Рыбный Мурман. 1970 г. Февраль.

№ — Кто за то, чтобы при­ своить звание ударника коммунистического труда старшему мастеру по добыче Козлову Василию Михайло­ вичу, прошу... — И не успел председатель собрания за ­ кончить фразу, как руки присутствующих взметну­ лись вверх. «Виновник» торжества краснел и не знал, куда спрятать глаза. А когда _по­ здравляли, на лице Козлова еще ярче вспыхнул ; румя­ нец. Такое смущение при­ ятно наблюдать. Оно при* анак скромных и цельных #«*тур» не привыкших к пох- ытшл, (-г-.■■ Выручил .матрос Линьков, г - Смотри не загррдюсь, М)Н»ДЫ», пошутил он. — Лада*», — ответил Коз­ лов и. илкчю сразу .стал са­ м и» собой-..; ^19 лет назад приехав рабо­ тать Василий Михайлович Й траловый флот. Прйехйл пос­ ле трудной армейской служ­ бы. Сменил солдат ’’'об­ мундирование на брезен­ товую матросскую робу и срезу ж е »• море отправился. А через? полгода старатель­ ного матроса взял капитан * рейе помощником тралмей- ствра, Четыре года настойчи­ во постигал Козлов азы про­ мыслового дела, и вот уже 15 лет самостоятельно тру­ дится старшим мастером по добыче. Рыбаки знаЮт, на­ сколько это ответственная профессия. Один старый llllltllllilllttlllllllltllllllltltltlllim С морем на «ты» <г. ш иш иш цш ишшш шш шшш ; • »; -• » _••• • • ■«. f матрос как то сказал мне: = Капитан -г его понят­ но, но и мастер....дельный должен быть. - »• Пятнадцать лет уже плавет Василий Михайлович на су­ дах^ тралового флота.-На • не­ которых из ких. продолжи тельно: три с поло&иной года на траулере «Тагил»* четы­ ре — на РТ127, В успехах этих экипажей солидная до ля труда - и -тралмейстера Козлова, tv. • с• Год работает тралмейсте­ ром Василий Михайлович на «Магадане». Экипаж трауле­ ра перевыполнил план чет­ вертого' года- пятилетки по всем- показателям. Выполнил свои обязательства и стар­ ший мастер по добыче. Все свои знания Василий Ми­ хайлович щедро передает своим помощникам и матро­ сам. Моряки избрали его членом судового комитета. 17 лет не имеет мастер ни одного взыскания. Дует коварный норд вест. Василий Михайлович учит меня чинить сети. Иголка э моих руках упрямая, в его — словно сама ходит. За бортом январ!, ткет кружев­ ную сеть на гребнях волн и изредка выбрасывает- ее на нас. Без привычки невольно оглядываюсь.» . . — С морем на «ты» надо. — наставительно,., не обора­ чиваясь, говорит Козлов. — А тебе не страшно? — Не то слово. Просто мы понимаем друг друга. Я уже дважды побывал аа бортом. С тех пор с ним на «ты», но об осторожности не забы­ ваю... J * * *. . V Ваши- каюты напротив. Я наблюдаю, как дня через два Василий Михайлович доста­ ет из штормовки тетрадь и что-то сосредоточенно запи­ сывает в- нее. а * ■— Стихи пишешь, Миха- лыге? ,* ' — Ага. По новой реформе, — отшучивается Он и серьез­ но добавляет. — теперь каж­ дый- кухтыль надо учиты­ вать; Принцип стимулирова­ ния... г После вахты к нему в каю­ ту часто приходят его по­ мощники, Учатся у своего мастера работать по-комму­ нистически. В. СМОЛЕНСКИЙ, наш внештатный корреспон­ дент. Баренцево море, борт РТ-306 «Магадан». ЛИТОВСКАЯ ССР. «Маши- па-ювелир» — так можно назвать круглотлнфовальший станок особо высокой точно­ сти, который выпускает Виль­ нюсский завод шлифовальных ставков. По своим техниче­ ским характеристикам маши­ на иаходится на уровне луч­ ших мировых образцов. Недавно этому станку <43Е-153» присвоен государст­ венный Знак качества. На снимке: начальник кон­ структорского бюро Кястутие Кизлайтис (справа) и конст­ руктор Алоизас Тарвидае у станка «ЭЕ-153». Фото А. Вразайтиса. Фотохроника ТАСС. j .* ■ - *1 gj СЛЕДАМ =ндших ВЫСТУПЛЕНИЙ •НИ ШАТКО НИ ВАЛКО» На .корреспонденцию, опуб­ ликованную под таким заго- поаком в номере газеты за 23 января, редакция получила ответ. Заместитель генераль­ ного директора судоремонтно­ го объединения тов. Иванов сообщил, что в декабре БМРТ «Чехов» не мог быть выпущен из ремонта, так как от управ­ ления тралового флота посту­ пил дополнительный заказ. В настоящее время работы на корабле ведутся в полном объеме. Механизмы находятся в стадии сборки. Между представителями судоверфи и судовой администрацией осу­ ществляется постоянный кон­ такт. Тов. Иванов обращает вни­ мание руководителей флота на то, что доставленные за­ казчиком поршни воздушного компрессора забракованы. За­ казчик также передал детали насоса гидропресса рыбомуч­ ной установки на другое суд­ но, а завод не имеет возмож­ ности ремонтировать насос. »*•. й-й * таким заголовком • ^журнале «Рыбное хозяйств во* № 10 за *1969 год была бкубтнювана моя статья, кото­ рая^ заинтересовала специалистов тралового промысла. Однако ре* ^актирование ее было сделано неудачно, в результате чего упу­ щены очень важные моменты. Многие старшие мастера по до­ быче при встрече со мнфй просят .разъяснить, как. практически вы­ полнять эту операцию. бмысл заключается в том, что- 45ы*в процессе траления опреде-* -лить, какой ваер натянут туже, **?обы затем потравить его до вы­ равнивания натяжения обоих вае- «ров (считая при этом, что теперь *рал идет без перекоса). Мастера #ю добыче* пользуются подобным на протяжении многим лет, определяя натяжение ваеров руками или по высоте ваеров над поверхностью воды. Предлагаемое для замера стрел прогиба ваеров устройство, кото­ рое я назвал «стреломер» (смот­ ри рисунок) работает следующим обрезом. Во время траления на прямом курсе (примерно на сере­ дине расстояния между веерными ролик ами < и лебедкой) поверх ^наерп Щ с пемоим>ю ‘капроно­ вого прядена (2) закрепляются направляющие (3), представляю­ щие собой деревянные бруски доэмером 500x40x40 мм. Сверху них надеваются- передвижные тин&яы- (4), изготовленные' из, бе­ лей лрвтутъ» йЪ имрмэдтцмх . ~ На ни*-маисе#нъг через йайсДыв €/& Это' ^^-лё'гйо;-;сделать с/Помощью ;\лйнвйки и остро “• отУоченного гвоздя или проволок^. Нули шкал при этом устанавливаются строго против- середины ваеров -или луч­ ше против ббка каждого ваера. По£л& зтогъ* недалекё; от уста* нбвлё^ного стрёломера :;на ваера hama&m&rG* & тр*к**в*»и составленный из пеньковой или сизальской веревки — морской стоянки (5), раза два обнесенной через отверстия двух крючков (6),"'один из которых имеет кре­ стовину (7), служащую для за­ крепления свободного конца мор­ ской стоянки. Тросовый талреп один или два в а ер ов человека натягивают так, чтобы ваера прогнулись примерно на № см _и снимают величины стреп прогиба каждого ваера. Естесг венно, что тот из ваеров, кото­ рый имеет меньшую стрелу про­ гиба, . следует потравить. И на сколько* метров нужно потравить туго натянутый ваер, * >-• . f .-j .■ г » V54*.J ' . I. Устройство для замера стрел прогиба. п &ом ы сл ов н н /*м чтобы устранить перекос трала? Можно потравливать понемногу и, замеряя стрелы прогиба, еде* лать натяжение обоих ваеров одинаковым. Но можно с этой ра­ ботой справиться быстрее. Для . этого следует вывести удельную разность и тогда * после одного замера стрел . сразу мсэжно вы равнять ваера до нормы. Определяется удельная раз­ ность таким способом. Надо по- ставить одноименные марки обо­ их ваеров на одинаковом удале­ нии от.;л.ебедкр и замерить стре^ лы прогиба. Затем, потравив, до­ пустим, правый. ваер метров на 5, снова замерить стрелы; проги­ ба. После этого можно высчитать, сколько * миллиметров разности стрел приходится на каждый метр перетравливания ваера. Допустим, в первом случае стрела прогиба ~правого ваера была на 5 мм больше, , а когда потравили, . она; стала на J30 мм больше. Получается, что на 5 метров перетравливания ваера приходится 25 мм изменения стргл_.прогиба,' или на ; V метр 5 мм. Исходя из этого, в очередном трелении, замерив стрелы проги­ ба и поделив ; прлученную раз­ ность стрел на 5 мм, сразу най­ дем, на сколько метров следует потравить тугонатянутый ваер. Этот способ разработан и про­ верен мною на БМРТ-241 «Душан­ бе» и БМРТ-230 «Юозас Грейфен* бергерис». Тогда было установле­ но, что при величине стрел про* гиба около 100 мм удельная раз­ ность равна 4,5 мм. Он дает удов- летворительные результаты при ветре силою не более 5 баллов и при дрейфе не более 4 градусов. Следует отметить также, что этот способ удалось проверить только на глубинах от 40 до 120 метров. Е. ЛЕБЕДЕВ, капитан дальне* го плавания» КУРС — ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСО . ! ВОПРОС УПИРАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ЗАБОР.» Вотгрос о механизации вы­ грузки тарной дощечки из ва-< швов иа Мурманском, 'лесо­ тарном комбинате вырисовы­ вался не как-нибудь вооб*це, а ставился конкретно, с .пунк­ тами и подпунктами. Как и по­ ложено, он всесторонне обсуж­ дался на совещаниях ii-воот- ветствующих инстанциях, на­ мечались еррки. Дело ставилось на научной основе. Специалисты ГШНРО рг.зработали воодушевляющий проект реконструкции разгру­ зочной илощадки на §и.!рже пиломатериалов комбината. Планом аредусматрнвало^ь расширить ее территорию, устанояить здесь два консоль- по-козловых крана и :таким образом положить - копен с у шествующему ньше кустарно­ му способу выгрузки дощечки. Не дожидаясь, поступления козловых 1 фа’нов, которые, как выяснилось, 5 будут не раньше, чем в третьем кварта­ ле, рыбный порт выдвинул на железнодорожные пут» к ле- собирже комбината электри­ ческий кран грузоподъемжи стыо восемь тонн. ; Было это еще в декабре. Заваленный снегом кран еще ни разу не расправил здесь спои богатырские плечи » си­ ротливо тянет д.шнную шею и холодному небу. -’ “ - В чем же дело? Печеву до сих пор над площадкой сто­ ит деревянный стук тарной дощечки, по жопглерс.ки вы­ брасываемой из вагоне® пор­ товыми рабочими вручную? Вот зтих лиочему» как раз и немало. Начнем с самой территории разгрузочной пло­ щадки, которую намечено рас­ ширить. Вопрос унорся в не­ пробиваемый забор нервого судоремонтного завода. А по проекту забор падо убрать. Он же нерушимо стоит. Для механизиро(ванвой вы­ грузки дощечки предусматри­ вается укладка ее в вагоны в пакетах. По заявлению глав­ ного инженера лесотарного комбината В. Н. Кондрашова, еще неизвестно, какими долж­ ны быть эти пакеты. Да и по­ ставщики пиломатериалов от­ казываются вести отгрузку пакетами. Главком «Ссврыба» еще в декабре было предло­ жено портовикам в десяти­ дневный срок сдать заказ в мастерскую ПИНРО на изго­ товление партии опытных об­ разцов тросов-стропов. Пона ничего не оделапо. Разгрузка дощечки ио-преж- пёму ведется вручную,. моЩ" пая техника нросгаияает. Сколько времени будет длить­ ся это «пока», никто толком не знает. Г. КУРГАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz