Рыбный Мурман. 1970 г. Февраль.

£ 5 £ £ £ i * 1 £ at £ £ 1 tew Г Сs s i В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ РЕЙСЕ В апреле-августе прошло* го года экипаж ПР «Поляр­ ная звезда» работал вместе с производственным рефриже­ ратором «Маточкин Шар*. Коллективы этих судов обра­ батывали одонотипные трау­ леры, принимали от них тресковый полуфабрикат. По итогам плавания «Маточкин Шар» выработал больше рыбной продукции — 10 ты­ сяч тонн, мы — 8700. Но вот что удивительно. Заработ­ ная плата моряков нашего корабля отличалась совсем незначительно. А самое главное — и финансовые по­ казатели деятельности экипа- жа «Полярной звезды» тоже не слишком отличались. На* пример, рейсовая прибыль у нас составила 44,3 тысячи рублей, у напарников по соревнованию — 40,5 тысячи рублей. Правда, у них про* дукции реализовано на боль-* шую сумму. В чем «секрет» такого по­ ложения? Раньше труд мо­ ряков оплачивался по сдель­ но - повременно - премиаль* ной системе. То есть 50 про* центов заработка получали ©т выработанной рыбопро­ дукции и вторую половину — от оклада. Поэтому мы были поставлены в такие условия, что не стремились выпускать продукцию более дорогую, а старались выпол­ нить задание в тоннах. Рейс, о котором речь, был экспериментальный. То есть труд моряков оплачивался сдельно, только за рыбопро­ дукцию. Далее, по-другому плани­ ровалось и рейсовое зада­ ние. Оно было дано не В тоннах, а в нормо часах. За рейс нам следовало вырабо­ тать рыбопродукции ка 83 тысячи нормо-часов при стоимости одного нормо-часа 1 рубль 01 коп. Каковы пре­ имущества новой системы? Во-первых, мы могли уси­ лия экипажа _ направлять на изготовление любого ви­ да продукции, лишь бы ук­ ладывались в суточные за­ дания по нормо-часам. Так, чтобы справиться с этим, следовало заморозить около 90 тонн рыбы. Если только выпускать тушку, то ее сле­ довало выработать пример­ но 30 тонн. В интересах экипажа сле­ довало так организовать ра­ боту, чтобы задание в нор- мо-часах выполнять при меньших затратах . физиче­ ских сил. Решение этого вопроса неразрывно связано С механизацией трудоемких процессов в частностей, вы,* работки тушки. Эту опера­ цию мы производили вруч­ ную. На судне имелась толь* ко плавникорезка. Судовые рационализаторы и присту­ пили тогда к- разработке спе­ циальной машины. КАК ИЗОБРЕТАЛИ «ВЕЛОСИПЕД» Сразу оговорюсь? «велоси­ пед» пришлось изобретать потому, что все машины для выработки тушки давно су­ ществуют и описаны в учеб* нике Чупахина и Дорменко «Технологическое оборудо­ вание рыбообрабатывающих предприятий». Он попал к нам в руки после 15 суток поисков, хлопот, когда про­ мысловая обстановка была хорошей и можно было про­ изводить значительно боль­ ше тушки, чем мы выраба­ тывали. В связи с этим вы­ зывает удивление молчание работников соответствую­ щих отделов флота. Уж ко­ му-кому, а им-то надо знать о всех новинках, которые внедряются на подобных предприятиях. Наше рационализаторское предложение записано так: Отсюда продукция мурманских рыбаков начинает свой путь во многие края нашей страны. С в е т и т П о л я р н а я i «Размещение линий для про­ изводства тушки на ПР «Полярная звезда». Название корабля указано не случай­ но. Дело в том, что даже однотипные рефрижераторы имеют некоторые конструк­ тивные особенности по раз­ мещению механизмов рыб­ ной фабрики. Наша плани­ ровка, например, может не подойти на другом судне. Суть ее заключается в сле­ дующем. Раньше годное для выра­ ботки тушки сырье поступа­ ло с расфасовочного транс­ портера на специальный стол, установленный не­ сколько в стороне. Рыбооб­ работчики вручную произво­ дили все операции, затем готовую тушку клали в сбор­ ник, вмещающий примерно 700 килограммов. Когда про­ дукции скапливалось т е» достаточно, выделяли одного из моряков, и он доставал оттуда тушку опять же вручную, что связано было « большими трудностями. Разработку начали с пере­ несения стола ближе к цент* ру,. за транспортер, по кото­ рому подается сырье в ры­ бомучную установку. Рядом поставили еще один стол. Теперь расфасовщики отби­ рали нужные рыбины и по Транспортеру подачи сырья в рыбомучную установку на­ правляли к столу, где были смонтированы несколько ме­ ханизмов. Все их сделали В судовых условиях. За плавникорезкой нахо­ дится чешуесъемочная ма­ шина. Представляет она со* бой вал, на концах которого барабаны, напоминающие турачки лебедок. На бараба­ нах еделаны насечки как по окружности, так и попереч­ ные. Интересно заметить, вначале насечки были коль* цевые. При обработке тушки «нм оставляли прямые ли­ нии, что, естественно, нас не могло удовлетворять. Тогда мы сделали винтообразные, и дефект был устранен. Б а ­ рабан приводится в движе* иие электромотором. Уста­ новили его выше стола в тем, чтобы на него не попа­ дала вода. Рыбообработчики могут производить операцию по Съемке чешуи с двух сторон «тола, так же, как и по очист­ ке рыбы от внутренностей, визиги. Для этого рядом сто» ит тоже машина. Механизи­ рована и мойка тушки. Готовая продукция по на­ клонному транспортеру по­ ступает в накопительный ящик, который мы постави­ ли над ковшеобразным тран­ спортером. В дне ящика сде­ лано квадратное отверстие, закрывающееся заслонкой. Когда надо освободить ящик, открывали заслонку, и тушка после дополнитель­ ной мойки по ковшеобраз­ ному транспортеру поступа­ ла на расфасовочный транс­ портер. Цикл выработки тушки получился замкну­ тый. А теперь пример. В одном из рейсов при отсутствии всех этих машин за 106 про­ мысловых суток мы выра­ ботали 679 тонн тушки. А в плавании с 9 сентября по 22 октября 1969 года за 42 дня было выработано 440 тонн такой продукции. Среднесу­ точная выработка на одного человека составила 105 ки­ лограммов. То есть при ме­ ханизации этого трудоемко­ го процесса производитель* ность труда повысилась в два раза. Судовые рационализаторы •Полярной звезды» за время •кеплуатации судна внедри­ ли 140 новшеств, из них только в прошлом году — 80. От их внимания не ускользали любые мело­ чи, мешающие работе. На­ пример, старший моторист Евгений Викторович Кама­ нин предложил крепить ука­ зательные бирки на плиты настила машинного отделе­ ния с помощью эпоксидной смолы. Раньше тут приме­ нялись обыкновенные вин­ ты, которые держали бирки до поры до времени. Интерес представляет пор- ционирующая машина, при­ меняемая при выработке ухи. Рыбообработчики кла­ дут рыбу на ковши транспор­ тера, который подает ее к дисковым ножам. Насаже­ ны они на один вал. Посла этой операции кусочки ры* бы получаются одного раз­ мера, для ухи остается толь­ ко взвешивать их в нуж* ной пропорции. Машина для . порционирования рыбы — рационализаторское предло­ жение старшего механика технологического оборудова­ ния Роберта Андреевича Мезенцева. ИЗ ЧЕГОСКЛАДЫВАЕТСЯ ПРИБЫЛЬ Производственные рефри­ жераторы «Севрыбхолодфло- та*> — планово убыточные корабли. То есть расходы на содержание судна, затраты на выработку продукции из принимаемого от промысло­ виков сырья превышают ту сумму, которую получаем От реализации продукции. Однако экипаж «Полярной звезды» только в 1969 году дал 575,4 тысячи рублей прибыли. А с начала пяти­ летки прибыль составляет 1529,2 тысячи рублей. Путей рентабельной работы несколько. Во-первых, мы стремимся уменьшить рас­ ходы, связанные с выработ­ кой продукции. Для этого производим тщательную сор­ тировку принятого сырья. Например, при обильных уловах часть его мнется или получает технические пов­ реждения. Задача рыбообра­ ботчиков в том, чтобы отде­ лить эту часть от качествен­ ной рыбы и потом опреде­ лить, что из нее можно вы­ работать. То ли пустить в рыбомучную установку, то ли найти возможность выра­ ботать какой-либо вид про­ дукции. В связи с этим стоит ска- воть о другом. За принятую от промысловиков рыбу мы платим определенную сум­ му. Если она пойдет не по тому назначению, для кото­ рого мы ее брали, то это при­ несет нам убыток. Одна иа прибыльных ста­ тей дохода — грузопере­ возки. Мы стараемся весь груз: топливо, тару пол­ ностью передать промысло­ викам. А когда возвращаем­ ся в порт, тоже стремимся заполнить судовые емкости рыбной мукой, рыбьим жи­ ром, принятыми от добыт­ чиков. Это тоже выгодно. Иногда мы поставлены в такие условия, что прибыль от грузоперевозок намеренно снижается. В июле прошлого года получили указание вы­ грузить рыбопродукцию на транспортный рефрижера­ тор «Космонавт Гагарин». Такое распоряжение дали нам, не считаясь с интере­ сами экипажа, так как судо­ вых емкостей хватало до конца рейса. Но факт остает­ ся фактом. Выгрузив на рефрижератор 3825 тонн продукции, мы потеряли 153004 рубля. Этот убыток можно было В некоторой степени компен­ сировать, приняв готовую рыбопродукцию с больших морозильных траулеров. Ка­ питан Голубкин запросил об Этом «добро». Однако ответ запоздал. В результате командиры БМРТ отказа­ лись подходить к нашему «удну, находившемуся тогда за 150—180 миль от их места промысла. В то же время м ы были связаны с группой РТ. Обработать удалось толь­ ко большой морозильный траулер «Гоголь». Наш экипаж стремится ра­ ботать высокорентабельно. Мы оформили стенд нагляд­ ной агитации: «От этого за­ висит фонд материального поощрения». На нем были показаны нормы расхода всех видов снабжения, сырья, принимаемого от про­ мысловиков, цифры дохода от грузоперевозок. Глядя на стенд, каждый моряк узна­ вал, сколько стоит картон­ ный ящик или бочка, инстру­ мент для обработки рьгбы, Народные контролеры сле­ дили за тем, чтобы ни один ящик не был выброшен за борт. ДВАГОДА БЕЗ РЕМОНТА В марте этого года испол­ нится два года работы наше­ го рефрижератора без ре­ монта. Он планировался в январе прошлого года, но мы отказались от него. А это значит, что техническое состояние корпуса, механиз­ мов позволяло нам продол­ жать производственную дея­ тельность. Сейчас корабль ставят в доковый ремонт. За эти два года силами экипажа выполнен ремонт в объеме 60 тысяч нормо-чгг сов. Это по самым скром­ ным подсчетам. Государству сэкономлено примерно 60 тысяч рублей. Большой объем работ сде­ лан по техническому ремой-' ту вспомогательных двигате­ лей. На каждый из них отво­ дится по 800 нормо-часов. А за рейс мы производим чистку четырех дизелей. За­ нимаются этим третий ди­ зельный механик, мотори­ сты первого класса, старший моторист в неурочное время, не считаясь с отдыхом. Осо­ бенно отличились Станислав Степанович Терещенко, Ни­ колай Михайлович Бонда­ ренко, Виктор Афанасьевич Сальников, Владимир Ивано­ вич Земсков. Объем выполненных ре­ монтных работ силами эки­ пажа «Полярной звезды» мог быть больше, если бы при стоянке судна в порту от нас принимались в ремонт монорельсы и морозильные тележки, трубопроводы, то есть те работы, которые нельзя выполнить в море без остановки производства. В. ЛУППИЙ, секретарь пар­ тийной организации ПР «Полярная звезда». =5 - as эв X 5 S 5Г ■ зг- § 5 ш ж £ щ а . IIIIHIII!!lllltt!ri!lllllltlllll>l»lllHI!H>IHIIiniHnillHllllllltllifllllHtitllttl>tl|lllllll!i>llllilll>IIH>llill!ll>l)KI»t)IIU)lll!IUI>!tlllini>lll!ftlllltHHtl>ll!innill!l!f!llinHllinitlMtSUIillfliMilini! IIIMI illHiliniHir

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz