оптимальное использование трудовых ресурсов обеспечит рост добычи рыбы до полной загрузки производственных мощностей Печорского рыбо комбината и увеличение чи стого дохода рыболовецких колхозов более чем на 300 ты^яч рублей. Наряду с этим, целесообраз но рассмотреть вопрос о пе редаче (продаже) основных и оборотных фондов Печорского рыбокомбината Нарьяп-мар- скому межколхозному объеди нению, что в значительной мере способствовало бы сни жению издержек по организа ции производства и управле ния, а также оптимальному использованию трудовых ре сурсов рыболовецких колхозов. А. АКСЕНЕНКО, началь ник сектора совершенство вания планирования и ана лиза ППНРО, кандидат экономических наук. tllllllllllilttllllllllillllllinilllllllllinnillllllllllllllllllllllilllllllllllllltllttlllir.jlllllllllllllllllilillilllillilllllliillliiiitlllit Е Д И Н А Я С И С Т Е М А КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЙ В пашей стране с 1 янва ря 1971 года вводится единая система конструкторской до кументации (ЕСКД). А разве ее до сих пор не было? Разве действующие в настоящее время правила создания чертежей и веде ния чертежного хозяйства — не система? Е СЛИ рассматривать ма шиностроение изоли рованно от других от раслей народного хозяйства, то можно сказать, что два комплекса государственных стандартов «Чертежи в ма шиностроении» и «Система чертежного хозяйства» пред ставляют собой систему. Но единой системы все-таки нет, так как в ряде отраслей промышленности до настоя щего времени действуют свои правила создания чер тежей и ведения чертежного хозяйства. А это затрудняет межотраслевые связи, сдер живает технический прог ресс. Постановлением Совета Министров СССР Комитету стандартов, мер и измери тельных приборов было по ручено разработать Единую систему конструкторской до кументации. К созданию ее было привлечено около двухсот специалистов из тридцати научно-исследова тельских и проектно-конст рукторских организаций. Они разработали свыше ста государственных стандартов, которые определяют единые правила разработки и оформления конструктор ской документации, ведения чертежного хозяйства, пра вила разработки и оформле ния эксплуатационной и ре монтной документации, ос новные положения нормали- зационного контроля техни ческих документов. ЕСКД значительно упро стила правила создания чер тежа, что облегчит труд кон структора, инженера, чер тежника, повысит произво дительность их труда. Проектно - констр у к т о р- ским, научно-исследователь ским организациям и техни ческим службам предприя тий необходимо приобрести стандарты ЕСКД, организо вать их изучение, чтобы к моменту ввода в действие системы все знали, как ее применять. В этой связи хочется от?ле- тить, что коллектив Поляр ного научно-исследователь ского института рыбного хо зяйства и океанографии опе ративно внедряет ЕСКД. Из дан приказ по институту о внедрении этой системы на трех объектах проектирова ния, переходящих на -1971 год, и в настоящее время институт уже применяет ее. Особая роль в подготовке к внедрению ЕСКД принад лежит службам стандартиза ции. Они должны организо вать изучение ЕСКД, разра ботать мероприятия по ее внедрению и взять под контроль их выполнение. Успешное внедрение Еди ной системы конструктор ской документации будет способствовать росту произ водительности труда в сфе рах проектирования и про изводства и явится новым шагом по пути технического прогресса. Т. ЛЬГОВА, старший ин женер Мурманской лабора тории гомюдзора за стан дартами и измерительно» техникой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz