Рыбный Мурман. 1970 г. Март.

л t- Аварийность-не рок Анализ аварий судов, проис­ шедших в траловом флоте в те­ чение 19(59 года и за два с поло­ виной месяца нынешнего по ви­ не судоводительского состава, по­ казывает, что произошли они при плавании в Кольском заливе и на подходе к берегам. Так, в конце января 1969 года на Ретинском рейде столкнулись РТ-123 «Луч» и ВМРТ-255 «До­ стоевский». Причина столкнове­ ния — грубейшее нарушение ос­ нов судовождения штурманами траулера «Луч». Спустя буквально десять суток после этого в южном колене Кольского залива при ограничен­ ной видимости произошло столк­ новение траулера «Траверз» с буксирным пароходом «Кутузов». На^этих судах судоводители пре­ небрегли хорошей морской прак­ тикой. И вот, можно сказать, свежий случай. 2 января РТ-266 «Гур­ зуф» сел на мель в районе реки Лавна из-за того, что на нем не производили обсервации при ог­ раниченной видимости, когда выходили на место якорной сто­ янки. Аварий можно было избежать, если бы строго выпол­ нялись правила плавания по Кольскому заливу и в прибреж­ ных районах. На каждом судне есть документы, регламентирую­ щие безопасное плавание. Но в большинстве случаев некоторые судоводители пренебрегают ими. Отсюда — аварии или создается аварийная ситуация. Интенсивное движение по Кольскому заливу и на подходах к нему требует от штурманов безусловного выполнения всех требований правил плавания и правил предупреждения столкно­ вения судов. Аварийность не яв­ ляется неизбежным фактором. За двадцать лет работы в трало­ вом флоте не допускали аварий капитаны С. И. Карпенко, Г1. П. Решетов, Л. Ф. Беляков и многие другие. Сегодня хорошую инициативу проявили судоводители нромые- лово-производственпого рефри­ жератора «Зеленоборск» и трау­ лера «Молодечпо», которые зая­ вили, что по вине личного соста­ ва у них не будет аварий. На этих судах намечены конкретные мероприятия, исключающие их. И долг всех промысловиков фло­ та работать именно так. И. РОЗЕНБЕРГ, заместитель главного капитана тралового флота. Успех экипажа «Прокопьевска» Далеко от родных берегов трудятся моряки производст­ венного рефрижераторного траулера «Прокопьевск». 16 МАРТА КОЛЛЕКТИВ СУД­ НА ЗАВЕРШИЛ ПЛАН ПЕРВО­ ГО КВАРТАЛА. На счету моря­ ков — 18550 центнеров моро­ женой рыбопродукции, вырабс тайной с начала года. Коллектив корабля стремит- ся выполнить полугодовой план по производству пищевой рыГ- ной продукции ко дню н е в ­ ского юбилея. «Первый рейс 1970 года посвя­ тить ленинскому юбилею. Ежесу­ точно перевыполнять задание по вылову рыбы на три процента. Вырабатывать консервов, жира N муки больше суточного задания на один процент. Сэкономить смазочных материалов на пять процентов. Произвести ремонт своими силами в объеме 500 нор- мо-часов. За счет сэкономленно­ го топлива проработать одни сут­ ки». Это обязательство было приня­ то общим собранием моряков на­ кануне последнего года пятилет­ ки. В середине января траулер «Магадана вышел на промысел. Рейс планировался в Северное море. Но реализация этих обя­ зательств началась у- Лофотенских островов. И как началась?! За де- % сять суток промысла немногим больше 10 тонн рыбы поймали. «Парадный улов», как выразился капитан тов. Кознев, за траление составлял 100—150 кг. Редко приходил целым трал. Плохо утешало и отсутствие уловов у большинства других кораблей бортового траления. Настроение у команды, казалось, было ис­ порчено до конца. . — Лучше бы в отпуск ушелг — начинал кто-нибудь. — Верно, катался бы сейчас на лыжах, — развивал тему другой. И словно усомнившись в ска* занном, сам себя спрашивал: •.— А что, разве плохо в отпус­ ке зимой? И так почти ежедневно, только в разных вариантах. Мостик — источник информа­ ции. Здесь более реально оцени­ вали события. — Привезем в порт 200 тонн. На оптимиста смотрели недо­ верчиво. И все же жил экипаж каким-то ожиданием. Все думали о пере­ ходе в Северное или Баренцево море. В конце января траулер пере­ шел в Баренцево» — Море родное выручит, — повеселели моряки Как говорится, дома и стены помогают» И выручило. Январский долг составлял 500 центнеров. А тут дела пошли на поправку. Капитан В. Д. Кознев, штурманы В. А. Гладин, С. В. Сирота, мастера ло* ва В. В. Яблоновский, В. М. Кня­ зев, А. С. Дмитриев анализирова­ ли каждое траление. Придирчиво, до конфликтов. Корабль удерживался все вре­ мя на рыбных концентрациях. Машинная команда во главе со старшим механиком А. В. Бубнов* ским старалась не допустить ни минуты простоя. Механики Ю. О. Самсонов, М. С Леонтьев, маши­ нисты А. С. Федченко, В. Д. Ко­ роль, слесарь В. В. Востряков и другие не только обеспечивали бесперебойную работу механиз­ мов, но и провели большую под* готовку к постановке судна в ре­ монт, отремонтировали часть ме­ ханизмов. Выполнить рейсовое задание, юбилейные обязательства — этим жил каждый член экипажа. Мат­ росы П. В. Подольский, А. Е. Короленко, Р. М. Бурбан, И. М. Федоров* П. Р. Гребенюк стреми­ лись не испортить ни одной ры­ бешки, не допустить пищевых от­ ходов в утиль. Толчком для этого энтузиазма послужило партийное собрание, на котором были вскрыты резервы производства. Настроение экипажа поднима­ лось. С теплотой смотрели моря* ки на график суточных уловов. В свободное время охотно шли по­ слушать пропагандистов. Трудно перечислить в газетной заметке всех, кто отлично потру­ дился. * Похвалы заслуживает большинство. Февраль порадовал. Он был удивительным. Ни одного «штор­ мового» часа. За 28 дней загото­ вили 2700 центнеров свежья и соленой рыбы. Итоги рейса сле­ дующие: всего выработано 3450 центнеров рыбного полуфабри­ ката. Перекрыто задание и по другим показателям. И больше того, сэкономлено на 825 рублей топлива, 300 килограммов сма­ зочных материалов. Программа рейса, посвященно­ го ленинскому юбилею, успешно выполнена. В. КАЗАКОВ, наш внештатный корреспондент. 1 ! П ! Е Г : ? : Ш П ! ‘ П Ш П П Ш Ш П Ш Ш 1 Вот он, знакомый всем морякам один из участков первого района рыбного порта. Здесь швартуются крупнотоннажные корабли. Отсюда готовая продукция перегружается в вагоны и направляется во все концы нашей Родины. Фото С. Славянова. Дома и стены помогают Мастер по обработке рыбы Василий Иванович Деревлев трудится на рыболовном траулере «Кронштадт». У йтого человека поистиие зо­ лотые руки. Вся рыбопродук­ ция, которую он сдает на плавучие базы и в порту, при­ нимается плановой ^сверх­ плановой сортностью. За от­ личный труд, высокую дис­ циплину Василию Ивановичу присвоено звание ударника коммунистического труда. Фото С. Данилова. lllllllllllinifttllllfRlflltlllllllllll ШШШШШНШШНИ Резервы, экономия, поиск Промысел на швартовых Несколько лет подряд про­ мысловые корабли вашего бас­ сейна работают совместно с производственными рефрижера­ торами. Выгода от этого оче­ видна. Во-первых, суда север- шают плавания в облегченном состоянии — не берут пол­ ностью запасов топлива и воды. Увеличивается продолжитель­ ность рейсов. Выловленную ры­ бу добытчики обрабатывают под свежье, то есть нет потери ее веса, как при посоле. Особенно ощутим выигрыш от такой практики при стабильной промысловой обстановке. На­ пример, в прошлые два—три года. За это время траловый флот имел немалый экономиче­ ский эффект именно благода­ ря тому, что РТ работали с ПР. И тогда рыбаки не обра­ щали внимания на те недостат­ ки, которые имели место. Они просто были малозаметны и в конце концов компенсирова­ лись высоким выловом рыбы. Что происходит ныне? Сырь­ евая база Баренцева моря рез­ ко изменилась, к сожалению, в худшую сторону. Мы уже не ,ввдим плотных рыбных кон­ центрации в одном из районов, а если и бывают незначитель­ ные вспышки, то в разных местах, в основном — у бере­ гов. При этих условиях нужна максимальная оперативность в работе, а следовательно, полная свобода промысловому судну. Мы же по-прежнему основной упор делаем на контакт с базой. В результате ранее малозамет­ ные отрицательные факторы сейчас сказываются в полную меру. Вот один из примеров рейса. Группа траулеров, закреплен­ ная за производственным ре­ фрижератором «Феликс Кон», промышляла на Мурманской банке. Уловы упали до «колес» — полтонны, и лишь изредка некоторые поднимали по тонне. В это время на Рыбачьей банке моряки РТ-307 обнаружили хорошие концентрации рыбы. В очередных сводках значи­ лись подъемы по 1,5-*-2,0 тонны. Корабли, не связанные с база­ ми, моментально переключи­ лись туда и успешно работали. А группа «Феликса Кона» двое суток решала вопрос о перехо­ де. Большинство капитанов бы­ ли за него, однако руководите­ ля промысла обеспокоило то, что с переходом наших судов тот район будет перегружен. Беспокойство вполне -понят­ ное. И вот почему. Обычно при хорошей обстановке за ПР за­ крепляют 8—10 траулеров» при сегодняшней — двадцать и больше. При этом командование рефрижератора исходит из сво­ их интересов, оно тревожится за выполнение своего плана. В конце концов вопрос о пе­ ребежке решили положитель­ но. Работали все, как говорит­ ся, хоть в тесноте, но не в оби­ де. Но за два дня, потраченных на размышления, суда, не свя­ занные с базами, выловили по 20—30 тонн трески. У нас такого количества рыбы недо­ считались. Это — одна из су­ щественных потерь при работе с ПР при нынешней сырьевой базе. Есть и другие. Из-за перегру­ женности базы закрепленными за ней кораблями она не может оперативно их обрабатывать. Промысловики теряют время на увеличенные переходы к ней, что опять-таки сказывает­ ся на результатах лова. Полу­ чается так: чтобы рефрижера­ тор справился с планом, ему придают большую группу су­ дов. Но одновременно в невы­ годном положении оказывают­ ся добытчики. Очень часто мы сдаем рыбу в ночное время. А именно тог­ да значительно возрастают уловы. Факт немаловажный, так как чаще всего только за счет ночных тралений и удает­ ся выполнить суточное задание. На мой взгляд, учитывая, что промысловая обстановка в Ба­ ренцевом море сложная, тре­ бует оперативных переключе­ ний из одного района в другой, и промысел ведется в основном вблизи берегов, целесообразно часть судов бортового ^ тра­ ления перевести на корот­ кие рейсы. Пусть стоянки в порту будут «по зеленой». При этом если и сократятся не4 сколько сроки нахождения ко­ раблей в море, то вылов рыбы значительно возрастет. Больше того, траловый флот получит и экономическую выгоду от уве­ личения сдачи полуфабриката рыбокомбинату. И. МЕДЫНЦЕВ, старший по­ мощник капитана траулера «Соловецкий».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz