Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.
М ОХНАТЫЕ БРОВИ сдвину* ты у переносицы. Голу бые глаза смотрят вни мательно, как будто изучают. Но он добр и СЛООООХОТЛИ8, как все сильные духом люди, не очерствел, не огрубел е ры бацкой жизни. В его подвиш- - мой фигуре угадыгаетея не* v уемная сила. Натруженными и тренированными руками он пе ремещает с места на место ки пы сетного полотна, перекаты вает бобинцы, бухты тросов. Дни подготовки судна к оче- ' редкому рейсу самые ответст венные. Порт. У его причалов стоят десятки и десятки кораблей. Всякий раз, когда он смотрит на них, вспоминается детство, доры рыболовецкой артели, на которых много лет назад ры бачил в губах Белого моря. Это было в суровое военное время. На западе грохотали пушки, а они — старики и де ти *— выходили в море ловить пикшу,' сельдь, треску и кам балу. Это были трудовые по* дарки фронту, а одиннадцати- летний Яша Мошков подменял на рыбных промыслах отца. И есе-таки он не склонен к тому, чтобы считать свое дет ство трудным,- хотя о их семье было четверо детей, а работал только один отец. В доме, на сколько он помнит, был доста ток. Он сам, его братишки и сестра всегда были обуты, одеты, накормлены. Не так уж много лет прошло с тех пор, как утвердилась в «х поморском крае Советская власть, а в поселке уже поя вился богатый магазин, сфор мировался колхоз, в который люди вступали с-охотой н ра достью. Выходившие в море рыбаки получили мотор, доб ротные сети, организовали свою артель, а за сдаваемую Р А Б О Ч И Й М О Р Я рыбу получали деньги. Н уже не ходили на поклон н нулз- му взять чего-нибудь в долг «до следующей путины». В тридцать пятом, рассказывал Якову отец, уже не удивля лись изобилию на стелах хле ба, сахара, жира. Соседи при глашали друг друга в гости, субботииАш и воскресными ве черами собиралась на гуляния молодежь, приезжали «крутить кино». Предвоенное время Яков помнит хорошо. Помнит, кзк ожидали морячки возвращения мужей, помнит, как вместе с дымом у печных труб на де> ревенскую улицу выбивались запахи вкусной пищи, помнит, как крепчал колхоз, как в 1941-м отец и его товарищи ушли на фронт. Яков Мошков к тому време ни закончил четыре класса сельской школы. О многом мечталось мальчишке. Он мно го читал. Ему нравились все существующие на свете про фессии. Возможно, что он стал бы инженером, летчиком... Только жизнь распорядилась по-своему. Мужчины уходили на фронт, а на их трудовые по зиции становились женщины, дети, старики. Женщина в мо ре, женщина за рычагами трактора, женщина иа скотном дворе, в поле, а рядом с нею вот такие малолетки, как Яков, — все это в те годы ни у ко го не вызывало удивления. Мальчишки работали возчика ми иа лошадях, окучивали картофель, убирали с лугов се но, рыбачили. Именно и рыбному промыс лу пришел Якоп, потомствен ный сын рыбака. Незаметно для себя он полюбил море, приноровился к тяжелым мок рым сетям н на рааных со старшими, упираясь каблуком не по ноге большого сапога в сыпучую гальку или песок, тянул их из моря, выбирал в корзины рыбу и на равных со всеми, взвалив одну из них на плечо, шагал, преисполнен ный гордости и счастья, домой. Всю войну он был кормильцем семьи, а когда после победы вернулся весь в боевых орде нах отец, двинулся на олень их упряжках по первому сне гу а сторону Мурманска, к большой жизни. Многие мужи ки из их деревни еще до вой* ны успели побывать на Коль ской земле. По возвращении они хвалили этот суровый край. Яков и его товарищи ехали безбоязненно. Рыбакам в рыбацком городе дел всег да хватит. Еще был соблазн выйти в море на большом ко рабле, погулять по морю вдо воль. Так оно и было на самом деле. Быстро оформился ка РТ-44 боцманским учеником. Только не тянуло Якова к са погам, наволочкам, портян кам, простыням. Нет-нет да и появлялся он возле трапа, по могал с ним управляться, а как-то раз взялся за иглицу. С тех пор и пошло. Случится задев, протрется сетной ме шок — мастера по добыче зо вут боцманского помощника на подмогу. А боцман смот рит на п<фня и обижается: у боцмана тоже дел по горло. И все же боцман согласно кив нул головой, когда капитан намекнул, что хочет перевести Якова Мешкова к тралмейсте* РУ- Потом на судне ушел в от пуск старший мастер по до быче, и Яков занял его место. Не подвел в рейсе экипаж, показал свою расторопность, старание и умение. С тех пор моряки зовут его уже Афа насьевичем. А заслужить у моряков уважение и любовь т— дело далеко не легкое. В одном из рейсов на PT-S1 ее время задева оборвало кормовую дугу, работать пра вым бортом практически было нельзя, но с промысла не снялись. Продолжали рабо тать одним бортом, одним тра лом и пришли в порт с пере выполнением рейсового зада ния. В ремонт! Нет, решили иа судне, до следующей большой стоянки будут продолжать*"ра боту одним бортом. ...РТ-51 «Лещ», на котором вот уже три года трудится Яков Афанасьевич Мошков. стоял у двадцать седьмого причала пятым корпусом и го товился к очередному рейсу е районы Баренцева моря. Гро хотала судовая лебедка, сталь ные тросы поднимали над па лубой звенья бобинцев, а за тем они с глухим звоном сы пались аниз, мастера по добы че рыбы укладывали их вдоль бортов. Палубное хозяйство крепили по-походному. На мо ре — не на земле. Море не любит шутить, и об этом стар ший мастер по добыче рыбы ударник коммунистического труда и кавалер ордена Пеки на Яков Афанасьевич Мошков знает хорошо. Потому к каж дому рейсу готовится без лишней суеты, по-хозяйски. Грело солнце, над клоти ком, распластав остроконеч ные крылья, на' миг задержа лась чайка, словно хотела про верить порядок на палубе. Завтра снова в море... С. ДАНИЛОВ. НА СНИМКЕ: Я. А. Мошков (на переднем плане) и его по мощник И. И. Суров. Фото автора. У суровых берегов. Рис. О. Андреем. UIIINIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII!lllfll||||||Hllt||HHIIIIIII!l|||||||!illtllHll!IH!ll!Illllllllllllllilllfl!l!tltlllllllll!!!!!!l!Sll!lllltlfllll)lllIilll!lllI)llllIH А. КИСЕЛЕВ. А. КРАСНОБАЕВ. К 50>кпяо М урманского ТРАЛОВОГО С (Продолжение. Нач. е М М 70—74). И, действительно, уловы тралфлочр росли с каж дым месяцем. В феврале суда сдали иа берег 98 ты сяч центнеров рыбы, в марте — 127 тысяч, в апре ле — уже 154 тысячи центнеров. Большинство эки пажей перевыполняли рейсовые задания. Сократи лись потери времени на поиски рыбы, починку трала, зато увеличилось время траления. Некоторые исследователи, особенно экономисты, говоря об успехах тралфлота в 1936 году, подчер кивают благоприятную промысловую обстановку. Да, действительно, гидрометеорологические условия и состояние сырьевой базы тогда были хорошими. Но такая же обстановка на промысле складывалась и раньше, а вот таких успехов траловый флот еще не знал. Следовательно, главную роль сыграли об стоятельства, о которых в обзоре тралового про мысла говорится так: «Столь значительные сдвиги в режиме флота, безусловно, обязаны новому отношению к труду и его организации на траулерах, энтузиазму команд, что наблюдается сейчас в траловом флоте в связи С развитием стахановского движения». . Об этом же свидетельствует сохранившаяся сте нограмма совещания, проведенного в море по ра дио зимой 1936 года. В этой радиолетучке участво вали капитаны траулеров «Краб», «Смена», «Димит ров» и «Навага», вел совещание флагман этого от ряда. - , Говорит РТ-5 «Краб»: «За шесть суток взяли 600 центнеров. Наше обя зательство в этом рейсе выполнено на треть. По следние трое суток работали плохо. После тщатель ной проверки обнаружили, что оба трала сшиты неправильно — один по нашей вине, другой — по вине мастерской. Ошибку исправили... Машина ра ботает после ремонта отлично. Свои обязательства е ы п о л н и м полностью». На волне РТ-57 «Смена»: i «Мы должны ловить много лучше, чем сейчас; все же по сравнению с. предыдущими рейсами на ши показатели значительно выше. Передовик тра-> лового флота «Киров» охотно делится с нами сво им опытом. Многое заимствуем от него». Траулер «Димитров»: s «Рейсовое задание выполнили за семь дней. Сей час поднимаем очередной трал. В мешке — 40 цент неров рыбу, BajTa ра$ота$т у, тщ а , ярдвята уб«« рает рыбу. В свежую погоду лопнул- вертлюг, при-» шлось поднимать трал за один конец. Обычно; на это уходит четыре—пять часов. Команда не захоте ла терять зря столько времени, она подняла и вое- становилн трал за 2,5 часа».' Траулер «Навага»: «Темпов не сдадим, выловим за рейс не меньше 2700 центнеров при задании в 737 центнеров. Сей час в трюме уже имеется. тысяча центнеров рыбы, сорок центнеров рыбной муки, четыре с половиной тысячи банок тресковой печени. Промышлять бу дем еще 12—14 дней... Машина работает хорошо. Настроение команды боевое. Свои обязательства выполним. Об. этом говорят все члены команды —- в столовой, в кочегарке, на разделке рыбы». : Флагман отряда в своем выступлении отмечал, что резервы рыбаков еще велики, что много лиш него времени уводит на поиски рыбы, бесцельные переходы, ремонт тралов и оборудования. В конце радиосовещания его участники договорились доста вить в порт в два раза больше рыбы, чем заплани* ровано. Успешно промышляли и другие отряды судов. К 3 июня флот выполнил полугодовой план, а пять траулеров вскоре рапортовали о выполнении годо вого задания. Это были FT-82 «Димитров», РТ-38 «Коминтерн», РТ-11 «Ваер», РТ-44 «Нева» и РТ-43 «Рыбец». Благодаря стахановскому движению траловый флот за один год почти в два раза увеличил выловз если в 3935 году было выловлено 985 тысяч центне ров рыбы, то в 1936 году — 1800 тысяч центнеров* Техническая база и количество траулеров в эти го-* ды оставались без изменения. а 1ПщроАжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz