Рыбный Мурман. 1970 г. Февраль.
Д ЛИТЕЛЬНОЕ время ю>« рабли тралового флота работают в Баренцевом поре на болынпх глубинах —* па западном склоне Медве- иранской банки и на свалах Шпицбергенской. Как показы- влет опыт, судоводителям адеев приходится нелегко. На* Во быть очень внимательным, знать особенности промысла в а таких глубинах. Но не все обладают этими качествами. Поэтому можно наблюдать, что одни суда имеют большие уловы, другие — ниже или работают с переменным ус* цехом. т яш ш яв^ш вш Учитывая такое положение, руководитель промысла Сергей Ивавович Шередека организо вал совещание по обмену опытом работы на •вале глубин. На нем выступил и наш капитан Николай Васильевич Бурак. Перед этим он расспрашивал меня о том, каким путем мы добиваемся на на шей, вахте большпх уловов, как организуем ра- -боту но,-спуску трала, и в чем причина того, что мосле. спуску трал сразу принимает рабочее по ложение, . Секрета здесь’ никакого нет. Опыт прошлых лет подсказывал нам, что не следует никогда Везка^мевшп. глубину, не надо делать крутых iremrp<mm, так как при этом трал какое-то время отрывается от грунта, и, естественно, снижа ются уловы. Менять глубину следует плавко! 'Ври этом я всегда сбавляю'два оборота гребно го винта, если надо увеличить глубину, в на оборот — прибавляю два оборота,'когда умень шаю. • Что дает подобная.прантика? Вот только одна пример последнего рейса, В декабре, несколько #ней мы промышляли вместе сРТ .319 Ч&оги- лев». Уловы за нас 20 минут составляли .Лве хороших «кошалки». На одной из ночных вахт тем же курсом наш РТ 308 шел впереди, а на обратном — РТ-319. Вижу, штурман резко «еняет курс, увеличивая или уменьшая этом глубину. Раньше мне приходилось плавать на этом траулере, знаю его капитана Анатолия Ми хайловича Захарченко. А тут сразу обратил ввги- 'маиие, что это не его почерк, видимо, он отды хал. Связавшись с вахтенным штурманом по стан ции УКВ, я узнал; на каких глубинах прибор показывает лучшие записи, и посоветовал не менять резко тлубину. Но в результате того, что 4 » допустил уже ошибку, улов у них был пол тонны, а у нас, как прежде) две хороших «ко* гналки». На триста девятнадцатом провершга трал >— он был в порядке.. Промах *допустил Штурман. И его ошибку исправил сменивший НА СВАЛЕ ГЛУБИН... его В. И, Столыпин, опытный судоводитель, при слушавшийся к моему совету, что причина ма лого улова — резкая смена глубин. Потом уло вы у вас были примерно одинаковые. Трудность работы в районах. больших глубин н в том, что здесь редко удается произвести астрономическое определенно места судна. А радиомаяки дают большую ошибку. Один на них, установленный на острове Медвежий север нее квадратов 2010 —• 2011, дает пеленг, который уводит обычно к северу. Однако пренебрегать им не следует. Он может сослужить немалую пользу. Например, подняли хороший улов, вэя- .ли пеленг этого радиомаяка, определили место судна по нему и глубине. Если такая точка бу дет с ошибкой и, возможно, большой, то все равно это позволит удержаться-на коряке. При этом следует учитывать течение, располагая наиболее рационально курсы траления. - ******* •*’ * ,/ , •• > - t »• На совещании отдельные капитаны высказы вали мнение, что при работе на свале глубин надо переходить при каждом тралении с трала на. трал. К примеру, на север вести промысел Тралом правого борта, на юг — левого. Есть ли смысл терять время? На мой взгляд, этого де лать не надо. В любом квадрате при первом же тралении следует точнее учитывать, каким кур сом и сколько времени шли, определять ско рость по плашпирному лагу, замечать глубины по самописцу эхолота. По этим дашшм. узнаем точнее направление свала глубин па новом мо сте, и при последующих тралениях тогда трудно допустить ошибку. На нужную глубину вый дешь с меньшей затратой времени. Проведенное совещание очень полезно для судоводителей. Было бы хорошо, если бы подоб ные советы проходили и в других районах про мысла. Известно, что разные квадраты моря имеют свои особенности, и совещания помогут судоводителям, быстрее сориентироваться, а в конечном счете — добиваться успеха. М. КИЧАНГИН, штурман РТ-308. Много пришлось потрудить ся • последнем рейсе старше му мастеру лова' СРТ-13 «Пе та» Артему Прокопьевичу Де нисову и его помощнику Ми хаилу Ивановичу Ильину.. На сты о штормы, туманы и .моро зы, ветер и задевистые грун ты казались порой непреодо лимыми препятствиями. Но *- • * - 1 мастера нова вместе со всем . экипажем победили морскую стихию. Рейс СРТ-13 закончился ус пешно. Моряки заготовили 55 тонн рыбы вместо 46 по плану. Еще ближе стал тот день, когда дружный коллек тив «Пешня будет рапортовать о выполнении,. обязательства, взятого в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. -• 4 * Т На снимке (слева направо): 4 - А. П. Денисов и М. И. Ильин. 5 - S Фото С. Данилова, На траулере «Курейка» много добросовестных тружеников, кото рыми гордится экипаж. На сиим- не вы видите одного иэ них — это матрос комсомолец НИКОЛАЯ ЕРМОШНИН. На конференции в Тронхейме в августе 1969 года, организован ной Норвежским техническим университетом, рассматривались вопросы рыбного промысла стра ны, строительства траулеров-фаб рик. При проектировании трауле ров-фабрик было разработано не сколько проектов рыболовных су дов длиной 45,7 метра и более. На базе их был создан траулер- фабрика с кормовым тралением. Результаты, достигнутые экипа жем, показали, что суда такого типа могут успешно работать в отдаленных районах промысла. Были построены и введены в эксплуатацию еще пять трауле ров этого типа. Два из пих имеют технологиче ские линии для’ производства мороженого филе и соленой ры бы. Бо;ц>шая часть этих судов продолжает работать и в настоя щее время по первоначальной технологии с незначительными изменениями. Траулер был позд- пее удлинен и стал выпускать продукцию только в виде филе,' имея вместимость трюмов 600 т. Рыба, поступающая на борт траулера, проходит четыре ос новных стадии обработки: обес кровливание и сортировку; обез главливание, потрошение и фяле- тирование: окончательная дора ботка филе, взвешивание и упа ковка; замораживание и хране ние. Первые предварительные ста дии обработки те же, которые выполняются вручную на нор вежских свежь'евых рыболовных траулерах с кормовым тралением. Рыба сортируется по размерам и породам в бункерах. Оборудование фирмы «Баадер# используется на второй етадии обработки. Из-за ограниченности производственных площадей тех нологические линии рыбофабрик имеют оборудование только для обработки трески и родственных пород рыб. Другие породы рыб обрабатываются вручную. Технологическое оборудование на норвежских траулерах-фабри ках состоит иэ линии для обра ботки больших экземпляров тре ски, состоящей из головоотсекаю- щей, фплетирующей, двух шку- росъемных машин и машин для потрошения, линии для мелкой и средней трески и других подоб ных рыб. Обе линии могут обслуживать ся пятью операторами в течение всего времени промысла. На пих можно вырабатывать около 3 т. филе в час, что эквивалентно 150 т. свежей рыбы в сутки. Так как это количество не может быть обработано вручную па предварительной стадии, произ водительности линий по выпол нению операций обезглавлива ния, потрошения и филстирова- иия болео чем достаточно. Узким местом в переработке рыбы является третья стадия окончательной доработки — раз вешивание на порции и упакова на. На этих опера'циях больше всего ручного труда. Наиболее длительной и трудоемкой работой является производство блоков филе из рыбы без шкуры и ко стей и менее трудоемкой—изго товление промышленного филе. Производство так называемо го промышленного филе было начато сравнительно недавно. При этом процессе полученное филе направляется из машины аепосредствепно в коробки весом по 20 кг без доработки, сортиров ки и взвешивания. Процесс за мораживания на судне также ме ханизирован, что значительно снижает стоимость продукции. На некоторых судах процесс замораживания включает загруз ку и выгрузку плиточных ско роморозильных аппаратов, вы- прессовку блоков из форм, упа ковку блоков и транспортировку их в трюм. При механизации этих процессов груда может быть достигнут значительный эффект. Третья и четвертая стадии обра ботки ограничивают производи тельность рыбофабрики до 1 т. в час. В 1963 году на траулерах стали выпускать филе в товарной упа ковке. В пакет укладывалось 10 порций филе в обертке из поли этилена (вес 4,5 кг). При приме нения такой упаковки даже с командой 48 человек (24 на ры- бофабрике) производительность рыбофабрякн была около 8 т. в сутки. Из-за этого судно вынуж дено было периодически прекра щать лов рыбы, чтобы дать воз можность рыбофабрике перера ботать весь улов. После того, как в такие же пакеты стали ук ладывать 5 порций филе, произ водительность увеличилась до 12 т. в сутки. В настоящее время основным видом товарной упаковки явля ется слоеная с полиэтиленовыми прокладками упаковка филе. В коробку его укладывается 4,5— 6 кг. Такая продукция может вы- . пускаться с командой меньшего состава при производительности до 20 т. в сутки. С точки зрепнн рыбозавода эта упаковка являет ся вполне удобной, по она не от вечает всем требованиям сбыта. Ежегодно вводятся в эксплуа тацию все новые машины. Пор* циоцирующие. машины,которые находятся в стадии испытания, будут выпускать филе.: э пакетах но 800 г. и выше. Приспособле ние для удаления костей и нор- ционирующая машина при ис пользовании картонных коробок позволяют непосредственно на судне выпускать потребитель скую упаковку филе. В настоящее время разрабаты вается конструкция еще одной машины — рыбного сепаратора. Эта машина отделяет длинново локнистые куски (филе) рыбы, которые могут использоваться для приготовления рыбных бри кетов. При рассмотрении вопросов выбора размеров рыбопромысло вых судов будущего приводились аргументы* как в пользу малых, так п больших судов. Строитель ная стоимость малых судов меньше, в связи с чем снижают ся первоначальные ' затраты средств и меньше риска с капи таловложениями. Большое рыболовное судно при наличии более высокой стро ительной стоимости и больших эксплуатационных затрат имеет более Еысо:;ую скорость хода и производительность по добыче рыбы. Такое судно будет иметь больше свободы выбора района промысла п сможет регулировать свой улов, а также работать при более неблагоприятных условиях. Его мощность, площадь палубы и более мощные лебедки и дру гие механизмы позволят исполь зовать орудие лова больших раз меров, особеппо при пелагиче ском траловом лоне рыбы. Н. ФЛЛИМОШИН. Л/У\ЛЛУ\ЛАЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/^КЛЛЛЛАЛЛАЛЛЛЛЛЛ^\А/ЧАЛЛЛЛЛ 1 «МОЖНО НАЧИНАТЬ ПРО МЫШЛЕННЫЙ ЛОВ МАКРЕ ЛЕЩУКИ НА ЭЛЕКТРО СВЕТ». Под таким заголовком в но мере «Рыбного Мурмава» за 23 января 1970 года были опубликованы материалы, рас сказывающие об успешном завершении экспериментов по облову макрелещуки с по мощью электрического света. Начальник отдела промыш ленного рыболовства главка «Севрыба» .тов. Неммчсшюв сообщил редакции, что главк '-планирует направить на об лов этой рыбы в августе—де кабре текущего года 10 судов тина СРТ и СРТ-М.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz