Рыбный Мурман. 1970 г. Июль.
Ф ИГУРАЛЬНО к нему применима русская поговорка: «И жнец, в щвец, и на дуде игрец». Действительно, на рыбоконсервном эа~ воде вег такого станка, на котором бы не емог работать Осевая Тимофеевич- Савченко. По штатному расписанию он слесарь. Слоеар* ничаст любо-дорого. И е не мельвпш мастерством ведет токарные, фре зеровочные, шлифовочные работы. Отличительной чертой С. Т. Савченко является вдумчивое, творчо» ское отношение к труду. Не случайно ш заводских конкурсах рациона» лизаторов он неоднократно занимал нриэовые места. НА СНИМКЕ: рационализатор Кандалакшского рыбоконсервного за* вода С. Т. Савченко. НА СНИМКЕ: рыбообра- богшца Софья Зарубина. Фото А. Вандина» г. Кандалакша. Шв е д с к и е коммунисты в Мурманске В Мурманске по приглаше нию обкома КПСС находилась делегация Норрботтенской ок ружной организации Левой партии — коммунисты Шве ции. Ее возглавлял рабочий Лесопильного заводе, предсе датель правленая окружной организации Л ПК, депутат ландстинга w член муниципа литета г. Лулео Хенри Якобс сон. В е е составе также ра бочий Норрботтенскдго ме таллургического завода, член правления окружной организа ции ЛПК Эрик Х е л т , шахтер, председатель отделения проф союза горняков г. Мальбергет, член правления ЛПК Ивар Хермамссем, директор пе эко номическим вопросам редак ции газеты «Норршенсфлам- мен», член правления окруж ной организации ЛПК и член муниципалитета г. Лулео Беигт Нильссон» уборщица Анна» Грета Нильссон, шахтер Инге- мар Рют, учитель школы Бенгт Брустрем. Зарубежные гости побыва ли в Мурманском горкоме КПСС, где состоялась встре ча с первым секретарем гор кома партии Н. А. Котовым и председателем горисполко ма В. В. Сотниковым. Швед ские коммунисты интересова лись вопросами строительства Мурманска, развитием народ ного образования, здравоох ранения и т. д. Шведские коммуниста по бывали в партийном комите те тралового фЛота. Началь ник управления тов. Быстров Ю. Н. рассказал членам деле гации об истории флота, о се годняшнем дне крупнейшего 0 стране рыбодобывающего предприятия. Гости интересовались жиз нью Моряков, организацией подготовки кадров для рыб ной промышленности. Рравэ делегации X. Якобс сон в своем выступлении оха рактеризовал советских мо ряков людьми, твердо убеж денными в своих идеалах. Они достойно представляют свою Родину, находясь в шведских портах. Затем шведские коммунис ты совершили экскурсию на ПРТ «Гейзер». Капитан-дирек тор тов. Исаченко и первый помощник тов. Лодкин позна комили гостей с кораблем, е жизнью и бытом моряков. Наши гости попросили рае» сказать о том, как проводится на корабле идеологическая работа, каковы ее формы и методы и получили исчерпы вающие стветы. Шведские коммунисты рас сказали о деятельности своей партии, о трудностях и про блемах в жизни шведского на роде. Они, а частности, отме тили, что О' противополож ность нашей области • Шве ции наблюдается утечка насе ления иэ северных районов страны. Одна иэ самых боль ших задач нашей партийной организации, — г о в о р и т X. Якобссон — борьба с без работицей, за создание таких условий, чтобы северная гу берния Швеции могла разви ваться. Он рассказал о забастовке горняков, которую поддержа ла Левая партия — коммуни сты Швеции. Горнякам уда лось добиться повышения за работной платы. Сейчас ком мунисты проводят политиче скую работу, чтобы завоевать больше голосов на предстоя щих выборах. Гости иэ Северной Швеции горячо поблагодарили руково дителей управления и пар тийного комитета тралового флота эа теплую венгре чу. соревнования Б а л ы к и пользуются больший спросом у на селения. Делают их н на Кандалакшском рыбокон сервном заводе. Приготовле ние их начинается на факто рии, куда поступает рыба. Здесь она проходит первич ную обработку. Труд не из легких. Но у таких, как Софья Зарубина, дело горит. Проворны и сильны ее руки. Велико желание быть в чис ле передовиков производства. За три года работы на заводе Софья Александров на во краву заняла место • числе правофланговых, еже дневно выполняя нормы вы работки я » 130 процентов » более. А. КИСЕЛЕВ, А. КРАСНОБАЕВ. Дела и з аботы предвоенных лет {Продолжение . Нач. в № 84). Однако отлично работали только передовые траулеры «Киров» и «Двина», «Ленин», «Чайка», «Рыбец», «Спартак», а в целом траловый флот по лугодовой план выполнил лишь на 89,8 процента. Много судов систематически не справлялись с зада ниями по вылову рыбы. Всего в 1938 году траловый флот дал стране 2100 тысяч центнеров рыбы — на 57 тысяч меньше, чем в 1937 году. Главной причи ной срыва плана были серьезные промысловые трудности и недостатки в организации работы. Управляющий трестом «Мурманрыба» Н. Е. Скор няков, избранный летом 1938 года депутатом Вер ховного Совета РСФСР, писал: «Минувший 1938 год многому научил нас, коман диров рыбной промышленности Мурмана. Мы име ем немало примеров замечательной, подлинно ста хановской работы передовых кораблей. Но за эти ми примерами нельзя не замечать общих ошибок и изъянов в организации производства. И кто стре мится работать лучше, тот трезво оценит результа ты 1938 года и извлечет необходимые уроки и вы воды...» Какие же это были изъяны и недостатки, серь езно мешающие работе тралового флота? Многие капитаны не умели держаться на кося ках рыбы. Часто после шторма траулеры оказыва лись за 60—70 миль от района промысла и тратили уйму времени на поиски потерянных косяков. Су да теряли десятки и сотни тонн рыбы из-за неуме лой работы с тралом. Одной из хронических болезней была на флоте низкая трудовая дисциплина. По официальным данным, только из-за опозданий матросов и команд ного состава к отходу судна за 1938 год было поте ряно 369 траулеро-суток промыслового времени. На самом же деле задержек и простоев еудов было в 2—3 раза больше. Одной из сложных задач тралового флота в третьей пятилетке было освоение промысла сельди. Ее нужно было ловить вместе с судами морлова и колхозным флотом. Наркомат пищевой промышленности в январе 1938 года издал приказ об организации лова сельди в откры^вк море. В этом документе отмечалось, что за последние годы траловый флот Мурманска, не смотря на существенные недостатки в работе, до вел годовой вылов трески в среднем до 29 тысяч центнеров на корабль, т. е. за пять лет улов на траулер возрос в два с половиной раза. Однако сель дяной промысел на МурмаНе, после небывалого успеха в 1934 и 1935 годах, когда в губах вылавли валось почти по миллиону центнеров сельди, в по следние 'два года ««катился да позорно низкого уровня — в J936 году было добыто 10,3 тысячи, а в 1937 году б тысяч центнеров». Главной причиной такого положения было тр, что мурманские рыбаки главным обраЬом надея лись на массовый подход сельди к берегам,- в губы, где ее можно «запереть» и «вычерпать». Но сельдь к берегу не подходила, ее надо было искать в от крытом море. О том, что сельдь в Баренцевом и Норвежском морях есть, знали все, но организаци ей ее лова никто не занимался. Во-первых, дело это было новым и хлопотли вым, во-вторых, у рыбаков отсутствовал необходи мый ассортимент дрифтерных сетей, не была изу чена техника лова сельди, не велась промысловая разведка, и, наконец, мешала делу несовершенная оплата труда рыбаков на сельдяном промысле. Считая положение с ловом сельди на Мурман ском побережье совершенно нетерпимым, Нарко мат поставил перед рыбаками «Мурманрыбы» зада чу в 1938 году овладеть ловом сельди в открытом море и дать ее не менее 250 тысяч центнеров. Решено было выделить для сельдяного промыс ла 7 дизельных траулеров и обеспечить их всем не обходимым вооружением. Особые надежды в пери од сельдяной путины возлагались на рефрижерато ры тралфлота. которые должны были снабжать флот горючим, принимать сельдь, обрабатывать ее и доставлять в порт. Траулеры, работа ющие на разведке сельдяных косяков, обеспечива лись эхолотами, двухсторонними радиоустановками и пеленгаторами. Были повышены заготовительные цены на сельдь, добытую в открытом море. Чтобы помочь организовать лов сельди, вместе с промысловиками отправились в море и ученые Полярного научно-исследовательского института Ю. Марти, Б. Мантейфель и другие. Начинались по иски сельди в Баренцевом море. Нелегкое это было дело. Много потребовалось труда, сил, знаний и упорства, чтобы достичь цель. Но рыбаки Мурмана еправились с этой задачей. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz