Рыбный Мурман. 1970 г. Март.

Занимается в школе сегодня более 2-х тысяч человек. А закончили ее восьмой класс, например, за годы су­ ществования более тысячи че­ ловек, полное среднее образо­ вание получили 755 человек. Семьсот пятьдесят пятым стал на днях помполит из «Сев­ рыбхолодфлота» Алексей Вла­ сович Подскребкин. > Школа вправе гордиться людьми, выросшими не без ее помощи. Капитаном, а затем секретарем партийного коми­ тета сельдяного флота стал наш выпускник И. И. Скоро­ ход. В прошлом году широко ста­ ли известны славные трудовые дела экипажа ПРТ «Павлово», возглавляемого Ю . В. Мани* хиным. Он в свое время так- З А В Е Щ А Н О Л Ь Ч Е ilK ilf t lllt ! I I I I! ! llt llI! ! IIIIIIIII! ! llll( t It lIt lf ! lllil lt l! ! l ! lllllillllin it l! l! ! ll in iIII! ! IIIIIIt «...Было бы сознание того, что нам надо учиться. Была 45 ы охота учиться . Было бы ясное понимание того , что ра­ бочему и крестьянину ученье нужно теперь не для при- несения « пользы» и прибыли помещикам и капиталистам, а чтобы улучшить свою ясизнь. . А это все у нас есть. И потому учиться мы будем и на - учимся». 4< * ^П ГА К говорил Владимир Иль­ ич Ленин еще на заре существования нашего Советского государства. У ' партии, у всей страны .проблем тогда, и больших, н малых, было невероятное мно­ жество. От лаптей и сохи, от 1 »учины в курных избушках, ст кустарных и полукустарных мастерских требовалось пере­ ходить к 100 тысячам тракто­ ров на полях, к электричест­ ву в городе и деревне, к со­ зданию мощной социалисти­ ческой индустрии, о чем так страстно мечтал вождь рево­ люции. И в такой неимоверно труд­ ной обстановке он на первый *лан выдвигал задачу: учить­ ся и учиться. О б этом нестареющем за­ вещании Ильича невольно вспоминается, когда окидыва­ ешь мысленным взглядом «уть, пройденный, наоример, вашей школой эа четырна­ дцать лет ее существования. Мурманская заочная школа моряков — неплохая иллюстра» Мня к тому, как выполняются у вас ленинские заветы. Несколько лет назад на од­ ном из наших судов, промыш­ ляющих вдали от родных бе­ регов, каким-то случаем ока­ зались иностранные моряки. И они не поверили членам эки­ пажа нашего судна, узнав от них о том, что на борту у них находится преподаватель за­ очной школы моряков, прини­ мающий экзамены и зачеты, дающий уроки и консультации. Пришлось нашим морякам во­ очию представить поражен­ ным гостям преподавателя, а тему — представить для них свои документы. Об этом эпизоде в школе у нас если и вспоминают, то с веселой усмешкой: «Фомы не- веоующие». Для педагогиче- г -о коллектива школы спе- l, рика ее уже давно не ка­ жется необыкновенной. Двадцать восемь преподава­ телей (из 39) сейчас находятся не судах рыбопромыслового флота. Их адреса в данное время: производственные р е ­ фрижераторы «Алексей Хлобы­ стов», «Сергей Василисин», «Феликс Кон», ПРТ «Павлово», §МРТ «Куприн», «Спутник» и другие суда. Район же местонахождения •тих судов огромен — экза­ мены преподаватели принима­ ют у берегов Лабрадора, воз­ ле западного побережья Аф­ рики, в Северном и Баренце­ вом морях. же закончил нашу школу. Выпускников школы ныне можно видеть всюду. М. П. Ку­ кушкин — секретарь Октябрь­ ского РК КПСС, И. М. Березин —- секретарь партийного коми­ тета управления «Севрыбхо- лодфлот», А. Д. Чкония, Л. М. Озеров, В. И. Лаковой и мно­ гие другие —- капитаны. После школы повар трало­ вого флота А. П. Романютин закончил заочно институт, вы­ рос в помполиты. А его кол­ лега А. В. Макаренков полу- чил высш ее. педагогическое образование. С К. Литвинов, моряк тра­ лового флота, отлично защи­ тил летом прошлого года дип­ лом Ленинградской высшей партийной школы. Капитан Л. М. Озеров успешно закон­ чил мореходное училище. Список этот можно было бы продолжить, да нужды нет — факты, приведенные выше, го­ ворят сами эа себя. Обеспечить выполнение ог­ ромного объема работ с двух­ тысячным контингентом уча­ щихся, разбросанных по всему свету, одними своими силами школа, конечно, не в состоя­ нии. Тут на помощь приходит общественность. В траловом флоте нам помогают 112 кон­ сультантов, в «Севрыбхолод- флоте» — 114, в «Мурмансель- ди» — 19. Особо стоит отме­ тить таких добровольных по­ мощников школы, как помпо­ литы тт. Захаров, Зимовейсков (кстати, тоже когда-то закон­ чивший нашу школу), судово­ дители тт. Фонин, Миндолин, механики тт. Антонов, Носов и многие другие. Все, о чем рассказано вы­ ше, не говорит о том, что в работе школы нет недостат­ ков и упущений. Слишком еще велик ежегодный отсев уча­ щихся. На флотах много моло­ дежи с незаконченным сред­ ним образованием, не охва­ ченных учебой. В ноябре прошлого года ми­ нистерство просвещения РСФСР и министерство рыбно­ го хозяйства СССР издали сов­ местный приказ «Об улучше­ нии общеобразовательной под­ готовки моряков». В соответствии с этим издан приказ начальника управления Мурманского тралового фло­ та, в котором предусмотрен ряд мер, направленных на улучшение заочной учебы мо­ ряков. Так* отделу производ­ ственно-технического обуче­ ния, отделу кадров по согла­ сованию с заочной школой мо­ ряков * и комитетом ВЛКСМ предложено создать стабиль­ ные группы учащихся на БМРТ «Куприн», «Спутник», «Трал- флот», «А. Бредов», «Серафи­ мович», «Жигулевск», «Ви­ тебск», «Северное сияние», ППР «Апатит», «Заполярный», «Ковдор», «Прилуки», «Павло­ во», «Перемышль», «Ван Дейк», «Гольфстрим». Капитанам и первым по­ мощникам капитанов судов, отделу производственно-техни­ ческого обучения, отделу кад­ ров, службе безопасности мо­ реплавания, отделам добычи и рыбообработки, механико-су­ довой службе предложено обеспечить систематический контроль за повышением об­ щеобразовательного уровня моряков, принимать необходи­ мые меры для вовлечения мо­ лодежи, не имеющей среднего образования, в заочную школу моряков. Оказывать повсе­ дневную помощь заочникам а самостоятельном изучении программного материала. Со­ здавать заочникам нормальные условия для занятий, сдачи зачетов и эказаменов, регу­ лировать вахты и судовые ра­ боты. Предоставлять учащим­ ся льготы в соответствии с постановлениями правитель­ ства. Расширять круг судовых общественных консультантов из числа комплавсостава с вые-* шим образованием, постоянно контролировать их работу. При комплектовании указан­ ных судов сохранять учебные группы и направлять на них в первую очередь заочников за­ очной школы моряков. Широ­ ко оповестить учащихся и мо­ лодежь о наличии стабильных групп заочников. Выделять на судах типа БМРТ и ППР помещения для проведения занятий, оборудо­ вав их учебно-наглядными по­ собиями. В судовых библиоте­ ках постоянно иметь учебни­ ки. Поощрять моряков, ус­ пешно сочетающих учебу с ра­ ботой. Оказывать им преиму­ щества при переводе на более квалифицированную работу. Оказывать помощь учителям в организации проведения за­ нятий, в учебно-воспитательной работе и сохранении контин­ гента учащихся. Создавать учителям нормальные бытовые условия во время их пребыва­ ния на судне. Капитанам и их первым по­ мощникам предложено еже- рейсно информировать отдел производственно - техническо­ го обучения кадров о состоя­ нии заочной учебы моряков. Аналогичный приказ издан и по управлению «Севрыбхолод- флот». - Дело теперь за тем, чтобы намеченные хорошие меры были полностью осуществле­ ны на флотах. Это, без сомне­ ния, позволит улучшить всю постановку общеобразователь­ ной учебы моряков, привлечь к ней тех, кто еще находится пока в стороне. Г. МАЛЫШЕВ, директор за­ очной школы моряков. лом, самое В ОДНОМ иэ своих после­ военных очерков писа­ тель Константин . Симо­ нов пишет: «Надо ли вообще вспоми­ нать о войне) Некоторые го­ ворят, что не надо. Я думаю, что надо. Надо до тех пор, пока человечество не в состоя­ нии будет сказать: «Мы не только не хотим войны, мы сделали все, чтобы ее не бы­ ло, и ее не будет». Никто из нас не может не согласиться с этим. И я уве­ рен, мысли писателя разделя­ ют все те, у кого память о минувшей Великой Отечест­ венной войне хранит что-то су­ губо личное, что неизменно встает перед мысленным взо­ ром, через какую бы призму времени человек ни по­ смотрел на прошлое. Близится 25-летие на­ шей победы над фаши­ стской Германией. И в преддверии этой даты бывшие фронтовики за­ думываются о величии подвига, достигнутого всем советским наро- вспоминают свое сокровенное, вы­ ношенное. Да оно и по­ нятно: много пережито, тяжелейшая борьба с гитлеровскими захват­ чиками отложила в соз­ нании отпечаток на всю жизнь, оставила в душе неизгладимый след. Рззве забудется боль ут­ рат и радость фронтового братства, разве померкнет светлое сияние подвига! До войны я готовился стать хлеборобом. Уже диплом аг­ ронома лежал в кармане, ког­ да по комсомольскому призы­ ву пошел служить в военно- морской флот, на Черное мо­ ре. Был мотористом торпедно­ го катера. Воевать же в основ­ ном пришлось на суше в мор­ ской пехоте у стен легендар­ ного Севастополя: Мекензне- вы горы, Малахов курган, мыс Херсонес... Кто в день по шесть-восемь раз ходил там в контратаки, тому не забудется вздыблен­ ная взрывами земля, осатане­ лый вой пикировщиков, нали­ тые кровью, выпученные гла­ за гитлеровцев, и черное за­ тянутое дымом пожарищ, всегда такое ласковое крым­ ское небо. Там мне довелось командо­ вать взводом разведчиков в бригаде морской пехоты и там быть заживо похороненным. В одном из ожесточенных боев я был тяжело ранен и конту­ жен. С поля боя меня подоб­ рали санитары другой части, а в своей считали погибшим, о чем сообщала «похоронка» родным. Не забудутся и бои за дру­ гой крымский город — Керчь. Там наш батальон держал обо­ рону на горе Митридат. Толь­ ко по приказу командования уходили мы через пролив на кавказский берег. Горечь от- ВСПОМИНАЯ Г О ы ОГНЕВЫЕ Н. ШАМАТРИН, первый помощник капитана БМРТ «Серафимович», капитан-лейтенант запаса ступления жгла матросские сердца. Но каждый верил в нашу победу, в то, что. мьг вернемся назад. И тогда, уже под Таманью, у нас сложил» песню, слова которой помню, и сейчас: «Девятый вал дойдет до Митридата, пускай гора над Керчью высока. Полундра^ фриц! Схарчит тебя гранатам Земля родная крымская близ* кая. Ну, а о том, как дрались черноморцы, известно всем. Это — массовый героизм, же* лезная стойкость и непреклон» ная воля к победе. Такими же качествами отли» чались защитники Родины и к» другом участке фронта — не самом правофланговом, на по* луострове Рыбачьем, иуда я бы» направлен после излечения Ш госпитале. Тем, кто служил » 12 -й бригаде морской вехотм Северного флота, не забыт» десантную операцию в тыл и немцам в апреле i$43 года* Поставленную задачу мы вы» полнили до конца. За участие ■ ней я был награжден орде­ ном Отечественной войны вто­ рой степени. К окончанию войны опять перешел «на воду», став ко­ мандиром БЧ-2 морского ох«г^ ника. Не угасает от времени то, что проходит через сердца бывших фронтовиков. Вспо* миная прошлое, мы гордимся тем, что каша молодежь хра­ нит и приумножает традиции старшего поколения. Родина растит верных сыновей. В рыбиом порту* Фото С. Славянина. * I f 1 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz