Рыбный Мурман. 1970 г. Июль.
А. КИСЕЛЕВ, А. КРАСНОБАЕВ, ела и заботы предвоенных лет Вторая половина тридцатых годов вновь принес ла миру запахи пороха. Гремели выстрелы и лилась кровь в Абиссинии, Испании и Китае. Набрав силу, наглел германский фашизм и уже начинал по-свое му перекраивать карту Европы. Военные события ие обошли и нашу страну. Озеро Хасан, Халхин- Гол. Осенью 1939 года началась финская кампания. Всю сложность международной обстановки хо рошо понимали и моряки тралового флота. Их ра бота в море как бы приобрела еще один важный смысл. Теперь тысячи тонн добытой рыбы были не просто рыбой для народного стола, а своего рода вкладом в обороноспособность государства. Сама жизнь требовала большой бдительности и готовно сти к самым неожиданным провокациям. Может быть, поэтому для большой части моряков тралфлота не показалось странным, когда многие руководители партийных и хозяйственных органи заций Мурмана, в том числе ряд руководителей флота, были исключены из партии, сняты с рабо ты и объявлены врагами народа. В 1937 году сло ва «враг народа», «вредительство» вошли в широ кий обиход и зачастую прикрывали серьезные про махи и ошибки. Боясь ответственности и обвине ний, некоторые руководители вместо оперативных и смелых мер, необходимых для улучшения рабо ты флота, часто принимали половинчатые, расплыв чатые решения. Справедливости ради надо сказать, что новые руководители рыбной промышленности Мурмана, выдвинутые снизу в годы необоснован ных репрессий и культа личности, вскоре вошли в курс дела, избавились от перестраховки и впо следствии стали неплохими организаторами произ водства. Несмотря на все теневые етороны, связанные С культом личности, несмотря на большие и малые ошибки, перегибы и недостатки, Кольский край, как и вся советская страна, жил полнокровной и кипу* чей жизнью. В Хибинах, тундре, Кандалакше, Мур манске шло большое строительство. Расширялись предприятия треста «Апатит», заканчивалось стро ительство комбината «Североникель» (первый ни кель получен 28 февраля 1939 года), началось соору жение еще одной Нивской гидростанции. В Мур манске на улице Ленина сооружались в—7-этаж ные благоустроенные дома для рыбаков, расширял ся рыбный и торговый порты, вступил в строй Дом междурейсового отдыха, стали давать продукцию новые цехи рыбокомбината. 28 мая 1938 года Мурманский округ Ленинград ской области был преобразован в самостоятельную административную единицу — Мурманскую об ласть. Таким образом, на третью пятилетку рыбный Мурман строил уже самостоятельные планы. В одном из последних номеров «Полярной прав ды» за 1937 год была опубликована статья управ ляющего трестом «Мурманрыба» Н. Е. Скорняко- ва, в прошлом капитана траулера «Лебедка». В этой статье намечалась программа рыбаков Мурма на на 1938 год. «...В первом году третьей пятилетки, писал Н. Е. Скорняков, — траловый флот дол жен дать стране 2285 тысяч центнеров высококаче ственной рыбы. Это примерно на 200 тысяч цент неров больше, чем в нынешнем году... Составляя план 1938 года по траловому флоту, мы тщательно учитывали техническое состояние и мощность каждого корабля, отказавшись от произ вольного «планирования», бывшего в прошлом. ) !i I! Технические нормативы междурейсовой стоянки Судов давно уже пора уплотнить. Для импортных Судов в летний период вместо 5,5 суток устанавли вается 4,5 суток, а в зимний период 5 суток. Для отечественных судов междурейсовая стоянка опре делена планом в 5 суток. Для того, чтобы полностью обеспечить выполне ние и перевыполнение этого плана, нам уже сей-* час необходимо взяться за механизацию рыбообра ботки на траулерах. И прежде всего, освоить имею щиеся у нас клипфискные машины, которые вот уже несколько лет лежат и ржавеют на складах. ' Инженерно-техническим работникам тралфлота .на* до крепко поработать, чтобы все эти механизмы пустить на полный ход». 1938 год траловый флот начал успешно. План января был перекрыт, траулеры добыли 71 тысячу центнеров рыбы против 63 тысяч в январе 1937 года. Передовиками социалистического соревнования на промысле были экипажи РТ-29 *Кироаз, РТ-71 «Москва», РТ-1 «А к у ла » и другие. - Все эти прославленные траулеры досрочно вы полнили и полугодовой план. В адрес капитанов РТ-29 «Киров» и РТ-45 «Двина» из Москвы пришла правительственная телеграмма: «Приветствуем и поздравляем вас и всех моря ков экипажей траулеров «Киров» и *Двиназ в еЬязи с досрочным выполнением полугодового плана ло- бьгчи рыбы. Успехи моряков траулеров «Киров» j f «Двина», соревнующихся между собой за высокие стахановские уловы, весьма значительны... Надеем ся, что и в дальнейшем они покажут образцы в^м^ сокой производительности труда в борьбе эа осу* ществление сталинского лозунга об изобилии про* дуктов в нашей стране и досрочно выполнят и пе ревыполнят годовой план добычи рыбы... Примеру работы рыбаков траулера «Киров» и «Двина» дол жны последовать экипажи всех судов тралового флота, чтобы по-большевистски выполнить задание партии и правительства». (Продолжение следует). ЭНТУЗИАСТЫ Т р а н с п о р т н ы й реф рижератор «Северный ветер» находится в экс плуатации немногим больше года. Срок небольшой, но экипажем сделано многое. Если бы на карте обозначить линии — дороги, пройденные кораблем, то получился бы довольно раскидистый веер. Одно острие маршрута легло бы в районе мыса Доброй На дежды, другое — у Антарк тиды, третье — на банке Джорджес я в ряде других то чек Мирового океана. Впро чем, такая нарта (ее вывеши вают в столовой команды, когда знакомят новичков е историей корабля) есть в ка юте первого помощника ка питана Александра Наумови ча Яцыкова. Знакомясь с кар той, любой человек может сделать соответствующее представление о кипучей тру довой и культурной жизни коллектива судна. Судно возглавляет комму нист Павел Иванович Голубев. Несмотря на свою молодость, напитав прошел хорошую школу судоводителя на тран спортных судах. Природа на градила его стойкостью, умом и умением тонко видеть и по нимать происходящее вокруг. У капитана П. И. Голубева появились уравновешенные пытливые последователи, вто рой штурман Юрий Кузнецов, старший помощник Анатолий Громоздов. Берет пример со своего командира и третий штурман Николай Ткачев. Для сегодняшней молодежи дерзать — дело обычное. По тому па общесудовом собра ния не было колебаний, когда речь шла о повышенном со циалистическом обязательстве в честь 100-летия со дня рож дения В. И. Ленина. Вот ка кая запись появилась в тот день: «Экипаж обязуется до полнительно к плану доста вить в порт 1000 топн рыбо продукции, сократить на 25 суток в рейсе время, отведен ное иа обработку промысло вых судов, дать сверх плана 50 тысяч рублей прибыли, по дать и внедрить 12 рациона лизаторских предложений, от работать в течение недели на сэкономленном топливе и горюче-смазочных материа лах». Между вахтами в сменами развернулось социалистиче ское соревнование. Но адми нистрация смотрела глубже; энтузиазма одного экипажа недостаточно для плодотвор ной работы с коллективами производственных и промыс ловых судов. Требоваласьтес- ная взаимосвязь. И ее нашли. В канун ленинского юбилея по радио шел разговор с мо ряками производственного рефрижератора «Полярная звезда» перед швартовкой: — Вы сможете нас обеспечить рыбопродукцией так, чтобы мы не простаивали? Такой вопрос, конечно, за дел за живое. — Какое у вас суточное аа- дание? —• 312,5 тонны. Но мы по грузим 750, если не подведе те. Решили соревноваться: ког да на исходе третьих суток трюмы «Северного ветра» по полнились 2250 тоннами ры бопродукции, моряки легко вздохнули: Победа! И — ре корд! О ходе такого соревнова ния ежедневно извещали сводки, которые вывешива лись в салоне, информации и репортажи судовой радиога зеты. В «молнии» вписыва лись фамилии лучших матро сов Петра Пантелеева, Григо рия Радупцеса, Алексея Моги- левчика, Бориса Моисеева. Передовикам производства бы ли посвящены зарисовки в стенгазетах, их имена значи лись в приказах, а лучшим из лучших по окончании рейса на общем собрании вруча лись ценные . подарки (часы, электробритвы и т. д.). Их об ладателями стали котельный машинист И. И. Юркевич, старший матрос П. Ф. Панте леев, второй электромеханик Е. А. Петряев, второй меха ник Ю. И. Долженко. Такой вид поощрения стал судовой традицией. Выполнили моряки «Север ного ветра» свое социалисти ческое обязательство. К ле нинскому юбилею па народ ный стол поставили 2245 топн рыбопродукции. За счет уме лой организации обработки судов сэкономили 30 суток промыслового времени. Сверх плановая прибыль рейса со ставила 235 тысяч рублей. Но ваторами судна было внедре но 21 рационализаторское предложение. Коль разговор зашел об ус пехе в методах поощрения, то эдесь уместно остановить ся на работе совета красного уголка судна. Эта работа спо собствует хорошему настрое нию коллектива, умелой про паганде всего нового, передо вого. Совет красного уголка родился, когда корабль со* т е л со стапелей. Долгими зимними вечерами первый по мощник капитана А. Н. Яцы- ков просиживал над эскиза ми оформления стендов для столовой рядового состава и переборок в коридорах судна. Было разработано несколько вариантов оформления на глядной агитации. Из них нужно было выбрать самый подходящий. Александр Нау мович подметил, как говорят, матросов с хозяйственной жилкой. Первыми в совет красного уголка были избра ны матросы Александр Би лык и Иван Драчук. Один об ладал способностями резчика по дереву и пенопласту, дру гой увлекался фотографией. Матрос - практикант Нико лай Артаев был замечен как человек с явно выраженны ми наклонностями организа- тора-общественника. Его то же включили в совет. Пер вым долгом разработали план мероприятий и распределили обязанности. Работа совета началась с оформления на глядной агитации. Много хло пот доставил подбор нужно го материала. Пенопласт, пробка, дерево, ткань — все было, наконец, собрано. Тогда приступили к изготовлению деталей стендов, а потом к их монтажу. Щиты необходимо было расположить так, чтобы выдержать композицию. Вот как стала выглядеть столовая команды после того, как там похозяйничали уме лые, заботливые руки. При входе слева — стенд «НОТ». Здесь подзаголовки, раскрыва ющие сущность содержания: «План экипажа на 1970 год», «Итоги работы за 1969 г.», «Трюм и его резервы», «НОТ в действии». Примепатслен стенд «Наши рационализаторы». Здесь рас крывается характеристика творческой, работы. Краткий рассказ сопровождается фото графиями новаторов судна. Здесь заслуживает внимания рассказ о старшем электрике Александре Яременко, внед рившем 8 рационализатор ских предложений. За время работы на корабле предло жил и внедрил пять рациона лизаторских предложений старший электромеханик Ва лентин Явкин. Самое пристальное внима ние привлекают стенды, по казывающие жизнь и дея тельность Фридриха Энгельса, Карла Маркса и Владимира Ильича Ленина. С особой лю бовью оформлена на судне Ленинская комната. Много старания я умения вложено в оформление на глядной агитации судна. И не зря работа совета краспо- го уголка «Северного ветра» удостоена диплома I степени. Прекрасно оформлены стен ды «Героический путь комсо мола», «Пятилетку — досроч но», «Слава Советской Ар мии». Привлекательны по внешнему виду и своему со держанию стенгазета «Поляр ные зори», которая признана лучшей па флотском смотре, вымпелы, присужденные пе редовой смене старшего мат роса Александра Артемснко, бригаде старшего матроса Ивана Киселева и вахте тре тьего механика Николая Ка- зунина. ...Совет красного уголка суд на не нарушает графика за планированных мероприятий даже в горячие дни на про мысле. А если по приходе в порт кто-то из членов сове та уходпт в отпуск, то безот лагательно вместо него изби рается новый товарищ. В на стоящее время в совет угол ка входят третий штурман Николай Ткачев, рефрижера торный машинист Михаил Трудов, буфетчица Лариса Петренко, матрос Гриторий Рудь (он же общественный киномеханик и библиотекарь). А возглавляет совет старший матрос Александр Лебедев. Тематика мероприятий, про водимых в красном утолке, очень разнообразна. Мното внимания уделяется ленин ской теме. Так, например, в ; рейсе моряки судна прослу*\ шали в красном уголке лек- ' ции «Ленинский план элек трификации страны», <Юбра8 В. И. Ленина в художествен ной литературе» и другие. Перед началом демонстра ции фильма проводятся ин формации о событиях в ва шей стране и эа рубежом, об экономической и культурной i жизни нашего государства. , Политинформаторы утверж- . даются на судовом партийном . собрании. Материал в кон сультации они получаю! у первого помощника капитана. Активными в способнымивп- , форматорами показали себя . начальник радиостанции Ила- ’ димир Кацуба, третий штур ман Николай Ткачев, макрос . Иван Коротецкий, буфетчица Лариса Петренко. Изучая материалы во вре мя подготовки к Ленинскому зачету, ряд интересных бесед провели активисты судна ком сомольцы матрос Сергеи^ Ко новалов, моторист Андрей • Демченко. Хорошей организа-^ ции изучения ленинского тёйМ, • ретического наследия судб- 1 вой молодежью неустанно способствовал электрик ком мунист Геннадий Белецкий. И техническая учеба стала обязательной для всего эки пажа. Так, в школе передово го опыта много полезного пе реняли новички у настоящих- мастеров своего дела — мото риста Николая Ермолаева, ко тельного машиниста Михаила Ш;'.гойко, электрика Александ ра Яременко. В красном утолке члены су дового общества «Знание», председателем которого явля ется старший электромеха ник Валентип Явкин, читают лекции о странах, мимо кото рых проходит ТР. Так, на пример, когда на траверзе была Греция, моряки слуша ли рассказ: «Борьба грече ских патриотов». Интересной была лекция «Спор за Гибрал тар». Много узнала команда о жизни на Канарских ост ровах. Хорошая традиция на суд не — проводить кинофести вали. Так, папример, два из них были посвящгны МО-.те- (Окончание на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz