Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.

Ч*> •• -Л НА СНИМКАХ — МОРЯКИ СРТ-435 «АНГАРКА»: МАТРОС ТОВ. МАЛЫШЕВ И ТРЕТИЙ МЕХАНИК ТОВ. БОБРОВСКИЙ. Фото С. Данилова. ЕЩЕ ШАГ <1 . НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ Э ТО БЫЛО ДАВНО — двг- дцать лет назад. Я тогда ходил еще пешком под стол и не знал, что когда-то ста- пу моряком. А в это время сред* ыий рыболовный траулер «Ан» гарка» уже направлялся, свер­ кая латунью и свежей краской, в Мурманск — порт своей при­ писки. И я рад уже хотя бы то* му, что хоть частично да знаком с его биографией. Но я не соби­ раюсь рассказывать о годах ми­ нувших, а расскажу о том, как работает экипаж СРТ-435 в юби­ лейном году: этот год для всех пас, без исключения, — самый ответственный и, пожалуй, самый плодотворный. В этот год мы тру­ димся наславу. Если не считать первого рейса, когда промысло­ вая обстановка была особенно тяжелой и мы недобрали до пла­ на 400 килограммов трески, мо­ ряки нашего судна не допуска­ ли пролова. Уже во втором рейсе мы наверстали упущен­ ное и покрыли недостававшие ки­ лограммы с лихвой, справившись с заданием на 160 процентов. В третьем — задание выполнили ив <37, в четвертом— на 200 процен­ тов. Каи же тут не радоваться, не гордиться своим кораблем, сво­ им экипажем, людьми, с кото­ рыми трудишься и живешь бок о бек, с которыми несешь вахты и подвахты. Успехов в работе, на мой взгляд, мы добиваемся в основ­ ном за счет отличного техниче­ ского состояния судна. Двадцать лет находится в эксплуатации СРТ-435 «Ангарка», но у него еще не потерян клгсс Регистра. Имен­ но это и говорит о том, что на­ ше судно всегда было и есть в полном порядке, а достигли мы этого благодаря тому, что те, кто работал на этом судне до нас, и те, кто работает сегодня, честно и добросовестно относились и относятся к своей работе, любят свое судно. Возьмем прошлую стоянку. Как правило, корабли, возвратившие­ ся с промысла, незамедлительно требуют на палубу судоремонт­ ников: то лебедка работает нена­ дежно, то турачки подварить нужно, а то где-то кронштейн отлетел. Мы же в прошлую сто­ янку обошлись без ремонта, по­ тому что каждый член экипажа не промысле внимательно отно­ сился к механизмам, следил за их работой и о замеченной не­ исправности тут же докладывал на мостик. А с мостика уже в свою очередь вызывались не па­ лубу механики, которые с по­ мощью матросов или мастеров нова устраняли неполадки. А Ведь ив многих судах относятся и механизмам примерно так. За­ стопорился, скажем, блок под­ весной траловой дуги или пово­ ротный ролик. Можно выбить ва­ лик, смазать его, на это требу­ ется время, но нерадивые не сде­ лают этого, рассуждая: до порта как-нибудь дотянем. Сэкономив таким образом пять минут на промысле, экипаж теряет в пор­ ту из-за мелкого ремонта пять, а то и больше дней. Наша же Внимательность к механизмам не замедлила «казаться. Простояв ■ порту положенные графиком часы, получив все необходимое, мы снова уходили иа промысел. В прошлую стоянку мы обо- шлись без междурейсового ре­ монта палубных механизмов, обойдемся и в эту. Задержит нас ив несколько дней только гене­ ратор № 2, у которого произве­ дут замену двигателя внутренне­ го сгорания. Наш двигатель уста­ рел, хоть и работает нормально. Новый двигатель, который поста­ вят к генератору, будет мощнее и экономичнее. Замена двигате­ ля — это уже необходимость и с нею надо мириться. Ремонт — это одно дело. Без него все же нельзя работать бес­ прерывно. Другой раз море крепко треплет судно. Особенно в осенне-зимний период. В та­ кие моменты мы не можем не относиться к судну особенно чут­ ко. Жалеем его, будто человека, словно самого хорошего друга, и стараемся, помогая во всем су­ доремонтникам, побыстрее зале­ чить ему раны и опять-таки сда­ ем его Регистру только с хоро­ шими оценками. И самая боль­ шая заслуга в этом принадлежит, пожалуй, нашему боцману Ми­ хаилу Федоровичу Абрашкииу, И то, что за этот год мы не по­ лучили от врачей ни одной справки с пометкой «неудовлет­ ворительно» — также его заслу­ га. Михаил Федорович Абрашкин уже далеко не молодой рыбак. Через весь подбородок проходит глубокий шрам. Это отметина военных лет. Михаил Федорович воевал под Харьковом. После войны Михаил Федоро­ вич трудится на море. Крепко полюбилось оно ему, полюбил он и людей, которые на долгие месяцы выходят в открытый океан. Он строг. Представьте себе че­ ловека, который, выйдя на па- "убу, сразу начинает требовать порядка. Новичкам этот старый рыбак всегда приходится не по вкусу, а присмотрятся к нему, поживут с ним месяц-другой и поймут, что у боцмана строгость напускная, что с ним можно и трубку раскурить и поговорить по душам Вот почему обычно, ког­ да боцман принимается сдирать железной щеткой ржавчину с надстроек да наводить лоск све­ жей краской, ребята спешат ему не подмогу. Вот такой у нас боц­ ман. И то, что судно сегодня выглядит новеньким, — прямая его заслуга. И пусть он бранит­ ся, размахивает руками, клянет­ ся, чтр по приходе в порт спи­ шется на берег, все мы знаем — наш боцман судно свое не оста­ вит. 14 мая мы выходили в пятый рейс юбилейного года. На СРТ- 435 это был мой третий рейс. Вообще на сельдяном флоте я работаю вот уже второй год, по­ сле скончания мореходного учи­ лища, и «Ангарка» — мое вто­ рое судно. До этого я трудился на СРТ-1042. Это было поиско­ вое судно, работу вели в основ­ ном сетями, и надо признаться прямо, что на СРТ-1042 я мало чему научился. Вахту нести са­ мостоятельно мне не доверяли. Иногда просто забывали за поис­ ком концентраций трески, что есть такой третий штурман, ко­ торый многого не знает и кото­ рого надо всему научить. Море­ ходка за плечами — это еще по­ ловина дела. И я очень рад, что попал работать на СРТ-435, где дружный и в основном молодой коллектив. Я благодарен капита­ ну нашего судна Игорю Иванови­ чу Елисееву за добрые советы и наставления, старшему помощни­ ку капитана Юрию Константино­ вичу Вдовину, который относит­ ся ко мне с большим внимани­ ем, второму штурману Анатолию Ивановичу Афанасьеву, который стал мне другом. Штурманский состав СРТ-435 отличается большой сплоченно­ стью, крепкой дружбой. Между нами никогда не возникало и не возникает недоразумений, недо­ молвок. Мы стараемся работать по способности н даже больше этого. Н о, конечно же, больше всех достается трудностей на долю нашего капитана. Он явля­ ется руководителем, командиром. Матросам на палубе не важно, в какой район мы идем работать, что будем ловить. Им дай рыбу и все тут. И мы даем ее. В последнем рейсе наше суд­ но начинало работать на Рыба­ чьей банке. Район выбран был не случайно. В других местах рыба не ловилась или ловилась плохо. Выбрать правильно место лова — это также один из факторов успеха. Промысловая обстановка была как будто бы отличной. Поисковый прибор давал хоро­ ши?, ободряющие показания. Но вот сделали одно, другое трале­ ние — 500 килограммов пикши. А прибор упорно дает отличные показания. Сначала подумали, что он подводит, потом провери­ ли еще раз вооружение трала. Старший мастер по добыче ры­ бы А. Ф . Александров, который выходил с нами в море первый раз, отнесся к своим обязанно­ стям с полной ответственностью, трал у него был вооружен по всем правилам и только, когда к нам подошли работать другие суда и их постигла такая же участь, выяснилась причина. Де­ ло было вовсе не в трале. Вся загадка была в том, что рыба сконцентрировалась в верхних слоях воды и достать ее практи­ чески мы не могли. Однако нам удавалось справляться с суточны­ ми заданиями. В первую очередь за счет экономии времени на спусках и подъемах трала. Спуск у нас занимал пятнадцать минут, а подъем двадцать. При работе на глубинах 200 метров это ре­ зультат хороший. Пикача шла мелкая. Обрабаты­ вать ее было очень и очень труд­ но. Игорь Иванович Елисеев ви­ дел с мостика, как угрюм и зол рыбмастер Евгений Федорович Волков. Но пока рыба ловилась, капитан ничего не мог поделать: в других районах было пусто и это не давало возможности уйти с Рыбачьей. А Евгений Федоро­ вич готов был отказаться от пик­ ши в любой момент. Однажды пикша здорово подвела его: взя­ ли ее как-то тонн семьдесят, а выгрузили на десятки тонн мень­ ше. Но шла пикша, матросы раз­ делывали ее под соль, рыбмас­ тер хмурился. С Рыбачьей банки на Мурман­ скую ушли при первой же воз­ можности. Избавились не только от мелкой пикши, но и от тяже­ лых задевистых грунтов. С об­ легчением вздохнул и старший мастер по добыче рыбы и его помощник Николай Федорович Жарков. На Мурманской банке грунты сравнительно ровнее, ра­ ботать на них гораздо легче и треска здесь ловилась крупная, словно на подбор. Заметно ожи­ вились наши ребята. В этом районе работала боль­ шая группа промысловых судов. Сопоставляя уловы свои и сосе­ дей, мы много раз замечали, что у нас получается лучше. Но ино­ гда и у нас было плохо. И тогда мы старались найти выход, про­ сили совета и сами не скупились на них. Кто-кто, а Игорь Ивано- У Д ЛИДЕРА ПРОИЗВОДСТВО П РОИЗВОДСТВЕННЫЙ рефрижератор «Фе­ ликс Кон» безошибоч­ но можно назвать плавучим рыбозаводом. И это немуд­ рено. Ведь коллектив судна, насчитывающий 241 человек и возглавляемый капитаном Геннадием Александрови­ чем Климахиным, изготов­ ляет одиннадцать разновид­ ностей рыбной продукции. Это сельдь пряного посола, консервы из тресковой пе­ чени, уха, рыбий жир и другие рыбные изделия. ПР « Феликс Кон» всту­ пив в эксплуатацию в кон­ це ?963 года. И уже в чет­ верто?! году пятилетки его вич знает, чего стоит добрый со вет в море. Я уже говорил, что на наше/v судне трудится в основном мо лодежь. Только капитан да crept ший механик Павел Семенович Куравин могут смело назывм^ себя ветеранами судна. Трудятся они на СРТ-435 вот уже на про­ тяжении многих лет. Они хоэяе» . ва судна и стремятся и тому, чтобы работающие сегодня реб*» та также считали себя хозяе­ вами и по-хозяйски подходили || делу. Но не все капитаны умеют найти с молодыми рыбаками об­ щий язык, не всем удается с ни­ ми сдружиться, добиться бес­ прекословного подчинения. У нас же на судке умеют найти под­ ход к молодым товарищам, уме­ ют и поговорить с ними, и до­ биться отличной работы. Так, на­ пример, пришли н нам на судно молодые парни. Это Владимир Козицкий и Михаил Пелих. Вла­ димир уже плавал, Михаил рань­ ше к морю не имел никакого от­ ношения. Сегодня же оба хоро­ шо трудятся, дисциплина у них отличкзя, в трудную минуту то­ варищи смело надеются на них. Владимир добился того, что ему присвоен первый класс матроса. С уважением относятся молодые рыбаки и к матросу первого класса Николаю Малышеву. Де­ сять лет трудится иа флоте Ни­ колай. Он отлично шкерит ры­ бу, умеет работать с тралом. На вид, вроде, не тороплив, но за рыбоделом творит чудеса: В ра­ боте молодежь равняется на не­ го. По-моему, так и должко быть. Вот, собственно, и все о моем экипаже, о моем корабле. После пятого рейса мы, как всегда, воз- врещались в порт с перевыполне­ нием плана. Работой довольны бы­ ли все, каждый чувствовал, что он в какой-то мере причастен и достигнутому успеху. Двадцать две тонны сверхплановой рыбы уложили наши моряки в трюмы, перекрыли значительно задание . по заготовке печени и рыбьих голов. Это была еще одна побе­ да, еще один шаг к намеченной цели: отметить юбилейный год отличной работой на промысле. И. КИЧИГИН, третий помощник капитана. экипаж одержал большую трудовую победу, выработав 21119 тонн рыбопродукции, вместо плановых 17977 тон». Великолепно работает кол­ лектив рефрижератора и -се­ годня, занимая ведущее мес­ то среди однотипных судов. В последнем рейсе, как и всегда, не ослабевает социа­ листическое соревнований? между производственными сменами. Первенство удер­ живает пока третья смена мастера коммуниста А. А. Шарова. Среднесуточная производительность труда этого коллектива с начала рейса не опускалась ниже 142 процентов. (Окончание на 4-й стр.),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz