Рыбный Мурман. 1970 г. Февраль.

Л A P T П А Я ЖЖ З ПЪ 9ШШШ\ i n N M i N i i i i i i i i n i m i m i m i i i i i i i u i i i i i i i i i i i i r i ПЕРВЫ ШАГИ Б ЫЛО ЭТО в прошлом го* ду. Один из пропаган­ дистов партийной орга­ низации судоремонтного заво­ да оказался настолько загру­ жен по основной работе, что при всем желании не мог не­ которое время проводить за* нятий. — По-халтурному, кое-как, лишь бы черед отвести — не могу. А для подготовки к за* нятиям по-настоящему време­ ни нет, — пояснил он в парт* бюро. — Дайте на несколько занятий замену. Члены партийного бюро за­ думались. Дело было труд­ ное. Из-за отпусков, команди­ ровок отсутствовали те люди, которые могли квалифициро­ ванно руководить работой школы основ марксизма-лени* мизма. Кто-то подсказал: — А что, если поручить это дело инженеру Халтыгину? Мысль показалась дельной. Молодой коммунист Вениамин Петрович Халтыгин по поруче* нию партбюро вел политин­ формации. Вел, судя по отзы­ вам судоремонтников, непло­ хо. Пригласил секретарь парт­ бюро инженера к себе, ска­ зал: — Выручай, Вениамин Пет­ рович. Коротко объяснил суть де­ ла. Халтыгин озадаченно по­ смотрел на него, подумал: А справлюсь? Ведь прово­ дить политинформации — это одно, а вести занятия — дру­ гое. — Справишься. При нужде поможем. С опытными пропа­ гандистами посоветуйся. К первому занятию готовил­ ся, как когда-то к экзаменам. Поволновался, конечно, изв рядно, но все сошло наилуч­ шим образом. Со слушателя­ ми у него установился хоро­ ший контакт уже после первой его лекции, когда он подроб­ но ответил на все вопросы, ни разу не заглянув для этого в свои записи. И, когда пришел срок воз­ вращения старого пропаганди­ ста, в партбюро Халтыгину сказали: ~ Политинформатора вме­ сто тебя мы подберем друго­ го. А тебе партийное поруче­ ние на будущее — пропаган­ дистская работа в политсети. Подучишься на семинаре в Доме политпросвещения об­ кома и горкома КПСС, а с нового учебного года мы тебя утвердим в одну из школ марксизма-ленинизма. Так совсем нечаянно для себя инженер конструкторско­ го бюро судоремонтного за­ вода № 1 обрел новое при­ звание. К пропагандистским своим обязанностям Вениамин отнес­ ся с живейшей заинтересован­ ностью. —> Отдавая знания другим, приобретаешь их одновремен­ но для себя. А в наше время без повседневной, постоянной учебы нельзя, — говорит про­ пагандист. Поручили ему вести занятия в школе основ марксизма-ле­ нинизма третьего года обуче­ ния. Первоначально в ней бы­ ло 23 слушателя, сейчас — 26. В работе школы имеются трудности, связанные со смен­ ностью работы всех слушате­ лей на производстве. Опора пропагандиста — та­ кие слушатели, как коммунист Петр Андреевич Рогозин, ин­ женер-экономист. Он к заня­ тиям готовится основательно* в семинарских собеседованиях принимает активное участие. То же самое можно сказать и о диспетчере Иване Алек­ сандровиче Жаркове, началь­ нике сектора снабжения Ми­ хаиле Григорьевиче Панове, о других коммунистах. Благода­ ря им пропагандисту удается поддерживать на занятиях творческий огонек. ...Зимние сумерки рано спускаются на город. После смены поток людей выливает­ ся из цехов завода. Но не все устремляются к проходной. Некоторые направляются в помещение, где занимаются слушатели политсети. Пропагандист В. И. Халты­ гин уже на своем месте. По* смотрев на часы, отметив яв­ ку людей, он объявляет: — Сегодня у нас, товарищи, вводное занятие по политэко­ номии. Следует доходчивый, ясный, построенный на примерах и фактах из жизни рассказ о том, что это э * наука — по­ литэкономия, что она изучает, в чем суть ее, для чего она нужна. В лекции Вениамин Петро­ вич умело пользуется факта­ ми, примерами из жизни свое­ го предприятия, и это позво­ ляет ему все время поддер­ живать интерес у людей к своему рассказу. Потом — ответы на вопро* сы, сообщение о плане сле­ дующего занятия. Вместе е пропагандистом слушатели вы­ ходят на призаводскую пло* щадку. Люди расходятся, делясь планами на вечер. V кого предстоит поход в кино, кто просто хочет отдохнуть у те­ левизора. А пропагандист знает: вече­ ром усядется он за книги, за газеты и - журналы. Подготовку и очередному занятию он не любит откладывать на послед­ ние дни. Мало ли что может помешать, а когда подгото­ вишься заблаговременно — на душе спокойнее. С. АНДРЕЕВ. * 2 Ш В » m з ь S УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Корпус вспомогательных цехов вступил в строй па сооружаемом в Мслекессе заводе кузовной ар* матуры. Предприятие будет спутником автомобильного гиганта В Тольятти. В повом корпусе работают цехи и участки, выпускаю» щис технологический инструмент н оснастку. На снимке: общий вид инструментального цеха. Фотохроника ТАСС, ! П. НАУЧНАЯ СИЛА ПЕРВОГО РАНГА О нокруте писал и Николай Михай­ лович Кннповнч. В его высказываниях горечь за сложившиеся в России усло­ вия жиэни я работы поморов. «Систе* ка покрута, яа которую когда-то иде­ алистически смотрел Данилевский, вы­ разилась в- грубую эксплуатацию с од- вой стороны я стремление во что бы то ни стало отделаться от принятых обязательств — с другой. Стремление х самостоятельному ведеяадо промыс­ ла мелкими артелями очень сильно между поморами, я© развивается эта организация промысла плохо, так мая номерам очень трудно обзавестись всем необходимым. Между тем, эта ея- еоема яромысла если не обещает осо­ бых улучшений в технике промысла, *о во всяком случае ведат к ловле белее интенсивной в несравненно бо­ лее выгодной для ловца...» В этом как нельзя лучше сказывает’ ся забота Кинпевича, который боль­ шую часть своей жизни несвятнл изу­ чению закономерности распределения рыбы, зоологическим, гидробиологиче­ ским исследованием Белого, Баренцева морей, о развитии отечественной рыбо­ промышленности. Мы поистне можем ваавать его отцом советской рыбохо­ зяйственной науки, о котором Влади­ мир Ильич Ленин сказал, что Книпо- ввч —■ве только научная сила 1-го ранта, но безусловно честный челе­ вей. ■ • - Николай Михайлович родился в шестидесятых годах прошлого столе­ тня в семье военного врача Михаила Михайловича, кавалера трех орденов и памятной медали за Крымбкую кам- нанию. В одном из документов, храня­ щемся в Государственном историче­ ском архиве Ленинградской области, дается подробная справка о его жиз­ ни. В ней можно прочитать: «...В служ­ бе штаб-офицера сего не было обстоя­ тельств, лишающих права на знака отличия безупречной службы, а также отдающих срок выслуги к этому зна­ ку...» Этот момёнт интересен в том смыс­ ле, что, подчеркивая преданность Кни- повичаотца «царю и отечеству», проливает определенный свет на вос­ питание детей. Их было пятеро: Михаил, Лидия, Фе­ дор, Николай, Зинаида. Они росли сво­ бодными во всех отношениях: выборе игр, в серьезных вопросах, политиче­ ских взглядах. Старшая сестра Николая Михайловича Лидия Михайловна впо­ следствии стала профессиональной ре­ волюционеркой, работавшей « Надеждой Константиновной Кру­ пской. В своей книге, вышедшей в 1920 году в серии «Старые большевич­ ки», Крупская так пашет о детстве Ли­ дии Михайловны Книповнч: «...Никто не ломал ее воля, никто ве навязывал ей никаких старорежимных взглядов, — она росла вольным человеком, шла своим путем... Она была очень само­ стоятельно и глубоко мыслящим чело­ веком, продумавшим очень последова­ тельно свое мировоззрение. Она росла у моря, под ere влиянием, проводила вместе с братьями значительную часть своего времени в гребле, езде на па­ русных лодках н пр. Кто влиял ва нее? цатн — в Александровскую русскую гимназию в Гельсингфорсе. Гимназия не была классической, и после оконча­ ния ее гимназисты не получали права на поступление в русские универси­ теты. Кииповичу прпшлоеь сдавать эиэамены на аттестат зрелости. Этот документ хранится в одном из Леюин- градских архивов. В нем читаем: ариф­ метика, алгебра, геометрия, тригоно­ метрия — 5, физика — 5, математи­ ческая география — 5, история — 5, латинский, французекяй, география — 5, русский язык —■4» логина —• 4 . О Ч Е Р К У ИСТОКОВ ПУТИ в. ХРЯШКОВ Больше всего по ее рассказам запада­ ли ей в душу беседы е рыбаками и ра­ бочими именно где она росла». В 33 томе собраний сочинений Вла­ димира Ильича Ленина есть такая справка; «Лидия Михайловна Книпо- вич (1856—1920) старый член Комму­ нистической партии, в 90-е годы вме­ сте с Надеждой Константиновной Крупской вела педагогическую пропа­ гандистскую работу в Смоленской ве­ черне-воскресной школе; затем агент «Искры», секретарь Одесского комитета большевиков (1905), вела большую партийную работу в годы реакции». Николай был очень дружен со стар­ шей сестрой, находился под ее влия­ нием. Этим определялось его отноше­ ние к революционному движению в восьмидесятых годах прошлого столе­ тия. Тогда же, естественно предполо­ жить, играя вместо (‘ Лидией, слушая разговоры ее с рыбаками, у него и за­ родилась любовь исследователя к мо­ рю. Он писал: «Изучение живой природы, и в особенности животного мира, как по книгам, так и путем самостоятель­ ных наблюдений было в детстве моим любимым занятием. В гимназию Ни­ колай поступил восьми лет. Одиннад- Интересно отметить, что директором гимназии в это время был Аршаулов. Есть основание предполагать, что он является отцом Петра Павловича Ар- шаулова, друга детства Книповича, и вместе с ним обвиненным по делу № 17 в государственном преступлении. В том же году, получив аттестат зре­ лости, Николай Михайлович поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. С этого момента он вплотную примыкает к социал-демократическому движению, и отсюда начинается его путь как иссле­ дователя. Однако, замечает Книповпч, к сожалению, преподавание зоологии в Санкт Петербургском университете в начале 80-х годов находилось в самом жалком состоянии. Только с возвраще­ нием из-за границы К. С. Мережков­ ского появилась возможность знако­ миться с современными методами зо­ ологических исследований, с литерату­ рой по этому вопросу. Впервые Николай Михайлович по­ бывал на Мурмане на крейсере «На­ ездник» в 1887 году. «Основной задачей моих работ во время плавания на крейсере «Наездник» было Исследова­ ние возможно большего числа пунктов в Ледовитом океане в зоологическом (и по возможности в ботаническом) от­ ношения и притом непременно в свяав е изучением физических условий плот­ ности я температуры морской вод:», течение и строение моря», — писал я евоем отчете об этом позднее Книпо- вич. Результаты ее были незначитель­ ные. Исследования носили случайный, отрывочный характер, так как воен­ ный корабль шел на север ео своими целями. Тем не менее ученый считал, что материалы, собранные во время этой экспедиции, по крайней мере гид­ рологические и зоологические, Не ли­ шены научного значения. Это обуслав­ ливается главным образом недостаточ­ ностью сведений относительно Барен­ цева моря, особенно южной чает», в относительно Белого моря. Поэтому, подводит итог Николай Михайлович, го научное, что мне удалось сделать, яв­ ляется существенным пополнением ваших знаний. Квииович несколько раа бывал на Мурмане. И если в предыдущем отчете он говорит е чисто ис­ следовательских работах, то теперь его выводы касаются вообще положения рыбных и звериных промыслов, быта н труда самоедов в малой группы рус­ ских промышленников. Выводы эти служат суровым обвинением царскому вравительству. Рассказывая о промысле сельди в Коле, Книпович пишет: «Количество сельди было громадное, почувствовался сильный недостаток в бочках для посола и в cojm.' (Золь Име­ лась лишь у нескольких колвСКих тор­ говцев: Павла Хохлова, Жеребцова, Харчева, которые перестали продавать ее жителям, а солили сельдь сами для сбыта в Архангельск. Этим они поста­ вили жителей в невозможность извлечь выгоду из массы сельди, которую она могла бы принести». И далее: «Что касается звериных промыслов, произ­ водимых русскими промышленниками вне Белого моря, то они производят самое жалкое впечатление». С гневом и болью рассказывает он о страшной нужде коренных жителей саами. Из-за малых запасов продуктов в зиму 1893 года многие умерли или переболели от цынги. Случайно зимовавшие там три промышленника уцелели, по их сло­ вам, лишь благодаря тому, что удачно охотились на оленей». Уже первые исследования Баренце­ ва моря дали возможность установить, что «линия, разделяющая зеленую и синюю воду, есть южная граница Гольфстрема». (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz