Рыбный Мурман. 1970 г. Март.

Так работали в рейсе моряки ППР «Прилуки» В далекую Атлантику про­ мысловые корабли наше­ го бассейна давно проло­ жили курсы. Но вот в тех районах этой части океана, где мы работали в минувшем пла­ вании, до нас побывал лтсшь экипаж «Сказочника Андерсе­ на». Мы были вторыми. На подходе к месту промысла наши предшественники проин­ формировали об особенностях промысла здесь, технологии об­ работки нототении, которая, кстати сказать, по вкусу приш­ лась покупателю, но которую раньше не приходилось добы­ вать. Так, нам подсказали, что Следует увеличить захватываю­ щую поверхность ковшей тран­ спортеров поточной линии; но­ тотения — крупная рыба, и на обычных ковшах она не удер­ живается. К сожалению, на связь со «Сказочником Андерсеном» вы­ шли всего за сутки до прихода к месту лова. И фактически пе­ реоборудование пришлось вести авралом, чтобы с самого начала промысловой работы войти в нормальную колею. Группа на­ ладчиков во главе со старшим механиком Игорем Ивановичем Гринченко весьма оперативно, не считаясь со временем, успе­ ла закончить переделки одной линии. Второй занимались уже на промысле. В течение всего рейса мы по* стоянно поддерживали связь не только с кораблями Северного бассейна, но и Черноморской и Балтийской флотилиями. По­ могали им, обменивались опы­ том, делились новинками. На каждом судне по-своему совер­ шенствовали технологию обра­ ботки нототении. Например, вначале много хлопот доставляла морозка этой рыбы. При подмораживании ее хвосты изгибались над против­ нем, что приводило к авариям линий в морозильных камерах. Частично положение исправи­ лось, когда потребовали от ве­ совщиков более внимательно следить за укладкой. Однако аварии продолжались. Тогда попробовали добивать­ ся нужного веса противня с по­ мощью довесков-кусочков но­ тотении. (Стоит пояснить: в противень входило примерно пять рыбин, такие они боль­ шие). Но и это не помогло. Остановились на том, что вместо дозесков использовали мелкую рыбу. Избежать в не­ которой степени поломок линий можно, укладывая мелкую но­ тотению спинкой вверх. По предложению членов твор­ ческой бригады научной орга­ низации труда на нашем суд­ не сделали боковые окна в центральном бункере. Цель: оперативная подача рыбы на линии. Раньше нельзя было увидеть, есть ли в бункере сырье или нет. Поэтому иногда засыпали часть свежего улова, не убрав старый. А это, всем ясно, связано с качеством про­ дукции. За рейс наш экипаж вырабо­ тал 42 тысячи центнеров моро­ женой рыбы, в основном — раз­ деланной. И на весь груз не по­ ступило ни одной рекламации. Мы строго следили, чтобы но­ тотения не залеживалась на борту. Тут первое слово при­ надлежало технологической группе. Она, согласовывая дей­ ствия с судоводителями, регу­ лировала поступление сырья, настаивала на коротких трале­ ниях. Вообще разделка нототении — трудоемкое дело. У нее плот- но прижаты жаберные крыш­ ки, она — кровеобильная. По­ этому желательно па ППР, ко­ торые работают в новом райо­ не, усилить моечное оборудова­ ние. Наш лучший шкерщик Вла­ димир Харламов в среднем об­ рабатывал за минуту 6,5 рыби ны. Матросы первого класса — не более четырех-пяти. Отсюда видно, что темп шкерки в два раза меньше, чем при добыче трески. Естественно, обойтись без подсобников мы не могли. В течение всего рейса на убор­ ку рыбы выходило пять чело­ век из числа подвахты. Увеличить производитель­ ность труда рыбообработчиков, занятых шкеркой, можно за счет внедрения «малой механи­ зации» — специального шке- рочного ножа. Существующий нож мало пригоден для раздел­ ки крупной рыбы. Матросам приходится делать два—три лишних движения, впустую тратить время и силу. Мы представили в БРИЗ тра­ лового флота рационализатор­ ское предложение на такой нож, и было бы хорошо, чтобы партию их, хотя бы экспери­ ментальную, заказали Канда­ лакшскому механическому за­ воду. Уверен, они оправдают себя. Но это — частичное решение проблемы. Промысловикам нужна рыборазделочная маши­ на. Кажется парадоксом: па ультрасовременном рыбодобъг вающем корабле, где масса tie- томатов, механизированы мно­ гие производственные процессы, гикерка рыбы производится де­ довским способом. Сегодняшне* му рыбаку позарез нужна .ма­ шина, чтобы труд его стал еще более производительным. На «Прилуках» в минувшем плавании задумались и о меха­ низации процесса выпуска фи­ ле и тушки. В частности, пред­ ложен механизм для дообработ- ки этих видов продукции. Пред­ ставляет он собой манипулятор С набором роторных щеток. Для тушки — цилиндрических, шаровых, конических. Для фи­ ле — только цилиндрических. Манипулятор позволит качест­ веннее и быстрее дообрабаты- вать полуфабрикат с наимень­ шей затратой физических сил. Есть и другое преимущест­ во. Сейчас рыбообработчики, чтобы зачистить филе от плен­ ки, пользуются ножом. Но ни то, ни другое не должно быть приемлемо. Нож разрыхляет рыбную ткань. Вот и приходит­ ся обрезать кусочки филе с пленкой. В результате потери филе составляют до 5 процен­ тов и идут в утиль. Примене­ ние роторных щеток сбережет эту продукцию. В. ШАР01ПКИН, технолог про­ изводственного рефрижератор» иого траулера «Прилуки». ОПЯТЬ - ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ! У РЫБАКОВ КАЛИНИНГРАДА 30 тысяч центнеров рыбы за рейс После пятимесячного рейса возвратился в порт экипаж Пи­ онерской базы «Океанрыб- флот» СРТ-р-9002. Промышляя кошельковым неводом сарди­ неллу в восточной части Цент­ ральной Атлантики, моряки до­ были 30000 центнеров рыбы, что превышает два годовых плана для судов этого типа. Иоэтому-то ударников юби­ лейной вахты встречали не­ сколько необычно — не у при­ чала, а на внешнем рейде. Сю­ да вышли на буксире предста­ вители администрации и об­ щественных организаций базы, родные и близкие моряков. Чествовали этот экипаж, ру­ ководимый капитаном И. Аб­ драхмановым, под ззуки орке­ стра. Экипаж СРТ-р-9002 заслужен­ но представлен к почетным юби­ лейным наградам. __ БУДУЩЕЕ— ЗА КОРМОВИКОМ СРТ-М-8046 — судно, предназ­ наченное для кормового трале­ ния. В феврале оно вернулось из своего первого рейса. Траулер оснащен новейшими электрорадионавига ц и о н н ы- ми приборами. Главный двига­ тель имеет мощность 1000 л. с. Хорош вспомогательный энерге­ тический корпус. В него входят четыре дизель-генератора мощ­ ностью 100 киловатт каждый. Судно послушно в управле­ нии, имеет высокие мореход­ ные качества. На переходе от Дакара до Калининграда в де­ вятибалльный шторм при встречном ветре, траулер легко шел со скоростью 8—9 узлов. Каюты отделаны пластиком. В них установлены умываль­ ники. В кают-компании есть прибор «климат», создающий постоянную температуру. Мнение экипажа едино: та­ кие траулеры могут стать глав­ ной опорой предприятий, имею­ щих в своем распоряжении среднетокнажный рыбодобы­ вающий флот. Где быть графику? Каждый моряк тралового фло­ та начинает утром с б о й путь на корабль с того, что узнает, где суд­ но стоит. Для этого он идет на пер­ вый причал, изучает вывешенный там листик бумаги с указанием номеров судов к причалов, и за­ тем следует по назначению. Из-за этого дорога порой составляет лишних 500 или более метров. А еедь все можно сделать про­ сто и удобно для всех. Тот же листки бумаги вывешивать не на первом причале, а у постов №Ня t и 8. Причем, у последнего кор­ ректировку графика легко делать с помощью телефонного зеонка из службы эксплуатации, лишь стоит давать все сведения в справоч­ ное бюро, расположенное рядом. В результате и диспетчера никто не будет отрывать от дела, и мо­ рякам не будет хлопот. М. СИМОНОВ, начальник радио­ станции траулера ♦Гродно», Новинки технической л и т е р а т у р ы О ЧЕРЕДНАЯ ПАРТИЯ новых книг поступила в мур­ манский магазин - «Техни­ ческая книга». Наибольшее внимание покупателей, безус­ ловно, привлечет «Справочник механика рыболовного флота» Мурманского книжного изда­ тельства. Его создэл авторский коллектив под редакцией кан­ дидата технических наук А. Д. Межерицкого. Новая книга выгодно отли­ чается от предшествующих изданий. Например, в «Спра­ вочнике судового механика» издательства «Транспорт» осо­ бое внимание уделено главным и вспомогательным двигате­ лям. Вопросы же эксплуатации технологического и холодиль­ ного оборудования остаются в стороне. А в справочнике Мур­ манского издательства авторы рассматривают в первую оче­ редь основные специфические вопросы для промыслового флота. Подробно описываются технологйческие машины, ус­ тановки и приспособления для обработки и приготовления рыбы и рыбопродуктов, рас­ смотрены их кинематические схемы, возможные неисправ­ ности и способы их устране­ ния.— Ценными являются для механиков рыбопромысловых флотов и разделы «Двигатели внутреннего сгорания» и «Хо­ лодильные установки». Издательство «Транспорт» выпустило в свет новый сбор­ ник 3. А. Хандова «Судовые двигатели внутреннего сгора­ ния»* Он предназначен в каче­ стве учебника для судомехани­ ческих факультетов институтов водного транспорта, предста­ вит интерес и для специали­ стов, работающих в области конструирования и эксплуа­ тации двигателей внутреннего сгорания. Издательству «Трзиспорт» принадлежит и новый справоч­ ник «Техническое нормирова­ ние судоремонтных работ». Он рассматривает общеметодиче- ские вопросы технического нормирования, методику тех­ нического нормирования судо­ ремонтных работ и разработку нормативов времени для тех-* нического нормирования. Бу­ дет полезен для работников, занимающихся оперативным нормированием, а также для технологов и мастеров судо­ ремонтных предприятий. «Теория и проектирование орудий промышленного рыбо» ловства», автор A. J1. Фридман* учебник для высших учебных заведений рыбной промыш­ ленности и хозяйства. Он так­ же недавно появился на пол­ ках магазина. Для рыбмастеров, мастеров-* приемщиков, технологов изда* тельство «Пищевая промыш­ ленность» выпустило книгу 3. Л. Шамрая «Обработка сельди на промысловых судах и плавбазах». В ней рассматри­ ваются вопросы: от различных способов посола сельди д а анализа причин дефектов во время обработки ее и хране­ нии. Еще две книги издательства «Транспорт» поступили в мага­ зин. «Легководолазное дело» И В. Меренова подробно рас* сматривает последние образ* цы легководолазного снаряже­ ния и оборудования, порядок их использования, проверки и ремонта. Основное внимание уделяется спуску водолазов под воду в различных условиях и предупреждениям специфи­ ческих заболеваний. Вторая книга — М. Ю. Цицм- ашвили называется она «Гру­ зозахватные устройства дл» механизации перегрузочных работ». Книга предназначена для инженерно-технических ра­ ботников морского транспорта и других промышленных пред- приятии, связанных с погрузоч­ но-разгрузочными работами. В магазине «Техническая книга» можно приобрести еще одну новинку. Это книга М. В. Ковалева издательства «Выс­ шая школа» «Ремонт портовых погрузочных машин и механиз­ мов». Она предназначена для учащихся профессионально- технических училищ. Т. ТРОПИЛА* директор ма­ газина «Техническая книга»#

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz