Рыбный Мурман. 1970 г. Март.

С п е ц и а л и с т ы траловых флотов считают, что ддя обеспечения хороши* уловов нужно точнее удерживать судно на рыбных концентрациях я иметь исправными орудия лова. Причем исправным орудие лова считается, если длина ваеров, кабелей одинакова, грунтроп набит по рекомендуемой схеме, плав в норме, нижняя подбора привязана к грунтропу без перекоса, посадка сетей на иодборе не переползла, сети трала перекоса не имеют, бобинцы е кухтылямн герметичны в размеры всех деталей трала отвечают требованиям схемы. Веяв уловы низкие, то, вроверив трал, можно найти неисправность в устранить при­ чину вролова. В принципе это верно. Но жизнь, практика показы­ вают, что экипажи бывают в пролове или имеют мень­ шие ио сравнению е другими еудамв подъемы, когда на одно иэ этих условии не нарушено. В чем причина? На выяснение ее уходит много времени. Во в большинстве «воем она тан в остается загадкой, Приведу несколько примеров на евоей прак­ тики. _ В июне—июле, 1958 года экипаж траулера. «Украи­ на» под руководством капитана Быховского В П. вел нромысел в районе Шпицбергена. Первую треть рей­ са уловы были нормальные, а затем резко снизились. Штурманы н мастера по добыче пересмотрели в пе­ ремерили все промвооружепие, но отступления от инструкции не обнаружили. По свидетельству моря­ ков, в этот период времени капитан пробыл в штур­ манской рубке без отдыха двое с половиной суток, но уловы были невысокими. Последующие несколько дней пролова привели к тому, что капитан, видимо, от нервного перенапряжения серьезно заболел. За рейс было добыто 100 тонн рыбы, в то время как экипажи других однотипных судов выловидл вдвое больше. Причем 70 тонн было добыто в первую треть рейса. По приходе в порт капитан я старпом были списаны по болезни, а вместо нпх на судио были на­ правлены я и капитан Голубев В. И., который в этот рейс вышел в должности старшего помощника. С первых дней промысла мы увидели, что уловы тралами обопх бортов очень пизкае. Стали принимать моры к их увеличению. Сменили тралы, кабели, грун­ тропы, замеряли углы атаки досок, промеряли ваера н всё бесполезно. Проработав четверо суток в группе, мы перешли в другой район. Здесь промышляли одни и стали пылолпять суточные задания. Во второй по­ ловине рейса снова воззратплись в группу судов, и опять, как и в первой половине рейса, уловы бы.ти - низшгмп. Пригласили на борт инструктора-тралмейстера Ар­ хангельского тралового флота. Он дефектов в тралах не обнаружил и «для очистки своей совести» на одном из них заменил бобинцы. Как и следовало ожидать, уловы пе возросли, то есть тралмейстер-наставник то­ же оказался бессильным. По приходе в порт корабль стал в ремонт на длительный ерок. На мой взгляд, за am два рейса было нсдоловлено около 200 тонн рыбы. События па траулере «Веха» происходили с августа по октябрь 1S61 года. В четвертом рейсе работали хорошо. За время рейса сделали шесть сравнительных тралений. Они показали, что паши уловы в среднем были выше уловов напарников на 16 процентов. С самого начала пятого рейса заметили недолов и для проверки своих тралов стали работать на парал­ лельных курсах е другими судами. Результаты были плачевны. Уловы были почти вдвое ниже. Так про­ должалось два дня. А на третий при работе в паре е экипажем траулера «Смоленск* по неизвестной при­ чине наш улов стал больше, чем у него. Через некоторое время снова заметили снижение уловов, и до конца рейса на сравнительных тралениях мы имели результаты хуже своих напарников в сред- • нём на 29 процентов. Были приняты все меры к по­ вышению уловов. Работая в паре с траулером «Мичу­ ринск», где капитаном был Виноградов И. А., мы на­ били грунтропы точно так, как у него, сделали так, -как у него, бесквартропную схему трала. Маетер по добыче «Мичуринска» пересаживался к нам на судно, ©сматривал тралы, но безрезультатно: уловы были на 30 процентов ниже. В шестом и седьмом рейсах паши уловы были нор­ мальными, а в.восьмом (промышляли в районе Кани­ на) сиова было замечено снижение. С нами находился ^.инструктор-тралмейстер Лпховцев И. П. Принимая меры но ликвидации пролова, мы поставили оба но­ вых трала, пять раз перебивали грунтропы, три раза , за десять дней промеряли ваера, но повышения уло­ вов не. добились. Во второй половине рейса приняли решение — сменять район промысла, так как все известные цам меры по ликвидации пролова мы уже приняли. Ко­ рабль перешел на Центральную возвышенность. Здесь треска ловилась равномерно на большой площади, «шло 0,7 тонны за траление. По пути на Централь­ ную возвышенность поставили новые траловые до­ ски. За двое суток работы в этом районе мы имели уловы в среднем 0,4 тонны. А'это значит, что смена района промысла ничего хорошего нам не дала. Замерили диаметр и крутку ваеров. Оказалось, что диаметр ваеров одинаков, а ио крутке ваера отлича­ лись на 3,84 витка на метр. Величина эта небольшая, и думать о том, что она отрицательно повлияет на вылов рыбы, кажется, было бы напрасно. Но мы ре­ шили все же скомбинировать ваера так, чтобы на оба ваера приходилось поровну троса одинаковой крутки. С первого же траления после комбинирования ваеров уловы стали нормальными. Возможно, что пролов за­ висел и не от крутки ваеров, по других фактов у нас пет. За рейс № 8 недолов рыбы составил примерно 50 тонн. В июне 1963 года БМРТ-250 «Пушкин» вел промы­ сел в районе острова Сейбл. Старшим мастером по добыче был ЗаДунаев R И. Промысел шел нормально. И вдруг в середине рейса наши тралы стали недолав- ливать рыбу. Мы срезали «немецкий» смольный трал по чертежу № 1609, которым промышляли последнее время, и поставили капроновый трал ПИНРО по чер­ тежу № 326. Успеха это не принесло. Поставили еще один ♦немецкий» трал, переделая- вый но способу тоа Задунаева, но тоже безуспешно. За это время мы много проверяли, анализировали, во существенных причин пролова не нашли. Переход ва банку Джорджес, где были большие уловы, так что эа 15 минут попадало до 30 тона рыбы, прервал наши бедствия. В. И. Задуиаев известен в траловом флоте как ра­ ционализатор, как специалист* в совершенстве анаю- щин траловый промысел. Но почему мы оказались в нролове и как можно было выйти из него, он ответить не мог. За это время, ориентировочно, ведаловдено около 70 тонн рыбы. В следующем рейсе (декабрь 1933 г.) с тем ж* тралмейстером на ВМРТ-250 онять заметили пролов. К тему же в ваерах наблюдалась разница в крутке при промере 26 декабря — 5 витков на метр, а 27 декабря — 5,7 витка на метр. В это время нрн срав­ нительных тралениях с БМРТ-409 мы имели уловы вдвое меньше. 28 декабря поменяли ваера с барабана на ба­ рабан и одновременно поменяли траловые доски. Нуж­ но отметить, что траловые доски, которые мы сняли З А Г А Д К А Т Р А Л А Е. ЛЕБЕДЕВ, копвтан дальнего плавания. с рабочих мест, работали совершенно исправно. Замер углов атаки также показал, что доски ио грунту хо­ дили нормально. В первом тралении после смены ваеров на бараба­ нах лебедки разность крутки ваеров была 3,6 витка. По неизвестным причинам улов был плохой. Стали делать сравнительные траления с БМРТ-409. * Уже следующий трал принес нам одинаковый с нам улов, и все последующие траления были полноценными. Через пять тралений после смены ваеров разность в их крутке снизилась до дв-ух витков. Этот случай пролова также можно отнести за счет крутки, хотя и под вопросом. А вот выписка из дневника за 24 декабря 1963 го­ да. «Сегодня разговаривал по радио с капитаном БМРТ-258 Тарасовым И. Т. Он наблюдает на своем судне пролов. По выходе в рейс они получили новые ваера. Первый промер после непродолжительной ра­ боты показал разницу в длине ваеров 4 метра, а вто­ рой — на 12 метров. После этого на 258-м стали делать в средне*! каждые два дня один промер. Промышлять они начали 14 ноября. Сегодня 24 де­ кабря. За 40 суток промысла три раза комбинировали ваера. Из них один раз поменяли с барабана на ба­ рабан ходовые концы во 500 метров. Второй раз по­ меняли с барабана ва барабан ^средние части ваеров между марками 500 и 1000 метров,. В третий раз поменяли с барабана на барабан 950 метров ваеров. Три раза выпускали в воду ваера и раскручи­ вали их буксировкой. Все эти меры давали улучшение в уловах только на 2—3 траления, а затем опять мы оказывались в пролове. — По нашим подсчетам, — говорит капитан, — ja 40 дпей промысла только на работу с ваерами затра­ тили четверо суток промыслового времени, недоловив примерно 120—150 тонн рыбы. К гому же во время промысла, сопоставляя свои уловы е уловами других еудов, недоловили примерно 150—180 тонн рыбы. Итого Эа 40 еуток недолов составил около 300 тонн...». Из семи случаев пролова, приведенных в статье, шесть приходится ,на долю одного капитана за пять лег работы, причем за эти шесть случаев недоловле- но около 400 тонн рыбы. * «. * П ОДЕЛЮСЬ своими мыслями, которых я раньше не высказывал. Очень долго я считал себя одним из лучших специалистов по добыче пе только как судоводитель но и особенно как знаток «души» трала. Я умел не только чинить трал, вырезать и сшивать любые фигурные детали, но и, как мне каза­ лось, знал и умел устранять все возможные причины пролова. Однако после случаев, описанных в приве­ денных выше примерах, я пришел к выводу, что «ду­ ши» трала никто из нас не знает, в том числе и ма­ стера-наставники (видно из примеров} и инженеры- добытчики. . В подтверждение последнего приведу еще один нример. В 1967 году проводились межбассейноиые ис­ пытания тралов «Севрыбы» и «Запрыбы» на БМРТ-241 «Душанбе» и БМРТ-230 «Юозас Грефенбергерис». Кроме судовых команд, в испытаниях участвовали 13- человек, пожалуй, самых лучших специалистов ио тралам от СКВ АтлантНИРО, ЦПКТБ главка «Зап- рыба», ЦПКТБ. главка «Севрыба», ПИНРО а отдела добычи Мурманского тралового флота. Как-то при испытаниях очередной иары тралов, когда экипажи работали на параллельных курсах, было замечено, что трал одного из судов приносит уловы значительно меньше ожидаемых. Выли приня­ ты все возможные меры к устранению пролова, но безрезультатно. Экипажи обменяли тралы, но и после этого то же самое судио продолжало иметь плохие уловы. Через некоторое время, уловы пришли к нор­ ме. По какой причине тралы одного судпа отказывали в уловах и почему затем уловы нормализовались, ии- кто ответить пе мог. Из разговоров с капитанами можно заключить, что почти каждый из них имел случаи пролова по неиз­ вестным причинам. Но об этом не пишут в газетах, а поэтому среди специалистов по добыче рыбы, рабо­ тающих в управлениях траловых флотов, сложилось мнение, что в пролове какого-либо судна виновны капитан и старший мастер по добыче, потому что они не смогли правильно вооружить трал. А как по­ казывает практика, это не всегда объективное сужде- нив. Мы часто высказываем желание иметь высокоуло- внетые тралы. Спора нет, такое желание справедливо. Но какие бы тралы-«самоловы» ни сделали наши кон­ структоры, с каждым из них экипаж может оказать­ ся в пролове по ненавестным пока еще нам причи­ нам. В данное время частота проловов остается примерно такой же, какой была и несколько лет назад. Одни­ ми догадками на вопрос, почему это происходит, пра­ вильного ответа получить нельзя. Считаю, что в тра­ ловом флоте следует еоздать группу специалистов по изучению причин пролова. Получая достоверную и откровенную информацию от капитанов и мастеров по добыче, выходя на промысел, они смогут быстрее до­ копаться до истины. Выигрыш для флота от этого будет громадный. = К Ш :‘<x*xv;v:v -x'xv >:•. > vX v ^v v x "i; 'V . ••> •:.• ::X v : 'х Ш : '.v -x -v •••Т ' * ? :? V ' ;*X v I v IX v / a ;*.* . зе 3 - ш § £ • л з * 2 3К Е По морям, по волнам... Фото И. Белозерцева. ^ П1Ш11М11!11111Ш11ШШ1111Ш1Ш111!ШШ111Ш111111Ш11111Ш1Ш11111111111Ш11!111Ш1Ш1!1ШШ111М111>11 I I I i11! IК 111! I i i1 i 13 If i IП liU i !1! tllllr-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz