Рыбный Мурман. 1970 г. Март.
Занимается в школе сегодня более 2-х тысяч человек. А закончили ее восьмой класс, например, за годы су ществования более тысячи че ловек, полное среднее образо вание получили 755 человек. Семьсот пятьдесят пятым стал на днях помполит из «Сев рыбхолодфлота» Алексей Вла сович Подскребкин. > Школа вправе гордиться людьми, выросшими не без ее помощи. Капитаном, а затем секретарем партийного коми тета сельдяного флота стал наш выпускник И. И. Скоро ход. В прошлом году широко ста ли известны славные трудовые дела экипажа ПРТ «Павлово», возглавляемого Ю . В. Мани* хиным. Он в свое время так- З А В Е Щ А Н О Л Ь Ч Е ilK ilf t lllt ! I I I I! ! llt llI! ! IIIIIIIII! ! llll( t It lIt lf ! lllil lt l! ! l ! lllllillllin it l! l! ! ll in iIII! ! IIIIIIt «...Было бы сознание того, что нам надо учиться. Была 45 ы охота учиться . Было бы ясное понимание того , что ра бочему и крестьянину ученье нужно теперь не для при- несения « пользы» и прибыли помещикам и капиталистам, а чтобы улучшить свою ясизнь. . А это все у нас есть. И потому учиться мы будем и на - учимся». 4< * ^П ГА К говорил Владимир Иль ич Ленин еще на заре существования нашего Советского государства. У ' партии, у всей страны .проблем тогда, и больших, н малых, было невероятное мно жество. От лаптей и сохи, от 1 »учины в курных избушках, ст кустарных и полукустарных мастерских требовалось пере ходить к 100 тысячам тракто ров на полях, к электричест ву в городе и деревне, к со зданию мощной социалисти ческой индустрии, о чем так страстно мечтал вождь рево люции. И в такой неимоверно труд ной обстановке он на первый *лан выдвигал задачу: учить ся и учиться. О б этом нестареющем за вещании Ильича невольно вспоминается, когда окидыва ешь мысленным взглядом «уть, пройденный, наоример, вашей школой эа четырна дцать лет ее существования. Мурманская заочная школа моряков — неплохая иллюстра» Мня к тому, как выполняются у вас ленинские заветы. Несколько лет назад на од ном из наших судов, промыш ляющих вдали от родных бе регов, каким-то случаем ока зались иностранные моряки. И они не поверили членам эки пажа нашего судна, узнав от них о том, что на борту у них находится преподаватель за очной школы моряков, прини мающий экзамены и зачеты, дающий уроки и консультации. Пришлось нашим морякам во очию представить поражен ным гостям преподавателя, а тему — представить для них свои документы. Об этом эпизоде в школе у нас если и вспоминают, то с веселой усмешкой: «Фомы не- веоующие». Для педагогиче- г -о коллектива школы спе- l, рика ее уже давно не ка жется необыкновенной. Двадцать восемь преподава телей (из 39) сейчас находятся не судах рыбопромыслового флота. Их адреса в данное время: производственные р е фрижераторы «Алексей Хлобы стов», «Сергей Василисин», «Феликс Кон», ПРТ «Павлово», §МРТ «Куприн», «Спутник» и другие суда. Район же местонахождения •тих судов огромен — экза мены преподаватели принима ют у берегов Лабрадора, воз ле западного побережья Аф рики, в Северном и Баренце вом морях. же закончил нашу школу. Выпускников школы ныне можно видеть всюду. М. П. Ку кушкин — секретарь Октябрь ского РК КПСС, И. М. Березин —- секретарь партийного коми тета управления «Севрыбхо- лодфлот», А. Д. Чкония, Л. М. Озеров, В. И. Лаковой и мно гие другие —- капитаны. После школы повар трало вого флота А. П. Романютин закончил заочно институт, вы рос в помполиты. А его кол лега А. В. Макаренков полу- чил высш ее. педагогическое образование. С К. Литвинов, моряк тра лового флота, отлично защи тил летом прошлого года дип лом Ленинградской высшей партийной школы. Капитан Л. М. Озеров успешно закон чил мореходное училище. Список этот можно было бы продолжить, да нужды нет — факты, приведенные выше, го ворят сами эа себя. Обеспечить выполнение ог ромного объема работ с двух тысячным контингентом уча щихся, разбросанных по всему свету, одними своими силами школа, конечно, не в состоя нии. Тут на помощь приходит общественность. В траловом флоте нам помогают 112 кон сультантов, в «Севрыбхолод- флоте» — 114, в «Мурмансель- ди» — 19. Особо стоит отме тить таких добровольных по мощников школы, как помпо литы тт. Захаров, Зимовейсков (кстати, тоже когда-то закон чивший нашу школу), судово дители тт. Фонин, Миндолин, механики тт. Антонов, Носов и многие другие. Все, о чем рассказано вы ше, не говорит о том, что в работе школы нет недостат ков и упущений. Слишком еще велик ежегодный отсев уча щихся. На флотах много моло дежи с незаконченным сред ним образованием, не охва ченных учебой. В ноябре прошлого года ми нистерство просвещения РСФСР и министерство рыбно го хозяйства СССР издали сов местный приказ «Об улучше нии общеобразовательной под готовки моряков». В соответствии с этим издан приказ начальника управления Мурманского тралового фло та, в котором предусмотрен ряд мер, направленных на улучшение заочной учебы мо ряков. Так* отделу производ ственно-технического обуче ния, отделу кадров по согла сованию с заочной школой мо ряков * и комитетом ВЛКСМ предложено создать стабиль ные группы учащихся на БМРТ «Куприн», «Спутник», «Трал- флот», «А. Бредов», «Серафи мович», «Жигулевск», «Ви тебск», «Северное сияние», ППР «Апатит», «Заполярный», «Ковдор», «Прилуки», «Павло во», «Перемышль», «Ван Дейк», «Гольфстрим». Капитанам и первым по мощникам капитанов судов, отделу производственно-техни ческого обучения, отделу кад ров, службе безопасности мо реплавания, отделам добычи и рыбообработки, механико-су довой службе предложено обеспечить систематический контроль за повышением об щеобразовательного уровня моряков, принимать необходи мые меры для вовлечения мо лодежи, не имеющей среднего образования, в заочную школу моряков. Оказывать повсе дневную помощь заочникам а самостоятельном изучении программного материала. Со здавать заочникам нормальные условия для занятий, сдачи зачетов и эказаменов, регу лировать вахты и судовые ра боты. Предоставлять учащим ся льготы в соответствии с постановлениями правитель ства. Расширять круг судовых общественных консультантов из числа комплавсостава с вые-* шим образованием, постоянно контролировать их работу. При комплектовании указан ных судов сохранять учебные группы и направлять на них в первую очередь заочников за очной школы моряков. Широ ко оповестить учащихся и мо лодежь о наличии стабильных групп заочников. Выделять на судах типа БМРТ и ППР помещения для проведения занятий, оборудо вав их учебно-наглядными по собиями. В судовых библиоте ках постоянно иметь учебни ки. Поощрять моряков, ус пешно сочетающих учебу с ра ботой. Оказывать им преиму щества при переводе на более квалифицированную работу. Оказывать помощь учителям в организации проведения за нятий, в учебно-воспитательной работе и сохранении контин гента учащихся. Создавать учителям нормальные бытовые условия во время их пребыва ния на судне. Капитанам и их первым по мощникам предложено еже- рейсно информировать отдел производственно - техническо го обучения кадров о состоя нии заочной учебы моряков. Аналогичный приказ издан и по управлению «Севрыбхолод- флот». - Дело теперь за тем, чтобы намеченные хорошие меры были полностью осуществле ны на флотах. Это, без сомне ния, позволит улучшить всю постановку общеобразователь ной учебы моряков, привлечь к ней тех, кто еще находится пока в стороне. Г. МАЛЫШЕВ, директор за очной школы моряков. лом, самое В ОДНОМ иэ своих после военных очерков писа тель Константин . Симо нов пишет: «Надо ли вообще вспоми нать о войне) Некоторые го ворят, что не надо. Я думаю, что надо. Надо до тех пор, пока человечество не в состоя нии будет сказать: «Мы не только не хотим войны, мы сделали все, чтобы ее не бы ло, и ее не будет». Никто из нас не может не согласиться с этим. И я уве рен, мысли писателя разделя ют все те, у кого память о минувшей Великой Отечест венной войне хранит что-то су губо личное, что неизменно встает перед мысленным взо ром, через какую бы призму времени человек ни по смотрел на прошлое. Близится 25-летие на шей победы над фаши стской Германией. И в преддверии этой даты бывшие фронтовики за думываются о величии подвига, достигнутого всем советским наро- вспоминают свое сокровенное, вы ношенное. Да оно и по нятно: много пережито, тяжелейшая борьба с гитлеровскими захват чиками отложила в соз нании отпечаток на всю жизнь, оставила в душе неизгладимый след. Рззве забудется боль ут рат и радость фронтового братства, разве померкнет светлое сияние подвига! До войны я готовился стать хлеборобом. Уже диплом аг ронома лежал в кармане, ког да по комсомольскому призы ву пошел служить в военно- морской флот, на Черное мо ре. Был мотористом торпедно го катера. Воевать же в основ ном пришлось на суше в мор ской пехоте у стен легендар ного Севастополя: Мекензне- вы горы, Малахов курган, мыс Херсонес... Кто в день по шесть-восемь раз ходил там в контратаки, тому не забудется вздыблен ная взрывами земля, осатане лый вой пикировщиков, нали тые кровью, выпученные гла за гитлеровцев, и черное за тянутое дымом пожарищ, всегда такое ласковое крым ское небо. Там мне довелось командо вать взводом разведчиков в бригаде морской пехоты и там быть заживо похороненным. В одном из ожесточенных боев я был тяжело ранен и конту жен. С поля боя меня подоб рали санитары другой части, а в своей считали погибшим, о чем сообщала «похоронка» родным. Не забудутся и бои за дру гой крымский город — Керчь. Там наш батальон держал обо рону на горе Митридат. Толь ко по приказу командования уходили мы через пролив на кавказский берег. Горечь от- ВСПОМИНАЯ Г О ы ОГНЕВЫЕ Н. ШАМАТРИН, первый помощник капитана БМРТ «Серафимович», капитан-лейтенант запаса ступления жгла матросские сердца. Но каждый верил в нашу победу, в то, что. мьг вернемся назад. И тогда, уже под Таманью, у нас сложил» песню, слова которой помню, и сейчас: «Девятый вал дойдет до Митридата, пускай гора над Керчью высока. Полундра^ фриц! Схарчит тебя гранатам Земля родная крымская близ* кая. Ну, а о том, как дрались черноморцы, известно всем. Это — массовый героизм, же* лезная стойкость и непреклон» ная воля к победе. Такими же качествами отли» чались защитники Родины и к» другом участке фронта — не самом правофланговом, на по* луострове Рыбачьем, иуда я бы» направлен после излечения Ш госпитале. Тем, кто служил » 12 -й бригаде морской вехотм Северного флота, не забыт» десантную операцию в тыл и немцам в апреле i$43 года* Поставленную задачу мы вы» полнили до конца. За участие ■ ней я был награжден орде ном Отечественной войны вто рой степени. К окончанию войны опять перешел «на воду», став ко мандиром БЧ-2 морского ох«г^ ника. Не угасает от времени то, что проходит через сердца бывших фронтовиков. Вспо* миная прошлое, мы гордимся тем, что каша молодежь хра нит и приумножает традиции старшего поколения. Родина растит верных сыновей. В рыбиом порту* Фото С. Славянина. * I f 1 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz