Рыбный Мурман. 1970 г. Март.
Jk В ПОМОЩЬ ПРОМЫСЛОВИКАМ (Окончание. Начало ва t -н стр.). _ая, ключевая проблема. По за, наконец, браться за ее решение со всеми силами, по всем направлениям. Сейчас сорок процентов календарного времени про мысловые суда не работают, простаивают в порту и в ре монте. Только за прошлый год из-за аварий, неправиль ной эксплуатации кораблей и по другим причинам поте ряно более 14 тысяч судо- суток промыслового времени. В этом повинны, прежде всего, наши хозяйственные руководители, капитаны, старшие механики, партий ные, профсоюзные и комсо мольские ак+ивисты. Они предъявляют недостаточно требовательности к членам экипажей в отношении об разцового выполнения сво его служебного долга, слабо еще воспитывают коммуни стическое отношение к тру ду. Серьезного улучшения требует работа судоремонт ных предприятий. В разви тие судоремонтной базы еже годно вкладываются милли оны рублей. Только за годы текущей пятилетки произ водственные мощности воз росли у нас на II процентов, а вот используются они еще плохо. При нехватке квали фицированных рабочих на предприятиях судоремонтно го объединения велики не производительные затраты труда, материалов и денеж ных средств. Не сокращают ся брак и переделки. Мед ленно внедряются прогрес сивные методы ремонта. В ДОСТИЖЕНИИ макси мально лучших ре зультатов использова ния флота, высоких произ водственных и экономиче ских показателей важная роль принадлежит научно- техническому прогрессу. К сожалению, и в этом вопро се дела обстоят далеко не благополучно. Медленно внедряется раз ноглубинный лов рыбы. Ры баки Западного бассейна су мели достичь лучших ре зультатов на разноглубин ном промысле, А наши спе циалисты-добытчики вместо того, чтобы изучать передо вой опыт и энергично доби ваться его внедрения, боль ше- времени теряют на объ яснение причин неудач. Довольно часто приходит ся слышать при этом ссылки •ка нехватку приборе® конт роля работы трала. Приборов у нас пока еще недостаточ но. . В ближайшие годы раз говор об этом будет снят с повестки дня. Но давайте по смотрим, как эксплуатиру ются эти дорогостоящие при боры. На больших морозиль ных траулерах №№ 414, 423, 421, 408 они приведены в не годность. На БМРТ №№ 244 и 247 приборы хотя н ис правны, но сами корабли не приспособлены еще для эф фективной работы на разно глубинном промысле. Расширение разноглубин ного, глубоководного кошель кового промысла требует усовершенствования кон струкции орудий лова. Нель зя ечитать нормальным та кое положение, когда тра лы, сконструированные для БМРТ, механически перене сены на суда типа ПРТ. Для этих судов должен быть соз дан особый трал с учетом мощности и других тактико технических данных Kopafr лей. Нужны тралы лучших конструкций также для су дов типа БМРТ, СРТ и СРТ-р. Очень необходим также трал, который позволил бы экипажам эффективно ве сти промысел на тяжелых задевистых грунтах. Созда ние такого трала позволит, к примеру, вдвое увеличить промысловые площади в та ких районах, как Гренлан дия. Решающая роль в созда нии более уловистых, проч ных и надежных орудий ло ва принадлежит ПИНРО и ЦПКТБ. Но не должны сто- тельности труда, нельзя не отметить важность внедре ния в рыбную промышлен ность щекинского метода. Девиз: брать не числом, а умением, звучит сегодня осо бенно актуально для про мысловых флотов. Ведь дальнейшее увеличение до бычи рыбы немыслимо без технического прогресса, без резкого повышения произ водительности труда. Иначе потребуются дополнительно тысячи рабочих рук. Руководители флотов, а также береговых предприя тий должны принять все ме ры, чтобы метод щекинцев быстрее получил прописку на судах, в цехах, на заво дах. Многое еще предстоит сделать по удешевлению и совершенствованию работы управленческого аппарата. БОЛЬШЕГО ять в стороне от решения этой задачи и сами моряки. Найти рыбные косяки и успешно обловить их — это еще половина дела. Не менее важно с наибольшей выго дой использовать улов, пра вильно обработать его, изго товить из сырца больше ценной пищевой рыбной продукции. Мурманские промыслови ки и рыбообработчики на протяжении многих лет до биваются высоких результа тов. За годы нынешней пя тилетки за счет меньшего направления рыбы в посол значительно увеличен вы пуск свежемороженой про дукции. Коэффициент выхо да пищевой продукции из центнера добытой рыбы эа это время увеличился с 58,6 до 60 процентов. Вместе с тем в организа ции технологии обработки рыбы имеются существен ные недостатки. Из-за нару шений на судах технологи ческих требований и произ водственной дисциплины часть хорошей рыбы, при годной для выработки пи щевых товаров, направляет ся в рыбомучные установки. Около восьмидесяти процен тов печени идет сейчас на выработку рыбьего жира. И это в то время, когда спрос населения в консервах из печени трески удовлетворя ется далеко не полностью. Плохо используются отходы для производства рыбной муки. Чтобы вырабатывать боль ше пищевой продукции, рыб ной муки, эффективнее ис пользовать емкости трюмов, а главное, повысить произво дительность труда рыбаков и рыбообработчиков, надо быстрее решать затянувшую ся проблему механизации обработки рыбы, установить на судах универсальные рыборазделочные машины. Г ОВОРЯ об эффективном использовании флота, о повышении производи- К ЛЮЧЕВЫМ вопросом яв ляется и работа с кад рами. Самые хорошие планы и обязательства, са мые конкретные мероприя тия останутся лишь добры ми пожеланиями, если за ними не будут стоять хоро шие исполнители, умелые организаторы, способные специалисты, любящие свое дело, понимающие ответст венность перед партией и го сударством. Мелсду тем, на флотах и береговых предприятиях имеются серьезные недостат ки в подборе и воспитании кадров. Медленно уменьша ется число различного рода нарушений трудовой и про изводственной дисциплины. К чему это приводит, сви детельствует такой факт. В прошлом году потери только от прогулов составили на флотах и в береговых пред приятиях рыбной промыш ленности области 35 тысяч человеко-дней. Это равно-, сильно тому, что в течение года не работали 140 чело век. И это в то время, когда ощущается нехватка квали фицированных кадров судо ремонтников, специалистов других профессий. Портовые власти почти ежедневно задерживают от ход судов в море из-за неяв ки к отходу или пьянства отдельных моряков. За прошлый год по этой причи не с опозданием ушли на промысел 78 кораблей. Особенно не может быть терпимым, когда нарушают дисциплину и пьянствуют командиры производства — люди, сами призванные вос питывать других. Надо вести решительную борьбу со всеми этими не достойными явлениями, в полной мере применять к прогульщикам, пьяницам, летунам меры морального и материального воздействия. Надо эффективнее вести воспитательную работу в коллективах, доходить в ней ОДНА ИЗ НАСУЩНЫХ ПРОБЛЕМ до каждого работающего, воспитывать у моряков, су доремонтников, портовиков, рыбообработчиков чувство гордости за свой коллектив, корабль, цех. ЗАВЕРШАЮЩЕМ го ду пятилетки труже никам рыбной про мышленности области необ ходимо добыть не менее 9965 тысяч центнеров рыбы, вы работать из нее 6570 тысяч центнеров пищевой продук ции, реализовать ее на 639,5 миллиона рублей. Это зада ния, предусмотренные госу дарственным планом. А взя тые тружениками рыбной промышленности области обязательства предусматри вают, помимо этого, — вы пустить дополнительно к плану 160 тысяч центнеров пищевой рыбной продукции, >освоить кошельковый лов тунца, скумбрии, сардинел лы и т. д. Выполнение их пойдет тем успешнее, чем быстрее будут устраняться недостатки, при водиться в действие резер вы, о которых шла речь в . настоящей статье. Более пол но и конкретно, о них гово рилось на состоявшемся 13 марта 1970 года IX пленуме обкома КПСС, обсудившем вопрос «О мерах по даль нейшему увеличению добы чи рыбы и производства пищевой продукции на пред приятиях рыбной промыш ленности области». Итоги работы за первые два месяца юбилейного года и первую половину марта свидетельствуют о том, что намеченные рубежи по пле чу славным труженикам рыбной промышленности. Надо закрепить первые ус пехи, еще шире развернуть соревнование между экипа жами, коллективами пред приятий и отдельными ра ботниками, обеспечить, как учил В. И. Ленин, его глас ность, сравнимость резуль татов, товарищескую взаимо помощь. Это позволит изо дня в день, из месяца в ме сяц, из квартала в квартал идти непременно дальше, добиваться непременно боль шего. Б этом должны видеть свою важнейшую обязан ность партийные, профсоюз ные, комсомольские органи зации, все труженики рыб ной промышленности обла сти. Это надо знать Рыбий жир — сложное яещест- ‘ во, состоящее из ряда предель ных и непредельных жирных кис лот и глицерина. При несоблю-' дении правил выработки и хране ния он портится, то есть разлага ется на составные части. Степень разложения определяется кислот ным числом. Под кислотным чис лом подразумевают количество миллиграммов едкого калия (КОН}, необходимого для нейтра лизации свободных жирных КИС" лот, содержащихся в грамме ис следуемого жира. Согласно приемо-сдаточным кондициям, рыбий жир подразде ляется на следующие сорта. Жир тресковый для медицин ских целей (первого сорта). Выра батывается из доброкачественной печени тресковых рыб в соответ ствии с действующей технологи ческой инструкцией, с соблюде нием норм и правил, утвержден ных госсанинспекцией СССР. Кис лотное число не должно лревьк шать 1,5. У медицинского жира второго сорта при этих же усло виях кислотное число не должно превышать 2,2. Трескоэый жир для медицин ских целей первого и второго сортов должен быть цвета от светло-желтого до желтого, без прогорклости, без постороннего запаха и привкуса. Жир тресковый для ветеринар ных целей (второго сорта) доло жен иметь кислотное число ие более 2,8 и соответствовать тем жо требованиям, что и медицин ский жир. Жир тресковый технический (первого сорта) имеет кислотное число не более 10,0, а второго сорта — не более 20,0. Цвет — от желтого до светло-коричне вого, второго сорта — от желтого до коричневого. Жир окуневый и акулим пред назначен для ветеринарных и тех нических целей. Жир с кислот ным числом — до 2,8. Цвета — от желтого до красного, без про горклости и постороннего запалю относится к ветеринарному. Жир с кислотным числом до 10,0 отно сится к техническому первого сорта, ш с кислотным числом до 20,0 — к техническому второго сорта. Н. САВЕНКО, технолог отдела рыбообработки управления чис лового флота. Коллектав нашего корабля успешно выполняет социалис тические обязательства, приня тые на юбилейный год. Так, за дание третьего в этом году рей са мы перекрыли на 71 про цент. Заготовлено 66 тонн ох лажденной рыбы, более чем в два раза перевыполнено зада ние по выработке клипфиска и почти вдвое по производству консервов. Ударной работе способствует развернутое на судне действен ное социалистическое соревно вание и широкое вовлечение моряков в борьбу за коммуню- стичеекий труд. Обо всем этом ребляют нашим доверием, мы говорили недавно на засе- Принцип убеждения, которым дании судового комитета. В связи с этим есть необхо димость сказать и о пробле мах, которые, по-видимому, не решены и на других судах Это пуск£Ют нарушения дисципли ны руководствуемся, эти люди понимают по-своему. Они тут же забывают о своих завере- ниях исправиться и вновь до- — вопрос о трудовой дисципли не. Слов нет, коллектив наш ны. Назрела пора от увещевании и уговоров переходить к более работает хорошо. Но бывают Решительным мерам, и тут су довым комитетам нужна обяза тельная поддержка админист рации. II. ИСАЕВ, член КПСС, мат рос, председатель судового ко митета траулера «Новгород»# еще, как говорится, «заскоки» у отдельных членов экипажа, и почти все они связаны с пьян ством. Ни для кого не секрет, что отдельные товарищи злоупот- Цена неорганизованости На всех флотах сейчас раз- Моряки стали терпеливо ждать вернута широкая борьба эа нового старшего механика, Для изыскание скрытых резервов и более оперативного оформления максимальное увеличение вы- отхода капитан и третий штур- работки рыбопродукции. Про- ман сами отправились в рыб- 1 мысловики в море стараются ный порт. экономить каждую минуту при В конце концов замена боль- работе с тралами, подбирать в ному прибыла, судно убрали на трюм каждую рыбину. Призыв рейд. И лишь в 24 часа сссто- — «Больше кораблей на про- ялся отход РТ «Гродно» в мо- мысел» — сейчас слышен везде, ре. В итоге было потеряно бес- 11 конечно же, обидно стано- цельно 10 часов. Кроме того, вится морякам, когда в такое за этот период служба эксплуа* горячее время они сталкивают- тации не нашла возможным ся с фактами неорганизован- пополнить судно топливом в ности. водой. Кстати, пополняться 17 февраля рыболовный трау- траулеру пришлось буквально лер «Гродно» вынужден был через несколько дней в море и срочно прийти в порт из-за бо- потратить на это около суток, лезни старшего механика. Об Так из-за неорганизоаан- этом своевременно была пре- ности диспетчерской и механи- дупреждена служба эксплуата- ко-судовой служб тралового ции тралового флота. Моряки флота было потеряно столько траулера надеялись, что в мо- ценного промыслового времени, мент подхода ка рейд навстре- Не нужно иметь специальное чу из порта, выйдет катер с образование, чтобы подсчитать, врачом и новым старшим меха- во сколько обошлась флоту эта ником. Тогда все формальности потеря. Между прочим, факт можно было бы проделать за неоправданной задержки РТ 30—40 минут и вновь спешить «Гродно» в порту не единичный, на промысел, где.как раз хоро- В тот же день аналогичная ис- шо заловилась рыба. Но надеж- тория произошла и с РТ-322 ды экипажа оказались призрач- «Мукачево». ными. Как уже говорилось выше, В 14 часов на рейде никакой сейчас идет повсеместная борь- катер «Гродно» не встретил, ба за изыскание резервов уве- Вмеего этого нам пришлось ве- личения выработки рыбопро- сти дебаты с диспетчером, в ре- дукции. Поднять работу служб зультате которых траулер по- эксплуатации и механико-судо- ставили к причалу Угольной вой до необходимого урозня — базы. Вскоре туда прибыла ма- вот один из таких резервов, шина скорой помощи, и боль- В. КРОТОВ, старший ломот ной был отправлен в больницу. ник капитана РТ-207 «Гродно».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz