Рыбный Мурман. 1970 г. Февраль.
'У'* Ч \ • \ * f * ' у* (Окончание. Начало на J-й стр.|. Е центральной лаборатория установлено, Е что содержание жира в печени доходило Е в октябре до 66,92 процента, в икре и Е молоках — до 2,71 процента, За счет Е этого содержание жира в сырье, 'не* Е пользуемом на выработку рыбной м у Е ки, доходило до 11,18 процента. Е Все перечисленные особенности, по* Е лярвой тресочки, в отлично от других ■£ тресковых рыб, при выпуске пищевой с продукции и выработке рыбной муки приходилось изучать, проверять и учи- г тывать, не останавливая производство. 5 Капитан-директор “ БЙРТ . «Сверд* подъемами. При хорошей концентра ции тресочки за 10—15 минут трале ния уловы бывают от 6 до 12 тонн, При таких уловах рыба без задоржки. сра зу поступает на переработку^ ее легче рассортировать по размерам й отсорти ровать дефектные экземпляры. Люди, занятые на сортировке, меньше утом ляются, для выпуска пищевой продук ции направляется. только пригодная для этой.цели рыба, продукция выпус кается высокого качества. Отсортиро ванная дефектная, рыба полностью ис пользуется для выработки рыбной му ки. ; Но, к сожалению, встречаются еще судоводители-любители 5 ловск» тов. Дудченко и кадитцн-дирек- о ^ ь н ы е = тор БМРТ «Гольфстрим» тов. Филимо- ' сверхбольших подъемов. Трал в воде г - - г г _ ЛИ1| „ р П1КЯТ nrt q a r . v я т л и п п л й й П п - — нов четко организовали труд на всех Е производственных, участках. . Продол- sr жит,ельность траления устанавливалась ЕЕ с учетом того, чтобы иа переработку Е все время направлялась только све- Е ж ая рыба. За 10—20 минут на бо£т — ооднимали не более 8—12 тонн, то Е есть на обоих судах не увлекались Е продолжитольностью траления и боль- Е лшмн подъемами, а поэтому рыба в ^ меньшей степени деформировалась и Е трале и при подъеме на борт. S Поднятая на борт «Свердловска» по* Е лярная тресочка' подавалась не в рыб- £ нйй'бункер, а под напором воды нэ па* Е яубных ящиков через приспособленную Е Для этой цели вентиляционную трубу Е поступала в мойки на сортировку и Е расфасовку. Это позволило сократит^ Е путь прохождения рыбы от подъема па Е борт до заморозки, что в конечном счо* Е те уменьшает'ее деформацию. Для загч> Е товки пищевой рыбы отсортировышу- Е лась свежая, без нарушения покрова Е.-рыба размером более 15 сантиметров* Е ^Отбракованная по транспортеру ваправ- Е лилась в бункер для сырья рыбомуч* Е ной установки. Е Продолжительность заморозка в тун* Е вольных морозильных камерах при Е температуре —37—W C В течение 3,5—4 Е чаеов обеспечивала' выпуск брикетов с Е температурой не ниже *-48°С. , ч * Е Полярная трёсочка, поднятая на борт Е БМРТ «Гольфстрим», с палубы затру* Е жалась, в специальные рыбные- буняе- Е •ры, откуда ковшевыми транспортерами Е подавалась на ленточные транспортеры Е в подвергалась сортировке. Затем рыба, Е нрнгодпая для выпуска пищевой про* Е дукцин,-подавалась да механическую Е мойку. Здесь часть ее получала пев- Е реждения. Поэтому после мойки перед Е нодачей рыбы па расфасовку вьшужде* Е яы были добавочно ставить по одному Е человеку для отсортировки непригод- — ной для пищевых целей рыбы, Е Заморозку судовая установка ненре- Е рыиного действия типа «Асма» обеспе- = чнвала не выше —18°С. Механизмы Е морозилок (правого и левого борта) = часто выходили^ из строя, требовалась = их непрерывная наладка. В конце октября с БМРТ «Гольф- = стрим» решили перегрузить более 1200 — тонн мороженой полярной тресочки на з транспортный рефрижератор «Хибин- Е ские рорык Руководство судна моби'лн- Е зовало весь экипаж. Люди были рас- Е пределены на три вахты. При этом на Е помощь коллективу рефрижератора на- Е правлялось 6 человек. Хорошо проду- — манная капитан-директором тов. Е Филимоновым организация труда позво- Е лила в морских условиях перегрузить Е более тысячи тонн рыбы за сутки. Но, несмотря на огромный труд, аа- ~ траченный коллективом тралового ~ флота, из 40,9 тысячи тонн полярной Е тресочки, выпущенной в прошлом го* Е ду для хшщевых . целей первым сор- Е том, 24,7 тысячи тонн реализовано как Е мелочь второй группы. Флоту нричи- Е пен огромный ущерб. Эту рыбу в мо* Е лочь второй группы торгбвая в рыбная = инспекции переводили только из-за то* = j o , что в брикетах попадалось рыбок Е размером меньше 15 сантиметров более Е 2 процентов. По пищевой же ценности = и вкусовым качествам нет разницы в ;= рыбе дат пой 13—14 сантиметров и 15— Е 16 ем. Не. практически тщательно о т Е еортироввдь вкаемпляры 13—14 санти- = метров от рыб размером 15—16 санга- Е метров невозможно. Е Назрела острая необходимость вне- Е ста изменения в ГОСТ и вместо двух Е процентов рыб размером мепьше 15 Е сантиметров предусмотреть допуск в Е первых сортах 15 процент» их. В текущем, году траловому флоту Е выловить этой рыбы‘необходимо | го* Е раздо больше. Экипажи обязаны ра- — цйонально вести добычу рыбы, похо- Е зяйски использовать каждый центнер Е сырца. = Ни в коем случае нельзя увлекаться Е длительными тралениями и большими они держат до часу, а то и болев. По- лярная тресочка, имеющая нежное мя со и переполненное брюшко, еще при тралении деформируется, а при подъе ме мешка по слипу очень сильно мнется. .Ее очень трудно сортировать. В конечном счете .это приводит к вы* пуску цищовой продукции пониженно го качества. После сортировки очень много рыбы направляется на перера ботку, а рыбомучная установка имеет определенную производительность. Так теряется улов. г. При больших подъемах перегружа ются орудия лова, особенно механизмы траловой лебедки, ? тружал от 2,5 до 3 тонн полярной тресоч- ки. В первые 1—2 часа вел проварку сырья при подаче в аарубашечное про странство сушильного барабана пара под давлением до 1 кг/см2. После этого давление пара увеличивал до 3 — 3,5 кг/см* я вел сушку в течение 4—5 часов. Оканчивал сушку при понижен ном давлении пара до 1—1/2 кг/см3. Это позволяло правильно вести процесс п своевременно улавливать момент окон чания сушки муки. По окончании сушки мука сушенка сразу же полностью выгружалась из сушильных аппаратов я подвергалась прессованию при давлении пресса до 450кг/см2. На всех БМ1*Т типа «Пушкин» в «Нептун» имеется по два автономно ра ботающих сушильных аппарата и по одному гидравлическому прессу для брикетирования. При продолжитель ности прессования муки в один час пресс сдерживает работу сушильных аппаратов, что понижает выработку. Проведя наблюдения и тщательно изучив процесс прессования муки из полярной .тресочки, мы установили, что жир в основном отжимается в первые 25 минут работы пресса, включая вре мя на подъем давления его до 450 кг/см1. Продолжительность прессо вания была сокращена наполовину, что позволило полностью загрузить работой »шн1Ж11мп11Н11тп1(И11и111111М1Н111шГ||||1пн1111(1(ш>1(& На БМРТ «Гольфстрим» даплоиno Е пара в зарубашечном пространстве Е секций варильника поддерживалось от Е 2,8 до 3,5 кг/см2, а внутри мегаалочного Е механизма от 2 до 2,3 т/см2. Скорость Е вращения вала с мешалками была от Е регулирована иа минимальные оПоро Е ты — полтора оборота п мин. Прп та Е ком режиме работы варильного anua- Е рата сырье проходило через варильник Е ва 15 минут п хорошо проваривалось Е В процессе разваривания сырья из — костей образуются клеевые вещества, Е которые растворяются в выделяемой ва Е сырья воде. Эта клееобразная масса па- Е липает п насыхает на внутренние степ =• ки варильника, особенно на пал с ло Е патками, образуя . корку. Поэтому Е В ТРАЛЕ Р Е С О Ч К А aiiiiiiltliiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiittiiiiiiitiiiiiittitiiiiiiii!iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii Производство муки оба сушильных аппарата. Выработка муки в брикетах в отдельные днв дохо дила до 4-х тонн и технического жира — до одной, тонны. В среднем за сутки „ _ „ выработка муки составила три товны н На выработку рыбной муки в основ* * — •—--------- -------- для — -------------- ном используется отсортированная, непригодная для выпуска пищевой продукции рыба. . Н ави машинисты рыбомучных уста новок накопили богатый опыт ио выра ботке муки нз окуневых отходов — жирного сырья на установках, периоди ческого действия с ррямой сушкой. К этим установкам относятся двухбара банные, которыми оборудованы все траулеры бортового Траления * ваку- умсушильные рыбомучные установки а , прессами для брикетирования и отжа тая жира. Имя оборудованы БМРТ ти па «Пушкин», «Нептун». каждый мапганист рыбомучной уста новки знает, что ни - в коем случае нельзя допуейать пересушки муки из жирного сырья, так как она превра щается в полужидкую массу. Это про исходит потому, что после полного ис парения влаги ' быстро повышается температура жяра, в котором как бы расплавляется белковая часть. " : Структура муки, даже с содержанием жира свыше 30 процентов, более или ме нее сохраняется при содержании влаги в муке от 6 до 10 процентов. При пере сушке муки из окуневых отходов она не так быстро переходит в полужидкое состояние. Этому, видимо, в известной степени мешает более грубое мясо оку ня и более прочные кости. В отличие от окуня полярная тресоч ка как сырье для выработки муки го раздо капризнее — мясо ее нежное, кости мягкие, содержащие большое количество хрящевой массы. Жирность муки-сушенки за счет печени дохо дит до 40 процентов. Поэтому мука из полярной тресочки даже при незначи тельной пересушке, т. е. при содержа нии влаги менее 4 процентов, превра щается в полужидкую, массу. За окончанием сушки необходимо устанавливать непрерывный тщатель ный контроль. Рыбная мука считается готовой, когда приобретает рассыпча тое состояние и как бы начинает ска тываться в мелкие катыши. Такую му ку необходимо немедленно полностью выгружать из сушильного аппарата. На траулерах бортового ' траления — направлять ео в мучной бункер для хранения, а на БМРТ подвергать прес сованию при давлении до 450 кг/см4. Каждый машинист РМУ должен творчески подходить к делу, выработ ку муки вести с учетрм типа рыбомуч- ной установки, особенностей техноло гического процесса,' состояния сырья, его весового и химического состава. Так, на БМРТ 242 машинист тов. Ни кулин в сушильный аппарат рыбомуч ной установки системы «Гартман» эа- . технического жира — 600 килограммов. Проведена также большая работа по определению выхода рыбной муки на полярной тресочки. На основании ана лизов проб, отобранных в процессе ра боты, установлено, что средняя жир ность сырья (за счет печениХ была 10,14 процента. Мука сушенка из такого сырья имела жирность перед прессованием 37,85 процента. После прессования содержание жира в брикетированной муке в среднем со* ставило 15,94 процента. Выход брике тированной муки к весу сырья равнял ся 17,4 процента, т. е. на одну тонну му ки необходимо около 6 тонн полярной тресочки. Кроме того, получено 7,1 про цента жпра, отпрессованного из муки. Если содержание жира в сырье будет ниже 10 процентов, то atnpa, как по бочного продукта, будет отжиматься меньше, видимо, около 2 процентов к весу сырья.. На траулерах бортового траления, уменьшается теплоотдача от стенок к ~ сырью, оно хуже проваривается, что Е нарушает нормальную работу пресса » Е сушильных аппаратов. На БМРТ Е «Гольфстрим» машинисты РМУ своев- Е ременно удаляли корку и сырье хоро Е т о проваривалось. Е В первые дни промысла полярной Е тресочки на «Гольфстриме» не ладилось Е дело с выработкой муки. Сетка отце Е живателя пресса быстро забивалась, в Е но отжимался бульон из проваренного Е сырья. Судовые рационализаторы иа Е шинисты РМУ тт. Михайлов и Блинов — разобрались в неполадках. Оказалось, Е . что диаметр отверстий отцеживателя = слишком мял — 1 мм. Они увеличили Е отверстия до 2 мм. Поело этого работа Е пресса наладилась. Е В РМУ-Т -1 ИЖС работа варильника в Е пресса сблокирована, а поэтому при Е минимальных оборотах мешалки ва- Е рильника вал пресса имел 4 об/мин. Е Желательно было их уменьшить, Е но так как привод один, это еде- Е дать невозможно. На судах, где пресс ~ имеет отдельный прпвод, можно отре- Е гулировать обороты вала пресса на Е оптимальную работу. Е Жом нэ пресса направлялся сначала Е в аппарат предварительной сушки, от- Е куда попадал в аппарат окончательной Е сушки. Валы мешалочных механизмов Е аппарата предварительной сушка в Е окончательной работают также от од- Е ного двигателя. Давление пара на- Е калорифер предварительной сушки Е поддерживалось от 4 до 4,7 км/см*. Е Давление пара в зарубашечном прост- з~ ранстве и в мешалочном механизме — также поддерживалось 4 — 4,6 кг/ем2. Е Температура воздуха, поступавшего из 5 калорифера в аппарат предварнтель- Е вой сушки, была от 101. до^К^0 С.^ Тем- Е пература паров, удаляемых пз предва- Е рительной сушилки, равнялась +74— Е 82° С, а паров из окончательной сушил- Е ки — от 78 до 88 е G. Температура муки сушенки, поступающей из сушилок ва . £ мельницу, колебалась от 37 до 40”С. Лучшие результаты по выработке Е муки достигались при заполнении су- :Е шилок на одну треть объема. НО на Е БМРТ «Гольфстрим» ^при загруаке в -Е носовые трюмы 500—600 тонн рыбы £= крен на корму значительно умеымпа- Е ется и мука задерживается в сугаиль- Е ном аппарате’ Пришлось песта перио- 5 днческую сушку, что- снижало произ- -Е водителшоеть установки. Заводусудо- g где нет прессов для отжатия жира из - строителю необходимо учитывать по- муки сушенки, выработка муюа из жир ной преднерестовой полярной тресочки чрезмерно затруднена. Предполагаем, что отнерестившаяся полярная тресоч ка будет тоще, количество печени к ве су’рыбы понизится, за счет чего сред няя жирность сырья для муки поли- яится с 10—11 до 5—7 процентов. В этих услозиях станет.возможна выра ботка муки-сушенки и на двухбара- банных рыбомучных установках, кото рыми оборудованы бортовые траулеры. Отдельно иостараюсь осветить осо бенности . выработки рыбной муки из полярной тресочки на прессово сушиль- ных рыбомучных установках. Этими установками оборудованы все БМРТ польской постройки типа «Лесков» и «Космос», БМРТ типа «Алтай» и про изводственно-рефрижераторные трау леры. На перечисленных судах эксплу атируются несколько типов рыбомуч ных установок, но все опи действуют по одному принципу, и различия в их работе небольшие. Опыт показал, что нельзя давать ост рый пар в варильник, так как в этом случае белковые вещества нежпого мяса полярпой тресочки растворяются в большей степени и теряются. Надо помнить, что чем больше подается ост рого пара в сырье, тем больше потеря белковых и минеральных веществ и соответственно уменьшается выход му ки. А поэтому проварку сырья необхо димо вести только паром, по давая его в зарубашечное простран ство всех трех секций варильника и в вал мешалочного механизма. правку на изменение крепа при мон таже сушильных аппаратов РМУ. - = Следует также предусмотреть регу- _= лируемые выгрузочные лопатки. — Учитывая, что при обкатке новых ме- =« ханизмов в муку попадает повышенное ~ количество металлической пыли, на ~ выходе аппарата окончательной сушки ~ поДвесили добавочные магниты. Это = позволило вырабатывать готовую муку -= с минимальным содержанием металло- = примесей. Е В процессе работы мукой забивались Е пщеки, а доступ к нпм для очистки Е завод-изготовитель не предусмотрел. Е СуДовые рационализаторы сделали в Е кожухах шнеков окна с крышками. Е На- БМРТ «Гольфстрим» проведена Е работа по определению выхода муки из г: полярной тресочки на перечисленных s выше режимах работы РМУ. Он соста- ^ вил 15,8 процента к весу сырья. Сред- Е несуточная выработка составила 25 Е центнеров. Е Хочется обратиться ко всем морякам, Е специалистам-рыбообработчпкам, меха- Е НиКам по технологическому оборудова- Е нию с просьбой поделиться на етрали- ~ цах бассейновой газеты опытом выра- s ботки иищевой продукции и кормовой Е рыбной муки из полярной тресочки. Е Это позволит рациональнее иснользо- Е вать ее запасы и даст большую эконо- = мическую выгоду. Е Н. САВЕПКО, руководитель сектора Е но контролю за качеством рыбопро- Е дукцин и снижению ее себестоимости Е группы народного контроля управле- Е пия тралового флота. = rHM№HmMuimtuH№mtHtimiiiiiimiiiuHiiiiiiuiiiiiuiHniimHiiiiiiiiiniim)iiiiiiniiniViiiiiitiiiHikiuuiiiiiiHiiiiiiiiititiiiiiiniiiiuiiiiiiii!iiniiiiiiiiiiiniHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiir
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz