Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.
Ч*> •• -Л НА СНИМКАХ — МОРЯКИ СРТ-435 «АНГАРКА»: МАТРОС ТОВ. МАЛЫШЕВ И ТРЕТИЙ МЕХАНИК ТОВ. БОБРОВСКИЙ. Фото С. Данилова. ЕЩЕ ШАГ <1 . НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ Э ТО БЫЛО ДАВНО — двг- дцать лет назад. Я тогда ходил еще пешком под стол и не знал, что когда-то ста- пу моряком. А в это время сред* ыий рыболовный траулер «Ан» гарка» уже направлялся, свер кая латунью и свежей краской, в Мурманск — порт своей при писки. И я рад уже хотя бы то* му, что хоть частично да знаком с его биографией. Но я не соби раюсь рассказывать о годах ми нувших, а расскажу о том, как работает экипаж СРТ-435 в юби лейном году: этот год для всех пас, без исключения, — самый ответственный и, пожалуй, самый плодотворный. В этот год мы тру димся наславу. Если не считать первого рейса, когда промысло вая обстановка была особенно тяжелой и мы недобрали до пла на 400 килограммов трески, мо ряки нашего судна не допуска ли пролова. Уже во втором рейсе мы наверстали упущен ное и покрыли недостававшие ки лограммы с лихвой, справившись с заданием на 160 процентов. В третьем — задание выполнили ив <37, в четвертом— на 200 процен тов. Каи же тут не радоваться, не гордиться своим кораблем, сво им экипажем, людьми, с кото рыми трудишься и живешь бок о бек, с которыми несешь вахты и подвахты. Успехов в работе, на мой взгляд, мы добиваемся в основ ном за счет отличного техниче ского состояния судна. Двадцать лет находится в эксплуатации СРТ-435 «Ангарка», но у него еще не потерян клгсс Регистра. Имен но это и говорит о том, что на ше судно всегда было и есть в полном порядке, а достигли мы этого благодаря тому, что те, кто работал на этом судне до нас, и те, кто работает сегодня, честно и добросовестно относились и относятся к своей работе, любят свое судно. Возьмем прошлую стоянку. Как правило, корабли, возвратившие ся с промысла, незамедлительно требуют на палубу судоремонт ников: то лебедка работает нена дежно, то турачки подварить нужно, а то где-то кронштейн отлетел. Мы же в прошлую сто янку обошлись без ремонта, по тому что каждый член экипажа не промысле внимательно отно сился к механизмам, следил за их работой и о замеченной не исправности тут же докладывал на мостик. А с мостика уже в свою очередь вызывались не па лубу механики, которые с по мощью матросов или мастеров нова устраняли неполадки. А Ведь ив многих судах относятся и механизмам примерно так. За стопорился, скажем, блок под весной траловой дуги или пово ротный ролик. Можно выбить ва лик, смазать его, на это требу ется время, но нерадивые не сде лают этого, рассуждая: до порта как-нибудь дотянем. Сэкономив таким образом пять минут на промысле, экипаж теряет в пор ту из-за мелкого ремонта пять, а то и больше дней. Наша же Внимательность к механизмам не замедлила «казаться. Простояв ■ порту положенные графиком часы, получив все необходимое, мы снова уходили иа промысел. В прошлую стоянку мы обо- шлись без междурейсового ре монта палубных механизмов, обойдемся и в эту. Задержит нас ив несколько дней только гене ратор № 2, у которого произве дут замену двигателя внутренне го сгорания. Наш двигатель уста рел, хоть и работает нормально. Новый двигатель, который поста вят к генератору, будет мощнее и экономичнее. Замена двигате ля — это уже необходимость и с нею надо мириться. Ремонт — это одно дело. Без него все же нельзя работать бес прерывно. Другой раз море крепко треплет судно. Особенно в осенне-зимний период. В та кие моменты мы не можем не относиться к судну особенно чут ко. Жалеем его, будто человека, словно самого хорошего друга, и стараемся, помогая во всем су доремонтникам, побыстрее зале чить ему раны и опять-таки сда ем его Регистру только с хоро шими оценками. И самая боль шая заслуга в этом принадлежит, пожалуй, нашему боцману Ми хаилу Федоровичу Абрашкииу, И то, что за этот год мы не по лучили от врачей ни одной справки с пометкой «неудовлет ворительно» — также его заслу га. Михаил Федорович Абрашкин уже далеко не молодой рыбак. Через весь подбородок проходит глубокий шрам. Это отметина военных лет. Михаил Федорович воевал под Харьковом. После войны Михаил Федоро вич трудится на море. Крепко полюбилось оно ему, полюбил он и людей, которые на долгие месяцы выходят в открытый океан. Он строг. Представьте себе че ловека, который, выйдя на па- "убу, сразу начинает требовать порядка. Новичкам этот старый рыбак всегда приходится не по вкусу, а присмотрятся к нему, поживут с ним месяц-другой и поймут, что у боцмана строгость напускная, что с ним можно и трубку раскурить и поговорить по душам Вот почему обычно, ког да боцман принимается сдирать железной щеткой ржавчину с надстроек да наводить лоск све жей краской, ребята спешат ему не подмогу. Вот такой у нас боц ман. И то, что судно сегодня выглядит новеньким, — прямая его заслуга. И пусть он бранит ся, размахивает руками, клянет ся, чтр по приходе в порт спи шется на берег, все мы знаем — наш боцман судно свое не оста вит. 14 мая мы выходили в пятый рейс юбилейного года. На СРТ- 435 это был мой третий рейс. Вообще на сельдяном флоте я работаю вот уже второй год, по сле скончания мореходного учи лища, и «Ангарка» — мое вто рое судно. До этого я трудился на СРТ-1042. Это было поиско вое судно, работу вели в основ ном сетями, и надо признаться прямо, что на СРТ-1042 я мало чему научился. Вахту нести са мостоятельно мне не доверяли. Иногда просто забывали за поис ком концентраций трески, что есть такой третий штурман, ко торый многого не знает и кото рого надо всему научить. Море ходка за плечами — это еще по ловина дела. И я очень рад, что попал работать на СРТ-435, где дружный и в основном молодой коллектив. Я благодарен капита ну нашего судна Игорю Иванови чу Елисееву за добрые советы и наставления, старшему помощни ку капитана Юрию Константино вичу Вдовину, который относит ся ко мне с большим внимани ем, второму штурману Анатолию Ивановичу Афанасьеву, который стал мне другом. Штурманский состав СРТ-435 отличается большой сплоченно стью, крепкой дружбой. Между нами никогда не возникало и не возникает недоразумений, недо молвок. Мы стараемся работать по способности н даже больше этого. Н о, конечно же, больше всех достается трудностей на долю нашего капитана. Он явля ется руководителем, командиром. Матросам на палубе не важно, в какой район мы идем работать, что будем ловить. Им дай рыбу и все тут. И мы даем ее. В последнем рейсе наше суд но начинало работать на Рыба чьей банке. Район выбран был не случайно. В других местах рыба не ловилась или ловилась плохо. Выбрать правильно место лова — это также один из факторов успеха. Промысловая обстановка была как будто бы отличной. Поисковый прибор давал хоро ши?, ободряющие показания. Но вот сделали одно, другое трале ние — 500 килограммов пикши. А прибор упорно дает отличные показания. Сначала подумали, что он подводит, потом провери ли еще раз вооружение трала. Старший мастер по добыче ры бы А. Ф . Александров, который выходил с нами в море первый раз, отнесся к своим обязанно стям с полной ответственностью, трал у него был вооружен по всем правилам и только, когда к нам подошли работать другие суда и их постигла такая же участь, выяснилась причина. Де ло было вовсе не в трале. Вся загадка была в том, что рыба сконцентрировалась в верхних слоях воды и достать ее практи чески мы не могли. Однако нам удавалось справляться с суточны ми заданиями. В первую очередь за счет экономии времени на спусках и подъемах трала. Спуск у нас занимал пятнадцать минут, а подъем двадцать. При работе на глубинах 200 метров это ре зультат хороший. Пикача шла мелкая. Обрабаты вать ее было очень и очень труд но. Игорь Иванович Елисеев ви дел с мостика, как угрюм и зол рыбмастер Евгений Федорович Волков. Но пока рыба ловилась, капитан ничего не мог поделать: в других районах было пусто и это не давало возможности уйти с Рыбачьей. А Евгений Федоро вич готов был отказаться от пик ши в любой момент. Однажды пикша здорово подвела его: взя ли ее как-то тонн семьдесят, а выгрузили на десятки тонн мень ше. Но шла пикша, матросы раз делывали ее под соль, рыбмас тер хмурился. С Рыбачьей банки на Мурман скую ушли при первой же воз можности. Избавились не только от мелкой пикши, но и от тяже лых задевистых грунтов. С об легчением вздохнул и старший мастер по добыче рыбы и его помощник Николай Федорович Жарков. На Мурманской банке грунты сравнительно ровнее, ра ботать на них гораздо легче и треска здесь ловилась крупная, словно на подбор. Заметно ожи вились наши ребята. В этом районе работала боль шая группа промысловых судов. Сопоставляя уловы свои и сосе дей, мы много раз замечали, что у нас получается лучше. Но ино гда и у нас было плохо. И тогда мы старались найти выход, про сили совета и сами не скупились на них. Кто-кто, а Игорь Ивано- У Д ЛИДЕРА ПРОИЗВОДСТВО П РОИЗВОДСТВЕННЫЙ рефрижератор «Фе ликс Кон» безошибоч но можно назвать плавучим рыбозаводом. И это немуд рено. Ведь коллектив судна, насчитывающий 241 человек и возглавляемый капитаном Геннадием Александрови чем Климахиным, изготов ляет одиннадцать разновид ностей рыбной продукции. Это сельдь пряного посола, консервы из тресковой пе чени, уха, рыбий жир и другие рыбные изделия. ПР « Феликс Кон» всту пив в эксплуатацию в кон це ?963 года. И уже в чет верто?! году пятилетки его вич знает, чего стоит добрый со вет в море. Я уже говорил, что на наше/v судне трудится в основном мо лодежь. Только капитан да crept ший механик Павел Семенович Куравин могут смело назывм^ себя ветеранами судна. Трудятся они на СРТ-435 вот уже на про тяжении многих лет. Они хоэяе» . ва судна и стремятся и тому, чтобы работающие сегодня реб*» та также считали себя хозяе вами и по-хозяйски подходили || делу. Но не все капитаны умеют найти с молодыми рыбаками об щий язык, не всем удается с ни ми сдружиться, добиться бес прекословного подчинения. У нас же на судке умеют найти под ход к молодым товарищам, уме ют и поговорить с ними, и до биться отличной работы. Так, на пример, пришли н нам на судно молодые парни. Это Владимир Козицкий и Михаил Пелих. Вла димир уже плавал, Михаил рань ше к морю не имел никакого от ношения. Сегодня же оба хоро шо трудятся, дисциплина у них отличкзя, в трудную минуту то варищи смело надеются на них. Владимир добился того, что ему присвоен первый класс матроса. С уважением относятся молодые рыбаки и к матросу первого класса Николаю Малышеву. Де сять лет трудится иа флоте Ни колай. Он отлично шкерит ры бу, умеет работать с тралом. На вид, вроде, не тороплив, но за рыбоделом творит чудеса: В ра боте молодежь равняется на не го. По-моему, так и должко быть. Вот, собственно, и все о моем экипаже, о моем корабле. После пятого рейса мы, как всегда, воз- врещались в порт с перевыполне нием плана. Работой довольны бы ли все, каждый чувствовал, что он в какой-то мере причастен и достигнутому успеху. Двадцать две тонны сверхплановой рыбы уложили наши моряки в трюмы, перекрыли значительно задание . по заготовке печени и рыбьих голов. Это была еще одна побе да, еще один шаг к намеченной цели: отметить юбилейный год отличной работой на промысле. И. КИЧИГИН, третий помощник капитана. экипаж одержал большую трудовую победу, выработав 21119 тонн рыбопродукции, вместо плановых 17977 тон». Великолепно работает кол лектив рефрижератора и -се годня, занимая ведущее мес то среди однотипных судов. В последнем рейсе, как и всегда, не ослабевает социа листическое соревнований? между производственными сменами. Первенство удер живает пока третья смена мастера коммуниста А. А. Шарова. Среднесуточная производительность труда этого коллектива с начала рейса не опускалась ниже 142 процентов. (Окончание на 4-й стр.),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz