Рыбный Мурман. 1970 г. Март.
EKOTOPQE ВРЕМЯ том? возе* моряки «Севрыбхолодфлота» и мурманские портовики были сви детелями перегрузки свежемороже ной рыбной продукции в картонкой таре, сформированной в пакеты. Прежде, чем подробно рассказать об этом, перенесемся дет на шесть на- зад. Еще тогда в главке «Оврыба* организовалась инициативная груп па, возглавляемая инженерами тт. Щербаевьш и Киреевым, которая произвела анализ ранее примепяв* шихся ускоренных методов ебребот* ни промысловых судов в пергу. ГруEt na пришла к выводу, что вамболее эффективным способом разгрузки современных больш етоннажтх ры бопромысловых судов будет пакети рование ящиков. Для решения згой задачи были объединены усилия Мур* майского торгового порта (тх Серге* ев и Елькин), главного управления «Севрыба» (тт. Щербаев и Киреев), а также института «Ленморнмипрое^ та» (тов. Павлов). Они приступили в технической проработке вопроса фор мирования ящиков е рыбной продук цией в пакеты. У читателя может возникнуть вол* рос: «При чем тут торговый порт в проектная организация Министерства морского флота?» Дело в том, что в то время центром обработки больших рефрижераторных траулеров и грант «портных рефрижераторов был тор говый порт. Вполне естественно, что его работники, совместно с упомяну тыми организациями, стал* искать рациональное решение этой пробле мы. К тому же в системе славка «Севрыба» не было проектной орга* низации, способной решить такую задачу оперативно, в течение 1966— 1967 гг. Немного забегая вперед, за* мечу, что головной институт «Гилро рыбфлота» (г. Ленинград) спустя три года обобщил имеющийся опыт ра боты в Северном и других бассейнах («Новая технология выгрузки моро женой рыбопродукции в рыбных портах»]. Мысль о пакетах была верней, Однако возник другой вопрос. Если пакеты превысят вес, допустимый для ручного труда, потребуется при* менение средств механизации. Но каких? Тогда это еще не было ясно. В то время в торговом порту про верился эксперимент по погрузке затаренной рыбопродукции в желез нодорожные вагоны при щ ацщ и электропогрузчиков. А нельзя ли электропогрузчики использовать для перемещения ящиков с рыбопродук цией внутри трюма? Претивши» этой идеи доказывали, что в морских условиях электропогрузчик приме нить будет невозможно. Для проверки этой мысля в море отправилась на плавбазе «Северо двинск* группа специалистов, пред* ставителей флота и торгового порта, Опыт показал, что электропогрузчи ки могут работать устойчиво в трю ме плавбазы при волнении поря до 6 баллов. Спустя несколько лет ини- циатором использования электропо* грузчиков стал старший механик транспортного рефрижератора «Хи бинские торы» тов. "Манжос. И он преследовал цель: вести перегрузку не просто ящиков, а пакетов ящиков О рыбопродукцией. Проектный институт морского фло та после долгих лет разработки про демонстрировал результаты поисков. Испытания, проведенные в 1968— 1969 гг., показали, что предлагаема* институтом схема пакетной перевоз ки ящиков е рыбной продукцией сложна, а устройства громоздки. Ис“ пользование их ведет к большим за* тратам времени на упаковке. Экс плуатационная надежность предло женных устройств слабая. Этой схе мой предусматривалось ручиое пере мещение ящиков, которые подава лись на поворотное формирующее устройство, где в специальные желоба заложена металлическая лепта опре* деленной длины (по пакету); В пакет формировалось 1$ ящиков. После ук ладки последнего ящика рабочий брал специальную машинку, закла дывал в вее концы металлических лент и качанием рычага стягивал их, а путем прокола — закреплял, чтобы избежать растягивания лент. Затеи формирующая платформа разворачи валась на 180 градусов, загруженная половина была готова для перемеще ния электропогрузчиком пакета в трюме, а на свободной половине про* цеос формирования повторялся. Для подъема пакета на крюке крана или судовой стрелы ммеяаеь пятив» строп*лента с клиновидным самоето- верящим замком, Представленное техническое реше ние заранее предопределяло неудоб ства и медлительность в работе, п с этому не нашло дальнейшей разра ботки. Надежды инициаторов пакет* вой перевозки не оправдались. В прошлом году качал работал новый участок рыбного порта, на ко тором обслуживаются БМРТ, трав* «портные и производственные рефри жераторы. Участок оснащен совре* пенной перегрузочной техникой, о б ъ ем работы нового участка равен ш г лугодовой программе всего порто» Ясно, что высоких результате» во обработке судов старыми методами добиться нельзя. Надо искать новые пути, разрабатывать известные: па кетный и контейнерный способ трою- спортировки грузов. Оказывается, к о т вопрос можно поставить значительно шире. Три года назад на одном из совещаний в Смете Экономической Взаимопомо щи представители главка «Севрыба» вели разговор с советскими, польски ми в немецкими специалистами о новых направлениях по этому воп росу. Обмен мнениями позволил в м е т а т ь пути, по которым должна развиваться транспортировка рыбо продукции, — контейнеризация и пакетирование. Есть возможность создать контейнер-холодильник с ав тономным питанием или с подключе нием па епвдюваре. При этап отпа дает надобность в холодильниках, ж потребуются специальные транспор тные средства. Открывается воз можность обходиться без складов хранения, доставлять рыбную про* дукцию от места изготовления до мест реализации. Есть в этом методе и другие положительные факторы. Вместе с тем применение контейне ров-холодильников по существу яв ляется своего рода революционным моментом в рыбной промышлен ности. Он, несомненно, повлек бы крупные изменения и в народном хозяйстве. Переход на такую систе* ягу затянулся бы на продолжмтел 1 Г ное время. В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ приемлемым остается более эф фективный способ пакетирован пия груза, хотя он, по нашему мне нию, представляет промежуточную стадию в поисках более совершенных форм этого трудоемкого процесса. В транспортной хозяйстве рыбной промышленности до настоящего вре мени пакетный метод «перегрузки и хранения груза применялся только на складах порта. Для нас неприемлемо м прямое копирование яакепмгкок- тейнерного метода, взятого из других отраслей промышленности, — у мур манчан свои специфические условна грузооборота и перевалки на транзит. Если в Калининградском рыбном порту нашли широкое применение электропогрузчики с поддонами, на которые уложены ящики, то это ста до возможным благодаря прямой пе редаче груза: трюм судна — рампа холодильной камеры холодильника В наших условиях труз подается пе в холодильники, а в изотермические вагоны. Транспортировка груза на поддо нах очень эффектна, но не может быть взята на вооружение экипажа ми транспортных рефрижераторов, хотя, казалось бы, это верный путь для применения электропогрузчиков В трюмах. На одном из совещаний пеня поразило выступление капитана производственного рефрижератора, который сетовал на то, что в борьбе ээ высокую рентабельность судна морякам мешает разная толщина стенок картонной тары. Разница эта намеряется миллиметрами, во в ко нечном итоге значительно влияет на использование объемов трюмов. А это десятки и даже сотни тонн допол нительно перевезенной рыбной про* дукции. Легко представить, как воз росли бы потери при использовании поддонов. Пакетирование — эффективное ре шение этой проблемы для моряков в портовиков. Мы не стали ждать комплексного решения всех вопросов, внедряя и эксплуатируя проме жуточные узлы: трюмные те» лежки, поддоны, электропогруз чики для вагонной загрузки» строп-ленты и другие средства малой механизации. При этом было про явлено немало рабочей смекалки, подлинного технического творчества. Проявили настойчивость, внесли свой вклад в решение этой проблемы пор товики тт. Мешалкин, Евсеев, Погг ков, Антуфьев, Челобитчиков, Са пожников, Ляпин, Бойко, Хворосту* хин, Говядовский, Селиканов, Хари тонов, Шульга, Зимин, Гирич, • Фи липпов и многие другие л также ра ботники «Севрыбхолодфлота» тт. Ни колаенко, Бушмин, Савватеев и дру гие. Пробовали один вариант за Дру* гил». Хорошее приживалось, обработ ка судов становилась эффективнее. Но достигнутое еще нас пе удов летворяет. Хотелось бы отработать такой метод, чтобы рабочий припа сался к ящику только один раз в порту, а второй роз ручной труд при менялся только при отгрузке продук ции потребителю, чтобы весь процесс был единым. Поиски вели специали сты всех флотов и порта. Намети лась схема: при перегрузке продук ции с БМРТ на ТР в районе промыс ла пакет опоясывается мягкой строп- лентой е затяжным замком. Судо выми средствами пакеты перегружа ются в трюм ТР, где электропогруз чик отвозит их в штабель. В порту просвет люка освобождается непо средственно краном — в подъеме мо жет быть четыре пакета. Затем элек тропогрузчик доставляет пакеты ящиков к просвечу люка, где на гре бенчатый поддон их можно устано вить сразу четыре. Крен подает па* кеты на поддоне к грузовому мости ку, установленному па прюагонном «юле — против дверей — откуда электропогрузчик подает пакет для установки в вагоне. В этом еяучае электропогрузчик покидает вагон только в конце закладки, чтобы ра ботать уж е с привагонвого стола. В конце 1969 года проходила экс периментальная отработка и провер к а отдельных звеньев общей техно логической цепи: 1. Работа электро погрузчиков в трюме транспортно рефрижераторных судов. 2. Работа электропогрузчиков в железнодорож ных вагонах с пакетами. 3. Способ ирования пакетов и выбор кон струкции строп-лент. На испытаниях была проверена конструкция обвязочного комплекта, предложенного «Гипрорыбфлотом» <г. Ленинград). Комплект состоит из четырехветьевой строп-ленты и рези новой ленты, фиксирующей строп. Вместе с этой конструкцией в работе были проверены более простые кон струкции строп-лент — всего 4 вари анта Испытания показали, что об вязочный комплект «Гипрорыбфлота» нам не подходит: велики потери вре мени на формирование пакета, ве лик и расход материалов, следова тельно, и стоимость их. Строп-ленту невозможно освободить от пакета пе ред загрузкой в вагон. В этом слу чае строп-лента транспортируется вместе с пакетом до потребителя про дукции. Из четырех вариантов для опытно промышленной эксплуатации остано вились на двух. Первая конструкция предусматривает использование двух параллельных строп-лент, обхваты вающих пакет снизу и с боков. При этом концы лент имеют металличе ские 'петли для подъема крюком, а также для фиксации предваритель ной затяжкой — двумя резиновыми амортизаторами. Во втором варианте используется одна строп-лента с замком для фиксации усилия затяж ки. При этом для подъема пакета ис пользуется двухсторонний захват лепты» которая обхватила все че тыре стороны пакета. Опытная оиг влуатация покажет, какой из вари антов лучше. Сейчас определился план провеле ния промышленно-опытной эксплу атации схемы: передачи груза паке тами из трюма БМРТ до желеэнодр* рентою вагона. Но в первую «че реда будет разрабатываться метод, где доступно применение электро погрузчиков в трюме. При этом учи тывается быстрое освобождение про света люка. Количество ящиков в пакете равно IB—20. Учитывается к доступность одновременной загрузки , вагона (по ширине — 9 ящиков). После отработки первой очереди программы качнется осуществление второй очереди. После меха низации подачи ящиков к просвету люка, возникнет возможность осу ществить пакетирование по 30—36 ящиков и подъем такого пакета на борт ТР или плавбазы. Применение пакетного метода пе ревозки рыбопродукции сулит для моряков н портовиков большие вы годЫ. Можно предполагать, что себе стоимость перевозки и' перегрузки снизится в два раза, а выработка ва одного портового рабочего т о я ^ груза ва смену — повысится в два с поло виной раза. Особенно -большое зна чение приобретает атот метод при работе предприятий в помех услови ях планирования и виономичеекого стимулирования. Проведенные испытания показали большую заинтересованность коллек тива «Севрыбхолодфлота». Кстати, в пакетах можно перевозить не только рыбопродукцию, но и картонную та- РУ- Творческое содружество коллекти вов порта, «Севрыбхолодфлота», тра лового флота, ЦПКТБ, главка «Сев- рыба» поможет быстрее решить эту проблему, преодолеть имеющиеся трудности. Достаточно сказать, что всех нас порой «затирает текучка», что отсутствуют специальные налад чики, заинтересованные во внедре нии новшеств, не хватает рабочих рук и т. д. Все эти помехи преодоли мы, забота о техническом прогрессе — забота каждого специалиста, таворчески мыслящего труженика рыбной промышленности. А. ХРАПОВИЦКИЙ, начальник конструкторского бюро Мурманского ордена Ложна морского рыбного ПОИСК ЛУЧШИХ МЕТОДОВ РАЗГРУЗКИ nil(l№№IUtl»itlll!IUtlt[III(IHi!IHimi{tl!IIIILIIItlttftlUllflllUUUimitUIIIIIIIilH 14 firi!Htltlfr}llllii
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz