Рыбный Мурман. 1970 г. Март.

EKOTOPQE ВРЕМЯ том? возе* моряки «Севрыбхолодфлота» и мурманские портовики были сви­ детелями перегрузки свежемороже­ ной рыбной продукции в картонкой таре, сформированной в пакеты. Прежде, чем подробно рассказать об этом, перенесемся дет на шесть на- зад. Еще тогда в главке «Оврыба* организовалась инициативная груп­ па, возглавляемая инженерами тт. Щербаевьш и Киреевым, которая произвела анализ ранее примепяв* шихся ускоренных методов ебребот* ни промысловых судов в пергу. ГруEt­ na пришла к выводу, что вамболее эффективным способом разгрузки современных больш етоннажтх ры­ бопромысловых судов будет пакети­ рование ящиков. Для решения згой задачи были объединены усилия Мур* майского торгового порта (тх Серге* ев и Елькин), главного управления «Севрыба» (тт. Щербаев и Киреев), а также института «Ленморнмипрое^ та» (тов. Павлов). Они приступили в технической проработке вопроса фор­ мирования ящиков е рыбной продук­ цией в пакеты. У читателя может возникнуть вол* рос: «При чем тут торговый порт в проектная организация Министерства морского флота?» Дело в том, что в то время центром обработки больших рефрижераторных траулеров и грант «портных рефрижераторов был тор­ говый порт. Вполне естественно, что его работники, совместно с упомяну­ тыми организациями, стал* искать рациональное решение этой пробле­ мы. К тому же в системе славка «Севрыба» не было проектной орга* низации, способной решить такую задачу оперативно, в течение 1966— 1967 гг. Немного забегая вперед, за* мечу, что головной институт «Гилро рыбфлота» (г. Ленинград) спустя три года обобщил имеющийся опыт ра­ боты в Северном и других бассейнах («Новая технология выгрузки моро­ женой рыбопродукции в рыбных портах»]. Мысль о пакетах была верней, Однако возник другой вопрос. Если пакеты превысят вес, допустимый для ручного труда, потребуется при* менение средств механизации. Но каких? Тогда это еще не было ясно. В то время в торговом порту про­ верился эксперимент по погрузке затаренной рыбопродукции в желез­ нодорожные вагоны при щ ацщ и электропогрузчиков. А нельзя ли электропогрузчики использовать для перемещения ящиков с рыбопродук­ цией внутри трюма? Претивши» этой идеи доказывали, что в морских условиях электропогрузчик приме­ нить будет невозможно. Для проверки этой мысля в море отправилась на плавбазе «Северо­ двинск* группа специалистов, пред* ставителей флота и торгового порта, Опыт показал, что электропогрузчи­ ки могут работать устойчиво в трю­ ме плавбазы при волнении поря до 6 баллов. Спустя несколько лет ини- циатором использования электропо* грузчиков стал старший механик транспортного рефрижератора «Хи­ бинские торы» тов. "Манжос. И он преследовал цель: вести перегрузку не просто ящиков, а пакетов ящиков О рыбопродукцией. Проектный институт морского фло­ та после долгих лет разработки про­ демонстрировал результаты поисков. Испытания, проведенные в 1968— 1969 гг., показали, что предлагаема* институтом схема пакетной перевоз­ ки ящиков е рыбной продукцией сложна, а устройства громоздки. Ис“ пользование их ведет к большим за* тратам времени на упаковке. Экс­ плуатационная надежность предло­ женных устройств слабая. Этой схе­ мой предусматривалось ручиое пере­ мещение ящиков, которые подава­ лись на поворотное формирующее устройство, где в специальные желоба заложена металлическая лепта опре* деленной длины (по пакету); В пакет формировалось 1$ ящиков. После ук­ ладки последнего ящика рабочий брал специальную машинку, закла­ дывал в вее концы металлических лент и качанием рычага стягивал их, а путем прокола — закреплял, чтобы избежать растягивания лент. Затеи формирующая платформа разворачи­ валась на 180 градусов, загруженная половина была готова для перемеще­ ния электропогрузчиком пакета в трюме, а на свободной половине про* цеос формирования повторялся. Для подъема пакета на крюке крана или судовой стрелы ммеяаеь пятив» строп*лента с клиновидным самоето- верящим замком, Представленное техническое реше­ ние заранее предопределяло неудоб­ ства и медлительность в работе, п с этому не нашло дальнейшей разра­ ботки. Надежды инициаторов пакет* вой перевозки не оправдались. В прошлом году качал работал новый участок рыбного порта, на ко­ тором обслуживаются БМРТ, трав* «портные и производственные рефри­ жераторы. Участок оснащен совре* пенной перегрузочной техникой, о б ъ ­ ем работы нового участка равен ш г лугодовой программе всего порто» Ясно, что высоких результате» во обработке судов старыми методами добиться нельзя. Надо искать новые пути, разрабатывать известные: па­ кетный и контейнерный способ трою- спортировки грузов. Оказывается, к о т вопрос можно поставить значительно шире. Три года назад на одном из совещаний в Смете Экономической Взаимопомо­ щи представители главка «Севрыба» вели разговор с советскими, польски­ ми в немецкими специалистами о новых направлениях по этому воп­ росу. Обмен мнениями позволил в м е т а т ь пути, по которым должна развиваться транспортировка рыбо­ продукции, — контейнеризация и пакетирование. Есть возможность создать контейнер-холодильник с ав­ тономным питанием или с подключе­ нием па епвдюваре. При этап отпа­ дает надобность в холодильниках, ж потребуются специальные транспор­ тные средства. Открывается воз­ можность обходиться без складов хранения, доставлять рыбную про* дукцию от места изготовления до мест реализации. Есть в этом методе и другие положительные факторы. Вместе с тем применение контейне­ ров-холодильников по существу яв­ ляется своего рода революционным моментом в рыбной промышлен­ ности. Он, несомненно, повлек бы крупные изменения и в народном хозяйстве. Переход на такую систе* ягу затянулся бы на продолжмтел 1 Г ное время. В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ приемлемым остается более эф­ фективный способ пакетирован пия груза, хотя он, по нашему мне­ нию, представляет промежуточную стадию в поисках более совершенных форм этого трудоемкого процесса. В транспортной хозяйстве рыбной промышленности до настоящего вре­ мени пакетный метод «перегрузки и хранения груза применялся только на складах порта. Для нас неприемлемо м прямое копирование яакепмгкок- тейнерного метода, взятого из других отраслей промышленности, — у мур­ манчан свои специфические условна грузооборота и перевалки на транзит. Если в Калининградском рыбном порту нашли широкое применение электропогрузчики с поддонами, на которые уложены ящики, то это ста­ до возможным благодаря прямой пе­ редаче груза: трюм судна — рампа холодильной камеры холодильника В наших условиях труз подается пе в холодильники, а в изотермические вагоны. Транспортировка груза на поддо­ нах очень эффектна, но не может быть взята на вооружение экипажа­ ми транспортных рефрижераторов, хотя, казалось бы, это верный путь для применения электропогрузчиков В трюмах. На одном из совещаний пеня поразило выступление капитана производственного рефрижератора, который сетовал на то, что в борьбе ээ высокую рентабельность судна морякам мешает разная толщина стенок картонной тары. Разница эта намеряется миллиметрами, во в ко­ нечном итоге значительно влияет на использование объемов трюмов. А это десятки и даже сотни тонн допол­ нительно перевезенной рыбной про* дукции. Легко представить, как воз­ росли бы потери при использовании поддонов. Пакетирование — эффективное ре­ шение этой проблемы для моряков в портовиков. Мы не стали ждать комплексного решения всех вопросов, внедряя и эксплуатируя проме­ жуточные узлы: трюмные те» лежки, поддоны, электропогруз­ чики для вагонной загрузки» строп-ленты и другие средства малой механизации. При этом было про­ явлено немало рабочей смекалки, подлинного технического творчества. Проявили настойчивость, внесли свой вклад в решение этой проблемы пор­ товики тт. Мешалкин, Евсеев, Погг ков, Антуфьев, Челобитчиков, Са­ пожников, Ляпин, Бойко, Хворосту* хин, Говядовский, Селиканов, Хари­ тонов, Шульга, Зимин, Гирич, • Фи­ липпов и многие другие л также ра­ ботники «Севрыбхолодфлота» тт. Ни­ колаенко, Бушмин, Савватеев и дру­ гие. Пробовали один вариант за Дру* гил». Хорошее приживалось, обработ­ ка судов становилась эффективнее. Но достигнутое еще нас пе удов­ летворяет. Хотелось бы отработать такой метод, чтобы рабочий припа­ сался к ящику только один раз в порту, а второй роз ручной труд при­ менялся только при отгрузке продук­ ции потребителю, чтобы весь процесс был единым. Поиски вели специали­ сты всех флотов и порта. Намети­ лась схема: при перегрузке продук­ ции с БМРТ на ТР в районе промыс­ ла пакет опоясывается мягкой строп- лентой е затяжным замком. Судо­ выми средствами пакеты перегружа­ ются в трюм ТР, где электропогруз­ чик отвозит их в штабель. В порту просвет люка освобождается непо­ средственно краном — в подъеме мо­ жет быть четыре пакета. Затем элек­ тропогрузчик доставляет пакеты ящиков к просвечу люка, где на гре­ бенчатый поддон их можно устано­ вить сразу четыре. Крен подает па* кеты на поддоне к грузовому мости­ ку, установленному па прюагонном «юле — против дверей — откуда электропогрузчик подает пакет для установки в вагоне. В этом еяучае электропогрузчик покидает вагон только в конце закладки, чтобы ра­ ботать уж е с привагонвого стола. В конце 1969 года проходила экс­ периментальная отработка и провер­ к а отдельных звеньев общей техно­ логической цепи: 1. Работа электро­ погрузчиков в трюме транспортно­ рефрижераторных судов. 2. Работа электропогрузчиков в железнодорож­ ных вагонах с пакетами. 3. Способ ирования пакетов и выбор кон­ струкции строп-лент. На испытаниях была проверена конструкция обвязочного комплекта, предложенного «Гипрорыбфлотом» <г. Ленинград). Комплект состоит из четырехветьевой строп-ленты и рези­ новой ленты, фиксирующей строп. Вместе с этой конструкцией в работе были проверены более простые кон­ струкции строп-лент — всего 4 вари­ анта Испытания показали, что об­ вязочный комплект «Гипрорыбфлота» нам не подходит: велики потери вре­ мени на формирование пакета, ве­ лик и расход материалов, следова­ тельно, и стоимость их. Строп-ленту невозможно освободить от пакета пе­ ред загрузкой в вагон. В этом слу­ чае строп-лента транспортируется вместе с пакетом до потребителя про­ дукции. Из четырех вариантов для опытно­ промышленной эксплуатации остано­ вились на двух. Первая конструкция предусматривает использование двух параллельных строп-лент, обхваты­ вающих пакет снизу и с боков. При этом концы лент имеют металличе­ ские 'петли для подъема крюком, а также для фиксации предваритель­ ной затяжкой — двумя резиновыми амортизаторами. Во втором варианте используется одна строп-лента с замком для фиксации усилия затяж­ ки. При этом для подъема пакета ис­ пользуется двухсторонний захват лепты» которая обхватила все че­ тыре стороны пакета. Опытная оиг влуатация покажет, какой из вари­ антов лучше. Сейчас определился план провеле­ ния промышленно-опытной эксплу­ атации схемы: передачи груза паке­ тами из трюма БМРТ до желеэнодр* рентою вагона. Но в первую «че­ реда будет разрабатываться метод, где доступно применение электро­ погрузчиков в трюме. При этом учи­ тывается быстрое освобождение про­ света люка. Количество ящиков в пакете равно IB—20. Учитывается к доступность одновременной загрузки , вагона (по ширине — 9 ящиков). После отработки первой очереди программы качнется осуществление второй очереди. После меха­ низации подачи ящиков к просвету люка, возникнет возможность осу­ ществить пакетирование по 30—36 ящиков и подъем такого пакета на борт ТР или плавбазы. Применение пакетного метода пе­ ревозки рыбопродукции сулит для моряков н портовиков большие вы­ годЫ. Можно предполагать, что себе­ стоимость перевозки и' перегрузки снизится в два раза, а выработка ва одного портового рабочего т о я ^ груза ва смену — повысится в два с поло­ виной раза. Особенно -большое зна­ чение приобретает атот метод при работе предприятий в помех услови­ ях планирования и виономичеекого стимулирования. Проведенные испытания показали большую заинтересованность коллек­ тива «Севрыбхолодфлота». Кстати, в пакетах можно перевозить не только рыбопродукцию, но и картонную та- РУ- Творческое содружество коллекти­ вов порта, «Севрыбхолодфлота», тра­ лового флота, ЦПКТБ, главка «Сев- рыба» поможет быстрее решить эту проблему, преодолеть имеющиеся трудности. Достаточно сказать, что всех нас порой «затирает текучка», что отсутствуют специальные налад­ чики, заинтересованные во внедре­ нии новшеств, не хватает рабочих рук и т. д. Все эти помехи преодоли­ мы, забота о техническом прогрессе — забота каждого специалиста, таворчески мыслящего труженика рыбной промышленности. А. ХРАПОВИЦКИЙ, начальник конструкторского бюро Мурманского ордена Ложна морского рыбного ПОИСК ЛУЧШИХ МЕТОДОВ РАЗГРУЗКИ nil(l№№IUtl»itlll!IUtlt[III(IHi!IHimi{tl!IIIILIIItlttftlUllflllUUUimitUIIIIIIIilH 14 firi!Htltlfr}llllii

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz