Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.

р а с с к а з ы в а е м об о п ыт е * V • • » экипажа траулера «Дагестан» (Окончание. Нач. ва 1 стр.). какой хозяйственностью от* неслись мастера но добыче, когда подняли из воды кем-то оставленный на дне моря из эадепистом месте трал. Сдела­ ли из него нижнио крылья, которыми проработали весь рейс. Оставшееся сетноо по­ лотно решили применить в очередном рейсе, выкроив на нет мешок, верхнюю пласть, верхние крылья. Тогда же пы- ловили и чужой веерный трос, годные отрезки его тоже пошли в дело. — Мы могли бы еще боль- ,ше сэкономить на промвоору- жении, если бы отдел снабже­ ния полностью удовлетворил нашу заявку — отпустил 150 килограммов капроновой ни- тв, — сказал старший мастер но добыче В. В. Яблоновский. И Владимир Васильевич по­ яспил; —• Срезали два трплз. И 1 добротной дели приготовили некоторые детали. Но эти тра­ лы могли бы еще послужить, если бы была капроновая прядь. Вычинили бы нх. Тут напрашивается простой вывод. Сто пятьдесят кило­ граммов нити во своей гтоа- мости " не идут ни в какое сравнение с ценностью двух «ловушек». Так стоило ли эко­ номить дс-сятки рублей, а терять сотни. Я уже сказал, что предыду­ щее плавание экипажа «Даге­ стана» закончилось ироловом. Минувшее — прошло весьма успешно. Моряки доставили в порт, сдали па производствен пый рефрижератор болео 400 топи полуфабриката трески, окуня, палтуса. Рейсовое за­ дание перекрыто. Заслуга аа- лубной команды в этом не­ сомненна. — У пас но было претензий к мастерам по добыче, — так коротко отозвался о работо палубников старший помощ­ ник капитана Петр Яковлев. Значит, оправдали себя то изменения в вооружении тра­ ла, которые произвел В. Н. Яблоновский. А они сущест­ венные. Во-первых, его пргд* юествепник, ходивший на «Дагестане» два рейса, поста­ вил 9-метровые вытяжные из ваерного троса диаметром 22 миллиметра. А он тяжел, да­ вил на хатлайп, и, естествен­ но, трал не получал должного раскрытия. Их заменили, ис­ пользовав 18-миллиметровый трос. Утяжеление получалось а из-за применения такелажпых скоб № 6 , которыми соединя­ ли голые концы размером 3,4 метра. В, В. Яблоновский ov них отказался. Поставил ско­ бы .№ 2,5. Вес каждой из них уменьшился более чем на ки­ лограмм. Еще значительнее дефект был обнаружен в сетном по­ лотне. Например, перекос де­ ли верхней пласти составлял 45 процентов. При такой нса«- нравности трала нролов неми­ нуем. И хорошо, что мастера по добыче вовремя обнаружи­ ли это и исправили положе­ ние. Потому не удивительны 10 -тонныо уловы, которое поднимали моряки, облавли­ вая концентрации трески.,, Сегодня экипаж «Дагеста­ на» вновь в моро. На пути”к цели — выловить 25 тысяч центнеров рыбы — моряки на­ мерены сделать ещо один уме­ ренный шаг. И не уступить того места, которого onа до­ бились в соревновании: бьггЬ и впредь в первой десятке, среди коллективов судов борт тового траления* В, СЕРГЕЕВ. -г*-- ГЛАВНОЕ-ЛЮБИТЬ ПРОФЕССИЮ Собственно, все начиналось в Тал­ лине, когда рыболовный траулер «Да­ гестан» находился в малом капиталь­ ном ремонте. На время ремонта ме­ ханики судна были отпущены в от­ пуска, на выходные дни, и, естествен­ но, управляться одному со всеми ра­ ботами старшему механику Анпто- лию Дмитриевичу Быкадорову было очень и очень трудно. Представьте сами. Когда идет ремонт, механики должны подготавливать для судоре­ монтников рабочее место, заботиться о деталях, о их скорейшей доставке на судно. Когда механики в сборе, сделать это нетрудно. Кто-то, ска­ жем, остается в машине и находится неотступно рядом с рабочими заве>- да, кто-то наводит порядок в машин­ ном и котельном отделениях, а стар­ шему механику остается лишь сле­ дить внимательно за всем происхо­ дящим, давать необходимые советы и наставления да поддерживать связь с прорабами, мастерами цехов. Там же, в Таллине, механик и в заводоуп­ равлении появлялся, в машинном от­ делении судна почти не расставался с веником, частенько, переодевшись в рабочую спецовку, взяв в руки клю­ чи, часами возился с механизмами. Если механик любит свое судно, свою профессию, его вездесущности удивляться не стоит. А Анатолий Дмитриевич Быкадоров один из пле­ яды беспокойных. Отсюда и отлич­ ное знание «капризов» каждого меха­ низма, умение предупредить беду. В апреле 1869 года ремонтные рабо­ ты по РТ-269 были закончены, мож- Боцман траулера «Дагестан» Иван Александрович Пилипенко. но было вызывать свою команду. Признаться откровенно, _ Анатолий Дмитриевич мало надеялся на то, что заполучит обратно своих испы­ танных орлов, с которыми трудился на РТ-269 несколько месяцев и лет подряд. Но вот на причале появилась группа мужчин с чемоданчиками в руках. Подходя к судну, они подняли вверх кепки: «Здравствуй, «дедушка*, — и в объятия Анатолия Дмитриеви­ ча попадает сначала второй ‘механик Николай Иванович Суровцев, а затем и третий механик Виктор Петрович Кузнецов. Радости, конечно, было много. Дело, значит, пойдет'отлично, думал стармех, если на судно возвра­ щаются хозяева. А именно так мож­ но назвать механиков. , Таллинские рабочие не раз удивлялись хорошему техническому состоянию механизмов, а ведь обслуживали их именно они— Суровцев и Кузнецов. С этими людь­ ми Анатолий Дмитриевич готов был идти хоть к самому Северному по­ люсу. Такие не подводят в трудном деле, не бросают в беде. И механики были рады, что им опять доведется трудиться под началом такого опыт­ ного товарища, каким является Бы­ кадоров. Обычно про первые рейсы говорят, что это рейсы пробные. О механиках РТ-269 этого не скажешь никак, хотя в составе машинной команды и были нозички. Это старший машинист Сте ­ пан Федькин, котельные машинисты Николай Дзержинский, Андрей Бузи- кевич, слесарь-токарь Евгений Куко- тенко. Но старший машинист Степан Федькин четыре года служил на во­ енно-морском флоте. Его военная специальность машинист-турбииист. Правда, ему поначалу было нелегко освоиться на промысловом корабле, но в трудную минуту рядом всегда оказывался второй механик, старший механик. Прошел год. Степан Федь­ кин стал опытным производственни­ ком, в мастерстве не уступает осталь­ ным. Вопрос о техническом обучении всегда стоял и стоит на первом месте у старшего механика. Потому он по- справедливому требователен к това­ рищам по труду. «Ни одной минуты от промыслового времени!» — такой лозунг выдвинули механики РТ-269 «Дагестана в юби­ лейном году. Это значит, что они дол­ жны стараться не отнимать у экипа­ жа на ремонт механизмов ни одной минуты ни на промысле, ни во время переходов. И надо отдать им должное: механики сдержали слово. Ремонтировали машину и вспомога- : тельные механизмы во время стоянки у плавучих баз при сдаче рыбы. С ле­ бедкой, например, управлялись за те короткие час—два, пока трал нахо­ дился за бортом. Второй механик Николай Иванович Суровцев всеми уважаемый на ко­ рабле человек. Уважение заслужил своим трудолюбием, внимательным отношением к молодым товарищам. То, что он любит механизмы, пока­ зывает одна такая, казалось бы, не­ значительная деталь. Есть на судне центробежный насос. Работает ис­ правно. Подойдет, бывало, к нему Ни­ колай Иванович, прислушается к ровному шуршанию крылатки — по­ рядок. Но этому насосу через каждые три месяца работы положено произ­ водить вскрытие. Срок к его вскры­ тою подошел на промысле. По 'ин-' струкции вскрытие насоса и его ос­ мотр должен производиться без за ­ держек. Разобрать насос, осмотреть' его —■нужно время. Просить его у капитана? Хотя это и закон, но как посмотрят на тебя товарищи по рабо­ те, подумал Николай Иванович, если узнают об этом сейчас, когда рыба есть. И вот в поздний вечер при под­ ходе к производственному рефриже­ ратору «Феликс Кон» Николаи Ива­ нович Суровцев подготовил все не­ обходимые инструменты, а когда по­ ступила команда «Стоп машина», приступил к разборке насоса. На раз­ борку, осмотр механизма, на сборку ушло немногим более часа. Иной, мо­ жет, и не стал бы волноваться. Поду­ маешь, насос, как-нибудь дотянет"до порта. Николай Иванович Суровцев бес­ покоился, переживал и очень был доволен, когда убедился в исправно­ сти насоса. Или Виктор Петрович Кузнецов. Он ударник коммунистического тру­ да, председатель судового комитета профсоюза, умеет поднять настрое­ ние хорошей песней — несколько лег участвовал в художественной само­ деятельности — может пошутить. Но не только за это его любят на судне. Так же, как Николай Иванович Су­ ровцев, он любит работу, любиг ко­ рабли. Разница у них только в стаже. Первый отдал морю двадцать два го­ да, второй — десять. Возьмем последний рейс. Ни с то­ го ни с сего вдруг начал греться ра- мовый подшипник траловой лебедки. Именно тогда, когда необходимо было поднимать трал на борт. При­ остановили подъем трала. Совещание механиков было недолгим. К тому же «нажимал» старший мастер лова Владимир Васильевич Яблоновский. Этот человек всегда подкупает своей неусидчивостью. Со стороны кажется, что он двужильный. Как так, полный • * ■*» # . • • • рыбы трал в воде а ему предлагают подождать! Решили слегка отдать болты и попытаться набить солидола. Трал медленно, но верно поднимался на поверхность. И вот трал на палу­ бе. Все обошлось. Решили ремонтиро­ вать лебедку после спуска трала. По- ( * * • %. » исковый прибор показывал хороший косяк рыбы. И вот он, Никодай Пет­ рович Кузнецов, в течение двух часов Третий механик, председатель судо­ вого комитета профсоюза траулера «Дагестан» Виктор Петрович Кузнецов, не отходил от лебедки. Снял подшип­ ник, убрал старую смазку, промыл, отшабрил и направил канавку, под- шлифозал шейку зала, и подшипник работал исправно до конца рейса. Об ударной работе механиков РТ-269 «Дагестан» можно говорить много. Здесь можно было бы расска­ зать, как старший механик Анатолий Дмитриевич Быкадоров не сомкнул однажды ночью глаз над кинопроек­ тором, отремонтировал лентопротяж­ ный механизм, и ребята на следую­ щий день уже смотрели очередной фильм. Можно было бы рассказать и о том, как тот же стармех своими ру­ ками сделал действующую модель судовой машины и подарил ее в от­ дел главного механика. Или о том, как механики добивались экономии горюче-смазочных материалов, как они обслуживали 22 апреля главную машину сэкономленным топливом и маслом. Но обобщим рассказ о меха­ никах РТ-269 таким фактом. На сут­ ки промысла машинной команде но закону необходимо выделять 0,6 часа для ремонтных работ. Если рейс про­ должается пятьдесят суток, то на ре­ монт своими силами будет затрачен тридцать один час. За это время при хорошей промысловой обстановке можно выловить 25 тонн рыбы допол­ нительно. Считайте, что эти 25 тонн экипаж РТ-269 вылавливает потому, что механики не отнимают от про­ мыслового времени ни минуты. Они являются ‘активными участниками в борьбе зй достижение поставленной цели — выловить в юбилейном году 25000 центнеров рыбы. С. ДАНИЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz