Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.
Р ЫБОЛОВНЫЙ траулер «Геническ* ~ рядовое судно тралового флота» Как и все другие суда, «Гени- ческ» имеет свою биографию. Есть позади годы, когда судне работало отлично, можнв вспомнить п такие, когда мо ряки РТ-264 не справлялись с годовым заданием. Одним словом, бывало всякое. Море есть море. За время сущест вования «Геническа» на бор ту его потрудилась не одна еотня рыбаков. Как правило, на экипаж этому судну везло. Здесь собирались умудренные опытом люди, отважные ду шой, беззаветно любящие мо ре и свой нелегкий труд. При ходили на «Геническ», быва ло, и лодыри, пьяницы, про гульщики. С такими, если они не поддавались воспитанию, старались побыстрее рас статься. В юбилейном году «Геви- ческ» в январе вышел из ре монта. Уже в первом рейсе дружный и трудолюбивый экипаж перевыполнил план по ааготовке полуфабриката. Начало было хорошим, обна деживающим. И продолже ние — тоже. Показать, как моряки «Геническа» по-удар ному трудились в своем тре тьем рейсе знаменательного года, как они продолжают ве сти ударную трудовую вах ту, — задача этой корреспон денции. В Мурманском рыбном пор ту суда тралового флота ред ко задерживаются у причалов надолго. Разве что только в случае предстоящего ремонта или котлочистки. А так, вы грузив привезенную рыбу на берег, они в срочном порядке снабжаются всем необходи мым и вновь уходят далеко в море от родных берегов. Ина че рыболовные корабли не могут, потому что их дороги на просторах океана. Нет этим труженикам моря покоя, нет его и для РТ-264 «Гени- ческ». После короткой gtobb - кн в порту 24 апреля оп вновь выходил на промысел. Путь предстоял долгий, труд ный— длиною в тридцать де вять суток. Шли работать к берегам Западного Шпицбер гена. В этом районе, предска зывали сотрудники ПИНРО, в мае ожидалось скопление трески. Но надежды не оправ дались. Концентрации рыбы были незначительными, и судово дительскому составу приходи лось быть все время начеку, так как удержать судно на маленьком косяке стояло больших усилий. Сюда надо отнести и тот случай, что тре ска держалась глубин 700— 800 метров. Для тресковых эти глубины не характерны, их больше относят к палтусо вым глубинам. И очень хоро шо поступил старший мастер по добыче рыбы, когда запа сался в порту ваерами. Благодаря этому экипажу РТ-264 удалось поработать в районе Западного Шпицберге на сравнительно хорошо, Иные суда уходили оттуда, пе проработав и несколько дней. И причина была только одна •— нехватка ваеров, не рассчи тывали в порту на встречу со случайностями. Работать на глубинах 700— 800 метров трудно, осо- клотиками мочт неугомонные чайки. Прибывали на Медвежку суда. Все больше и больше их скапливалось в этом районе. С каждым новым днем рабо тать становилось труднее и труднее, к тому же испорти лась погода, а суда ходили почти друг за другом. Капи тану еудна Анатолию Иппо литовичу Рябцовекому, его старшему помощнику Генна дию Павловичу Орлову, вто рому помощнику капитана Бо рису Николаевичу Шестири- кову ж третьему помощнику концу вторая десятидневка рейса и заниматься поиском новых концентраций рыбы, тратпть время на перебежки просто не хотелось. А про мысловая обстановка стано вилась тревожпой. Вспомнили о байке капитана Копытова. В весенний период года там всегда есть окунь. Когда оста валось до конца рейса десять суток, промедление станови лось нежелательным, всем стало ясно, что, оставаясь иа Медвежинской банке, экипаж РТ-264 «Геническ» не сумеет справиться с выполнением Хроника одного рейса 1 • 1 * щщщ ■ш ш т т Моряки РТ «Геническ»: (слева направо) старший помощник капитана Генна дий Павлович Орлов и рыбмастер Виктор Митрофанович Кондратенко. бенно когда рыба ходит ма лыми косяками. Один за дру гим траулеры уходили от За падного Шпицбергена на Медвежинскую банку. Оттуда поступали хорошие, ободряю щие сводки. Капитаны судов, не желая рисковать, уводили туда свои корабля. Сделав еще несколько тралений, дви нулся за группой в район Медвежки и экипаж РТ-264. На переходе подготовили про мысловое вооружение, чтобы Приступить к облову трески сразу же, не теряя ни мину ты. • Медвежинская банка — ко варный район. Вначале все шло, казалось бы, как нельзя лучше. Подъемы достигали 7—8 тонн. Работалось моря кам легко и споро. Для рыба ка не найдешь большей радо сти, когда есть рыба. Еще от поморов осталось это. Есть рыба — есть вее. Плескалась за бортом вода, на судах ки пела работа, капитаны по ра дио сверяли уловы, поздрав ляли друг друга с «хорошими кошалками», кричали над Анатолию Васильевичу Гро мову приходилось быть край не внимательными. Только теперь уже не рыба была причиной волнения, а такое большое скопление судов. Не обходимо было строго выдер живать курс тралений, вни мательно следить эа соседом и постараться сделать так, чтобы не помешать ему, не перехлестнуться ваерами и в то же время не потерять свой коеяк. Большое скопление судов всегда вызывает свои трудно сти. Так нолучалось и здесь, на Медвежинской банке. Ры бу, как говорится, распугали. Косяки ее распались на мел кие <шятна» и «полоски». Ха рактеризуя работу в атом районе, Геннадий Павлович Орлов отмечал крайне неста бильные нодъемы. Здесь мож- оп было эа два часа натра- лить семь тонн трески, а мож но было взять только-только на уху — ето килограммов. Такое положение вещей бес покоило экипаж. Моряки нервничали, но нодходнла к рейсового задания, окажется в пролове, будет должником перед государс твом. Нет ниче го тяжелее для моряка, как возвращаться в порт с непол ными трюмами. Вот почему капитан все-таки решил идти на Копытовскую банку. В этом районе не было ни одного судна. Не у кого было разузнать обстановку, не е -кем посоветоваться. Приня лись за поиск, и вскоре по исковый прибор показал ко сяк. Бросили буй, сделали пробное траление, и сразу же —’ радость: трал нолвехонек окуня! Но когда улов выпус тили на налубу, поняли, что работа предстоит трудная, кропотливая. Но как бы там ни было, матросы дружно взялись эа шкерочные ножн, на палубу вышли буквально все свободные отдел. Работали первый помощник капитана, повар, клилфискнин. На Копы товской банке обнаружилась слабая профессиональная под готовленность экипажа к ра боте на окуне. Мпогие матро сы неудовлетворительно раз делывали рыбу па тушку, и рыбмастеру Виктору Митро фановичу Кондратенко, кото рый пеустанпо боролся и бо рется за высокую сортпость полуфабриката, то и дело при ходилось подниматься из трю ма на палубу, требовать от матросов внимательного отно шения к работе. При работе на треске и оку не лучшим шкерщиком пока зал себя старшина второй вахты Александр Федорович Караулов. Это еще молодой товарищ, однако молодость но мешает ому быть универса лом. Александр Федорович, а иначе его на судне пе назы вают, может с успехом рабо тать засольщиком, помощни ком тралмейстера. Шкерку рыбы он знает в совершен стве и с охотой помогает на учиться работать виртуозно другим рыбакам. Уже многие матросы, благодаря помощи со стороны Александра Федо ровича, повысили свое класс ное мастерство, а самому ему присвоено зпаиле ударника коммунистического труда. Не отставал от Караулова и матрос первого класса Алек сандр Николаевич Хо некий. Он также ударник коммуни стического труда, обладает напористым характером, опы том, который необходим на промысле, влюблен в море, учится заочно. Этот человек, если за что берется, то дово дит начатое до конца. За ко роткое время он догнал в мас терстве Караулова, стал шке- рить наравпе с ним и с отлич ным качеством. Копытовская банка во всем оправдала себя, и, когда при шла пора возвращаться до мой, выловленного окуня хва тало еще на долгие часы ра боты. Моряки РТ-264 «Гени ческ:» передали свой квадрат подоспевшим РТ №№ 273 и 260, а также морякам БМРТ «Лазурный», тепло попроща лись с ними и легли курсом на родной порт. В общей сложности за рейс команда заготовила 298 тонн полуфабриката трески и оку ня, перевыполнила задание по изготовлению клипфисна, кон сервов, рыбной муки и рыбь его ягара. 38 сверхплановых тонн рыбы — это здорово. А все благодаря труду людей. На РТ-264 звание ударника коммунистического труда по праву носят четырнадцать че ловек, семь рыбаков получила это высокое и почетное зва ние после завершения этого третьего рейса. Сейчас на РТ-264 50 процентов экипажа обладатели этого высокого звания. С таким коллективом можно выйти иэ любого труд ного положения. €. ДАНИЛОВ. одной минуты, потраченной даром, — вот наш де виз». Команды траулеров «Севгосрыбтрест» и «Сом» за ключили между собой социалистический договор на соревнование. Энтузиазм промысловиков, соревнование между экипажами дали свои плоды. К 20 декабря 1934 г. выполнили годовой план 13 траулеров, в том числе суда отечественной постройки «Коломна», «Ногин», «Саратов», «Спартак». Первыми в соревновании шли экипажи траулеров «Киров» (капитан Г. Г.Тис- ленко), «Двина» (капитан А. А. Егоров), «Комин терн» (капитан М. П. Новожилов), «Лещ» (капи тан Я. Г. Романов). У поисковиков лучше всех работали РТ-65 «Рево- люция» и РТ -66 «Урал». Улучшилась организация промысла. Суда имели хорошие карты районов лова и, располагая радио станциями, ,могли держать постоянную связь с бе регом и друг с другом. Берег получал промысло вые сводки, у руководителей флота была возмож ность, оценив обстановку, принять оперативные ме ры по расстановке судов. Правда, связь не всегда была совершенной: ради сты тралфлота долгое время рассказывали о про исшедшем в 1934 году полуанекдотическом случае. Б обычной промысловой сводке РТ «Ерш» радиро вал: «Поймали воробья. Идем порт». В управле нии флота всполошились: Что поймали? Может быть, «воробей» какое-то зашифрованное слово? На РТ «Ерш» полетел срочный запрос. Тогда ра дист повторил: «Порвали ваера. Идем порт». К началу 1935 года траловый флот вышел из по ры своего детства (ему исполнилось 15 лет) и про должал расти К этому времени в его составе на ходилось уже 68 траулеров. Среди них было 25 су дов отечественной постройки, или, как их называ ли, «отцов», 29 «иностранцев» с утильустановками, 5 без утильустановок и 8 дизельных траулеров. Из «рыбьей флотилии» малых паровых остался толь ко один «Палтус». Его моряки прозвали «малы шом». Несколько траулеров прибыли на Мурман С Дальнего Востока. Экипажи РТ-23 «Чайка» и РТ-3 «Красноармеец» за безаварийный переход через моря и океаны получили благодарность окружкома партии. Успешно осуществил такой же переход РТ-38 «Стрелок». Летом 1935 года на мурманском рейде появился еще один новый большой корабль. На его борту стояла надпись «Пищевая индустрия». Красавец рефрижератор пришел из Англии. Интересна его история. С 1909 года этот пароход водоизмещением 16 тысяч тонн под названием «Вессари» бороздил моря и океаны в качестве тор гового судна. В годы кризиса ему пришлось сме нить профессию. Корабль купили рыбопромыш ленники, поставили на нем рефрижераторную уста новку и дали новое имя «Королева Арктики». Судно стало крупнейшим в Европе плавучим хо лодильником, перерабатывало треску, камбалу, пал тус. С 1934 года «Королева Арктики» стояла на при коле в английском порту Гулль. Зимой на судне по доброте старого сторожа ютились бездомные безра ботные, а весной сюда пришли ремонтники. Англи чане продали «Королеву Арктики» Советскому Союзу. После переоборудования и, естественно, переиме нования «Пищевая индустрия» стала первой плав базой на рыбных промыслах нашего Севера. 30 про мысловых дор, вооруженных кошельковыми нево дами, ловили сельдь и сдавали свой улов иа плав базу, которая за сутки могла морозить до 100 тонн рыбы. 'Тогда же на рейде мурманчане увидели еще одно незнакомое прежде судно — купленный в Англии угольщик «Лиз». Тут же в порту его начали пере оборудовать под рефрижератор. 150 рабочих еже дневно трудились на борту судна, стараясь быстрее ввести его в эксплуатацию. Наращивалась новая палуба, строились новые каюты, устанавливалось холодильное оборудование. Рефрижератор, имевший три грузовых трюма емкостью 750 тонн, мог морозить десятки тонн ры бы в сутки. Улов обрабатывался на морозильном конвейере и после укладки в ящики хранился в охлажденных трюмах. Однако основное пополнение траловый флот по лучил с Северной судостроительной верфи г. Ле нинграда. В 1933 году оттуда пришло 10 судов, а Й тому времени 11 отечественных судов уже про мышляли на Севере. В 1934 году прибыли еще че тыре. Закладывая вторую серию траулеров, ленинград ские судостроители учли опыт эксплуатации пер вых судов. Была улучшена конструкция ряда меха низмов, заменилось рулевое управление. Вместо од« нойставилось две динамо-машины, вместо воздуш ноциркуляционного насоса поставили один центро бежный и два конденсационных насоса. Ходовые испытания первого тральщика второй серии успешно прошли в Финском заливе летом 1935 года. После устранения некоторых дефектов в осветительном оборудовании и радиоприборах, три корабля (РТ №№ 82,, 94, 8 ) направились в Мур манск. (Продолжение следует). .. ,,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz