Рыбный Мурман. 1970 г. Июль.
В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА Многие экипажи судов сель* дздого флота подготовили и своему рыбацкому празднику трудовые подарки. Моряки пяти кораблей выполнил* го довое задание, • 37 коллекти вов справились с планом пв- тмлетки. В честь Дня рыбака лучшие промысловики, работники от делов ф л о т поощрены при казом начальника управления. Среди них моторист СРТ-17 A. 1. Арбузов, матрос 8МГГ- 457 В. Н. Полюдов, мастер по обреботие рыбы СРТ-4145 И. Н. Боровинский, капитан РС-5282 К. Г. Кузнецов, мастер по до быче СРТ-4224 Р. Д. Милорава и многие другие.^ Коллектив Мурманского ор дена Ленина морского рыбно го порте встречает День ры бака успехами в труде. Сверх плана первого полугодие пе реработано 102 тысячи тонн различных грузов. Особенно отличились в со ревновании бригады, руково димые тт. Рябушкииой Н. П., Коптяевым В. ®., Каштаевым B. В., Немчиновым А. В. К 5 0 ЛЕпао Мурманского I делить в распоряжение про мысловиков Мурмана бывший военный порт, обязывДл выс шие органы рассматривать и удовлетворять все •требования Главрыбы в первую очередь, после военных заказов. Ильич подписал специальный денрет О создании плавучего морско го института. И вот нашему траловому флоту — 50 лет- Не толь ко в Баренцево море >9* длт «уда тралового флота СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ОЧЕВИДЦЫ ПОПРАВКИ К КНИГЕ О НА уже стала редкостной, эта книге «На траулерах в Баренцевом море я, вы пущенная в t946 году. Книга — живая история Мурманского тралового флота, умная и ис кренняя. Издавалась она н 25- летию флота. Вспомним, как он начинался. 1920 год. В марте Красная Армия и восставшие рабочие освободили Кольский полуост ров от белогвардейцев и ин тервентов. Убралась всякая не чисть и из Архангельска. Там находились 12 тральщиков, ко торые и были переданы про мысловикам. Эти 1 маленькие корабли являлись ядром фло та. Вот они — все из «рыбац кой династии»: Т-25 «Сайда», Т-24 «Треска», Т-37 «Окунь», Т-28 «Камбала», Т-30 «Лучим- скийя — исключение иэ назва ний* Т-32 «Кумжа», Т-35 «Пик ша», Т-37 «Палтус», Т-39 «Зу батка», Т-40 «Скат», Т-42 «Пи нагор»» Т-29 «Навага». Первым иэ группы 29 июня вышел на промысел «Лучин- ский» под командованием ка питана М. А. Викмана. Эта да та и считается началом совет ского тралового промькла. • Совет Труда и Обороны не однократно на заседаниях об суждал вопросы о нуждах мурманских рыбаков. В своих постановлениях, подписанных лично Владимиром Ильичам Лениным, СТО предписывал от еки «обжили» все районы -Се верной и Южиой Атлантики. Недавно американский жур нал «Фишер Мэн» писал: «Су де советского рыбопромысло вого флоте появились почти во всех районах Мирового океана. Эмблема «Серп и Молотя ста ла обычным зрелищем для американских и канадских ры баков обоих побережий Се верной Америки. Советский рыбопромысловый флот представляет собой мощ ный флот как по размерам, так и по количеству судов. Входящие в его состав . суда, кем правило, новые, современ ные и высокой производитель ности». А как было пятьдесят, сорок, тридцать лет назад? : вначале слово ветерану рыб* ной промышленности, рыбац» ному Колумбу, открывшему богатейший район, названный его именем, бывшему капита ну тралового флота Степану Дмитриевичу Копытову. Степан Дмитриевич провел па палубах морских судов со* рои лет. Познал заботы коке, матросе, штурмана, многие го ды возглавлял экипажи про* мысловых судов. Ходил до ре волюции на частых коммерче ских пароходах, а поелi 20-го года стал одним из первых ка питанов рыбопромыслового флота. Его воспоминания относятся я моменту, когда в Архангель ске и Мурманске -окончатель но и навсегда была усыновле на Советская власть. «...С чего начать, мы не зна ли. Никаких вспомогательных материалов у нас не было. Не было даже промысловых карт» Между тем, мы отлично пони мали, что ждать у мори пого ды не приходится. Ведь те перь все мы — члены единого--' коллектива, сами хозяева трау леров, и наша обязанность: каи можно скорее поставить их на службу народа. Вскоре на траулеры, кото* рые в зимнее время обслужи* вались небольшим количеств вом людей — по 6 —8 человек, — начала съезжаться основ ная команда. С каждым прихо- А . И. СТРЕЛЬБИЦКИЙ, Фото 50-х годов. ТРАУЛЕРА «КИРОВ» ученых, умело использовал изменения в промысло вой обстановке. Новый капитан служил для моряков и примером аккуратности, честности, вежливости. Флотская подтянутость и даже некоторое франтовство в нем удачно сочетались е веселостью и простотой. Команда его любила, уважала и в то же время беспрекословно подчинялась. В конце 1938 года комсомолец Андрей Стрель- - бицкий был принят в партию, а весной 1939 года *? ®елик0" Отечественной воине протий ‘немецко- ему выпала великая честь — от имени рыбаков Фашистских захватчиков. В боях за -нашу Совету скую Родину экипаж корабля 200 cytoK провел it дозоре, 100 суток в тральных операциях, учас-товал в 15 конвойных операциях, уничтожил 20 мин, не* однократно отражал атаки вражеской авиаций». Все члены экипажа, в том числе и Николай Платонов, о котором мы упоминали вначале, были награждены орденами и медалями. Капитан К. Л. лали 2440 тысяч пентнегюв пыбы — в 143 саза Бурков’ сменивший А. И. Стрельбйцкого, был удо- дали Z44U тысяч центнеров рыоы в раза стоен ордена Красного Знамени, ордена Отечеств оолыпе. венной войны 1 степени, двух орденов Красной в этом трудном походе матросы Maxoa _ ' i «3 ? Другой случай произошел в декабре 1944 года. ТЩ-38 вместе с другим та ким же кораблем получил задание обес печить охрану перехода Транспортов «Камаз и «Революция». Погода была, как говорят, свежей, на море дуй •8-балльный ветер, » тут случилось не» предвиденное — у Лицких ©стропов на транспорте «Революция» отказала ма* Шина. Конвой разделился — «ТЩ-38* остался охранять дрейфующую «Ревси люцию». И вот тут-то появилась пиратская под водная лодка. Фашисты потопили беззащитный транспорт и начали охоту за «ТЩ-38». ^ГралыциМ принял бой. Артиллерийская дуэль; >ь ваЫончилась тем, что фашисты бежали с поля бидоь^г, В память о боевых делах в годы войны в кают- компании «Кирова» была установлена мемориаль ная доска с надписью: , «В составе Северного флота активно участвовал Мурмана приветствовать X V I I I съезд ВКП(б). «Трудящиеся рыбного Мурмана, — говорил он в трибуны съезда, — с чувством ааконной гордости могут сказать, что они добились заметных резуль татов в освоении Баренцева моря. В 1920 году трау леры, работавшие на Мурмане, вылавливали всего 17 тысяч центнеров, а в 1938 году рыбаки Мурмана (Окончание. Нач. в №№ 78—80). В 24 года Андрей Иосифович • стал капитаном «Семги». Правда, его еще раньше хотели послать капитаном на Р Т «Засольщик», но он отговорился: «Лучше старшим штурманом, но на «Семге». Я люблю этот корабль». И вот А. И. Стрельбицкий стал капитаном «Ки рова». Как-то поведет себя молодой капитан на этом прославленном корабле, сумеет ли? Первый рейс — и Стрельбицкий понимал это — был проверкой его качеств как судоводителя, про мысловика и командира. И он сдал этот ответствен ный экзамен на «отлично». Команда приняла ново го капитана, поверила ему. Траулер «Киров» не снизил темпов, стахановские рейсы стали обычным делом. Производственные показатели корабля все время улучшались. Вот не сколько цифр. При нормативе плавания 265 суток в род «Ки ров» в 1937 году находился в море 291 сутки, в 1938 году — 308 суток. Междурейсовые стоянки были сокращены с пяти до трех с половиной суток. Уве личилось время чистого траления.. Итог: в 1937 го ду РТ-29 добыл 61 тысячу центнеров рыбы, в 1938 году — 62 тысячи. Такого улова не имел ни один рыболовный трау лер мира. А. И. Стрельбицкий не только закрепил опыт своего предшественника, но и обогатил его. Он обновил навигационные приборы, стал приме нять эхолот, не раз перевооружал трал. Стрель-. бицкий внимательно прислушивался к советам За годы двух пятилеток траловая флотилия Мурмана выросла в 3.5 раза. Моряки тралового флота в шесть раз увеличили добычу рыбы, по сравнению с десятилетием: с 1917 по 1927 год. За время между X V I I и X V I I I съездами партии добыча тралового флота «Мурманрыбы» выросла на 280 процентов». В заключение А . И. Стрельбицкий сказал: «Мы заверяем съезд, что рыбаки Мурмана в любую ми нуту по первому зову партии готовы превратить Звезды и медалей. После окончания войны, поздней осенью 1946 года, когда «ТЩ -38» был переоборудован и снова; стал «Кировым», капитан К. Л. -Бурков- повел его в промысловые рейсы. И сразу же на «Кирове» стали возрождаться довоенные трудовые традиции» В 1947 году РТ-29 сделал 16 промысловых рей сов и, находясь в море в общей слойснбётй^ 309 су ток, выловил 60 тысяч центнеров рыбы -— больше всех на флоте. Таким образом, - и в послевоенные наши суда в боевые корабли и вместе с боевым- .годы «Киров» продолжал идти в числе Лучших су флотом разгромить врагов, которые попытанртся де® Мурмана. Этим кораблем вправе гордиться посягнуть на наше- Баренцево море и советские весь траловый флот. «Киров» был кузницей перво» границы». i классных кадров и не только для тралового флота, . И это были не просто слова. Эту клятву моряки но и. для других флотов страны. Он был одним из «Кирова» сдержали в тяжелые годы Великой ©те- инициаторов стахановского движения среди рыба- чественной воины. Летом 1941 года РТ-29 влился ков. Здесь получили путевку в жизнь многие нов- в состав Северного военно-морского флота -и, ;как • шеСтва промысловой работы. полагается, принял боевое название — ТЩ-38.- Он участвовал в конвоях, высаживал десанты, перево зил раненых и. грузы, совершил немало славных подвигов. ‘ . . ; г Летом' 1942 года гитлеровское, .командование в ' северных морях провело большую военно-морскую операцию под названием «Ход конем». Фашистские военные корабли встретили ft разгромили крупный караван судов, шедших с грузами для Советского Союза. Часть транспортов погибла, другая часть, В 1965 году РТ-29 отслужил свой эксплуатаци онный срок и был отведен иэ порта на площадку, где старые суда разрезают на металлолом. Началь-; ник тралового флота В. Закурдаев поддержал вы сказанную кем-то идею — устроить торжественные проводы кораблю-ветерану. Траулер* •<вел> в свое последнее плавание, к Угольной базе, с почетным эскортом гюртовых буксиров, в сопровождении РТ-62 «Кола», последнего своего ровесника, остав шегося в рабочем строю в качестве «водолея». И подверженная панике, затерялась в просторах Ба- пока маленький караван судов-ветеранов совершал ренцева моря. Были посланы корабли, чтобы найти союзников, помочь им и, охраняя, доставить в порт. Моряки ТЩ-38 под командованием капитан- лейтенанта А. И. Стрельбйцкого действовали в этой операции отлично. Они нашли в районе Новой Земли 4 американских транспорта, оказали им по- почетный круг на акватории порта, все корабли» стоявшие у причалов к на рейде, длинными гудка ми провожали своего старого прославленного со брата. ' “ ь Трудовые дела и вся долгая жизнь РТ-29 «Ки ров» принадлежит к одной из ярких страниц иеми мощь и отконвоировали до берега. Поистине герои- рии Мурманского тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz