Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.

иН1111ИШ1|1ШШ1ШНи»1111Н11ГШС1Ш11Ш1111Н111!1НШ11!1110111111Ш1111П11ШМН1(ШМШ1ШиШ11!«МШШ1т1Н1»111Ш!тН1НН1||}Ш!11НШ11 '<(Н111НН111ГШ1Ш*1ШЖШ111Н'‘ J)ae рыбы с арвмеленвем барабава является эффективным г современным методом промысла кошельковым ново- дом. Для работы с неводом длиной 512 метрон » высотой 54,9 метра ори при­ менении «еводпого барабана необходи­ мо 4—5- чонввеи, в то время как яра яове рыбы е судна с поворотной пло­ щадкой требуется 7—8 человек. На сейнерах с неводвым барабаном кон­ струкция кошелькового невода tie- сколько изменена по сравнению с но- .йодом, выборка которого производите.» „в помощью силового блока. . Во время обмотынания косяка аспод -сбрасыпаетея аа корму, сматываясь с барабана, в то время как судно прод­ вигается вперед. . Доры с двигателем или ялик могут быть использованы пра сматывании невода с барабана п букси­ ровки его конца вокруг рыбного коеака к сейнеру. В случае лова лосося невод сразу не кошелькуотся, ' а буксиру­ ется так, чтобы зо 20 минут образо­ вался полукруг, который дал бы воз­ можность лососю мигрировать 1 (т. е. плыть вперед в постоянном Направле­ нии.), чтобы постепенно охватить боль­ шое количество рыбы сетью. В случае облова сельди или Косяков : других рыб, которые могут быстро уп- лытв из веволностью замкнуто^ сети, базовое судне и доры будут плцть на- . встречу друг flpyty, как только 'вымо­ танные сети образуют полукруг, так, : чтобы бйстро взп 9 р 1 пить полное окру- . женио Косяка. Немедленно" посЛе того, как будет закончен обмет косяка, чо- ‘ нец сети передается на судно с доры и . начинается перемотка невода на бара­ бан с другого конца. Дора может на­ ходиться с противоположного борта судна относительно невода и удержи­ вать судно, чтобы его не внесло в во* • вод, когда производятся кошелЬковапие выборка с помощью буксирного тро- «а. Последний заканчивается растяжка­ ми в носовой и кормовой частях базо­ вого судна. Стяжные кольца ирикрсплеаы к •вижней подборе с помощью поводцов обычным способом, НО ТОЛЬКО ПОЛОБИ- пз колец находится на 2/3 нижпой под­ боры, начиная or наружного конца не­ вода, т. е. от конца, который сбрасы­ вается с судна и обметывается вокруг косяка. Стяжной трос, прикрепляемый к пижвей подборе, представляет собой эластичный сингетичеекий трос со хвинцовым сердечником. Поело выметывания невода наруж- вив конец стяжного троса прнкрепля- • отсяг быстроразъемными. соединитель- мыми скобами к верхней плавучей подборе так, что дель и стяжной трое выбираются вмести. При завершении установки конец верхней подборы бы­ стро прикрепляется к зажимному при­ способлению на фальшборте, стяжной трос отделяется от верхней плавучей подборы и выбирается на борт судна й номощыо блока. На судах тихоокеанского побережья рулевая рубка расположена в носовой части, а неводной барабан — сзади в корме. н е в о д н о го В -начало-кошелъкешшия, когда одвн иэ команды начинает выбирать стяж­ ной трос с помощью вертикального ба­ рабана и укладывать его в бухгу нэ палубе, лебедчик работает е гидравли­ ческими рычагами, управления, и бара­ бан! вращается \'гак, <гго внутренняя неокольДованвая часть- невода нама­ тывается обратно аа барабан. Такам образом, сеть выбирается с внутренне­ го ковца и в то же время когаелькует- ея от внешнего кошщ. Квшелькопавие Заканчивается к froiiy времени, кргда неокольцов&нная 'чаЬть невода уже бу­ дет намотана снова на барабан. На этапе, когда кошолькование за­ кончено, кольца собираются близко друг к другу на оставшейся часто стяжного троса, большая часть которо­ го ужё собрана в бухту на палубе. Од- па половина прочной стальной шпиль­ ки продевается ^ерез собранные стяж­ ные Кольца; й вес всего этого воспри­ нимается стяжвым тросом при подве­ шивании шпильки за другую полопипу С; помощью про н-балки или' грузовой стрелы. Шпилька подвешивается так, чтобы придать паклопное положение ее открытому концу, чтобы стяжные кольца не могли бы соскользнуть под влиянием веса. Намотка невода на ба­ рабан теперь может продолжаться да­ льше. • * * От точки прикрепления стяжного троса к нижней подбрре стяжной трос дальше наматывается; на барабан вме­ сте е делыо. Он скользит назад через Стяжные кольца, которые но одному соскальзывают со шпильки и вместе с ловодцами наматываются па барабан с частью невода, к которому они при­ креплены. В дополнение к стяясным кольцам прикреплен ряд малых колец с интер­ валом 1,83 метра для миниатюрного стяжного троса, расположенного вдоль боковой подборы. Через эти кольца проходит боковой стяжной трос, кото­ рый к концу кошелькованая также вы­ бирается с помощью вертикального ба­ рабана. Улов может быть передан из кошель­ ка на борт судна с помощью каплера, в то же время оставшаяся часть выби­ рается через корму и разгрул«етсн вз палубу при освобождении бокового за­ тягивающего троса. На сейнер» с неполным барабаном сетноо полотно и вся оснастка наматы­ ваются вместе без разделения по ча­ стям. Во время постановки они сматы­ ваются в таком же состоянии, кйк вы­ бирались па. бор г. Горизонтальный рол на; кормо помогает выборке'и выметке с барабана, в то время как пара съем­ ных вертикальных валиков, переме­ щающихся в поперечном направлении с одного борта к другому, дает воз­ можность, сети ровно укладываться но барабан. . " * Механизм, перемещающий валики в поперечном направлении, имеет гид­ равлический привод и управляется чле­ ном команды, которому поручено об­ служивание барабана и который без посторонней помощи успешно выполня­ ет выборку и размещение невода. Сейнеры с барабанами эффектвпно используются при лове лосося я тихо­ океанской сельди. Техническая харак­ теристика орудий лова несколько раз­ лична для зтих видов рыб, что опреде­ ляется длиной, высотой, размером яче­ ек и другими характеристиками'сетей. Но основные принципы процесса лов» одни и те яке. Кошельковый повод длиной 32§ мет­ ров и высотой 30,8 метра ... может ус­ пешно работать с.судна длиной 12,2 метра для лова шпрота, сардины и. пе- больтих косяков сельди во ппутропнях водах., Большие невода длиной 549 мот­ ков при высоте 65,2 метра-можно ис­ пользовать для больших коеяков сель­ ди, макрели, ставриды. • ' • Хорошо обученная команда можег закончить окружение косяка и начать кошелькование в точение 10 минут, тогда как завершение операции до на­ чала вылйбкп рыбы из кошелька мо­ жет достигать 10—15 минут. Этот метод лова особенно подходит там, где име­ ется большое количество косяков сред­ них размеров, когда успешный днев­ ной улов зависит от количества произ­ веденных подряд быстрых заметов. Ю. ГРИГОРЬЕВ. ИА ЛЕДОВУЮ РАЗВЕДКУ. Фото электромеханика БМРТ «Пушкин» С. Скрябина. нии естественной тяги. Эти простые' меры дали •хороший результат — давление пара поднялось и машина не знала перебоев. Чтобы сократить расход пресной воды, механики заменили многие трубы, сальники, вентили. К то­ му же матросы внесли предложение отдавать пред­ назначенную для бани воду на питание котлов. Воды теперь хватало на весь рейс, пар держался ♦на марке», и «Коломна» стала брать хорошие уло­ вы. В 1934 году этот траулер завоевал первое мес­ то в соревновании среди судов отечественной по­ стройки. Команда «Коломны» решила доказать, что судно советской постройки может работать лучше заграничных траулеров, что дело не в конструкции корабля, а в людях, его обслуживающих. В начале 1935 года «Коломна», выполнив задание по перевозке сельди, встала на ремонт. В работах принял участие буквально весь экипаж. Перебрали механизмы,- усганили все неисправности, еще раз убедились, что траулер сделан .добротно. Корпус судна из высококачественной, стали по прочности превосходил корпуса заграничных судов. Остойчи­ вость и маневренность «Коломны» были отличны­ ми, траулер хорошо держался в шторм. После ре­ монта обнаружилось, что «Коломна» быстрее «ино­ странцев» и уже в Кольском заливе, выходя в рейс, обогнала неекольких своих братьев зарубежной по­ стройки.. • . ?т Безотказность механизмов и дружная работа ■ команды обеспечили успех. Если раньше экипаж делал 3—4 траления в сутки, то теперь стал делать 8—9. Естественно, что увеличились и у л о е ы . За пол­ года траулер добыл 13 тысяч центнеров рыбы. Следом за «Коломной» улучшили свою работу и другие отечественные суда: FT-72 «Ленинград», РТ-62 «Ворошилов»-, РТ-71 «Москва». Траулер: «Ворошилов» под руководством капи­ тана Якова ^Алексеевича Богданова с первого рей­ са встал в шеренгу передовых судов флота, а в 3936 году б ы л овил 36 тысяч центнеров рыбы. Я. А. Богданов сам почти 40 лет промышлял ры­ бу в Баренцевом море, привил любовь к морю трем своим сыновьям и по праву считался патри­ архом мурманских капитанов. Он не любил длин­ ных речей, громких обещаний и в споре «отцов» и «иностранцев» занимал весьма определенную пози­ цию: '«Умеючи, — говорил он, — можно ловить ры­ бу на любом траулере. Отечественные траулеры не хуже, а лучше». НА РТ-62 плавал и другой человек, которому команда была обязана своими успехами, — это старший механик Н. Федотьев. Он сделал то же, что Тихонин на «Коломне». Вот как сам Н. Федотьев вспоминал о начале работы на траулере «Ворошилов»: «Куда я ни обращал свой взор, всюду была мер­ зость запустения. Однако это меня не обескуражи­ ло. После тщательного осмотра машинного отделе­ ния мне стало ясно, что машина имеет лишь неко­ торые недочеты, которые нетрудно устранить. Все же остальные дефекты являлись следствием не­ брежности и технической малограмотности меха­ ников... Осмотрев главную машину и другие механизмы, я потребовал, чтобы траулер «Ворошилов» прежде, чем выйти в очередной рейс, был поставлен в ре­ монт. Когда это требование было удовлетворено, • вся машинная команда корабля принялась за де­ ло и два месяца работала не покладая рук». Было это в начале 1933 года, еще до назначе­ ния на судно капитана Я. А. Богданова. Ну, а ко­ гда подобралась команда и пришел опытный капи­ тан, дела пошли совсем хорошо. Экипаж РТ «Во­ рошилова в своем обращении к рыбакам всего фло­ та, опираясь на свой опыт, доказывал, что за год каждый траулер может вылавливать по 30 и боль­ ше тысяч центнеров рыбы. В те времена это было смелое заявление, так как средний годовой улов на судно не превышал 20 тысяч центнеров. Опыт «Коломны» и «Ворошилова» показал, как важна для успеха на промысле четкая работа серд­ ца корабля, его машинного отделения. Руководите­ ли и парторганизация тралового флота обратили самое пристальное внимание на подготовку кадров механиков, мотористов, кочегаров, заботились о распространении опыта лучших машинных команд. Об инициативных и грамотных механиках загово­ рили на собраниях и совещаниях, в печати, их име­ на получили известность и добрую славу на флоте. В октябре 1935 года 18 передовых механиков трал- флота обратились ко всем членам -.машинных команд с предложением развернуть социалистиче­ ское соревнование за лучшие показатели работы среди мотористов, кочегаров, машинистов флотов Севера, Каспия, Дальнего Востока, Черного и Бело­ го морей. В своем обращении, говоря о роли машинных команд в борьбе за повышение производительности труда, они указывали и на слабые стороны меха­ нической службы тралфлота, делились опытом. В обращении, в частности, рассказывалось, как организовал работу машинкой команды старший механик РТ-4 «Навага» Гужиев. В то время как некоторые механики старались «сплавить» судоре­ монтникам всякую мелкую работу, вплоть до ре­ монта дверных ручек, на «Наваге» почти все дела­ ли сами и на завод сдавали лишь то, что невозмож­ но было отремонтировать своими техническими средствами. Именно на этом корабле впервые родился «оа- моремонт» — движение, которое позднее примет широкие масштабы на флоте. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz