Рыбный Мурман. 1970 г. Февраль.

'У'* Ч \ • \ * f * ' у* (Окончание. Начало на J-й стр.|. Е центральной лаборатория установлено, Е что содержание жира в печени доходило Е в октябре до 66,92 процента, в икре и Е молоках — до 2,71 процента, За счет Е этого содержание жира в сырье, 'не* Е пользуемом на выработку рыбной м у Е ки, доходило до 11,18 процента. Е Все перечисленные особенности, по* Е лярвой тресочки, в отлично от других ■£ тресковых рыб, при выпуске пищевой с продукции и выработке рыбной муки приходилось изучать, проверять и учи- г тывать, не останавливая производство. 5 Капитан-директор “ БЙРТ . «Сверд* подъемами. При хорошей концентра­ ции тресочки за 10—15 минут трале­ ния уловы бывают от 6 до 12 тонн, При таких уловах рыба без задоржки. сра­ зу поступает на переработку^ ее легче рассортировать по размерам й отсорти­ ровать дефектные экземпляры. Люди, занятые на сортировке, меньше утом­ ляются, для выпуска пищевой продук­ ции направляется. только пригодная для этой.цели рыба, продукция выпус­ кается высокого качества. Отсортиро­ ванная дефектная, рыба полностью ис­ пользуется для выработки рыбной му­ ки. ; Но, к сожалению, встречаются еще судоводители-любители 5 ловск» тов. Дудченко и кадитцн-дирек- о ^ ь н ы е = тор БМРТ «Гольфстрим» тов. Филимо- ' сверхбольших подъемов. Трал в воде г - - г г _ ЛИ1| „ р П1КЯТ nrt q a r . v я т л и п п л й й П п - — нов четко организовали труд на всех Е производственных, участках. . Продол- sr жит,ельность траления устанавливалась ЕЕ с учетом того, чтобы иа переработку Е все время направлялась только све- Е ж ая рыба. За 10—20 минут на бо£т — ооднимали не более 8—12 тонн, то Е есть на обоих судах не увлекались Е продолжитольностью траления и боль- Е лшмн подъемами, а поэтому рыба в ^ меньшей степени деформировалась и Е трале и при подъеме на борт. S Поднятая на борт «Свердловска» по* Е лярная тресочка' подавалась не в рыб- £ нйй'бункер, а под напором воды нэ па* Е яубных ящиков через приспособленную Е Для этой цели вентиляционную трубу Е поступала в мойки на сортировку и Е расфасовку. Это позволило сократит^ Е путь прохождения рыбы от подъема па Е борт до заморозки, что в конечном счо* Е те уменьшает'ее деформацию. Для загч> Е товки пищевой рыбы отсортировышу- Е лась свежая, без нарушения покрова Е.-рыба размером более 15 сантиметров* Е ^Отбракованная по транспортеру ваправ- Е лилась в бункер для сырья рыбомуч* Е ной установки. Е Продолжительность заморозка в тун* Е вольных морозильных камерах при Е температуре —37—W C В течение 3,5—4 Е чаеов обеспечивала' выпуск брикетов с Е температурой не ниже *-48°С. , ч * Е Полярная трёсочка, поднятая на борт Е БМРТ «Гольфстрим», с палубы затру* Е жалась, в специальные рыбные- буняе- Е •ры, откуда ковшевыми транспортерами Е подавалась на ленточные транспортеры Е в подвергалась сортировке. Затем рыба, Е нрнгодпая для выпуска пищевой про* Е дукцин,-подавалась да механическую Е мойку. Здесь часть ее получала пев- Е реждения. Поэтому после мойки перед Е нодачей рыбы па расфасовку вьшужде* Е яы были добавочно ставить по одному Е человеку для отсортировки непригод- — ной для пищевых целей рыбы, Е Заморозку судовая установка ненре- Е рыиного действия типа «Асма» обеспе- = чнвала не выше —18°С. Механизмы Е морозилок (правого и левого борта) = часто выходили^ из строя, требовалась = их непрерывная наладка. В конце октября с БМРТ «Гольф- = стрим» решили перегрузить более 1200 — тонн мороженой полярной тресочки на з транспортный рефрижератор «Хибин- Е ские рорык Руководство судна моби'лн- Е зовало весь экипаж. Люди были рас- Е пределены на три вахты. При этом на Е помощь коллективу рефрижератора на- Е правлялось 6 человек. Хорошо проду- — манная капитан-директором тов. Е Филимоновым организация труда позво- Е лила в морских условиях перегрузить Е более тысячи тонн рыбы за сутки. Но, несмотря на огромный труд, аа- ~ траченный коллективом тралового ~ флота, из 40,9 тысячи тонн полярной Е тресочки, выпущенной в прошлом го* Е ду для хшщевых . целей первым сор- Е том, 24,7 тысячи тонн реализовано как Е мелочь второй группы. Флоту нричи- Е пен огромный ущерб. Эту рыбу в мо* Е лочь второй группы торгбвая в рыбная = инспекции переводили только из-за то* = j o , что в брикетах попадалось рыбок Е размером меньше 15 сантиметров более Е 2 процентов. По пищевой же ценности = и вкусовым качествам нет разницы в ;= рыбе дат пой 13—14 сантиметров и 15— Е 16 ем. Не. практически тщательно о т Е еортироввдь вкаемпляры 13—14 санти- = метров от рыб размером 15—16 санга- Е метров невозможно. Е Назрела острая необходимость вне- Е ста изменения в ГОСТ и вместо двух Е процентов рыб размером мепьше 15 Е сантиметров предусмотреть допуск в Е первых сортах 15 процент» их. В текущем, году траловому флоту Е выловить этой рыбы‘необходимо | го* Е раздо больше. Экипажи обязаны ра- — цйонально вести добычу рыбы, похо- Е зяйски использовать каждый центнер Е сырца. = Ни в коем случае нельзя увлекаться Е длительными тралениями и большими они держат до часу, а то и болев. По- лярная тресочка, имеющая нежное мя­ со и переполненное брюшко, еще при тралении деформируется, а при подъе­ ме мешка по слипу очень сильно мнется. .Ее очень трудно сортировать. В конечном счете .это приводит к вы* пуску цищовой продукции пониженно­ го качества. После сортировки очень много рыбы направляется на перера­ ботку, а рыбомучная установка имеет определенную производительность. Так теряется улов. г. При больших подъемах перегружа­ ются орудия лова, особенно механизмы траловой лебедки, ? тружал от 2,5 до 3 тонн полярной тресоч- ки. В первые 1—2 часа вел проварку сырья при подаче в аарубашечное про­ странство сушильного барабана пара под давлением до 1 кг/см2. После этого давление пара увеличивал до 3 — 3,5 кг/см* я вел сушку в течение 4—5 часов. Оканчивал сушку при понижен­ ном давлении пара до 1—1/2 кг/см3. Это позволяло правильно вести процесс п своевременно улавливать момент окон­ чания сушки муки. По окончании сушки мука сушенка сразу же полностью выгружалась из сушильных аппаратов я подвергалась прессованию при давлении пресса до 450кг/см2. На всех БМ1*Т типа «Пушкин» в «Нептун» имеется по два автономно ра­ ботающих сушильных аппарата и по одному гидравлическому прессу для брикетирования. При продолжитель­ ности прессования муки в один час пресс сдерживает работу сушильных аппаратов, что понижает выработку. Проведя наблюдения и тщательно изучив процесс прессования муки из полярной .тресочки, мы установили, что жир в основном отжимается в первые 25 минут работы пресса, включая вре­ мя на подъем давления его до 450 кг/см1. Продолжительность прессо­ вания была сокращена наполовину, что позволило полностью загрузить работой »шн1Ж11мп11Н11тп1(И11и111111М1Н111шГ||||1пн1111(1(ш>1(& На БМРТ «Гольфстрим» даплоиno Е пара в зарубашечном пространстве Е секций варильника поддерживалось от Е 2,8 до 3,5 кг/см2, а внутри мегаалочного Е механизма от 2 до 2,3 т/см2. Скорость Е вращения вала с мешалками была от Е регулирована иа минимальные оПоро Е ты — полтора оборота п мин. Прп та Е ком режиме работы варильного anua- Е рата сырье проходило через варильник Е ва 15 минут п хорошо проваривалось Е В процессе разваривания сырья из — костей образуются клеевые вещества, Е которые растворяются в выделяемой ва Е сырья воде. Эта клееобразная масса па- Е липает п насыхает на внутренние степ =• ки варильника, особенно на пал с ло Е патками, образуя . корку. Поэтому Е В ТРАЛЕ Р Е С О Ч К А aiiiiiiltliiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiittiiiiiiitiiiiiittitiiiiiiii!iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii Производство муки оба сушильных аппарата. Выработка муки в брикетах в отдельные днв дохо­ дила до 4-х тонн и технического жира — до одной, тонны. В среднем за сутки „ _ „ выработка муки составила три товны н На выработку рыбной муки в основ* * — •—--------- -------- для — -------------- ном используется отсортированная, непригодная для выпуска пищевой продукции рыба. . Н ави машинисты рыбомучных уста­ новок накопили богатый опыт ио выра­ ботке муки нз окуневых отходов — жирного сырья на установках, периоди­ ческого действия с ррямой сушкой. К этим установкам относятся двухбара­ банные, которыми оборудованы все траулеры бортового Траления * ваку- умсушильные рыбомучные установки а , прессами для брикетирования и отжа­ тая жира. Имя оборудованы БМРТ ти­ па «Пушкин», «Нептун». каждый мапганист рыбомучной уста­ новки знает, что ни - в коем случае нельзя допуейать пересушки муки из жирного сырья, так как она превра­ щается в полужидкую массу. Это про­ исходит потому, что после полного ис­ парения влаги ' быстро повышается температура жяра, в котором как бы расплавляется белковая часть. " : Структура муки, даже с содержанием жира свыше 30 процентов, более или ме­ нее сохраняется при содержании влаги в муке от 6 до 10 процентов. При пере­ сушке муки из окуневых отходов она не так быстро переходит в полужидкое состояние. Этому, видимо, в известной степени мешает более грубое мясо оку­ ня и более прочные кости. В отличие от окуня полярная тресоч­ ка как сырье для выработки муки го­ раздо капризнее — мясо ее нежное, кости мягкие, содержащие большое количество хрящевой массы. Жирность муки-сушенки за счет печени дохо­ дит до 40 процентов. Поэтому мука из полярной тресочки даже при незначи­ тельной пересушке, т. е. при содержа­ нии влаги менее 4 процентов, превра­ щается в полужидкую, массу. За окончанием сушки необходимо устанавливать непрерывный тщатель­ ный контроль. Рыбная мука считается готовой, когда приобретает рассыпча­ тое состояние и как бы начинает ска­ тываться в мелкие катыши. Такую му­ ку необходимо немедленно полностью выгружать из сушильного аппарата. На траулерах бортового ' траления — направлять ео в мучной бункер для хранения, а на БМРТ подвергать прес­ сованию при давлении до 450 кг/см4. Каждый машинист РМУ должен творчески подходить к делу, выработ­ ку муки вести с учетрм типа рыбомуч- ной установки, особенностей техноло­ гического процесса,' состояния сырья, его весового и химического состава. Так, на БМРТ 242 машинист тов. Ни­ кулин в сушильный аппарат рыбомуч­ ной установки системы «Гартман» эа- . технического жира — 600 килограммов. Проведена также большая работа по определению выхода рыбной муки на полярной тресочки. На основании ана­ лизов проб, отобранных в процессе ра­ боты, установлено, что средняя жир­ ность сырья (за счет печениХ была 10,14 процента. Мука сушенка из такого сырья имела жирность перед прессованием 37,85 процента. После прессования содержание жира в брикетированной муке в среднем со* ставило 15,94 процента. Выход брике­ тированной муки к весу сырья равнял­ ся 17,4 процента, т. е. на одну тонну му­ ки необходимо около 6 тонн полярной тресочки. Кроме того, получено 7,1 про­ цента жпра, отпрессованного из муки. Если содержание жира в сырье будет ниже 10 процентов, то atnpa, как по­ бочного продукта, будет отжиматься меньше, видимо, около 2 процентов к весу сырья.. На траулерах бортового траления, уменьшается теплоотдача от стенок к ~ сырью, оно хуже проваривается, что Е нарушает нормальную работу пресса » Е сушильных аппаратов. На БМРТ Е «Гольфстрим» машинисты РМУ своев- Е ременно удаляли корку и сырье хоро Е т о проваривалось. Е В первые дни промысла полярной Е тресочки на «Гольфстриме» не ладилось Е дело с выработкой муки. Сетка отце Е живателя пресса быстро забивалась, в Е но отжимался бульон из проваренного Е сырья. Судовые рационализаторы иа Е шинисты РМУ тт. Михайлов и Блинов — разобрались в неполадках. Оказалось, Е . что диаметр отверстий отцеживателя = слишком мял — 1 мм. Они увеличили Е отверстия до 2 мм. Поело этого работа Е пресса наладилась. Е В РМУ-Т -1 ИЖС работа варильника в Е пресса сблокирована, а поэтому при Е минимальных оборотах мешалки ва- Е рильника вал пресса имел 4 об/мин. Е Желательно было их уменьшить, Е но так как привод один, это еде- Е дать невозможно. На судах, где пресс ~ имеет отдельный прпвод, можно отре- Е гулировать обороты вала пресса на Е оптимальную работу. Е Жом нэ пресса направлялся сначала Е в аппарат предварительной сушки, от- Е куда попадал в аппарат окончательной Е сушки. Валы мешалочных механизмов Е аппарата предварительной сушка в Е окончательной работают также от од- Е ного двигателя. Давление пара на- Е калорифер предварительной сушки Е поддерживалось от 4 до 4,7 км/см*. Е Давление пара в зарубашечном прост- з~ ранстве и в мешалочном механизме — также поддерживалось 4 — 4,6 кг/ем2. Е Температура воздуха, поступавшего из 5 калорифера в аппарат предварнтель- Е вой сушки, была от 101. до^К^0 С.^ Тем- Е пература паров, удаляемых пз предва- Е рительной сушилки, равнялась +74— Е 82° С, а паров из окончательной сушил- Е ки — от 78 до 88 е G. Температура муки сушенки, поступающей из сушилок ва . £ мельницу, колебалась от 37 до 40”С. Лучшие результаты по выработке Е муки достигались при заполнении су- :Е шилок на одну треть объема. НО на Е БМРТ «Гольфстрим» ^при загруаке в -Е носовые трюмы 500—600 тонн рыбы £= крен на корму значительно умеымпа- Е ется и мука задерживается в сугаиль- Е ном аппарате’ Пришлось песта перио- 5 днческую сушку, что- снижало произ- -Е водителшоеть установки. Заводусудо- g где нет прессов для отжатия жира из - строителю необходимо учитывать по- муки сушенки, выработка муюа из жир­ ной преднерестовой полярной тресочки чрезмерно затруднена. Предполагаем, что отнерестившаяся полярная тресоч­ ка будет тоще, количество печени к ве­ су’рыбы понизится, за счет чего сред­ няя жирность сырья для муки поли- яится с 10—11 до 5—7 процентов. В этих услозиях станет.возможна выра­ ботка муки-сушенки и на двухбара- банных рыбомучных установках, кото­ рыми оборудованы бортовые траулеры. Отдельно иостараюсь осветить осо­ бенности . выработки рыбной муки из полярной тресочки на прессово сушиль- ных рыбомучных установках. Этими установками оборудованы все БМРТ польской постройки типа «Лесков» и «Космос», БМРТ типа «Алтай» и про­ изводственно-рефрижераторные трау­ леры. На перечисленных судах эксплу­ атируются несколько типов рыбомуч­ ных установок, но все опи действуют по одному принципу, и различия в их работе небольшие. Опыт показал, что нельзя давать ост­ рый пар в варильник, так как в этом случае белковые вещества нежпого мяса полярпой тресочки растворяются в большей степени и теряются. Надо помнить, что чем больше подается ост­ рого пара в сырье, тем больше потеря белковых и минеральных веществ и соответственно уменьшается выход му­ ки. А поэтому проварку сырья необхо­ димо вести только паром, по­ давая его в зарубашечное простран­ ство всех трех секций варильника и в вал мешалочного механизма. правку на изменение крепа при мон­ таже сушильных аппаратов РМУ. - = Следует также предусмотреть регу- _= лируемые выгрузочные лопатки. — Учитывая, что при обкатке новых ме- =« ханизмов в муку попадает повышенное ~ количество металлической пыли, на ~ выходе аппарата окончательной сушки ~ поДвесили добавочные магниты. Это = позволило вырабатывать готовую муку -= с минимальным содержанием металло- = примесей. Е В процессе работы мукой забивались Е пщеки, а доступ к нпм для очистки Е завод-изготовитель не предусмотрел. Е СуДовые рационализаторы сделали в Е кожухах шнеков окна с крышками. Е На- БМРТ «Гольфстрим» проведена Е работа по определению выхода муки из г: полярной тресочки на перечисленных s выше режимах работы РМУ. Он соста- ^ вил 15,8 процента к весу сырья. Сред- Е несуточная выработка составила 25 Е центнеров. Е Хочется обратиться ко всем морякам, Е специалистам-рыбообработчпкам, меха- Е НиКам по технологическому оборудова- Е нию с просьбой поделиться на етрали- ~ цах бассейновой газеты опытом выра- s ботки иищевой продукции и кормовой Е рыбной муки из полярной тресочки. Е Это позволит рациональнее иснользо- Е вать ее запасы и даст большую эконо- = мическую выгоду. Е Н. САВЕПКО, руководитель сектора Е но контролю за качеством рыбопро- Е дукцин и снижению ее себестоимости Е группы народного контроля управле- Е пия тралового флота. = rHM№HmMuimtuH№mtHtimiiiiiimiiiuHiiiiiiuiiiiiuiHniimHiiiiiiiiiniim)iiiiiiniiniViiiiiitiiiHikiuuiiiiiiHiiiiiiiiititiiiiiiniiiiuiiiiiiii!iiniiiiiiiiiiiniHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiir

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz