Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.

>Utl!i;illHllllllllllltllItlIllt!lllinilllllllHI!llll!llltl!lllllllllll!!lllll!inil!llf!!IIIIIII!!11l!I!ll А. КИСЕЛЕВ. А. КРАСНОБАЕЙ. . * . ' ______ _________________ Д А Е Ш Ь iПродолжение. Нач. в №№ 70, 71). Старший механик P7-I0 «Лебедка* Корчагин обладал каким-то особым талантом работы с людь­ ми. Его любила и уважала вся команда, а маши­ нисты и кочегары буквально не чаяли в нем души. Обаяние и душевность «деда» покоряли — некото­ рые члены машинной команды не могли изменить своему судну, уйти на другой траулер только пото­ му, что на нем плавал Корчагин. Изо всех судов отечественной постройки больше всего не повезло РТ-64 «Северный полюс». Он был выпущен с Ленинградской судоверфи с дефектами и сразу после прихода в Мурманск, не успев схо­ дить на промысел, встал в ремонт: потребовалось заменить кольца цилиндров, заливать вновь под­ шипники, чистить котлы. Так и повелась за «Се­ верным полюсом» худая слава. Судно преврати­ лось в проходной двор: то и дело менялись капи­ таны и механики, не задерживались и матросы. Люди уходили, так как считали, что на этом судне ничего не заработаешь. Шли в рейс, словно отбы­ вать повинность, работали с прохладцей, а на бе­ регу всеми правдами и неправдами добивались пе­ рехода на другое судно. И руководители вынужде­ ны были считаться — многим давали «добро» на перевод. Те, кого не отпускали, — часто уходили самовольно. , • '! В августе 1934 года на «Северный полюс» был назначен старший механик Гатцюк. Пришел он на судно, осмотрел машину, механизмы и ужаснулся: такой запущенности и грязи он еще не встречал, люди выполняли свои обязанности небрежно, ра­ ботали, как покрученники на хозяина, — без вся­ кого интереса. Гатцюк начал со строгостей. Выгнал разгильдяев. Сменным механикам предложил при вступлении на вахту тщательно осматривать меха­ низмы и отмечать все дефекты в вахтенном жур­ нале. Кочегаров заставил привести в порядок ко­ тельное хозяйство, а на должность старшего коче­ гара определил смышленого и старательного парня по фамилии Гонтарь. Все члены машинной коман­ ды сдали техэкзамен. В порту Гатцюк со своими товарищами дневал и ночевал на судне* до хрипо­ ты ругался с ремонтниками, ио добился, чтобы ме­ ханизмы были приведены в порядок. Машина sa- работала как часы. Траулер стал больше находить­ ся на промысле и больше довить рыбы. Работу ма­ шинной команды «Северного полюса» теперь ста­ вили в пример. Инициативу экипажей «Ворошилова». «Колом­ ны» и 18 передовых механиков флота подхватили команды других судов отечественной постройки. В соревновании вперед «разу вырвался РТ-82 «Димитров» под командованием очень опытно­ го промысловика С. Д. Копытова. «Димитров» с пер­ вых же рейсов упрочил славу отечественного су­ достроения. Безусловно, большая заслуга в этом принадлежала капитану. У Степана Дмитриевича ва спиной был богатейший рыбацкий опыт, да и не зря он сидел в Ленинграде, наблюдая за дострой­ кой траулера. Машины и механизмы судна рабо­ тали надежно, дружно действовала команда, про­ мысловая обстановка благоприятствовала, и РТ-82 план 1936 года выполнил быстрее, чем за шесть ме­ сяцев. На траулер «Димитров» пришла телеграмма, адресованная капитану Копытову и помполиту Платонову: ■ •' ■ «Поздравляю с досрочным выполнением годо­ вого плана добычи рыбы. Приказываю выдать из директорского фонда премии каждому члену команды... Ваша победа должна поднять еще больше соци­ алистическое соревнование команд тралового фло­ та за новые успехи в вашей коллективной работе. Желаю вам быть первыми в борьбе за макси­ мальное перевыполнение годового плана. Микоян». Можно представить себе волнение и радость мо­ ряков — их поздравил нарком. «Димитров» про­ должал наращивать темпы. И вот результат: в 1936 году экипаж добыл 40 тысяч центнеров рыбы! Та­ кого еще не бывало! Траулер отечественной по­ стройки поставил абсолютный рекорд годового улова на судно! Отличной работой среди отечественных судов выделялся и РТ-72 «Ленинград». Одним из первых он выполнил годовой план 1935 года. Только за один ноябрьский рейс «Ленинград» доставил в порт 2170 центнеров рыбы. Мастерски, даже в штормо­ вую погоду орудовала с тралом палубная команда во главе с опытным тралмейстером Иваном Ива­ новичем Комбалиным. Старший механик К. С. Ко- пытов сумел в этом рейсе увлечь машинную команду. Кочегары Саблин и Караулов держали давление пара в 13—15 атмосфер. Добиться этого на низкокачественном шпицбергенском угле стои­ ло огромных усилий и хорошего знания дела. Ма­ шинист Соловьев делал все, чтобы обеспечить не­ обходимое для траления число оборотов двигателя. Команда «Ленинграда» выполнила в 1935 году два годовых плана. О ! Таким образом, лучшие экипажи практически доказали то, что еще недавно казалось немысли­ мым, — каждый траулер может добывать за год по 30 и более тысяч центнеров рыбы. Тридцатитысяч­ ный рубеж преодолели экипажи РТ-29 «Киров», РТ-45 «Двина» и многие другие коллективы.' В самом конце 1935 года моряки РТ-71 «Моск­ ва» собрались в салоне, чтобы обсудить итоги сво­ ей работы. Экипажу было чем гордиться — «Моск­ ва» выполнила два годовых плана, перекрыла за­ дание по сортности рыбы. Выступая на собрании, командиры за ударную самоотверженную работу хвалили матросов Никулина, Иванова, Ходякова, специалистов-тралмейстеров Балышева и Киселева, механиков Ермолина, Алифанова. Припомнив свои минусы и упущения, моряки решили, что экипаж может работать еще лучше. Собрание приняло постановление, в котором, в ча­ стности, говорилось: «Мы принимаем на себя обя­ зательство — в 1936 году организовать свою рабо­ ту так, чтобы выловить в течение промыслового года не менее 30 тысяч центнеров рыбы. Мы обращаемся к командам всех траулеров Тралфлота С призывом: обязательство, которое мы на себя взяли, вполне реально и может быть вы­ полнено каждым траулером. Для этого надо толь- хо одно -г честная большевистская работа, настой­ чивое овладение новейшей техникой промыслового дела». Однако движение «тридцатитысячников» отнюдь ве означало победный марш судов тралфлота. Путь К 30 тысячам не был усеян розами — хватало за­ бот, хватало трудностей. Чтобы добиться такого высокого улова, надо было уметь ловить рыбу в не­ погоду, чего раньше никогда не делали, уходить за ‘ треской в новые, неизведанные районы, до мини­ мума сократить стоянки в порту, делать ремонт в море, так сказать, без отрыва от промысла. (Продолжение следует). ДО СВИДАНИЯ, МУРМАНСК. ДО ВСТРЕЧИ ПОСЛЕ ОТПУСКА. Фото С. Данилова. Я РОМЫШЛЯЛИ мы как- то серебристый хек на сороковой параллели в юокном полушарии. Рыба ловилась отменно. Двух тра­ лений хватало, чтобы зава­ лить рыбофабрику сырьем на полсуток. А потом судно ложилось в дрейф на глад­ кой штилевой воде. Ласко­ во грело солнце, и лишь из­ редка неболыиля зыбь отда­ ленных штормов тихо плес­ калась у борта. В один из таких дней мы заметили пингвинчика, под­ плывшего к судну. Уж как он забрался в эти широты, неизвестно, очевидно, забро­ сило его сюда штормом. Видно было, что он очень устал от длительного пребы­ вания в воде и искал убе­ жища у человека. Подплыл пингвинчик к корме спра­ ва, неуклюже ткнулся в стальной борт и медленно поплыл вдоль судна. Быстро сбросили шторм­ трап, и я спустился до са­ мой воды, как раз к тому моменту, когда Пиня — так мы его потом прозвали — добрался до шторм-трапа. Я взял его левой рукой, при­ жал к груди и повис на од­ ной правой руке, не зная, как выбраться на палубу. Пине, видно, надоели мои размышления, он дернулся с неожиданной силой и, ос­ тавив на моей коже глубо­ кий след от когтей, спокой­ но нырнул в воду. Когда я поднялся на па­ лубу, Пиня уходил от суд­ на. Но мы знали, что он все равно вернется. Заблаговре- ПИНЯ в. ПОЛОЗОВ, STOJ Галс». менно приготовили мешок на штерте, а меня боцман обвязал вокруг груди под мышками. Пиня тем време­ нем уплыл далеко, описывая круги вокруг судна. На играющей изумрудны­ ми солнечными блестками воде океана неоокиданно по­ казался острый плавник акулы. Все мы очень пере­ живали за Пиню. Но акула — то ли была сыта, то ли просто не обнаружила пинг­ вина — не тронула его. Кру­ ги Пини все время сужа­ лись, и вскоре он вновь очу­ тился у борта. Я опять бы­ стро опустился по шторм­ трапу, меня поддерживали на штерте, и руки теперь были свободны. Поймав пин­ гвиненка, несмотря на оже­ сточенное сопротивление, я быстро водворил его в ме­ шок. Мешок тотчас подняли на палубу. На палубе Пиня отрях­ нулся, принял гордый вид, независимо поглядывая на окружающих его моряков. Вся команда засуетилась. Тащили Пине поесть, но он ничего ни у кого не брал, лишь милостиво разрешал себя погладить, восторженно встряхивая маленькими крыльями и вскидывая кверху голову. Пиня с охо­ той позировал перед аппа­ ратами, а когда ему все надоело, спокойно повернул­ ся и направился к двери, ведущей в жилые помеще­ ния. Поместили его в ван­ ной у капитана, пустили морскую воду, и пингвине­ нок с удовольствием там плескался. Только вот никак он не хотел есть. Самую свежую , еще трепещущую рыбу по­ давали к столу Пини, в ОН не хотел брать ее и смотрел на всех умными печальны­ ми глазами. Мы здорово за­ беспокоились о его здоровье. Иа помощь неожиданно пришел случай. Наш трау­ лер подошел к плавбазе под выгрузку . Когда пришвар­ товались, я вывел Линю на прогулку. Он стоял у ватер- вейса и с любопытствомраз­ глядывал громадное судно Тут-то его и заметил боцмаь е плавбазы. Выпросил, при­ шлось отдать. К нашему удивлению, боц- ман (к сожалению, даже не спросил его имени), быстро нашел общий язык с Пиней Пиня начал с аппетитом есть, стал веселый и рез­ вый. К тому же у него по­ явился друг Лева. Так зва­ ли морского льва, который израненный, взобрался на борт базы, а боцман выле­ чил его. Потом нам рассказали, что боцман за свою морскую практику спас немало львов, пингвинов, чаек и других морских зверюшек ад птиц. Говорили, что он -однажды вполне серьезно сказал, что никогда не утонет в море. А если и придется остаться со стихией один на один, егс питомцы позаботятся о нем и выручат, как это всегда делал он. На следующее утро мы от­ ходили от плавбазы. Так же ласково светило солнце, стремительно летали над ти­ хим морем чайки, и голубое небо дышало крепкой соле­ ной свежестью. А на палубе плавбазы стоял Пиня. Он радостно отряхивал после купания свои крылья-коро­ тышки. А нам всем каза­ лось, что он машет ими на прощанье.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz