Рыбный Мурман. 1970 г. Июнь.
рыбы, и что англичане, например, ис- покон веков ведут промысел в тех местах. Началось все с того, что экипажу «Витебска» поручили искать сельдь разноглубинным тралом в Норвеж ском море. В это время с одного из БМРТ пе редали радиограмму. Мол, проходили через Ла-Манш, бросили трал. Не сколько минут ,и траление можно за канчивать. Но сети рвет неимоверно. Пожалуй, нет смысла тут и работать. Прогнозы ничего хорошего в Нор вежском море на ближайшие дни не предвещали, и Шаньков, посовето вавшись с командой, решил пойти в Ла-Манш. Уловы здесь удивили да же видавших виды рыбаков: за три минуты трал приносил до 30 тонн рыбы. Но сети действительно, рвало так, что следовало подумать об эко номической возможности промысла. Здешняя рыба могла обойтись, что называется, в копеечку. Судоводители на «Витебске» были опытные и, глядя на столь обильные уловы, они никак не могли согла сится с мыслью об уходе из этого района. И вот на корабле появилось шутливое слово «макнем». Макать, по мнению судоводителей, это опус кать трал прямо в середину рыбного косяка, тралить между подводными скалами. Вахтенный штурман внима тельно наблюдает по прибору за про исходящим на глубине. Вот на экра не — ясное очертание скалы, за ней — ровное дно. Мгновенно разда ется команда: «Трал за борт!». Сети за несколько минут заполня ются, а вахтенный штурман уже до кладывает, что по курсу еще одна ' скала — есть опасность зацепиться Кандидат в депутаты Верховного Совете СССР капитан ПРТ «Апатит» Герой Соци- за нее. Тогда трал быстро выбирают алистического Труда Иван Тимофеевич Шаньков (слева) беседует с товарищем по на палубу. Благодаря вот такому ТРУДУ капитаном ПРТ «Зеленоборск» Олегом Сергеевичем Боянусом. точному расчету он, полный оыбы и Командир и наставник, ат и и к ...Утро. Капитанская каюта на ППР «Апатит». Завтра снова в плавание — на корабле обычная предотходная го рячка. К Ивану Тимофеевичу Шань- кову то и дело заходят люди. Каких только вопросов не приходится ре шать капитану: механик доклады вает о готовности механизмов к боль шому рейсу, тралмейстер ворчит по поводу неразворотливости снабжен цев, вхтенный штурман сообщает • прибывших на судно новичках... Надо быть очень опытным капита ном, чтобы сразу же решить такую массу служебных, а порой и не толь ко служебных вопросов. Когда говорят «опытный капитан», невольно представляешь старого мор ского волка с продубленным океан скими ветрами лицом. О Шанькове этого никак не скажешь. Тем более нельзя этого было сказать пять лет назад, хотя и тогда он считался опытным: ведь экипаж большого мо розильного траулера «Витебск», ка питаном которого был Иван Тимо феевич, что ни год, то добивался но вых промысловых успехов. Именно тогда, в годы работы на «Витебске», капитан Шаньков был удостоен зва ния Героя Социалистического Труда. За семилетку коллектив БМРТ до был полмиллиона центнеров рыбы и дал государству пять миллионов руб лей сверхплановой прибыли. — Что вы считаете самым инте ресным в вашей рыбацкой биогра фии? — на этот обычный вопрос каждому капитану бывает нелегко ответить. Видавшему виды старей шему мореходу трудно потому, что интересных эпизодов было очень много, молодому — потому, что их можно пересчитать по пальцам. Капитан Шаньков рассказывает об одном таком эпизоде. — Ла-Манш. Всем известно, что здесь пролегли международные тор говые пути. Но мурманские рыбаки едва ли задумывались, что тут много невредимый, приходит из воды. То было на БМРТ «Витебск». А те перь Иван Тимофеевич Шаньков — капитан промыслово-производствен ного рефрижератора «Апатит». Ко рабль посолиднее, посложнее, экипаж побольше. В прошлом году, когда на чиналась юбилейная вахта, коллек тив поставил перед собой задачу — выработать за год 82 тысячи цент неров пищевой рыбной продукции. Забежим вперед — вадача была ьы- полнена. Начинался этот большой поход где- то в районе Африки. Но рыбы в то время было маловато. В зависимости от движения косяков траулер днем уходил на юг, а за ночь вновь воз вращался на север. Но уловы стано вились все меньше и меньше. Тяже ло капитану оторваться от района, в котором ловишь. А что ждет тебя в неизведанных местах — сказать трудно. Между тем решение менять район назревало. Не сразу решился на это капитан. Многочисленные рас четы, данные научно-исследователь*» еких судов, хотя и весьма скромные, — все было взято на учет. Склонившись над картой, Иван Ти мофеевич прокладывал генеральный курс из Атлантики, минуя конус аф риканского континента, к стыку а Индийским океаном. Здесь тралы принесли многотонные груды руп- ной мерлузы. Морозильные камеры работали с максимальной нагрузкой. На зов моряков «Апатита» к югу двинулась вся армада производствен ных рефрижераторных траулеров, капитаны которых уже знали о» Шанькова о характере района. Вскоре «Апатит» снялся с промыс ла. Пока он шел домой, каждый день радист принимал с судов сообщения о том, что район, в котором пераыми начали работать моряки «Апатита», живет, что экипажи всех находя щихся там судов каждый день кла- дывают в трюмы по 50—60 тонн про дукции. Значит, капитан Шаньков и его помощники нашли рыбу не толь ко для своего корабля, а для многих других. А это — радовало. У Ивана Тимофеевича забота об увеличении добычи рыбы, производ ства рыбной продукции не ограничи вается только своим кораблем. Он постоянно думает о судьбе флотского плана, о добрых традициях тралфло- та. Именно этой мыслью проникнута статья капитана которая напечатана в начале нынешнего года в «Поляр ной правде». Шаньков подчеркива ет, что при умелом применении но вой системы планирования, экономи ческого стимулирования страна по лучит дополнительно тысячи центне ров рыбной продукции при тех же, если не меньших затратах. Он ставит вопрос: в интересах общего дела на до планировать рейсооборот -произ водственных рефрижераторных трау леров и БМРТ с учетом условий рай она промысла, в который идет судно, и в денежном выражении ив ассор тимента продукции. Или же планиро вать что-то одно. В своей статье «Через призму ре формы» Иван Тимофеевич пишет о необходимости предоставлять больше самостоятельности капитанам 1 роиз- водственных рефрижераторных трау леров, надолго уходящих в дальние рейсы. По-государственному смотрим капитан на организацию работы всех флотов «Севрыбы». Как обычно говорится в офици альных характеристиках, капитан Шаньков обладает (и это действи тельно так) хорошими организатор скими способностями. Отлично зная промысловое дело, опираясь на судо вую партийную организацию, он су мел сплотить экипаж, обеспечить четкое взаимодействие всех кора бельных служб. А вообще обязанной сти капитана трудно втиснуть а ка«* кие-то рамки. Он — командир и на ставник, друг и советчик, добрый воспитатель и строгий судья. И от того, как он справляется с этими де лами, умеет ли учить и сам учиться у людей, во многом зависит работа всего экипажа. Капитан Шаньков справляется в этим. Вот почему сегодня, в День вы боров, мурманчане с радостью отдают свои голоса за кандидата в депутаты Верховного Совета СССР коммуни ста Ивана Тимофеевича Шанькова. А. ОЛЕНИН. IIIMIIIIIIIIIIIIIIIIIIII!IHIIII)IIIIIIMllllllllfIlil||}|||I||||llllf||!ll||||||||l||||l|||||||i|||||||||||(ttlll|||||||;|||||l!||ft|||l|||||||||||HII(<illtlMII1lt<l<t1l«l«llllflfIIIKItlllllllllllllllfllllllHllllllllllIllllMIIMIIMIilltlD летень. И сегодня, День вы боров в Верховный Совет СССР, этот всенародный праздник станет двойным праздником для тех, кто впервые подойдет к избира тельным урнам. Для матросов среднего ры боловного траулера «Ангар- ка» Михаила Пелиха и Вла димира Козицкого отдать свои голоса за кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР впервые придется в необычных условиях: их суд но находится сейчас далеко в океане, на промысле. И хотя рыбацкая биография этих молодых моряков ис числяется двумя рейсами, День выборов они постара лись встретить достойно. Су ровые морские экзамены на выносливость и стойкость Михаилом и Владимиром «сданы» успешно. В рыбном порту, устало привалившись к причалу, от дыхает после трудного рейса плавбаза «Памяти Кирова». В рейсе, кроме напряженной производственной деятель ности, не ослабевала и рабо та судового агитпункта. Сре ди членов экипажа частым»! гостями были и молодые мо ряки, рыбообработчик Алек сандр Прохоженко, санитар ка Евдокия Лешан, помощ ник рыбмастера Сергей Паю сов. Они также сегодня впер вые участвуют в выборах. Каждый из троих на своих рабочих местах в рейсе по казывал образцы трудолю бия, выполнив индивидуаль ные социалистические обя зательства, взятые в честь Дня выборов. В. КУБАНСКИЙ. П Е Р В Ы Е В ЖИЗНИ каждого че ловека всегда бывает что-то впервые. На пример, шестнадцатилетние юноша или девушка впер вые получают паспорта. Это волнующее и важное собы тие оставляет в сердцах их глубокий след. Получив пас порт, чувствуешь себя пол ноправным членом нашего общества, где перед тобой открываются все дороги и надо лишь суметь выбрать одну из них, по которой на чинается самостоятельный жизненный путь. Или моло дой человек приходит на из бирательный участок. Не так просто, посмотреть, а имея право на голосование. Мож но понять, с каким трепет ным волнением получает он свой первый в жизни бюл
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz