Рыбный Мурман. 1970 г. Июль.
Имена этих людей тесно связаны с историей Мур* майского тралового флота, В течение многих лет жиз ни все свои способности, силы и знания они отдавали делу развития рыбной промышленности на Севере. Моряки старшего поколения," конечно, сразу узнали их. И действительно, ито же в послевоенные годы не знал знаменитого капитана Всеволода Алексеевича Ки* реева? Впоследствии- он вырос до заместителя началь» ника главка «Севрыба». Всеволода Алексеевича вы ви* дите на верхнем снимке рядом с секретарем парткома А , И. Коэлитиным*. Артемий Федорович Малолетно (нижний снимок) ра» ботал в послевоенные годы главным инженером трало вого флота, а Ольга Петровна Кротова — заместителем начальника флота по обработке рыбы. Эти снимки' наш фотоноррепондент С. Данилов сде лал во время празднования пятидесятилетия тралового флота, на котором ветераны присутствовали а качестве почетных гостей. ( Я М П И Ш И П Ш П И Ш * * " ЛСНО.АИ , Де л а и за б о т ы п р едв оен ных лет (Продолжение. Нач. в JViJV* 84, 56, 98). Продолжала совершенствоваться техника лова и рыбообработки. На всех еудах- былн< установлены новые радиостанции. Три раза в еутки траулеры получали сводки о& уловах флота. Ежедневно дава ли в эфире свои сообщения поисковые корабли; где обнаружены косяки рыбы* какова их мощность, куда и е какой скоростью они передвигаются; К а питан любого траулера всегда мог получить кон сультацию' и совет от капитана-флагмана или ру ководителей флота. Началась работа по замене деревянных бобин- цев. на сварные, металлические. Сетевязы постави ли вопрос об улучшении качества прядена, посту пающего для изготовления тралов. Намечалось строительство крупного комбината для выработки из рыбных отходов клея, кормовой муки, техниче ских жиров. Планировалось построить в 1939 году большой филейно-холодильный комбинат с про пускной способностью 600 тонн в сутки, расширить рыбный порт, лесотарный комбинат, увеличить го довую мощность консервного производства до 30 миллионов банок. Во втором году третьей пятилетки перед моря ками Мурманского тралового флота поставила от ветственные, весьма сложные задачи и сама жизнь. Во-первых, надо было укреплять оперативное руководство флотом, непосредственно в море быст ро и четко решать все вопросы промысла. После тщательного обсуждения кандидатур были реко мендованы на флагманскую работу лучшие капи таны — стахановцы Кузнецов, Шульга, Пайкачев. Во-вторых, опять всплыл вопрос о промысловом режиме. По бассейновым нормативам время трале ния составляло 13^5 часа в- сутки. Но экипажи пе редовых траулеров- увеличили время траления до 17— 18 часов в сутки1и за счет этого брали- лучшие уловы. Стало быть, жизнь требовала пересмот@а нормативов промыслового режима в сторону уве личения. В-третьих, необходимо было в 1039 году отре монтировать не менее 50 судов. Для судоремонтом- ков такое задание было явно не по плечу, но гг от кладывать ремонт траулеров было нельзя. Многие иа судов работали на износ. 37 траулеров из 70 нуж дались в неотложном ремонте, а 15 судов плавал» без- ремонта- по 2—4 года сверх положенных сроков. В-четвертых, для выполнения плана добычи ры- бы надо было сократить до минимума междурейсо вые стоянки, что зависело и от судоремонтников, и от судовых механиков. Продолжительность нахож дения траулеров в море в 1939 году намечалось до вести в среднем до 245 суток против 228 суток а 1938 году. 1939 год моряки тралфлота начали хорошо. Уже: в первой декаде января траулеры добыли свыше 50 тысяч центнеров рыбы, перевыполнив полуме сячный план. Экипаж РТ-14 «Сталин» аа 26 дней' января, несмотря на час гые штормы, дал более по ловины квартального плана. Моряки РТ-72 «Ленин град» перекрыли месячное задание вдвое. На э ти » судах держали трал в воде по 16—19 часов в сутки. На флоте развернулось соревнование за достой ную встречу X V I I I съезда ВКП(б), открытие кото рого намечалось на 10 марта 1939 года. Инициато рами соревнования выступили экипажи «Москвыж и «А к у лы » , обращение к рыбакам на этот счет под писали капитаны Лотов и Чухчин, тралмейстеры-- Лебедев и Коровинский, кочегары Виноградов, Ба- ракшин и другие. Многие экипажи флота включа лись в борьбу за годовой вылов 50 тысяч центнеров рыбы. В опубликованном перед съездом тезисах до клада о третьей пятилетке, ставилась задача «ре шительно преодолеть отставание рыбной промыш ленности». Этот призыв партии нашел отклик у моряков, судоремонтников, рыбообработчиков. Команды траулеров и бригады судоверфи добива лись сокращения сроков ремонтных стоянок. Пор товики стремились лучше обслуживать траулеры, досрочно снабжать их водой, льдом, углем. Мурманским рыбакам была предоставлена высо кая чееть — послать делегацию приветствовать X V II I съезд Коммунистической партии, В Москве тралфлотовцы- доложили- об итогах предсъездовско го соревнования. 23 траулера досрочно выполнили- свои квартальные планы» успешно работал и тдэало» вый флот в целом. Капитан А. И. Стрельбицюш- за верил съезд, что моряки тралового флота и впредь с еще большей силой будут бороться эа выполне ние задач, поставленных партией и правительство». X V I I I съезд ВКП(б) поставил перед работникам» рыбной промышленности страны- задачу «увеличить лов рыбы во всех бассейнах, особенно в Мурман ском и Дальневосточном, а также увеличить пере работку рыбы и выработку рыбных консервов». Эта директива и легла в основу работы- Мурман ского тралового флота. » » (Продолжение вледуетК Т Е П Л Ы Е В С Т Р Е Ч И Г ДР П ОЧТИ три месяца наш ры боловный траулер «Ры бачка» находился в* ре монте на верфи города Воль гаста Германской Демократи ческой Республики. Еще когда мы шли туда, сре ди моряков велось немало разговоров о предстоящих встречах с немецкими друзья ми. Выражалось сожаление, что незнание немецкого язы ка затруднит контакты, не поз волит так глубоко, как хоте лось бы, познакомиться со всеми сторонами жизни тру дящихся ГДР. Но эти опасения оказались напрасными. Первичная органи* зация общества германо-со ветской дружбы цеха Пине- верфи, где производился ре монт судна, взяла всю заботу по ознакомлению советских моряков с жизнью трудящихся республики на себя и очень многое сделала для этого. По разработанному подроб ному плану члены экипажа «Рыбачки» были привлечены к участию в различных меро приятиях, проводившихся на верфи, в том числе в соревно ваниях по различным видам спорта: футболу, волейболу, шахматам, стрельбе, кеглям. Несмотря на малочисленность нашего состава (всего 20 чело век), моряки иэ Мурманска, как говорится, не ударили в грязь лицом — в некоторых видах соревнований показали хорошие результаты, а порой занимали и первые места. На память об этом у них оста лись дипломы и грамоты, ко торыми они были награждены немецкими друзьями. По инициативе общества гер мано-советской дружбы было проведено несколько экскур сий наших моряков совместно с рабочими верфи. Особенно большое впечатление произве ли на нас интересные и полез ные поездки в Берлин и Пот сдам. Судно ежедневно посещали десятки людей, желающих по знакомиться с кораблем и чле нами экипажа. Приезжали по рой за десятки километров. Правда, объясняться порой приходилось скупым запасом слов да жестами, но царила при этом атмосфера такого дружелюбия, сердечности, ко торая помогла нам понять друг друга и без помощи перевод чика. Группа солдат и офицеров армии ГДР приехала на судно издалека. Наши гости прояв ляли большой интерес к ко раблю, к условиям труда и быта моряков, к самим членам экипажа. Приходилось отвечать на десятки вопросов. А потом офицер Рудольф Гиль,, улы баясь, сказал нам: — Правильно говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сегодняш нее посещение вашего судна дало нашим товарищам очень и очень многое для познания вашей страны. Конечно же, с особенной теплотой принимали наши мо ряки у себя на борту детей. Сначала это были дети совет ских служащих, работающих в ГДР. А в день швартовых ис пытаний у нас побывали 250 школьников города Вольгаста и его окрестностей. Шумливая, веселая детвора заполнила корабль. Немецкие девчушки и мальчишки дарили морякам сувениры, изготов ленные ими специально для этой цели, интересовались всем, что видели на судне. Мы, как могли, старались удовле творить их любопытство. Рас сказывали о своей жизни и жизни советских детей, дарили юным гостям открытки, посвя щенные В. И. Ленину, с вида ми Москвы н Мурманска, свои фотоснимки* Даже на брошюрах и жур налах- дети просили делать па мятные надписи. В итоге пос ле их «нашествия» на судне не осталось ни одного номера «Огонька» или «Крокодила», не говоря уже о значках и от крытках. Покидали судно- немецкие школьники с явным сожалени- ем, оставив о себе добрые вос поминания у всех моряков. После этого долго еще оста навливали нас на улицах горо да, в магазинах, на территории верфи жители Вольгаста. и го рячо благодарили за оказан ное рнимание их детям. Интересной и полезной для наших моряков явилась встре ча с рыбаками рыболовецкого товарищества в местечке Карлсхаген; Сначала трое из нас — капи тан тов. Ромашко, старший по мощник тов. Синатор и я — были приглашены на отчетно- выборное собрание товарище ства, на котором подводились итоги работы коллектива за год. Позднее руководство то варищества пригласило вась экипаж посетить Карлсхаген. Здесь наши моряки имели воз можность познакомиться с ус ловиями труда и быта местных рыбаков, с работой рыбофаб- рики, участвовали во. встрече немецких промысловиков, воз вращавшихся с лова. Состоя лось много интересных бесед* во время которые задавались вопросы о самых различных сторонах работы и жизни не мецких и советски* рыбаков. Время нашего пребывания в ГДР совпало со столетним юби леем В; И. Ленина. Наши1не мецкие друзья отметили его очень широко и торжественно# Состоялось торжественное со брание трудящихся* города Вольгаста, на которое был при глашен весь экипаж «Рыбачки»* Комсомольцы судна отметили юбилей Ильича вместе с моло дежью верфи. На свои собра ния и заседания, посвященные юбилею В. И. Ленина, совет ских моряков приглашали многие общественные органи зации Вольгаста. Три месяца пролетели быст ро. Настал час расставания с немецкими друзьями. Мы по кидали гостеприимный город е чувством большой благодар ности за то внимание и тепло; которым были окружены во все дни пребывания здесь. — Фройндшафт! — неслось # берега. * — Дружба! — отвечали мы с борта отходящего судна. Л. БУРОВ, первый помощник капита на РТЛ «Рыбачка».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz