Рыбный Мурман. 1970 г. Февраль.
Л A P T П А Я ЖЖ З ПЪ 9ШШШ\ i n N M i N i i i i i i i i n i m i m i m i i i i i i i u i i i i i i i i i i i i r i ПЕРВЫ ШАГИ Б ЫЛО ЭТО в прошлом го* ду. Один из пропаган дистов партийной орга низации судоремонтного заво да оказался настолько загру жен по основной работе, что при всем желании не мог не которое время проводить за* нятий. — По-халтурному, кое-как, лишь бы черед отвести — не могу. А для подготовки к за* нятиям по-настоящему време ни нет, — пояснил он в парт* бюро. — Дайте на несколько занятий замену. Члены партийного бюро за думались. Дело было труд ное. Из-за отпусков, команди ровок отсутствовали те люди, которые могли квалифициро ванно руководить работой школы основ марксизма-лени* мизма. Кто-то подсказал: — А что, если поручить это дело инженеру Халтыгину? Мысль показалась дельной. Молодой коммунист Вениамин Петрович Халтыгин по поруче* нию партбюро вел политин формации. Вел, судя по отзы вам судоремонтников, непло хо. Пригласил секретарь парт бюро инженера к себе, ска зал: — Выручай, Вениамин Пет рович. Коротко объяснил суть де ла. Халтыгин озадаченно по смотрел на него, подумал: А справлюсь? Ведь прово дить политинформации — это одно, а вести занятия — дру гое. — Справишься. При нужде поможем. С опытными пропа гандистами посоветуйся. К первому занятию готовил ся, как когда-то к экзаменам. Поволновался, конечно, изв рядно, но все сошло наилуч шим образом. Со слушателя ми у него установился хоро ший контакт уже после первой его лекции, когда он подроб но ответил на все вопросы, ни разу не заглянув для этого в свои записи. И, когда пришел срок воз вращения старого пропаганди ста, в партбюро Халтыгину сказали: ~ Политинформатора вме сто тебя мы подберем друго го. А тебе партийное поруче ние на будущее — пропаган дистская работа в политсети. Подучишься на семинаре в Доме политпросвещения об кома и горкома КПСС, а с нового учебного года мы тебя утвердим в одну из школ марксизма-ленинизма. Так совсем нечаянно для себя инженер конструкторско го бюро судоремонтного за вода № 1 обрел новое при звание. К пропагандистским своим обязанностям Вениамин отнес ся с живейшей заинтересован ностью. —> Отдавая знания другим, приобретаешь их одновремен но для себя. А в наше время без повседневной, постоянной учебы нельзя, — говорит про пагандист. Поручили ему вести занятия в школе основ марксизма-ле нинизма третьего года обуче ния. Первоначально в ней бы ло 23 слушателя, сейчас — 26. В работе школы имеются трудности, связанные со смен ностью работы всех слушате лей на производстве. Опора пропагандиста — та кие слушатели, как коммунист Петр Андреевич Рогозин, ин женер-экономист. Он к заня тиям готовится основательно* в семинарских собеседованиях принимает активное участие. То же самое можно сказать и о диспетчере Иване Алек сандровиче Жаркове, началь нике сектора снабжения Ми хаиле Григорьевиче Панове, о других коммунистах. Благода ря им пропагандисту удается поддерживать на занятиях творческий огонек. ...Зимние сумерки рано спускаются на город. После смены поток людей выливает ся из цехов завода. Но не все устремляются к проходной. Некоторые направляются в помещение, где занимаются слушатели политсети. Пропагандист В. И. Халты гин уже на своем месте. По* смотрев на часы, отметив яв ку людей, он объявляет: — Сегодня у нас, товарищи, вводное занятие по политэко номии. Следует доходчивый, ясный, построенный на примерах и фактах из жизни рассказ о том, что это э * наука — по литэкономия, что она изучает, в чем суть ее, для чего она нужна. В лекции Вениамин Петро вич умело пользуется факта ми, примерами из жизни свое го предприятия, и это позво ляет ему все время поддер живать интерес у людей к своему рассказу. Потом — ответы на вопро* сы, сообщение о плане сле дующего занятия. Вместе е пропагандистом слушатели вы ходят на призаводскую пло* щадку. Люди расходятся, делясь планами на вечер. V кого предстоит поход в кино, кто просто хочет отдохнуть у те левизора. А пропагандист знает: вече ром усядется он за книги, за газеты и - журналы. Подготовку и очередному занятию он не любит откладывать на послед ние дни. Мало ли что может помешать, а когда подгото вишься заблаговременно — на душе спокойнее. С. АНДРЕЕВ. * 2 Ш В » m з ь S УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Корпус вспомогательных цехов вступил в строй па сооружаемом в Мслекессе заводе кузовной ар* матуры. Предприятие будет спутником автомобильного гиганта В Тольятти. В повом корпусе работают цехи и участки, выпускаю» щис технологический инструмент н оснастку. На снимке: общий вид инструментального цеха. Фотохроника ТАСС, ! П. НАУЧНАЯ СИЛА ПЕРВОГО РАНГА О нокруте писал и Николай Михай лович Кннповнч. В его высказываниях горечь за сложившиеся в России усло вия жиэни я работы поморов. «Систе* ка покрута, яа которую когда-то иде алистически смотрел Данилевский, вы разилась в- грубую эксплуатацию с од- вой стороны я стремление во что бы то ни стало отделаться от принятых обязательств — с другой. Стремление х самостоятельному ведеяадо промыс ла мелкими артелями очень сильно между поморами, я© развивается эта организация промысла плохо, так мая номерам очень трудно обзавестись всем необходимым. Между тем, эта ея- еоема яромысла если не обещает осо бых улучшений в технике промысла, *о во всяком случае ведат к ловле белее интенсивной в несравненно бо лее выгодной для ловца...» В этом как нельзя лучше сказывает’ ся забота Кинпевича, который боль шую часть своей жизни несвятнл изу чению закономерности распределения рыбы, зоологическим, гидробиологиче ским исследованием Белого, Баренцева морей, о развитии отечественной рыбо промышленности. Мы поистне можем ваавать его отцом советской рыбохо зяйственной науки, о котором Влади мир Ильич Ленин сказал, что Книпо- ввч —■ве только научная сила 1-го ранта, но безусловно честный челе вей. ■ • - Николай Михайлович родился в шестидесятых годах прошлого столе тня в семье военного врача Михаила Михайловича, кавалера трех орденов и памятной медали за Крымбкую кам- нанию. В одном из документов, храня щемся в Государственном историче ском архиве Ленинградской области, дается подробная справка о его жиз ни. В ней можно прочитать: «...В служ бе штаб-офицера сего не было обстоя тельств, лишающих права на знака отличия безупречной службы, а также отдающих срок выслуги к этому зна ку...» Этот момёнт интересен в том смыс ле, что, подчеркивая преданность Кни- повичаотца «царю и отечеству», проливает определенный свет на вос питание детей. Их было пятеро: Михаил, Лидия, Фе дор, Николай, Зинаида. Они росли сво бодными во всех отношениях: выборе игр, в серьезных вопросах, политиче ских взглядах. Старшая сестра Николая Михайловича Лидия Михайловна впо следствии стала профессиональной ре волюционеркой, работавшей « Надеждой Константиновной Кру пской. В своей книге, вышедшей в 1920 году в серии «Старые большевич ки», Крупская так пашет о детстве Ли дии Михайловны Книповнч: «...Никто не ломал ее воля, никто ве навязывал ей никаких старорежимных взглядов, — она росла вольным человеком, шла своим путем... Она была очень само стоятельно и глубоко мыслящим чело веком, продумавшим очень последова тельно свое мировоззрение. Она росла у моря, под ere влиянием, проводила вместе с братьями значительную часть своего времени в гребле, езде на па русных лодках н пр. Кто влиял ва нее? цатн — в Александровскую русскую гимназию в Гельсингфорсе. Гимназия не была классической, и после оконча ния ее гимназисты не получали права на поступление в русские универси теты. Кииповичу прпшлоеь сдавать эиэамены на аттестат зрелости. Этот документ хранится в одном из Леюин- градских архивов. В нем читаем: ариф метика, алгебра, геометрия, тригоно метрия — 5, физика — 5, математи ческая география — 5, история — 5, латинский, французекяй, география — 5, русский язык —■4» логина —• 4 . О Ч Е Р К У ИСТОКОВ ПУТИ в. ХРЯШКОВ Больше всего по ее рассказам запада ли ей в душу беседы е рыбаками и ра бочими именно где она росла». В 33 томе собраний сочинений Вла димира Ильича Ленина есть такая справка; «Лидия Михайловна Книпо- вич (1856—1920) старый член Комму нистической партии, в 90-е годы вме сте с Надеждой Константиновной Крупской вела педагогическую пропа гандистскую работу в Смоленской ве черне-воскресной школе; затем агент «Искры», секретарь Одесского комитета большевиков (1905), вела большую партийную работу в годы реакции». Николай был очень дружен со стар шей сестрой, находился под ее влия нием. Этим определялось его отноше ние к революционному движению в восьмидесятых годах прошлого столе тия. Тогда же, естественно предполо жить, играя вместо (‘ Лидией, слушая разговоры ее с рыбаками, у него и за родилась любовь исследователя к мо рю. Он писал: «Изучение живой природы, и в особенности животного мира, как по книгам, так и путем самостоятель ных наблюдений было в детстве моим любимым занятием. В гимназию Ни колай поступил восьми лет. Одиннад- Интересно отметить, что директором гимназии в это время был Аршаулов. Есть основание предполагать, что он является отцом Петра Павловича Ар- шаулова, друга детства Книповича, и вместе с ним обвиненным по делу № 17 в государственном преступлении. В том же году, получив аттестат зре лости, Николай Михайлович поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. С этого момента он вплотную примыкает к социал-демократическому движению, и отсюда начинается его путь как иссле дователя. Однако, замечает Книповпч, к сожалению, преподавание зоологии в Санкт Петербургском университете в начале 80-х годов находилось в самом жалком состоянии. Только с возвраще нием из-за границы К. С. Мережков ского появилась возможность знако миться с современными методами зо ологических исследований, с литерату рой по этому вопросу. Впервые Николай Михайлович по бывал на Мурмане на крейсере «На ездник» в 1887 году. «Основной задачей моих работ во время плавания на крейсере «Наездник» было Исследова ние возможно большего числа пунктов в Ледовитом океане в зоологическом (и по возможности в ботаническом) от ношения и притом непременно в свяав е изучением физических условий плот ности я температуры морской вод:», течение и строение моря», — писал я евоем отчете об этом позднее Книпо- вич. Результаты ее были незначитель ные. Исследования носили случайный, отрывочный характер, так как воен ный корабль шел на север ео своими целями. Тем не менее ученый считал, что материалы, собранные во время этой экспедиции, по крайней мере гид рологические и зоологические, Не ли шены научного значения. Это обуслав ливается главным образом недостаточ ностью сведений относительно Барен цева моря, особенно южной чает», в относительно Белого моря. Поэтому, подводит итог Николай Михайлович, го научное, что мне удалось сделать, яв ляется существенным пополнением ваших знаний. Квииович несколько раа бывал на Мурмане. И если в предыдущем отчете он говорит е чисто ис следовательских работах, то теперь его выводы касаются вообще положения рыбных и звериных промыслов, быта н труда самоедов в малой группы рус ских промышленников. Выводы эти служат суровым обвинением царскому вравительству. Рассказывая о промысле сельди в Коле, Книпович пишет: «Количество сельди было громадное, почувствовался сильный недостаток в бочках для посола и в cojm.' (Золь Име лась лишь у нескольких колвСКих тор говцев: Павла Хохлова, Жеребцова, Харчева, которые перестали продавать ее жителям, а солили сельдь сами для сбыта в Архангельск. Этим они поста вили жителей в невозможность извлечь выгоду из массы сельди, которую она могла бы принести». И далее: «Что касается звериных промыслов, произ водимых русскими промышленниками вне Белого моря, то они производят самое жалкое впечатление». С гневом и болью рассказывает он о страшной нужде коренных жителей саами. Из-за малых запасов продуктов в зиму 1893 года многие умерли или переболели от цынги. Случайно зимовавшие там три промышленника уцелели, по их сло вам, лишь благодаря тому, что удачно охотились на оленей». Уже первые исследования Баренце ва моря дали возможность установить, что «линия, разделяющая зеленую и синюю воду, есть южная граница Гольфстрема». (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz