Рыбный Мурман. 1970 г. Июль.

Имена этих людей тесно связаны с историей Мур* майского тралового флота, В течение многих лет жиз­ ни все свои способности, силы и знания они отдавали делу развития рыбной промышленности на Севере. Моряки старшего поколения," конечно, сразу узнали их. И действительно, ито же в послевоенные годы не знал знаменитого капитана Всеволода Алексеевича Ки* реева? Впоследствии- он вырос до заместителя началь» ника главка «Севрыба». Всеволода Алексеевича вы ви* дите на верхнем снимке рядом с секретарем парткома А , И. Коэлитиным*. Артемий Федорович Малолетно (нижний снимок) ра» ботал в послевоенные годы главным инженером трало­ вого флота, а Ольга Петровна Кротова — заместителем начальника флота по обработке рыбы. Эти снимки' наш фотоноррепондент С. Данилов сде­ лал во время празднования пятидесятилетия тралового флота, на котором ветераны присутствовали а качестве почетных гостей. ( Я М П И Ш И П Ш П И Ш * * " ЛСНО.АИ , Де л а и за б о т ы п р едв оен ных лет (Продолжение. Нач. в JViJV* 84, 56, 98). Продолжала совершенствоваться техника лова и рыбообработки. На всех еудах- былн< установлены новые радиостанции. Три раза в еутки траулеры получали сводки о& уловах флота. Ежедневно дава­ ли в эфире свои сообщения поисковые корабли; где обнаружены косяки рыбы* какова их мощность, куда и е какой скоростью они передвигаются; К а ­ питан любого траулера всегда мог получить кон­ сультацию' и совет от капитана-флагмана или ру­ ководителей флота. Началась работа по замене деревянных бобин- цев. на сварные, металлические. Сетевязы постави­ ли вопрос об улучшении качества прядена, посту­ пающего для изготовления тралов. Намечалось строительство крупного комбината для выработки из рыбных отходов клея, кормовой муки, техниче­ ских жиров. Планировалось построить в 1939 году большой филейно-холодильный комбинат с про­ пускной способностью 600 тонн в сутки, расширить рыбный порт, лесотарный комбинат, увеличить го­ довую мощность консервного производства до 30 миллионов банок. Во втором году третьей пятилетки перед моря­ ками Мурманского тралового флота поставила от­ ветственные, весьма сложные задачи и сама жизнь. Во-первых, надо было укреплять оперативное руководство флотом, непосредственно в море быст­ ро и четко решать все вопросы промысла. После тщательного обсуждения кандидатур были реко­ мендованы на флагманскую работу лучшие капи­ таны — стахановцы Кузнецов, Шульга, Пайкачев. Во-вторых, опять всплыл вопрос о промысловом режиме. По бассейновым нормативам время трале­ ния составляло 13^5 часа в- сутки. Но экипажи пе­ редовых траулеров- увеличили время траления до 17— 18 часов в сутки1и за счет этого брали- лучшие уловы. Стало быть, жизнь требовала пересмот@а нормативов промыслового режима в сторону уве­ личения. В-третьих, необходимо было в 1039 году отре­ монтировать не менее 50 судов. Для судоремонтом- ков такое задание было явно не по плечу, но гг от­ кладывать ремонт траулеров было нельзя. Многие иа судов работали на износ. 37 траулеров из 70 нуж­ дались в неотложном ремонте, а 15 судов плавал» без- ремонта- по 2—4 года сверх положенных сроков. В-четвертых, для выполнения плана добычи ры- бы надо было сократить до минимума междурейсо­ вые стоянки, что зависело и от судоремонтников, и от судовых механиков. Продолжительность нахож­ дения траулеров в море в 1939 году намечалось до­ вести в среднем до 245 суток против 228 суток а 1938 году. 1939 год моряки тралфлота начали хорошо. Уже: в первой декаде января траулеры добыли свыше 50 тысяч центнеров рыбы, перевыполнив полуме­ сячный план. Экипаж РТ-14 «Сталин» аа 26 дней' января, несмотря на час гые штормы, дал более по­ ловины квартального плана. Моряки РТ-72 «Ленин­ град» перекрыли месячное задание вдвое. На э ти » судах держали трал в воде по 16—19 часов в сутки. На флоте развернулось соревнование за достой­ ную встречу X V I I I съезда ВКП(б), открытие кото­ рого намечалось на 10 марта 1939 года. Инициато­ рами соревнования выступили экипажи «Москвыж и «А к у лы » , обращение к рыбакам на этот счет под­ писали капитаны Лотов и Чухчин, тралмейстеры-- Лебедев и Коровинский, кочегары Виноградов, Ба- ракшин и другие. Многие экипажи флота включа­ лись в борьбу за годовой вылов 50 тысяч центнеров рыбы. В опубликованном перед съездом тезисах до­ клада о третьей пятилетке, ставилась задача «ре­ шительно преодолеть отставание рыбной промыш­ ленности». Этот призыв партии нашел отклик у моряков, судоремонтников, рыбообработчиков. Команды траулеров и бригады судоверфи добива­ лись сокращения сроков ремонтных стоянок. Пор­ товики стремились лучше обслуживать траулеры, досрочно снабжать их водой, льдом, углем. Мурманским рыбакам была предоставлена высо­ кая чееть — послать делегацию приветствовать X V II I съезд Коммунистической партии, В Москве тралфлотовцы- доложили- об итогах предсъездовско­ го соревнования. 23 траулера досрочно выполнили- свои квартальные планы» успешно работал и тдэало» вый флот в целом. Капитан А. И. Стрельбицюш- за­ верил съезд, что моряки тралового флота и впредь с еще большей силой будут бороться эа выполне­ ние задач, поставленных партией и правительство». X V I I I съезд ВКП(б) поставил перед работникам» рыбной промышленности страны- задачу «увеличить лов рыбы во всех бассейнах, особенно в Мурман­ ском и Дальневосточном, а также увеличить пере­ работку рыбы и выработку рыбных консервов». Эта директива и легла в основу работы- Мурман­ ского тралового флота. » » (Продолжение вледуетК Т Е П Л Ы Е В С Т Р Е Ч И Г ДР П ОЧТИ три месяца наш ры­ боловный траулер «Ры­ бачка» находился в* ре­ монте на верфи города Воль­ гаста Германской Демократи­ ческой Республики. Еще когда мы шли туда, сре­ ди моряков велось немало разговоров о предстоящих встречах с немецкими друзья­ ми. Выражалось сожаление, что незнание немецкого язы­ ка затруднит контакты, не поз­ волит так глубоко, как хоте­ лось бы, познакомиться со всеми сторонами жизни тру­ дящихся ГДР. Но эти опасения оказались напрасными. Первичная органи* зация общества германо-со­ ветской дружбы цеха Пине- верфи, где производился ре­ монт судна, взяла всю заботу по ознакомлению советских моряков с жизнью трудящихся республики на себя и очень многое сделала для этого. По разработанному подроб­ ному плану члены экипажа «Рыбачки» были привлечены к участию в различных меро­ приятиях, проводившихся на верфи, в том числе в соревно­ ваниях по различным видам спорта: футболу, волейболу, шахматам, стрельбе, кеглям. Несмотря на малочисленность нашего состава (всего 20 чело­ век), моряки иэ Мурманска, как говорится, не ударили в грязь лицом — в некоторых видах соревнований показали хорошие результаты, а порой занимали и первые места. На память об этом у них оста­ лись дипломы и грамоты, ко­ торыми они были награждены немецкими друзьями. По инициативе общества гер­ мано-советской дружбы было проведено несколько экскур­ сий наших моряков совместно с рабочими верфи. Особенно большое впечатление произве­ ли на нас интересные и полез­ ные поездки в Берлин и Пот­ сдам. Судно ежедневно посещали десятки людей, желающих по­ знакомиться с кораблем и чле­ нами экипажа. Приезжали по­ рой за десятки километров. Правда, объясняться порой приходилось скупым запасом слов да жестами, но царила при этом атмосфера такого дружелюбия, сердечности, ко­ торая помогла нам понять друг друга и без помощи перевод­ чика. Группа солдат и офицеров армии ГДР приехала на судно издалека. Наши гости прояв­ ляли большой интерес к ко­ раблю, к условиям труда и быта моряков, к самим членам экипажа. Приходилось отвечать на десятки вопросов. А потом офицер Рудольф Гиль,, улы­ баясь, сказал нам: — Правильно говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сегодняш­ нее посещение вашего судна дало нашим товарищам очень и очень многое для познания вашей страны. Конечно же, с особенной теплотой принимали наши мо­ ряки у себя на борту детей. Сначала это были дети совет­ ских служащих, работающих в ГДР. А в день швартовых ис­ пытаний у нас побывали 250 школьников города Вольгаста и его окрестностей. Шумливая, веселая детвора заполнила корабль. Немецкие девчушки и мальчишки дарили морякам сувениры, изготов­ ленные ими специально для этой цели, интересовались всем, что видели на судне. Мы, как могли, старались удовле­ творить их любопытство. Рас­ сказывали о своей жизни и жизни советских детей, дарили юным гостям открытки, посвя­ щенные В. И. Ленину, с вида­ ми Москвы н Мурманска, свои фотоснимки* Даже на брошюрах и жур­ налах- дети просили делать па­ мятные надписи. В итоге пос­ ле их «нашествия» на судне не осталось ни одного номера «Огонька» или «Крокодила», не говоря уже о значках и от­ крытках. Покидали судно- немецкие школьники с явным сожалени- ем, оставив о себе добрые вос­ поминания у всех моряков. После этого долго еще оста­ навливали нас на улицах горо­ да, в магазинах, на территории верфи жители Вольгаста. и го­ рячо благодарили за оказан­ ное рнимание их детям. Интересной и полезной для наших моряков явилась встре­ ча с рыбаками рыболовецкого товарищества в местечке Карлсхаген; Сначала трое из нас — капи­ тан тов. Ромашко, старший по­ мощник тов. Синатор и я — были приглашены на отчетно- выборное собрание товарище­ ства, на котором подводились итоги работы коллектива за год. Позднее руководство то­ варищества пригласило вась экипаж посетить Карлсхаген. Здесь наши моряки имели воз­ можность познакомиться с ус­ ловиями труда и быта местных рыбаков, с работой рыбофаб- рики, участвовали во. встрече немецких промысловиков, воз­ вращавшихся с лова. Состоя­ лось много интересных бесед* во время которые задавались вопросы о самых различных сторонах работы и жизни не­ мецких и советски* рыбаков. Время нашего пребывания в ГДР совпало со столетним юби­ леем В; И. Ленина. Наши1не­ мецкие друзья отметили его очень широко и торжественно# Состоялось торжественное со­ брание трудящихся* города Вольгаста, на которое был при­ глашен весь экипаж «Рыбачки»* Комсомольцы судна отметили юбилей Ильича вместе с моло­ дежью верфи. На свои собра­ ния и заседания, посвященные юбилею В. И. Ленина, совет­ ских моряков приглашали многие общественные органи­ зации Вольгаста. Три месяца пролетели быст­ ро. Настал час расставания с немецкими друзьями. Мы по­ кидали гостеприимный город е чувством большой благодар­ ности за то внимание и тепло; которым были окружены во все дни пребывания здесь. — Фройндшафт! — неслось # берега. * — Дружба! — отвечали мы с борта отходящего судна. Л. БУРОВ, первый помощник капита­ на РТЛ «Рыбачка».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz