Рыбный Мурман. 1970 г. Июль.

jkofak Mill В P д ц EX, КТО ДОЛГО ЖИВЕТ И РАБО- ная черта характера—упорство. А упор- I ТАЕТ НА СЕВЕРЕ, объединяет од на характерная черта. Упорство. Это не голословно. Приехав к нам, в Заполярный край, человек сталкивает* ся со множеством трудностей. С хо­ лодным мраком полярных ночей, про* низывающими ветрами, с коварным ха­ рактером студеного моря. Северное лето тоже непонятно приезжему. Круг­ лые сутки не заходит солнце, и не сра­ зу сообразишь, когда наступает день, а когда ночь. Вот тут-то, если человек настоящий, и проявляется у него глав- ство побеждает любые невзгоды. Сей­ час, когда Мурманский траловый флот отмечает свой полувековой юбилей, это видно особенно. Люди основали здесь рыбный промысел и прошли труднейший путь до создания мощней­ шего в мире рыболовного флота. Но не только на флоте работают упорные, выносливые и замечательные люди. Они у нас есть везде — в рабо­ чих бригадах рыбного порта и в цехах судоремонтных предприятий, за при­ лавками магазина и за рулем автома­ шины. Вот, напри­ мер, один из та­ ких людей — то­ карь первого уча­ стка механо-мон- тажного цеха Мурманской судо­ верфи Петр Яков­ левич . Кулаков. Многими отличны­ ми качествами на­ делен он. Одно из них — постоянст­ во. Почти два­ дцать лет назад Петр Яковлевич начал свой само­ стоятельный тру­ довой путь. Окон­ чил Нижне-Тагнль- ское ремесленное училище по спе­ циальности тока­ ря. И с тех пор не изменяет своей профессии. Нет да и не сосчи- вахты Купа- нужды считать, тать просто рабочие кова у токарного станка. Важно одно — продукция, которая выходит из-под рун этого первоклассного специалиста, при­ носит огромную пользу заводу и фло­ ту. Продукция сложная и высокого ка­ чества. О последнем говорит яичное клеймо на качество, которое я числе немногих специалистов на судоверфи имеет токарь Петр Яковлевич Кулаков. Это значит, что детали с этим клеймом не подвергаются проверке ОТК. Заслу­ жить такое доверие может лишь чело­ век, действительно любящий свою про­ фессию, завод, болеющий душой за свою рабочую честь. Именно таким и является ударник коммунистического труда токарь Кулаков. В механо-монтажном цехе Петр Яков- . левич трудится уже 13-й год. С тех пор, как по зову сердца, после службы в армии приехал работать в Мурманск. Суровый снежный край пришелся ему ло душе. Пришелся потому, что рабо­ тают здесь веселые, добрые и отзывчи­ вые люди. Контакт с коллективом цеха Петр Яковлевич нашел сразу. В 1962 году Петр Яковлевич был принят в члены КПСС. Это говорило о большом доверии к нему как к чело­ веку и специалисту. Доверие это пере­ довой токарь оправдывает с честью. Выполнение норм выработки у него редко когда опускается ниже 120 про­ центов. Да и в общественной жизни цеха Петр Яковлевич принимает актив­ ное участие. Является членом цехового партийного бюро, охотно выполняет любые партийные поручения. Поэтому вполне закономерно, что в канун Ле­ нинского юбилея он награжден ме­ далью «За доблестный труд». Наши славные, мужественные рыба- . ки встречают свой праздник. Встречают его и те, кто своей работой тесно свя­ зан с морем. Кто свое умение и ста­ рание отдает тому, чтобы рыбацкие победы были еще более весомыми. В числе их токарь Петр Яковлевич Кула­ ков. В. КУБАНСКИЙ. А. КИСЕЛЕВ, А. КРАСНОБАЕВ. КЗОжгап М урманского т а РЕКОРДЫ ТРАУЛЕРА «КИРОВ» (Продолжение. Нач. в №№ 79, 80). Но рейс оказался труднее, чем думалось. Толь­ ко пришли на промысел — шторм. Четверо суток девятибалльный шторм. Ловить было невозможно, но штурманы старались все равно держать судно а промысловом квадрате. Только поутих ветер, .только успели поднять второй трал, как море опять разыгралось. В общей сложности шторм отнял поч­ ти '9 суток. Рейсовое задание оказалось под угро- аой срыва. Вот тут-то и продемонстрировали ки­ ровцы, на что они могут быть способны. Особен­ но отличалась вахта штурмана Сметанина, любим­ ца команды, выросшего на «Кирове». Сметанин на­ чал с матроса, потом стал тралмейстером, а после ' учебы на курсах — судоводителем. Любили его за неуемную энергию, крепкую хватку, веселость и удачливость. На его вахте почему-то всегда шли хорошие подъемы рыбы и трал не завертывался, улов разделывался в два счета. Сметанин, когда нужно, умел быстро починить трал. Он первым брался за иглицу и, рассыпая шутки, управлялся быстрее всех. Зато другая вахта, где выделялся помощник тралмейстера Кузьмин, прекрасный организатор, быстрее всех — за 30 минут — умела спустить и поднять трал. В этой же вахте работал чемпион по шкерке рыбы матрос Старовойтов. На что уж опыт­ ными рыбаками были матрос Ходаковский и клип- фискник Романов, но и они восхищались молние­ носной и красивой работой Старовойтова. В самом конце этого рейса пришла удача. Три траления, одно за другим, дали чуть ли не полные мешки крупной трески. Сложилась ситуация, когда на палубе оказалось 22 тонны рыбы, которую надо было быстро обработать и уложить в трюм. Вахта и подвахта работали споро и горячо. Но тут опять налетел шторм. Тогда объявили аврал. Нужно бы­ ло видеть, как работала команда! Темпы непости­ жимые. И победа, каких еще не знал и сам «К и ­ ров», — улов был разделан и уложен в чердаки за два с половиной часа. Как всегда, на высоте была и машинная коман­ да. Кочегары (их было четверо — Еаракшин, Ва- ленцов, Стаников, Русинов) не подвели ни разу, хотя работали на шпицбергенском угле, который за худое качество проклинали на каждом паровом траулере. Умело действовали под умным руковод­ ством своего «деда» Владимира Михайловича Ма­ каревича все механики, включая двух новичков. Трудный штормовой рейс закончился успешно •— задание было выполнено на 200 процентов. Как раз в эти дни ЦИК СССР наградил большую группу инициаторов стахановского движения в стране орденами Союза ССР. В числе 140 награж­ денных был стармех «Кирова» В. М. Макаревич. В начале 1935 года траулер «Киров» одним из первых во флоте перешел на хозяйственный рас­ чет. Старшему штурману, ведающему финансовы­ ми делами, вручили чековую книжку и 50 тысяч рублей. На текущий счет судна начислялись день­ ги за^ рыбу, сданные консервы, рыбную муку и ме­ дицинский жир. Моряки следили за доходами и расходами, проявляли чувство рачительных хозя­ ев судна, добивались сокращения расходов на ре­ монт, экономили топливо, берегли орудия лова. Хозяйственный расчет плюс повышение произ­ водительности труда, плюс улучшение качества привели к снижению себестоимости продукции. Расходы на вылов центнера рыбы у «Кирова» ока­ зались в два раза меньше, чем в среднем по трал- флоту. Только за один 1935 год кировцы получи­ ли более миллиона чистой прибыли. Забегая впе­ ред, следует сказать, что были годы, когда прибыль достигала и полутора миллионов рублей. В 1935 го­ ду «Киров» добыл 38 тысяч центнеров рыбы, снизив ее себестоимость на 30 процентов. Матросы РТ-29 зарабатывали в полтора раза больше, чем их това­ рищи на других судах. На корабле пояеились свои деньги, так называе­ мый директорский фонд. На эти средства были ку­ плены новая звуковая киноустановка, музыкаль­ ные инструменты, культинвентарь. По решению команды для капитана была приобретена легковая машина. А затем экипаж на свои деньги построил свой восьмиквартирный дом. Между прочим история строительства этого до­ ма весьма любопытна. Центральный комитет профсоюза рыбников в начале 1936 года обратился в Наркомат пищевой промышленности с просьбой выделить шесть мил­ лионов рублей на культурно-бытовое строитель­ ство в Мурманске. Ходатаем по этим делам в Моск­ ву поехал старший штурман РТ-29 А, Сидоренко. Он попал на прием к самому наркому. А. И. Микоян очень заинтересовался успехами траулера «Киров», спрашивал, сколько моряки за­ рабатывают, как дела со снабжением, с жильем, что мешает, как комплектуется команда? Зашла речь и о хозрасчете. Штурман похвастался прибы­ лями. Тогда А. И. Микоян бросил реплику: «Вот, вот, заработали миллион, а квартирами не обзаве­ лись». После этого разговора в Наркомате и роди­ лось решение построить 20 домов для команд трау­ леров, получивших прибыль. Первым из них был дом. для экипажа «Кирова». Обрадованные жёны моряков писали тогда: - - «Высокие заработки моряков «Кирова», обеспе­ ченные стахановской работой, создают хорошие культурно-бытовые условия и зажиточную жизнь нашим семьям... Мы переселились в новый благо­ устроенный дом. На вопрос: «Где вы живете?» — мы отвечаем: «В собственном доме траулера «Ки ­ ров», Хороший дом. Просторный, светлый, с элек­ тричеством и всеми удобствами». В дни стоянки РТ-29 в порту жены моряков по­ являлись на его борту как хозяйки, рьяно брались за уборку, мыли каюты, стирали занавески, белье. За какой-нибудь беспорядок боцману Кошкину больше всех доставалось не от капитана или штур­ мана, а от супруги — Анастасии Егоровны Кошки­ ной. В том, что РТ-29 в порту всегда блистал чис­ тотой, была большая заслуга Ефросиньи Назаров­ ны Лысенко, Александры Федоровны Лукьянченко, Марии Ивановны Ходаковской и многих других жен моряков. С развитием стахановского движения в трало­ вом флоте появлялось все больше экипажей, зна­ чительно перевыполняющих рейсовые задания. РТ-29 стали наступать на пятки другие суда. Новые темпы всему флоту предложили РТ-10 «Лебедка», за ней РТ-4 «Навага», РТ-82 «Димит­ ров». Эти суда под командованием тт. Скорнякова, Каца, Копытова брали уловы не хуже. Экипажу, «Кирова», в течение ряда лет не знавшего соперни­ ков, теперь потребовалось мобилизовать весь свой опыт, все силы, чтобы не уступить первенства. На­ чался скрупулезный подсчет резервов. «Вместо восьми тралений в сутки надо делать девять»! — заявила лучшая вахта, — «Правильно! — поддержал помощник трал­ мейстера Лысенко, — вместо 42 минут надо тратить на спуск и подъем трала 30—35 минут. И надо пе­ реходить на другой трал за 10— 15 минут,, а не за час», . Было решено до 4-х суток сократить междурей­ совые стоянки. Капитан и стармех подсчитали дни промысла, средние уловы, И вот в эфир полетела радиограмма: «РТ-29 «Киров» обязуется выловить в 1936 году не менее 50 тысяч центнеров рыбы», В порту вначале подумали, что произошла ошиб­ ка: вместо четверки в текст попала цифра пять. Переспросили. Нет, все правильно, 50 тысяч. Скептики пожимали плечами: «На «Кирове» думают, что везение будет вечным». Однако руководители флота, партийная органи­ зация приветствовали новое начинание.. Движение «пятидесятитысячников» отвечало требованиям времени, а небывалое обязательство основывалось на твердом расчете. Сразу скажем: в 1936 году стахановцы «Кирова» выловили 52,2 тысячи центнеров рыбы. Интересно, что в 1914 году здесь же, на Мурманском берегу, 2500 поморов добыли столько же — 52,5 тысячи центнеров трески. Однако и 50 тысяч центнеров кировцы не по­ считали пределом. Анализируя итоги года, они вспомнили, что потеряли две недели по вине судо­ ремонтников, а это — 3 тысячи центнеров. Столько же рыбы отняли задержки в рыбном порту. Случа­ лись простои и на промысле. Словом, посчитали, посчитали и пришли к выводу: можно сделать в го­ ду 12 рейсов и в каждом добыть по 5 тысяч центне­ ров. Так появилось решение бороться за вылов 60 тысяч центнеров рыбы. Опять пошли трудовые будни. Экипаж старался не потерять ни одного дня. Уловы были хорошими. Но в середине 1937 года на траулере «Киров» сменился капитан: Г. Г. Тисленко ушёл на другую руководящую работу. Вместо него назначили Андрея Иосифовича Стрельбйцкого. Сначала моря­ ки встретили нового капитана недоверчиво: «Кто такой? Почему его назначили на лучший траулер?, Справится ли?» Исподволь узнали, что А. И, Стрельбицкий, окончив Одесскую мореходку, при­ был в Мурманск, весной 1933 года. Молодой штур­ ман попал на РТ-34 «Ф . Дзержинский» к опытному, капитану Андрею Петровичу Новожилову. В пер­ вом же рейсе, когда судно окружил густой туман, третий штурман Андрей Стрельбицкий великолеп­ но показал себя на командном местике. А. П. Но­ вожилов похвалил молодого судоводителя. Вскоре Стрельбйцкого перевели на «Семгу», но уже старшим штурманом. И там он показал себя с наилучшей стороны. Однажды в шторм потерпе­ ло аварию и затонуло судно «Поной». Его команда оказалась в воде. Спасать людей довелось «Семге». Однако продолжавшийся шторм не позволил ни спустить шлюпку, ни подойти ближе к терпящим бедствие людям. Стрельбицкий, руководивший спа­ сательной операцией, первым кинулся к шлюпке. За ним бросились другие моряки. И вот в свирепый шторм началось поистине героическое спасение утопающих. И что же? Всех подняли, отогрели, причем последнего раненого матроса вытащил из воды старший штурман Стрельбицкий, j Окончание следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz