Рыбный Мурман. 1970 г. Июль.
t f f k v m i H u i n n n i n k H i На страже морских FI В Я в в Б В) I- к Б КU»&►■ : £ В Р С ' R е ■■ к к■*> . R к В [ иR : ьь р в щ вIIR BI i Окончание . Нач. но 1 стр.) Участники Маневров «Океан» — матросы, старшины, офице ры и адмиралы — продемон стрировали замечательные мо рально-политические качества и боевое мастерство, делом подтвердили свою верность за ветам великого Ленина, глубо кое понимание личной ответ ственности за защиту Отчизны. И п том, что все задачи были решены успешно, в том, что всеми была проявлена велико лепная твердость духа, перво степенная роль принадлежала активной, целеустремленной партийно-политической работе. Советские корабли с честью проносят флаг своей Родины по всем морям и океанам. Этот флаг видят в портах Ев ропы и Азии, Африки и Латин ской Америки. В 1969 году со ветские военные корабли с дружескими визитами посети ли порты более тридцати стран мира. И всюду наши моряки выступают достойными пред ставителями социалистического мира/ показывают высокую культуру и образцовое поведе ние, являются замечательны ми пропагандистами советско го социалистического образа жизни. Дружественные визиты советских кораблей в иност ранные порты вносят сущест венный вклад в улучшение взаимопонимания между наро дами, в укрегтление междуна родного авторитета Советского государства. Длительные плавания наших кораблей убедительно под тверждают высокую надеж ность отечественной техники и оружия, отличную боевую, физическую и морально-психо логическую подготовку кора бельных экипажей. Безграничная вера о правоту дела ленинской партии, массо вый героизм, боевая дерзость и несгибаемое мужество, орга низованность и дисциплиниро ванность, верность корабельно му флагу, нерушимая флотская дружба, любовь к кораблю и его командиру, постоянное стремление к новым успехам — эти и другие замечательные традиции нашего флота стали нормой поведения советских военных моряков. Ими гордит ся весь народ, молодежь, кото рая считает укрепление армии и флота своим священным дол гом. Важная роль в подготовке молодежи к военной службе, в повышении боевой мощи Во енно-Морского Флота принад лежит его шефу — Ленинско му комсомолу, а также орга низациям ДОСААФ , с кото рыми у военных моряков сло жились отношения традицион ной дружбы/ * Многообразны и плодотвор ны связи военных советов, командиров и политорганоо, всех флотских * коммунистов с местными партийными и совет скими организациями. Взаим ное обогащение опытом идео логической и организаторской работы способствует усилению партийного влияния на флоте. Накоплен большой опыт ор ганизации традиционного шеф ства над кораблями, встреч воинов разных поколений, со вместных вечеров флотской и рабочей молодежи, обмена де легациями, патриотической пе реписки. Создание современного оке анского флота наш народ по праву может считать одним из своих выдающихся трудовых подвигов. Рождение новых ко раблей и самолетов, энергети ческих установок, систем ору жия, связи и управления по требовало огромных затрат сил и энергии, упорных поис ков и творческого вдохновения многих коллективов ученых и конструкторов, инженеров и рабочих. Воины флота с ува жением и благодарностью от носятся к самоотверженному труду наших судостроителей, работников оборонной про мышленности, ко всем совет ским людям, создающим мате риально-техническую базу флота- С законной гордостью военные моряки воспринима ют бурное развитие советско го транспортного, промысло вого и научно-исследователь ского флота, первоклассные суда которого ныне можно встретить на всех океанских и морских дорогах. Рожденный под знаменем Октября, окруженный всена родной заботой и любовью, вместе с другими видами Со ветских Вооруженных Сил наш Военно-Морской Флот бдительно стоит на страже го сударственных интересов на шей Родины. Выполняя пат риотический и интернациональ ный долг, он в любой момент готов выступить на защиту своей страны, великих социа листических завоеваний. « в г в и ■II■ ыm и п и ва 3 Ш м 5 з 3 3 m 5 НА СНИМКЕ: крейсер «Михаил Кутузов» а походе. Фотохроника ТАСС. В годы Великой Отечественной войны многие промысло вые суда вошли а состав Северного флота. Один иэ них — СКР «Муссон», бывший рыболовный траулер. О боевых де лах команды этого корабля читатели могли узнать, прочитав очерк Александра Сергеевича Храповицкого «Му жали в боях», опубликованный а прошлом году а «Рыбном Мурмане». Сегодня мы предлагаем новые странички о последнем боевом походе муссоновцса. Автора волнует судьба людей, его боевых товарищей, которые спасались на одной иэ шлю пом, но о которых и поныне ничего не известно. волна и шесть баллов и ле дяная вода, то станет по нятным мужество моряков. Первым заметили воен фельдшера А. В. Торонова, которого команда любила и в шутку называла «доктором Паганелём». На борт шлюпки поднимались те, кто находил ся вблизи. Стали искать командира. Подняв его, За- бродского и Чернышева, сде- Что с ними? Среди них был боцман Некрасов Николай Васильевич, кандидат в чле ны ВКП(б). Пришла помощь с берего вой батареи. Решили идти на поиск первой шлюпки, но пробоина в днище шлюпки и ночь помешали. Утром 12 октября оставшиеся в жи вых 18 человек, с большим трудом помогая друг Apyty Н ч ...Шли четырнадцатые сутки напряженного труда моряков в' боевом ' дозоре. Ничто от их взгляда не ус кользало: ни на поверхности воды, ни в заоблачных высо тах. Запасы воды на пределе. За нею «М уссон » идет в пролив Маточкин Шар к становищу Лагерное. На ходовом мостике ко мандир корабля капитан-лей тенант Г. Я. Козин, вахтен ный офицер В: И. Заброд- ский готовились в исходной точке по входному створу «Черные камни» совершить поворот. Старшина первой статьи Юрьев принял коман ду «на поворот», но не про шло и минуты,, как корпус корабля потряс взрыв. Раз дался сигнал колокола гром кого боя. Из трюмного куб рика выбежал старший по литрук Чернышев, стал ру ководить спасательными ра ботами.. Умело и энергично действовал, заводя пластырь, вестовой краснофлотец Фи лимонов. Однако отливные моторные помпы, заведенный ‘пластырь не справлялись с поступающей водой: Корма корабля быстро оседала. В эти минуты моряки не растерялись. Старшина Ни- эовцев • вместе с радистом Смирновым уничтожили до кументы. ВыполнейЬе этих обязанностей задержало их своевременный уход с кораб ля. Они покинули его только после приказания старшего политруна. Те, кто находился ближе.к левой шлюпке, пропускали на посадку сначала конту женных. Поместились 22 че- ловека. Под командованием помощника командира кораб- 4ля старшего " лейтенанта ’ Ф. Калдаёва шлюпка сЛг- валила от борта. В плавании А что со второй правой шлюпкой? Привожу выдерж ку из письма командира этой шлюпки старшего лейтенанта С. А ; Кодина: «...Вдруг под кормой про изошел взрыв, свет медленно стал гаснуть, я успел повер нуть голову влево, над дива ном висели часы, заметил: было около 16 часов 45 ми нут. Упавшим во время взры ва умывальником не много «поцарапало» лицо. На какое-то врейя я отклю чился. Из каюты выбрался, вроде, последним. Подни маясь на ростры, слышал шипение в машинном отде лении. На рострах у правой шлюпки работали матросы. . На ней я был по боевому расписанию командиром. От . левого борта, заметил, уже отхбднла шлюпка. Когда выведи за борт шлюпбалки, корма корабля уже по главную палубу уш ла под воду. В шлюпку су хими успели сесть я и 6 ма тросов. Мгновение спустя корабль начал погружаться... ' Командир корабля и Заброд- скнй вместе с кораблем ушли . под воду, но тут же всплы ли: они были в напковых бушлатах. Шлюпка с левого . борта ушла к берегу. С во ды она никого не подннма- . л а » . / Что же произошло даль ше? .. . - - Как только корабль скрыл- ■ся под водой, ' послышались крики о помощи.' Людей ста- лн брать в шлюпку Кодина. • Если напомнить, что была лали циркуляцию, втаскивая в шлюпку Остальных. Быст ро надвигающаяся темнота затрудняла поиск. Послед ним подобрали командира от деления .радистов Сашу Лы- гнна и старшину второй статьи шифровальщика Ар кадия Иноземцева. Они. на ходились в ледяной воде бо лее 45 минут. Гребли более двух часов. Курс выбрали так, чтобы шлюпка шла по накату вол ны за волной вдоль берега, рассчитывали на высадку в губе Бокан. Сухими были только те, кто греб, осталь ных донимала не только мок рая одел{да, но и 8-градус ный мороз. Забродский шут ками подбадривал моряков, чтобы поднять их дух. . Впереди показались буру ны волн, разбивающихся о камци. Подброшенная вол ной шлюпка опустилась на южный берег пролива Маточ кин Шар. Кругом снег и лед. Кто-то наткнулся на забро шенный сарай. Лыгин и Иноземцев скон чались. Отдирали доски на ностер. После долгих поисков на шлись спички у некурящего краснофлотца. У костра говорили об Аркаше Ино земцеве, розовощёком па реньке с застенчивым взгля дом. На корабле был с 'пер вых дней кадровой службы, вырос до старшины первой статьи. • Про него говорили тан: «Как Аркаша побреется, тан идём в порт». У Вспомнили и тех, нто остался . в первой шлюпке. в передвижении, очутились в Лагерном, где им была ока зана медицинская помощь. Здесь с воинскими почестя ми похоронили погибших. Политуправление Северно го флота в донесении на чальнику Главного политуп равления военно-морского флота СССР сообщило, что личный состав СКР «М у с сон» проявил мужество, твердость и уверенность в действиях, 'отмечало твер дую волю в руководстве подчиненными командира СКР Козина, уверенные действия А. Иноземцева, ко миссара Чернышева и штур мана — командира второй шлюпки С. Кодина в умелом управлении шлюпкой и спа сении людей. Какова судьба первой шлюпки и ее людей? В офи циальном донесении говори лось: «Можно предположить, что погибли по вине Калдае- ва, неверно избравшего на правление шлюпки (лагом к волне). Из 22 человек, на ходившихся в этой шлюпке, никого (подчеркнуто мною) не нашли». Поиск пропавшей шлюпки был организован. В том же донесении сказано, что «вскоре к месту высадки людей подошел бот со стар шим политруком Суворовым и Цырковым, которым было указано, где нужно искать погибшую шлюпку. Несмотря на все поиски, продолжав шиеся несколько дней, ни- наких признаков людей и .шлюпки обнаружено не бы л о » . Кто же командир первой шлюпки? Мог ли он допу стить элементарные просче ты? На кого он мог опереть ся? Алексей Федорович Кал- даев родился в 1913 году в рабочей семье, остался один, воспитывался в трудовой школе в Москве. По путевке Бауманского . . райк о м а ВЛКСМ в 1932 году пошел учиться в Высшее военное училище имени Фрунзе. Йо окончании'его служил на Ти хоокеанском флоте штурма ном. С 24 февраля 1942 го да назначается помощником командира корабля ; -СК Е* «М уссон ». Передо мной-ле жит его фотография. Сжатые губы, решительный, волевой взгляд. Не верится, что он •мог свашшовать. С ним находились комсорг Т. И. Амелнн, коммунисты Н. В. Некрасов, М. Т. Кан- рижных, А. П. Якушев, И. Н. Банов и другие. Боль шинство из них' участвовали ранее в боях, показали себя решительными и волевыми моряками, так что командир мог рассчитывать на их ^по мощь в выполнении прика зания в трудную минуту. Автор этой корреспонден ции много лет работал в Ба ренцевом море на промысло вых судах и знает несколько морских трагедий. Рано или поздно, но море давало на берег весточку о случившем ся. Будь то труп, весло или спасательный круг, обломки разбитой шлюпки или что- либо другое. Но в данном случае этого не случилось. А может, все-таки кто-ни будь спасся? Раскрыть тайну могут те, кому известно по рассказам или архивным дан ным о судьбе людей с пер вой шлюпки. Может быть, отнликнутся старший полит рук Суворов и находивший ся с ним Пырков, учаетво* варшие в поиске пропавшей шлюпки. А может быть, есть и другие свидетели. я *. А. ХРАПОВИЦКИЙ, бывший краснофлотец БЧ-5 СКР «Муссон», ны не начальник конструктор^ ского бюро Мурманского ордена Ленина морского порта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz