Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.

m m я р ш А. КИСЕЛЕВ, А. КРАСНОБАЕВ. К S O 4 П Н Ю H y p m / ш с к о г о т р я л о в о г о т о т а (Продолжение. Нач. в №№ 70—73). Если в течение года сделать 10 рейсов, полагал Капитан, а в каждый рейс вылавливать по три ты­ сячи центнеров рыбы, то за год будет добыто 30 тысяч центнеров. — Можем ли мы сделать 10 рейсов? — Этот во­ прос Н. Е. Скорняков задал на судовом собрании. — Вполне, — отвечали моряки, — если не задер­ жит порт, — А сможем ли брать за рейс 3000 центнеров? Приходилось вылавливать и по четыре... — Разумеется, мы сможем выловить за год 30 «тысяч, — подытожил капитан, — но необходимое условие для этого — стахановская работа каждого И на палубе и в машинном отделении. Трал надо держать в воде не менее 16 часов в сутки. Команда решила объявить все рейсы стаханов­ скими и вызвала на соревнование другие трауле­ ры флота. Поздним вечером 11 января 1936 года «Лебедка» отвалила от причала. Зима в тот год была суровой, В море неделями бушевали жестокие штормы. Су­ да приходили в порт закованными в ледяные пан­ цири. Затрудняли работу туманы и полярная ночь. Кольский залив замерз, и траулер шел по фарва­ теру, проложенному ледоколом. Весь экипаж понимал важность первогр рейса. Если «Лебедка» в суровых зимних условиях вы­ полнит свои обязательства, то докажет возмож­ ность стахановских рейсов в любое время года. Если траулер вернется в порт без рыбы, не ми­ ловать насмешек — раструбили, расхвалились на весь флот, а в итоге пшик. Еще на пути к промыслу каждая вахта подсчи­ тала, сколько надо сделать тралений, сколько взять рыбы, определяли расстановку сил, чтобы сокра­ тить время на спуск и подъем трала. Судовой бюл­ летень ежедневно сообщал, как работает каждая из трех соревнующихся вахт. И если выпуск бюлле­ теня по каким-либо причинам задерживался, ры­ баки сердились, начинали шуметь. Чудеса творила вахта второго штурмана Бурмакина, которая во всех предыдущих рейсах обычно отставала. Снача­ ла они опередили первую вахту, а затем третью, Сделав больше тралений и больше выловив рыбы. , Получая радиосводки с других траулеров, Н. Е. Скорняков видел, что его экипаж вышел вперед. И вот уже в Мурманск полетела радиограмма: «Сни­ маемся с промысла, с полным грузом идем в порт». ! • «Лебедка» добыла за стахановский рейс 3470 центнеров рыбы — четыре плановых задания. Героев-стахановцев встречали на берегу торже­ ственно: гудками приветствовали победителей стоявшие в порту корабли. На причале гремел ду­ ховой оркестр, раздавались крики «Ура!». На судно ^стремились с поздравлениями руководители флота, родные и друзья моряков, корреспонденты. Экипаж «Лебедки» доказал, что можно великолепно про­ мышлять в лютые январские морозы, что можно за 18-дневный зимний рейс сделать больше ста тра­ лений и добыть рыбы не меньше, чем за такое же время в самые благоприятные летние месяцы. Эки­ паж доказал, что стахановское движение — вели­ кая и реальная сила. Моряки доказали, что дело идет значительно лучше, если правильно расставлены люди, если каждый член экипажа имеет постоянное место и выполняет какую-то одну операцию. На судне меньше стало суеты, перестановок, ругани. На «Лебедке» безукоризненно работали главная машина и палубные механизмы. Кочегары выпол­ нили свое обязательство — держать- рабочее дав­ ление пара не ниже 12 атмосфер. Но главным достижением этого рейса, как об этом говорил на совещании по обмену опытом капитан Н.. Е. Скорняков, было новое отношение рыбаков JK труду. Они стали глядеть на работу другими гла­ вами, они замечали резервы, о которых раньше не думали, видели, недостатки, которые раньше оставь ляли без внимания. Инициатива экипажа «Лебедки» была поддержа­ на всем флогом. В стахановские рейсы, приняв обязательства выловить по 25—30 тысяч центнероц рыбы, пошли десятки судов: «Киров», «Навага», «Ролик», «Челюскинец Павлов», «Семга», «Москва» и многие другие. В феврале 1936 года в стаханов­ ские рейсы ушли 11 траулеров, в марте — 36, в мае — 51, то есть практически весь траловый флот встал на стахановскую вахту. «Полярная правда» писала о почине траулера «Лебедка»: «Это начало организованного включения не толь­ ко передовых траулеров, но и всего флота в русло изумительного творческого движения трудящихся страны за высший класс работы, за высокий пока­ затель социалистической производительности труда, за максимальное использование нашего богатого технического вооружения на рыбном Мурмане». Трудовой почин моряков тралфлота стал известен всей стране. Выступая на второй сессии Централь­ ного Исполнительного Комитета, нарком пищевой промышленности А. И. Микоян говорил в январе 1936 года: «Меня особенно радует соревнование, которое сейчас началось среди траулеров Мурманска. Вслед за траулером «Киров» выступили капитаны, меха­ ники и команды трех лучших траулеров — «Лебед­ ка», «Навага», «Москва», которые сами обещают дать по 30 тысяч центнеров трески на каждый траулер в течение 1938 года и предлагают всем остальным траулерам дать не меньше 25 тысяч центнеров вместо 17 тысяч в среднем за 1935 год. Пожелаем, чтобы весь траловый флот включился в стахановские рейсы и дал не меньше 26 тысяч центнеров рыбы на каждый тральщик. Тогда мы сможем дать Ленинграду и Москве вдоволь пре­ красной мороженой и копченой трески, прекрасной сельди, вдоволь копченого окуня отличного каче­ ства». (Продолжение следует). Морячка Е Й КАЖЕТСЯ, что было это не так уж давно. Но так только кажется. В дейст­ вительности же прошло с того памят­ ного дня три десятка лет. Тридцать лет назад девчонка впервые ступила на палубу судна, стала рыбачкой, и с тех пор ее судьба нераз­ рывно связана с морем и кораблями. Другой дороги себе не искала. Имя ее Мария. По отцу она Денисовна, Арсеньева по мужу. У нее уже шестеро детей, и всех она сумела воспи­ тать. Государство во многом оказывало и оказывает ей помощь. Младшие дети учатся в школе-интернате, старшая заканчивает профессионально-техническое училище и бу­ дет строителем-штукатуром и маляром. Без этой помощи, конечно же, пришлось бы ку­ да сложнее устраивать свою жизнь и жизнь детей. Первый муж был человеком хорошим, любил детей, но болезнь унесла дорогого че­ ловека. Мария Денисовна долгое время не решалась на второй брак. Оставив детей на попечение матери, она выходила на промысел. Возвра­ щалась на несколько дней и вновь — в море. Но дети росли. Возвращаясь из очередного плавания домой, Мария Денисовна отмечала для себя, что они, взрослея, умнели, что все чаще и чаще просили побыть с ними подоль­ ше. Сердце матери... О нем сложено много замечательных песен. И случилось именно то, чего и следовало ожидать. Мария Денисовна перешла работать в подменные экипажи. Здесь она чувствовала себя так же, как будто продолжала плавать в море, но уже больше времени смогла отдавать дочери и сыновьям. Но, что там ни говори, детям нужен был отец. Да и самой не хотелось коротать век в одиночку. А отзывчивый, прекрасной души и все понимающий человек был рядом. И вот она привела его домой, познакомила с детьми. Они приняли его. Прошло несколь­ ко месяцев, и дочь с сыновьями стали назы­ вать его папой. Он относится к ним словно это были бы свои родные дети. Возвращаясь из рейса, непременно несет всем подарки и умеет выбрать именно то, что каждому нра­ вится, о чем каждый мечтал. Арсеньев пла­ вает матросом на БМРТ-406 «Спутник». Так же, как и в жизни, он и в работе человек за­ мечательный, ударник коммунистического труда. Счастлива с ним Мария Денисовна, счастлив и моряк. В подменном экипаже № 12 десятки людей. В одной только машинной команде двена­ дцать человек. В задачи Марии Денисовны входит накормить всех сытным и вкусным завтраком, обедом и ужином. Любят и ува­ жают здесь повара. Где ей трудно — помога­ ют. Она умеет и пошутить и подойти к делу серьезно. Недавно ей присвоили звание удар­ ника коммунистического труда. Она проф­ групорг, член товарищеского суда береговых бригад управления тралового флота. Тридцать лет проработала Мария Денисов­ на в траловом флоте, повидала многое. Но море закаляет людей, делает их душевно бо­ гаче, красивее. Она не жалеет, что столько времени было отдано ему. И если кто-то из детей выберет свою дорогу, связанную с мо­ рем, она будет только этому рада. С. ДАНИЛОВ. Фото автора. Н А УЛИЦАХ иранской столицы часто можно видеть ! советские автомашины «Волга» и «Москвич». Своей выносливостью, хорошей проходимостью и надеж­ ностью машины завоевали в стране добрую славу. В Тегеране имеется ряд станций технического ©смотре, иранской компании «Ираншарг» по импорту и обслужива­ нию советских автомобилей. НА СНИМКЕ: слесари-ремонтники одной из станций Ре- за Гули (слева) и Бейтулла Аббаси делают профилактику советской автомашине «Москвич». Фото В. Соболева. Фотохроника ТАСС. Г ИБРАЛТАР — колония я военная база Англии на юге Пиренейского полу­ острова. Здесь на площади ■ 6 квадратных километров про* живает 25 тысяч человек. У них — беспокойная жизнь. Крепость начинена оружием. Кроме того, Гибралтар — предмет спора между Англи­ ей и Испанией, которая пре­ тендует на эту территорию. Это усиливает у населения чувство неуверенности В зав­ трашнем дне. ПА СНИМКЕ: Гибралтар. Вид на гавань и город. Фото В. Куницыне. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz