Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.
иН1111ИШ1|1ШШ1ШНи»1111Н11ГШС1Ш11Ш1111Н111!1НШ11!1110111111Ш1111П11ШМН1(ШМШ1ШиШ11!«МШШ1т1Н1»111Ш!тН1НН1||}Ш!11НШ11 '<(Н111НН111ГШ1Ш*1ШЖШ111Н'‘ J)ae рыбы с арвмеленвем барабава является эффективным г современным методом промысла кошельковым ново- дом. Для работы с неводом длиной 512 метрон » высотой 54,9 метра ори при менении «еводпого барабана необходи мо 4—5- чонввеи, в то время как яра яове рыбы е судна с поворотной пло щадкой требуется 7—8 человек. На сейнерах с неводвым барабаном кон струкция кошелькового невода tie- сколько изменена по сравнению с но- .йодом, выборка которого производите.» „в помощью силового блока. . Во время обмотынания косяка аспод -сбрасыпаетея аа корму, сматываясь с барабана, в то время как судно прод вигается вперед. . Доры с двигателем или ялик могут быть использованы пра сматывании невода с барабана п букси ровки его конца вокруг рыбного коеака к сейнеру. В случае лова лосося невод сразу не кошелькуотся, ' а буксиру ется так, чтобы зо 20 минут образо вался полукруг, который дал бы воз можность лососю мигрировать 1 (т. е. плыть вперед в постоянном Направле нии.), чтобы постепенно охватить боль шое количество рыбы сетью. В случае облова сельди или Косяков : других рыб, которые могут быстро уп- лытв из веволностью замкнуто^ сети, базовое судне и доры будут плцть на- . встречу друг flpyty, как только 'вымо танные сети образуют полукруг, так, : чтобы бйстро взп 9 р 1 пить полное окру- . женио Косяка. Немедленно" посЛе того, как будет закончен обмет косяка, чо- ‘ нец сети передается на судно с доры и . начинается перемотка невода на бара бан с другого конца. Дора может на ходиться с противоположного борта судна относительно невода и удержи вать судно, чтобы его не внесло в во* • вод, когда производятся кошелЬковапие выборка с помощью буксирного тро- «а. Последний заканчивается растяжка ми в носовой и кормовой частях базо вого судна. Стяжные кольца ирикрсплеаы к •вижней подборе с помощью поводцов обычным способом, НО ТОЛЬКО ПОЛОБИ- пз колец находится на 2/3 нижпой под боры, начиная or наружного конца не вода, т. е. от конца, который сбрасы вается с судна и обметывается вокруг косяка. Стяжной трос, прикрепляемый к пижвей подборе, представляет собой эластичный сингетичеекий трос со хвинцовым сердечником. Поело выметывания невода наруж- вив конец стяжного троса прнкрепля- • отсяг быстроразъемными. соединитель- мыми скобами к верхней плавучей подборе так, что дель и стяжной трое выбираются вмести. При завершении установки конец верхней подборы бы стро прикрепляется к зажимному при способлению на фальшборте, стяжной трос отделяется от верхней плавучей подборы и выбирается на борт судна й номощыо блока. На судах тихоокеанского побережья рулевая рубка расположена в носовой части, а неводной барабан — сзади в корме. н е в о д н о го В -начало-кошелъкешшия, когда одвн иэ команды начинает выбирать стяж ной трос с помощью вертикального ба рабана и укладывать его в бухгу нэ палубе, лебедчик работает е гидравли ческими рычагами, управления, и бара бан! вращается \'гак, <гго внутренняя неокольДованвая часть- невода нама тывается обратно аа барабан. Такам образом, сеть выбирается с внутренне го ковца и в то же время когаелькует- ея от внешнего кошщ. Квшелькопавие Заканчивается к froiiy времени, кргда неокольцов&нная 'чаЬть невода уже бу дет намотана снова на барабан. На этапе, когда кошолькование за кончено, кольца собираются близко друг к другу на оставшейся часто стяжного троса, большая часть которо го ужё собрана в бухту на палубе. Од- па половина прочной стальной шпиль ки продевается ^ерез собранные стяж ные Кольца; й вес всего этого воспри нимается стяжвым тросом при подве шивании шпильки за другую полопипу С; помощью про н-балки или' грузовой стрелы. Шпилька подвешивается так, чтобы придать паклопное положение ее открытому концу, чтобы стяжные кольца не могли бы соскользнуть под влиянием веса. Намотка невода на ба рабан теперь может продолжаться да льше. • * * От точки прикрепления стяжного троса к нижней подбрре стяжной трос дальше наматывается; на барабан вме сте е делыо. Он скользит назад через Стяжные кольца, которые но одному соскальзывают со шпильки и вместе с ловодцами наматываются па барабан с частью невода, к которому они при креплены. В дополнение к стяясным кольцам прикреплен ряд малых колец с интер валом 1,83 метра для миниатюрного стяжного троса, расположенного вдоль боковой подборы. Через эти кольца проходит боковой стяжной трос, кото рый к концу кошелькованая также вы бирается с помощью вертикального ба рабана. Улов может быть передан из кошель ка на борт судна с помощью каплера, в то же время оставшаяся часть выби рается через корму и разгрул«етсн вз палубу при освобождении бокового за тягивающего троса. На сейнер» с неполным барабаном сетноо полотно и вся оснастка наматы ваются вместе без разделения по ча стям. Во время постановки они сматы ваются в таком же состоянии, кйк вы бирались па. бор г. Горизонтальный рол на; кормо помогает выборке'и выметке с барабана, в то время как пара съем ных вертикальных валиков, переме щающихся в поперечном направлении с одного борта к другому, дает воз можность, сети ровно укладываться но барабан. . " * Механизм, перемещающий валики в поперечном направлении, имеет гид равлический привод и управляется чле ном команды, которому поручено об служивание барабана и который без посторонней помощи успешно выполня ет выборку и размещение невода. Сейнеры с барабанами эффектвпно используются при лове лосося я тихо океанской сельди. Техническая харак теристика орудий лова несколько раз лична для зтих видов рыб, что опреде ляется длиной, высотой, размером яче ек и другими характеристиками'сетей. Но основные принципы процесса лов» одни и те яке. Кошельковый повод длиной 32§ мет ров и высотой 30,8 метра ... может ус пешно работать с.судна длиной 12,2 метра для лова шпрота, сардины и. пе- больтих косяков сельди во ппутропнях водах., Большие невода длиной 549 мот ков при высоте 65,2 метра-можно ис пользовать для больших коеяков сель ди, макрели, ставриды. • ' • Хорошо обученная команда можег закончить окружение косяка и начать кошелькование в точение 10 минут, тогда как завершение операции до на чала вылйбкп рыбы из кошелька мо жет достигать 10—15 минут. Этот метод лова особенно подходит там, где име ется большое количество косяков сред них размеров, когда успешный днев ной улов зависит от количества произ веденных подряд быстрых заметов. Ю. ГРИГОРЬЕВ. ИА ЛЕДОВУЮ РАЗВЕДКУ. Фото электромеханика БМРТ «Пушкин» С. Скрябина. нии естественной тяги. Эти простые' меры дали •хороший результат — давление пара поднялось и машина не знала перебоев. Чтобы сократить расход пресной воды, механики заменили многие трубы, сальники, вентили. К то му же матросы внесли предложение отдавать пред назначенную для бани воду на питание котлов. Воды теперь хватало на весь рейс, пар держался ♦на марке», и «Коломна» стала брать хорошие уло вы. В 1934 году этот траулер завоевал первое мес то в соревновании среди судов отечественной по стройки. Команда «Коломны» решила доказать, что судно советской постройки может работать лучше заграничных траулеров, что дело не в конструкции корабля, а в людях, его обслуживающих. В начале 1935 года «Коломна», выполнив задание по перевозке сельди, встала на ремонт. В работах принял участие буквально весь экипаж. Перебрали механизмы,- усганили все неисправности, еще раз убедились, что траулер сделан .добротно. Корпус судна из высококачественной, стали по прочности превосходил корпуса заграничных судов. Остойчи вость и маневренность «Коломны» были отличны ми, траулер хорошо держался в шторм. После ре монта обнаружилось, что «Коломна» быстрее «ино странцев» и уже в Кольском заливе, выходя в рейс, обогнала неекольких своих братьев зарубежной по стройки.. • . ?т Безотказность механизмов и дружная работа ■ команды обеспечили успех. Если раньше экипаж делал 3—4 траления в сутки, то теперь стал делать 8—9. Естественно, что увеличились и у л о е ы . За пол года траулер добыл 13 тысяч центнеров рыбы. Следом за «Коломной» улучшили свою работу и другие отечественные суда: FT-72 «Ленинград», РТ-62 «Ворошилов»-, РТ-71 «Москва». Траулер: «Ворошилов» под руководством капи тана Якова ^Алексеевича Богданова с первого рей са встал в шеренгу передовых судов флота, а в 3936 году б ы л овил 36 тысяч центнеров рыбы. Я. А. Богданов сам почти 40 лет промышлял ры бу в Баренцевом море, привил любовь к морю трем своим сыновьям и по праву считался патри архом мурманских капитанов. Он не любил длин ных речей, громких обещаний и в споре «отцов» и «иностранцев» занимал весьма определенную пози цию: '«Умеючи, — говорил он, — можно ловить ры бу на любом траулере. Отечественные траулеры не хуже, а лучше». НА РТ-62 плавал и другой человек, которому команда была обязана своими успехами, — это старший механик Н. Федотьев. Он сделал то же, что Тихонин на «Коломне». Вот как сам Н. Федотьев вспоминал о начале работы на траулере «Ворошилов»: «Куда я ни обращал свой взор, всюду была мер зость запустения. Однако это меня не обескуражи ло. После тщательного осмотра машинного отделе ния мне стало ясно, что машина имеет лишь неко торые недочеты, которые нетрудно устранить. Все же остальные дефекты являлись следствием не брежности и технической малограмотности меха ников... Осмотрев главную машину и другие механизмы, я потребовал, чтобы траулер «Ворошилов» прежде, чем выйти в очередной рейс, был поставлен в ре монт. Когда это требование было удовлетворено, • вся машинная команда корабля принялась за де ло и два месяца работала не покладая рук». Было это в начале 1933 года, еще до назначе ния на судно капитана Я. А. Богданова. Ну, а ко гда подобралась команда и пришел опытный капи тан, дела пошли совсем хорошо. Экипаж РТ «Во рошилова в своем обращении к рыбакам всего фло та, опираясь на свой опыт, доказывал, что за год каждый траулер может вылавливать по 30 и боль ше тысяч центнеров рыбы. В те времена это было смелое заявление, так как средний годовой улов на судно не превышал 20 тысяч центнеров. Опыт «Коломны» и «Ворошилова» показал, как важна для успеха на промысле четкая работа серд ца корабля, его машинного отделения. Руководите ли и парторганизация тралового флота обратили самое пристальное внимание на подготовку кадров механиков, мотористов, кочегаров, заботились о распространении опыта лучших машинных команд. Об инициативных и грамотных механиках загово рили на собраниях и совещаниях, в печати, их име на получили известность и добрую славу на флоте. В октябре 1935 года 18 передовых механиков трал- флота обратились ко всем членам -.машинных команд с предложением развернуть социалистиче ское соревнование за лучшие показатели работы среди мотористов, кочегаров, машинистов флотов Севера, Каспия, Дальнего Востока, Черного и Бело го морей. В своем обращении, говоря о роли машинных команд в борьбе за повышение производительности труда, они указывали и на слабые стороны меха нической службы тралфлота, делились опытом. В обращении, в частности, рассказывалось, как организовал работу машинкой команды старший механик РТ-4 «Навага» Гужиев. В то время как некоторые механики старались «сплавить» судоре монтникам всякую мелкую работу, вплоть до ре монта дверных ручек, на «Наваге» почти все дела ли сами и на завод сдавали лишь то, что невозмож но было отремонтировать своими техническими средствами. Именно на этом корабле впервые родился «оа- моремонт» — движение, которое позднее примет широкие масштабы на флоте. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz