Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.
>Utl!i;illHllllllllllltllItlIllt!lllinilllllllHI!llll!llltl!lllllllllll!!lllll!inil!llf!!IIIIIII!!11l!I!ll А. КИСЕЛЕВ. А. КРАСНОБАЕЙ. . * . ' ______ _________________ Д А Е Ш Ь iПродолжение. Нач. в №№ 70, 71). Старший механик P7-I0 «Лебедка* Корчагин обладал каким-то особым талантом работы с людь ми. Его любила и уважала вся команда, а маши нисты и кочегары буквально не чаяли в нем души. Обаяние и душевность «деда» покоряли — некото рые члены машинной команды не могли изменить своему судну, уйти на другой траулер только пото му, что на нем плавал Корчагин. Изо всех судов отечественной постройки больше всего не повезло РТ-64 «Северный полюс». Он был выпущен с Ленинградской судоверфи с дефектами и сразу после прихода в Мурманск, не успев схо дить на промысел, встал в ремонт: потребовалось заменить кольца цилиндров, заливать вновь под шипники, чистить котлы. Так и повелась за «Се верным полюсом» худая слава. Судно преврати лось в проходной двор: то и дело менялись капи таны и механики, не задерживались и матросы. Люди уходили, так как считали, что на этом судне ничего не заработаешь. Шли в рейс, словно отбы вать повинность, работали с прохладцей, а на бе регу всеми правдами и неправдами добивались пе рехода на другое судно. И руководители вынужде ны были считаться — многим давали «добро» на перевод. Те, кого не отпускали, — часто уходили самовольно. , • '! В августе 1934 года на «Северный полюс» был назначен старший механик Гатцюк. Пришел он на судно, осмотрел машину, механизмы и ужаснулся: такой запущенности и грязи он еще не встречал, люди выполняли свои обязанности небрежно, ра ботали, как покрученники на хозяина, — без вся кого интереса. Гатцюк начал со строгостей. Выгнал разгильдяев. Сменным механикам предложил при вступлении на вахту тщательно осматривать меха низмы и отмечать все дефекты в вахтенном жур нале. Кочегаров заставил привести в порядок ко тельное хозяйство, а на должность старшего коче гара определил смышленого и старательного парня по фамилии Гонтарь. Все члены машинной коман ды сдали техэкзамен. В порту Гатцюк со своими товарищами дневал и ночевал на судне* до хрипо ты ругался с ремонтниками, ио добился, чтобы ме ханизмы были приведены в порядок. Машина sa- работала как часы. Траулер стал больше находить ся на промысле и больше довить рыбы. Работу ма шинной команды «Северного полюса» теперь ста вили в пример. Инициативу экипажей «Ворошилова». «Колом ны» и 18 передовых механиков флота подхватили команды других судов отечественной постройки. В соревновании вперед «разу вырвался РТ-82 «Димитров» под командованием очень опытно го промысловика С. Д. Копытова. «Димитров» с пер вых же рейсов упрочил славу отечественного су достроения. Безусловно, большая заслуга в этом принадлежала капитану. У Степана Дмитриевича ва спиной был богатейший рыбацкий опыт, да и не зря он сидел в Ленинграде, наблюдая за дострой кой траулера. Машины и механизмы судна рабо тали надежно, дружно действовала команда, про мысловая обстановка благоприятствовала, и РТ-82 план 1936 года выполнил быстрее, чем за шесть ме сяцев. На траулер «Димитров» пришла телеграмма, адресованная капитану Копытову и помполиту Платонову: ■ •' ■ «Поздравляю с досрочным выполнением годо вого плана добычи рыбы. Приказываю выдать из директорского фонда премии каждому члену команды... Ваша победа должна поднять еще больше соци алистическое соревнование команд тралового фло та за новые успехи в вашей коллективной работе. Желаю вам быть первыми в борьбе за макси мальное перевыполнение годового плана. Микоян». Можно представить себе волнение и радость мо ряков — их поздравил нарком. «Димитров» про должал наращивать темпы. И вот результат: в 1936 году экипаж добыл 40 тысяч центнеров рыбы! Та кого еще не бывало! Траулер отечественной по стройки поставил абсолютный рекорд годового улова на судно! Отличной работой среди отечественных судов выделялся и РТ-72 «Ленинград». Одним из первых он выполнил годовой план 1935 года. Только за один ноябрьский рейс «Ленинград» доставил в порт 2170 центнеров рыбы. Мастерски, даже в штормо вую погоду орудовала с тралом палубная команда во главе с опытным тралмейстером Иваном Ива новичем Комбалиным. Старший механик К. С. Ко- пытов сумел в этом рейсе увлечь машинную команду. Кочегары Саблин и Караулов держали давление пара в 13—15 атмосфер. Добиться этого на низкокачественном шпицбергенском угле стои ло огромных усилий и хорошего знания дела. Ма шинист Соловьев делал все, чтобы обеспечить не обходимое для траления число оборотов двигателя. Команда «Ленинграда» выполнила в 1935 году два годовых плана. О ! Таким образом, лучшие экипажи практически доказали то, что еще недавно казалось немысли мым, — каждый траулер может добывать за год по 30 и более тысяч центнеров рыбы. Тридцатитысяч ный рубеж преодолели экипажи РТ-29 «Киров», РТ-45 «Двина» и многие другие коллективы.' В самом конце 1935 года моряки РТ-71 «Моск ва» собрались в салоне, чтобы обсудить итоги сво ей работы. Экипажу было чем гордиться — «Моск ва» выполнила два годовых плана, перекрыла за дание по сортности рыбы. Выступая на собрании, командиры за ударную самоотверженную работу хвалили матросов Никулина, Иванова, Ходякова, специалистов-тралмейстеров Балышева и Киселева, механиков Ермолина, Алифанова. Припомнив свои минусы и упущения, моряки решили, что экипаж может работать еще лучше. Собрание приняло постановление, в котором, в ча стности, говорилось: «Мы принимаем на себя обя зательство — в 1936 году организовать свою рабо ту так, чтобы выловить в течение промыслового года не менее 30 тысяч центнеров рыбы. Мы обращаемся к командам всех траулеров Тралфлота С призывом: обязательство, которое мы на себя взяли, вполне реально и может быть вы полнено каждым траулером. Для этого надо толь- хо одно -г честная большевистская работа, настой чивое овладение новейшей техникой промыслового дела». Однако движение «тридцатитысячников» отнюдь ве означало победный марш судов тралфлота. Путь К 30 тысячам не был усеян розами — хватало за бот, хватало трудностей. Чтобы добиться такого высокого улова, надо было уметь ловить рыбу в не погоду, чего раньше никогда не делали, уходить за ‘ треской в новые, неизведанные районы, до мини мума сократить стоянки в порту, делать ремонт в море, так сказать, без отрыва от промысла. (Продолжение следует). ДО СВИДАНИЯ, МУРМАНСК. ДО ВСТРЕЧИ ПОСЛЕ ОТПУСКА. Фото С. Данилова. Я РОМЫШЛЯЛИ мы как- то серебристый хек на сороковой параллели в юокном полушарии. Рыба ловилась отменно. Двух тра лений хватало, чтобы зава лить рыбофабрику сырьем на полсуток. А потом судно ложилось в дрейф на глад кой штилевой воде. Ласко во грело солнце, и лишь из редка неболыиля зыбь отда ленных штормов тихо плес калась у борта. В один из таких дней мы заметили пингвинчика, под плывшего к судну. Уж как он забрался в эти широты, неизвестно, очевидно, забро сило его сюда штормом. Видно было, что он очень устал от длительного пребы вания в воде и искал убе жища у человека. Подплыл пингвинчик к корме спра ва, неуклюже ткнулся в стальной борт и медленно поплыл вдоль судна. Быстро сбросили шторм трап, и я спустился до са мой воды, как раз к тому моменту, когда Пиня — так мы его потом прозвали — добрался до шторм-трапа. Я взял его левой рукой, при жал к груди и повис на од ной правой руке, не зная, как выбраться на палубу. Пине, видно, надоели мои размышления, он дернулся с неожиданной силой и, ос тавив на моей коже глубо кий след от когтей, спокой но нырнул в воду. Когда я поднялся на па лубу, Пиня уходил от суд на. Но мы знали, что он все равно вернется. Заблаговре- ПИНЯ в. ПОЛОЗОВ, STOJ Галс». менно приготовили мешок на штерте, а меня боцман обвязал вокруг груди под мышками. Пиня тем време нем уплыл далеко, описывая круги вокруг судна. На играющей изумрудны ми солнечными блестками воде океана неоокиданно по казался острый плавник акулы. Все мы очень пере живали за Пиню. Но акула — то ли была сыта, то ли просто не обнаружила пинг вина — не тронула его. Кру ги Пини все время сужа лись, и вскоре он вновь очу тился у борта. Я опять бы стро опустился по шторм трапу, меня поддерживали на штерте, и руки теперь были свободны. Поймав пин гвиненка, несмотря на оже сточенное сопротивление, я быстро водворил его в ме шок. Мешок тотчас подняли на палубу. На палубе Пиня отрях нулся, принял гордый вид, независимо поглядывая на окружающих его моряков. Вся команда засуетилась. Тащили Пине поесть, но он ничего ни у кого не брал, лишь милостиво разрешал себя погладить, восторженно встряхивая маленькими крыльями и вскидывая кверху голову. Пиня с охо той позировал перед аппа ратами, а когда ему все надоело, спокойно повернул ся и направился к двери, ведущей в жилые помеще ния. Поместили его в ван ной у капитана, пустили морскую воду, и пингвине нок с удовольствием там плескался. Только вот никак он не хотел есть. Самую свежую , еще трепещущую рыбу по давали к столу Пини, в ОН не хотел брать ее и смотрел на всех умными печальны ми глазами. Мы здорово за беспокоились о его здоровье. Иа помощь неожиданно пришел случай. Наш трау лер подошел к плавбазе под выгрузку . Когда пришвар товались, я вывел Линю на прогулку. Он стоял у ватер- вейса и с любопытствомраз глядывал громадное судно Тут-то его и заметил боцмаь е плавбазы. Выпросил, при шлось отдать. К нашему удивлению, боц- ман (к сожалению, даже не спросил его имени), быстро нашел общий язык с Пиней Пиня начал с аппетитом есть, стал веселый и рез вый. К тому же у него по явился друг Лева. Так зва ли морского льва, который израненный, взобрался на борт базы, а боцман выле чил его. Потом нам рассказали, что боцман за свою морскую практику спас немало львов, пингвинов, чаек и других морских зверюшек ад птиц. Говорили, что он -однажды вполне серьезно сказал, что никогда не утонет в море. А если и придется остаться со стихией один на один, егс питомцы позаботятся о нем и выручат, как это всегда делал он. На следующее утро мы от ходили от плавбазы. Так же ласково светило солнце, стремительно летали над ти хим морем чайки, и голубое небо дышало крепкой соле ной свежестью. А на палубе плавбазы стоял Пиня. Он радостно отряхивал после купания свои крылья-коро тышки. А нам всем каза лось, что он машет ими на прощанье.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz