Рыбный Мурман. 1970 г. Февраль.
№ — Кто за то, чтобы при своить звание ударника коммунистического труда старшему мастеру по добыче Козлову Василию Михайло вичу, прошу... — И не успел председатель собрания за кончить фразу, как руки присутствующих взметну лись вверх. «Виновник» торжества краснел и не знал, куда спрятать глаза. А когда _по здравляли, на лице Козлова еще ярче вспыхнул ; румя нец. Такое смущение при ятно наблюдать. Оно при* анак скромных и цельных #«*тур» не привыкших к пох- ытшл, (-г-.■■ Выручил .матрос Линьков, г - Смотри не загррдюсь, М)Н»ДЫ», пошутил он. — Лада*», — ответил Коз лов и. илкчю сразу .стал са м и» собой-..; ^19 лет назад приехав рабо тать Василий Михайлович Й траловый флот. Прйехйл пос ле трудной армейской служ бы. Сменил солдат ’’'об мундирование на брезен товую матросскую робу и срезу ж е »• море отправился. А через? полгода старатель ного матроса взял капитан * рейе помощником тралмей- ствра, Четыре года настойчи во постигал Козлов азы про мыслового дела, и вот уже 15 лет самостоятельно тру дится старшим мастером по добыче. Рыбаки знаЮт, на сколько это ответственная профессия. Один старый llllltllllilllttlllllllltllllllltltltlllim С морем на «ты» <г. ш иш иш цш ишшш шш шшш ; • »; -• » _••• • • ■«. f матрос как то сказал мне: = Капитан -г его понят но, но и мастер....дельный должен быть. - »• Пятнадцать лет уже плавет Василий Михайлович на су дах^ тралового флота.-На • не которых из ких. продолжи тельно: три с поло&иной года на траулере «Тагил»* четы ре — на РТ127, В успехах этих экипажей солидная до ля труда - и -тралмейстера Козлова, tv. • с• Год работает тралмейсте ром Василий Михайлович на «Магадане». Экипаж трауле ра перевыполнил план чет вертого' года- пятилетки по всем- показателям. Выполнил свои обязательства и стар ший мастер по добыче. Все свои знания Василий Ми хайлович щедро передает своим помощникам и матро сам. Моряки избрали его членом судового комитета. 17 лет не имеет мастер ни одного взыскания. Дует коварный норд вест. Василий Михайлович учит меня чинить сети. Иголка э моих руках упрямая, в его — словно сама ходит. За бортом январ!, ткет кружев ную сеть на гребнях волн и изредка выбрасывает- ее на нас. Без привычки невольно оглядываюсь.» . . — С морем на «ты» надо. — наставительно,., не обора чиваясь, говорит Козлов. — А тебе не страшно? — Не то слово. Просто мы понимаем друг друга. Я уже дважды побывал аа бортом. С тех пор с ним на «ты», но об осторожности не забы ваю... J * * *. . V Ваши- каюты напротив. Я наблюдаю, как дня через два Василий Михайлович доста ет из штормовки тетрадь и что-то сосредоточенно запи сывает в- нее. а * ■— Стихи пишешь, Миха- лыге? ,* ' — Ага. По новой реформе, — отшучивается Он и серьез но добавляет. — теперь каж дый- кухтыль надо учиты вать; Принцип стимулирова ния... г После вахты к нему в каю ту часто приходят его по мощники, Учатся у своего мастера работать по-комму нистически. В. СМОЛЕНСКИЙ, наш внештатный корреспон дент. Баренцево море, борт РТ-306 «Магадан». ЛИТОВСКАЯ ССР. «Маши- па-ювелир» — так можно назвать круглотлнфовальший станок особо высокой точно сти, который выпускает Виль нюсский завод шлифовальных ставков. По своим техниче ским характеристикам маши на иаходится на уровне луч ших мировых образцов. Недавно этому станку <43Е-153» присвоен государст венный Знак качества. На снимке: начальник кон структорского бюро Кястутие Кизлайтис (справа) и конст руктор Алоизас Тарвидае у станка «ЭЕ-153». Фото А. Вразайтиса. Фотохроника ТАСС. j .* ■ - *1 gj СЛЕДАМ =ндших ВЫСТУПЛЕНИЙ •НИ ШАТКО НИ ВАЛКО» На .корреспонденцию, опуб ликованную под таким заго- поаком в номере газеты за 23 января, редакция получила ответ. Заместитель генераль ного директора судоремонтно го объединения тов. Иванов сообщил, что в декабре БМРТ «Чехов» не мог быть выпущен из ремонта, так как от управ ления тралового флота посту пил дополнительный заказ. В настоящее время работы на корабле ведутся в полном объеме. Механизмы находятся в стадии сборки. Между представителями судоверфи и судовой администрацией осу ществляется постоянный кон такт. Тов. Иванов обращает вни мание руководителей флота на то, что доставленные за казчиком поршни воздушного компрессора забракованы. За казчик также передал детали насоса гидропресса рыбомуч ной установки на другое суд но, а завод не имеет возмож ности ремонтировать насос. »*•. й-й * таким заголовком • ^журнале «Рыбное хозяйств во* № 10 за *1969 год была бкубтнювана моя статья, кото рая^ заинтересовала специалистов тралового промысла. Однако ре* ^актирование ее было сделано неудачно, в результате чего упу щены очень важные моменты. Многие старшие мастера по до быче при встрече со мнфй просят .разъяснить, как. практически вы полнять эту операцию. бмысл заключается в том, что- 45ы*в процессе траления опреде-* -лить, какой ваер натянут туже, **?обы затем потравить его до вы равнивания натяжения обоих вае- «ров (считая при этом, что теперь *рал идет без перекоса). Мастера #ю добыче* пользуются подобным на протяжении многим лет, определяя натяжение ваеров руками или по высоте ваеров над поверхностью воды. Предлагаемое для замера стрел прогиба ваеров устройство, кото рое я назвал «стреломер» (смот ри рисунок) работает следующим обрезом. Во время траления на прямом курсе (примерно на сере дине расстояния между веерными ролик ами < и лебедкой) поверх ^наерп Щ с пемоим>ю ‘капроно вого прядена (2) закрепляются направляющие (3), представляю щие собой деревянные бруски доэмером 500x40x40 мм. Сверху них надеваются- передвижные тин&яы- (4), изготовленные' из, бе лей лрвтутъ» йЪ имрмэдтцмх . ~ На ни*-маисе#нъг через йайсДыв €/& Это' ^^-лё'гйо;-;сделать с/Помощью ;\лйнвйки и остро “• отУоченного гвоздя или проволок^. Нули шкал при этом устанавливаются строго против- середины ваеров -или луч ше против ббка каждого ваера. По£л& зтогъ* недалекё; от уста* нбвлё^ного стрёломера :;на ваера hama&m&rG* & тр*к**в*»и составленный из пеньковой или сизальской веревки — морской стоянки (5), раза два обнесенной через отверстия двух крючков (6),"'один из которых имеет кре стовину (7), служащую для за крепления свободного конца мор ской стоянки. Тросовый талреп один или два в а ер ов человека натягивают так, чтобы ваера прогнулись примерно на № см _и снимают величины стреп прогиба каждого ваера. Естесг венно, что тот из ваеров, кото рый имеет меньшую стрелу про гиба, . следует потравить. И на сколько* метров нужно потравить туго натянутый ваер, * >-• . f .-j .■ г » V54*.J ' . I. Устройство для замера стрел прогиба. п &ом ы сл ов н н /*м чтобы устранить перекос трала? Можно потравливать понемногу и, замеряя стрелы прогиба, еде* лать натяжение обоих ваеров одинаковым. Но можно с этой ра ботой справиться быстрее. Для . этого следует вывести удельную разность и тогда * после одного замера стрел . сразу мсэжно вы равнять ваера до нормы. Определяется удельная раз ность таким способом. Надо по- ставить одноименные марки обо их ваеров на одинаковом удале нии от.;л.ебедкр и замерить стре^ лы прогиба. Затем, потравив, до пустим, правый. ваер метров на 5, снова замерить стрелы; проги ба. После этого можно высчитать, сколько * миллиметров разности стрел приходится на каждый метр перетравливания ваера. Допустим, в первом случае стрела прогиба ~правого ваера была на 5 мм больше, , а когда потравили, . она; стала на J30 мм больше. Получается, что на 5 метров перетравливания ваера приходится 25 мм изменения стргл_.прогиба,' или на ; V метр 5 мм. Исходя из этого, в очередном трелении, замерив стрелы проги ба и поделив ; прлученную раз ность стрел на 5 мм, сразу най дем, на сколько метров следует потравить тугонатянутый ваер. Этот способ разработан и про верен мною на БМРТ-241 «Душан бе» и БМРТ-230 «Юозас Грейфен* бергерис». Тогда было установле но, что при величине стрел про* гиба около 100 мм удельная раз ность равна 4,5 мм. Он дает удов- летворительные результаты при ветре силою не более 5 баллов и при дрейфе не более 4 градусов. Следует отметить также, что этот способ удалось проверить только на глубинах от 40 до 120 метров. Е. ЛЕБЕДЕВ, капитан дальне* го плавания» КУРС — ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСО . ! ВОПРОС УПИРАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ЗАБОР.» Вотгрос о механизации вы грузки тарной дощечки из ва-< швов иа Мурманском, 'лесо тарном комбинате вырисовы вался не как-нибудь вооб*це, а ставился конкретно, с .пунк тами и подпунктами. Как и по ложено, он всесторонне обсуж дался на совещаниях ii-воот- ветствующих инстанциях, на мечались еррки. Дело ставилось на научной основе. Специалисты ГШНРО рг.зработали воодушевляющий проект реконструкции разгру зочной илощадки на §и.!рже пиломатериалов комбината. Планом аредусматрнвало^ь расширить ее территорию, устанояить здесь два консоль- по-козловых крана и :таким образом положить - копен с у шествующему ньше кустарно му способу выгрузки дощечки. Не дожидаясь, поступления козловых 1 фа’нов, которые, как выяснилось, 5 будут не раньше, чем в третьем кварта ле, рыбный порт выдвинул на железнодорожные пут» к ле- собирже комбината электри ческий кран грузоподъемжи стыо восемь тонн. ; Было это еще в декабре. Заваленный снегом кран еще ни разу не расправил здесь спои богатырские плечи » си ротливо тянет д.шнную шею и холодному небу. -’ “ - В чем же дело? Печеву до сих пор над площадкой сто ит деревянный стук тарной дощечки, по жопглерс.ки вы брасываемой из вагоне® пор товыми рабочими вручную? Вот зтих лиочему» как раз и немало. Начнем с самой территории разгрузочной пло щадки, которую намечено рас ширить. Вопрос унорся в не пробиваемый забор нервого судоремонтного завода. А по проекту забор падо убрать. Он же нерушимо стоит. Для механизиро(ванвой вы грузки дощечки предусматри вается укладка ее в вагоны в пакетах. По заявлению глав ного инженера лесотарного комбината В. Н. Кондрашова, еще неизвестно, какими долж ны быть эти пакеты. Да и по ставщики пиломатериалов от казываются вести отгрузку пакетами. Главком «Ссврыба» еще в декабре было предло жено портовикам в десяти дневный срок сдать заказ в мастерскую ПИНРО на изго товление партии опытных об разцов тросов-стропов. Пона ничего не оделапо. Разгрузка дощечки ио-преж- пёму ведется вручную,. моЩ" пая техника нросгаияает. Сколько времени будет длить ся это «пока», никто толком не знает. Г. КУРГАНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz