Рыбный Мурман. 1970 г. Март.

Jk В ПОМОЩЬ ПРОМЫСЛОВИКАМ (Окончание. Начало ва t -н стр.). _ая, ключевая проблема. По­ за, наконец, браться за ее решение со всеми силами, по всем направлениям. Сейчас сорок процентов календарного времени про­ мысловые суда не работают, простаивают в порту и в ре­ монте. Только за прошлый год из-за аварий, неправиль­ ной эксплуатации кораблей и по другим причинам поте­ ряно более 14 тысяч судо- суток промыслового времени. В этом повинны, прежде всего, наши хозяйственные руководители, капитаны, старшие механики, партий­ ные, профсоюзные и комсо­ мольские ак+ивисты. Они предъявляют недостаточно требовательности к членам экипажей в отношении об­ разцового выполнения сво­ его служебного долга, слабо еще воспитывают коммуни­ стическое отношение к тру­ ду. Серьезного улучшения требует работа судоремонт­ ных предприятий. В разви­ тие судоремонтной базы еже­ годно вкладываются милли­ оны рублей. Только за годы текущей пятилетки произ­ водственные мощности воз­ росли у нас на II процентов, а вот используются они еще плохо. При нехватке квали­ фицированных рабочих на предприятиях судоремонтно­ го объединения велики не­ производительные затраты труда, материалов и денеж­ ных средств. Не сокращают­ ся брак и переделки. Мед­ ленно внедряются прогрес­ сивные методы ремонта. В ДОСТИЖЕНИИ макси­ мально лучших ре­ зультатов использова­ ния флота, высоких произ­ водственных и экономиче­ ских показателей важная роль принадлежит научно- техническому прогрессу. К сожалению, и в этом вопро­ се дела обстоят далеко не благополучно. Медленно внедряется раз­ ноглубинный лов рыбы. Ры­ баки Западного бассейна су­ мели достичь лучших ре­ зультатов на разноглубин­ ном промысле, А наши спе­ циалисты-добытчики вместо того, чтобы изучать передо­ вой опыт и энергично доби­ ваться его внедрения, боль­ ше- времени теряют на объ­ яснение причин неудач. Довольно часто приходит­ ся слышать при этом ссылки •ка нехватку приборе® конт­ роля работы трала. Приборов у нас пока еще недостаточ­ но. . В ближайшие годы раз­ говор об этом будет снят с повестки дня. Но давайте по­ смотрим, как эксплуатиру­ ются эти дорогостоящие при­ боры. На больших морозиль­ ных траулерах №№ 414, 423, 421, 408 они приведены в не­ годность. На БМРТ №№ 244 и 247 приборы хотя н ис­ правны, но сами корабли не приспособлены еще для эф­ фективной работы на разно­ глубинном промысле. Расширение разноглубин­ ного, глубоководного кошель­ кового промысла требует усовершенствования кон­ струкции орудий лова. Нель­ зя ечитать нормальным та­ кое положение, когда тра­ лы, сконструированные для БМРТ, механически перене­ сены на суда типа ПРТ. Для этих судов должен быть соз­ дан особый трал с учетом мощности и других тактико­ технических данных Kopafr лей. Нужны тралы лучших конструкций также для су дов типа БМРТ, СРТ и СРТ-р. Очень необходим также трал, который позволил бы экипажам эффективно ве­ сти промысел на тяжелых задевистых грунтах. Созда­ ние такого трала позволит, к примеру, вдвое увеличить промысловые площади в та­ ких районах, как Гренлан­ дия. Решающая роль в созда­ нии более уловистых, проч­ ных и надежных орудий ло­ ва принадлежит ПИНРО и ЦПКТБ. Но не должны сто- тельности труда, нельзя не отметить важность внедре­ ния в рыбную промышлен­ ность щекинского метода. Девиз: брать не числом, а умением, звучит сегодня осо­ бенно актуально для про­ мысловых флотов. Ведь дальнейшее увеличение до­ бычи рыбы немыслимо без технического прогресса, без резкого повышения произ­ водительности труда. Иначе потребуются дополнительно тысячи рабочих рук. Руководители флотов, а также береговых предприя­ тий должны принять все ме­ ры, чтобы метод щекинцев быстрее получил прописку на судах, в цехах, на заво­ дах. Многое еще предстоит сделать по удешевлению и совершенствованию работы управленческого аппарата. БОЛЬШЕГО ять в стороне от решения этой задачи и сами моряки. Найти рыбные косяки и успешно обловить их — это еще половина дела. Не менее важно с наибольшей выго­ дой использовать улов, пра­ вильно обработать его, изго­ товить из сырца больше ценной пищевой рыбной продукции. Мурманские промыслови­ ки и рыбообработчики на протяжении многих лет до­ биваются высоких результа­ тов. За годы нынешней пя­ тилетки за счет меньшего направления рыбы в посол значительно увеличен вы­ пуск свежемороженой про­ дукции. Коэффициент выхо­ да пищевой продукции из центнера добытой рыбы эа это время увеличился с 58,6 до 60 процентов. Вместе с тем в организа­ ции технологии обработки рыбы имеются существен­ ные недостатки. Из-за нару­ шений на судах технологи­ ческих требований и произ­ водственной дисциплины часть хорошей рыбы, при­ годной для выработки пи­ щевых товаров, направляет­ ся в рыбомучные установки. Около восьмидесяти процен­ тов печени идет сейчас на выработку рыбьего жира. И это в то время, когда спрос населения в консервах из печени трески удовлетворя­ ется далеко не полностью. Плохо используются отходы для производства рыбной муки. Чтобы вырабатывать боль­ ше пищевой продукции, рыб­ ной муки, эффективнее ис­ пользовать емкости трюмов, а главное, повысить произво­ дительность труда рыбаков и рыбообработчиков, надо быстрее решать затянувшую­ ся проблему механизации обработки рыбы, установить на судах универсальные рыборазделочные машины. Г ОВОРЯ об эффективном использовании флота, о повышении производи- К ЛЮЧЕВЫМ вопросом яв­ ляется и работа с кад­ рами. Самые хорошие планы и обязательства, са­ мые конкретные мероприя­ тия останутся лишь добры­ ми пожеланиями, если за ними не будут стоять хоро­ шие исполнители, умелые организаторы, способные специалисты, любящие свое дело, понимающие ответст­ венность перед партией и го­ сударством. Мелсду тем, на флотах и береговых предприятиях имеются серьезные недостат­ ки в подборе и воспитании кадров. Медленно уменьша­ ется число различного рода нарушений трудовой и про­ изводственной дисциплины. К чему это приводит, сви­ детельствует такой факт. В прошлом году потери только от прогулов составили на флотах и в береговых пред­ приятиях рыбной промыш­ ленности области 35 тысяч человеко-дней. Это равно-, сильно тому, что в течение года не работали 140 чело­ век. И это в то время, когда ощущается нехватка квали­ фицированных кадров судо­ ремонтников, специалистов других профессий. Портовые власти почти ежедневно задерживают от­ ход судов в море из-за неяв­ ки к отходу или пьянства отдельных моряков. За прошлый год по этой причи­ не с опозданием ушли на промысел 78 кораблей. Особенно не может быть терпимым, когда нарушают дисциплину и пьянствуют командиры производства — люди, сами призванные вос­ питывать других. Надо вести решительную борьбу со всеми этими не­ достойными явлениями, в полной мере применять к прогульщикам, пьяницам, летунам меры морального и материального воздействия. Надо эффективнее вести воспитательную работу в коллективах, доходить в ней ОДНА ИЗ НАСУЩНЫХ ПРОБЛЕМ до каждого работающего, воспитывать у моряков, су­ доремонтников, портовиков, рыбообработчиков чувство гордости за свой коллектив, корабль, цех. ЗАВЕРШАЮЩЕМ го­ ду пятилетки труже­ никам рыбной про­ мышленности области необ­ ходимо добыть не менее 9965 тысяч центнеров рыбы, вы­ работать из нее 6570 тысяч центнеров пищевой продук­ ции, реализовать ее на 639,5 миллиона рублей. Это зада­ ния, предусмотренные госу­ дарственным планом. А взя­ тые тружениками рыбной промышленности области обязательства предусматри­ вают, помимо этого, — вы­ пустить дополнительно к плану 160 тысяч центнеров пищевой рыбной продукции, >освоить кошельковый лов тунца, скумбрии, сардинел­ лы и т. д. Выполнение их пойдет тем успешнее, чем быстрее будут устраняться недостатки, при­ водиться в действие резер­ вы, о которых шла речь в . настоящей статье. Более пол­ но и конкретно, о них гово­ рилось на состоявшемся 13 марта 1970 года IX пленуме обкома КПСС, обсудившем вопрос «О мерах по даль­ нейшему увеличению добы­ чи рыбы и производства пищевой продукции на пред­ приятиях рыбной промыш­ ленности области». Итоги работы за первые два месяца юбилейного года и первую половину марта свидетельствуют о том, что намеченные рубежи по пле­ чу славным труженикам рыбной промышленности. Надо закрепить первые ус­ пехи, еще шире развернуть соревнование между экипа­ жами, коллективами пред­ приятий и отдельными ра­ ботниками, обеспечить, как учил В. И. Ленин, его глас­ ность, сравнимость резуль­ татов, товарищескую взаимо­ помощь. Это позволит изо дня в день, из месяца в ме­ сяц, из квартала в квартал идти непременно дальше, добиваться непременно боль­ шего. Б этом должны видеть свою важнейшую обязан­ ность партийные, профсоюз­ ные, комсомольские органи­ зации, все труженики рыб­ ной промышленности обла­ сти. Это надо знать Рыбий жир — сложное яещест- ‘ во, состоящее из ряда предель­ ных и непредельных жирных кис­ лот и глицерина. При несоблю-' дении правил выработки и хране­ ния он портится, то есть разлага­ ется на составные части. Степень разложения определяется кислот­ ным числом. Под кислотным чис­ лом подразумевают количество миллиграммов едкого калия (КОН}, необходимого для нейтра­ лизации свободных жирных КИС" лот, содержащихся в грамме ис­ следуемого жира. Согласно приемо-сдаточным кондициям, рыбий жир подразде­ ляется на следующие сорта. Жир тресковый для медицин­ ских целей (первого сорта). Выра­ батывается из доброкачественной печени тресковых рыб в соответ­ ствии с действующей технологи­ ческой инструкцией, с соблюде­ нием норм и правил, утвержден­ ных госсанинспекцией СССР. Кис­ лотное число не должно лревьк шать 1,5. У медицинского жира второго сорта при этих же усло­ виях кислотное число не должно превышать 2,2. Трескоэый жир для медицин­ ских целей первого и второго сортов должен быть цвета от светло-желтого до желтого, без прогорклости, без постороннего запаха и привкуса. Жир тресковый для ветеринар­ ных целей (второго сорта) доло­ жен иметь кислотное число ие более 2,8 и соответствовать тем жо требованиям, что и медицин­ ский жир. Жир тресковый технический (первого сорта) имеет кислотное число не более 10,0, а второго сорта — не более 20,0. Цвет — от желтого до светло-коричне­ вого, второго сорта — от желтого до коричневого. Жир окуневый и акулим пред­ назначен для ветеринарных и тех­ нических целей. Жир с кислот­ ным числом — до 2,8. Цвета — от желтого до красного, без про­ горклости и постороннего запалю относится к ветеринарному. Жир с кислотным числом до 10,0 отно­ сится к техническому первого сорта, ш с кислотным числом до 20,0 — к техническому второго сорта. Н. САВЕНКО, технолог отдела рыбообработки управления чис­ лового флота. Коллектав нашего корабля успешно выполняет социалис­ тические обязательства, приня­ тые на юбилейный год. Так, за­ дание третьего в этом году рей­ са мы перекрыли на 71 про­ цент. Заготовлено 66 тонн ох­ лажденной рыбы, более чем в два раза перевыполнено зада­ ние по выработке клипфиска и почти вдвое по производству консервов. Ударной работе способствует развернутое на судне действен­ ное социалистическое соревно­ вание и широкое вовлечение моряков в борьбу за коммуню- стичеекий труд. Обо всем этом ребляют нашим доверием, мы говорили недавно на засе- Принцип убеждения, которым дании судового комитета. В связи с этим есть необхо­ димость сказать и о пробле­ мах, которые, по-видимому, не решены и на других судах Это пуск£Ют нарушения дисципли­ ны руководствуемся, эти люди понимают по-своему. Они тут же забывают о своих завере- ниях исправиться и вновь до- — вопрос о трудовой дисципли­ не. Слов нет, коллектив наш ны. Назрела пора от увещевании и уговоров переходить к более работает хорошо. Но бывают Решительным мерам, и тут су­ довым комитетам нужна обяза­ тельная поддержка админист­ рации. II. ИСАЕВ, член КПСС, мат­ рос, председатель судового ко­ митета траулера «Новгород»# еще, как говорится, «заскоки» у отдельных членов экипажа, и почти все они связаны с пьян­ ством. Ни для кого не секрет, что отдельные товарищи злоупот- Цена неорганизованости На всех флотах сейчас раз- Моряки стали терпеливо ждать вернута широкая борьба эа нового старшего механика, Для изыскание скрытых резервов и более оперативного оформления максимальное увеличение вы- отхода капитан и третий штур- работки рыбопродукции. Про- ман сами отправились в рыб- 1 мысловики в море стараются ный порт. экономить каждую минуту при В конце концов замена боль- работе с тралами, подбирать в ному прибыла, судно убрали на трюм каждую рыбину. Призыв рейд. И лишь в 24 часа сссто- — «Больше кораблей на про- ялся отход РТ «Гродно» в мо- мысел» — сейчас слышен везде, ре. В итоге было потеряно бес- 11 конечно же, обидно стано- цельно 10 часов. Кроме того, вится морякам, когда в такое за этот период служба эксплуа* горячее время они сталкивают- тации не нашла возможным ся с фактами неорганизован- пополнить судно топливом в ности. водой. Кстати, пополняться 17 февраля рыболовный трау- траулеру пришлось буквально лер «Гродно» вынужден был через несколько дней в море и срочно прийти в порт из-за бо- потратить на это около суток, лезни старшего механика. Об Так из-за неорганизоаан- этом своевременно была пре- ности диспетчерской и механи- дупреждена служба эксплуата- ко-судовой служб тралового ции тралового флота. Моряки флота было потеряно столько траулера надеялись, что в мо- ценного промыслового времени, мент подхода ка рейд навстре- Не нужно иметь специальное чу из порта, выйдет катер с образование, чтобы подсчитать, врачом и новым старшим меха- во сколько обошлась флоту эта ником. Тогда все формальности потеря. Между прочим, факт можно было бы проделать за неоправданной задержки РТ 30—40 минут и вновь спешить «Гродно» в порту не единичный, на промысел, где.как раз хоро- В тот же день аналогичная ис- шо заловилась рыба. Но надеж- тория произошла и с РТ-322 ды экипажа оказались призрач- «Мукачево». ными. Как уже говорилось выше, В 14 часов на рейде никакой сейчас идет повсеместная борь- катер «Гродно» не встретил, ба за изыскание резервов уве- Вмеего этого нам пришлось ве- личения выработки рыбопро- сти дебаты с диспетчером, в ре- дукции. Поднять работу служб зультате которых траулер по- эксплуатации и механико-судо- ставили к причалу Угольной вой до необходимого урозня — базы. Вскоре туда прибыла ма- вот один из таких резервов, шина скорой помощи, и боль- В. КРОТОВ, старший ломот­ ной был отправлен в больницу. ник капитана РТ-207 «Гродно».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz