Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.

рыбы, и что англичане, например, ис- покон веков ведут промысел в тех местах. Началось все с того, что экипажу «Витебска» поручили искать сельдь разноглубинным тралом в Норвеж­ ском море. В это время с одного из БМРТ пе­ редали радиограмму. Мол, проходили через Ла-Манш, бросили трал. Не­ сколько минут ,и траление можно за­ канчивать. Но сети рвет неимоверно. Пожалуй, нет смысла тут и работать. Прогнозы ничего хорошего в Нор­ вежском море на ближайшие дни не предвещали, и Шаньков, посовето­ вавшись с командой, решил пойти в Ла-Манш. Уловы здесь удивили да­ же видавших виды рыбаков: за три минуты трал приносил до 30 тонн рыбы. Но сети действительно, рвало так, что следовало подумать об эко­ номической возможности промысла. Здешняя рыба могла обойтись, что называется, в копеечку. Судоводители на «Витебске» были опытные и, глядя на столь обильные уловы, они никак не могли согла­ сится с мыслью об уходе из этого района. И вот на корабле появилось шутливое слово «макнем». Макать, по мнению судоводителей, это опус­ кать трал прямо в середину рыбного косяка, тралить между подводными скалами. Вахтенный штурман внима­ тельно наблюдает по прибору за про­ исходящим на глубине. Вот на экра­ не — ясное очертание скалы, за ней — ровное дно. Мгновенно разда­ ется команда: «Трал за борт!». Сети за несколько минут заполня­ ются, а вахтенный штурман уже до­ кладывает, что по курсу еще одна ' скала — есть опасность зацепиться Кандидат в депутаты Верховного Совете СССР капитан ПРТ «Апатит» Герой Соци- за нее. Тогда трал быстро выбирают алистического Труда Иван Тимофеевич Шаньков (слева) беседует с товарищем по на палубу. Благодаря вот такому ТРУДУ капитаном ПРТ «Зеленоборск» Олегом Сергеевичем Боянусом. точному расчету он, полный оыбы и Командир и наставник, ат и и к ...Утро. Капитанская каюта на ППР «Апатит». Завтра снова в плавание — на корабле обычная предотходная го­ рячка. К Ивану Тимофеевичу Шань- кову то и дело заходят люди. Каких только вопросов не приходится ре­ шать капитану: механик доклады­ вает о готовности механизмов к боль­ шому рейсу, тралмейстер ворчит по поводу неразворотливости снабжен­ цев, вхтенный штурман сообщает • прибывших на судно новичках... Надо быть очень опытным капита­ ном, чтобы сразу же решить такую массу служебных, а порой и не толь­ ко служебных вопросов. Когда говорят «опытный капитан», невольно представляешь старого мор­ ского волка с продубленным океан­ скими ветрами лицом. О Шанькове этого никак не скажешь. Тем более нельзя этого было сказать пять лет назад, хотя и тогда он считался опытным: ведь экипаж большого мо­ розильного траулера «Витебск», ка­ питаном которого был Иван Тимо­ феевич, что ни год, то добивался но­ вых промысловых успехов. Именно тогда, в годы работы на «Витебске», капитан Шаньков был удостоен зва­ ния Героя Социалистического Труда. За семилетку коллектив БМРТ до­ был полмиллиона центнеров рыбы и дал государству пять миллионов руб­ лей сверхплановой прибыли. — Что вы считаете самым инте­ ресным в вашей рыбацкой биогра­ фии? — на этот обычный вопрос каждому капитану бывает нелегко ответить. Видавшему виды старей­ шему мореходу трудно потому, что интересных эпизодов было очень много, молодому — потому, что их можно пересчитать по пальцам. Капитан Шаньков рассказывает об одном таком эпизоде. — Ла-Манш. Всем известно, что здесь пролегли международные тор­ говые пути. Но мурманские рыбаки едва ли задумывались, что тут много невредимый, приходит из воды. То было на БМРТ «Витебск». А те­ перь Иван Тимофеевич Шаньков — капитан промыслово-производствен­ ного рефрижератора «Апатит». Ко­ рабль посолиднее, посложнее, экипаж побольше. В прошлом году, когда на­ чиналась юбилейная вахта, коллек­ тив поставил перед собой задачу — выработать за год 82 тысячи цент­ неров пищевой рыбной продукции. Забежим вперед — вадача была ьы- полнена. Начинался этот большой поход где- то в районе Африки. Но рыбы в то время было маловато. В зависимости от движения косяков траулер днем уходил на юг, а за ночь вновь воз­ вращался на север. Но уловы стано­ вились все меньше и меньше. Тяже­ ло капитану оторваться от района, в котором ловишь. А что ждет тебя в неизведанных местах — сказать трудно. Между тем решение менять район назревало. Не сразу решился на это капитан. Многочисленные рас­ четы, данные научно-исследователь*» еких судов, хотя и весьма скромные, — все было взято на учет. Склонившись над картой, Иван Ти­ мофеевич прокладывал генеральный курс из Атлантики, минуя конус аф ­ риканского континента, к стыку а Индийским океаном. Здесь тралы принесли многотонные груды руп- ной мерлузы. Морозильные камеры работали с максимальной нагрузкой. На зов моряков «Апатита» к югу двинулась вся армада производствен­ ных рефрижераторных траулеров, капитаны которых уже знали о» Шанькова о характере района. Вскоре «Апатит» снялся с промыс­ ла. Пока он шел домой, каждый день радист принимал с судов сообщения о том, что район, в котором пераыми начали работать моряки «Апатита», живет, что экипажи всех находя­ щихся там судов каждый день кла- дывают в трюмы по 50—60 тонн про­ дукции. Значит, капитан Шаньков и его помощники нашли рыбу не толь­ ко для своего корабля, а для многих других. А это — радовало. У Ивана Тимофеевича забота об увеличении добычи рыбы, производ­ ства рыбной продукции не ограничи­ вается только своим кораблем. Он постоянно думает о судьбе флотского плана, о добрых традициях тралфло- та. Именно этой мыслью проникнута статья капитана которая напечатана в начале нынешнего года в «Поляр­ ной правде». Шаньков подчеркива­ ет, что при умелом применении но­ вой системы планирования, экономи­ ческого стимулирования страна по­ лучит дополнительно тысячи центне­ ров рыбной продукции при тех же, если не меньших затратах. Он ставит вопрос: в интересах общего дела на­ до планировать рейсооборот -произ­ водственных рефрижераторных трау­ леров и БМРТ с учетом условий рай­ она промысла, в который идет судно, и в денежном выражении ив ассор­ тимента продукции. Или же планиро­ вать что-то одно. В своей статье «Через призму ре­ формы» Иван Тимофеевич пишет о необходимости предоставлять больше самостоятельности капитанам 1 роиз- водственных рефрижераторных трау­ леров, надолго уходящих в дальние рейсы. По-государственному смотрим капитан на организацию работы всех флотов «Севрыбы». Как обычно говорится в офици­ альных характеристиках, капитан Шаньков обладает (и это действи­ тельно так) хорошими организатор­ скими способностями. Отлично зная промысловое дело, опираясь на судо­ вую партийную организацию, он су­ мел сплотить экипаж, обеспечить четкое взаимодействие всех кора­ бельных служб. А вообще обязанной сти капитана трудно втиснуть а ка«* кие-то рамки. Он — командир и на­ ставник, друг и советчик, добрый воспитатель и строгий судья. И от того, как он справляется с этими де­ лами, умеет ли учить и сам учиться у людей, во многом зависит работа всего экипажа. Капитан Шаньков справляется в этим. Вот почему сегодня, в День вы­ боров, мурманчане с радостью отдают свои голоса за кандидата в депутаты Верховного Совета СССР коммуни­ ста Ивана Тимофеевича Шанькова. А. ОЛЕНИН. IIIMIIIIIIIIIIIIIIIIIIII!IHIIII)IIIIIIMllllllllfIlil||}|||I||||llllf||!ll||||||||l||||l|||||||i|||||||||||(ttlll|||||||;|||||l!||ft|||l|||||||||||HII(<illtlMII1lt<l<t1l«l«llllflfIIIKItlllllllllllllllfllllllHllllllllllIllllMIIMIIMIilltlD летень. И сегодня, День вы­ боров в Верховный Совет СССР, этот всенародный праздник станет двойным праздником для тех, кто впервые подойдет к избира­ тельным урнам. Для матросов среднего ры­ боловного траулера «Ангар- ка» Михаила Пелиха и Вла­ димира Козицкого отдать свои голоса за кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР впервые придется в необычных условиях: их суд­ но находится сейчас далеко в океане, на промысле. И хотя рыбацкая биография этих молодых моряков ис­ числяется двумя рейсами, День выборов они постара­ лись встретить достойно. Су­ ровые морские экзамены на выносливость и стойкость Михаилом и Владимиром «сданы» успешно. В рыбном порту, устало привалившись к причалу, от­ дыхает после трудного рейса плавбаза «Памяти Кирова». В рейсе, кроме напряженной производственной деятель­ ности, не ослабевала и рабо­ та судового агитпункта. Сре­ ди членов экипажа частым»! гостями были и молодые мо­ ряки, рыбообработчик Алек­ сандр Прохоженко, санитар­ ка Евдокия Лешан, помощ­ ник рыбмастера Сергей Паю­ сов. Они также сегодня впер­ вые участвуют в выборах. Каждый из троих на своих рабочих местах в рейсе по­ казывал образцы трудолю­ бия, выполнив индивидуаль­ ные социалистические обя­ зательства, взятые в честь Дня выборов. В. КУБАНСКИЙ. П Е Р В Ы Е В ЖИЗНИ каждого че­ ловека всегда бывает что-то впервые. На­ пример, шестнадцатилетние юноша или девушка впер­ вые получают паспорта. Это волнующее и важное собы­ тие оставляет в сердцах их глубокий след. Получив пас­ порт, чувствуешь себя пол­ ноправным членом нашего общества, где перед тобой открываются все дороги и надо лишь суметь выбрать одну из них, по которой на­ чинается самостоятельный жизненный путь. Или моло­ дой человек приходит на из­ бирательный участок. Не так просто, посмотреть, а имея право на голосование. Мож­ но понять, с каким трепет­ ным волнением получает он свой первый в жизни бюл­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz