Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.

М ОХНАТЫЕ БРОВИ сдвину* ты у переносицы. Голу­ бые глаза смотрят вни­ мательно, как будто изучают. Но он добр и СЛООООХОТЛИ8, как все сильные духом люди, не очерствел, не огрубел е ры­ бацкой жизни. В его подвиш- - мой фигуре угадыгаетея не* v уемная сила. Натруженными и тренированными руками он пе­ ремещает с места на место ки­ пы сетного полотна, перекаты­ вает бобинцы, бухты тросов. Дни подготовки судна к оче- ' редкому рейсу самые ответст­ венные. Порт. У его причалов стоят десятки и десятки кораблей. Всякий раз, когда он смотрит на них, вспоминается детство, доры рыболовецкой артели, на которых много лет назад ры­ бачил в губах Белого моря. Это было в суровое военное время. На западе грохотали пушки, а они — старики и де­ ти *— выходили в море ловить пикшу,' сельдь, треску и кам­ балу. Это были трудовые по* дарки фронту, а одиннадцати- летний Яша Мошков подменял на рыбных промыслах отца. И есе-таки он не склонен к тому, чтобы считать свое дет­ ство трудным,- хотя о их семье было четверо детей, а работал только один отец. В доме, на­ сколько он помнит, был доста­ ток. Он сам, его братишки и сестра всегда были обуты, одеты, накормлены. Не так уж много лет прошло с тех пор, как утвердилась в «х поморском крае Советская власть, а в поселке уже поя­ вился богатый магазин, сфор­ мировался колхоз, в который люди вступали с-охотой н ра­ достью. Выходившие в море рыбаки получили мотор, доб­ ротные сети, организовали свою артель, а за сдаваемую Р А Б О Ч И Й М О Р Я рыбу получали деньги. Н уже не ходили на поклон н нулз- му взять чего-нибудь в долг «до следующей путины». В тридцать пятом, рассказывал Якову отец, уже не удивля­ лись изобилию на стелах хле­ ба, сахара, жира. Соседи при­ глашали друг друга в гости, субботииАш и воскресными ве­ черами собиралась на гуляния молодежь, приезжали «крутить кино». Предвоенное время Яков помнит хорошо. Помнит, кзк ожидали морячки возвращения мужей, помнит, как вместе с дымом у печных труб на де> ревенскую улицу выбивались запахи вкусной пищи, помнит, как крепчал колхоз, как в 1941-м отец и его товарищи ушли на фронт. Яков Мошков к тому време­ ни закончил четыре класса сельской школы. О многом мечталось мальчишке. Он мно­ го читал. Ему нравились все существующие на свете про­ фессии. Возможно, что он стал бы инженером, летчиком... Только жизнь распорядилась по-своему. Мужчины уходили на фронт, а на их трудовые по­ зиции становились женщины, дети, старики. Женщина в мо­ ре, женщина за рычагами трактора, женщина иа скотном дворе, в поле, а рядом с нею вот такие малолетки, как Яков, — все это в те годы ни у ко­ го не вызывало удивления. Мальчишки работали возчика­ ми иа лошадях, окучивали картофель, убирали с лугов се­ но, рыбачили. Именно и рыбному промыс­ лу пришел Якоп, потомствен­ ный сын рыбака. Незаметно для себя он полюбил море, приноровился к тяжелым мок­ рым сетям н на рааных со старшими, упираясь каблуком не по ноге большого сапога в сыпучую гальку или песок, тянул их из моря, выбирал в корзины рыбу и на равных со всеми, взвалив одну из них на плечо, шагал, преисполнен­ ный гордости и счастья, домой. Всю войну он был кормильцем семьи, а когда после победы вернулся весь в боевых орде­ нах отец, двинулся на олень­ их упряжках по первому сне­ гу а сторону Мурманска, к большой жизни. Многие мужи­ ки из их деревни еще до вой* ны успели побывать на Коль­ ской земле. По возвращении они хвалили этот суровый край. Яков и его товарищи ехали безбоязненно. Рыбакам в рыбацком городе дел всег­ да хватит. Еще был соблазн выйти в море на большом ко­ рабле, погулять по морю вдо­ воль. Так оно и было на самом деле. Быстро оформился ка РТ-44 боцманским учеником. Только не тянуло Якова к са­ погам, наволочкам, портян­ кам, простыням. Нет-нет да и появлялся он возле трапа, по­ могал с ним управляться, а как-то раз взялся за иглицу. С тех пор и пошло. Случится задев, протрется сетной ме­ шок — мастера по добыче зо­ вут боцманского помощника на подмогу. А боцман смот­ рит на п<фня и обижается: у боцмана тоже дел по горло. И все же боцман согласно кив­ нул головой, когда капитан намекнул, что хочет перевести Якова Мешкова к тралмейсте* РУ- Потом на судне ушел в от­ пуск старший мастер по до­ быче, и Яков занял его место. Не подвел в рейсе экипаж, показал свою расторопность, старание и умение. С тех пор моряки зовут его уже Афа­ насьевичем. А заслужить у моряков уважение и любовь т— дело далеко не легкое. В одном из рейсов на PT-S1 ее время задева оборвало кормовую дугу, работать пра­ вым бортом практически было нельзя, но с промысла не снялись. Продолжали рабо­ тать одним бортом, одним тра­ лом и пришли в порт с пере­ выполнением рейсового зада­ ния. В ремонт! Нет, решили иа судне, до следующей большой стоянки будут продолжать*"ра­ боту одним бортом. ...РТ-51 «Лещ», на котором вот уже три года трудится Яков Афанасьевич Мошков. стоял у двадцать седьмого причала пятым корпусом и го­ товился к очередному рейсу е районы Баренцева моря. Гро­ хотала судовая лебедка, сталь­ ные тросы поднимали над па­ лубой звенья бобинцев, а за­ тем они с глухим звоном сы­ пались аниз, мастера по добы­ че рыбы укладывали их вдоль бортов. Палубное хозяйство крепили по-походному. На мо­ ре — не на земле. Море не любит шутить, и об этом стар­ ший мастер по добыче рыбы ударник коммунистического труда и кавалер ордена Пеки­ на Яков Афанасьевич Мошков знает хорошо. Потому к каж­ дому рейсу готовится без лишней суеты, по-хозяйски. Грело солнце, над клоти­ ком, распластав остроконеч­ ные крылья, на' миг задержа­ лась чайка, словно хотела про­ верить порядок на палубе. Завтра снова в море... С. ДАНИЛОВ. НА СНИМКЕ: Я. А. Мошков (на переднем плане) и его по­ мощник И. И. Суров. Фото автора. У суровых берегов. Рис. О. Андреем. UIIINIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII!lllfll||||||Hllt||HHIIIIIII!l|||||||!illtllHll!IH!ll!Illllllllllllllilllfl!l!tltlllllllll!!!!!!l!Sll!lllltlfllll)lllIilll!lllI)llllIH А. КИСЕЛЕВ. А. КРАСНОБАЕВ. К 50>кпяо М урманского ТРАЛОВОГО С (Продолжение. Нач. е М М 70—74). И, действительно, уловы тралфлочр росли с каж­ дым месяцем. В феврале суда сдали иа берег 98 ты­ сяч центнеров рыбы, в марте — 127 тысяч, в апре­ ле — уже 154 тысячи центнеров. Большинство эки­ пажей перевыполняли рейсовые задания. Сократи­ лись потери времени на поиски рыбы, починку трала, зато увеличилось время траления. Некоторые исследователи, особенно экономисты, говоря об успехах тралфлота в 1936 году, подчер­ кивают благоприятную промысловую обстановку. Да, действительно, гидрометеорологические условия и состояние сырьевой базы тогда были хорошими. Но такая же обстановка на промысле складывалась и раньше, а вот таких успехов траловый флот еще не знал. Следовательно, главную роль сыграли об­ стоятельства, о которых в обзоре тралового про­ мысла говорится так: «Столь значительные сдвиги в режиме флота, безусловно, обязаны новому отношению к труду и его организации на траулерах, энтузиазму команд, что наблюдается сейчас в траловом флоте в связи С развитием стахановского движения». . Об этом же свидетельствует сохранившаяся сте­ нограмма совещания, проведенного в море по ра­ дио зимой 1936 года. В этой радиолетучке участво­ вали капитаны траулеров «Краб», «Смена», «Димит­ ров» и «Навага», вел совещание флагман этого от­ ряда. - , Говорит РТ-5 «Краб»: «За шесть суток взяли 600 центнеров. Наше обя­ зательство в этом рейсе выполнено на треть. По­ следние трое суток работали плохо. После тщатель­ ной проверки обнаружили, что оба трала сшиты неправильно — один по нашей вине, другой — по вине мастерской. Ошибку исправили... Машина ра­ ботает после ремонта отлично. Свои обязательства е ы п о л н и м полностью». На волне РТ-57 «Смена»: i «Мы должны ловить много лучше, чем сейчас; все же по сравнению с. предыдущими рейсами на­ ши показатели значительно выше. Передовик тра-> лового флота «Киров» охотно делится с нами сво­ им опытом. Многое заимствуем от него». Траулер «Димитров»: s «Рейсовое задание выполнили за семь дней. Сей­ час поднимаем очередной трал. В мешке — 40 цент­ неров рыбу, BajTa ра$ота$т у, тщ а , ярдвята уб«« рает рыбу. В свежую погоду лопнул- вертлюг, при-» шлось поднимать трал за один конец. Обычно; на это уходит четыре—пять часов. Команда не захоте­ ла терять зря столько времени, она подняла и вое- становилн трал за 2,5 часа».' Траулер «Навага»: «Темпов не сдадим, выловим за рейс не меньше 2700 центнеров при задании в 737 центнеров. Сей­ час в трюме уже имеется. тысяча центнеров рыбы, сорок центнеров рыбной муки, четыре с половиной тысячи банок тресковой печени. Промышлять бу­ дем еще 12—14 дней... Машина работает хорошо. Настроение команды боевое. Свои обязательства выполним. Об. этом говорят все члены команды —- в столовой, в кочегарке, на разделке рыбы». : Флагман отряда в своем выступлении отмечал, что резервы рыбаков еще велики, что много лиш­ него времени уводит на поиски рыбы, бесцельные переходы, ремонт тралов и оборудования. В конце радиосовещания его участники договорились доста­ вить в порт в два раза больше рыбы, чем заплани* ровано. Успешно промышляли и другие отряды судов. К 3 июня флот выполнил полугодовой план, а пять траулеров вскоре рапортовали о выполнении годо­ вого задания. Это были FT-82 «Димитров», РТ-38 «Коминтерн», РТ-11 «Ваер», РТ-44 «Нева» и РТ-43 «Рыбец». Благодаря стахановскому движению траловый флот за один год почти в два раза увеличил выловз если в 3935 году было выловлено 985 тысяч центне­ ров рыбы, то в 1936 году — 1800 тысяч центнеров* Техническая база и количество траулеров в эти го-* ды оставались без изменения. а 1ПщроАжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz