Рыбный Мурман. 1970 г. Февраль.
£ 5 £ £ £ i * 1 £ at £ £ 1 tew Г Сs s i В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ РЕЙСЕ В апреле-августе прошло* го года экипаж ПР «Поляр ная звезда» работал вместе с производственным рефриже ратором «Маточкин Шар*. Коллективы этих судов обра батывали одонотипные трау леры, принимали от них тресковый полуфабрикат. По итогам плавания «Маточкин Шар» выработал больше рыбной продукции — 10 ты сяч тонн, мы — 8700. Но вот что удивительно. Заработ ная плата моряков нашего корабля отличалась совсем незначительно. А самое главное — и финансовые по казатели деятельности экипа- жа «Полярной звезды» тоже не слишком отличались. На* пример, рейсовая прибыль у нас составила 44,3 тысячи рублей, у напарников по соревнованию — 40,5 тысячи рублей. Правда, у них про* дукции реализовано на боль-* шую сумму. В чем «секрет» такого по ложения? Раньше труд мо ряков оплачивался по сдель но - повременно - премиаль* ной системе. То есть 50 про* центов заработка получали ©т выработанной рыбопро дукции и вторую половину — от оклада. Поэтому мы были поставлены в такие условия, что не стремились выпускать продукцию более дорогую, а старались выпол нить задание в тоннах. Рейс, о котором речь, был экспериментальный. То есть труд моряков оплачивался сдельно, только за рыбопро дукцию. Далее, по-другому плани ровалось и рейсовое зада ние. Оно было дано не В тоннах, а в нормо часах. За рейс нам следовало вырабо тать рыбопродукции ка 83 тысячи нормо-часов при стоимости одного нормо-часа 1 рубль 01 коп. Каковы пре имущества новой системы? Во-первых, мы могли уси лия экипажа _ направлять на изготовление любого ви да продукции, лишь бы ук ладывались в суточные за дания по нормо-часам. Так, чтобы справиться с этим, следовало заморозить около 90 тонн рыбы. Если только выпускать тушку, то ее сле довало выработать пример но 30 тонн. В интересах экипажа сле довало так организовать ра боту, чтобы задание в нор- мо-часах выполнять при меньших затратах . физиче ских сил. Решение этого вопроса неразрывно связано С механизацией трудоемких процессов в частностей, вы,* работки тушки. Эту опера цию мы производили вруч ную. На судне имелась толь* ко плавникорезка. Судовые рационализаторы и присту пили тогда к- разработке спе циальной машины. КАК ИЗОБРЕТАЛИ «ВЕЛОСИПЕД» Сразу оговорюсь? «велоси пед» пришлось изобретать потому, что все машины для выработки тушки давно су ществуют и описаны в учеб* нике Чупахина и Дорменко «Технологическое оборудо вание рыбообрабатывающих предприятий». Он попал к нам в руки после 15 суток поисков, хлопот, когда про мысловая обстановка была хорошей и можно было про изводить значительно боль ше тушки, чем мы выраба тывали. В связи с этим вы зывает удивление молчание работников соответствую щих отделов флота. Уж ко му-кому, а им-то надо знать о всех новинках, которые внедряются на подобных предприятиях. Наше рационализаторское предложение записано так: Отсюда продукция мурманских рыбаков начинает свой путь во многие края нашей страны. С в е т и т П о л я р н а я i «Размещение линий для про изводства тушки на ПР «Полярная звезда». Название корабля указано не случай но. Дело в том, что даже однотипные рефрижераторы имеют некоторые конструк тивные особенности по раз мещению механизмов рыб ной фабрики. Наша плани ровка, например, может не подойти на другом судне. Суть ее заключается в сле дующем. Раньше годное для выра ботки тушки сырье поступа ло с расфасовочного транс портера на специальный стол, установленный не сколько в стороне. Рыбооб работчики вручную произво дили все операции, затем готовую тушку клали в сбор ник, вмещающий примерно 700 килограммов. Когда про дукции скапливалось т е» достаточно, выделяли одного из моряков, и он доставал оттуда тушку опять же вручную, что связано было « большими трудностями. Разработку начали с пере несения стола ближе к цент* ру,. за транспортер, по кото рому подается сырье в ры бомучную установку. Рядом поставили еще один стол. Теперь расфасовщики отби рали нужные рыбины и по Транспортеру подачи сырья в рыбомучную установку на правляли к столу, где были смонтированы несколько ме ханизмов. Все их сделали В судовых условиях. За плавникорезкой нахо дится чешуесъемочная ма шина. Представляет она со* бой вал, на концах которого барабаны, напоминающие турачки лебедок. На бараба нах еделаны насечки как по окружности, так и попереч ные. Интересно заметить, вначале насечки были коль* цевые. При обработке тушки «нм оставляли прямые ли нии, что, естественно, нас не могло удовлетворять. Тогда мы сделали винтообразные, и дефект был устранен. Б а рабан приводится в движе* иие электромотором. Уста новили его выше стола в тем, чтобы на него не попа дала вода. Рыбообработчики могут производить операцию по Съемке чешуи с двух сторон «тола, так же, как и по очист ке рыбы от внутренностей, визиги. Для этого рядом сто» ит тоже машина. Механизи рована и мойка тушки. Готовая продукция по на клонному транспортеру по ступает в накопительный ящик, который мы постави ли над ковшеобразным тран спортером. В дне ящика сде лано квадратное отверстие, закрывающееся заслонкой. Когда надо освободить ящик, открывали заслонку, и тушка после дополнитель ной мойки по ковшеобраз ному транспортеру поступа ла на расфасовочный транс портер. Цикл выработки тушки получился замкну тый. А теперь пример. В одном из рейсов при отсутствии всех этих машин за 106 про мысловых суток мы выра ботали 679 тонн тушки. А в плавании с 9 сентября по 22 октября 1969 года за 42 дня было выработано 440 тонн такой продукции. Среднесу точная выработка на одного человека составила 105 ки лограммов. То есть при ме ханизации этого трудоемко го процесса производитель* ность труда повысилась в два раза. Судовые рационализаторы •Полярной звезды» за время •кеплуатации судна внедри ли 140 новшеств, из них только в прошлом году — 80. От их внимания не ускользали любые мело чи, мешающие работе. На пример, старший моторист Евгений Викторович Кама нин предложил крепить ука зательные бирки на плиты настила машинного отделе ния с помощью эпоксидной смолы. Раньше тут приме нялись обыкновенные вин ты, которые держали бирки до поры до времени. Интерес представляет пор- ционирующая машина, при меняемая при выработке ухи. Рыбообработчики кла дут рыбу на ковши транспор тера, который подает ее к дисковым ножам. Насаже ны они на один вал. Посла этой операции кусочки ры* бы получаются одного раз мера, для ухи остается толь ко взвешивать их в нуж* ной пропорции. Машина для . порционирования рыбы — рационализаторское предло жение старшего механика технологического оборудова ния Роберта Андреевича Мезенцева. ИЗ ЧЕГОСКЛАДЫВАЕТСЯ ПРИБЫЛЬ Производственные рефри жераторы «Севрыбхолодфло- та*> — планово убыточные корабли. То есть расходы на содержание судна, затраты на выработку продукции из принимаемого от промысло виков сырья превышают ту сумму, которую получаем От реализации продукции. Однако экипаж «Полярной звезды» только в 1969 году дал 575,4 тысячи рублей прибыли. А с начала пяти летки прибыль составляет 1529,2 тысячи рублей. Путей рентабельной работы несколько. Во-первых, мы стремимся уменьшить рас ходы, связанные с выработ кой продукции. Для этого производим тщательную сор тировку принятого сырья. Например, при обильных уловах часть его мнется или получает технические пов реждения. Задача рыбообра ботчиков в том, чтобы отде лить эту часть от качествен ной рыбы и потом опреде лить, что из нее можно вы работать. То ли пустить в рыбомучную установку, то ли найти возможность выра ботать какой-либо вид про дукции. В связи с этим стоит ска- воть о другом. За принятую от промысловиков рыбу мы платим определенную сум му. Если она пойдет не по тому назначению, для кото рого мы ее брали, то это при несет нам убыток. Одна иа прибыльных ста тей дохода — грузопере возки. Мы стараемся весь груз: топливо, тару пол ностью передать промысло викам. А когда возвращаем ся в порт, тоже стремимся заполнить судовые емкости рыбной мукой, рыбьим жи ром, принятыми от добыт чиков. Это тоже выгодно. Иногда мы поставлены в такие условия, что прибыль от грузоперевозок намеренно снижается. В июле прошлого года получили указание вы грузить рыбопродукцию на транспортный рефрижера тор «Космонавт Гагарин». Такое распоряжение дали нам, не считаясь с интере сами экипажа, так как судо вых емкостей хватало до конца рейса. Но факт остает ся фактом. Выгрузив на рефрижератор 3825 тонн продукции, мы потеряли 153004 рубля. Этот убыток можно было В некоторой степени компен сировать, приняв готовую рыбопродукцию с больших морозильных траулеров. Ка питан Голубкин запросил об Этом «добро». Однако ответ запоздал. В результате командиры БМРТ отказа лись подходить к нашему «удну, находившемуся тогда за 150—180 миль от их места промысла. В то же время м ы были связаны с группой РТ. Обработать удалось толь ко большой морозильный траулер «Гоголь». Наш экипаж стремится ра ботать высокорентабельно. Мы оформили стенд нагляд ной агитации: «От этого за висит фонд материального поощрения». На нем были показаны нормы расхода всех видов снабжения, сырья, принимаемого от про мысловиков, цифры дохода от грузоперевозок. Глядя на стенд, каждый моряк узна вал, сколько стоит картон ный ящик или бочка, инстру мент для обработки рьгбы, Народные контролеры сле дили за тем, чтобы ни один ящик не был выброшен за борт. ДВАГОДА БЕЗ РЕМОНТА В марте этого года испол нится два года работы наше го рефрижератора без ре монта. Он планировался в январе прошлого года, но мы отказались от него. А это значит, что техническое состояние корпуса, механиз мов позволяло нам продол жать производственную дея тельность. Сейчас корабль ставят в доковый ремонт. За эти два года силами экипажа выполнен ремонт в объеме 60 тысяч нормо-чгг сов. Это по самым скром ным подсчетам. Государству сэкономлено примерно 60 тысяч рублей. Большой объем работ сде лан по техническому ремой-' ту вспомогательных двигате лей. На каждый из них отво дится по 800 нормо-часов. А за рейс мы производим чистку четырех дизелей. За нимаются этим третий ди зельный механик, мотори сты первого класса, старший моторист в неурочное время, не считаясь с отдыхом. Осо бенно отличились Станислав Степанович Терещенко, Ни колай Михайлович Бонда ренко, Виктор Афанасьевич Сальников, Владимир Ивано вич Земсков. Объем выполненных ре монтных работ силами эки пажа «Полярной звезды» мог быть больше, если бы при стоянке судна в порту от нас принимались в ремонт монорельсы и морозильные тележки, трубопроводы, то есть те работы, которые нельзя выполнить в море без остановки производства. В. ЛУППИЙ, секретарь пар тийной организации ПР «Полярная звезда». =5 - as эв X 5 S 5Г ■ зг- § 5 ш ж £ щ а . IIIIHIII!!lllltt!ri!lllllltlllll>l»lllHI!H>IHIIiniHnillHllllllltllifllllHtitllttl>tl|lllllll!i>llllilll>IIH>llill!ll>l)KI»t)IIU)lll!IUI>!tlllini>lll!ftlllltHHtl>ll!innill!l!f!llinHllinitlMtSUIillfliMilini! IIIMI illHiliniHir
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz