Рыбный Мурман. 1970 г. Февраль.
Михаил Лукимскнй начинал на Кандалакшском механическом заводе дежурным электрикам. За шесть лет прошел путь до инже нера* конструктора. На заводе он зарекомендовал себя активным ра* циоиализатором, инициативным работником. Вечерами Михаил Лукинсиий (справа) любит «сразиться» в шах маты. Чаще всего его партнером бывает коллега конструктор Изот сим Котов. * \ ч В КОНЦЕ прошлого года ион- ' структор отдела научной ор ганизации труда Николай Иванович Пискунов принял актив* мое участие в создании ориги нальной стружкодробильной уста новки. Измельчение стружки по зволит максимально использовать грузрлодъемность автомашин, за* пятых на вывозке ее с завода, а также железнодорожных вагонов. тия около 7 тысяч рублей. Общий годовой экономический. На снимке! инженер-конструктор И. И> Пискунов. эффект . составит для предприя* Фото А; Вандина* О СПОСОБАХ ПРОМЕРА ВАЕРОВ в НАСТОЯЩЕЕ время на судах кормового трале ния применяются не- , «только способов промера вае- f<Hr. черев промерные ролики (1), через один поворотный ролик (2), при выборке вае ров по время подъема трала (3), при вытравливания вае ров во время спуска трала (4), нутем выравнивания ваеров во аамереиным в них усилиям $5), выравнивания ваеров по стрелам прогиба (6), вы равнивание ваеров по их вы соте у поверхности воды (7). По видимому, в ближайшие . годы найдут применение спо- - •собы определения разницы в Ялине ваеров по их крутке (8), и с помощью электронно го устройства, основанного на принципе нанесения мапгит- авых марок (9). Практика показывает, что аваиболее часто используемые «ейчас первые четыре спосо ба дают различные результа ты замера. Так, например, в рейсе на БМРТ-410 в июне 4969 года инженеры-настав ники отдела добычи Мурман ского тралового флота Тоиу- ев А. П. и Дмитриев А. Н .. совместно с экипажем этого судна промерили веера спо собами 2, 3 и 4 и нашли, что еиособы 2 и 4 дали одинако вые результаты, а результаты промера по.З способу отлича лись от двух первых на 6 м. Это подтвердилось и в после дующей работе в течение рей са. Другой пример. Тов. Току- ев А. П. в 1967 г., находясь в рейсе на ППР «Ввремышль», наблюдал разницу в резуль татах замера ваеров по 3 и 4 способам па 3 метра. Как и в нервом примере, здесь слу чайной ошибки в промере вае ров не было, потому что за меры проводалксь неодно кратно. В настоящее время ориен тировочно можно зашточить, что половина старших масте ров по добыче рыбы, работаю щих на судах кормового тра ления, ечвгтают, что способы 2 и 3 с достаточной для практики точностью (до 1 м) дают одинаковые результаты промера ваеров, а остальные мастера считают, что между результатами промеров спосо бами 1 и 2 с одной стороиы и способом 3 — с другой (при длине ваеров 700 м) наблюда ется разница около двух мет ров; Причем, исходя на инди видуальных логических за ключений, часть мастеров ока зывает больше доверяя перво- пжьомы словнкмм му и второму способам, а чисть — третьему. Известно также, что изго товленные на фабрике орудий лова ваера при первом про мере на судах (до начала их эксплуатации) в 50 процентах елучаев показывают разницу ж длине до 2—3 м. Наблюда лись случаи, когда эта ошиб ка достигала 8 м. Как прави ло, в таких случаях промыс ловики винят изготовителей, Я часто посещаю фабрику, много раз наблюдал за ходом производства и считаю, что рабочие подходят к этому вопросу оерьеэно н честно от носятся к работе. . .Схема конструкции, служащей для промера ваеров, проста в, на мой (взгляд, выполнена без ошибок. Почему получаются расхождения в результатах промеров, сделанных ва фабрике и ва судах, пока не ябво. Многие товарищи,-аная, что я долгое время работаю над способами промера ваеров, иногда спрашивают, а какой же из этих способов точнее? Точного и определенного от вета на поставленный вопрос Я пока дать не могу. Дело в том, что ' для этого следует провести специальные иссле дования. И вопрос этот гораздо серь езнее, чем он кажется на первый взгляд. Действитель но, если правильно сущест вующее мнение о том, что разница в длинах ваеров бо лее одного метра уже отри цательно сказывается на вы лове рыбы в тем более, если трехметровая разница в дли- tll!llI!l!lil!IIllIIIIIIIi[IIIIIIIIIHHIIIIlllllll№H№llll!llill!IIIIIIIII!llllllIi!llIl!iISIISIllllll!l!ll)lil!lll!!IIII!llil!liH ва, как «джильоон», «мес сенджера, «сушилка», «че- кель», услышишь только на траулере». - И далее Павел Павлович Давкнис рассказывает о конфузе, которой приклю- ’ чился с молодыми судоводи телями «Смены». «Никто из них не мог спустить трала. Поэтому каждый спуск и подъем производился под руководством Федора Егоро- . вича, пока они не освоили профессию. Борис Тарунта- ев под конец рейса стал ра ботать самостоятельно — тралмейстером». В своем письме капитан Давкнис с восхищением от мечает: «Сколько замеча тельных последователей он вырастил. Таких, как Тарун- таев, Стрелков, Коровин ский и многих других. Всег да он стремился внести что- нибудь новое в тралы... Фе дор Егорович был исключи тельно внимателен к людям, не терпел расхлябанности, недисциплинированности». Одно письмо. Оно написа но на четырех страницах плотным почерком. Его до статочно, чтобы представить характер, взгляды, стремле ния первого русского трал мейстера. А вот одно из свидетельств людей, с кото рыми свела Федора Егорови ча хлопотливая рыбацкая жизнь. «Я встретился с ним в 1928 году на экспериментальном судне «Красный рыбак» (ти па старого тральщика), на котором осваивали кошель ковый лов. Руководил этими работами Ф. Е. Шамалуев. Плавая потом капитаном в траловом флоте, мне много пришлось ходить в море с Федором Егсровичем. За рейс . он пересаживался на многие траулеры, находив шиеся в пролове, искал де фекты в тралах и устранял их», — пишет Павел Андрее вич Овчинников. «На СРТ «Фазан», где по знакомился с Шамалуевым, он говорил мне: «Не о себе беспокоюсь, не за своей сла вой гонюсь, а о вас, моло дых, думаю, чтобы вы не тащили вот так сети, не убивались, тряся их, А сельдь можно ловить и тра лом я. «В бытность мою на сред нем рыболовном траулере № 153 «Алдан» Федор Егоро вич работал тралмейстером- наставииком, обучал моло дежь траловому делу. Шама луев отдавал все свой силы и знания быстрой подготов ке специалистов по добыче рыбы. Этот человек был при мером для всех моряков, скромным, удивительно тру долюбивым, честным и от зывчивым товарищем». В 1952—53 годах Федор Егорович помогал промысло викам «Мурмансельди» ос ваивать орудия лова, в част ности, он испытывал там свой трал для лова сельди. Об этом-то и вспоминают Павел Иванович Шубин и Михаил Иванович Селяни- нов. И тем значителен вклад первого русского тралмей стера в развитие советского рыбного промысла. М Ы говорим «первые», что равносильно слову «пер вооткрыватели». Это люди, на плечи которых все гда ложится наибольшая т я жесть. Мы говорим «пер вый», и как-то трудно сейчас представить, что подвека на зад в захудалом рыбном хо зяйстве, оставшемся нам в наследство от прошло го, был всего один человек, который мог без помощи иностранцев • инструкторов скроить, сшить трал, спу стить его, подсказать судово дителям, как лучше пройти, чтобы не порвать орудия ло ва. Именно к двадцатому го ду относится коротенькая выдержка из документа, хра- нящегося в Архангельском государственном архиве: «В траловотакелажном деле «Областьрыба» имеет перво классного специалиста для работы в море — тралмей стера- инструктора Ф. Шама- луева». Еще красноречивее доку менты личного дела Федора Егоровича. Они не нуждают ся в комментариях. «При каз № 160 по управлению тралового флота гостреста «Мурманрыба». 9 ноября 1937 года. Исполнилось 20 лет работы в траловом фло те инструктора-тралмейсте ра Ф. Е. Шамалуева. Учиты вая плодотворную работу тов. Шамалуева по обучению кадров в годы зарож дения советского тралового флота, объявляю благодар ность и выдаю единовремен ное вознаграждение в сум ме 1500 рублей и премирую часами. Подпись: замести тель начальника управления тралового флота Минеев, на чальник административно- хозяйственного отдела Вас- нев». Еще раньше за налажива ние кошелькового лова Фе дор Егорович награжден при казом № 36 от 19 февраля 1S35 года патефоном. «Телеграмма. Москва, № 815. «Мурманрыба» Лоба нову, политчасть Макарову. В связи с двадцатилетием тралового флота приказом Наркомрьгбпрома 191 от 8 мая награждены знаком отлични ка социалистического сорев нования Наркомрыбпрома Михов, С. Д. Копытов, Ша малуев, Амосов, Новожилов, Леонтьев, Махилев, Неклю дов, Титов. Поздравляю на гражденных, желаю даль нейших успехов. Еремеев». И еще один. «.,.В соответствии с прика зом по министерству от 20 мая 1952 года № 179-П о введении для мастеров по добыче рыбы званий масте ров по добыче первого клас са и мастера по добыче вто рого класса, присвоить тов. Шамалуеву звание мастера по добыче рыбы первого класса». В 1946 году Федор Егоро вич был награжден медалью. П ЯТЬ лет назад, к 75- летию со дня рожде ния Ф. Е. Шамалуева, наша газета широко расска зала о жизни этого замеча тельного человека, рыбацко го специалиста. Между про чим, тогда же, в который уже раз, поднимался вопрос о том, чтобы память о пер вом русском тралмейстере жила не только в сердцах людей, знавших его лично, но и была увековечена в названии одного из совре менных кораблей. Что же сделано сейчас в этом направлении? За про шедшие пять лет появились разные «Туры», «Параллак сы», «Северные сияния», «Всполохи», даже «Эвере- сты», ко нет среди этих, ни к чему не обязывающих названий траулера, на борту которого было бы выведено «Тралмейстер Шамалуев», или просто «Федор Шама луев», В, ХРЯШКОВ. ве ваеров дает снижение в улове ва 50 процентов (как ато отмечено в книге : «Про мысловое дело*), то сказанное выше требует безотлагатель^ ного проведения всследов^-* ней для выявления наиболее точных способов промера ваеров и тем самым повыше ния добычи рыбы. - Некоторые специалисты or* делов добычи флотов ждут не дождутся окончания разра* ботки и освоения нового спо соба промера, основанного на принципе нанесения на вае ра магнитных марок (способ 9). По их мнеяию, именно этот способ должен решить поставленный вопрос. , Но давайте реально по* смотрим на действительность. Во-первых, на освоение потребуется несколько лет. Во-вторых, его намечено применять только на судах кормового траления. В-треть их, для оснащения приборами всех запланированных судов потребуется также длительное время. В-четвертых, . можно ли гарантировать необходи” мую точность этого способа, если уж теперь точно уста новлено, что при вытравлива нии ваеров мы получаем одну разницу в длинах, а при нх выборке другую. Пожалуй, не только нельзя дать такой гарантии, а на оборот, уже сейчас можно за ключить, что он будет мшее точен, чем промеры третьим п четвертым способами. Ведь кроме существующих ошибок, происходящих, возможно, от различной площади траловых досок и других . причин, он станет осуществляться с по мощью аппаратуры, которая иногда может быть неисправ на. Из сказанного можно за ключить, что в самое короткое время следует провести ис следование точности всех способов промера ваеров и полученный результат довести до сведения промысловиков. Считаю, что ни в коем слу чае нельзя делать, массового заказа на аппаратуру пока поставленный вопрос не будет решен в ее пользу. Е. ЛЕБЕДЕВ, капитан даль него плавания. Н В Я В Я 1 1 В 1 И П Л А НШЕ Т ДЛЯ СУДОВОДИТЕЛЯ Новый универсальный план* шет с визиром, разработанный советскими саециалистамиг, нашел применение в практи ке вождения транспортных и промысловых судов Дальнего Востока. С его помощью ка питалы или штурманы лл три- пять минут производят обра ботку радиолокационных на" блюдений и выбирают па«луч ший маневр, обеспечивающий безопасность расхождения встречных судов в море. По мнению специалистов, новый планшет выгодно отли чается от всех существующих приборов этого типа. Он наи более удобен в рапото и наде жен. (Корр. ТАСС)* Владивосток.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz