Рыбный Мурман. 1970 г. Март.
Праздник искусств шагает по стране € марта по май 1970 года в нашей стране прово дится Праздник искусств народов Советского Сою за, посвященный 100-летшо со дня рождения В. И. Ленина. Он проходит под ленинским девизом «Ис кусство — народу». Такой красочный, подлинно массовый показ ис кусств проводится впервые. Основная цель и зада» ча его — продемонстрировать по всей стране, вклю чая и самые отдаленные районы, достижения в культуре каждой союзной республики. Праздник искусств начал свое шествие во стра не. На снимке: эмблема праздника искусств народов Севетстого Союза, Фотохроника ТАСС. Любимые песни Ильича Ч ЕРЕЗ век* свою жизнь Владимир Ияыт пронес любовь к песне и м у Звяг?» До M t дошяк c/ww^- Ильича е Бетховене,, сохранен ный памятью А. М. Горького: «Изумительная* нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, н а и в н о й , думаю, вот какие чудеса могут делать люди!». Отношение В. И. Ленина к музыке было активным; он не только слушал ее с неизмен ным удовольствием* но и лю бил петь, особенно в хоре. К этому он привык еще в дет ские годы — в семье Ульяно вых любили петь и родители и дети. Многие из знавших Ленина сохраняли в памяти его увле ченность боевой революцион ной песней» Сколько раз его голос подхватывал «Марселье зу», «Варшавянку». Он пел вместе с участниками всерос сийского субботника 1920 года, Пел «Интернационал» вместе с рабочими, переполнившими зал Большого театра. Ленин хорошо знал старую русскую песню и особенна це нил в ней то, что было связа но с образами волжской воль ницы, с Пугачевым и Рази ным, воспоминания о которых вставали на каждом шагу в его родном Симбирске. В семье Ульяновых пели «Вниз по ма тушке по Волге», «Есть на Волге утес» и другие волж ские песни, сохранявшие нритягательную силу для мно гих поколений русских людей, видевших в них выражение свободолюбивых надежд и чаяний. ie революционные пео ю* были для Ленина самым* любимыми и близкими, в них W f v Г Т Х Г Л V p j r i / T W T V n J B заветных мыслей, сближавших • г а с товарищами к «дано»» мышаенниками» Еще от отце он узнал песню «По дух£ врвтыг мы е тобой» к е ушлет чением распевал ее с братья ми и сестрам*. Слом этой песни, написанной поэтом А* Плещеевым, другом frfc Чер нышевского и К Добролюбову проникнуты благородным вольнолюбивым чувством; она была в свое время запрещен# царским правительством, и са мое исполнение ее служило выражением чувства протеста против произвола. Сохрани лась нотная тетрадь сестры Ольги, в которой ее рукою были переписаны песни «За мучен тяжелой неволей», «Вы жертвою пали», «Марсельеза» — это значит, что все они бы ли хорошо знакомы Ульяно вым уже в годы симбирской жизни. Эти песни, в особенно сти первая, навсегда остались для Владимира Ильича в чис ле любимейших. Молодой Ленин любил тан- же песни, сложенные иа зна комые с детства стили Некра сова, и среди них популярней шую в 80-е годы «Укажи мне такую обитель», С каждым годом рабочие песни занимали все более вид ное место в жизни русского пролетариата: они служили де лу его сплочения, являлись символам борьбы за свободу. Песни«Смело, товарищи, в но гу», «Красное знамя», «Мар- сельезз»* «Варшавянка» н а х о д и л и с ь под . полицейским зап ретом, но ничто не могло ос- тан©вить их распространения* они звучали на маевках, ми тингах, демонстрациях. В ро мане «Мать» А. М. Горькота есть волнующие страницы, рас сказывающие о вдохновляю щей силе революционной пес- ни. Некоторые из этих песен вышли из тюремных застен ков, как, например, знамени тая «Варшавянка». Г. Кржижа новский услышал ее от поль ского товарища* томившегося вместе с мим в Бутырской тюрьме, и создал там же рус ский вариант, с необычайной быстротою распространивший ся по всей стране. Ленин ус лышал впервые «Варшавянку» в Шушенском от Кржижанов ского, и она сразу сделалась для него ' одной из любимых песен. Ленин всегда высоко ценил организующую силу револю ционной песни и не раз упо минал об этом в своих стать ях. Особо важное значение он придавал «Интернационалу». Величественный гимн трудя щихся, созданный француз ским поэтом-коммунаром Э. Потье и рабочим-композито- ром П. Дегейтером, стал до стоянием пролетариата всех стран, он рано проник и в Рос сию. Ленин узнал его еще в конце 80-х годов, он пел его на французском языке, под аккомпанемент Ольги. В тече ние всех последующих лет он неоднократно возвращался к этой песне, которой посвятил проникновенные строки статьи, написанной в 1912 году в свя зи е 25-летием со дав смерти Э. Потье. Ленин писал: «Эта песня переведена на все евро пейские м не только европей ские в аш а В какую бы страну нк попал сознательный рабо чий* куда бы ни забросила его еудеба, каким бы- чужаком ни чувствогея он себя» без языка* без знакомых, вдали от роди мы* — он может найти себе товарищей и друзей по знако мому напеву «Интернациона ла» (Поли» собр. соч., т. 22* стр. 273). Владимир Ильич вслушивал ся а рабочие песни Германии, Швейцарии, Франции* он всег да поддерживал искусство, по могающее трудящимся бороть* ся против угнетателей, стре мился помочь распростране нию боевой песни. В этом от* ношении важно отметить его известную статью «Развитие рабочих хоров в Германии», в которой о» писал: «Никакие полицейские придирки не мо гут помешать тому, что во всех больших городах мира, во всех фабричных поселках и все чаще в хижинах батраков раздается дружная пролетар ская песня о близком осво бождении человечества от на емного рабства» (Полн. собр. соч., т. 22, стр. 276). Исключительно вниматель ное отношение к революцион ной песне соответствовало об лику В. И. Ленина, с его не обычайной целеустремленно стью и готовностью отдать все силы борьбе за свободу. Пе сенный мир Владимира Ильича был и оружием в борьбе и радостью в досуге. И. МАРТЫНОВ. Большую работу проводит 8 юбилейном ленинском коду коллектив музе* В. Н. Ленина в Варшаве. Организуются бе седы и лекции о жизни и ре волюционной деятельности вождя мирового пролетарию!» передвижные выстанки, посвя щенные Ильичу, «трем* с за служенными деятелями рабо чего движения и ветеранами народного Войска Пэпьского. Не емнмме; научные сотруд* ними музея разбирают новые документы, которые будут экс понироваться на выставке. Сле ва направо — Э. берлинска, Д. Скважинска, Я. Кжижевска и А. Тонякевнч. Фото В» Мастюкова. Фотохроника ТАСС» СЕМИНАР ПОЛИТИНФОРМАТОРОВ В Доме политпросвещения обкома КПСС состоялся оче редной семинар политинфор маторов города Мурманска!» Политинформаторы проелу-* шахт лекцию «Роль денег в социалистическом хозяйстве?, с которой выступила руководи» тель лекторской группы облает* ного комитета партии Т. П. Зо това* Затем собравшиеся были ознакомлены с международ ным положением страны. Лек цию на эту тему прочитал тор обкома КПСС А. А. Таска- ев. ЭКИПАЖ «ПРИЛУК» УЧИТСЯ ‘ В заочной средней школе мо ряков — полкоманды: тридцать три ученика с 5-со класса по 11-й. Возраст? Комсомольско- молодежный. Хотя некоторые за партой сами отцы, а то и кандидаты в дедушки школь ников. Однако учебный год начался почти как у обычных школьни ков: в сентябре три прощаль ных гудка «позвонили» нашим ученикам на полгода «уроков» в Атлантике... И как говорит ся, если рыбак не идет в шко лу, школа посылает в рейс учи теля. С нами пошел Ю. П. Во ропаев. Собственно, это он, Юрий Пав лович, и есть «виновник» учеб кой лихорадки, охватившей судно. Четвертый месяц в оке ане носятся по трапам с не постижимой проворностью на ши бородачи с «букварями»: вахту отстоял — в изолятор (в класс, к учителю), оттуда — на верх винтом — к помполиту, с историей, сверху — кубарем вниз, чтоб не опередили — с химией, к доктору... Все это срочно, с жадностью какой-то, будто изголодавшимся по зна ниям вновь открыли к ним до ступ. Но ведь вроде бы никто его и не закрывал!.. Тогда чем же объяснить воз рождение в этих (в общем-то не юных) учениках такой све жей тяги к знаниям? За разгад кой пришлось идти в класс- изолятор. Открыт он с утра до ночи. Вошел в него. Там за рыбоде- лом у учителя (пожертвовали ему пятиметровый рыборазде лочный стол) был уже полный кворум. Сам учитель восседал, так сказать, в акустическом центре, слева, оправа и против — ученики. Я притворился вто- рогодником (благо в первые дни рейса еще толком не пере знакомились) и скромненько так вклинился в рядок учени ков. Учитель был занят — слу шал исповедь кока о Чехове, но, увидев меня, благословил кивком головы мое мужествен' ное решение набраться в шко ле ума-разума. f Я для виду включаюсь в группу, а сам поглядываю по сторонам: слева камбузник Сла ва Лисин штурмует физику за десятый класс, справа—уборщи ца Нэля В., из восьмого, реша ет что-то по тригонометрии... Отчитавшись, ученики уходят и приходят новые, а учитель остается все в том же акусти ческом центре, чтоб слушать всех и чтоб все его слышали... Наконец доходит очередь до «новенького» — до меня. Но учитель давно уже, конечно, раскусил камуфляж, и я, не те ряя времени, приступаю к ин тервью: — Как вам удалось, Юрий Павлович, собрать за парту столько наших давно нешколь- ников? — Все очень просто, — начал Юрий Павлович. — Ведь ты сам видел, кто здесь сидел. Это зрелые, взрослые люди. Они твердо знают, чего хотят: убор щица, например, готовится в институт, камбузник — в ради сты. У этих людей нет времени годами топтать башмаки в классах. Вот я предложил им методику интенсивного ©буче ния: нажмешь — помогу одо леть за рейс полтора—два клас- еа. — Не трудно ли?.. — Спора нет. Но сам знаешь: море слабых не любит. Просто я применил к их учебе прин цип заинтересованности. Как у вас на рыбофабрике: дают ведь по 150—200 процентов. Вот результаты, — протя гивает он мне ведомость, — троек мало. Я слушаю его и соглашаюсь: да, это «наш» учитель — мор ской. Он уловил рыбацкую спе цифику — жить на 150—200 процентов. Пишет рефе рат по методике, готовится в аспирантуру. Нашу интересную беседу прерывает «звонок» на «большую переменку» —-(бу фетчица зовет ужинать). В коридоре на меня натыка ется машинист рыбомучной ус тановки Петухов В. Ф. с учеб ником под мышкой. Возникает ассоциация: шесть лет назад он сдавал мне зачет по биологии на БМРТ «Гончаров». А в этом рейсе — на переходе океаном — обнаруживает под упаковкой джутовой тары мелких куко лок насекомых, незаметных не* искушенному глазу --(личинки жука-кожееда у ж е н а н е с л и флоту ощутимый ущерб: на этот раз правда, «пассажиры» оказались вполне безобидными). Были приняты своевременные меры. Так пригодились судну на практике биологические по знания заочника, почерпнутые в стоическом единоборстве « учебниками. Однако наши рыбаки учатся не только в заочной средней школе. Есть и студенты техни кумов, вузов. Двое даже канди* датский минимум сдали... Сейчас, когда я заканчиваю эту корреспонденцию, судовые динамики прохрипели необыч ную команду: — Трал на воду! Членам ко миссии по приему государствен' ных экзаменов пройти в кают- компанию! Это мои товарищи сдают се» годня экзамен на аттестат зре лости. Пожелаем им ни пуха ни пера! В. ШАРОШКИН, технолог ППР «Придуки». Борт ПРТ «Прилуки».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz