Рыбный Мурман. 1970 г. Июль.
дившим кэ Мурманска мотобо том прибывали капитаны, штурманы, механики, кочегары, матросы. Приезжали и новые люди. Было кому, по крайней мере, взяться за ремонт судов и снаряжения». :Всего семнадцать тысяч центнеров рыбы выловили Эки пажи тех 12 РТ за оставшиеся месяцы 1920 года. Семна дцать... Сейчас траловый флот за сутки дает больше. А вот еще цифра. До революции вся рмбная промышленность Севе ра поставляла за год около ♦00 тысяч центнеров продук тов моря. Столько сегодня приходится на один большей морозильный траулер. От успеха к успеху шли трал- флотовцы. Все больше на рей д е растущего рыбного порта Появлялось рыбопромысловых судов. И не только замазанных Советским правительством у зарубежных фирм, но и сошед ших со стапелей отечественных верфей. На них промыслоеики флота ставили рекорды. «Значительных успехов в 1936 году — первом году ста хановских рейсов — добились.» суда отечественной постройки: «Коломна» выловила .37 тысяч центнеров рыбы, «Ворошилова — ; 36 тысяч, «Урал » — 33 ты сячи, «Ленинград» и «Спартак» •— по 32 тысячи. Эти траулеры стали вровень с лучшими им портными судами...» — писал старейший капитан флота Ф . Самков. Спустя два года корабли отечественного произ водства выступят застрельщи ками в борьбе за высокие уловы. Чуть ли не в три раза под нялась производительность промысла на флоте только эа пять лет! Но мирный труд со ветских людей прервала Вели кая Отечественна» войне» Тралфлотовцы вместе со всем народом встали на защиту'Со ветского Отечества. НАГРАДА ЭА ВОЙ, ЭА ТРУД.,» В комнате трудовой и бое вой славы тралового флота, что помещается е Доме меж дурейсового отдыха рыбаков, наряду с другими интересными экспонатами, выставлено Крас ное знамя Государственного Комитета Обороны, которое осталось на вечное хранение» Красное знамя — символ тру» дового героизма тралфлотов- цев, преодолевших огромные трудности работы в суровом боевом море; получили они его в 1943 году. Стоит вспомнить некоторые странички истории этих лет..» \ После 22 июня 1941 года я составе флота оставалось все го *7 траулеров, да и те нахо дились в ремонте. Их в сроч ном порядке вводили в экс плуатацию, вооружали и гото- . вили к промыслу. Экипажи на бирали из тех, кто остался в тылу. Как и везде, в их состав входили женщины. Работать в Баренцевом море было опасно. В Белом — ры бы не нашли, хотя с такой за дачей и выходили туда трауле ры «А бр ек » и «Ким». Ветераны флота И. Н. Демидов, О. Е. Кононов, В. С. Форощук, В. Н, Буряк предложили работать на старых банках, несмотря на то, что в этих местах кипели бои. И вот в Баренцево море о т - . правился первый отряд РТ, ко торый возглавил капитан-флаг ман Иван Николаевич Демидов» Моряки повили рыбу при пол ном затемнении судов. Раньше это мазалось невозможным. Но война диктовала свои зако ны, и промысловики тралового флота находили выход из лю бого положения. Два в прошлом рыбацких судна, ставших военными ко раблями,. «Туман» и «Пассат», повторили бессмертный по двиг русских моряков крейсера «Варяг». Они вели бой с не сколькими вражескими эсмин цами, отвергли предложения о капитуляции и выполнили свой воинский долг до конца. Ге рои погибли в открытом бою, не спустив военно-морского флага» Золотыми буквами в истории тралового флота записан по двиг экипажа СКР «Бриз», та ранивший фашистского под водного пирата» Никогда не забудет народ имена Героев Советского Сою за Анагголи* Бредова и Ивана ^ивко, отдавших свои жизни в борьбе с немецко-фашистски ми захватчиками. Флотскую закалку получил до войны ка рыболовных трау лерах ныне дважды Герой Со ветского Союза Александр Шабалин. годы и лю ди Сегодня, отмечая пятидеся тилетие тралового флота, надо вспомнить имена тех, кто отда вал ему все свои силы, пла мень сердца, кто ныне стал достойным преемником дел пионеров советского тралового промысла. Спиридон Петрович Леонть ев. 20-е годы. На его счету открытие Колгуевского про мыслового района, Северо-За падного склона Центрального района, Юго-Западного склона Гусиной банки. С. П. Леонтьев хорошо знал тралы разных систем, сам изобретал новые конструкции. По последней его модели был изготовлен трал, названный «тралом Леонтьева». В 23-м году Спиридон Пет рович предложил снабдить траулеры стрелами. Над его предложением смеялись, н е он не стал спорить, а ввел свое приспособление на траулере «Треска». Вскоре все увидели, что нововведение, облегчив труд моряков, ускорило спуск трала. С тех пор новшество стали внедрять на каждом суд- Капитан-поисковик Иван Ни колаевич Демидов. В 1937 го ду на поисковом траулере «Ус- оуриец» открыл на Централь ной возвышенности новую рыбную банку, названную его именем. Это богатейший про мысловый район, изобилующий треской и морским окунем. В 1939 году траловый флот за полтора месяца выловил на Демидовской банке полмилли- она центнеров рыбы. Андрей Петрович Новожи лов, капитан дальнего плава ния. В 1932 году первым ушел далеко на восток Баренцева моря, к острову Вайгач, где ни одно промысловое судно ни когда не ловило рыбу. Здесь он открыл новый район. В первые годы существова ния тралового флота сам вя зал сети и сшивал тралы. В 1936 году Андрей Петрович выл награжден орденом Тру дового Красного Знамени. Первый русский тралмейстер Федор Егорович Шамалуев. © нем в свое время сказал М. Н. Демидов: «Шамалуева я Отношу к первым людям тра лового флота». 1959 год. Опытнейший капч* тан, ныне Герой Социалистиче ского Труда Дмитрий Иванович Шайтанов по примеру Валенти- . ны Гагановой перешел с пере дового траулера на отстающий РТ «Поллуке». К ноябрю сле дующего года экипаж этого судна выполнил годовой план. По примеру Д. И. Шайтано- ва передовые опытные капи таны А. Я. Маклаков, С. М, Черное, А. В. Маленко и дру гие перешли на отстающие корабли и вывели их в передо вые. Б траловом флоте в начале 60-х годов родилось соревно вание за доставку с промысла как можно больше охлажден ного рыбного полуфабриката. К концу 1964 года удельный вес «свежья» от всей добытой рыбы составлял уже 70,9 про цента. 1965 год. Он знаменателен движением «стотысячкиков». Выловить эа год 100 тысяч центнеров рыбы обязались пер выми моряки большого моро зильного траулера «Добролю бов» во главе с капитаном ны не Героем Социалистического Труда Прокопием Прокопьеви чем Решетовым. почин добро- любовцев поддержали коллек тивы 18-ти БМРТ. Первым одержал победу инициатор соревнования. За 9 месяцев моряки добыли 110 тысяч центнеров рыбы и выра ботали из нее более 65 тысяч центнеров готовой продукции. Высоких показателей добился он и по экономике. Так, себе стоимость каждого центнера продукции была снижена на 9 рублей 26 копеек. В годы семилетки за выдаю щиеся успехи в развитии рыб ной промышленности Президи ум Верховного Совета СССР присвоил звание Ге|н>я Социа листического Труда лучшим промысловикам флота: П. И. Городилову, А. Я. Маклакову, В. А. Попову, П. Ф. Телову, Д. И. Шайтанову. Многие ра ботники были награждены ор денами и медалями Советского Союза. За досрочное выполнение плана семилетки и высокие показатели в работе большой морозильный траулер «Га* голь » был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Самой крупной победы ив промысле коллектив «Гоголя» добился в год движения «сто- тысячников». Включившись В это соревнование, моряки но только с честью ВЫПОЛНИ.!* свое обязательство, но и уста новили бассейновый рексод. Они добыли 122 тысячи цент неров рыбы и, что особенно важно, выработали из нее 80 тысяч центнеров пищевой про дукции. Такого количества про дукции не выпускал ни один промысловый траулер страны. Возглавляли экипаж в разное время года капитаны Алексей Егорович Глушков и Юрий Ни , колаевич Быстров. Начало текущей пятилетки характерно расширением ра диуса плавания кораблей. Еще в 1966 году большой моро эильный траулер «Жигулев ск» под командованием Федора Федоровича Ниэгнрева впер вые побывал в новых районах в Юго-Западной Атлантике. Там были открыты мощные смоя лени»' хека и нового объ екта лова для всего Северно го бассейна — бес ути. В промысловом варианте первыми пошли туда моряки промыслово - рефрижератор ного траулера «Павлово», ко торыми командовал Юрий Ва сильевич Макихин. Новые рай оны оказались богатыми. Эки паж работал там с большим успехом. Видное место в истории флота занимают дела коллек тива другого ПРТ—«Перемыш- ля». В 1968 году экипаж, руко водимый Николаем Кирилло вичем Елфимооым, взял обя зательного вьтовилгь за год 150 тысяч центнеров рыбы и выработать из нее 100 тысяч центнеров готовой продукции. Эта задача была успешно ре шена. Коллектив был удостоен Почетной грамоты Президиу ма" Верховного Совета РСФСР. И последние наиболее при мечательные вехи в истории тралового флота. В 1967 году коллектив был удостоен Па мятного Знамени ЦК КПСС, Президиума Верховного Сове та СССР» Совета Министров СССР и ВЦСПС, которое оста ется на вечное хранение. В ленинском юбилейном го ду, в канун 50*>летия флота, к этой награде прибавилась другая: Ленинска» юбилейная Почетная грамо«Вь Многие и многие имена и события. Они — сама история «старейшего предприятия рыб ной промышленное** страны — Мурманского тралового флота. * < В. СЕРГЕЕВ. ЗАБОТЫ «ГОНЧАРОВЦЕВ » N-- ттжжт г / 4 -... •; Мореходное училище, траулеры бортового траления, БМРТ такое путь второго помощника капитана Геннадия Прибылоеа. Т РУДОВЫМИ подарками встречают моряки наше* го судна День рыбака: досрочно на семь дней выпол нен план шести месяцев юби лейного года, на народный «тол дано почти 25 тысяч цент неров рыбы высокого качества. Этого успеха мы добились бла годаря упорной борьбе, кото рая разворачивалась в рейсах за высокое качество сдавае мой продукции, за увеличение темпов вылова рыбы и ее об работки. Коллектив стремился применить все свое умение и сноровку для выполнения при нятого обязательства — во втором рейсе закончить выпол нение полугодового задания. Нам удалось сдержать слово, оно не разошлось с делом. Достойными трудовыми по дарками встречала молодежь нашего судна и свой праздник — XVI съезд ВЛКСМ. Десятого июня на нашем корабле со стоялось открытое комсомоль ское собрание. Комсомольцы обсуждали решения съезда, поставили перед собой задачи: в совершенстве освоить произ водственные процессы, создать все условия для нормального отдыха моряков.как на берегу, так и в рейсе, выявлять недо> статки в производстве м в бы ту и устранять их, повышать свой общеобразовательный уровень, идейно-политической подготовкой развивать у ком сомольцев трудовую и общест венную активность. Воодушев ленные решениями съезда, комсомольцы и молодые мо ряки стали трудиться еще луч ше. Коллектив двадцатого ию ня, на десять суток раньше намеченного срока, завершил выполнение плане второго квартала. Хорошо трудятся все комсомольцы, но особенно хо чется отметить молодых рыба ков Соснина, Жеетенко, Боров- ко, Пахалкова. Очередные наши задачи: ак тивно включиться в подготов ку судна к его ремонту, без потерь и рекламаций сдать в порту всю рыбопродукцию. Рейс продолжался всего один месяц, а в трюмах нашего ко рабля 510 тонн полярной тре сочки, 43 тонны трески, 28 тонн филе, 59 тонн рыбной муки, 5900 банок консервов и 2,5 тонны медицинского жира. Многие склонны думать, что лов полярной тресочки — вро де увеселительной прогулки. На самом деле, чтобы ловить полярную тресочку, нужен большой опыт, нужна наход чивость, а главное — терпение. Мы вели лов этой рыбы у Но вой Земли. Полярная тресочка обладает большой подвижностью. Но не это главное. Иногда случалось так, что полярная тресочка стояла, как говорят, столбом ,или несколькими столбами и, чтобы наполнить ею трал, при ходилось ходить по таким «столбам» много раз, все вре мя менять глубину тралений. Но как бы там ни было, наши судоводители оказались на вы соте. Проявил свое мастерст во и старший мастер по добы че рыбы П. Н. Саковчук. Па лубная команда во главе е Этим старым и опытным моря ком быстро перевооружала, если в этом была необходи мость, трал, экономила время на его спусках и подъемах. С самой лучшей стороны по казали себя рыбообработчики, которые стремились дать как можно больше готовой про дукции. Сыграло свою роль социалистическое соревнова ние между вахтами, сменами. Каждая из них стремилась быть первой по начеству и скорости обработки рыбы. «Гончаровцып много раз до казывали, что они умеют бо роться за выполнение приня тых обязательств. Когда судно после четырехмесячного ре монта вновь выйдет на про мысел, мы еще раз докажем это выполнением годового и пятилетнего заданий. А сегодня предстоит' боль» шая работа, связанная с ре монтом. Надо, например, очи стить от горюче-смазочных ма териалов танки. Чтобы не было задержек а порту, наша ма шинная команда принялась за эту работу еще в рейсе. Зара нее подготовлены и своевре менно сданы типовые ремонт ные ведомости. Слово теперь за судоре монтниками. Хотелось бы уви деть внимательное отношение их к нашему кораблю. И эки пажу пожелание: приложить все силы к тому, чтобы ре монтная стоянка прошла как можно быстрее. Надо поста вить цель: ни единой недодел ки! Это обеспечит е дальней шем успешную работу на про мысле. Н. КАРАВАЕВ, технолог БМРТ-402 «Гонча ров».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz