Рыбный Мурман. 1970 г. Июль.

КОШЕЛЬКОМ и К БЕРЕГАМ АФРИКИ ( Окончание . Нач. на 1-й стр.). теорологическими условиями и поэтому постоянно практиковали хранение улоза в неводе. В тече­ ние двух суток рыба не теряла качества. В рейсе постоянно облавлива­ ли косяки, состоявшие из сарди­ неллы, ставриды, скумбрии и не­ значительного прилова. Рассорти- ровной улова по породам зани­ мались моряки плавбазы, пуская рыбу на заморозку. Из-за отсутствия опыта работы в Центрально-Восточной Атланти­ ке очень долго решался вопрос посола улова. Основным тормо­ зом явились климатические усло­ вия района. Практически улов бо­ л е е 30 тонн солить на СРТ-р не­ возможно, так как качество ры­ бы в подсушенном неводе сохра­ няется не более 7— 8 часов. По этой причине были случаи сдачи соленой рыбы на технические це­ ди. Невозможность поддержания низкой температуры в трюмах средних рыболовных траулеров и нереальные расценки на соленую рыбу также сдерживали посол. Однако на основании опыта это­ го рейса можно сделать ‘Заклю­ чение о возможности посола не­ разделенной сардинеллы и став­ риды на судах-ло-вцах при уловах до 20— 30 тонн с последующей быстрой сдачей не ПР. Солить не­ разделенную скумбрию нельзя, Это подтвердила практика рабо­ ты на Джорджес-банке и в сегод­ няшних районах Центрально-Вос- точной Атлантики. Отсутствие на промысле опыт­ ного технолога-наставника отри­ цательно сказалось на быстром и •кардинальном решении вопроса обработки рыбы. Что можно сказать об органи­ зации промысла в новом районе! — Кошельковый лов в Цент­ рально-Восточной Атлантике на­ чался в конце 1969 года. Вслед за рыбаками «Запрыбыя сюда в январе прибыли и мурманские кошельковшгты. Вначале работа у наших экипажей не ладилась, что объяснялось незнанйем рай­ она и поведения объекта лова, а также отсутствием опыта кошель­ кового промысла у большинства моряков. Частые намотки на винт, стягивание судна в невод при ко- шельковании — результат неопыт­ ности команд, р о этой причийе на СРТ-р-723 при первом же за­ мете полностью изорвали невод. Начиная с 15 февраля, наша группа стала работать хорошо, ежесуточно перевыполняя зада­ ние. С этого момента вылов на сутки был больше, чем на судах «Запрыбы». Однако по выпуску пищевой продукции они имели результаты лучше. Это им удава­ лась за счет хорошей обеспечен­ ности плавбазами. Так, в марте 9 судов обслуживали два производ­ ственных рефрижератора, два РТМ, а также эпизодически не­ сколько СРТ-м. В то же время на­ ших 6 кораблей обрабатывал только ПР «Профессор Баранов». Для оказания помощи в освое­ нии промысла практиковали пере­ ход опытных капитанов, акустика на отстающие суда. Так, капитан тов. Лишневский пересаживался на РТ-203, акустик тов. Самар­ ский — на СРТ-р-723, на всех су­ дах неоднократно пришлось по­ бывать мне. Для оперативного руководства в течение суток че­ рез два часа проводили советы капитанов, а также была постоян­ но открыта связь по УКВ «Ака­ ция» и «Корабль». Следует отметить здоровую ат­ мосферу, правильное взаимопо­ нимание и дружную работу эки­ пажей нашей группы судов. Ка­ питаны всегда безоговорочно шли на помощь судну, оказавше­ муся в трудном положении пр* работе с неводом или в пролове. Из-за отсутствия опыта обра­ ботки рыбы часто возникали спорные вопросы между экипа­ жами промысловых кораблей и плавбазой, которые решали по- деловому и оперативно. Неодно­ кратно проводились советы по во­ просам улучшения обслуживания добытчиков, на них говорилось и о недостатках. На партийном соб­ рании, состоявшемся на борту ПР «Профессор Баранов» с учас­ тием капитанов, парторгов, аку­ стиков, мастеров по обработке с промысловых судов, был решен вопрос об увеличении выпуска пищевой продукции. Это положи­ тельно сказалось на результатах промысла. РТ тралового флота сработапи значительно хуже СРТ-р «Мур- мансельди». Основная причина —> недостаток опыта работы у моря­ ков с кошельковым неводом. Хо­ тя возможности на кошельковом лове у РТ больше, чем у СРТ-р. Во-первых, они. имеют значитель­ но большую скорость хода, что позволяет оперативно менять район и своевременно сделать замет. Более - мощная лебедка обеспечивает быстрое кошелько- вание, а это очень важно при об­ лове подвижных косяков. Есть и другие преимущества. На РТ чис­ ленность экипажа большая, более свободна палуба. При таких усло­ виях можно организовать промы­ сел на две вахты. При хорошей организации работы процесс от начала выметки до конца выбор­ ки невода на РТ составляет 1 час 20 минут, а на СРТ-р— 1 час 40 ми­ нут. Это важно в случае пустого заме га. На мой взгляд, целесообразно создать из РТ, переоборудован­ ных под кошельковый лоэ, от­ дельный промысловый отряд, укомплектовать экипажи опытны­ ми постоянными кадрами и на­ ставниками. Какие можно сделать выводы и дать рекомендации по организа­ ции более эффективного промыс­ ла в Центрально-Восточной Ат­ лантике! — Во-первых, надо отметить, что кошельковый промысел рыбы в этом районе рыбаками Север­ ного бассейна освоен. Вести его можно круглогодично. А большой эффект можно получить при ус­ ловии использования подменных команд. Так строят свою работу промысловики Черноморского бассейна. Два раза в неделю из Москвы в Дакар ходит пассажир­ ский самолет. На нем они достав­ ляют подменную команду, кото­ рая принимает судно, производит а течение двух недель необходи­ мый ремонт и продолжает про­ мысел. Судно находится на лову полностью регистровый срок — год. В главке «Севрыба» при заслу­ шивании отчета с прошедшей экспедиции положительно решен вопрос о том, чтобы в район* промысла в Центрально-Восточ­ ной Атлантике постоянно нахо* дился буксирный пароход. Он бу­ дет оказывать всестороннюю по­ мощь корабпям-ловцам. При работе в тропиках подвод­ ная часть судов сильно обрастает. Это, естественно, сказывается на скорости хода. К концу рейса суна снижается примерно на два узла и переход с места лова в порт увеличивается на пять-семь суток. Кроме того, от этого теряется время и при перебежках из рай­ она в район, при поиске. В порту такому траулеру необходима по­ становка в док. Если этого не бу­ дет сделано, * тогда переход на промысел также займет пять-семь лишних суток. Одним словом, по­ тери времени от обрастания под­ водной части судов очень боль­ шие. В рейсе моряки СРТ-р-705 за­ казывали на производственном рефрижераторе «Профессор Ба­ ранов» обыкновенные ошкрябки, получали их, затем судно стано­ вилось на якорь, делалось мак­ симально возможное кренование и вручную очищали подводную часть. Опыт удался, хотя работе мешала погода. Таким образом была очищена примерно полови­ на корпуса. Но это частичный выход. Для более полного решения пробле­ мы главк «Севрыба» намерен ис­ пользовать опыт рыбаков других флотов. Они производят чиетку подводной части судна в каком- либо иностранном порту, исполь­ зуя специальные машинки. Если будет необходимость, такие? ма­ шинки появятся в Северном бас­ сейне. Для промысла в Центрально- Восточной Атлантике на СРТ-р не­ обходимо иметь шлюпку-ледянку с подвесным мотором. Этот во­ прос решен положительно. Такие шлюпки будут поставляться нор­ вежской • фирмой, с которой за­ ключен контракт. Вместе с нашей кошельковой группой судов в Центрально-Вос­ точной Атлантике работали нево­ дами корабли Норвегии, Ислан­ дии и Южной Родезии. Обслужи­ вали их 4 переоборудованных ки­ тобойных базы, которые рыбона­ сосом принимали улов и перера­ батывали рыбу на муку. * Вероятно, что Центрально-Вос­ точная Атлантика станет основ­ ным районом для кошелькового лова на ближайшие три-пять лет. Рыба там есть, и условия вполне устраивают кошельковый флот. Борис Васильевич Жигалов начинал свой трудовой путь на Канда­ лакшском рыбоконсервном заводе слесарем. При его активном участим монтировалось почти все существующее сейчас на пред­ приятии оборудование. И, естественно, знает он его, как говорит­ ся, «назубок». Б. В. Жигалов один из лучших рационализаторов. Не раз комму­ нист Б. В. Жигалов избирался на выборные должности в партийной и профсоюзной организациях. И сейчас он является членом пар­ тийного бюро завода. Несмотря на занятость производственными и общественными де­ лами, Б. В. Жигалов упорно занимался на вечернем отделении Кандалакшского филиала Мурманского мореходного учипцщэ, ус­ пешно защитил дипломную раббту, стал по специальности техни- мом-технэлогом по холодной обработке металла. Сейчас Б. В. Жигалов переведен ка должность мастера жестяно- баночного участка. Дела а его смене идут хорошо. Все рабочие значительно перевыполняют нормы выработки, готовят достойные трудовые подарки Дню рыбака. Фото А. Вавднча. г. Кандалакша. БОЛЬШЕ ПЛАВАТЬ МЕНЬШЕ РЕМОНТИРОВАТЬ Н ЕСМОТРЯ на то, что эки­ пажи большинства ко­ раблей успешно справ­ ляются с рейсовым заданием и выполняют принятые обяза­ тельства, коллектив тралового флОта в целом не выполнил плана июня по добыче рыбы и выработке пищевой продук­ ции. Основная причина отста­ вания кроется в том, что в экс­ плуатации и в море находи­ лось на 13 кораблей меньше планового количества. Вот что показывает детальный анализ. Аварии и аварийные проис­ шествия уменьшили промысло­ вое время в июне на 184 су» до-сутск. Промыслово - произ­ водственный рефрижератор «Рембрандт» потерял 15 дней, на ликвидацию аварии котла на ППР «Прилуки» было затра­ чено две недели. Одиннадцать суток потребовалось, чтобы восстановить поврежденный винт на БМРТ «Гоголь». Из-за повреждений во вре­ мя столкновений весь июнь не участвовали в промысле эки­ паж* траулеров «Котлас» н «Ереван». Почта все аварии и аварий­ ные происшествия произошли по вине личного состава и яв­ ляются следствием притупле­ ния бдительности во время не­ сения вахт, нарушений правил безопасности мореплавания и хорошей морской практики. Обращает на себя внимание и тот факт, что учащаются аварийные происшествия во время перешвартовок и дру­ гих операций, выполняемых буксирами рыбного порта. Именно в этот период полу­ чили повреждения траулеры «Томь», «Мурманчанин» и дру­ гие. Более 260 судо-суток поте­ ряно из-за задержек кораблей в ремонте, зависящих от уп­ равления флота. Несмотря на принимаемые механико-судо­ вой службой меры, все еще не изжита практика больших объ­ емов дополнительных заказов. Это отрицательно сказывается на организации ремонта и, как уже отмечено, уменьшает промысловое время. 3 суток ушло в июне ка вы­ полнение дополнительного за­ каза по траулеру «Алма-Ата», 17 суток — по траулеру «Ак- сай», 10 — по ППР «Прилуки» и ». д. После разборки тех или иных механизмов могут, ко­ нечно, выявиться дефекты, ко­ торые потребуют дополнитель­ ных затрат труда судоремонт­ ников. Но когда дополнитель­ ные заказы на сорок—пятьде­ сят процентов, а то и более превышают первоначальный объем ремонта, то это уже свидетельствует о низкой тех­ нической эксплуатации судо­ вых двигателей и механизмов, о слабой и даже неудовлетво­ рительной работе машинных команд. Групповым механикам сле­ дует внимательно разобраться во всех фактах неудовлетвори­ тельной эксплуатации, привле­ кать виновных к материальной ответственности. Пока что за большие дополнительные объ­ емы ремонта никто из винов­ ных не понес наказания. Обращает ка себя внимание и тот факт, что судовые пар­ тийные организации, комите­ ты профсоюза очень и очень редко заслушивают на собра­ ниях вопросы об улучшении технической эксплуатации тра­ улеров, повышают ответствен­ ность моряков за порученный участок производства. Очень сильно подводят про­ мысловиков коллективы судо­ ремонтных предприятий. Сверх графика простояли в ремонте в общей сложности 69 судо- суток корабли, находящиеся за пределами Мурманска. На заводах Мурманского су­ доремонтного объединения керабли в июне простояли сверх положенного срока 183 судо-суток. В числе задержан­ ных траулеры «Медвежье­ горск», «Мурмаши», «Херсон», «Минск», «Курейка», «Вилко­ ве», «Украина» и другие. По заявлению специалистов группы наблюдения за судоре­ монтом в настоящее время ор­ ганизация производства на су­ доверфи улучшается. Есть все основания к тому, что в мюле будут достигнуты заметные перемены. Партийный комитет тралово­ го флота заслушал недавно на своем заседании вопрос в х о ­ де выполнения постановления парткома от 11 сентября 1969 года «О б обеспечении плано­ вого количества кораблей ка промысле». В ходе его обсуж- бассейна. дения было вскрыто немало других причин, ухудшающих технико-эксплуатационные по­ казатели. Вносились предложе­ ния по устранению недостат­ ков. Член парткома тов. Андриа­ нов считает, например, что не­ обходимо оперативно решить вопрос о замене шлюпок спа­ сательными плотиками на тра­ улерах «Шонгуй», «Ветпугав, «Воткинск». Они имели уже пв 3—4 повреждения шлюпок, теряпи драгоценное промысло­ вое время. Шлюпки на этих ко­ раблях выходят за габариты судов, и не исключены аварий­ ные происшествия в дальней­ шем во время швартовок н плавбазам и в порту. Ияженер группы наблюде­ ния за ремонтом судов трало­ вого флота ка судове РФ » ю з . Соколов с тревогой отме­ тил, что продолжается замена механиков в период нахожде­ ния кораблей в ремонте. Это снкж?ег контроль за ходом ремонта и его качеством. Партийный комитет в примя­ том постановлении отметил, что слабо распространяется среди экипажей передовой опыт машинкой команды -грау- лера «Гатчина» |ст. меаанин тов. Каримов). Адми к и с т р а ц м я флота предъявляет недостаточные требования к заводам за вы­ полнение графика судоремон* та, а наблюдение за ходом ре­ монта на судозерфи носит за­ частую пассивный характер, ' Больше фиксируются недостау- ни, меньше принимается мер к предотвращению задержек ремонта и брака. Партийный комитет обязал главного инженера тов. Кото- ба А. С. усилить контроль за технической эксплуатацией флота. Судовым партийным ор ­ ганизациям, комитетам проф« союза совместно с админист­ рацией кораблей предложено организовать действенное со­ ревнование за увеличение эксплуатационного времени траулероз, поддержать почин коллектива «Мурмансепъдия, выступившего с призывом на­ чать борьбу за полное исклю­ чение аварий, за создание об ­ разцового порядка и высокой дисциплины на флоте рьз5ной промышленности Сезерного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz