Рыбный Мурман. 1970 г. Март.
Так работали в рейсе моряки ППР «Прилуки» В далекую Атлантику про мысловые корабли наше го бассейна давно проло жили курсы. Но вот в тех районах этой части океана, где мы работали в минувшем пла вании, до нас побывал лтсшь экипаж «Сказочника Андерсе на». Мы были вторыми. На подходе к месту промысла наши предшественники проин формировали об особенностях промысла здесь, технологии об работки нототении, которая, кстати сказать, по вкусу приш лась покупателю, но которую раньше не приходилось добы вать. Так, нам подсказали, что Следует увеличить захватываю щую поверхность ковшей тран спортеров поточной линии; но тотения — крупная рыба, и на обычных ковшах она не удер живается. К сожалению, на связь со «Сказочником Андерсеном» вы шли всего за сутки до прихода к месту лова. И фактически пе реоборудование пришлось вести авралом, чтобы с самого начала промысловой работы войти в нормальную колею. Группа на ладчиков во главе со старшим механиком Игорем Ивановичем Гринченко весьма оперативно, не считаясь со временем, успе ла закончить переделки одной линии. Второй занимались уже на промысле. В течение всего рейса мы по* стоянно поддерживали связь не только с кораблями Северного бассейна, но и Черноморской и Балтийской флотилиями. По могали им, обменивались опы том, делились новинками. На каждом судне по-своему совер шенствовали технологию обра ботки нототении. Например, вначале много хлопот доставляла морозка этой рыбы. При подмораживании ее хвосты изгибались над против нем, что приводило к авариям линий в морозильных камерах. Частично положение исправи лось, когда потребовали от ве совщиков более внимательно следить за укладкой. Однако аварии продолжались. Тогда попробовали добивать ся нужного веса противня с по мощью довесков-кусочков но тотении. (Стоит пояснить: в противень входило примерно пять рыбин, такие они боль шие). Но и это не помогло. Остановились на том, что вместо дозесков использовали мелкую рыбу. Избежать в не которой степени поломок линий можно, укладывая мелкую но тотению спинкой вверх. По предложению членов твор ческой бригады научной орга низации труда на нашем суд не сделали боковые окна в центральном бункере. Цель: оперативная подача рыбы на линии. Раньше нельзя было увидеть, есть ли в бункере сырье или нет. Поэтому иногда засыпали часть свежего улова, не убрав старый. А это, всем ясно, связано с качеством про дукции. За рейс наш экипаж вырабо тал 42 тысячи центнеров моро женой рыбы, в основном — раз деланной. И на весь груз не по ступило ни одной рекламации. Мы строго следили, чтобы но тотения не залеживалась на борту. Тут первое слово при надлежало технологической группе. Она, согласовывая дей ствия с судоводителями, регу лировала поступление сырья, настаивала на коротких трале ниях. Вообще разделка нототении — трудоемкое дело. У нее плот- но прижаты жаберные крыш ки, она — кровеобильная. По этому желательно па ППР, ко торые работают в новом райо не, усилить моечное оборудова ние. Наш лучший шкерщик Вла димир Харламов в среднем об рабатывал за минуту 6,5 рыби ны. Матросы первого класса — не более четырех-пяти. Отсюда видно, что темп шкерки в два раза меньше, чем при добыче трески. Естественно, обойтись без подсобников мы не могли. В течение всего рейса на убор ку рыбы выходило пять чело век из числа подвахты. Увеличить производитель ность труда рыбообработчиков, занятых шкеркой, можно за счет внедрения «малой механи зации» — специального шке- рочного ножа. Существующий нож мало пригоден для раздел ки крупной рыбы. Матросам приходится делать два—три лишних движения, впустую тратить время и силу. Мы представили в БРИЗ тра лового флота рационализатор ское предложение на такой нож, и было бы хорошо, чтобы партию их, хотя бы экспери ментальную, заказали Канда лакшскому механическому за воду. Уверен, они оправдают себя. Но это — частичное решение проблемы. Промысловикам нужна рыборазделочная маши на. Кажется парадоксом: па ультрасовременном рыбодобъг вающем корабле, где масса tie- томатов, механизированы мно гие производственные процессы, гикерка рыбы производится де довским способом. Сегодняшне* му рыбаку позарез нужна .ма шина, чтобы труд его стал еще более производительным. На «Прилуках» в минувшем плавании задумались и о меха низации процесса выпуска фи ле и тушки. В частности, пред ложен механизм для дообработ- ки этих видов продукции. Пред ставляет он собой манипулятор С набором роторных щеток. Для тушки — цилиндрических, шаровых, конических. Для фи ле — только цилиндрических. Манипулятор позволит качест веннее и быстрее дообрабаты- вать полуфабрикат с наимень шей затратой физических сил. Есть и другое преимущест во. Сейчас рыбообработчики, чтобы зачистить филе от плен ки, пользуются ножом. Но ни то, ни другое не должно быть приемлемо. Нож разрыхляет рыбную ткань. Вот и приходит ся обрезать кусочки филе с пленкой. В результате потери филе составляют до 5 процен тов и идут в утиль. Примене ние роторных щеток сбережет эту продукцию. В. ШАР01ПКИН, технолог про изводственного рефрижератор» иого траулера «Прилуки». ОПЯТЬ - ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ! У РЫБАКОВ КАЛИНИНГРАДА 30 тысяч центнеров рыбы за рейс После пятимесячного рейса возвратился в порт экипаж Пи онерской базы «Океанрыб- флот» СРТ-р-9002. Промышляя кошельковым неводом сарди неллу в восточной части Цент ральной Атлантики, моряки до были 30000 центнеров рыбы, что превышает два годовых плана для судов этого типа. Иоэтому-то ударников юби лейной вахты встречали не сколько необычно — не у при чала, а на внешнем рейде. Сю да вышли на буксире предста вители администрации и об щественных организаций базы, родные и близкие моряков. Чествовали этот экипаж, ру ководимый капитаном И. Аб драхмановым, под ззуки орке стра. Экипаж СРТ-р-9002 заслужен но представлен к почетным юби лейным наградам. __ БУДУЩЕЕ— ЗА КОРМОВИКОМ СРТ-М-8046 — судно, предназ наченное для кормового трале ния. В феврале оно вернулось из своего первого рейса. Траулер оснащен новейшими электрорадионавига ц и о н н ы- ми приборами. Главный двига тель имеет мощность 1000 л. с. Хорош вспомогательный энерге тический корпус. В него входят четыре дизель-генератора мощ ностью 100 киловатт каждый. Судно послушно в управле нии, имеет высокие мореход ные качества. На переходе от Дакара до Калининграда в де вятибалльный шторм при встречном ветре, траулер легко шел со скоростью 8—9 узлов. Каюты отделаны пластиком. В них установлены умываль ники. В кают-компании есть прибор «климат», создающий постоянную температуру. Мнение экипажа едино: та кие траулеры могут стать глав ной опорой предприятий, имею щих в своем распоряжении среднетокнажный рыбодобы вающий флот. Где быть графику? Каждый моряк тралового фло та начинает утром с б о й путь на корабль с того, что узнает, где суд но стоит. Для этого он идет на пер вый причал, изучает вывешенный там листик бумаги с указанием номеров судов к причалов, и за тем следует по назначению. Из-за этого дорога порой составляет лишних 500 или более метров. А еедь все можно сделать про сто и удобно для всех. Тот же листки бумаги вывешивать не на первом причале, а у постов №Ня t и 8. Причем, у последнего кор ректировку графика легко делать с помощью телефонного зеонка из службы эксплуатации, лишь стоит давать все сведения в справоч ное бюро, расположенное рядом. В результате и диспетчера никто не будет отрывать от дела, и мо рякам не будет хлопот. М. СИМОНОВ, начальник радио станции траулера ♦Гродно», Новинки технической л и т е р а т у р ы О ЧЕРЕДНАЯ ПАРТИЯ новых книг поступила в мур манский магазин - «Техни ческая книга». Наибольшее внимание покупателей, безус ловно, привлечет «Справочник механика рыболовного флота» Мурманского книжного изда тельства. Его создэл авторский коллектив под редакцией кан дидата технических наук А. Д. Межерицкого. Новая книга выгодно отли чается от предшествующих изданий. Например, в «Спра вочнике судового механика» издательства «Транспорт» осо бое внимание уделено главным и вспомогательным двигате лям. Вопросы же эксплуатации технологического и холодиль ного оборудования остаются в стороне. А в справочнике Мур манского издательства авторы рассматривают в первую оче редь основные специфические вопросы для промыслового флота. Подробно описываются технологйческие машины, ус тановки и приспособления для обработки и приготовления рыбы и рыбопродуктов, рас смотрены их кинематические схемы, возможные неисправ ности и способы их устране ния.— Ценными являются для механиков рыбопромысловых флотов и разделы «Двигатели внутреннего сгорания» и «Хо лодильные установки». Издательство «Транспорт» выпустило в свет новый сбор ник 3. А. Хандова «Судовые двигатели внутреннего сгора ния»* Он предназначен в каче стве учебника для судомехани ческих факультетов институтов водного транспорта, предста вит интерес и для специали стов, работающих в области конструирования и эксплуа тации двигателей внутреннего сгорания. Издательству «Трзиспорт» принадлежит и новый справоч ник «Техническое нормирова ние судоремонтных работ». Он рассматривает общеметодиче- ские вопросы технического нормирования, методику тех нического нормирования судо ремонтных работ и разработку нормативов времени для тех-* нического нормирования. Бу дет полезен для работников, занимающихся оперативным нормированием, а также для технологов и мастеров судо ремонтных предприятий. «Теория и проектирование орудий промышленного рыбо» ловства», автор A. J1. Фридман* учебник для высших учебных заведений рыбной промыш ленности и хозяйства. Он так же недавно появился на пол ках магазина. Для рыбмастеров, мастеров-* приемщиков, технологов изда* тельство «Пищевая промыш ленность» выпустило книгу 3. Л. Шамрая «Обработка сельди на промысловых судах и плавбазах». В ней рассматри ваются вопросы: от различных способов посола сельди д а анализа причин дефектов во время обработки ее и хране нии. Еще две книги издательства «Транспорт» поступили в мага зин. «Легководолазное дело» И В. Меренова подробно рас* сматривает последние образ* цы легководолазного снаряже ния и оборудования, порядок их использования, проверки и ремонта. Основное внимание уделяется спуску водолазов под воду в различных условиях и предупреждениям специфи ческих заболеваний. Вторая книга — М. Ю. Цицм- ашвили называется она «Гру зозахватные устройства дл» механизации перегрузочных работ». Книга предназначена для инженерно-технических ра ботников морского транспорта и других промышленных пред- приятии, связанных с погрузоч но-разгрузочными работами. В магазине «Техническая книга» можно приобрести еще одну новинку. Это книга М. В. Ковалева издательства «Выс шая школа» «Ремонт портовых погрузочных машин и механиз мов». Она предназначена для учащихся профессионально- технических училищ. Т. ТРОПИЛА* директор ма газина «Техническая книга»#
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz