Рыбный Мурман. 1970 г. Февраль.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ? Год издания 17-й ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫБА» И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ № 16 (2244) Пятница,6 февраля 1970 г. СВЕРХ ПЛАНА Став на 100 дневную тру­ довую вахту в честь юбилея В И. Ленина, рабочие коп­ тильного завода завершили выполнение январского зада* ния по всем показателям. Сверх месячного плана из- готовлено три тонны балы­ ков, пять тонн кулинарных изделий и такое же коли­ чество рыбы горячего копче­ ния. Лучших результатов в со­ ревновании добиваются сме­ ны мастеров тт. Чистяковой, Цена 2 коп I Меркиной и старшего масте­ ра то®. Куста «новой. I С М Е Л Е Е О С В А И В А Т Ь Б О Л Ь Ш И Е Г Л У Б И Н Ы Б ОЛЬШЕ вылавливать ры­ бы, больше вырабаты- вать из н м разнообраз­ ной пищевой продукции от­ личного качества, добиваясь при этом наиболее эффектив­ ного использования основных производственных фондов, — такие задачи стоят перед про­ мысловиками и рыбообработ­ чиками бассейна. Скажем сразу, решать их с каждым годом становится все сложим. Ранее освоенные районы лова уже не могут обеспечить высокой произво­ дительности промысла. Для •того надо находить новые конструктивные пути и воз­ можности. И одним из таких путей является широкое, внед­ рение добычи рыбы разноглу­ бинными тралами. Экипажи больших морозиль­ ных траулеров М9Н* 423, 400 N других судов успешно про­ мышляли в прошлом году раз­ ноглубинными тралами 'сельдь на банке Банкеро. Моряки tpaynepa «Север» имели подъ­ емы мойвы, достигавшие 10— IS тони. Отдельные экипажи Побивались высоких уловов окуня в то время, когда он совершал суточные вертикаль­ ные миграции. Но разноглубинный промы­ сел развивается еще иедоста* точно активно как с судов бор­ тового траления, так и с ко* раблей типа БМРТ и ОРТ. На етот недостаток справедливо указывал делегат XXI партий­ ной конференции тралового флота капитан тов. Лубягин Ю. Ф. Он заявил, что доволь­ но часто судоводители с по­ мощью поисковых приборов овидят» рыбу в толще воды, но обловить ее не могут из-за отсутствия на судне разноглу­ бинного трала. Надо обеспечи­ вать экипажи этими орудиями пова. За последние годы на боль­ ших морозильных траулерах и лромыслово - производствен­ ных рефрижераторах установ­ лены приборы контроля за ходом трала. Они значительно облегчают осуществление раз­ ноглубинного промысла. Но сейчас приходится сталкивать­ ся с таким положением, что на некоторых судах приборы не работают. Другой не менее важной задачей промысловиков, ин­ женерно-технических и науч­ ных работников является даль­ нейшее развитие промысла на больших глубинах. На страни­ цах нашей газеты не раз от­ мечалось, что одной из осо­ бенностей современного ры­ боловства является преоблада­ ние уловов на континентальных шельфах, на глубинах 200—400 метров. Они занимают при­ мерно t процентов площади Мирового океана. И вот в пре­ делах этой ничтожно малой доли площади океана добыва­ ется около 90 процентов всего улова рыбы ив земном шаре. Наибольшая практическая ценность глубоководного про­ мысла заключается в увеличе­ нии вылова крупных рыб и со­ хранении нелоковозрелых, обитающих на мелководных шельфах. Исследования пока­ зали, что на глубинах до 3S0 метров вылавливается, напри­ мер, 97 процентов трески е возрасте до шести лет. На глубинах же свыше 150 метров вылавливается все­ го 18 процентов в возрасте до 6 лет, а 82 процента рыб стар­ ших возрастов — 7, 8, 10 и более лет. Аналогичные данные имеют­ ся о распределении по глуби­ нам размерного, состава оку­ ня, палтуса, мерлузы. На глу­ бинах свыше 1200 метров на* ходится 1 крупный макрурус, скат, отдельные виды которого представляют большую пище­ вую ценность. В Мурманском траловом флоте проделана значительная работа по освоению промысла на больших глубинах. Несколь­ ко лет отдал решению многих проблем капитан траулера «Могилев» тов. Котов Н. М. Мы помним отличные резуль­ таты, достигнутые капитаном Героем Социалистического Груда тов. Маклаковым А. Я. Применение совершенных гралоаых досок позволило большой группе экипажей ос­ воить глубоководный лов мак- руруса. Труженики Северного бас­ сейна добились таких резуль­ татов на глубоководном про­ мысле, каких не сумели д о ­ стичь еще рыбаки США, Ка­ нады, Исландии, Дании и дру­ гих стран. Надо закрепить достигнутое, добиться, чтобы глубоководный промысел в ближайшие годы получил са­ мое широкое распростране­ ние. И возможности для это­ го имеются. Группа специалистов, рвбо* тающих в области совершенст­ вования промыслового воору­ жения (руководитель тов. Маг росов И. P.J. на основе про­ веденных гидродинамических исследований особенностей те­ ла рыб и других экспе­ риментов создала совершен­ ные траловые доски. Они име­ ют углубляющую силу в четы­ ре раза больше, чем доски первых конструкций, пригод­ ны как для разноглубинного, так и для донного промысла. Заслуживает внимания поли­ этиленовый гидродинамиче­ ский глубоководный попла­ вок, который в состоянии за­ менить два—три десятка кух* тылей и обеспечить большее вертикальное раскрытие тра­ ла. Можно считать, что наибо­ лее сложный процесс творче­ ских инженерных поисков уже завершен. Имеющиеся, про­ веренные в условиях промьк- па, опытные образцы глубоко­ водного промыслового воору­ жения дают возможность для успешного развития глубоко­ водного промысла как у дна, так и в толще океана, на глу­ бинах 1500 и более метров, с нормальной промысловой ско­ ростью траления. И если раепориые траловые доски уже заказаны на Кандалакшском механическом заводе (желательно, чтобы • конце февраля они уже по­ ступали для БМРТ, ПРТ и PTJ, то изготояление полиэтилено­ вых поплавков (очень простых по конструкции) затягивается — не определен завод-изгото­ витель. Сейчас при ЦПКТБ главка кСеврыба» создан новый от­ дел, который будет занимать­ ся решением задач, связанных с дальнейшим совершенство­ ванием и развитием техники промышленного рыболовства. Специалисты его должны по­ лучать необходимую помощь и поддержку. Но для решения серьезней­ ших проблем, связанных с тех­ ническим прогрессом я рыб­ ной промышленности и прев* ращением морского рыболов­ стве из «охоты» в организо­ ванное на научной основе рыб­ ное хозяйство, необходимы принципиально новые органи­ зационные формы. При Мини­ стерстве рыбного хозяйства СССР на базе судов рыболов­ ного флота надо создать пла­ вучий научно-исследователь­ ский институт. В эпоху техни­ ческой революции необходи­ мо решать не только биоло­ гические и гидрологические, но и многочисленные техниче­ ские вопросы, связанные с ра­ зумной экономической экс­ плуатацией самого крупного в мире и технически сложного советского рыболовного флота. У В А Х Т Ы Задание — не предел Успешно выполняют свои обязательства, взятые в честь 100-летия со дня рож­ дения В. И. Ленина, моряки большого морозильного трау­ лера «Ижевск». Так, план января по выработке готовой * рыбной продукции реализо­ ван на 125 процентов. Капитан-директор А. ЛО­ ПАТИН, иервый помощник капитана Н. БАЖАЖИН. КУЮЩИЕ ПОБЕДУ Этот, один аз крупнейших - кораблей бассейна хорошо знают все моряки. На борту производственного рефриже­ ратора начертаны дорогие для северян слова «Алексей Хло-- быетов*. Герой Советского Союза, летчик-истребитель ’ Алексей Степанович Хлобы­ стов показал в годы Великой Отечественной войны образцы мужества и беззаветной пре­ данности нашей великой Ро­ дине. Когда мы будем отме­ чать 25 летяе победы над фа* шизмом, мы еще раз назовем имя этого героя, расскажем о его подвигах. ,• - • = .... А сегодня хлобыстоэцы куют трудовые победы. Не­ давно экипаж этого производ­ ственного рефрижератора ра­ портовал о выполнении пяти-* летнего плана. Почти 56 ты- сяч тонн рыбной продукции изготовлено на этом корабле за пятилетку. Экипаж хорошо освойл сов­ ременную технику, старается как можно лучше использо­ вать ее, обслуживая промыс­ ловый флот. Трудовую ленин­ скую вахту возглавляет су­ довая партийная организация (секретарь Борис Сергеевич Чернявский — главный меха­ ник). За успехи в труде, за уме­ ние хорошо организовать при­ емку рыбы с траулеров и пе­ реработку ее этот корабль приказом по флоту объявлен опорно-показательным. ПРОИЗВОДСТВЕННО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ В ФЕВРАЛЕ ДОБИТЬСЯ ПЕРЕЛОМА Слесарь василий Лыков — один из лучших производственников S механомонтажном цехе Мурманской судоверфи. На 100-дневной Ленинской вахте он довивается отличных результатов а труде. Фото А. Леонтьева. Д ЕСЯТКИ экипажей промысловых судов, про­ изводственных рефрижераторов, плавбаз, коллективов цехов, участков, сиен, бригад успешно несут ударную трудовую вахту в честь столетия со дня рождения В. П. Ленина. Одна­ ко в целом коллективы флотов и некоторых бе­ реговых предприятий рыбной промышленности области не сумели выполнить план января по многим основным производственно-экономиче­ ским показателям. Допустили отставание но производству пище­ вой продукции Мурманский траловый флот, «Мурмансельдь*, йСеврыбхолодфлот». Ни один из этих коллективов не справился с планом ио выработке консарвов и фпле. В январе только Мурманский рыбокомбинат неревыпо.гаид зада­ ние ио выпуску пищевой продукция и консервов. План по реализации продукции выполнен предприятиями рыбной промышленности обла­ сти на 85,2 процента. Отстают все коллективы, названные выше. Сумели справиться с иланом по реализации только коллективы судоремонт­ ного объединения, фабрики орудий лова, Следует отметить, что Мурманский траловый флот в стоимостном выражении выработал пп< щевой продукции больше задания почти на 8 миллионов рублей. Но вся наиболее денная рыба находится пока в трюмах промысловых кораб­ лей н будет пущена в реализацию в феврале. На результатах работы в январе отрицательно сказались неблагоприятные погодные условия на промысле, недостаточное число судов в море. Траловый флот сумел выловить 536500 центне ров рыбы при плане 579800 центнеров, сельдя­ ной флот — 125600 центнеров, что на 24,4 тыся­ чи центнеров меньше задания. В феврале необходимо принимать самые эффек­ тивные меры для увеличеашя добычи рыбы. Пу­ ти для этого известны — увеличение числа су--" дов на промысле, ликвидация неравномерности в работе экипажей, четкоо обслуживание кораб­ лей в море и в порту. Нужно обеспечить быст* рую приемку продукции с промыслово-производ< ственных рефрижераторов и доставить ее и& Южной Атлантики в порт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz