Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.
р а с с к а з ы в а е м об о п ыт е * V • • » экипажа траулера «Дагестан» (Окончание. Нач. ва 1 стр.). какой хозяйственностью от* неслись мастера но добыче, когда подняли из воды кем-то оставленный на дне моря из эадепистом месте трал. Сдела ли из него нижнио крылья, которыми проработали весь рейс. Оставшееся сетноо по лотно решили применить в очередном рейсе, выкроив на нет мешок, верхнюю пласть, верхние крылья. Тогда же пы- ловили и чужой веерный трос, годные отрезки его тоже пошли в дело. — Мы могли бы еще боль- ,ше сэкономить на промвоору- жении, если бы отдел снабже ния полностью удовлетворил нашу заявку — отпустил 150 килограммов капроновой ни- тв, — сказал старший мастер но добыче В. В. Яблоновский. И Владимир Васильевич по яспил; —• Срезали два трплз. И 1 добротной дели приготовили некоторые детали. Но эти тра лы могли бы еще послужить, если бы была капроновая прядь. Вычинили бы нх. Тут напрашивается простой вывод. Сто пятьдесят кило граммов нити во своей гтоа- мости " не идут ни в какое сравнение с ценностью двух «ловушек». Так стоило ли эко номить дс-сятки рублей, а терять сотни. Я уже сказал, что предыду щее плавание экипажа «Даге стана» закончилось ироловом. Минувшее — прошло весьма успешно. Моряки доставили в порт, сдали па производствен пый рефрижератор болео 400 топи полуфабриката трески, окуня, палтуса. Рейсовое за дание перекрыто. Заслуга аа- лубной команды в этом не сомненна. — У пас но было претензий к мастерам по добыче, — так коротко отозвался о работо палубников старший помощ ник капитана Петр Яковлев. Значит, оправдали себя то изменения в вооружении тра ла, которые произвел В. Н. Яблоновский. А они сущест венные. Во-первых, его пргд* юествепник, ходивший на «Дагестане» два рейса, поста вил 9-метровые вытяжные из ваерного троса диаметром 22 миллиметра. А он тяжел, да вил на хатлайп, и, естествен но, трал не получал должного раскрытия. Их заменили, ис пользовав 18-миллиметровый трос. Утяжеление получалось а из-за применения такелажпых скоб № 6 , которыми соединя ли голые концы размером 3,4 метра. В, В. Яблоновский ov них отказался. Поставил ско бы .№ 2,5. Вес каждой из них уменьшился более чем на ки лограмм. Еще значительнее дефект был обнаружен в сетном по лотне. Например, перекос де ли верхней пласти составлял 45 процентов. При такой нса«- нравности трала нролов неми нуем. И хорошо, что мастера по добыче вовремя обнаружи ли это и исправили положе ние. Потому не удивительны 10 -тонныо уловы, которое поднимали моряки, облавли вая концентрации трески.,, Сегодня экипаж «Дагеста на» вновь в моро. На пути”к цели — выловить 25 тысяч центнеров рыбы — моряки на мерены сделать ещо один уме ренный шаг. И не уступить того места, которого onа до бились в соревновании: бьггЬ и впредь в первой десятке, среди коллективов судов борт тового траления* В, СЕРГЕЕВ. -г*-- ГЛАВНОЕ-ЛЮБИТЬ ПРОФЕССИЮ Собственно, все начиналось в Тал лине, когда рыболовный траулер «Да гестан» находился в малом капиталь ном ремонте. На время ремонта ме ханики судна были отпущены в от пуска, на выходные дни, и, естествен но, управляться одному со всеми ра ботами старшему механику Анпто- лию Дмитриевичу Быкадорову было очень и очень трудно. Представьте сами. Когда идет ремонт, механики должны подготавливать для судоре монтников рабочее место, заботиться о деталях, о их скорейшей доставке на судно. Когда механики в сборе, сделать это нетрудно. Кто-то, ска жем, остается в машине и находится неотступно рядом с рабочими заве>- да, кто-то наводит порядок в машин ном и котельном отделениях, а стар шему механику остается лишь сле дить внимательно за всем происхо дящим, давать необходимые советы и наставления да поддерживать связь с прорабами, мастерами цехов. Там же, в Таллине, механик и в заводоуп равлении появлялся, в машинном от делении судна почти не расставался с веником, частенько, переодевшись в рабочую спецовку, взяв в руки клю чи, часами возился с механизмами. Если механик любит свое судно, свою профессию, его вездесущности удивляться не стоит. А Анатолий Дмитриевич Быкадоров один из пле яды беспокойных. Отсюда и отлич ное знание «капризов» каждого меха низма, умение предупредить беду. В апреле 1869 года ремонтные рабо ты по РТ-269 были закончены, мож- Боцман траулера «Дагестан» Иван Александрович Пилипенко. но было вызывать свою команду. Признаться откровенно, _ Анатолий Дмитриевич мало надеялся на то, что заполучит обратно своих испы танных орлов, с которыми трудился на РТ-269 несколько месяцев и лет подряд. Но вот на причале появилась группа мужчин с чемоданчиками в руках. Подходя к судну, они подняли вверх кепки: «Здравствуй, «дедушка*, — и в объятия Анатолия Дмитриеви ча попадает сначала второй ‘механик Николай Иванович Суровцев, а затем и третий механик Виктор Петрович Кузнецов. Радости, конечно, было много. Дело, значит, пойдет'отлично, думал стармех, если на судно возвра щаются хозяева. А именно так мож но назвать механиков. , Таллинские рабочие не раз удивлялись хорошему техническому состоянию механизмов, а ведь обслуживали их именно они— Суровцев и Кузнецов. С этими людь ми Анатолий Дмитриевич готов был идти хоть к самому Северному по люсу. Такие не подводят в трудном деле, не бросают в беде. И механики были рады, что им опять доведется трудиться под началом такого опыт ного товарища, каким является Бы кадоров. Обычно про первые рейсы говорят, что это рейсы пробные. О механиках РТ-269 этого не скажешь никак, хотя в составе машинной команды и были нозички. Это старший машинист Сте пан Федькин, котельные машинисты Николай Дзержинский, Андрей Бузи- кевич, слесарь-токарь Евгений Куко- тенко. Но старший машинист Степан Федькин четыре года служил на во енно-морском флоте. Его военная специальность машинист-турбииист. Правда, ему поначалу было нелегко освоиться на промысловом корабле, но в трудную минуту рядом всегда оказывался второй механик, старший механик. Прошел год. Степан Федь кин стал опытным производственни ком, в мастерстве не уступает осталь ным. Вопрос о техническом обучении всегда стоял и стоит на первом месте у старшего механика. Потому он по- справедливому требователен к това рищам по труду. «Ни одной минуты от промыслового времени!» — такой лозунг выдвинули механики РТ-269 «Дагестана в юби лейном году. Это значит, что они дол жны стараться не отнимать у экипа жа на ремонт механизмов ни одной минуты ни на промысле, ни во время переходов. И надо отдать им должное: механики сдержали слово. Ремонтировали машину и вспомога- : тельные механизмы во время стоянки у плавучих баз при сдаче рыбы. С ле бедкой, например, управлялись за те короткие час—два, пока трал нахо дился за бортом. Второй механик Николай Иванович Суровцев всеми уважаемый на ко рабле человек. Уважение заслужил своим трудолюбием, внимательным отношением к молодым товарищам. То, что он любит механизмы, пока зывает одна такая, казалось бы, не значительная деталь. Есть на судне центробежный насос. Работает ис правно. Подойдет, бывало, к нему Ни колай Иванович, прислушается к ровному шуршанию крылатки — по рядок. Но этому насосу через каждые три месяца работы положено произ водить вскрытие. Срок к его вскры тою подошел на промысле. По 'ин-' струкции вскрытие насоса и его ос мотр должен производиться без за держек. Разобрать насос, осмотреть' его —■нужно время. Просить его у капитана? Хотя это и закон, но как посмотрят на тебя товарищи по рабо те, подумал Николай Иванович, если узнают об этом сейчас, когда рыба есть. И вот в поздний вечер при под ходе к производственному рефриже ратору «Феликс Кон» Николаи Ива нович Суровцев подготовил все не обходимые инструменты, а когда по ступила команда «Стоп машина», приступил к разборке насоса. На раз борку, осмотр механизма, на сборку ушло немногим более часа. Иной, мо жет, и не стал бы волноваться. Поду маешь, насос, как-нибудь дотянет"до порта. Николай Иванович Суровцев бес покоился, переживал и очень был доволен, когда убедился в исправно сти насоса. Или Виктор Петрович Кузнецов. Он ударник коммунистического тру да, председатель судового комитета профсоюза, умеет поднять настрое ние хорошей песней — несколько лег участвовал в художественной само деятельности — может пошутить. Но не только за это его любят на судне. Так же, как Николай Иванович Су ровцев, он любит работу, любиг ко рабли. Разница у них только в стаже. Первый отдал морю двадцать два го да, второй — десять. Возьмем последний рейс. Ни с то го ни с сего вдруг начал греться ра- мовый подшипник траловой лебедки. Именно тогда, когда необходимо было поднимать трал на борт. При остановили подъем трала. Совещание механиков было недолгим. К тому же «нажимал» старший мастер лова Владимир Васильевич Яблоновский. Этот человек всегда подкупает своей неусидчивостью. Со стороны кажется, что он двужильный. Как так, полный • * ■*» # . • • • рыбы трал в воде а ему предлагают подождать! Решили слегка отдать болты и попытаться набить солидола. Трал медленно, но верно поднимался на поверхность. И вот трал на палу бе. Все обошлось. Решили ремонтиро вать лебедку после спуска трала. По- ( * * • %. » исковый прибор показывал хороший косяк рыбы. И вот он, Никодай Пет рович Кузнецов, в течение двух часов Третий механик, председатель судо вого комитета профсоюза траулера «Дагестан» Виктор Петрович Кузнецов, не отходил от лебедки. Снял подшип ник, убрал старую смазку, промыл, отшабрил и направил канавку, под- шлифозал шейку зала, и подшипник работал исправно до конца рейса. Об ударной работе механиков РТ-269 «Дагестан» можно говорить много. Здесь можно было бы расска зать, как старший механик Анатолий Дмитриевич Быкадоров не сомкнул однажды ночью глаз над кинопроек тором, отремонтировал лентопротяж ный механизм, и ребята на следую щий день уже смотрели очередной фильм. Можно было бы рассказать и о том, как тот же стармех своими ру ками сделал действующую модель судовой машины и подарил ее в от дел главного механика. Или о том, как механики добивались экономии горюче-смазочных материалов, как они обслуживали 22 апреля главную машину сэкономленным топливом и маслом. Но обобщим рассказ о меха никах РТ-269 таким фактом. На сут ки промысла машинной команде но закону необходимо выделять 0,6 часа для ремонтных работ. Если рейс про должается пятьдесят суток, то на ре монт своими силами будет затрачен тридцать один час. За это время при хорошей промысловой обстановке можно выловить 25 тонн рыбы допол нительно. Считайте, что эти 25 тонн экипаж РТ-269 вылавливает потому, что механики не отнимают от про мыслового времени ни минуты. Они являются ‘активными участниками в борьбе зй достижение поставленной цели — выловить в юбилейном году 25000 центнеров рыбы. С. ДАНИЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz