Рыбный Мурман. 1970 г. Декабрь.
ГЛШ1МШ1Ш1111ШШШШ1Ш11Ш11НШ1Ш11111ШШШШШШ1Ш111111Ш11ШШ1ШШШШШ111Ш11 Г s s X 1 E S ss I £ в i.** В п о р я д к е © б с у ж д е я ж я ншншминшншнишншншнн^ ПОСЛЕДНЕЕ время «в страницах наших местных газет опублико вано несколько статей Е, А, Ле бедева, который поднимает злободнев ный для тралового промысла вопрос о проловах траулеров по неизвестным причинам и о роли в этом деле ваеров. Зная мнение многих капитанов «Мур мансельди», думаю, что и они поддер живают тов. Лебедева, как и я. ролика нам удалось несколько умень шить. Поскольку в настоящее время мы не знаем точного метода, пользуясь ко- усомнился в точности данного способа промера, объясняя это постоянным из менением крутки ваеров и возможно- торым, можно было бы безошибочно и стью несимметричной работы траловых быстро изменять крутку в заданном на правлении и на заданную величину, и поскольку есть предположение, что такой метод разработать вполне воз- досок. Известно, что угол атаки досок может изменяться по нескольким, иа первый взгляд незаметным причинам: различная длина лапок, различный вес ваеров, при этом блок, который приме- мнется для носового джильсона на РТ, подвешивали на верхнюю часть кормо вой траловой дуги. В него пропускали шкентель из стального троса диамет ром 18 мм, длиной 6 м. На обоих кон цах шкентель имел огоны, за которые скобами крепились струбцыны, служа- можно, то хотелось бы высказать по- досок, изношенность, погнутость, сме- щие для крепления ваеров к шкенте- Е желание и обратиться к специалистам Действительно, трал со своей оснаст- соответствующего профиля: такой ме- кой в любое время может поставить промысловиков в такое положение, при котором, как говорят, хоть плачь. Час то в таких случаях беспомощными ока- тод надо разработать как можно быст рее. По-моему, не хуже плавсостава о та- щение дуг и лапок и т. д. С изменени ем же угла атаки изменяется и распор ная сила досок, а вместе с ней и от клонение плоскости симметрии от пути судна, что опять же приводит к эабе- ких проловах знают и береговые ра- ганию вперед одного крыла трала от зываются и мастера-наставники по до- бстники, только жаль, что они никак не носительно другого. Поэтому замерен- быче рыбы, пролов какого-то судна тут не есть ошибка членов его экипа жа — это бедствие всего флота. Если бы нашелся человек, который мог собрать и систематизировать мне ние промысловиков, то, пожалуй, стало бы видно слабое место тралового воо ружения, мы знали бы точно, где ис кать причину проловов. Этим местом, видимо, будут ваера. В подтверждение сказанного приведу случай, имевший место на нашем СРТ-4164 «Фортуна» в рейсе, протекавшем с 8 января по 24 апреля 1970 года. В начале промысла в Северном мо ре наши уловы по сравнению с други ми судами были отличными, а затем стали заметно снижаться и дошли до того, что их можно было назвать пло хими» Поиск причин пролова показал на полную исправность орудий лова, за исключением различной крутки, осо бенно на ходовых концах ваеров. Учас тив промеры ваеров и проработав ни же своих возможностей некоторое вре мя в Северном море, мы перешли в Баренцево море. Перед началом про мысла в новом районе мы обрубили по 100 метров концов ваеров. Опять уло вы наши стали значительно лучше, чем средние уловы у группы судов, про мышлявших рядом. Однако через не которое время появилась разница ■ ирутке ваеров, и уловы наши снова сте ли падать. Дело дошло до того, что пришлось вызывать на борт судна на ставника по добыче тов. Колесникова. Следует отметить, что старший мас тер по добыче рыбы нашего судна тов. Мальщуков — хороший специа лист, и я, по-видимому, обидел его могут решиться, наконец, заняться изу- ная любым способом на борту судна чением данного вопроса. длина ваеров, включая и прибор маг- Как уже отмечалось, по-видимому, нитных веток, во время траления мо- ВИН 08 НЫМИ в проловах по «неизвест ным причинам» являются ваера. Но как открыть этот секрет? По этому поводу хочу высказать свои предположения, основанные на прак тических наблюдениях. жет оказаться ошибочной. лю. Каждая струбцына состоит из двух стальных плиток, размером 2004-150+ + 25 с пятью отверстиями, за одно из которых крепился шкентель, а четыре предназначались для стягивания пли ток между собой болтами. Посредине вдоль плиток сделан желобок, диамет ром на 2,5 мм меньше, чем диаметр ваеров. При тралении, после ориентировоч- - • ного выравнивания ваеров, по маркам — Считаю более правильным путь, по струбцыны крепились к ваерам и лен- которому следует идти в разработке способов промера ваеров, — это рав нение ваеров по их натяжениям непо средственно во время траления. Осно- ВАЕРАХ И ПРОЛОВАХ Изменение длины ваеров находится в какой-то зависимости от степени их крутки, а крутка зависит от многих при чин, связанных с условиями- работы ва еров. Изменяется она даже при вы< ванные не этом принципе способы не только обладают наибольшей точно стью, но и совсем не требуют на их осуществление затрат промыслового времени. Из существующих способов травливании и выборке ваеров. Следо- наиболее правильным, простым и до ступным следует признать способ вы- вательно, выполнив промер ваеров од ним из существующих способов, мы не можем быть уверены в том, что во гиба на судах кормового траления, предложенный Лебедевым Е. А. Он рассказал о нем на страницах газеты «Рыбный Мурман» 15 февраля 1970 го- ваерам точные стопора лебедки ослаблялись. При этом нагрузка передавалась на уравновешивающий блок, и ваера само- выравнивались. Естественно, что абсолютно точно уравняться они не могут, потому что в блоке имеется трение. Как показал эксперимент, неточность выравнивания из-за трения блока составляла около 1м. К сожалению, мы не имели воз можности продолжить начатую работу на промысловом судне, но необходи мость в этом очевидна. Таким спосо бом можно пользоваться, но это не вы ход из положения. Хотелось бы иметь более совершенный прибор. Моя рукопись, отражающая вышеиз ложенное, была на рецензии в ЦПКТБ. Из бюро последовал ответ: правила эксплуатации ваеров описаны в статье Савостьянова В. В. в газете «Рыбный Мурман» от 18 сентября 1970 года. Оз- время траления их длина за бортом бу дет одинакова, в силу следующих при чин: ваер с меньшей степенью крутки под нагрузкой даст одну вытяжку, е да. ваер с большей круткой — другую. К тому же ваер с большей круткой тяже лее другого ваера, следовательно, он имеет больший провис, и поэтому кры- по трала, которое он буксирует, будет Р ***ьн« ти создания которого приведу равнивания ваеров по стрелам их про- накомившись с указанным материалом, я пришел к выводу, что он отражает устаревшие взгляды, а некоторые вы сказанные там предложения на судах типа СРТ неприемлемы. Нельзя согла ситься и с таким высказыванием, что в случае допущения на каком-то судне большой разницы в длинах ваеров мо ряков за это надлежит наказывать. За что же их наказывать, если их никто не Используя принцип разных нагрузок на ваера при идеальных условиях, мож но создать прибор, в подтверждение забегать вперед, т. е, трал будет идти в перекосе. В 1965 году я подавал рационализа- опыты, проделанные нами в море. Если на корме траулера закрепить не имеющий на своей оси трения блок н своим действием, связанным с вызо- торское предложение на способ про- во время траления перекинуть через вом наставника. Но этот путь подсказа ла мне моя совесть. Тов. Колесников никаких дефектов а трале не обнару- счета магнитных меток, который, как мера ваеров, основанный на принципе нанесения на ваера и последующего него связанные друг с другом еаера, то последние сравняются так, что их натяжения будут точнд одинаковы. жил, за исключением разницы в крут» не ваеров, которую совместными уси лиями за счет перестановки подвесного оказалось позже, разрабатывается оте- Практически мы проверили эту идею за чественными проектными организация- три траления на СРТ-4164 на глубине ми, В настоящее время я полностью 300 м / когда вытравливалось 700—800 м научил бороться с этим злом? В настоящее время величина разниц в длинах ваеров зависит не столько от грамотности их эксплуатации, сколько от «счастья» экипажа, и если поставить Савостьянова В. В. перед подобным фактом, то наверняка он оказался бы бессильным, как и мы. Н. ВОСКОВОЙНИКОВ, напитан СРТ- 4164 «Фортуна». Северной Атлантике изобилие В Москве проходило совещание министров, ведающих рыболовством в скандинавских странах — Дакии, Норве гии, Исландии, Швеции, и руководителей рыбной про мышленности Советского Союза, посвященное проблемам рыболовства в Северной н Северо-Восточной Атлантике. Профессор Н. Н. АНДРЕЕВ комментирует работу этого совещания. С у щ е с т в у е т ряд меж дународных организа ций, в чьи функции входит решение вопросов, связан ных с перспективами разви тия рыбного хозяйства. И страны, представленные на Московском совещании, яв ляются членами этих орга низаций. Советский Союз — член Международного Совета по исследованию моря (ИКЕС) и Комиссии по рыболовству в Северо-Восточной Атлан тике (НЕАФК). Наша стра на принимает самое актив ное участие в научных ис следованиях, проводимых по Программам, разрабатывае мым и координируемым Со ветом, планирует и ведет рыбный промысел с учетом рекомендаций и решений, принимаемых Комиссией. Встречи министров, ве дающих рыболовством, не сомненно, помогают сделать более эффективными кон кретные меры, принимаемые странами — участницами Комиссии по рекомендациям Международного Совета. А необходимость этого очевид на. Промысловая обстановка на севере Атлантики в по следние годы складывается таким образом, что забота о сохранении рыбных запасов этого района океана требует принятия неотложных и дей ственных мер, осуществляе мых всеми странами, веду щими здесь промысел. Запасы сельди, трески и пикши, которые были и остаются надежным источни ком благосостояния населе ния прибрежных государств — в первую очередь скан динавских, в последние го ды заметно снизились. Ин тенсивный лов, ведущийся флотилиями пятнадцати стран, и ряд факторов, не благоприятно ВЛИЯЮЩИХ На восстановление рыбных за пасов, ведут к тому, что уло вы продолжают падать. Начиная е 1966 года, рез ко упала добыча сельди — о 1.722 тысяч до 91 тысячи тонн (в прошлом году). Промысел трески за первые послевоенные двадцать лет сократился на 43 процента, заметно снизились и уловЫ пикши. Это затрагивает интересы и Советского Союза, издавна ведущего промысел на севе ро-востоке Атлантики, и ры- банов Дании, Норвегии, Ис ландии и Швеции. Значительная часть рыбо промысловых флотилий этих етран не уходит далеко от своих берегов и ведет про мысел в водах Северной Атлантики. Добыча сельди и трески для наших северных соседей — важная составная часть национальной экономи ки. Вполне понятно, что наищ страна, занимающая одно из ведущих мест в мире по масштабам океанического промысла, способна во мно гом повлиять на возможные перспективы изменения про мысловой обстановки в лю бой части мировой аквато рии. Именно поэтому, забо тясь о сохранении рыбных ресурсов Атлантики, дви жимый добрососедскими от ношениями к странам Скан динавского полуострова, СССР взял на себя инициа* тиву в организации сотруд ничества министерств рыбо ловства в области рацио нального использования и восстановления рыбных ре сурсов Северо-Восточной Атлантики. Н А ПРЕСС-КОНФЕРЕН ЦИИ по случаю откры тия совещания зарубежные гости высоко оценили про фессиональный уровень со ветских рыбаков, тепло ото звались о тех отношениях, которые складываются меж ду советскими и скандинав скими рыбаками в районах совместного промысла. По окончании работы руководи тели иностранных делегаций выразили признательность представителям советской стороны за инициативу со зыва этого совещания. ' «На этом совещании мы роздали основу для встречи, цель которой — дальнейшее решение проблем рыболов ства», — от имени всех скандинавских делегаций за явил представителям совет ской стороны министр рыбо ловства Норвегии Э. Мокс- нес. Он подчеркнул, что весь ход работы совещания и в первую очередь факт приема его участников Председате лем Совета Министров СССР тов. А. Н. Косыги ным — убедительное свиде тельство того, какое значе ние в Советском Союзе при дают проблеме рационально го использования богатств Мирового океана. Министры, участвовавшие в совещании, согласились с необходимостью расширения масштабов научных исследо ваний, осуществляемых по Совместным программам, Строгого регулирования лова Сельди с целью восстановле ния ее запасов, целесообраз ностью расширения объек тов промысла в Северной Атлантике, введения квот, регулирующих объемы вы лова, и принятия ряда дру гих мер в рамках НЕАФК. Капитан передового экипажа В группе судов бортового тре ления тралового флота лидируй ет в завершающем году пяти летки экипаж траулера «Молодо* гвардеец». Моряки этого судне под руководством капитана ком* муниста Леонида Ивановича Нез- Говорова заготовили с начала го да 19846 центнеров полуфабрика та. Фото 6. Данилова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz