Рыбный Мурман. 1970 г. Декабрь.
I С О ДНЯ организации управления «Мур- мансельдь» н до не давнего времени наши про- мысловшш занимались в ос новном добычей сельди дрифтерными порядками в Норвежском, Северном мо рях. Тогда наблюдалась та кая картина. В период хоро ших концентраций рыбака, чтобы сохранить порядки, вынуждены были уменьшать количество выставленных в них сетей, то есть созна тельно шли на ограничение уловов. При неудовлетвори тельной промысловой обста новке, она набл ю д а л а с ь всегда летом, наоборот, по рядки увеличивали даже до 150 сетей. Но это не прнно- снло желаемого результата. И кроме того, дрифтерный лов часто зависел от метео рологических условий. Сле довательно, напрашивалась проблема внедрения других видов промысла — актив ных: тралового придонного н разноглубинного, кошель кового. Еще в 1954—56 гг. экс перименты по использова нию трала для добычи сель ди проводились на СРТ-416, а экипажи СРТ №№ 187, 129, 153 опробовали «ко шельки». При всем их тех ническом несовершенстве моряки, однако, добивались успехов, и тогда стало ясно: дрифтерный промысел ис черпал себя, и он должен уступить дорогу более про грессивному. Если проследить динами ку вылова рыбы разными орудиями лова, то мы уви дим: в 1966 году при общей добыче более 1,5 миллиона центнеров кошельковыми неводами и тралами было выловлено 664 тысячи цент- перов — 44 процента. Через два года сельдяной флот до был 1.915.964 центнера, из них дрифтерными сетями всего 97,8 тысячи. В этом году дрифтерным ловом за нимаются моряки только трех судов, н их доля в об щей добыче мизерна. Из этих данных можно сделать вывод: кошелько вый н траловый промысел нашими рыбаками полно стью освоен н прочно занял ведущее место. Значит, сде лан большой шаг вперед на яути увеличения добычи ры бы, хотя в этом деле есть еще значительные резервы. В нынешнем году в тра диционных районах лова сельди из-за их оскудения работа тралами, «кошелька ми» не дала тех результа тов, на которые рассчитыва ли. Но мы смогли с успе хом использовать суда-«ко- шельковисты» на промысле сардины, сардинеллы, скум брии у берегов Африки и этим компенсировать недо лов в сельдяных районах. Эффект был бы еще более весом, если бы наладили до бычу сельди в Гебридско- Оркнейском н Ирландском районах. З А ВЫСОКУЮ ЭФФЕ К Т ИВ НО С Т Ь = П Р О И З В О Д С Т В А ко траулерами типа СРТ-р, во и БМРТ. Жизнь не стоит на месте. Что вчера было хорошо, се годня не удовлетворяет воз росшим требованиям. Это относится в полной мере и к рыбацким нроблемам. В ча стности, ныне в полной ме ре встает вопрос об освое ния разноглубинного н глу боководного промысла, то есть еще более эффектив ных орудий лова при обло ве традиционных пород рыб I традиционных районах я новых пород на больших — цах «Полярной правды». Действительно, есть смысл отказаться от постройки од- ного-двух БМРТ, использо вав ассигнованные средства на приобретение приборов контроля глубины хода тра ла. Хотя флот главка в этом случае будет иметь на одно- два судна меньше, но отсут ствие их окупится дру гими судами, которые с по мощью таких приборов на много увеличат добычу ры бы. С внедрением глубоковод ного промысла дело обстоит ПРОБЛЕМЫ СТАРЫЕ И НОВЫЕ Промысловая разведка главка «Севрыба» в свое время дала рекомендации, суть которых сводилась к возможности вести здесь промысел. Кроме того, в 1968—69 годах экипаж СРТ-р-711 под командовани ем капитана тов. Демяненно обнаружил там скопления сельди на большой площади и успешно облавливал их тралом 24,7 метра, воору женным двумя подъемными щитками. Уловы достигали 6,5 тонны за 2-часовое тра ление. К сожалению, по ряду причин нам не удалось со здать промысловый отряд в Гебридско-Оркнейском, Ир ландском районах, хотя, по опубликованным данным, норвежцы добыли более полутора миллионов центне ров сельди. Среднесуточный вылов на кошельковое суд но составил шесть тонн. Ре зультат не ахти какой. Но надо учитывать, что сельдь здесь ловится в то время — в мае—августе, — когда в других местах ее нет. Не следует сбрасывать со счета н большие преимущества ко шелькового промысла. Од ним словом, стоит подумать о рациональном использова нии нового района н не толь* до 2 тысяч метров — глуби нах. С внедрением разноглу бинного промысла сейчас наметились довольно круп ные сдвиги: ведется лов сельди, скумбрии на Даль нем Западе, трески — в Ба ренцевом море. Появились крупноячейные тралы. Так, ими снабжены наши пять больших морозильных трау леров. Сделано самое необ ходимое для разноглубинно го промысла — установле ны приборы контроля глу бины хода трала на шести БМРТ. Но осуществить предстоит еще многое. Надо смелее внедрять крупноячейные тралы. А это в первую очередь зависит от инициативы капитанов. Не которые руководителя эки пажей боятся новых орудий лова, всеми способами ста раются отказаться от них, хотя балтийские промысло вики, рыбаки ГДР, ПНР ус пешно ими работают. По-прежнему не решена проблема оснащения всех БМРТ приборами контроля глубины хода трала. И тут нельзя не согласиться с мыслью капитана тралового флота' Героя Социалистиче ского Труда И. Т. Шанько- ва, высказанной на странн- значительпо сложнее. И са мая главная причина этого — техническая неподготов ленность наших рыбодобы вающих флотов. Во-первых, мы не можем вести эффек тивный поиск рыбных кон центраций на больших глу бинах, так как нет необхо димых глубоководных поис ковых приборов. Отсюда тра ления по сути дела будут пустыми. Далее, находящие ся в эксплуатации БМРТ не оборудованы лебедками достаточной мощности. И, видимо, заменить их не пред ставляется возможным. Зна чит, при постройке новых траулеров надо учитывать возникшее требование. В сельдяном флоте глубо ководным промыслом одно время занимался экипаж БМРТ-452. Несмотря на не который полученный эффект, тогда выявились и слабые стороны в организации та кого вида лова. К тем, что названы выше, следует до бавить и другие: отсутствие эффективной оснастки тра лов — средств их верти кального и горизонтального раскрытия. Существующая оснастка — кухтылн, в том числе и те, которые имеются у кали нинградских рыбаков, бо- бинцы не удовлетворяют условиям работы на боль ших глубинах, не выдержи вают огромного давления. Решение проблемы должно осуществляться за счет раз работки н внедрения специ альных гидродинамических средств, например, щитков. Разработками занимаются специалисты ЦПКТБ. Е е » на этот счет свои соображе ния н у работников сельдя ного флота. Но для осущест вления намеченного требует ся пять листов полиэтилена. Сейчас заявка, поданная ЦПКТБ на поставку такого материала, удовлетворена, и было бы целесообразно на ряду с испытанием конструк ций, разработанных цент- рально-нроектно - конструк торским технологическим бюро, провести опробование и нашей модели. В части замены имеющих ся бобинцев надо идти по пути внедрения бобинцев из кордовой резины. Некото рые специалисты предлага ют другие варианты, напри мер, сверлить отверстия в бобинцах, чтобы давление внутри него сравнялось с наружным. Но в таком слу чае они будут забиваться песком, илом, что в конеч ном счете приведет к авари ям орудий лова. Бобинцы из кордовой ре зины уже находят примене ние. Добытчики «Мурман- сельди» разработали необ ходимую документацию на изготовление их. Теперь тре буется помощь главка «Сев- рыба», министерства рыбно го хозяйства в размещении заказа на заводе-изготовнте- ле. И последняя проблема, решение которой должно способствовать быстрейше му налаживанию глубоко водного промысла. Рыбаки ждут поступления на суда тонкого прочного ваерного троса. Его применение сни мет существующий иедоста* ток траловых лебедок — малую канатоемкость. В. МАКСИМОВ, началь ник лаборатории НОТ «Мурмаисельди». Гордое звание - Р А Б О Ч И Й ! Эти парни получили профес сиональную подготовку при заводе. Здесь приобрели и первый квалификационный разряд. Стали настоящими ра бочими. И они гордятся этим высоким званием. Не только гордятся, но и вы сокопроизводительным трудом подтверждают его . Ребята со сборки изо дня в день, из ме сяца в месяц перекрывают производственные задания. Бригадир Ю. П. Павлов дово лен: «Таких бы побольше в на шу семью*... На снимке (слева направо); слесари-сборщики Кандалакш ского механического завода Валерий Богданов и Николай Сачков. Фото А. Вандина. МОРЯКУ ОБ ЭКОНОМИКЕ СУДНА Мурманское книжное из дательство выпустило бро шюру «Моряку об экономи ке судна». В подготовке ев участвовали зам. начальни ка управления «Севрыбхо- Зюдфлот» тов. Шаташвили, |гачальник планового отдела тов. Воробьева и групповой Инженер службы эксплуата ции тов. Борщиков. Основная цель издания брошюры — оказать прак тическую помощь морякам ^Севрыбхолодфлота» в изу чении конкретной экономики при работе коллектива в но вых условиях планирования и экономического стимули рования производства. Она может быть рекомендована и как учебное пособие при подготовке руководящего плавсостава к . переаттеста ции. В брошюре рассказывает ся о техпромфинилане пред приятия и промфинплане судна, о путях повышения использования основных и оборотных фондов. Подроб но освещен вопрос о фор мах оплаты труда на судах управления, о себестоимо сти выпускаемой продукции и путях ее снижения и т. д. Ценно в брошюре то, что все основные положения подтверждаются примерами и расчетами из практики ра боты «Севрыбхолодфлота». В ней даны практические задания по решению ряда неотложных вопросов, стоя щих перед коллективами производственных рефри жераторов, плавбаз, транс портных рефрижераторов. Экипаж МИ- 0015 благода рит коллек тив производ ствен и о г о М О Р С К О Е 2 *-S£- С П А С И Б О ба» за высо кую культуру в работе, за четкую организацию прием ки рыбы от нашего я дру гих промысловых судов. Судоводители «Севрыбы» (капитан-директор тов. Бо- лычев) сумели в период зим них штормов обеспечить без аварийную стоянку судов у борта производственного рефрижератора, чем также заслужили признание и ува жение промысловиков. Просим опыт судоводите лей «Севрыбы» распростра нить на другие корабли «Севрыбхолодфлота». Капитан КОБЕЦ, секре тарь парторганизации ИСАЕВ. Экипаж МГ-ОЗЗО «Молодо- гвардеец» выражает благо* дарность подменному экипажу •гаавв^>- » 1 1 8м0й m & m |ж |йяДДД || IN|уЛ«| ВЫСТУПЛЕНИИ «УЮТ ПОД ПОЛОЙ-» Корреспонденция, опубли* кованная под таким заголов ком в номере «Рыбного Мур* № 9 за хорошее несение вахт, за проделанную работу по подготовке судна к рейсу. Же лаем и в дальнейшем плодо творной работы. Капитан НЕЗГОВОРОВ, старший механик ХОХЛОВ. На СРТ-р-722 вышла из строя тележка ваероукладчика тра ловой лебедки. Требовались токарные, слесарные, спароч- ные работы. При активном уча стии главного механика ПР «Сергей Василисин» тов. Кали- тульского ремонтным механи ком тов. Пантыкиным, сварщи ком тов. Асеевым ремонт про изведен быстро и высококаче ственно. Судно не потеряло за мета. Прошу через газету пе редать этим товарищам боль шое рыбацкое спасибо. Старший механик ХАСАПОВ. мама» за 22 ноября, обсужде на на совместном заседании партийного бюро и судового комитета, а также на общем собрании экипажа ТР «Поляр ные зори». Решением собрания Голуб- нмчая А. Н. выведена из со става судового комитета. Ма териал передан на расс/лотрэ- йие в товарищеский суд. ГОЛУБКИН, ЧЕРЕПАНОВ, КОТЛЙРОВ. (По радио).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz