Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.

ЦИФРЫ и ФАКТЫ # Богат наш край природными ресурсами. Полно* водные горные реки и сила приливов и отливов по- ставлены на службу человеку. Производство электро­ энергии за время от выборов до выборов > Верхов* ный Совет СССР увеличилось в 1,3 раза, то есть на душу населения кашей области ее производится боль­ ше, чем в крупнейших капиталистических странах. Ря­ дом с гидростанциями дает ток мощная Кировская ГРЭС, на нашем полуострове строится атомная элект­ ростанция, продолжается сооружение станций на реках. ф Производительность труда за 4 года пятилетки у нас увеличилась на 20 процентов. Среднегодовой прирост промышленной продукции составил за «тот период 7,2 процента. ф Капитальные вложения в народное хозяйство об­ ласти за 4 года превыси­ ли 1 миллиард 800 мил- сячи погонных метров пионов рублей. Строи- причалов, центральная лись новые и расширя- котельная, рыбообработ- лись действующие пред- чики получили цех. по приятия. В Мурманском заморозке рыбы, мощ- ордена Ленина морском ность 100 тонн в сутки, рыбном порту сдано в © Росло благосостоя* эксплуатацию свыше ты- ние трудящихся, улуч­ шались условия их жиз> ни. Например, за 4 года \ введено в действие 1,9 миллиона квадратных метров общей (полез­ ной) площади жилья. ходной, то нельзя обойти ближние к ней причалы №№ 7, 8 , 9 — вплоть до 13. Моряк, отсутствующий на берегу несколько месяцев, не узнал бы их. Впрочем, на определенном участке здесь вообще нет причалов. Старые сломаны, а новые... У новых будут швартоваться .любые промысловые кораб­ ли, начиная от сейнеров и кончая промыслово-рефри­ жераторными ; траулерами. Сейчас ведутся работы по куда махнул, за город уже!.. Q улицы Шмидта, если емотреть на валив, хорошо видно четырехэтажное зда­ ние из белого кирпича. Свер­ ху — огромные буквы: «Мор­ ской рыбный порт». Над ни­ ми изображение ордена Ле­ нина. Высокой правитель­ ственной награды коллектив этого предприятия был удо­ стоен в год 60-летия Совет­ ского государства. И это — свидетельство боевого, тру­ дового героизма портовиков. кладка по существу нового порта в Петушиной губе, ко­ торая началась в 1966 году. Всего три года прошло с тех нор, а сегодня там уже це­ лый комплекс портовских сооружении. Уже давно швартуются к железобетон­ ным причалам корабли: ПРТ, транспортные, произ­ водственные рефрижерато­ ры. А ведь было время, ког­ да рыбный порт не мог при­ нять ни одного судна подоб­ ного тоннажа. Только в прошлом году сдано в эксплуатацию 200 метров причальной линии. Работу производила комп­ лексная бригада плавстрой- отряда. Возглавлял ее опыт­ ный гидростроитель Арсе­ ний Павлович Кулаков. К линии проведены подкран- ные и железнодорожные пу­ ти. Груз рыбы, доставлен­ ный с промысла, идет сразу с корабля в вагон и — потре­ бителю. Для портовиков, обслужи­ вающих дальние причалы, менее года назад возведен новый бытовой корпус на 640 мест. Здесь имеется сто­ ловая, раздевалка, душевые, буфет. Одним словом, есть все условия для нормально­ го труда и отдыха. И еще одна новостройка в том районе: первая очередь центральной котельной, ра ­ ботающей на мазуте. Она начала давать тепло в кон­ це прошлого года. Производ­ ственные процессы механи­ зированы. В ближайшее вре­ мя намечено строительство очистных сооружений, холо­ дильников... Порт растет. Такими тем­ пами, что, если не побывать в нем несколько лет, мож­ но снова заблудиться, как это было с нашим однокаш­ ником четырнадцать лет на­ зад. В. СЕРГЕЕВ. НОВОЕ ЛИЦО ПОРТА Эти слова в полной мере мог отнести в свой адрес каждый из тридцати буду­ щих мореходов. Порт нам представлялся именно горо­ дом со сложной планировкой й архитектурой, где дома- корабли • составляли одну Сюрону улиц, а длинные де­ ревянные цеха рыбозаводов, холодильников — другую. И все для нас выглядело мас­ штабно, поражало необыч­ ностью и романтикой. Четырнадцать лет прошло в тех пор. А еовсем недавнб В комнате трудовой и боевой славы тралового флота уви­ дел я старенький фотосни­ мок в короткой подписью* *Строительство тралбазы». Ва нем сваи первых прича­ лов, остовы будущих склад­ ских помещений. Как все примитивно, скромно по на­ шим сегодняшним понятиям. Но фотография ценна тем, что она еще больше подчер­ кивает контраст между про­ шлым рыбного порта и его йынешним видом. А он очеиь изменился даже за послед­ ние годы и продолжает меняться. Чтобы понять мас­ штабы преобразований, надо пройти от его начала до кон­ ца — Петушиной губы. Вот Ч АСТЕНЬКО, когда иду по морскому рыбному порту, мне вспоми­ нается один несколько смеш­ ной эпизод. Четырнадцать лет назад мы, первокурсники Мурман­ ского мореходного училища, собравшиеся в первое своё плавание на учебном судне «Юнга Сигарев», доставляли на своих плечах какое-то ко­ рабельное снабжение. Под водительством третьего по­ мощника капитана шли от третьего причала, где поме­ щался склад, к самому пос­ леднему в то время — три­ дцатому. Путь для нас был незнаком и потому пута­ ным: мимо деревянных по­ строек, с поворотами, у са­ мых бортов траулеров, при­ ходилось куда-то сворачи­ вать от автотранспорта. В конце концов, придя на суд­ но «Юнга Сигарев», мы не­ досчитались одного из наог потеряли товарища, заплу­ тавшегося в портовом лаби­ ринте, как будто в городе, в который только что при­ ехали. Помню, команда шу­ тила над неудачником: — А еще будущий судово­ дитель. Этак ты и в море Со­ бьешься с курса. Один факт. Рыбный порт из третьеразрядного ныне превратился во внеразряд- ный, крупнейший рыбный порт мира. И здание, что Поднялось у центральной проходной, только украсит Лицо рыбацких ворот в Мур­ манск. Назначение его чисто мор­ ское. Здесь разместится електронавигационная каме­ ра, что в переводе на сухо­ путный язык означает: мас­ терские по ремонту штур­ манских приборов — ком­ пасов, секстантов, звездных глобусов и др., радиотехни­ ческих средств навигацион­ ного обслуживания. Сейчас Пока все соответствующие мастерские разбросаны по разным местам. Судоводите­ лям, например, не так легко доставить туда и обратно компасы на проверку с даль­ них причалов в Дом между­ рейсового отдыха моряков. А новая камера будет под рукой, и сдача ее в эксплу­ атацию намечена на чет­ вертый квартал этого года. А точнее, как сказали мне в Отделе капитального строи­ тельства рыбного порта, -*• $ сентябре—октябре. Если уж мы начали путе­ шествие в центральной про­ углублению дна, ставят ан­ керные сваи. И хотя совсем мало прошло времени, как приступили к реконструк­ ции, у причалов №№ 12, 13 уже стоят суда. Фактически одновременно ломают ста­ рые причалы и возводят но­ вые. Надо сказать, что пробле­ ма расширения, обновления порта назревала еще в кон­ це тридцатых годов, когда траловый . флот пополнился еначительным количеством промысловых судов. Но осу­ ществить задуманное поме­ шала Великая Отечественная война. Теперь Мурманский ордена Ленина морской рыб­ ный порт переживает свою вторую молодость. Пожалуй, одна из строек ныне особенно привлекает внимание и моряков, и пор­ товиков, и рыбообработчи­ ков — новый рыбный завод, занимающий площадь от стенки северного ковша до южного. По проекту он бу­ дет перерабатывать в сутки до 800 тонн рыбного полу­ фабриката. Строительство рыбозавода масштабно, но еще более Широкий размах имеет за­ Э ти снимки наглядно пока­ зывают, как старое усту­ пает новому. Несколько не­ обычно видеть экскаватор у са­ мой кромки воды — обычно они грызут землю в котлованах под жилые дома и промышленные предприятия ■ глубине суши. А этот экскаватор черпает грунт в рыбном порту. Только что раз­ рушены старые деревянные при­ чалы. Скоро и на этом участке, где когда-то зарождался порт, станут причалы из бетона и ста­ ли, и к ним будут швартоваться корабли всех классов, как швар­ туются они сегодня к современ­ ным причалам южного участка (снимок вверху).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz