Рыбный Мурман. 1970 г. Июль.
КОШЕЛЬКОМ и К БЕРЕГАМ АФРИКИ ( Окончание . Нач. на 1-й стр.). теорологическими условиями и поэтому постоянно практиковали хранение улоза в неводе. В тече ние двух суток рыба не теряла качества. В рейсе постоянно облавлива ли косяки, состоявшие из сарди неллы, ставриды, скумбрии и не значительного прилова. Рассорти- ровной улова по породам зани мались моряки плавбазы, пуская рыбу на заморозку. Из-за отсутствия опыта работы в Центрально-Восточной Атланти ке очень долго решался вопрос посола улова. Основным тормо зом явились климатические усло вия района. Практически улов бо л е е 30 тонн солить на СРТ-р не возможно, так как качество ры бы в подсушенном неводе сохра няется не более 7— 8 часов. По этой причине были случаи сдачи соленой рыбы на технические це ди. Невозможность поддержания низкой температуры в трюмах средних рыболовных траулеров и нереальные расценки на соленую рыбу также сдерживали посол. Однако на основании опыта это го рейса можно сделать ‘Заклю чение о возможности посола не разделенной сардинеллы и став риды на судах-ло-вцах при уловах до 20— 30 тонн с последующей быстрой сдачей не ПР. Солить не разделенную скумбрию нельзя, Это подтвердила практика рабо ты на Джорджес-банке и в сегод няшних районах Центрально-Вос- точной Атлантики. Отсутствие на промысле опыт ного технолога-наставника отри цательно сказалось на быстром и •кардинальном решении вопроса обработки рыбы. Что можно сказать об органи зации промысла в новом районе! — Кошельковый лов в Цент рально-Восточной Атлантике на чался в конце 1969 года. Вслед за рыбаками «Запрыбыя сюда в январе прибыли и мурманские кошельковшгты. Вначале работа у наших экипажей не ладилась, что объяснялось незнанйем рай она и поведения объекта лова, а также отсутствием опыта кошель кового промысла у большинства моряков. Частые намотки на винт, стягивание судна в невод при ко- шельковании — результат неопыт ности команд, р о этой причийе на СРТ-р-723 при первом же за мете полностью изорвали невод. Начиная с 15 февраля, наша группа стала работать хорошо, ежесуточно перевыполняя зада ние. С этого момента вылов на сутки был больше, чем на судах «Запрыбы». Однако по выпуску пищевой продукции они имели результаты лучше. Это им удава лась за счет хорошей обеспечен ности плавбазами. Так, в марте 9 судов обслуживали два производ ственных рефрижератора, два РТМ, а также эпизодически не сколько СРТ-м. В то же время на ших 6 кораблей обрабатывал только ПР «Профессор Баранов». Для оказания помощи в освое нии промысла практиковали пере ход опытных капитанов, акустика на отстающие суда. Так, капитан тов. Лишневский пересаживался на РТ-203, акустик тов. Самар ский — на СРТ-р-723, на всех су дах неоднократно пришлось по бывать мне. Для оперативного руководства в течение суток че рез два часа проводили советы капитанов, а также была постоян но открыта связь по УКВ «Ака ция» и «Корабль». Следует отметить здоровую ат мосферу, правильное взаимопо нимание и дружную работу эки пажей нашей группы судов. Ка питаны всегда безоговорочно шли на помощь судну, оказавше муся в трудном положении пр* работе с неводом или в пролове. Из-за отсутствия опыта обра ботки рыбы часто возникали спорные вопросы между экипа жами промысловых кораблей и плавбазой, которые решали по- деловому и оперативно. Неодно кратно проводились советы по во просам улучшения обслуживания добытчиков, на них говорилось и о недостатках. На партийном соб рании, состоявшемся на борту ПР «Профессор Баранов» с учас тием капитанов, парторгов, аку стиков, мастеров по обработке с промысловых судов, был решен вопрос об увеличении выпуска пищевой продукции. Это положи тельно сказалось на результатах промысла. РТ тралового флота сработапи значительно хуже СРТ-р «Мур- мансельди». Основная причина —> недостаток опыта работы у моря ков с кошельковым неводом. Хо тя возможности на кошельковом лове у РТ больше, чем у СРТ-р. Во-первых, они. имеют значитель но большую скорость хода, что позволяет оперативно менять район и своевременно сделать замет. Более - мощная лебедка обеспечивает быстрое кошелько- вание, а это очень важно при об лове подвижных косяков. Есть и другие преимущества. На РТ чис ленность экипажа большая, более свободна палуба. При таких усло виях можно организовать промы сел на две вахты. При хорошей организации работы процесс от начала выметки до конца выбор ки невода на РТ составляет 1 час 20 минут, а на СРТ-р— 1 час 40 ми нут. Это важно в случае пустого заме га. На мой взгляд, целесообразно создать из РТ, переоборудован ных под кошельковый лоэ, от дельный промысловый отряд, укомплектовать экипажи опытны ми постоянными кадрами и на ставниками. Какие можно сделать выводы и дать рекомендации по организа ции более эффективного промыс ла в Центрально-Восточной Ат лантике! — Во-первых, надо отметить, что кошельковый промысел рыбы в этом районе рыбаками Север ного бассейна освоен. Вести его можно круглогодично. А большой эффект можно получить при ус ловии использования подменных команд. Так строят свою работу промысловики Черноморского бассейна. Два раза в неделю из Москвы в Дакар ходит пассажир ский самолет. На нем они достав ляют подменную команду, кото рая принимает судно, производит а течение двух недель необходи мый ремонт и продолжает про мысел. Судно находится на лову полностью регистровый срок — год. В главке «Севрыба» при заслу шивании отчета с прошедшей экспедиции положительно решен вопрос о том, чтобы в район* промысла в Центрально-Восточ ной Атлантике постоянно нахо* дился буксирный пароход. Он бу дет оказывать всестороннюю по мощь корабпям-ловцам. При работе в тропиках подвод ная часть судов сильно обрастает. Это, естественно, сказывается на скорости хода. К концу рейса суна снижается примерно на два узла и переход с места лова в порт увеличивается на пять-семь суток. Кроме того, от этого теряется время и при перебежках из рай она в район, при поиске. В порту такому траулеру необходима по становка в док. Если этого не бу дет сделано, * тогда переход на промысел также займет пять-семь лишних суток. Одним словом, по тери времени от обрастания под водной части судов очень боль шие. В рейсе моряки СРТ-р-705 за казывали на производственном рефрижераторе «Профессор Ба ранов» обыкновенные ошкрябки, получали их, затем судно стано вилось на якорь, делалось мак симально возможное кренование и вручную очищали подводную часть. Опыт удался, хотя работе мешала погода. Таким образом была очищена примерно полови на корпуса. Но это частичный выход. Для более полного решения пробле мы главк «Севрыба» намерен ис пользовать опыт рыбаков других флотов. Они производят чиетку подводной части судна в каком- либо иностранном порту, исполь зуя специальные машинки. Если будет необходимость, такие? ма шинки появятся в Северном бас сейне. Для промысла в Центрально- Восточной Атлантике на СРТ-р не обходимо иметь шлюпку-ледянку с подвесным мотором. Этот во прос решен положительно. Такие шлюпки будут поставляться нор вежской • фирмой, с которой за ключен контракт. Вместе с нашей кошельковой группой судов в Центрально-Вос точной Атлантике работали нево дами корабли Норвегии, Ислан дии и Южной Родезии. Обслужи вали их 4 переоборудованных ки тобойных базы, которые рыбона сосом принимали улов и перера батывали рыбу на муку. * Вероятно, что Центрально-Вос точная Атлантика станет основ ным районом для кошелькового лова на ближайшие три-пять лет. Рыба там есть, и условия вполне устраивают кошельковый флот. Борис Васильевич Жигалов начинал свой трудовой путь на Канда лакшском рыбоконсервном заводе слесарем. При его активном участим монтировалось почти все существующее сейчас на пред приятии оборудование. И, естественно, знает он его, как говорит ся, «назубок». Б. В. Жигалов один из лучших рационализаторов. Не раз комму нист Б. В. Жигалов избирался на выборные должности в партийной и профсоюзной организациях. И сейчас он является членом пар тийного бюро завода. Несмотря на занятость производственными и общественными де лами, Б. В. Жигалов упорно занимался на вечернем отделении Кандалакшского филиала Мурманского мореходного учипцщэ, ус пешно защитил дипломную раббту, стал по специальности техни- мом-технэлогом по холодной обработке металла. Сейчас Б. В. Жигалов переведен ка должность мастера жестяно- баночного участка. Дела а его смене идут хорошо. Все рабочие значительно перевыполняют нормы выработки, готовят достойные трудовые подарки Дню рыбака. Фото А. Вавднча. г. Кандалакша. БОЛЬШЕ ПЛАВАТЬ МЕНЬШЕ РЕМОНТИРОВАТЬ Н ЕСМОТРЯ на то, что эки пажи большинства ко раблей успешно справ ляются с рейсовым заданием и выполняют принятые обяза тельства, коллектив тралового флОта в целом не выполнил плана июня по добыче рыбы и выработке пищевой продук ции. Основная причина отста вания кроется в том, что в экс плуатации и в море находи лось на 13 кораблей меньше планового количества. Вот что показывает детальный анализ. Аварии и аварийные проис шествия уменьшили промысло вое время в июне на 184 су» до-сутск. Промыслово - произ водственный рефрижератор «Рембрандт» потерял 15 дней, на ликвидацию аварии котла на ППР «Прилуки» было затра чено две недели. Одиннадцать суток потребовалось, чтобы восстановить поврежденный винт на БМРТ «Гоголь». Из-за повреждений во вре мя столкновений весь июнь не участвовали в промысле эки паж* траулеров «Котлас» н «Ереван». Почта все аварии и аварий ные происшествия произошли по вине личного состава и яв ляются следствием притупле ния бдительности во время не сения вахт, нарушений правил безопасности мореплавания и хорошей морской практики. Обращает на себя внимание и тот факт, что учащаются аварийные происшествия во время перешвартовок и дру гих операций, выполняемых буксирами рыбного порта. Именно в этот период полу чили повреждения траулеры «Томь», «Мурманчанин» и дру гие. Более 260 судо-суток поте ряно из-за задержек кораблей в ремонте, зависящих от уп равления флота. Несмотря на принимаемые механико-судо вой службой меры, все еще не изжита практика больших объ емов дополнительных заказов. Это отрицательно сказывается на организации ремонта и, как уже отмечено, уменьшает промысловое время. 3 суток ушло в июне ка вы полнение дополнительного за каза по траулеру «Алма-Ата», 17 суток — по траулеру «Ак- сай», 10 — по ППР «Прилуки» и ». д. После разборки тех или иных механизмов могут, ко нечно, выявиться дефекты, ко торые потребуют дополнитель ных затрат труда судоремонт ников. Но когда дополнитель ные заказы на сорок—пятьде сят процентов, а то и более превышают первоначальный объем ремонта, то это уже свидетельствует о низкой тех нической эксплуатации судо вых двигателей и механизмов, о слабой и даже неудовлетво рительной работе машинных команд. Групповым механикам сле дует внимательно разобраться во всех фактах неудовлетвори тельной эксплуатации, привле кать виновных к материальной ответственности. Пока что за большие дополнительные объ емы ремонта никто из винов ных не понес наказания. Обращает ка себя внимание и тот факт, что судовые пар тийные организации, комите ты профсоюза очень и очень редко заслушивают на собра ниях вопросы об улучшении технической эксплуатации тра улеров, повышают ответствен ность моряков за порученный участок производства. Очень сильно подводят про мысловиков коллективы судо ремонтных предприятий. Сверх графика простояли в ремонте в общей сложности 69 судо- суток корабли, находящиеся за пределами Мурманска. На заводах Мурманского су доремонтного объединения керабли в июне простояли сверх положенного срока 183 судо-суток. В числе задержан ных траулеры «Медвежье горск», «Мурмаши», «Херсон», «Минск», «Курейка», «Вилко ве», «Украина» и другие. По заявлению специалистов группы наблюдения за судоре монтом в настоящее время ор ганизация производства на су доверфи улучшается. Есть все основания к тому, что в мюле будут достигнуты заметные перемены. Партийный комитет тралово го флота заслушал недавно на своем заседании вопрос в х о де выполнения постановления парткома от 11 сентября 1969 года «О б обеспечении плано вого количества кораблей ка промысле». В ходе его обсуж- бассейна. дения было вскрыто немало других причин, ухудшающих технико-эксплуатационные по казатели. Вносились предложе ния по устранению недостат ков. Член парткома тов. Андриа нов считает, например, что не обходимо оперативно решить вопрос о замене шлюпок спа сательными плотиками на тра улерах «Шонгуй», «Ветпугав, «Воткинск». Они имели уже пв 3—4 повреждения шлюпок, теряпи драгоценное промысло вое время. Шлюпки на этих ко раблях выходят за габариты судов, и не исключены аварий ные происшествия в дальней шем во время швартовок н плавбазам и в порту. Ияженер группы наблюде ния за ремонтом судов трало вого флота ка судове РФ » ю з . Соколов с тревогой отме тил, что продолжается замена механиков в период нахожде ния кораблей в ремонте. Это снкж?ег контроль за ходом ремонта и его качеством. Партийный комитет в примя том постановлении отметил, что слабо распространяется среди экипажей передовой опыт машинкой команды -грау- лера «Гатчина» |ст. меаанин тов. Каримов). Адми к и с т р а ц м я флота предъявляет недостаточные требования к заводам за вы полнение графика судоремон* та, а наблюдение за ходом ре монта на судозерфи носит за частую пассивный характер, ' Больше фиксируются недостау- ни, меньше принимается мер к предотвращению задержек ремонта и брака. Партийный комитет обязал главного инженера тов. Кото- ба А. С. усилить контроль за технической эксплуатацией флота. Судовым партийным ор ганизациям, комитетам проф« союза совместно с админист рацией кораблей предложено организовать действенное со ревнование за увеличение эксплуатационного времени траулероз, поддержать почин коллектива «Мурмансепъдия, выступившего с призывом на чать борьбу за полное исклю чение аварий, за создание об разцового порядка и высокой дисциплины на флоте рьз5ной промышленности Сезерного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz