Рыбный Мурман. 1970 г. Декабрь.

I С О ДНЯ организации управления «Мур- мансельдь» н до не­ давнего времени наши про- мысловшш занимались в ос­ новном добычей сельди дрифтерными порядками в Норвежском, Северном мо­ рях. Тогда наблюдалась та­ кая картина. В период хоро­ ших концентраций рыбака, чтобы сохранить порядки, вынуждены были уменьшать количество выставленных в них сетей, то есть созна­ тельно шли на ограничение уловов. При неудовлетвори­ тельной промысловой обста­ новке, она набл ю д а л а с ь всегда летом, наоборот, по­ рядки увеличивали даже до 150 сетей. Но это не прнно- снло желаемого результата. И кроме того, дрифтерный лов часто зависел от метео­ рологических условий. Сле­ довательно, напрашивалась проблема внедрения других видов промысла — актив­ ных: тралового придонного н разноглубинного, кошель­ кового. Еще в 1954—56 гг. экс­ перименты по использова­ нию трала для добычи сель­ ди проводились на СРТ-416, а экипажи СРТ №№ 187, 129, 153 опробовали «ко­ шельки». При всем их тех­ ническом несовершенстве моряки, однако, добивались успехов, и тогда стало ясно: дрифтерный промысел ис­ черпал себя, и он должен уступить дорогу более про­ грессивному. Если проследить динами­ ку вылова рыбы разными орудиями лова, то мы уви­ дим: в 1966 году при общей добыче более 1,5 миллиона центнеров кошельковыми неводами и тралами было выловлено 664 тысячи цент- перов — 44 процента. Через два года сельдяной флот до­ был 1.915.964 центнера, из них дрифтерными сетями всего 97,8 тысячи. В этом году дрифтерным ловом за­ нимаются моряки только трех судов, н их доля в об­ щей добыче мизерна. Из этих данных можно сделать вывод: кошелько­ вый н траловый промысел нашими рыбаками полно­ стью освоен н прочно занял ведущее место. Значит, сде­ лан большой шаг вперед на яути увеличения добычи ры­ бы, хотя в этом деле есть еще значительные резервы. В нынешнем году в тра­ диционных районах лова сельди из-за их оскудения работа тралами, «кошелька­ ми» не дала тех результа­ тов, на которые рассчитыва­ ли. Но мы смогли с успе­ хом использовать суда-«ко- шельковисты» на промысле сардины, сардинеллы, скум­ брии у берегов Африки и этим компенсировать недо­ лов в сельдяных районах. Эффект был бы еще более весом, если бы наладили до­ бычу сельди в Гебридско- Оркнейском н Ирландском районах. З А ВЫСОКУЮ ЭФФЕ К Т ИВ НО С Т Ь = П Р О И З В О Д С Т В А ко траулерами типа СРТ-р, во и БМРТ. Жизнь не стоит на месте. Что вчера было хорошо, се­ годня не удовлетворяет воз­ росшим требованиям. Это относится в полной мере и к рыбацким нроблемам. В ча­ стности, ныне в полной ме­ ре встает вопрос об освое­ ния разноглубинного н глу­ боководного промысла, то есть еще более эффектив­ ных орудий лова при обло­ ве традиционных пород рыб I традиционных районах я новых пород на больших — цах «Полярной правды». Действительно, есть смысл отказаться от постройки од- ного-двух БМРТ, использо­ вав ассигнованные средства на приобретение приборов контроля глубины хода тра­ ла. Хотя флот главка в этом случае будет иметь на одно- два судна меньше, но отсут­ ствие их окупится дру­ гими судами, которые с по­ мощью таких приборов на­ много увеличат добычу ры­ бы. С внедрением глубоковод­ ного промысла дело обстоит ПРОБЛЕМЫ СТАРЫЕ И НОВЫЕ Промысловая разведка главка «Севрыба» в свое время дала рекомендации, суть которых сводилась к возможности вести здесь промысел. Кроме того, в 1968—69 годах экипаж СРТ-р-711 под командовани­ ем капитана тов. Демяненно обнаружил там скопления сельди на большой площади и успешно облавливал их тралом 24,7 метра, воору­ женным двумя подъемными щитками. Уловы достигали 6,5 тонны за 2-часовое тра­ ление. К сожалению, по ряду причин нам не удалось со­ здать промысловый отряд в Гебридско-Оркнейском, Ир­ ландском районах, хотя, по опубликованным данным, норвежцы добыли более полутора миллионов центне­ ров сельди. Среднесуточный вылов на кошельковое суд­ но составил шесть тонн. Ре­ зультат не ахти какой. Но надо учитывать, что сельдь здесь ловится в то время — в мае—августе, — когда в других местах ее нет. Не следует сбрасывать со счета н большие преимущества ко­ шелькового промысла. Од­ ним словом, стоит подумать о рациональном использова­ нии нового района н не толь* до 2 тысяч метров — глуби­ нах. С внедрением разноглу­ бинного промысла сейчас наметились довольно круп­ ные сдвиги: ведется лов сельди, скумбрии на Даль­ нем Западе, трески — в Ба­ ренцевом море. Появились крупноячейные тралы. Так, ими снабжены наши пять больших морозильных трау­ леров. Сделано самое необ­ ходимое для разноглубинно­ го промысла — установле­ ны приборы контроля глу­ бины хода трала на шести БМРТ. Но осуществить предстоит еще многое. Надо смелее внедрять крупноячейные тралы. А это в первую очередь зависит от инициативы капитанов. Не­ которые руководителя эки­ пажей боятся новых орудий лова, всеми способами ста­ раются отказаться от них, хотя балтийские промысло­ вики, рыбаки ГДР, ПНР ус­ пешно ими работают. По-прежнему не решена проблема оснащения всех БМРТ приборами контроля глубины хода трала. И тут нельзя не согласиться с мыслью капитана тралового флота' Героя Социалистиче­ ского Труда И. Т. Шанько- ва, высказанной на странн- значительпо сложнее. И са­ мая главная причина этого — техническая неподготов­ ленность наших рыбодобы­ вающих флотов. Во-первых, мы не можем вести эффек­ тивный поиск рыбных кон­ центраций на больших глу­ бинах, так как нет необхо­ димых глубоководных поис­ ковых приборов. Отсюда тра­ ления по сути дела будут пустыми. Далее, находящие­ ся в эксплуатации БМРТ не оборудованы лебедками достаточной мощности. И, видимо, заменить их не пред­ ставляется возможным. Зна­ чит, при постройке новых траулеров надо учитывать возникшее требование. В сельдяном флоте глубо­ ководным промыслом одно время занимался экипаж БМРТ-452. Несмотря на не­ который полученный эффект, тогда выявились и слабые стороны в организации та­ кого вида лова. К тем, что названы выше, следует до­ бавить и другие: отсутствие эффективной оснастки тра­ лов — средств их верти­ кального и горизонтального раскрытия. Существующая оснастка — кухтылн, в том числе и те, которые имеются у кали­ нинградских рыбаков, бо- бинцы не удовлетворяют условиям работы на боль­ ших глубинах, не выдержи­ вают огромного давления. Решение проблемы должно осуществляться за счет раз­ работки н внедрения специ­ альных гидродинамических средств, например, щитков. Разработками занимаются специалисты ЦПКТБ. Е е » на этот счет свои соображе­ ния н у работников сельдя­ ного флота. Но для осущест­ вления намеченного требует­ ся пять листов полиэтилена. Сейчас заявка, поданная ЦПКТБ на поставку такого материала, удовлетворена, и было бы целесообразно на­ ряду с испытанием конструк­ ций, разработанных цент- рально-нроектно - конструк­ торским технологическим бюро, провести опробование и нашей модели. В части замены имеющих­ ся бобинцев надо идти по пути внедрения бобинцев из кордовой резины. Некото­ рые специалисты предлага­ ют другие варианты, напри­ мер, сверлить отверстия в бобинцах, чтобы давление внутри него сравнялось с наружным. Но в таком слу­ чае они будут забиваться песком, илом, что в конеч­ ном счете приведет к авари­ ям орудий лова. Бобинцы из кордовой ре­ зины уже находят примене­ ние. Добытчики «Мурман- сельди» разработали необ­ ходимую документацию на изготовление их. Теперь тре­ буется помощь главка «Сев- рыба», министерства рыбно­ го хозяйства в размещении заказа на заводе-изготовнте- ле. И последняя проблема, решение которой должно способствовать быстрейше­ му налаживанию глубоко­ водного промысла. Рыбаки ждут поступления на суда тонкого прочного ваерного троса. Его применение сни­ мет существующий иедоста* ток траловых лебедок — малую канатоемкость. В. МАКСИМОВ, началь­ ник лаборатории НОТ «Мурмаисельди». Гордое звание - Р А Б О Ч И Й ! Эти парни получили профес­ сиональную подготовку при заводе. Здесь приобрели и первый квалификационный разряд. Стали настоящими ра­ бочими. И они гордятся этим высоким званием. Не только гордятся, но и вы­ сокопроизводительным трудом подтверждают его . Ребята со сборки изо дня в день, из ме­ сяца в месяц перекрывают производственные задания. Бригадир Ю. П. Павлов дово­ лен: «Таких бы побольше в на­ шу семью*... На снимке (слева направо); слесари-сборщики Кандалакш­ ского механического завода Валерий Богданов и Николай Сачков. Фото А. Вандина. МОРЯКУ ОБ ЭКОНОМИКЕ СУДНА Мурманское книжное из­ дательство выпустило бро­ шюру «Моряку об экономи­ ке судна». В подготовке ев участвовали зам. начальни­ ка управления «Севрыбхо- Зюдфлот» тов. Шаташвили, |гачальник планового отдела тов. Воробьева и групповой Инженер службы эксплуата­ ции тов. Борщиков. Основная цель издания брошюры — оказать прак­ тическую помощь морякам ^Севрыбхолодфлота» в изу­ чении конкретной экономики при работе коллектива в но­ вых условиях планирования и экономического стимули­ рования производства. Она может быть рекомендована и как учебное пособие при подготовке руководящего плавсостава к . переаттеста­ ции. В брошюре рассказывает­ ся о техпромфинилане пред­ приятия и промфинплане судна, о путях повышения использования основных и оборотных фондов. Подроб­ но освещен вопрос о фор­ мах оплаты труда на судах управления, о себестоимо­ сти выпускаемой продукции и путях ее снижения и т. д. Ценно в брошюре то, что все основные положения подтверждаются примерами и расчетами из практики ра­ боты «Севрыбхолодфлота». В ней даны практические задания по решению ряда неотложных вопросов, стоя­ щих перед коллективами производственных рефри­ жераторов, плавбаз, транс­ портных рефрижераторов. Экипаж МИ- 0015 благода­ рит коллек­ тив производ­ ствен и о г о М О Р С К О Е 2 *-S£- С П А С И Б О ба» за высо­ кую культуру в работе, за четкую организацию прием­ ки рыбы от нашего я дру­ гих промысловых судов. Судоводители «Севрыбы» (капитан-директор тов. Бо- лычев) сумели в период зим­ них штормов обеспечить без­ аварийную стоянку судов у борта производственного рефрижератора, чем также заслужили признание и ува­ жение промысловиков. Просим опыт судоводите­ лей «Севрыбы» распростра­ нить на другие корабли «Севрыбхолодфлота». Капитан КОБЕЦ, секре­ тарь парторганизации ИСАЕВ. Экипаж МГ-ОЗЗО «Молодо- гвардеец» выражает благо* дарность подменному экипажу •гаавв^>- » 1 1 8м0й m & m |ж |йяДДД || IN|уЛ«| ВЫСТУПЛЕНИИ «УЮТ ПОД ПОЛОЙ-» Корреспонденция, опубли* кованная под таким заголов­ ком в номере «Рыбного Мур* № 9 за хорошее несение вахт, за проделанную работу по подготовке судна к рейсу. Же­ лаем и в дальнейшем плодо­ творной работы. Капитан НЕЗГОВОРОВ, старший механик ХОХЛОВ. На СРТ-р-722 вышла из строя тележка ваероукладчика тра­ ловой лебедки. Требовались токарные, слесарные, спароч- ные работы. При активном уча­ стии главного механика ПР «Сергей Василисин» тов. Кали- тульского ремонтным механи­ ком тов. Пантыкиным, сварщи­ ком тов. Асеевым ремонт про­ изведен быстро и высококаче­ ственно. Судно не потеряло за­ мета. Прошу через газету пе­ редать этим товарищам боль­ шое рыбацкое спасибо. Старший механик ХАСАПОВ. мама» за 22 ноября, обсужде­ на на совместном заседании партийного бюро и судового комитета, а также на общем собрании экипажа ТР «Поляр­ ные зори». Решением собрания Голуб- нмчая А. Н. выведена из со­ става судового комитета. Ма­ териал передан на расс/лотрэ- йие в товарищеский суд. ГОЛУБКИН, ЧЕРЕПАНОВ, КОТЛЙРОВ. (По радио).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz