Рыбный Мурман. 1970 г. Декабрь.

ГЛШ1МШ1Ш1111ШШШШ1Ш11Ш11НШ1Ш11111ШШШШШШ1Ш111111Ш11ШШ1ШШШШШ111Ш11 Г s s X 1 E S ss I £ в i.** В п о р я д к е © б с у ж д е я ж я ншншминшншнишншншнн^ ПОСЛЕДНЕЕ время «в страницах наших местных газет опублико­ вано несколько статей Е, А, Ле­ бедева, который поднимает злободнев­ ный для тралового промысла вопрос о проловах траулеров по неизвестным причинам и о роли в этом деле ваеров. Зная мнение многих капитанов «Мур­ мансельди», думаю, что и они поддер­ живают тов. Лебедева, как и я. ролика нам удалось несколько умень­ шить. Поскольку в настоящее время мы не знаем точного метода, пользуясь ко- усомнился в точности данного способа промера, объясняя это постоянным из­ менением крутки ваеров и возможно- торым, можно было бы безошибочно и стью несимметричной работы траловых быстро изменять крутку в заданном на­ правлении и на заданную величину, и поскольку есть предположение, что такой метод разработать вполне воз- досок. Известно, что угол атаки досок может изменяться по нескольким, иа первый взгляд незаметным причинам: различная длина лапок, различный вес ваеров, при этом блок, который приме- мнется для носового джильсона на РТ, подвешивали на верхнюю часть кормо­ вой траловой дуги. В него пропускали шкентель из стального троса диамет­ ром 18 мм, длиной 6 м. На обоих кон­ цах шкентель имел огоны, за которые скобами крепились струбцыны, служа- можно, то хотелось бы высказать по- досок, изношенность, погнутость, сме- щие для крепления ваеров к шкенте- Е желание и обратиться к специалистам Действительно, трал со своей оснаст- соответствующего профиля: такой ме- кой в любое время может поставить промысловиков в такое положение, при котором, как говорят, хоть плачь. Час­ то в таких случаях беспомощными ока- тод надо разработать как можно быст­ рее. По-моему, не хуже плавсостава о та- щение дуг и лапок и т. д. С изменени­ ем же угла атаки изменяется и распор­ ная сила досок, а вместе с ней и от­ клонение плоскости симметрии от пути судна, что опять же приводит к эабе- ких проловах знают и береговые ра- ганию вперед одного крыла трала от­ зываются и мастера-наставники по до- бстники, только жаль, что они никак не носительно другого. Поэтому замерен- быче рыбы, пролов какого-то судна тут не есть ошибка членов его экипа­ жа — это бедствие всего флота. Если бы нашелся человек, который мог собрать и систематизировать мне­ ние промысловиков, то, пожалуй, стало бы видно слабое место тралового воо­ ружения, мы знали бы точно, где ис­ кать причину проловов. Этим местом, видимо, будут ваера. В подтверждение сказанного приведу случай, имевший место на нашем СРТ-4164 «Фортуна» в рейсе, протекавшем с 8 января по 24 апреля 1970 года. В начале промысла в Северном мо­ ре наши уловы по сравнению с други­ ми судами были отличными, а затем стали заметно снижаться и дошли до того, что их можно было назвать пло­ хими» Поиск причин пролова показал на полную исправность орудий лова, за исключением различной крутки, осо­ бенно на ходовых концах ваеров. Учас­ тив промеры ваеров и проработав ни­ же своих возможностей некоторое вре­ мя в Северном море, мы перешли в Баренцево море. Перед началом про­ мысла в новом районе мы обрубили по 100 метров концов ваеров. Опять уло­ вы наши стали значительно лучше, чем средние уловы у группы судов, про­ мышлявших рядом. Однако через не­ которое время появилась разница ■ ирутке ваеров, и уловы наши снова сте­ ли падать. Дело дошло до того, что пришлось вызывать на борт судна на­ ставника по добыче тов. Колесникова. Следует отметить, что старший мас­ тер по добыче рыбы нашего судна тов. Мальщуков — хороший специа­ лист, и я, по-видимому, обидел его могут решиться, наконец, заняться изу- ная любым способом на борту судна чением данного вопроса. длина ваеров, включая и прибор маг- Как уже отмечалось, по-видимому, нитных веток, во время траления мо- ВИН 08 НЫМИ в проловах по «неизвест­ ным причинам» являются ваера. Но как открыть этот секрет? По этому поводу хочу высказать свои предположения, основанные на прак­ тических наблюдениях. жет оказаться ошибочной. лю. Каждая струбцына состоит из двух стальных плиток, размером 2004-150+ + 25 с пятью отверстиями, за одно из которых крепился шкентель, а четыре предназначались для стягивания пли­ ток между собой болтами. Посредине вдоль плиток сделан желобок, диамет­ ром на 2,5 мм меньше, чем диаметр ваеров. При тралении, после ориентировоч- - • ного выравнивания ваеров, по маркам — Считаю более правильным путь, по струбцыны крепились к ваерам и лен- которому следует идти в разработке способов промера ваеров, — это рав­ нение ваеров по их натяжениям непо­ средственно во время траления. Осно- ВАЕРАХ И ПРОЛОВАХ Изменение длины ваеров находится в какой-то зависимости от степени их крутки, а крутка зависит от многих при­ чин, связанных с условиями- работы ва­ еров. Изменяется она даже при вы< ванные не этом принципе способы не только обладают наибольшей точно­ стью, но и совсем не требуют на их осуществление затрат промыслового времени. Из существующих способов травливании и выборке ваеров. Следо- наиболее правильным, простым и до­ ступным следует признать способ вы- вательно, выполнив промер ваеров од­ ним из существующих способов, мы не можем быть уверены в том, что во гиба на судах кормового траления, предложенный Лебедевым Е. А. Он рассказал о нем на страницах газеты «Рыбный Мурман» 15 февраля 1970 го- ваерам точные стопора лебедки ослаблялись. При этом нагрузка передавалась на уравновешивающий блок, и ваера само- выравнивались. Естественно, что абсолютно точно уравняться они не могут, потому что в блоке имеется трение. Как показал эксперимент, неточность выравнивания из-за трения блока составляла около 1м. К сожалению, мы не имели воз­ можности продолжить начатую работу на промысловом судне, но необходи­ мость в этом очевидна. Таким спосо­ бом можно пользоваться, но это не вы­ ход из положения. Хотелось бы иметь более совершенный прибор. Моя рукопись, отражающая вышеиз­ ложенное, была на рецензии в ЦПКТБ. Из бюро последовал ответ: правила эксплуатации ваеров описаны в статье Савостьянова В. В. в газете «Рыбный Мурман» от 18 сентября 1970 года. Оз- время траления их длина за бортом бу дет одинакова, в силу следующих при­ чин: ваер с меньшей степенью крутки под нагрузкой даст одну вытяжку, е да. ваер с большей круткой — другую. К тому же ваер с большей круткой тяже­ лее другого ваера, следовательно, он имеет больший провис, и поэтому кры- по трала, которое он буксирует, будет Р ***ьн« ти создания которого приведу равнивания ваеров по стрелам их про- накомившись с указанным материалом, я пришел к выводу, что он отражает устаревшие взгляды, а некоторые вы­ сказанные там предложения на судах типа СРТ неприемлемы. Нельзя согла­ ситься и с таким высказыванием, что в случае допущения на каком-то судне большой разницы в длинах ваеров мо­ ряков за это надлежит наказывать. За что же их наказывать, если их никто не Используя принцип разных нагрузок на ваера при идеальных условиях, мож­ но создать прибор, в подтверждение забегать вперед, т. е, трал будет идти в перекосе. В 1965 году я подавал рационализа- опыты, проделанные нами в море. Если на корме траулера закрепить не имеющий на своей оси трения блок н своим действием, связанным с вызо- торское предложение на способ про- во время траления перекинуть через вом наставника. Но этот путь подсказа­ ла мне моя совесть. Тов. Колесников никаких дефектов а трале не обнару- счета магнитных меток, который, как мера ваеров, основанный на принципе нанесения на ваера и последующего него связанные друг с другом еаера, то последние сравняются так, что их натяжения будут точнд одинаковы. жил, за исключением разницы в крут» не ваеров, которую совместными уси­ лиями за счет перестановки подвесного оказалось позже, разрабатывается оте- Практически мы проверили эту идею за чественными проектными организация- три траления на СРТ-4164 на глубине ми, В настоящее время я полностью 300 м / когда вытравливалось 700—800 м научил бороться с этим злом? В настоящее время величина разниц в длинах ваеров зависит не столько от грамотности их эксплуатации, сколько от «счастья» экипажа, и если поставить Савостьянова В. В. перед подобным фактом, то наверняка он оказался бы бессильным, как и мы. Н. ВОСКОВОЙНИКОВ, напитан СРТ- 4164 «Фортуна». Северной Атлантике изобилие В Москве проходило совещание министров, ведающих рыболовством в скандинавских странах — Дакии, Норве­ гии, Исландии, Швеции, и руководителей рыбной про­ мышленности Советского Союза, посвященное проблемам рыболовства в Северной н Северо-Восточной Атлантике. Профессор Н. Н. АНДРЕЕВ комментирует работу этого совещания. С у щ е с т в у е т ряд меж­ дународных организа­ ций, в чьи функции входит решение вопросов, связан­ ных с перспективами разви­ тия рыбного хозяйства. И страны, представленные на Московском совещании, яв­ ляются членами этих орга­ низаций. Советский Союз — член Международного Совета по исследованию моря (ИКЕС) и Комиссии по рыболовству в Северо-Восточной Атлан­ тике (НЕАФК). Наша стра­ на принимает самое актив­ ное участие в научных ис­ следованиях, проводимых по Программам, разрабатывае­ мым и координируемым Со­ ветом, планирует и ведет рыбный промысел с учетом рекомендаций и решений, принимаемых Комиссией. Встречи министров, ве­ дающих рыболовством, не­ сомненно, помогают сделать более эффективными кон­ кретные меры, принимаемые странами — участницами Комиссии по рекомендациям Международного Совета. А необходимость этого очевид­ на. Промысловая обстановка на севере Атлантики в по­ следние годы складывается таким образом, что забота о сохранении рыбных запасов этого района океана требует принятия неотложных и дей­ ственных мер, осуществляе­ мых всеми странами, веду­ щими здесь промысел. Запасы сельди, трески и пикши, которые были и остаются надежным источни­ ком благосостояния населе­ ния прибрежных государств — в первую очередь скан­ динавских, в последние го­ ды заметно снизились. Ин­ тенсивный лов, ведущийся флотилиями пятнадцати стран, и ряд факторов, не­ благоприятно ВЛИЯЮЩИХ На восстановление рыбных за­ пасов, ведут к тому, что уло­ вы продолжают падать. Начиная е 1966 года, рез­ ко упала добыча сельди — о 1.722 тысяч до 91 тысячи тонн (в прошлом году). Промысел трески за первые послевоенные двадцать лет сократился на 43 процента, заметно снизились и уловЫ пикши. Это затрагивает интересы и Советского Союза, издавна ведущего промысел на севе­ ро-востоке Атлантики, и ры- банов Дании, Норвегии, Ис­ ландии и Швеции. Значительная часть рыбо­ промысловых флотилий этих етран не уходит далеко от своих берегов и ведет про­ мысел в водах Северной Атлантики. Добыча сельди и трески для наших северных соседей — важная составная часть национальной экономи­ ки. Вполне понятно, что наищ страна, занимающая одно из ведущих мест в мире по масштабам океанического промысла, способна во мно­ гом повлиять на возможные перспективы изменения про­ мысловой обстановки в лю­ бой части мировой аквато­ рии. Именно поэтому, забо­ тясь о сохранении рыбных ресурсов Атлантики, дви­ жимый добрососедскими от­ ношениями к странам Скан­ динавского полуострова, СССР взял на себя инициа* тиву в организации сотруд­ ничества министерств рыбо­ ловства в области рацио­ нального использования и восстановления рыбных ре­ сурсов Северо-Восточной Атлантики. Н А ПРЕСС-КОНФЕРЕН­ ЦИИ по случаю откры­ тия совещания зарубежные гости высоко оценили про­ фессиональный уровень со­ ветских рыбаков, тепло ото­ звались о тех отношениях, которые складываются меж­ ду советскими и скандинав­ скими рыбаками в районах совместного промысла. По окончании работы руководи­ тели иностранных делегаций выразили признательность представителям советской стороны за инициативу со­ зыва этого совещания. ' «На этом совещании мы роздали основу для встречи, цель которой — дальнейшее решение проблем рыболов­ ства», — от имени всех скандинавских делегаций за­ явил представителям совет­ ской стороны министр рыбо­ ловства Норвегии Э. Мокс- нес. Он подчеркнул, что весь ход работы совещания и в первую очередь факт приема его участников Председате­ лем Совета Министров СССР тов. А. Н. Косыги­ ным — убедительное свиде­ тельство того, какое значе­ ние в Советском Союзе при­ дают проблеме рационально­ го использования богатств Мирового океана. Министры, участвовавшие в совещании, согласились с необходимостью расширения масштабов научных исследо­ ваний, осуществляемых по Совместным программам, Строгого регулирования лова Сельди с целью восстановле­ ния ее запасов, целесообраз­ ностью расширения объек­ тов промысла в Северной Атлантике, введения квот, регулирующих объемы вы­ лова, и принятия ряда дру­ гих мер в рамках НЕАФК. Капитан передового экипажа В группе судов бортового тре­ ления тралового флота лидируй ет в завершающем году пяти­ летки экипаж траулера «Молодо* гвардеец». Моряки этого судне под руководством капитана ком* муниста Леонида Ивановича Нез- Говорова заготовили с начала го­ да 19846 центнеров полуфабрика­ та. Фото 6. Данилова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz