Рыбный Мурман. 1970 г. Июль.

В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА Многие экипажи судов сель* дздого флота подготовили и своему рыбацкому празднику трудовые подарки. Моряки пяти кораблей выполнил* го­ довое задание, • 37 коллекти­ вов справились с планом пв- тмлетки. В честь Дня рыбака лучшие промысловики, работники от­ делов ф л о т поощрены при­ казом начальника управления. Среди них моторист СРТ-17 A. 1. Арбузов, матрос 8МГГ- 457 В. Н. Полюдов, мастер по обреботие рыбы СРТ-4145 И. Н. Боровинский, капитан РС-5282 К. Г. Кузнецов, мастер по до­ быче СРТ-4224 Р. Д. Милорава и многие другие.^ Коллектив Мурманского ор­ дена Ленина морского рыбно­ го порте встречает День ры­ бака успехами в труде. Сверх плана первого полугодие пе­ реработано 102 тысячи тонн различных грузов. Особенно отличились в со­ ревновании бригады, руково­ димые тт. Рябушкииой Н. П., Коптяевым В. ®., Каштаевым B. В., Немчиновым А. В. К 5 0 ЛЕпао Мурманского I делить в распоряжение про­ мысловиков Мурмана бывший военный порт, обязывДл выс­ шие органы рассматривать и удовлетворять все •требования Главрыбы в первую очередь, после военных заказов. Ильич подписал специальный денрет О создании плавучего морско­ го института. И вот нашему траловому флоту — 50 лет- Не толь­ ко в Баренцево море >9* длт «уда тралового флота СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ОЧЕВИДЦЫ ПОПРАВКИ К КНИГЕ О НА уже стала редкостной, эта книге «На траулерах в Баренцевом море я, вы­ пущенная в t946 году. Книга — живая история Мурманского тралового флота, умная и ис­ кренняя. Издавалась она н 25- летию флота. Вспомним, как он начинался. 1920 год. В марте Красная Армия и восставшие рабочие освободили Кольский полуост­ ров от белогвардейцев и ин­ тервентов. Убралась всякая не­ чисть и из Архангельска. Там находились 12 тральщиков, ко­ торые и были переданы про­ мысловикам. Эти 1 маленькие корабли являлись ядром фло­ та. Вот они — все из «рыбац­ кой династии»: Т-25 «Сайда», Т-24 «Треска», Т-37 «Окунь», Т-28 «Камбала», Т-30 «Лучим- скийя — исключение иэ назва­ ний* Т-32 «Кумжа», Т-35 «Пик­ ша», Т-37 «Палтус», Т-39 «Зу­ батка», Т-40 «Скат», Т-42 «Пи­ нагор»» Т-29 «Навага». Первым иэ группы 29 июня вышел на промысел «Лучин- ский» под командованием ка­ питана М. А. Викмана. Эта да­ та и считается началом совет­ ского тралового промькла. • Совет Труда и Обороны не­ однократно на заседаниях об­ суждал вопросы о нуждах мурманских рыбаков. В своих постановлениях, подписанных лично Владимиром Ильичам Лениным, СТО предписывал от­ еки «обжили» все районы -Се­ верной и Южиой Атлантики. Недавно американский жур­ нал «Фишер Мэн» писал: «Су­ де советского рыбопромысло­ вого флоте появились почти во всех районах Мирового океана. Эмблема «Серп и Молотя ста­ ла обычным зрелищем для американских и канадских ры­ баков обоих побережий Се­ верной Америки. Советский рыбопромысловый флот представляет собой мощ­ ный флот как по размерам, так и по количеству судов. Входящие в его состав . суда, кем правило, новые, современ­ ные и высокой производитель­ ности». А как было пятьдесят, сорок, тридцать лет назад? : вначале слово ветерану рыб* ной промышленности, рыбац» ному Колумбу, открывшему богатейший район, названный его именем, бывшему капита­ ну тралового флота Степану Дмитриевичу Копытову. Степан Дмитриевич провел па палубах морских судов со* рои лет. Познал заботы коке, матросе, штурмана, многие го­ ды возглавлял экипажи про* мысловых судов. Ходил до ре­ волюции на частых коммерче­ ских пароходах, а поелi 20-го года стал одним из первых ка­ питанов рыбопромыслового флота. Его воспоминания относятся я моменту, когда в Архангель­ ске и Мурманске -окончатель­ но и навсегда была усыновле­ на Советская власть. «...С чего начать, мы не зна­ ли. Никаких вспомогательных материалов у нас не было. Не было даже промысловых карт» Между тем, мы отлично пони­ мали, что ждать у мори пого­ ды не приходится. Ведь те­ перь все мы — члены единого--' коллектива, сами хозяева трау­ леров, и наша обязанность: каи можно скорее поставить их на службу народа. Вскоре на траулеры, кото* рые в зимнее время обслужи* вались небольшим количеств вом людей — по 6 —8 человек, — начала съезжаться основ­ ная команда. С каждым прихо- А . И. СТРЕЛЬБИЦКИЙ, Фото 50-х годов. ТРАУЛЕРА «КИРОВ» ученых, умело использовал изменения в промысло­ вой обстановке. Новый капитан служил для моряков и примером аккуратности, честности, вежливости. Флотская подтянутость и даже некоторое франтовство в нем удачно сочетались е веселостью и простотой. Команда его любила, уважала и в то же время беспрекословно подчинялась. В конце 1938 года комсомолец Андрей Стрель- - бицкий был принят в партию, а весной 1939 года *? ®елик0" Отечественной воине протий ‘немецко- ему выпала великая честь — от имени рыбаков Фашистских захватчиков. В боях за -нашу Совету скую Родину экипаж корабля 200 cytoK провел it дозоре, 100 суток в тральных операциях, учас-товал в 15 конвойных операциях, уничтожил 20 мин, не* однократно отражал атаки вражеской авиаций». Все члены экипажа, в том числе и Николай Платонов, о котором мы упоминали вначале, были награждены орденами и медалями. Капитан К. Л. лали 2440 тысяч пентнегюв пыбы — в 143 саза Бурков’ сменивший А. И. Стрельбйцкого, был удо- дали Z44U тысяч центнеров рыоы в раза стоен ордена Красного Знамени, ордена Отечеств оолыпе. венной войны 1 степени, двух орденов Красной в этом трудном походе матросы Maxoa _ ' i «3 ? Другой случай произошел в декабре 1944 года. ТЩ-38 вместе с другим та­ ким же кораблем получил задание обес­ печить охрану перехода Транспортов «Камаз и «Революция». Погода была, как говорят, свежей, на море дуй •8-балльный ветер, » тут случилось не» предвиденное — у Лицких ©стропов на транспорте «Революция» отказала ма* Шина. Конвой разделился — «ТЩ-38* остался охранять дрейфующую «Ревси люцию». И вот тут-то появилась пиратская под­ водная лодка. Фашисты потопили беззащитный транспорт и начали охоту за «ТЩ-38». ^ГралыциМ принял бой. Артиллерийская дуэль; >ь ваЫончилась тем, что фашисты бежали с поля бидоь^г, В память о боевых делах в годы войны в кают- компании «Кирова» была установлена мемориаль­ ная доска с надписью: , «В составе Северного флота активно участвовал Мурмана приветствовать X V I I I съезд ВКП(б). «Трудящиеся рыбного Мурмана, — говорил он в трибуны съезда, — с чувством ааконной гордости могут сказать, что они добились заметных резуль­ татов в освоении Баренцева моря. В 1920 году трау­ леры, работавшие на Мурмане, вылавливали всего 17 тысяч центнеров, а в 1938 году рыбаки Мурмана (Окончание. Нач. в №№ 78—80). В 24 года Андрей Иосифович • стал капитаном «Семги». Правда, его еще раньше хотели послать капитаном на Р Т «Засольщик», но он отговорился: «Лучше старшим штурманом, но на «Семге». Я люблю этот корабль». И вот А. И. Стрельбицкий стал капитаном «Ки ­ рова». Как-то поведет себя молодой капитан на этом прославленном корабле, сумеет ли? Первый рейс — и Стрельбицкий понимал это — был проверкой его качеств как судоводителя, про­ мысловика и командира. И он сдал этот ответствен­ ный экзамен на «отлично». Команда приняла ново­ го капитана, поверила ему. Траулер «Киров» не снизил темпов, стахановские рейсы стали обычным делом. Производственные показатели корабля все время улучшались. Вот не­ сколько цифр. При нормативе плавания 265 суток в род «Ки ­ ров» в 1937 году находился в море 291 сутки, в 1938 году — 308 суток. Междурейсовые стоянки были сокращены с пяти до трех с половиной суток. Уве­ личилось время чистого траления.. Итог: в 1937 го­ ду РТ-29 добыл 61 тысячу центнеров рыбы, в 1938 году — 62 тысячи. Такого улова не имел ни один рыболовный трау­ лер мира. А. И. Стрельбицкий не только закрепил опыт своего предшественника, но и обогатил его. Он обновил навигационные приборы, стал приме­ нять эхолот, не раз перевооружал трал. Стрель-. бицкий внимательно прислушивался к советам За годы двух пятилеток траловая флотилия Мурмана выросла в 3.5 раза. Моряки тралового флота в шесть раз увеличили добычу рыбы, по сравнению с десятилетием: с 1917 по 1927 год. За время между X V I I и X V I I I съездами партии добыча тралового флота «Мурманрыбы» выросла на 280 процентов». В заключение А . И. Стрельбицкий сказал: «Мы заверяем съезд, что рыбаки Мурмана в любую ми­ нуту по первому зову партии готовы превратить Звезды и медалей. После окончания войны, поздней осенью 1946 года, когда «ТЩ -38» был переоборудован и снова; стал «Кировым», капитан К. Л. -Бурков- повел его в промысловые рейсы. И сразу же на «Кирове» стали возрождаться довоенные трудовые традиции» В 1947 году РТ-29 сделал 16 промысловых рей­ сов и, находясь в море в общей слойснбётй^ 309 су­ ток, выловил 60 тысяч центнеров рыбы -— больше всех на флоте. Таким образом, - и в послевоенные наши суда в боевые корабли и вместе с боевым- .годы «Киров» продолжал идти в числе Лучших су флотом разгромить врагов, которые попытанртся де® Мурмана. Этим кораблем вправе гордиться посягнуть на наше- Баренцево море и советские весь траловый флот. «Киров» был кузницей перво» границы». i классных кадров и не только для тралового флота, . И это были не просто слова. Эту клятву моряки но и. для других флотов страны. Он был одним из «Кирова» сдержали в тяжелые годы Великой ©те- инициаторов стахановского движения среди рыба- чественной воины. Летом 1941 года РТ-29 влился ков. Здесь получили путевку в жизнь многие нов- в состав Северного военно-морского флота -и, ;как • шеСтва промысловой работы. полагается, принял боевое название — ТЩ-38.- Он участвовал в конвоях, высаживал десанты, перево­ зил раненых и. грузы, совершил немало славных подвигов. ‘ . . ; г Летом' 1942 года гитлеровское, .командование в ' северных морях провело большую военно-морскую операцию под названием «Ход конем». Фашистские военные корабли встретили ft разгромили крупный караван судов, шедших с грузами для Советского Союза. Часть транспортов погибла, другая часть, В 1965 году РТ-29 отслужил свой эксплуатаци­ онный срок и был отведен иэ порта на площадку, где старые суда разрезают на металлолом. Началь-; ник тралового флота В. Закурдаев поддержал вы­ сказанную кем-то идею — устроить торжественные проводы кораблю-ветерану. Траулер* •<вел> в свое последнее плавание, к Угольной базе, с почетным эскортом гюртовых буксиров, в сопровождении РТ-62 «Кола», последнего своего ровесника, остав­ шегося в рабочем строю в качестве «водолея». И подверженная панике, затерялась в просторах Ба- пока маленький караван судов-ветеранов совершал ренцева моря. Были посланы корабли, чтобы найти союзников, помочь им и, охраняя, доставить в порт. Моряки ТЩ-38 под командованием капитан- лейтенанта А. И. Стрельбйцкого действовали в этой операции отлично. Они нашли в районе Новой Земли 4 американских транспорта, оказали им по- почетный круг на акватории порта, все корабли» стоявшие у причалов к на рейде, длинными гудка­ ми провожали своего старого прославленного со­ брата. ' “ ь Трудовые дела и вся долгая жизнь РТ-29 «Ки ­ ров» принадлежит к одной из ярких страниц иеми мощь и отконвоировали до берега. Поистине герои- рии Мурманского тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz