Рыбный Мурман. 1970 г. Июль.

дившим кэ Мурманска мотобо­ том прибывали капитаны, штурманы, механики, кочегары, матросы. Приезжали и новые люди. Было кому, по крайней мере, взяться за ремонт судов и снаряжения». :Всего семнадцать тысяч центнеров рыбы выловили Эки­ пажи тех 12 РТ за оставшиеся месяцы 1920 года. Семна­ дцать... Сейчас траловый флот за сутки дает больше. А вот еще цифра. До революции вся рмбная промышленность Севе­ ра поставляла за год около ♦00 тысяч центнеров продук­ тов моря. Столько сегодня приходится на один большей морозильный траулер. От успеха к успеху шли трал- флотовцы. Все больше на рей­ д е растущего рыбного порта Появлялось рыбопромысловых судов. И не только замазанных Советским правительством у зарубежных фирм, но и сошед­ ших со стапелей отечественных верфей. На них промыслоеики флота ставили рекорды. «Значительных успехов в 1936 году — первом году ста­ хановских рейсов — добились.» суда отечественной постройки: «Коломна» выловила .37 тысяч центнеров рыбы, «Ворошилова — ; 36 тысяч, «Урал » — 33 ты­ сячи, «Ленинград» и «Спартак» •— по 32 тысячи. Эти траулеры стали вровень с лучшими им­ портными судами...» — писал старейший капитан флота Ф . Самков. Спустя два года корабли отечественного произ­ водства выступят застрельщи­ ками в борьбе за высокие уловы. Чуть ли не в три раза под­ нялась производительность промысла на флоте только эа пять лет! Но мирный труд со­ ветских людей прервала Вели­ кая Отечественна» войне» Тралфлотовцы вместе со всем народом встали на защиту'Со­ ветского Отечества. НАГРАДА ЭА ВОЙ, ЭА ТРУД.,» В комнате трудовой и бое­ вой славы тралового флота, что помещается е Доме меж­ дурейсового отдыха рыбаков, наряду с другими интересными экспонатами, выставлено Крас­ ное знамя Государственного Комитета Обороны, которое осталось на вечное хранение» Красное знамя — символ тру» дового героизма тралфлотов- цев, преодолевших огромные трудности работы в суровом боевом море; получили они его в 1943 году. Стоит вспомнить некоторые странички истории этих лет..» \ После 22 июня 1941 года я составе флота оставалось все­ го *7 траулеров, да и те нахо­ дились в ремонте. Их в сроч­ ном порядке вводили в экс­ плуатацию, вооружали и гото- . вили к промыслу. Экипажи на­ бирали из тех, кто остался в тылу. Как и везде, в их состав входили женщины. Работать в Баренцевом море было опасно. В Белом — ры­ бы не нашли, хотя с такой за­ дачей и выходили туда трауле­ ры «А бр ек » и «Ким». Ветераны флота И. Н. Демидов, О. Е. Кононов, В. С. Форощук, В. Н, Буряк предложили работать на старых банках, несмотря на то, что в этих местах кипели бои. И вот в Баренцево море о т - . правился первый отряд РТ, ко­ торый возглавил капитан-флаг­ ман Иван Николаевич Демидов» Моряки повили рыбу при пол­ ном затемнении судов. Раньше это мазалось невозможным. Но война диктовала свои зако­ ны, и промысловики тралового флота находили выход из лю­ бого положения. Два в прошлом рыбацких судна, ставших военными ко­ раблями,. «Туман» и «Пассат», повторили бессмертный по­ двиг русских моряков крейсера «Варяг». Они вели бой с не­ сколькими вражескими эсмин­ цами, отвергли предложения о капитуляции и выполнили свой воинский долг до конца. Ге­ рои погибли в открытом бою, не спустив военно-морского флага» Золотыми буквами в истории тралового флота записан по­ двиг экипажа СКР «Бриз», та­ ранивший фашистского под­ водного пирата» Никогда не забудет народ имена Героев Советского Сою­ за Анагголи* Бредова и Ивана ^ивко, отдавших свои жизни в борьбе с немецко-фашистски­ ми захватчиками. Флотскую закалку получил до войны ка рыболовных трау­ лерах ныне дважды Герой Со­ ветского Союза Александр Шабалин. годы и лю ди Сегодня, отмечая пятидеся­ тилетие тралового флота, надо вспомнить имена тех, кто отда­ вал ему все свои силы, пла­ мень сердца, кто ныне стал достойным преемником дел пионеров советского тралового промысла. Спиридон Петрович Леонть­ ев. 20-е годы. На его счету открытие Колгуевского про­ мыслового района, Северо-За­ падного склона Центрального района, Юго-Западного склона Гусиной банки. С. П. Леонтьев хорошо знал тралы разных систем, сам изобретал новые конструкции. По последней его модели был изготовлен трал, названный «тралом Леонтьева». В 23-м году Спиридон Пет­ рович предложил снабдить траулеры стрелами. Над его предложением смеялись, н е он не стал спорить, а ввел свое приспособление на траулере «Треска». Вскоре все увидели, что нововведение, облегчив труд моряков, ускорило спуск трала. С тех пор новшество стали внедрять на каждом суд- Капитан-поисковик Иван Ни­ колаевич Демидов. В 1937 го­ ду на поисковом траулере «Ус- оуриец» открыл на Централь­ ной возвышенности новую рыбную банку, названную его именем. Это богатейший про­ мысловый район, изобилующий треской и морским окунем. В 1939 году траловый флот за полтора месяца выловил на Демидовской банке полмилли- она центнеров рыбы. Андрей Петрович Новожи­ лов, капитан дальнего плава­ ния. В 1932 году первым ушел далеко на восток Баренцева моря, к острову Вайгач, где ни одно промысловое судно ни­ когда не ловило рыбу. Здесь он открыл новый район. В первые годы существова­ ния тралового флота сам вя­ зал сети и сшивал тралы. В 1936 году Андрей Петрович выл награжден орденом Тру­ дового Красного Знамени. Первый русский тралмейстер Федор Егорович Шамалуев. © нем в свое время сказал М. Н. Демидов: «Шамалуева я Отношу к первым людям тра­ лового флота». 1959 год. Опытнейший капч* тан, ныне Герой Социалистиче­ ского Труда Дмитрий Иванович Шайтанов по примеру Валенти- . ны Гагановой перешел с пере­ дового траулера на отстающий РТ «Поллуке». К ноябрю сле­ дующего года экипаж этого судна выполнил годовой план. По примеру Д. И. Шайтано- ва передовые опытные капи­ таны А. Я. Маклаков, С. М, Черное, А. В. Маленко и дру­ гие перешли на отстающие корабли и вывели их в передо­ вые. Б траловом флоте в начале 60-х годов родилось соревно­ вание за доставку с промысла как можно больше охлажден­ ного рыбного полуфабриката. К концу 1964 года удельный вес «свежья» от всей добытой рыбы составлял уже 70,9 про­ цента. 1965 год. Он знаменателен движением «стотысячкиков». Выловить эа год 100 тысяч центнеров рыбы обязались пер­ выми моряки большого моро­ зильного траулера «Добролю ­ бов» во главе с капитаном ны­ не Героем Социалистического Труда Прокопием Прокопьеви­ чем Решетовым. почин добро- любовцев поддержали коллек­ тивы 18-ти БМРТ. Первым одержал победу инициатор соревнования. За 9 месяцев моряки добыли 110 тысяч центнеров рыбы и выра­ ботали из нее более 65 тысяч центнеров готовой продукции. Высоких показателей добился он и по экономике. Так, себе­ стоимость каждого центнера продукции была снижена на 9 рублей 26 копеек. В годы семилетки за выдаю­ щиеся успехи в развитии рыб­ ной промышленности Президи­ ум Верховного Совета СССР присвоил звание Ге|н>я Социа­ листического Труда лучшим промысловикам флота: П. И. Городилову, А. Я. Маклакову, В. А. Попову, П. Ф. Телову, Д. И. Шайтанову. Многие ра­ ботники были награждены ор­ денами и медалями Советского Союза. За досрочное выполнение плана семилетки и высокие показатели в работе большой морозильный траулер «Га* голь » был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Самой крупной победы ив промысле коллектив «Гоголя» добился в год движения «сто- тысячников». Включившись В это соревнование, моряки но только с честью ВЫПОЛНИ.!* свое обязательство, но и уста­ новили бассейновый рексод. Они добыли 122 тысячи цент­ неров рыбы и, что особенно важно, выработали из нее 80 тысяч центнеров пищевой про­ дукции. Такого количества про­ дукции не выпускал ни один промысловый траулер страны. Возглавляли экипаж в разное время года капитаны Алексей Егорович Глушков и Юрий Ни , колаевич Быстров. Начало текущей пятилетки характерно расширением ра­ диуса плавания кораблей. Еще в 1966 году большой моро эильный траулер «Жигулев ск» под командованием Федора Федоровича Ниэгнрева впер­ вые побывал в новых районах в Юго-Западной Атлантике. Там были открыты мощные смоя лени»' хека и нового объ­ екта лова для всего Северно­ го бассейна — бес ути. В промысловом варианте первыми пошли туда моряки промыслово - рефрижератор­ ного траулера «Павлово», ко­ торыми командовал Юрий Ва­ сильевич Макихин. Новые рай­ оны оказались богатыми. Эки­ паж работал там с большим успехом. Видное место в истории флота занимают дела коллек­ тива другого ПРТ—«Перемыш- ля». В 1968 году экипаж, руко­ водимый Николаем Кирилло­ вичем Елфимооым, взял обя­ зательного вьтовилгь за год 150 тысяч центнеров рыбы и выработать из нее 100 тысяч центнеров готовой продукции. Эта задача была успешно ре­ шена. Коллектив был удостоен Почетной грамоты Президиу­ ма" Верховного Совета РСФСР. И последние наиболее при­ мечательные вехи в истории тралового флота. В 1967 году коллектив был удостоен Па­ мятного Знамени ЦК КПСС, Президиума Верховного Сове­ та СССР» Совета Министров СССР и ВЦСПС, которое оста­ ется на вечное хранение. В ленинском юбилейном го­ ду, в канун 50*>летия флота, к этой награде прибавилась другая: Ленинска» юбилейная Почетная грамо«Вь Многие и многие имена и события. Они — сама история «старейшего предприятия рыб­ ной промышленное** страны — Мурманского тралового флота. * < В. СЕРГЕЕВ. ЗАБОТЫ «ГОНЧАРОВЦЕВ » N-- ттжжт г / 4 -... •; Мореходное училище, траулеры бортового траления, БМРТ такое путь второго помощника капитана Геннадия Прибылоеа. Т РУДОВЫМИ подарками встречают моряки наше* го судна День рыбака: досрочно на семь дней выпол­ нен план шести месяцев юби­ лейного года, на народный «тол дано почти 25 тысяч цент­ неров рыбы высокого качества. Этого успеха мы добились бла­ годаря упорной борьбе, кото­ рая разворачивалась в рейсах за высокое качество сдавае­ мой продукции, за увеличение темпов вылова рыбы и ее об­ работки. Коллектив стремился применить все свое умение и сноровку для выполнения при­ нятого обязательства — во втором рейсе закончить выпол­ нение полугодового задания. Нам удалось сдержать слово, оно не разошлось с делом. Достойными трудовыми по­ дарками встречала молодежь нашего судна и свой праздник — XVI съезд ВЛКСМ. Десятого июня на нашем корабле со­ стоялось открытое комсомоль­ ское собрание. Комсомольцы обсуждали решения съезда, поставили перед собой задачи: в совершенстве освоить произ­ водственные процессы, создать все условия для нормального отдыха моряков.как на берегу, так и в рейсе, выявлять недо> статки в производстве м в бы­ ту и устранять их, повышать свой общеобразовательный уровень, идейно-политической подготовкой развивать у ком­ сомольцев трудовую и общест­ венную активность. Воодушев­ ленные решениями съезда, комсомольцы и молодые мо­ ряки стали трудиться еще луч­ ше. Коллектив двадцатого ию­ ня, на десять суток раньше намеченного срока, завершил выполнение плане второго квартала. Хорошо трудятся все комсомольцы, но особенно хо­ чется отметить молодых рыба­ ков Соснина, Жеетенко, Боров- ко, Пахалкова. Очередные наши задачи: ак­ тивно включиться в подготов­ ку судна к его ремонту, без потерь и рекламаций сдать в порту всю рыбопродукцию. Рейс продолжался всего один месяц, а в трюмах нашего ко­ рабля 510 тонн полярной тре­ сочки, 43 тонны трески, 28 тонн филе, 59 тонн рыбной муки, 5900 банок консервов и 2,5 тонны медицинского жира. Многие склонны думать, что лов полярной тресочки — вро­ де увеселительной прогулки. На самом деле, чтобы ловить полярную тресочку, нужен большой опыт, нужна наход­ чивость, а главное — терпение. Мы вели лов этой рыбы у Но­ вой Земли. Полярная тресочка обладает большой подвижностью. Но не это главное. Иногда случалось так, что полярная тресочка стояла, как говорят, столбом ,или несколькими столбами и, чтобы наполнить ею трал, при­ ходилось ходить по таким «столбам» много раз, все вре­ мя менять глубину тралений. Но как бы там ни было, наши судоводители оказались на вы­ соте. Проявил свое мастерст­ во и старший мастер по добы­ че рыбы П. Н. Саковчук. Па­ лубная команда во главе е Этим старым и опытным моря­ ком быстро перевооружала, если в этом была необходи­ мость, трал, экономила время на его спусках и подъемах. С самой лучшей стороны по­ казали себя рыбообработчики, которые стремились дать как можно больше готовой про­ дукции. Сыграло свою роль социалистическое соревнова­ ние между вахтами, сменами. Каждая из них стремилась быть первой по начеству и скорости обработки рыбы. «Гончаровцып много раз до­ казывали, что они умеют бо­ роться за выполнение приня­ тых обязательств. Когда судно после четырехмесячного ре­ монта вновь выйдет на про­ мысел, мы еще раз докажем это выполнением годового и пятилетнего заданий. А сегодня предстоит' боль» шая работа, связанная с ре­ монтом. Надо, например, очи­ стить от горюче-смазочных ма­ териалов танки. Чтобы не было задержек а порту, наша ма­ шинная команда принялась за эту работу еще в рейсе. Зара­ нее подготовлены и своевре­ менно сданы типовые ремонт­ ные ведомости. Слово теперь за судоре­ монтниками. Хотелось бы уви­ деть внимательное отношение их к нашему кораблю. И эки­ пажу пожелание: приложить все силы к тому, чтобы ре­ монтная стоянка прошла как можно быстрее. Надо поста­ вить цель: ни единой недодел­ ки! Это обеспечит е дальней­ шем успешную работу на про­ мысле. Н. КАРАВАЕВ, технолог БМРТ-402 «Гонча­ ров».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz