Рыбный Мурман. 1970 г. Февраль.

Д ЛИТЕЛЬНОЕ время ю>« рабли тралового флота работают в Баренцевом поре на болынпх глубинах —* па западном склоне Медве- иранской банки и на свалах Шпицбергенской. Как показы- влет опыт, судоводителям адеев приходится нелегко. На* Во быть очень внимательным, знать особенности промысла в а таких глубинах. Но не все обладают этими качествами. Поэтому можно наблюдать, что одни суда имеют большие уловы, другие — ниже или работают с переменным ус* цехом. т яш ш яв^ш вш Учитывая такое положение, руководитель промысла Сергей Ивавович Шередека организо­ вал совещание по обмену опытом работы на •вале глубин. На нем выступил и наш капитан Николай Васильевич Бурак. Перед этим он расспрашивал меня о том, каким путем мы добиваемся на на­ шей, вахте большпх уловов, как организуем ра- -боту но,-спуску трала, и в чем причина того, что мосле. спуску трал сразу принимает рабочее по­ ложение, . Секрета здесь’ никакого нет. Опыт прошлых лет подсказывал нам, что не следует никогда Везка^мевшп. глубину, не надо делать крутых iremrp<mm, так как при этом трал какое-то время отрывается от грунта, и, естественно, снижа­ ются уловы. Менять глубину следует плавко! 'Ври этом я всегда сбавляю'два оборота гребно­ го винта, если надо увеличить глубину, в на­ оборот — прибавляю два оборота,'когда умень­ шаю. • Что дает подобная.прантика? Вот только одна пример последнего рейса, В декабре, несколько #ней мы промышляли вместе сРТ .319 Ч&оги- лев». Уловы за нас 20 минут составляли .Лве хороших «кошалки». На одной из ночных вахт тем же курсом наш РТ 308 шел впереди, а на обратном — РТ-319. Вижу, штурман резко «еняет курс, увеличивая или уменьшая этом глубину. Раньше мне приходилось плавать на этом траулере, знаю его капитана Анатолия Ми­ хайловича Захарченко. А тут сразу обратил ввги- 'маиие, что это не его почерк, видимо, он отды­ хал. Связавшись с вахтенным штурманом по стан­ ции УКВ, я узнал; на каких глубинах прибор показывает лучшие записи, и посоветовал не менять резко тлубину. Но в результате того, что 4 » допустил уже ошибку, улов у них был пол­ тонны, а у нас, как прежде) две хороших «ко* гналки». На триста девятнадцатом провершга трал >— он был в порядке.. Промах *допустил Штурман. И его ошибку исправил сменивший НА СВАЛЕ ГЛУБИН... его В. И, Столыпин, опытный судоводитель, при­ слушавшийся к моему совету, что причина ма­ лого улова — резкая смена глубин. Потом уло­ вы у вас были примерно одинаковые. Трудность работы в районах. больших глубин н в том, что здесь редко удается произвести астрономическое определенно места судна. А радиомаяки дают большую ошибку. Один на них, установленный на острове Медвежий север­ нее квадратов 2010 —• 2011, дает пеленг, который уводит обычно к северу. Однако пренебрегать им не следует. Он может сослужить немалую пользу. Например, подняли хороший улов, вэя- .ли пеленг этого радиомаяка, определили место судна по нему и глубине. Если такая точка бу­ дет с ошибкой и, возможно, большой, то все равно это позволит удержаться-на коряке. При этом следует учитывать течение, располагая наиболее рационально курсы траления. - ******* •*’ * ,/ , •• > - t »• На совещании отдельные капитаны высказы­ вали мнение, что при работе на свале глубин надо переходить при каждом тралении с трала на. трал. К примеру, на север вести промысел Тралом правого борта, на юг — левого. Есть ли смысл терять время? На мой взгляд, этого де­ лать не надо. В любом квадрате при первом же тралении следует точнее учитывать, каким кур­ сом и сколько времени шли, определять ско­ рость по плашпирному лагу, замечать глубины по самописцу эхолота. По этим дашшм. узнаем точнее направление свала глубин па новом мо­ сте, и при последующих тралениях тогда трудно допустить ошибку. На нужную глубину вый­ дешь с меньшей затратой времени. Проведенное совещание очень полезно для судоводителей. Было бы хорошо, если бы подоб­ ные советы проходили и в других районах про­ мысла. Известно, что разные квадраты моря имеют свои особенности, и совещания помогут судоводителям, быстрее сориентироваться, а в конечном счете — добиваться успеха. М. КИЧАНГИН, штурман РТ-308. Много пришлось потрудить­ ся • последнем рейсе старше­ му мастеру лова' СРТ-13 «Пе­ та» Артему Прокопьевичу Де­ нисову и его помощнику Ми­ хаилу Ивановичу Ильину.. На­ сты о штормы, туманы и .моро­ зы, ветер и задевистые грун­ ты казались порой непреодо­ лимыми препятствиями. Но *- • * - 1 мастера нова вместе со всем . экипажем победили морскую стихию. Рейс СРТ-13 закончился ус­ пешно. Моряки заготовили 55 тонн рыбы вместо 46 по плану. Еще ближе стал тот день, когда дружный коллек­ тив «Пешня будет рапортовать о выполнении,. обязательства, взятого в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. -• 4 * Т На снимке (слева направо): 4 - А. П. Денисов и М. И. Ильин. 5 - S Фото С. Данилова, На траулере «Курейка» много добросовестных тружеников, кото­ рыми гордится экипаж. На сиим- не вы видите одного иэ них — это матрос комсомолец НИКОЛАЯ ЕРМОШНИН. На конференции в Тронхейме в августе 1969 года, организован­ ной Норвежским техническим университетом, рассматривались вопросы рыбного промысла стра­ ны, строительства траулеров-фаб­ рик. При проектировании трауле­ ров-фабрик было разработано не­ сколько проектов рыболовных су­ дов длиной 45,7 метра и более. На базе их был создан траулер- фабрика с кормовым тралением. Результаты, достигнутые экипа­ жем, показали, что суда такого типа могут успешно работать в отдаленных районах промысла. Были построены и введены в эксплуатацию еще пять трауле­ ров этого типа. Два из пих имеют технологиче­ ские линии для’ производства мороженого филе и соленой ры­ бы. Бо;ц>шая часть этих судов продолжает работать и в настоя­ щее время по первоначальной технологии с незначительными изменениями. Траулер был позд- пее удлинен и стал выпускать продукцию только в виде филе,' имея вместимость трюмов 600 т. Рыба, поступающая на борт траулера, проходит четыре ос­ новных стадии обработки: обес­ кровливание и сортировку; обез­ главливание, потрошение и фяле- тирование: окончательная дора­ ботка филе, взвешивание и упа­ ковка; замораживание и хране­ ние. Первые предварительные ста­ дии обработки те же, которые выполняются вручную на нор­ вежских свежь'евых рыболовных траулерах с кормовым тралением. Рыба сортируется по размерам и породам в бункерах. Оборудование фирмы «Баадер# используется на второй етадии обработки. Из-за ограниченности производственных площадей тех­ нологические линии рыбофабрик имеют оборудование только для обработки трески и родственных пород рыб. Другие породы рыб обрабатываются вручную. Технологическое оборудование на норвежских траулерах-фабри­ ках состоит иэ линии для обра­ ботки больших экземпляров тре­ ски, состоящей из головоотсекаю- щей, фплетирующей, двух шку- росъемных машин и машин для потрошения, линии для мелкой и средней трески и других подоб­ ных рыб. Обе линии могут обслуживать­ ся пятью операторами в течение всего времени промысла. На пих можно вырабатывать около 3 т. филе в час, что эквивалентно 150 т. свежей рыбы в сутки. Так как это количество не может быть обработано вручную па предварительной стадии, произ­ водительности линий по выпол­ нению операций обезглавлива­ ния, потрошения и филстирова- иия болео чем достаточно. Узким местом в переработке рыбы является третья стадия окончательной доработки — раз­ вешивание на порции и упакова­ на. На этих опера'циях больше всего ручного труда. Наиболее длительной и трудоемкой работой является производство блоков филе из рыбы без шкуры и ко­ стей и менее трудоемкой—изго­ товление промышленного филе. Производство так называемо­ го промышленного филе было начато сравнительно недавно. При этом процессе полученное филе направляется из машины аепосредствепно в коробки весом по 20 кг без доработки, сортиров­ ки и взвешивания. Процесс за­ мораживания на судне также ме­ ханизирован, что значительно снижает стоимость продукции. На некоторых судах процесс замораживания включает загруз­ ку и выгрузку плиточных ско­ роморозильных аппаратов, вы- прессовку блоков из форм, упа­ ковку блоков и транспортировку их в трюм. При механизации этих процессов груда может быть достигнут значительный эффект. Третья и четвертая стадии обра­ ботки ограничивают производи­ тельность рыбофабрики до 1 т. в час. В 1963 году на траулерах стали выпускать филе в товарной упа­ ковке. В пакет укладывалось 10 порций филе в обертке из поли­ этилена (вес 4,5 кг). При приме­ нения такой упаковки даже с командой 48 человек (24 на ры- бофабрике) производительность рыбофабрякн была около 8 т. в сутки. Из-за этого судно вынуж­ дено было периодически прекра­ щать лов рыбы, чтобы дать воз­ можность рыбофабрике перера­ ботать весь улов. После того, как в такие же пакеты стали ук­ ладывать 5 порций филе, произ­ водительность увеличилась до 12 т. в сутки. В настоящее время основным видом товарной упаковки явля­ ется слоеная с полиэтиленовыми прокладками упаковка филе. В коробку его укладывается 4,5— 6 кг. Такая продукция может вы- . пускаться с командой меньшего состава при производительности до 20 т. в сутки. С точки зрепнн рыбозавода эта упаковка являет­ ся вполне удобной, по она не от­ вечает всем требованиям сбыта. Ежегодно вводятся в эксплуа­ тацию все новые машины. Пор* циоцирующие. машины,которые находятся в стадии испытания, будут выпускать филе.: э пакетах но 800 г. и выше. Приспособле­ ние для удаления костей и нор- ционирующая машина при ис­ пользовании картонных коробок позволяют непосредственно на судне выпускать потребитель­ скую упаковку филе. В настоящее время разрабаты­ вается конструкция еще одной машины — рыбного сепаратора. Эта машина отделяет длинново­ локнистые куски (филе) рыбы, которые могут использоваться для приготовления рыбных бри­ кетов. При рассмотрении вопросов выбора размеров рыбопромысло­ вых судов будущего приводились аргументы* как в пользу малых, так п больших судов. Строитель­ ная стоимость малых судов меньше, в связи с чем снижают­ ся первоначальные ' затраты средств и меньше риска с капи­ таловложениями. Большое рыболовное судно при наличии более высокой стро­ ительной стоимости и больших эксплуатационных затрат имеет более Еысо:;ую скорость хода и производительность по добыче рыбы. Такое судно будет иметь больше свободы выбора района промысла п сможет регулировать свой улов, а также работать при более неблагоприятных условиях. Его мощность, площадь палубы и более мощные лебедки и дру­ гие механизмы позволят исполь­ зовать орудие лова больших раз­ меров, особеппо при пелагиче­ ском траловом лоне рыбы. Н. ФЛЛИМОШИН. Л/У\ЛЛУ\ЛАЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/^КЛЛЛЛАЛЛАЛЛЛЛЛЛ^\А/ЧАЛЛЛЛЛ 1 «МОЖНО НАЧИНАТЬ ПРО­ МЫШЛЕННЫЙ ЛОВ МАКРЕ­ ЛЕЩУКИ НА ЭЛЕКТРО­ СВЕТ». Под таким заголовком в но­ мере «Рыбного Мурмава» за 23 января 1970 года были опубликованы материалы, рас­ сказывающие об успешном завершении экспериментов по облову макрелещуки с по­ мощью электрического света. Начальник отдела промыш­ ленного рыболовства главка «Севрыба» .тов. Неммчсшюв сообщил редакции, что главк '-планирует направить на об­ лов этой рыбы в августе—де­ кабре текущего года 10 судов тина СРТ и СРТ-М.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz