Рыбный Мурман. 1970 г. Июль.

Б езбреж ное море... Оно везде такое. Над ним не­ бо, тоже бесконечное и изменчивое. Только воду м не­ бо здесь, у далеких тропиче­ ских параллелей, да яркий бе­ лый диск солнца над головой в буквальном смысле слова — вот что увидели мы, моряки РТ-216, придя ■ этот, отдален* ный за три с лишним тысячи миль от порта, район за не* большой, похожей на атланти­ ческую' сельдь рыбешкой с мягко звучащим названием — сардинелла. - Не буду описывать длитель­ ные, утомительные приготовле­ ния к рейсу, да «щ е тропиче­ скому. Все надо было преду­ смотреть, есеиаЛаДйть; таи как каждое непредвиденное ис­ ключение чего-то ~нз списке чревато последствиями — пле­ вание-то большое и по даль­ ности. и по длительности. В таких же приготовлениях прошли 16 с лишним дней пе­ рехода. Все время мучал во­ прос: как сработает милам на новом дп*, него видг лова — кошельковом! Ребята подобра­ лись сплошь, и рядом молодые, я основном знающие работу • южных широтах, но на ПРТи БМРТ. С каждым пришлось го­ ворить ' я" отдельности, выявить его возможности,* 11предосте­ речь от ’ излишней небрежно­ сти. «Чего бояться, ведь про­ мышлять будем в штилевых тропиках», — могло возник­ нуть ошибочное мнение. . Состоялось общее собрание экипажа, на котором обсудили все организационные вопросы предстоящего рейса, избрали судовой комитет профсоюза, ответственных лиц комиссий, постов контроля. Характерно, что в состав судового комитета вошли молодые ребята, а воз­ главил его коммунист, их свер­ стник Михаил Безобразов. На решающие произведет- венные участки были поставле­ ны также члены КПСС, а ком­ сомолия на своем организа­ ционном собрании разработа­ ла план мероприятий по борьбе за выполнение заданий, за коммунистический труд, за право называться экипажем имени XVI съезда ВЛКСМ. Еди­ нодушно секретарем комсо­ мольской организации был из­ бран инициативный и трудолю­ бивый Вадим Носов. Избирая его, парни знали: уж он-то по­ ставит дело в организации так, что комсомольцы и молодежь и в работе, и в культурном до­ суге всегда будут примером, Н Е ВСЕ' ДНИ перехода были обычными: то вме­ шался шторм, встретив­ ший нас в Северном море и заставивший призадуматься о каверзах. природы и своем умении* «держаться на палубе» морских «волков» с ПРТ и БМРТ, то происходили встречи с чужиМи; берегами — мы про­ шли рядом с Оркнейскими, Шетландскими, Гебридскими островами и берегами Ирлан­ дии. С горечью за и » жителей смотрели мы на карту - плава­ ния, где сплошь й рядом стоя­ ли жирные «пометки .-*• «Поли» гои подводных лодок», «Район В ЮЖНЫХ ШИРОТАХ. Фок» С.*. Рыбаченко, макроса ОПР «Франс Галс», в •2 а Ш&Ш Шш яме, она таи и стремится вый­ ти из заметанного невода я любую, оставленную брешь. Тут не зевай! Побыстрее стя­ гивай стяжной трос, выбирай «сараиец», подвязывай допол­ нительный плав к верхней под­ боре, иначе не удержать эту многотонную массу с таким крутым нравом. Но вот невод скошелькоеан, подобрана депь нижней под­ боры на борт. Рыба у борта! Вызываем по радио ПР и го­ ворим о своей готовности сда­ вать улов. Тут же, несмотря ка усталость, в бригады по до­ быче рыбы подключаются под­ вахтенные и из палубной, и ма­ шинкой команд. ' Работа кипит. Днем многие трудятся, обнажив плечи н грудь — пусть загорают. А еще приятнее окатить после работы разгоряченное тело теплой {до 20°) морской во­ дой. Отрадно чуаствоеать, что твои усилия приносят плоды. В день, когда пишутся зти строки, на нашем счету уже свыше 2000 центнеров ' добы­ той рыбы. Это радует пас, это говорит о многом. Здесь и бессонные ночи капитана, и ловкость и умение палубных работников, и чуткое ухо аку­ стика. Но вот улов передан ка ПР. невод подготовлен к замету, тщательно вымыты палуба и рабочие места. Короткий от­ дых, и опять звучит команда: «Начать поиск косяков». Мы выходим на замет. В. ТЮРИН, старший помощ­ ник капитана РТ-216 «Окунь», наш внештатный корреспон­ дент. артиллерииских стрельб». н другие. И тут НАТО дает о се­ бе энатъ. А уже южней Великобрита­ нии морской путь стал и во­ все: оживленным. Встречи с судами иностранных государств стали обычными я эти дни. Причем довольно частыми. Но ничему мы тан не радова­ лись, как своим, советским судам, идущим то из западно­ го полушария в восточное, то из южного в северное. Испания и Португалия,.. Лю­ бопытно рассматривать их бе­ рега, в бинокль — всюду ви­ дишь межи, разделяющие участии земли, и низкие не- веселые строения на них - вот она, частная собствен­ ность. Не менее безрадост­ ную картину. представляют и встречающиеся нам их про­ мысловые суда, а точнее — суденышки. Грязные,,. поржа­ вевшие, коптящие угольным дымом, — они говорили се­ ми за себя. ■ •* ■ П РОМЫСЕЛ... Звучат я те- ■ лефонных трубках УКВ станций знакомые голо­ са: тут мурманчане и наши коллеги из Западного бассей­ на. Уловы за замет хорошие, но... Но нам .надо еще учить­ ся. И капитан Владимир Ильич Калыгин принимает решение: мы берем в наставники това­ рищей с РТ-200 «Пионер», бла­ го у них выдались свободные часы. Они перешли к нам на судно, а я отправился на их — знакомиться с различными новшествами в промысло­ вом устройстве, расста­ новкой сил и организацией работы. Ничего, что первый замет был неудачным — нам ниче­ го не попало. Все равно это — победа. Операции по заме­ ту и подъему невода мы вы­ полнили правильно, не допус­ тив огрехов. С теплотой вспо­ минаем мы о наших товарищах с «Пионера» — капитана Ю. А. Прокофьева, старпома В. Ф. Маука, тралмейстера Гладких и его помощников и матросов. Они оказали большую практи­ ческую помощь и в наводке на косяки, и в производстве замета и выборке невода. Теперь дело у нас пошло на поправку. Учли ошибки, при­ няли все рекомендации. И вот пожалуйста — третий ' замет принес 35 тонн отличной сар­ динеллы. Значит, может рабо­ тать экипаж. Что там говорить, ребята у нас хорошие. Разве это ке подлинный трудовой героизм — участвовать в работе поза- мету и выборке невода весь день и ночь без отдыха, а утрам твердо заявлять, что никакого перерыва не надо и мы опять готовы к замету. А не героизм ли это, когда в уютной шлюпке при боль­ шой волне комсорг Вадим Но­ сов, моторист Тихомиров под­ вязывали резиновые кухтыли к верхней подборе невода. И все это в скачущей на волнах лодке по плечи в во­ де. Даже при моем опыте плавания на шлюпках, мне трудно было удерживать ее от захлестывания волной. • Мы учимся на ошибках, бла­ го они не опасны, применяем опыт товарищей по промыслу, пользуемся их помощью, и ра­ бота иалаживаетсв. Нельзя не отметить: отда­ ленность от родных берегов связывает товарищескими уза­ ми рыбаков разных бассейнов. Поэтому неудивительно, что уже в первую неделю про­ мысла мы знали по имени, от­ честву коллег не только со своих судов, но и с калинин­ градских и черноморских. . Особенно приятно работать с балтийскими СРТ-М НаНа 9007, 9009, моряки которых оказали нам большую практическую помощь в нахождении кося­ ков при помощи акустики, вы­ ходе на них и замете. С АРДИНЕЛЛЫ своеобраз­ ны. Несмотря на свое мягксе, нежное назва­ на траулере «Ноегеродг болыним авторитетом пользуется старший мастер по /добыче секретарь судовой парторганизации Михаил Хасанович Юмаеа. Он ударник коммунистического тру­ да, за успехи в производственной деятельности и общественной работе награжден юбилейной медалью «За трудовую доб­ лесть». - Фото в. ОСОКИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz