Рыбный Мурман. 1970 г. Февраль.

Михаил Лукимскнй начинал на Кандалакшском механическом заводе дежурным электрикам. За шесть лет прошел путь до инже­ нера* конструктора. На заводе он зарекомендовал себя активным ра* циоиализатором, инициативным работником. Вечерами Михаил Лукинсиий (справа) любит «сразиться» в шах­ маты. Чаще всего его партнером бывает коллега конструктор Изот сим Котов. * \ ч В КОНЦЕ прошлого года ион- ' структор отдела научной ор­ ганизации труда Николай Иванович Пискунов принял актив* мое участие в создании ориги­ нальной стружкодробильной уста­ новки. Измельчение стружки по­ зволит максимально использовать грузрлодъемность автомашин, за* пятых на вывозке ее с завода, а также железнодорожных вагонов. тия около 7 тысяч рублей. Общий годовой экономический. На снимке! инженер-конструктор И. И> Пискунов. эффект . составит для предприя* Фото А; Вандина* О СПОСОБАХ ПРОМЕРА ВАЕРОВ в НАСТОЯЩЕЕ время на судах кормового трале­ ния применяются не- , «только способов промера вае- f<Hr. черев промерные ролики (1), через один поворотный ролик (2), при выборке вае­ ров по время подъема трала (3), при вытравливания вае­ ров во время спуска трала (4), нутем выравнивания ваеров во аамереиным в них усилиям $5), выравнивания ваеров по стрелам прогиба (6), вы­ равнивание ваеров по их вы­ соте у поверхности воды (7). По видимому, в ближайшие . годы найдут применение спо- - •собы определения разницы в Ялине ваеров по их крутке (8), и с помощью электронно­ го устройства, основанного на принципе нанесения мапгит- авых марок (9). Практика показывает, что аваиболее часто используемые «ейчас первые четыре спосо­ ба дают различные результа­ ты замера. Так, например, в рейсе на БМРТ-410 в июне 4969 года инженеры-настав­ ники отдела добычи Мурман­ ского тралового флота Тоиу- ев А. П. и Дмитриев А. Н .. совместно с экипажем этого судна промерили веера спо­ собами 2, 3 и 4 и нашли, что еиособы 2 и 4 дали одинако­ вые результаты, а результаты промера по.З способу отлича­ лись от двух первых на 6 м. Это подтвердилось и в после­ дующей работе в течение рей­ са. Другой пример. Тов. Току- ев А. П. в 1967 г., находясь в рейсе на ППР «Ввремышль», наблюдал разницу в резуль­ татах замера ваеров по 3 и 4 способам па 3 метра. Как и в нервом примере, здесь слу­ чайной ошибки в промере вае­ ров не было, потому что за­ меры проводалксь неодно­ кратно. В настоящее время ориен­ тировочно можно зашточить, что половина старших масте­ ров по добыче рыбы, работаю­ щих на судах кормового тра­ ления, ечвгтают, что способы 2 и 3 с достаточной для практики точностью (до 1 м) дают одинаковые результаты промера ваеров, а остальные мастера считают, что между результатами промеров спосо­ бами 1 и 2 с одной стороиы и способом 3 — с другой (при длине ваеров 700 м) наблюда­ ется разница около двух мет­ ров; Причем, исходя на инди­ видуальных логических за­ ключений, часть мастеров ока­ зывает больше доверяя перво- пжьомы словнкмм му и второму способам, а чисть — третьему. Известно также, что изго­ товленные на фабрике орудий лова ваера при первом про­ мере на судах (до начала их эксплуатации) в 50 процентах елучаев показывают разницу ж длине до 2—3 м. Наблюда­ лись случаи, когда эта ошиб­ ка достигала 8 м. Как прави­ ло, в таких случаях промыс­ ловики винят изготовителей, Я часто посещаю фабрику, много раз наблюдал за ходом производства и считаю, что рабочие подходят к этому вопросу оерьеэно н честно от­ носятся к работе. . .Схема конструкции, служащей для промера ваеров, проста в, на мой (взгляд, выполнена без ошибок. Почему получаются расхождения в результатах промеров, сделанных ва фабрике и ва судах, пока не ябво. Многие товарищи,-аная, что я долгое время работаю над способами промера ваеров, иногда спрашивают, а какой же из этих способов точнее? Точного и определенного от­ вета на поставленный вопрос Я пока дать не могу. Дело в том, что ' для этого следует провести специальные иссле­ дования. И вопрос этот гораздо серь­ езнее, чем он кажется на первый взгляд. Действитель­ но, если правильно сущест­ вующее мнение о том, что разница в длинах ваеров бо­ лее одного метра уже отри­ цательно сказывается на вы­ лове рыбы в тем более, если трехметровая разница в дли- tll!llI!l!lil!IIllIIIIIIIi[IIIIIIIIIHHIIIIlllllll№H№llll!llill!IIIIIIIII!llllllIi!llIl!iISIISIllllll!l!ll)lil!lll!!IIII!llil!liH ва, как «джильоон», «мес­ сенджера, «сушилка», «че- кель», услышишь только на траулере». - И далее Павел Павлович Давкнис рассказывает о конфузе, которой приклю- ’ чился с молодыми судоводи­ телями «Смены». «Никто из них не мог спустить трала. Поэтому каждый спуск и подъем производился под руководством Федора Егоро- . вича, пока они не освоили профессию. Борис Тарунта- ев под конец рейса стал ра­ ботать самостоятельно — тралмейстером». В своем письме капитан Давкнис с восхищением от­ мечает: «Сколько замеча­ тельных последователей он вырастил. Таких, как Тарун- таев, Стрелков, Коровин­ ский и многих других. Всег­ да он стремился внести что- нибудь новое в тралы... Фе­ дор Егорович был исключи­ тельно внимателен к людям, не терпел расхлябанности, недисциплинированности». Одно письмо. Оно написа­ но на четырех страницах плотным почерком. Его до­ статочно, чтобы представить характер, взгляды, стремле­ ния первого русского трал­ мейстера. А вот одно из свидетельств людей, с кото­ рыми свела Федора Егорови­ ча хлопотливая рыбацкая жизнь. «Я встретился с ним в 1928 году на экспериментальном судне «Красный рыбак» (ти­ па старого тральщика), на котором осваивали кошель­ ковый лов. Руководил этими работами Ф. Е. Шамалуев. Плавая потом капитаном в траловом флоте, мне много пришлось ходить в море с Федором Егсровичем. За рейс . он пересаживался на многие траулеры, находив­ шиеся в пролове, искал де­ фекты в тралах и устранял их», — пишет Павел Андрее­ вич Овчинников. «На СРТ «Фазан», где по­ знакомился с Шамалуевым, он говорил мне: «Не о себе беспокоюсь, не за своей сла­ вой гонюсь, а о вас, моло­ дых, думаю, чтобы вы не тащили вот так сети, не убивались, тряся их, А сельдь можно ловить и тра­ лом я. «В бытность мою на сред­ нем рыболовном траулере № 153 «Алдан» Федор Егоро­ вич работал тралмейстером- наставииком, обучал моло­ дежь траловому делу. Шама­ луев отдавал все свой силы и знания быстрой подготов­ ке специалистов по добыче рыбы. Этот человек был при­ мером для всех моряков, скромным, удивительно тру­ долюбивым, честным и от­ зывчивым товарищем». В 1952—53 годах Федор Егорович помогал промысло­ викам «Мурмансельди» ос­ ваивать орудия лова, в част­ ности, он испытывал там свой трал для лова сельди. Об этом-то и вспоминают Павел Иванович Шубин и Михаил Иванович Селяни- нов. И тем значителен вклад первого русского тралмей­ стера в развитие советского рыбного промысла. М Ы говорим «первые», что равносильно слову «пер­ вооткрыватели». Это люди, на плечи которых все­ гда ложится наибольшая т я ­ жесть. Мы говорим «пер­ вый», и как-то трудно сейчас представить, что подвека на­ зад в захудалом рыбном хо­ зяйстве, оставшемся нам в наследство от прошло­ го, был всего один человек, который мог без помощи иностранцев • инструкторов скроить, сшить трал, спу­ стить его, подсказать судово­ дителям, как лучше пройти, чтобы не порвать орудия ло­ ва. Именно к двадцатому го­ ду относится коротенькая выдержка из документа, хра- нящегося в Архангельском государственном архиве: «В траловотакелажном деле «Областьрыба» имеет перво­ классного специалиста для работы в море — тралмей­ стера- инструктора Ф. Шама- луева». Еще красноречивее доку­ менты личного дела Федора Егоровича. Они не нуждают­ ся в комментариях. «При­ каз № 160 по управлению тралового флота гостреста «Мурманрыба». 9 ноября 1937 года. Исполнилось 20 лет работы в траловом фло­ те инструктора-тралмейсте­ ра Ф. Е. Шамалуева. Учиты­ вая плодотворную работу тов. Шамалуева по обучению кадров в годы зарож ­ дения советского тралового флота, объявляю благодар­ ность и выдаю единовремен­ ное вознаграждение в сум­ ме 1500 рублей и премирую часами. Подпись: замести­ тель начальника управления тралового флота Минеев, на­ чальник административно- хозяйственного отдела Вас- нев». Еще раньше за налажива­ ние кошелькового лова Фе­ дор Егорович награжден при­ казом № 36 от 19 февраля 1S35 года патефоном. «Телеграмма. Москва, № 815. «Мурманрыба» Лоба­ нову, политчасть Макарову. В связи с двадцатилетием тралового флота приказом Наркомрьгбпрома 191 от 8 мая награждены знаком отлични­ ка социалистического сорев­ нования Наркомрыбпрома Михов, С. Д. Копытов, Ша­ малуев, Амосов, Новожилов, Леонтьев, Махилев, Неклю­ дов, Титов. Поздравляю на­ гражденных, желаю даль­ нейших успехов. Еремеев». И еще один. «.,.В соответствии с прика­ зом по министерству от 20 мая 1952 года № 179-П о введении для мастеров по добыче рыбы званий масте­ ров по добыче первого клас­ са и мастера по добыче вто­ рого класса, присвоить тов. Шамалуеву звание мастера по добыче рыбы первого класса». В 1946 году Федор Егоро­ вич был награжден медалью. П ЯТЬ лет назад, к 75- летию со дня рожде­ ния Ф. Е. Шамалуева, наша газета широко расска­ зала о жизни этого замеча­ тельного человека, рыбацко­ го специалиста. Между про­ чим, тогда же, в который уже раз, поднимался вопрос о том, чтобы память о пер­ вом русском тралмейстере жила не только в сердцах людей, знавших его лично, но и была увековечена в названии одного из совре­ менных кораблей. Что же сделано сейчас в этом направлении? За про­ шедшие пять лет появились разные «Туры», «Параллак­ сы», «Северные сияния», «Всполохи», даже «Эвере- сты», ко нет среди этих, ни к чему не обязывающих названий траулера, на борту которого было бы выведено «Тралмейстер Шамалуев», или просто «Федор Шама­ луев», В, ХРЯШКОВ. ве ваеров дает снижение в улове ва 50 процентов (как ато отмечено в книге : «Про­ мысловое дело*), то сказанное выше требует безотлагатель^ ного проведения всследов^-* ней для выявления наиболее точных способов промера ваеров и тем самым повыше­ ния добычи рыбы. - Некоторые специалисты or* делов добычи флотов ждут не дождутся окончания разра* ботки и освоения нового спо­ соба промера, основанного на принципе нанесения на вае­ ра магнитных марок (способ 9). По их мнеяию, именно этот способ должен решить поставленный вопрос. , Но давайте реально по* смотрим на действительность. Во-первых, на освоение потребуется несколько лет. Во-вторых, его намечено применять только на судах кормового траления. В-треть­ их, для оснащения приборами всех запланированных судов потребуется также длительное время. В-четвертых, . можно ли гарантировать необходи” мую точность этого способа, если уж теперь точно уста­ новлено, что при вытравлива­ нии ваеров мы получаем одну разницу в длинах, а при нх выборке другую. Пожалуй, не только нельзя дать такой гарантии, а на­ оборот, уже сейчас можно за­ ключить, что он будет мшее точен, чем промеры третьим п четвертым способами. Ведь кроме существующих ошибок, происходящих, возможно, от различной площади траловых досок и других . причин, он станет осуществляться с по­ мощью аппаратуры, которая иногда может быть неисправ­ на. Из сказанного можно за­ ключить, что в самое короткое время следует провести ис­ следование точности всех способов промера ваеров и полученный результат довести до сведения промысловиков. Считаю, что ни в коем слу­ чае нельзя делать, массового заказа на аппаратуру пока поставленный вопрос не будет решен в ее пользу. Е. ЛЕБЕДЕВ, капитан даль­ него плавания. Н В Я В Я 1 1 В 1 И П Л А НШЕ Т ДЛЯ СУДОВОДИТЕЛЯ Новый универсальный план* шет с визиром, разработанный советскими саециалистамиг, нашел применение в практи­ ке вождения транспортных и промысловых судов Дальнего Востока. С его помощью ка­ питалы или штурманы лл три- пять минут производят обра­ ботку радиолокационных на" блюдений и выбирают па«луч­ ший маневр, обеспечивающий безопасность расхождения встречных судов в море. По мнению специалистов, новый планшет выгодно отли­ чается от всех существующих приборов этого типа. Он наи­ более удобен в рапото и наде­ жен. (Корр. ТАСС)* Владивосток.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz