Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.
ЦИФРЫ и ФАКТЫ # Богат наш край природными ресурсами. Полно* водные горные реки и сила приливов и отливов по- ставлены на службу человеку. Производство электро энергии за время от выборов до выборов > Верхов* ный Совет СССР увеличилось в 1,3 раза, то есть на душу населения кашей области ее производится боль ше, чем в крупнейших капиталистических странах. Ря дом с гидростанциями дает ток мощная Кировская ГРЭС, на нашем полуострове строится атомная элект ростанция, продолжается сооружение станций на реках. ф Производительность труда за 4 года пятилетки у нас увеличилась на 20 процентов. Среднегодовой прирост промышленной продукции составил за «тот период 7,2 процента. ф Капитальные вложения в народное хозяйство об ласти за 4 года превыси ли 1 миллиард 800 мил- сячи погонных метров пионов рублей. Строи- причалов, центральная лись новые и расширя- котельная, рыбообработ- лись действующие пред- чики получили цех. по приятия. В Мурманском заморозке рыбы, мощ- ордена Ленина морском ность 100 тонн в сутки, рыбном порту сдано в © Росло благосостоя* эксплуатацию свыше ты- ние трудящихся, улуч шались условия их жиз> ни. Например, за 4 года \ введено в действие 1,9 миллиона квадратных метров общей (полез ной) площади жилья. ходной, то нельзя обойти ближние к ней причалы №№ 7, 8 , 9 — вплоть до 13. Моряк, отсутствующий на берегу несколько месяцев, не узнал бы их. Впрочем, на определенном участке здесь вообще нет причалов. Старые сломаны, а новые... У новых будут швартоваться .любые промысловые кораб ли, начиная от сейнеров и кончая промыслово-рефри жераторными ; траулерами. Сейчас ведутся работы по куда махнул, за город уже!.. Q улицы Шмидта, если емотреть на валив, хорошо видно четырехэтажное зда ние из белого кирпича. Свер ху — огромные буквы: «Мор ской рыбный порт». Над ни ми изображение ордена Ле нина. Высокой правитель ственной награды коллектив этого предприятия был удо стоен в год 60-летия Совет ского государства. И это — свидетельство боевого, тру дового героизма портовиков. кладка по существу нового порта в Петушиной губе, ко торая началась в 1966 году. Всего три года прошло с тех нор, а сегодня там уже це лый комплекс портовских сооружении. Уже давно швартуются к железобетон ным причалам корабли: ПРТ, транспортные, произ водственные рефрижерато ры. А ведь было время, ког да рыбный порт не мог при нять ни одного судна подоб ного тоннажа. Только в прошлом году сдано в эксплуатацию 200 метров причальной линии. Работу производила комп лексная бригада плавстрой- отряда. Возглавлял ее опыт ный гидростроитель Арсе ний Павлович Кулаков. К линии проведены подкран- ные и железнодорожные пу ти. Груз рыбы, доставлен ный с промысла, идет сразу с корабля в вагон и — потре бителю. Для портовиков, обслужи вающих дальние причалы, менее года назад возведен новый бытовой корпус на 640 мест. Здесь имеется сто ловая, раздевалка, душевые, буфет. Одним словом, есть все условия для нормально го труда и отдыха. И еще одна новостройка в том районе: первая очередь центральной котельной, ра ботающей на мазуте. Она начала давать тепло в кон це прошлого года. Производ ственные процессы механи зированы. В ближайшее вре мя намечено строительство очистных сооружений, холо дильников... Порт растет. Такими тем пами, что, если не побывать в нем несколько лет, мож но снова заблудиться, как это было с нашим однокаш ником четырнадцать лет на зад. В. СЕРГЕЕВ. НОВОЕ ЛИЦО ПОРТА Эти слова в полной мере мог отнести в свой адрес каждый из тридцати буду щих мореходов. Порт нам представлялся именно горо дом со сложной планировкой й архитектурой, где дома- корабли • составляли одну Сюрону улиц, а длинные де ревянные цеха рыбозаводов, холодильников — другую. И все для нас выглядело мас штабно, поражало необыч ностью и романтикой. Четырнадцать лет прошло в тех пор. А еовсем недавнб В комнате трудовой и боевой славы тралового флота уви дел я старенький фотосни мок в короткой подписью* *Строительство тралбазы». Ва нем сваи первых прича лов, остовы будущих склад ских помещений. Как все примитивно, скромно по на шим сегодняшним понятиям. Но фотография ценна тем, что она еще больше подчер кивает контраст между про шлым рыбного порта и его йынешним видом. А он очеиь изменился даже за послед ние годы и продолжает меняться. Чтобы понять мас штабы преобразований, надо пройти от его начала до кон ца — Петушиной губы. Вот Ч АСТЕНЬКО, когда иду по морскому рыбному порту, мне вспоми нается один несколько смеш ной эпизод. Четырнадцать лет назад мы, первокурсники Мурман ского мореходного училища, собравшиеся в первое своё плавание на учебном судне «Юнга Сигарев», доставляли на своих плечах какое-то ко рабельное снабжение. Под водительством третьего по мощника капитана шли от третьего причала, где поме щался склад, к самому пос леднему в то время — три дцатому. Путь для нас был незнаком и потому пута ным: мимо деревянных по строек, с поворотами, у са мых бортов траулеров, при ходилось куда-то сворачи вать от автотранспорта. В конце концов, придя на суд но «Юнга Сигарев», мы не досчитались одного из наог потеряли товарища, заплу тавшегося в портовом лаби ринте, как будто в городе, в который только что при ехали. Помню, команда шу тила над неудачником: — А еще будущий судово дитель. Этак ты и в море Со бьешься с курса. Один факт. Рыбный порт из третьеразрядного ныне превратился во внеразряд- ный, крупнейший рыбный порт мира. И здание, что Поднялось у центральной проходной, только украсит Лицо рыбацких ворот в Мур манск. Назначение его чисто мор ское. Здесь разместится електронавигационная каме ра, что в переводе на сухо путный язык означает: мас терские по ремонту штур манских приборов — ком пасов, секстантов, звездных глобусов и др., радиотехни ческих средств навигацион ного обслуживания. Сейчас Пока все соответствующие мастерские разбросаны по разным местам. Судоводите лям, например, не так легко доставить туда и обратно компасы на проверку с даль них причалов в Дом между рейсового отдыха моряков. А новая камера будет под рукой, и сдача ее в эксплу атацию намечена на чет вертый квартал этого года. А точнее, как сказали мне в Отделе капитального строи тельства рыбного порта, -*• $ сентябре—октябре. Если уж мы начали путе шествие в центральной про углублению дна, ставят ан керные сваи. И хотя совсем мало прошло времени, как приступили к реконструк ции, у причалов №№ 12, 13 уже стоят суда. Фактически одновременно ломают ста рые причалы и возводят но вые. Надо сказать, что пробле ма расширения, обновления порта назревала еще в кон це тридцатых годов, когда траловый . флот пополнился еначительным количеством промысловых судов. Но осу ществить задуманное поме шала Великая Отечественная война. Теперь Мурманский ордена Ленина морской рыб ный порт переживает свою вторую молодость. Пожалуй, одна из строек ныне особенно привлекает внимание и моряков, и пор товиков, и рыбообработчи ков — новый рыбный завод, занимающий площадь от стенки северного ковша до южного. По проекту он бу дет перерабатывать в сутки до 800 тонн рыбного полу фабриката. Строительство рыбозавода масштабно, но еще более Широкий размах имеет за Э ти снимки наглядно пока зывают, как старое усту пает новому. Несколько не обычно видеть экскаватор у са мой кромки воды — обычно они грызут землю в котлованах под жилые дома и промышленные предприятия ■ глубине суши. А этот экскаватор черпает грунт в рыбном порту. Только что раз рушены старые деревянные при чалы. Скоро и на этом участке, где когда-то зарождался порт, станут причалы из бетона и ста ли, и к ним будут швартоваться корабли всех классов, как швар туются они сегодня к современ ным причалам южного участка (снимок вверху).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz