Рыбный Мурман. 1970 г. Март.

Праздник искусств шагает по стране € марта по май 1970 года в нашей стране прово­ дится Праздник искусств народов Советского Сою­ за, посвященный 100-летшо со дня рождения В. И. Ленина. Он проходит под ленинским девизом «Ис­ кусство — народу». Такой красочный, подлинно массовый показ ис­ кусств проводится впервые. Основная цель и зада» ча его — продемонстрировать по всей стране, вклю­ чая и самые отдаленные районы, достижения в культуре каждой союзной республики. Праздник искусств начал свое шествие во стра­ не. На снимке: эмблема праздника искусств народов Севетстого Союза, Фотохроника ТАСС. Любимые песни Ильича Ч ЕРЕЗ век* свою жизнь Владимир Ияыт пронес любовь к песне и м у Звяг?» До M t дошяк c/ww^- Ильича е Бетховене,, сохранен­ ный памятью А. М. Горького: «Изумительная* нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, н а и в н о й , думаю, вот какие чудеса могут делать люди!». Отношение В. И. Ленина к музыке было активным; он не только слушал ее с неизмен­ ным удовольствием* но и лю­ бил петь, особенно в хоре. К этому он привык еще в дет­ ские годы — в семье Ульяно­ вых любили петь и родители и дети. Многие из знавших Ленина сохраняли в памяти его увле­ ченность боевой революцион­ ной песней» Сколько раз его голос подхватывал «Марселье­ зу», «Варшавянку». Он пел вместе с участниками всерос­ сийского субботника 1920 года, Пел «Интернационал» вместе с рабочими, переполнившими зал Большого театра. Ленин хорошо знал старую русскую песню и особенна це­ нил в ней то, что было связа­ но с образами волжской воль­ ницы, с Пугачевым и Рази­ ным, воспоминания о которых вставали на каждом шагу в его родном Симбирске. В семье Ульяновых пели «Вниз по ма­ тушке по Волге», «Есть на Волге утес» и другие волж­ ские песни, сохранявшие нритягательную силу для мно­ гих поколений русских людей, видевших в них выражение свободолюбивых надежд и чаяний. ie революционные пео ю* были для Ленина самым* любимыми и близкими, в них W f v Г Т Х Г Л V p j r i / T W T V n J B заветных мыслей, сближавших • г а с товарищами к «дано»» мышаенниками» Еще от отце он узнал песню «По дух£ врвтыг мы е тобой» к е ушлет чением распевал ее с братья­ ми и сестрам*. Слом этой песни, написанной поэтом А* Плещеевым, другом frfc Чер­ нышевского и К Добролюбову проникнуты благородным вольнолюбивым чувством; она была в свое время запрещен# царским правительством, и са­ мое исполнение ее служило выражением чувства протеста против произвола. Сохрани­ лась нотная тетрадь сестры Ольги, в которой ее рукою были переписаны песни «За­ мучен тяжелой неволей», «Вы жертвою пали», «Марсельеза» — это значит, что все они бы­ ли хорошо знакомы Ульяно­ вым уже в годы симбирской жизни. Эти песни, в особенно­ сти первая, навсегда остались для Владимира Ильича в чис­ ле любимейших. Молодой Ленин любил тан- же песни, сложенные иа зна­ комые с детства стили Некра­ сова, и среди них популярней­ шую в 80-е годы «Укажи мне такую обитель», С каждым годом рабочие песни занимали все более вид­ ное место в жизни русского пролетариата: они служили де­ лу его сплочения, являлись символам борьбы за свободу. Песни«Смело, товарищи, в но­ гу», «Красное знамя», «Мар- сельезз»* «Варшавянка» н а х о ­ д и л и с ь под . полицейским зап­ ретом, но ничто не могло ос- тан©вить их распространения* они звучали на маевках, ми­ тингах, демонстрациях. В ро­ мане «Мать» А. М. Горькота есть волнующие страницы, рас­ сказывающие о вдохновляю­ щей силе революционной пес- ни. Некоторые из этих песен вышли из тюремных застен­ ков, как, например, знамени­ тая «Варшавянка». Г. Кржижа­ новский услышал ее от поль­ ского товарища* томившегося вместе с мим в Бутырской тюрьме, и создал там же рус­ ский вариант, с необычайной быстротою распространивший­ ся по всей стране. Ленин ус­ лышал впервые «Варшавянку» в Шушенском от Кржижанов­ ского, и она сразу сделалась для него ' одной из любимых песен. Ленин всегда высоко ценил организующую силу револю­ ционной песни и не раз упо­ минал об этом в своих стать­ ях. Особо важное значение он придавал «Интернационалу». Величественный гимн трудя­ щихся, созданный француз­ ским поэтом-коммунаром Э. Потье и рабочим-композито- ром П. Дегейтером, стал до­ стоянием пролетариата всех стран, он рано проник и в Рос­ сию. Ленин узнал его еще в конце 80-х годов, он пел его на французском языке, под аккомпанемент Ольги. В тече­ ние всех последующих лет он неоднократно возвращался к этой песне, которой посвятил проникновенные строки статьи, написанной в 1912 году в свя­ зи е 25-летием со дав смерти Э. Потье. Ленин писал: «Эта песня переведена на все евро­ пейские м не только европей­ ские в аш а В какую бы страну нк попал сознательный рабо­ чий* куда бы ни забросила его еудеба, каким бы- чужаком ни чувствогея он себя» без языка* без знакомых, вдали от роди­ мы* — он может найти себе товарищей и друзей по знако­ мому напеву «Интернациона­ ла» (Поли» собр. соч., т. 22* стр. 273). Владимир Ильич вслушивал­ ся а рабочие песни Германии, Швейцарии, Франции* он всег­ да поддерживал искусство, по­ могающее трудящимся бороть* ся против угнетателей, стре­ мился помочь распростране­ нию боевой песни. В этом от* ношении важно отметить его известную статью «Развитие рабочих хоров в Германии», в которой о» писал: «Никакие полицейские придирки не мо­ гут помешать тому, что во всех больших городах мира, во всех фабричных поселках и все чаще в хижинах батраков раздается дружная пролетар­ ская песня о близком осво­ бождении человечества от на­ емного рабства» (Полн. собр. соч., т. 22, стр. 276). Исключительно вниматель­ ное отношение к революцион­ ной песне соответствовало об­ лику В. И. Ленина, с его не­ обычайной целеустремленно­ стью и готовностью отдать все силы борьбе за свободу. Пе­ сенный мир Владимира Ильича был и оружием в борьбе и радостью в досуге. И. МАРТЫНОВ. Большую работу проводит 8 юбилейном ленинском коду коллектив музе* В. Н. Ленина в Варшаве. Организуются бе­ седы и лекции о жизни и ре­ волюционной деятельности вождя мирового пролетарию!» передвижные выстанки, посвя­ щенные Ильичу, «трем* с за­ служенными деятелями рабо­ чего движения и ветеранами народного Войска Пэпьского. Не емнмме; научные сотруд* ними музея разбирают новые документы, которые будут экс­ понироваться на выставке. Сле­ ва направо — Э. берлинска, Д. Скважинска, Я. Кжижевска и А. Тонякевнч. Фото В» Мастюкова. Фотохроника ТАСС» СЕМИНАР ПОЛИТИНФОРМАТОРОВ В Доме политпросвещения обкома КПСС состоялся оче­ редной семинар политинфор­ маторов города Мурманска!» Политинформаторы проелу-* шахт лекцию «Роль денег в социалистическом хозяйстве?, с которой выступила руководи» тель лекторской группы облает* ного комитета партии Т. П. Зо­ това* Затем собравшиеся были ознакомлены с международ­ ным положением страны. Лек­ цию на эту тему прочитал тор обкома КПСС А. А. Таска- ев. ЭКИПАЖ «ПРИЛУК» УЧИТСЯ ‘ В заочной средней школе мо­ ряков — полкоманды: тридцать три ученика с 5-со класса по 11-й. Возраст? Комсомольско- молодежный. Хотя некоторые за партой сами отцы, а то и кандидаты в дедушки школь­ ников. Однако учебный год начался почти как у обычных школьни­ ков: в сентябре три прощаль­ ных гудка «позвонили» нашим ученикам на полгода «уроков» в Атлантике... И как говорит­ ся, если рыбак не идет в шко­ лу, школа посылает в рейс учи­ теля. С нами пошел Ю. П. Во­ ропаев. Собственно, это он, Юрий Пав­ лович, и есть «виновник» учеб­ кой лихорадки, охватившей судно. Четвертый месяц в оке­ ане носятся по трапам с не­ постижимой проворностью на­ ши бородачи с «букварями»: вахту отстоял — в изолятор (в класс, к учителю), оттуда — на­ верх винтом — к помполиту, с историей, сверху — кубарем вниз, чтоб не опередили — с химией, к доктору... Все это срочно, с жадностью какой-то, будто изголодавшимся по зна­ ниям вновь открыли к ним до­ ступ. Но ведь вроде бы никто его и не закрывал!.. Тогда чем же объяснить воз­ рождение в этих (в общем-то не юных) учениках такой све­ жей тяги к знаниям? За разгад­ кой пришлось идти в класс- изолятор. Открыт он с утра до ночи. Вошел в него. Там за рыбоде- лом у учителя (пожертвовали ему пятиметровый рыборазде­ лочный стол) был уже полный кворум. Сам учитель восседал, так сказать, в акустическом центре, слева, оправа и против — ученики. Я притворился вто- рогодником (благо в первые дни рейса еще толком не пере­ знакомились) и скромненько так вклинился в рядок учени­ ков. Учитель был занят — слу­ шал исповедь кока о Чехове, но, увидев меня, благословил кивком головы мое мужествен' ное решение набраться в шко­ ле ума-разума. f Я для виду включаюсь в группу, а сам поглядываю по сторонам: слева камбузник Сла­ ва Лисин штурмует физику за десятый класс, справа—уборщи­ ца Нэля В., из восьмого, реша­ ет что-то по тригонометрии... Отчитавшись, ученики уходят и приходят новые, а учитель остается все в том же акусти­ ческом центре, чтоб слушать всех и чтоб все его слышали... Наконец доходит очередь до «новенького» — до меня. Но учитель давно уже, конечно, раскусил камуфляж, и я, не те­ ряя времени, приступаю к ин­ тервью: — Как вам удалось, Юрий Павлович, собрать за парту столько наших давно нешколь- ников? — Все очень просто, — начал Юрий Павлович. — Ведь ты сам видел, кто здесь сидел. Это зрелые, взрослые люди. Они твердо знают, чего хотят: убор­ щица, например, готовится в институт, камбузник — в ради­ сты. У этих людей нет времени годами топтать башмаки в классах. Вот я предложил им методику интенсивного ©буче­ ния: нажмешь — помогу одо­ леть за рейс полтора—два клас- еа. — Не трудно ли?.. — Спора нет. Но сам знаешь: море слабых не любит. Просто я применил к их учебе прин­ цип заинтересованности. Как у вас на рыбофабрике: дают ведь по 150—200 процентов. Вот результаты, — протя­ гивает он мне ведомость, — троек мало. Я слушаю его и соглашаюсь: да, это «наш» учитель — мор­ ской. Он уловил рыбацкую спе­ цифику — жить на 150—200 процентов. Пишет рефе­ рат по методике, готовится в аспирантуру. Нашу интересную беседу прерывает «звонок» на «большую переменку» —-(бу­ фетчица зовет ужинать). В коридоре на меня натыка­ ется машинист рыбомучной ус­ тановки Петухов В. Ф. с учеб­ ником под мышкой. Возникает ассоциация: шесть лет назад он сдавал мне зачет по биологии на БМРТ «Гончаров». А в этом рейсе — на переходе океаном — обнаруживает под упаковкой джутовой тары мелких куко­ лок насекомых, незаметных не* искушенному глазу --(личинки жука-кожееда у ж е н а н е с л и флоту ощутимый ущерб: на этот раз правда, «пассажиры» оказались вполне безобидными). Были приняты своевременные меры. Так пригодились судну на практике биологические по­ знания заочника, почерпнутые в стоическом единоборстве « учебниками. Однако наши рыбаки учатся не только в заочной средней школе. Есть и студенты техни­ кумов, вузов. Двое даже канди* датский минимум сдали... Сейчас, когда я заканчиваю эту корреспонденцию, судовые динамики прохрипели необыч­ ную команду: — Трал на воду! Членам ко­ миссии по приему государствен' ных экзаменов пройти в кают- компанию! Это мои товарищи сдают се» годня экзамен на аттестат зре­ лости. Пожелаем им ни пуха ни пера! В. ШАРОШКИН, технолог ППР «Придуки». Борт ПРТ «Прилуки».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz