Рыбный Мурман. 1970 г. Июль.

А. КИСЕЛЕВ, А. КРАСНОБАЕВ, ела и заботы предвоенных лет Вторая половина тридцатых годов вновь принес­ ла миру запахи пороха. Гремели выстрелы и лилась кровь в Абиссинии, Испании и Китае. Набрав силу, наглел германский фашизм и уже начинал по-свое­ му перекраивать карту Европы. Военные события ие обошли и нашу страну. Озеро Хасан, Халхин- Гол. Осенью 1939 года началась финская кампания. Всю сложность международной обстановки хо­ рошо понимали и моряки тралового флота. Их ра­ бота в море как бы приобрела еще один важный смысл. Теперь тысячи тонн добытой рыбы были не просто рыбой для народного стола, а своего рода вкладом в обороноспособность государства. Сама жизнь требовала большой бдительности и готовно­ сти к самым неожиданным провокациям. Может быть, поэтому для большой части моряков тралфлота не показалось странным, когда многие руководители партийных и хозяйственных органи­ заций Мурмана, в том числе ряд руководителей флота, были исключены из партии, сняты с рабо­ ты и объявлены врагами народа. В 1937 году сло­ ва «враг народа», «вредительство» вошли в широ­ кий обиход и зачастую прикрывали серьезные про­ махи и ошибки. Боясь ответственности и обвине­ ний, некоторые руководители вместо оперативных и смелых мер, необходимых для улучшения рабо­ ты флота, часто принимали половинчатые, расплыв­ чатые решения. Справедливости ради надо сказать, что новые руководители рыбной промышленности Мурмана, выдвинутые снизу в годы необоснован­ ных репрессий и культа личности, вскоре вошли в курс дела, избавились от перестраховки и впо­ следствии стали неплохими организаторами произ­ водства. Несмотря на все теневые етороны, связанные С культом личности, несмотря на большие и малые ошибки, перегибы и недостатки, Кольский край, как и вся советская страна, жил полнокровной и кипу* чей жизнью. В Хибинах, тундре, Кандалакше, Мур­ манске шло большое строительство. Расширялись предприятия треста «Апатит», заканчивалось стро­ ительство комбината «Североникель» (первый ни­ кель получен 28 февраля 1939 года), началось соору­ жение еще одной Нивской гидростанции. В Мур­ манске на улице Ленина сооружались в—7-этаж­ ные благоустроенные дома для рыбаков, расширял­ ся рыбный и торговый порты, вступил в строй Дом междурейсового отдыха, стали давать продукцию новые цехи рыбокомбината. 28 мая 1938 года Мурманский округ Ленинград­ ской области был преобразован в самостоятельную административную единицу — Мурманскую об­ ласть. Таким образом, на третью пятилетку рыбный Мурман строил уже самостоятельные планы. В одном из последних номеров «Полярной прав­ ды» за 1937 год была опубликована статья управ­ ляющего трестом «Мурманрыба» Н. Е. Скорняко- ва, в прошлом капитана траулера «Лебедка». В этой статье намечалась программа рыбаков Мурма­ на на 1938 год. «...В первом году третьей пятилетки, писал Н. Е. Скорняков, — траловый флот дол­ жен дать стране 2285 тысяч центнеров высококаче­ ственной рыбы. Это примерно на 200 тысяч цент­ неров больше, чем в нынешнем году... Составляя план 1938 года по траловому флоту, мы тщательно учитывали техническое состояние и мощность каждого корабля, отказавшись от произ­ вольного «планирования», бывшего в прошлом. ) !i I! Технические нормативы междурейсовой стоянки Судов давно уже пора уплотнить. Для импортных Судов в летний период вместо 5,5 суток устанавли­ вается 4,5 суток, а в зимний период 5 суток. Для отечественных судов междурейсовая стоянка опре­ делена планом в 5 суток. Для того, чтобы полностью обеспечить выполне­ ние и перевыполнение этого плана, нам уже сей-* час необходимо взяться за механизацию рыбообра­ ботки на траулерах. И прежде всего, освоить имею­ щиеся у нас клипфискные машины, которые вот уже несколько лет лежат и ржавеют на складах. ' Инженерно-техническим работникам тралфлота .на* до крепко поработать, чтобы все эти механизмы пустить на полный ход». 1938 год траловый флот начал успешно. План января был перекрыт, траулеры добыли 71 тысячу центнеров рыбы против 63 тысяч в январе 1937 года. Передовиками социалистического соревнования на промысле были экипажи РТ-29 *Кироаз, РТ-71 «Москва», РТ-1 «А к у ла » и другие. - Все эти прославленные траулеры досрочно вы­ полнили и полугодовой план. В адрес капитанов РТ-29 «Киров» и РТ-45 «Двина» из Москвы пришла правительственная телеграмма: «Приветствуем и поздравляем вас и всех моря­ ков экипажей траулеров «Киров» и *Двиназ в еЬязи с досрочным выполнением полугодового плана ло- бьгчи рыбы. Успехи моряков траулеров «Киров» j f «Двина», соревнующихся между собой за высокие стахановские уловы, весьма значительны... Надеем­ ся, что и в дальнейшем они покажут образцы в^м^ сокой производительности труда в борьбе эа осу* ществление сталинского лозунга об изобилии про* дуктов в нашей стране и досрочно выполнят и пе­ ревыполнят годовой план добычи рыбы... Примеру работы рыбаков траулера «Киров» и «Двина» дол­ жны последовать экипажи всех судов тралового флота, чтобы по-большевистски выполнить задание партии и правительства». (Продолжение следует). ЭНТУЗИАСТЫ Т р а н с п о р т н ы й реф­ рижератор «Северный ветер» находится в экс­ плуатации немногим больше года. Срок небольшой, но экипажем сделано многое. Если бы на карте обозначить линии — дороги, пройденные кораблем, то получился бы довольно раскидистый веер. Одно острие маршрута легло бы в районе мыса Доброй На­ дежды, другое — у Антарк­ тиды, третье — на банке Джорджес я в ряде других то­ чек Мирового океана. Впро­ чем, такая нарта (ее вывеши­ вают в столовой команды, когда знакомят новичков е историей корабля) есть в ка­ юте первого помощника ка­ питана Александра Наумови­ ча Яцыкова. Знакомясь с кар­ той, любой человек может сделать соответствующее представление о кипучей тру­ довой и культурной жизни коллектива судна. Судно возглавляет комму­ нист Павел Иванович Голубев. Несмотря на свою молодость, напитав прошел хорошую школу судоводителя на тран­ спортных судах. Природа на­ градила его стойкостью, умом и умением тонко видеть и по­ нимать происходящее вокруг. У капитана П. И. Голубева появились уравновешенные пытливые последователи, вто­ рой штурман Юрий Кузнецов, старший помощник Анатолий Громоздов. Берет пример со своего командира и третий штурман Николай Ткачев. Для сегодняшней молодежи дерзать — дело обычное. По­ тому па общесудовом собра­ ния не было колебаний, когда речь шла о повышенном со­ циалистическом обязательстве в честь 100-летия со дня рож­ дения В. И. Ленина. Вот ка­ кая запись появилась в тот день: «Экипаж обязуется до­ полнительно к плану доста­ вить в порт 1000 топн рыбо­ продукции, сократить на 25 суток в рейсе время, отведен­ ное иа обработку промысло­ вых судов, дать сверх плана 50 тысяч рублей прибыли, по­ дать и внедрить 12 рациона­ лизаторских предложений, от­ работать в течение недели на сэкономленном топливе и горюче-смазочных материа­ лах». Между вахтами в сменами развернулось социалистиче­ ское соревнование. Но адми­ нистрация смотрела глубже; энтузиазма одного экипажа недостаточно для плодотвор­ ной работы с коллективами производственных и промыс­ ловых судов. Требоваласьтес- ная взаимосвязь. И ее нашли. В канун ленинского юбилея по радио шел разговор с мо­ ряками производственного рефрижератора «Полярная звезда» перед швартовкой: — Вы сможете нас обеспечить рыбопродукцией так, чтобы мы не простаивали? Такой вопрос, конечно, за­ дел за живое. — Какое у вас суточное аа- дание? —• 312,5 тонны. Но мы по­ грузим 750, если не подведе­ те. Решили соревноваться: ког­ да на исходе третьих суток трюмы «Северного ветра» по­ полнились 2250 тоннами ры­ бопродукции, моряки легко вздохнули: Победа! И — ре­ корд! О ходе такого соревнова­ ния ежедневно извещали сводки, которые вывешива­ лись в салоне, информации и репортажи судовой радиога­ зеты. В «молнии» вписыва­ лись фамилии лучших матро­ сов Петра Пантелеева, Григо­ рия Радупцеса, Алексея Моги- левчика, Бориса Моисеева. Передовикам производства бы­ ли посвящены зарисовки в стенгазетах, их имена значи­ лись в приказах, а лучшим из лучших по окончании рейса на общем собрании вруча­ лись ценные . подарки (часы, электробритвы и т. д.). Их об­ ладателями стали котельный машинист И. И. Юркевич, старший матрос П. Ф. Панте­ леев, второй электромеханик Е. А. Петряев, второй меха­ ник Ю. И. Долженко. Такой вид поощрения стал судовой традицией. Выполнили моряки «Север­ ного ветра» свое социалисти­ ческое обязательство. К ле­ нинскому юбилею па народ­ ный стол поставили 2245 топн рыбопродукции. За счет уме­ лой организации обработки судов сэкономили 30 суток промыслового времени. Сверх­ плановая прибыль рейса со­ ставила 235 тысяч рублей. Но­ ваторами судна было внедре­ но 21 рационализаторское предложение. Коль разговор зашел об ус­ пехе в методах поощрения, то эдесь уместно остановить­ ся на работе совета красного уголка судна. Эта работа спо­ собствует хорошему настрое­ нию коллектива, умелой про­ паганде всего нового, передо­ вого. Совет красного уголка родился, когда корабль со* т е л со стапелей. Долгими зимними вечерами первый по­ мощник капитана А. Н. Яцы- ков просиживал над эскиза­ ми оформления стендов для столовой рядового состава и переборок в коридорах судна. Было разработано несколько вариантов оформления на­ глядной агитации. Из них нужно было выбрать самый подходящий. Александр Нау­ мович подметил, как говорят, матросов с хозяйственной жилкой. Первыми в совет красного уголка были избра­ ны матросы Александр Би­ лык и Иван Драчук. Один об­ ладал способностями резчика по дереву и пенопласту, дру­ гой увлекался фотографией. Матрос - практикант Нико­ лай Артаев был замечен как человек с явно выраженны­ ми наклонностями организа- тора-общественника. Его то­ же включили в совет. Пер­ вым долгом разработали план мероприятий и распределили обязанности. Работа совета началась с оформления на­ глядной агитации. Много хло­ пот доставил подбор нужно­ го материала. Пенопласт, пробка, дерево, ткань — все было, наконец, собрано. Тогда приступили к изготовлению деталей стендов, а потом к их монтажу. Щиты необходимо было расположить так, чтобы выдержать композицию. Вот как стала выглядеть столовая команды после того, как там похозяйничали уме­ лые, заботливые руки. При входе слева — стенд «НОТ». Здесь подзаголовки, раскрыва­ ющие сущность содержания: «План экипажа на 1970 год», «Итоги работы за 1969 г.», «Трюм и его резервы», «НОТ в действии». Примепатслен стенд «Наши рационализаторы». Здесь рас­ крывается характеристика творческой, работы. Краткий рассказ сопровождается фото­ графиями новаторов судна. Здесь заслуживает внимания рассказ о старшем электрике Александре Яременко, внед­ рившем 8 рационализатор­ ских предложений. За время работы на корабле предло­ жил и внедрил пять рациона­ лизаторских предложений старший электромеханик Ва­ лентин Явкин. Самое пристальное внима­ ние привлекают стенды, по­ казывающие жизнь и дея­ тельность Фридриха Энгельса, Карла Маркса и Владимира Ильича Ленина. С особой лю­ бовью оформлена на судне Ленинская комната. Много старания я умения вложено в оформление на­ глядной агитации судна. И не зря работа совета краспо- го уголка «Северного ветра» удостоена диплома I степени. Прекрасно оформлены стен­ ды «Героический путь комсо­ мола», «Пятилетку — досроч­ но», «Слава Советской Ар­ мии». Привлекательны по внешнему виду и своему со­ держанию стенгазета «Поляр­ ные зори», которая признана лучшей па флотском смотре, вымпелы, присужденные пе­ редовой смене старшего мат­ роса Александра Артемснко, бригаде старшего матроса Ивана Киселева и вахте тре­ тьего механика Николая Ка- зунина. ...Совет красного уголка суд­ на не нарушает графика за­ планированных мероприятий даже в горячие дни на про­ мысле. А если по приходе в порт кто-то из членов сове­ та уходпт в отпуск, то безот­ лагательно вместо него изби­ рается новый товарищ. В на­ стоящее время в совет угол­ ка входят третий штурман Николай Ткачев, рефрижера­ торный машинист Михаил Трудов, буфетчица Лариса Петренко, матрос Гриторий Рудь (он же общественный киномеханик и библиотекарь). А возглавляет совет старший матрос Александр Лебедев. Тематика мероприятий, про­ водимых в красном утолке, очень разнообразна. Мното внимания уделяется ленин­ ской теме. Так, например, в ; рейсе моряки судна прослу*\ шали в красном уголке лек- ' ции «Ленинский план элек­ трификации страны», <Юбра8 В. И. Ленина в художествен­ ной литературе» и другие. Перед началом демонстра­ ции фильма проводятся ин­ формации о событиях в ва­ шей стране и эа рубежом, об экономической и культурной i жизни нашего государства. , Политинформаторы утверж- . даются на судовом партийном . собрании. Материал в кон­ сультации они получаю! у первого помощника капитана. Активными в способнымивп- , форматорами показали себя . начальник радиостанции Ила- ’ димир Кацуба, третий штур­ ман Николай Ткачев, макрос . Иван Коротецкий, буфетчица Лариса Петренко. Изучая материалы во вре­ мя подготовки к Ленинскому зачету, ряд интересных бесед провели активисты судна ком­ сомольцы матрос Сергеи^ Ко­ новалов, моторист Андрей • Демченко. Хорошей организа-^ ции изучения ленинского тёйМ, • ретического наследия судб- 1 вой молодежью неустанно способствовал электрик ком­ мунист Геннадий Белецкий. И техническая учеба стала обязательной для всего эки­ пажа. Так, в школе передово­ го опыта много полезного пе­ реняли новички у настоящих- мастеров своего дела — мото­ риста Николая Ермолаева, ко­ тельного машиниста Михаила Ш;'.гойко, электрика Александ­ ра Яременко. В красном утолке члены су­ дового общества «Знание», председателем которого явля­ ется старший электромеха­ ник Валентип Явкин, читают лекции о странах, мимо кото­ рых проходит ТР. Так, на­ пример, когда на траверзе была Греция, моряки слуша­ ли рассказ: «Борьба грече­ ских патриотов». Интересной была лекция «Спор за Гибрал­ тар». Много узнала команда о жизни на Канарских ост­ ровах. Хорошая традиция на суд­ не — проводить кинофести­ вали. Так, папример, два из них были посвящгны МО-.те- (Окончание на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz